Андронова арутюнян заикание

Методика Л.З. Андронова- Арутюнян.

Методика основана на синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки, которые определяют ритмико-интонационный рисунок фразы. Система определяется автором как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании. Автор считает, что основу заикания образует триада:

2) постоянное состояние тревоги связанное с речью;

3) желание скрыть дефект.

Считает, что заикание нельзя приглушить или редуцировать, нельзя скорегировать отдельные проявления дефекта, а можно сформировать у заикающихся новый речедвигательный навык.

Дестабилизация навыка происходит на психотерапевтическом сеансе («День дестабилизации»), а воспитание нового речедвигательного навыка – на последующих логопедических и психотерапевтических занятиях.

Автор выделяет три направления коррекционной работы:

1. Логопедическая работа направлена на устранение речевых судорог.

2. Психотерапевтическая работа направлена на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи.

3. Психологическая работа направлена на осознание своего состояния и в уверенности реальной возможности выздоровления.

I этап. Подготовительный.

Включает в себя два дня. И обычно в эти дни соблюдается режим молчания, во время которого происходит обучение новым навыкам. От молчания постепенный переход к шепотной речи, а затем к громкой. И при синхронизации движения руки с речью, в замедленном темпе, возможна речь без судорожных запинок уже с первых занятий. Движения руки не отвлекают от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускают речь, устраняют спазмы и судороги, и определяют темп и ритм речи.

II этап. День дестабилизации.

Это психотерапевтический сеанс, который длится примерно 7 часов. Во время этого сеанса, вызывается дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация его внутренних резервов и изменение отношения к себе, и к своему дефекту.

Цель этого дня: перевести человека из состояния пассивного страдания, в состояние человека активно борющегося с недугом.

III этап. Основной этап.

Включает в себя 21 день логопедических занятий. Цель: выработать новый речедвигательный навык, связать речь с чувством спокойствия, сформировать правильное интонирование, научить правильно пользоваться паралингвистическими средствами общения (жестами, мимикой и т.п.). Чувство спокойствия, так же, должно проявляться в уверенной осанке, неторопливых, уверенных движениях. Новый навык укрепляется в функциональных тренировках различной сложности. На данном этапе эти функции устанавливаются в аудитории, т.е. моделируются в различных ситуациях.

Результат: замедленный темп речи не воспринимается как чуждый, не вызывает чувство тревоги так как он связывается с растущим чувством спокойствия и мышечного расслабления.

IV этап. Микрокурсы.

Включает пять микрокурсов, каждый по 5 дней.

Первый микрокурс через месяц, остальные с интервалом в 2 месяца. Перед каждым микрокурсом пациенты получают задания по применению сформированного навыка, в различных ситуациях речевого общения (функциональные тренировки).

На каждом микрокурсе, происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты адаптации нового стереотипа к условиям реальной жизни, выясняются причины неудач, анализируются типичные ошибки. Проводится активирующая психотерапевтическая работа в форме беседы, цель которой, создание у группы правильных установок на дальнейшую работу.

Дальнейшие микрокурсы еще более стабилизируют состояние пациентов, увеличивается объем самостоятельной работы. Большая часть работы проводится индивидуально.

Второй и третий микрокурсы, в основном отведены коррекции интонационной стороне речи на уровне фраз и текстов. Цель: добиться естественной, интонационно окрашенной речи.

Параллельно проводится работа по развитию внимания, мышления, оперативной памяти и обучению навыкам импровизации и композиции.

Четвертый и пятый микрокурсы. Цель: закрепление интонационных и импровизационных навыков на уровне текста, как монолога, так и диалога. Активно используется чтение и обсуждение литературы психологического содержания.

У членов группы развиваются навыки критического анализа поступков, побуждений человека, понимания роли различных людей в коммуникации. Функции тренировки усложняются.

V этап. Заключительный.

1. Автоматизировать новый навык, закрепив его в разнообразных ситуациях общения.

2. Преодолеть вторичные психологические системы заикания.

3. Перейти к естественной речи без опоры на руку.

Во время заключительного этапа, навыки речи многократно проверяются и тренируются в разнообразных ситуациях. Происходит окончательный переход от замедленного к нормальному темпу речи. Движения руки все больше редуцируются и, как правило, затухают. Постепенно речь нормализуется, устанавливается ее естественный темп и правильная интонация.

Обычно, спустя год логопедических занятий, пациенты снимаются с диспансерного учета.

Каждое занятие длится по 3 часа, кроме «дня дестабилизации», который длится 7 часов. Занятия в основном групповые, по 6-8 человек. Группы формируются по возрастному принципу.

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 588 | Нарушение авторских прав

medlec.org

/ Spisok_literatury_po_teme_Zaikanie

Литература по теме «Заикание»

1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я., Синицына Н.Ф., Смирнова М.В. В помощь взрослым заикающимся. Пособие для самостоятельной работы над речью. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1969. — 327 с.

2. Андронова Л.З. Факторный анализ рецидивов заикания у детей 8-12 лет // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — 106-125.

3. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. — 1988. — № 6. — С. 63-67.

4. Андронова Л.З., Арутюнян М.А. Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания // Дефектология. — 1984. — № 4. — С. 14-17.

5. Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. М., 1990.

6. Арутюнян Л.З. (Андронова) Как лечить заикание. — М., 1993.

7. Арутюнян Л.З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

8. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим и неврозоподобным заиканием // Дефектология. — 1978. — № 1. — С. 25-30.

9. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания // Дефектология. — 1988. — № 1 — С. 28-32.

10. Белякова Л.И. Заикание. — М., 2001.

11. Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания // Дефектология. — 1974. — № 5. — С. 10-17.

12. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

13. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.

14. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Третий международный конгресс по проблеме заикания // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 75-76.

15. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Основы логопедической технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. — 2001. — № 4. — с. 49 -52.

16. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся // Дефектология.- 1975. — № 3. — С. 86-89.

17. Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Дьякова Е.А. Психо-физиологический анализ заикания // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1984 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 29.

18. Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология. — 1985. — № 1 — С. 69-74.

19. Блескина М.П., Висленева М.Г. Методические указания по логопедической работе со взрослыми заикающимися (в условиях стационара) // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. — 75 с. – С. 18-29.

20. Богданова Е.В., Жихарева Н.Б. Основные направления дифференцированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стационара // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 135-149.

21. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1977. — 96 с.

22. Боксер Р. И. Из опыта преодоления заикания у подростков // Дефектология. — 1973. — № 2. — С. 46-50.

23. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся //Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

24. Болдырева Т.А., Ваниева В.Ю. Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 30.

25. Болдырева Т.А., Фадеева Н.С. Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 29.

26. Болдырева Т.А., Рылько Г.Ф. Опыт групповой психолого-коррекционной работы со взрослыми заикающимися //Клиника и терапия заикания /Под ред. Г.В. Морозова. — М., 1984. — С. 173-180.

27. Боровская Л.В. Технические средства в работе логопеда с заикающимися дошкольниками // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. С.А. Миронова. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с. — С. 123-132.

28. Бурлакова М.К. Советы логопеда. — М., 200. — С. 36 — 40.

29. Буянов М.И. Заикание у подростков. — М., 1989.

30. Буянов М.И. О лечении заикания с помощью поведенческой психотерапии // Дефектология. — 1984. — № 4. — С. 86-88.

31. Буянов М.И., Богданова С.В., Субботина Р.А., Требулева В.Н. О наследственности при заикании // Дефектология. — 1987. — № 3. — С. 20-22.

32. Буянов М.И., Богданова Е.В., Жихарева Н.Б., Субботина Р.А., Требулева В.Н. Динамика неврозоподобного заикания по данным катамнеза // Дефектология. — 1981. — № 5. — С. 10-13.

33. Вансовская Л.И. Исследование электровозбудимости круговой мышцы рта при заикании у взрослых // Речевые и нервно-психические нарушения у дети с особенностями психофизического развития детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — 160 с. — С. 116-122.

34. Виноградова М.А. Нарушение функций и форм речи у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — 160 с. — С. 109-116.

35. Виноградова М.А. Методы исследования особенностей коммуникации у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. Сб. науч. тр./ Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: Образование, 1994. — 184 с. — С.150-156.

36. Владимирова И.М., Миссуловин Л.Я. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. — № 1. — С. 50 — 54.

37. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.

38. Власова Н.А., Беккер К.П. (ред.) Заикание. — М., 1978.

39. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1989.

40. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 26-58.

41. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2111 «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. — 191 с., ил. — С. 98-119. (Гл. вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания).

42. Волкова Г.А. Развитие моторики у детей раннего возраста с заиканием и без заикания // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — 160 с. — С. 88-97.

43. Волкова Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося ребенка // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

44. Волкова Г.А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: Образование, 1994. — 184 с. — С.137-142.

45. Волкова Г.А. К пониманию механизмов заикания // Московские педагогические чтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии, 16-19 марта 1999 г. Тезисы докладов / Отв. ред. Назарова Н.М. — М.: МГПУ, 1999. — 442 с. — С. 91-93.

46. Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О.С. Орлова — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. — 168 с. — С. 46-48.

47. Воронцова Т.Н., Хуриева И.С. Методические указания по подбору дидактического материала при логотерапии заикания // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. — 75 с. — С. 34-39.

48. Воротникова И.В. Аутогенная тренировка в комплексном лечении логоневрозов // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. — 75 с. — С. 13-17.

49. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1968.

50. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

51. Габриял Т.М. Аналитическое изучение ситуаций, связанных с заиканием //Дефектология. — 1972. — № 5. — С. 23-28.

52. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков: [Советы, рекомендации] // Дефектология. — 2000. — № 5. — С. 66 — 71.

53. Гиляровский В.А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности //Современная неврология, психиатрия и психогигиена. — М., 1932. — С. 9-10, 68-80.

54. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. — М.: МГУ, 1987. — 150с.

55. Голяк Л. Заикание? Избавиться можно: интенсивная логопедия на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми // Пралеска. – 2003. — № 2. — С. 47 — 48.

56. Горина Н.В. Особенности речи дошкольников с заиканием //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. — Воронеж,2003, с. 252 — 263.

57. Горина Н.В. Некоторые особенности коммуникативной функции заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Ред. кол.: В.А. Лапшин, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. — М.: Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина «Прометей», 1991. — 90 с. — С. 22-23.

58. Горина Н.В. Исследование влияния внутрисемейных отношений на коммуникативную активность заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. 1992 г. / Ред. кол.: В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. — М.: Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина «Прометей», 1993 — 104 с. — С. 14-16.

59. Горина Н.В. О влиянии внутрисемейных отношений на коммуникативную активность заикающихся дошкольников // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Сборник тезисов Московских Педагогических чтений 16-19 марта 1999 г. / Отв. ред. Назарова Н.М. — М.: МГПУ, 1999. — 442 с. — С. 97-98.

60. Гутцман Г. Лечение болезней речи.

61. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? — М., 2001. — С. 98 — 103.

62. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. — Л.: Медицина, 1970.

63. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. — М., 1984.

64. Древенников В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6-8 классов // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 157-163.

65. Дьякова Е.А. Некоторые особенности интонационной стороны речи заикающихся // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Ред. кол.: В.А. Лапшин, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. — М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. — 90 с. — С. 58-59.

66. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

67. Дьякова Е.А. Особенности чтения вслух у взрослых заикающихся // Дефектология. — 2000. — № 6. — С. 23-28.

68. Жесут Л.В. Использование логопсихотерапевтических методов в работе с заикающимися школьниками // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Сборник тезисов Московских педагогических чтений 16-19 марта М.: МГПУ, 1999. — 442 с. — С. 104 — 108.

69. Жинкин Н.И. Механизмы заикания // Вопросы патологии речи. — Харьков: ЦНИПИ, 1959. — Т. XXXII.

70. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1983. — 256 с., ил.

71. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы / Е.В. Богданова, М.И. Буянов, Т.В. Калошина и др.; Сост. М.И. Буянов. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.

72. Заикание. Предупреждение его появления и усиления. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов / Составители: К.Г. Ермилова, Л.А. Зайцева; Под ред. В.А. Янковского. — Мн.: РИУУ, 1987. — 24 с.

73. Зайцева Л.А. Роль социальной микросреды в возникновении заикания в работах различных авторов (обзор) // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М. МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 126-134.

74. Зайцева Л.А., Гончарова Л.М. Развитие познавательной деятельности у старшеклассников с неврозоподобной формой заикания // Дэфекталогія. — № 3 с. — С. 15 — 27.

75. Зайцева Л.А., Косикова Е.А. Особенности личных взаимоотношений взрослых заикающихся // Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями умственного и физического развития и ее совершенствование в учебно-воспитательном процессе школ и дошкольных учреждений. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Григорьева. — Мн.: МГПИ им. А.М. Горького, 1986. — 136 с. — С. 129-134.

76. Зайцева Л.А., Трапило Л.В. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности заикающихся школьников // Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Григорьева. — Мн.: МГПИ им. А.М. Горького, 1987. — 170 с. — С.17-23.

77. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е.О. Соколовой; Под ред. и с перед. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. — М.: Медгиз, 1962. — 300 с. — С. 210-265. (VI. Заикающиеся дети), С. 266-271 (VII. Дети с ускоренной речью (тахилалия)).

78. Игнатьева С.А. Подвижные игры с правилами в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками // Дефектология. — 1986. — № 3. — С. 67-71.

79. Игнатьева С.А. Коррекция тяжелых речевых расстройств с использованием методов рефлексотерапии // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 54-56.

80. Калачева И.О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте // Журнал Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1976. — № 10. — С. 1551-1555.

81. Калягин В.А. Если ребенок заикается. — СПб., 1998.

82. Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью психодиагностических тестов // Дефектология. – 1996. — № 3.

83. Казаков В.Г., Бушуева Е.М. Комплексная коррекционная работа при заикании // Логопедия: методические традиции и новаторство. — М. — Воронеж, 2003. — С. 238 — 252.

84. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учебное пособие. — М.: Флинта, 1997. — 160 с.

85. Каспарова В.И., Миронова С.А. Использование занятий по декоративному рисованию для исправления заикания у дошкольников // Дефектология. — 1983. — № 3. — С. 58-60.

86. Киселева М.Г. Логопедическая работа по устранению рецедива заикания у взрослых // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — Вып. 3. — М.: Просвещение, 1967. — С. 200-206.

87. Клиническая классификация и медикаментозное лечение невротических нарушений при заикании. Методич. реком. — Л., 1991

88. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4-25.

89. Когновицкая Т.С. Логопедическая работа с заикающимися школьниками с учетом особенностей мелодики и темпа речи. — Л., 1992.

90. Комплекс логотерапевтических мероприятий при коррекции заикания у взрослых. Методич. реком. — СПб., 1992.

91. Коничева Л.А. Методические указания по проведению занятий по логопедической ритмике // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. — 75 с. — С. 40-46.

92. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. -Мн., 1999.

93. Кочергина И.О. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания взрослых //Журнал Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1976. — № 10. — С. 1790-1791.

94. Крапивина Л.М. Сюжетно-ролевая игра в воспитании заикающихся детей преддошкольного возраста // Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции / Ред. кол.: В.А. Лапшин, В.И. Селиверстов, И.В. Юганова. — М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1991. — 90 с. — 25-27.

95. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста // Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

96. Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста // Дефектология. — 1994. — № 4. — С. 80-83.

97. Крапивина Л.М. Формирование сюжетно-ролевой игры у заикающихся дошкольников трех-четырех лет // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 40-41.

98. Крапухин А.В. Организация вечерней закрепительной работы с заикающимися подростками в условиях стационара // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 169-174.

99. Крапухин А.В., Саламов Ш.А. Применение электромиографических методов исследования круговой мышцы рта заикающихся // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 164-168.

100. Куршев В.А. Заикание. — М., 1973.

101. Куршев В.А. Заикание. — Волгоград, 1974.

102. Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. — М., 1975.

103. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. — 1969. — № 3. — С. 9-17.

104. Левина Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. — 1981. — № 1. — С.7-13.

105. Леонова Л.В. Психолого-педагогическое изучение и коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ // Логопедия: методические традиции и новаторство. — М. -Воронеж, 2003. – С. 263 — 270.

106. Леонова С.В. Результаты комплексного психолого-педагогического обследования учащихся начальных классов школы-интерната для заикающихся детей // Дефектология. – 1995. — № 5.

107. Леонова С.В. Характеристика вербальных и невербальных средств общения заикающихся школьников начальных классов // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов. — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 43-44.

108. Логопедическая ритмика в системе комплексного подхода к преодолению заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Методические рекомендации) /Автор-составитель Н.А. Рычкова. — М.: НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1988. — 16 с.

109. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 304 с.

110. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — Л.: Наука, 1994. — 190 с.

111. Лубенская А.И. Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий со взрослыми заикающимися. Автореф. канд. дис. — М., 1974. — 33 с.

112. Лукашевич И.П., Магинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология. — 2000. — № 5. — С. 9-15.

113. Любинская С.М. От заикания — к свободной речи. — М., 1970, 1975, 1980.

114. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии заикания //Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. — М., 1960. — 8. — С. 195-208.

115. Матейова З., Мишура С. Музыкотерапия при заикании. — Киев 1984.

116. Методические рекомендации по планированию коррекционной работы с заикающимися дошкольниками. — Днепропетровск, 1980.

117. Мещерская Л.Н. Использование внешнего акустического воздействия при коррекции заикания // Дефектология. — 1985. — № 3. — С. 14-19.

118. Мещерская Л.Н. Современные методы устранения заикания (Обзор литературы) // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 88-93.

119. Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников //Дошкольное воспитание. — 1979. — № 8.

120. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

121. Моравска Л. Психолого-логопедическая характеристика заикающихся детей 4 — летнего возраста // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — 160 с. — С. 102-109.

122. Мороз О.Т. К вопросу о заикании, его распространенности и предупреждении // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 92-105.

123. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. Практ. материал для работы с заикающимися. — М., 2002.

124. Музыка души. Введение в музыкотерапию (по лекциям Антонио Менегетти). Пер. с итал. — СПб., 1992.

125. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 88-93.

126. Набиева Т.Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18-23.

127. Набиева Т.Н. Пути устранения мышечной патологии при заикании // Дефектология. — 2000. — № 6. — С. 28-36.

128. Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях // Расстройство речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 150-156.

129. Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники) // Нарушения речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: Просвещение, 1975. — С. 118-123.

130. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения //Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 123-129.

131. Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием //Новые исследования в психологии. — М., 1981. — № 1. — С. 85-93.

132. Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. — М., 1909.

133. Неткачев Н.Г. Клиника и психотерапия заикания. — М., 1913.

134. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программа для специальных дошкольных учреждений. / Ред. А.И. Павлова. — М.: Просвещение, 1983.

135. Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязей некоторых сторон моторики и речи взрослых заикающихся // Дефектология. — 1983. — № 3. — С. 16-20.

136. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися // Дефектология. — 1982. — № 1. — С. 3-12.

137. Оганесян Е.В. Устное выступление как завершающий этап речевых тренировок и логопедических занятий со взрослыми заикающимися // Дефектология. — 1984. — № 6. — С. 34-38.

138. Оганесян Е.В., Чернявский В.М. Проблема заикания в современных зарубежных исследованиях // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 88-93.

139. Оганесян Е.В. К изучению эффективности логопедической работы в русле комплексного подхода к преодолению заикания у взрослых в условиях специализированного стационара // Дефектология. — 1985. — № 4. — С. 23-28.

140. Оганесян Е.В. К унификации учета и оценки результатов коррекционной работы со взрослыми заикающимися // Дефектология. — 1986. — № 4. — С. 75-78.

141. Одинцова Т.С. Заикание у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 288 с. — Серия «Медицина для вас».

142. Отработка мелодики и темпа речи у заикающихся детей школьного возраста. Методич. реком. Л., 1991.

143. Оценка тяжести речевого нарушения при заикании: Методич. реком. — Л., 1991.

144. Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: Просвещение, 1975. — С. 65-70.

145. Парамонова Л.Г. Методические указания по работе школьного логопеда с родителями и учителями заикающихся // Методические материалы по лечению расстройств речи / Отв. ред. Н.В. Чепурная. — Л.: Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи, 1966. — 75 с. — С. 47-51.

146. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1995. — 176 с.: ил.

147. Петрова Л.И. Проявление заикания у детей преддошкольного возраста // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Г.А. Волкова. — Л. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. — 160 с. — С. 97-101.

148. Петрова Л.И. Особенности логопедической работы с детьми преддошкольного возраста // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. Сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. — СПб.: Образование, 1994. — 184 с. — С. 156-161.

149. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 128 с.

150. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. — СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 287 с.

151. Поварова И.А. Использование компьютерной технологии в реабилитации заикающихся // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Орлова О.С. — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002 — 168 с. — С. 103-105.

152. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Педагогика, 1975. — 160 с.

153. Примерное планирование занятий с заикающимися учениками начальных классов в условиях школьного логопедического пункта методические рекомендации / Составитель Масандилова Ф.И., Отв. ред. Калугина Г.А. — М.: МГИУУ, 1973. — 50 с.

154. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. Методические разработки /Автор-составитель Волкова Г.А.; Отв. ред. Иванов Е.С. — Л., 1982. — 64 с.

155. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей: Методические рекомендации / Сост. Л.А. Зайцева. — Минск, 1989.

156. Работа по предупреждению заикания у детей. Методические рекомендации /Автор-составитель Л.А. Зайцева. — Мн.: МГПИ им. А.М. Горького, 1981. — 17 с.

157. Работа по предупреждению заикания у детей: Методические рекомендации / Сост. Л.А. Зайцева. — Минск, 1981.

158. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

159. Раздольский В.А. Экспериментальное изучение влияния звукоусиления на речь заикающихся // Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. — 195 с. — С. 175-182.

160. Рау Е.Ю. Динамика некоторых характеристик личности в процессе психотерапии заикающихся // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 67-72.

161. Рау Е.Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания // Заикание, проблемы теории и практики. — М., 1992. — С. 51-63.

162. Рау Е.Ю. Способы диагностики адаптации взрослых заикающихся к проблемным ситуациям общения // Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков 11-13 мая 1994 г. Сборник тезисов научных докладов / Отв. ред. Б.П. Пузанов — М.: МПГУ, 1994. — 72 с. — С. 47-48.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation