Арт терапия для снятия стресса

Свойства и польза арт-терапии

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, агрессией. Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).
  • Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

    Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

    У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

    Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

    Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

    На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

    Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

    Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

    На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

    Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

    Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

    Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

    Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

    Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

    Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

    Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

    Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

    С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

    Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

    1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

    Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

    После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

    2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

    Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

    3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

    Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

    Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

    Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

    Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

    Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

    Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

    www.grc-eka.ru

    10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

    Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

    Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

    Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

    1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

    Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

    2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

    Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

    3. Постройте алтарь любимого человека

    Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

    4. Рисуйте в полной темноте

    Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

    5. Раскрасьте своё физическое состояние

    Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

    6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

    Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

    Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

    Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

    8. «Напишите» стихотворение-коллаж

    Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

    9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

    Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

    10. Сделайте коробку прощения

    Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

    cameralabs.org

    Арт терапия для снятия стресса

    У вас сейчас был тяжёлый сутки? На голову упала куча неприятностей, и вы не воображаете себе, как с ними совладать? Предлагаем воспользоваться техникой арт-терапии!

    Арт-терапия – красивое средство чтобы совладать с стрессом и негативными эмоциями. Многие уверены в том, что заниматься арт-терапией возможно лишь под управлением умелого наставника, но это не верно. Мы предлагаем вам несложную технику, которая потребует от вас минимум навыков и времени.

    Попытайтесь решить собственные неприятности экологично и приятно!

    Что вам необходимо?

    Лист бумаги А-4 либо А-2, по вашему выбору.Краски и карандаши. Возможно рисовать лишь красками либо карандашами, но лучше иметь выбор.Круглая форма диаметром 20-30 см. Она нужна чтобы начертить ровный круг на бумаге.Полчаса-час времени.

    — Сформулируйте собственные эмоции. Перед тем, как начать рисовать, проговорите, в мыслях и вслух, что именно вас тревожит в той проблеме, которая перед вами стоит. К примеру: У меня не получается похудеть. Вследствие этого я ощущаю неприязнь к себе.

    Принципиально важно, дабы за один сеанс терапии вы прорабатывали лишь одно негативное чувство.

    — Войдите в состояние. Устройтесь эргономичнее, разложите около себя нужные для рисования предметы. Закройте глаза и постарайтесь отыскать в памяти ситуации, в то время, когда вы особенно остро чувствовали то негативное чувство, с которым вы желали бы совладать.

    Попытайтесь прочувствовать его снова.

    — Начинайте рисовать. В то время, когда вы войдете в это состояние, нарисуйте при помощи круглой формы круг и начинайте творить. Заполняйте круг фигурами и цветами, не особенно вспоминая, чисто рефлекторно.

    Не следует намерено выбирать краски либо оттенки, пускай ваша рука движется как бы кроме вашего сознания, сама собой. Попытайтесь заполнить форму полностью. У вас оказалась мандала.

    — Отслеживайте трансформации. По мере того, как вы рисуете, старайтесь отследить, изменяется ли как-то ваше состояние. Первоначально вы пребывали под действием негативного эмоции: отступает ли оно, слабнет ли?

    Постарайтесь выплеснуть его на бумагу полностью, не покинув ничего на душе. Так вы переживаете собственный негатив и избавляетесь от него.

    — Творите . В то время, когда мандала будет всецело закончена, а ваше состояние легко улучшится, нарисуйте еще одну форму. Рисуя еще одну мандалу, задавайте себе вопрос: Что я могу улучшить в собственном состоянии?

    — Выберите мандалу. В то время, когда мандалы готовы, отойдите на несколько метров, взглянуть на них: какая из них вам нравится больше? Без отличия, какую вы выберете – первую либо вторую, это не имеет особенного значения. Поставьте ее раздельно и в течение 10-15 мин. смотрите на нее: какие конкретно эмоции она у вас вызывает?

    Назовите эти эмоции вслух: У меня в на данный момент обида. Попытайтесь выразить ее при помощи мелодии либо звука: пропойте либо скажите что-то, что высказывает это чувство.

    — Прислушайтесь к совету. Поразмыслите: что вам хотелось бы на данный момент сделать? Какие конкретно рекомендации, глядя на мандалу, вы имеете возможность себе дать довольно будущего? Быть может, ваши мысли покажутся вам необычными, но все же стоит их записать в блокнот. К примеру, вы осознаете, что вам хочется накричать на мужа.

    Либо уехать в путешествие. Либо приобрести себе оранжевый жилет. Чуть позднее, проанализировав ваши необычныена данный момент; жажды, вы, быть может, осознаете, как вам функционировать.

    А быть может,решение проблемы придет к вам сразу же по окончании того, как вы нарисуете мандалу.

    brandlymoda.ru

    Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий.

    Наверное, где-нибудь в джунглях Ама­зонии или на малюсеньких островках в Океании почувствовать себя счастливым намного проще. Что касается рядового горожанина (меня, например), то он просто не мо­жет не испытывать множества разно­образных стрессов. Как мимолетных (когда он с трудом выпрыгивает из-под колес автобуса, летящего на крас­ный свет), так и постоянных (неполад­ки в семье, на работе и т.д.). Не ска­зать чтобы мой собственный стресс меня уж очень сильно угнетал. Но все же почему бы не попробовать с ним побороться? Сказано — сделано. Хорошенько подумав, сравнив различные прикладные методы в психологии, я решил остановиться на арт-терапии. С детства люблю рисовать. Хотя и не умею. Но этого, как выяснилось позже, от меня и не требовалось. Небольшая комната-студия, не­сколько складных стульев (се­ансы могут быть индивидуаль­ными и групповыми) и мой на­ставник психолог.

    Короткая беседа по поводу то­го, что меня, собственно, трево­жит. Не так-то это просто выра­зить словами. Тем более что я человек достаточно замкну­тый и не имею привычки гру­зить окружающих собственны­ми проблемами. Не знаю, как с точки зрения психолога, а мне мое повествование показалось чрезвычайно запутанным и не­конкретным. На том и остано­вились, чтобы приступить соб­ственно к арт-терапии. Из мно­жества предложенных изобра­зительных средств я выбрал черный фломастер. С моей точки зрения — совершенно логично, ибо мне предстояло изобразить собствен­ный стресс.

    Сразу же отвергнув мысли о том, чтобы изображать нечто кон­кретное, останавливаю выбор на абстрактной композиции. Техника знако­мая: сколько я их таких нарисовал в свое время на скучнейших собрани­ях и лекциях — не сосчитать.

    Через некоторое время ловлю себя на том, что увлекся так, что аж язык вы­сунул. Невольно всплывают строчки из статьи, прочитанной накануне визита: «Арт-терапия возвращает нас в детст­во, когда разница между рисунками и словами столь невели­ка, что и те и другие мож­но использовать при об­щении на равных». Что ж, пока все сходится.

    К тому же, углубившись в рисование, я явственно ощущаю, что проблемы внешне­го мира если не исче­зают вовсе, то, по крайней мере, отда­ляются от меня на до­вольно приличное расстояние.

    И вот мой шедевр готов. Отмечаю про себя несколько озадаченное выраже­ние лица психолога, который его рассмат­ривает (впрочем, может, так и поло­жено). После некоторых раздумий он говорит, что мой стресс, помимо отрицательных сторон, имеет и неко­торые положительные. Какие? Сейчас разберемся.

    Во время следующего этапа сеанса я испытал весьма странные ощущения. Пожалуй, одни из самых странных в моей жизни. Передо мной на стуле был ус­тановлен мой собственный стресс. На­до было представить его живым человеком и поговорить по душам — что и почему меня в нем не устраивает. Поначалу беседа явно не клеилась. Ес­ли честно, выдавливая фразу за фра­зой, я чувствовал себя форменным психом. Но постепенно это чувство прошло. Кое-что даже начало прояс­няться в процессе этого безумного ди­алога с собственным стрессом.

    Что отметил психолог? Что беседа ве­лась во вполне дружеском ключе. То есть взаимоотношения у нас с ним бы­ли действительно не вполне испорче­ны. «А бывает, что люди орут на соб­ственный стресс?» — поинтересовался я. «Всякое бывает», — уклончиво отве­тил психолог, явно стараясь не дать моему любопытству нарушать ход сеанса. Следующее задание — нарисовать безоб­лачную, счастливую жизнь. Ну это мы ми­гом. Прочь черные фломастеры. Только кисть и краски: бирюзовая, желтая, крас­ная и синяя. Получилось нечто вроде мо­лочной реки с кисельными берегами в па­литре а-ля Ван Гог.

    Теперь мне предстояло еще более трудное мероприятие. Я должен был стать третей­ским судьей между самим собой (роль ме­ня играл мой кисельно-молочный рисунок) и стрессом. Оппоненты удобно устроились на стульях. Нельзя сказать, что это был легкий разговор. Обе стороны достаточно настойчиво призывали: одна кардинально менять образ жизни, другая — наоборот. Аргументация была вполне убедительной, порой даже излишне скрупулезной. Каюсь, вердикта я вынести так и не смог. Однако, не знаю уж, повлиял ли психолог на мои дальнейшие решения или нет, я пришел к четкому убеждению, что если целиком и полностью побороть свой нынешний стресс, то на его месте может возникнуть какой-нибудь куда менее приятный монстр. И разговаривать с ним придется куда более жестко.

    Вывод этот я, естественно, озвучил (испы­тав при этом, надо сказать, кучу положи­тельных эмоций) и стал ждать резюме пси­холога. Не дождался.

    «Никакого резюме, — сказал психолог. — Ес­ли есть вопросы, я отвечу. Если нет — при­ходите на следующий сеанс. В зависимости от изменений в вашем мироощущении, под­берем соответствующую методику. Кстати, после телефонного разговора с вами, я пла­нировал нечто совершенно другое. Какую- нибудь релаксационную методику».

    А еще меня похвалили за то, что я доволь­но быстро адаптировался. У некоторых клиентов на раскачку уходит несколько се­ансов. Но тем не менее, если хочешь все­рьез усовершенствовать свою жизнь, мень­ше чем на 10 занятий не рассчитывай. И это правильно, учитывая что арт-терапия дает возможность найти корни проблем, на пер­вый взгляд совершенно не связанных с пси­хикой (например, резкий набор лишнего веса).

    Арт-терапия — это методика, пред­назначенная для выявления диа­гностики эмоциональных и нерв­ных расстройств. Клиенты арт-терапевта должны самовыразиться, ис­пользуя самые разнообразные ма­териалы: от простых карандашей и красок до пластилина и даже иллю­страции из журналов, из которых особо стесняющиеся своего неуме­ния рисовать могут делать коллажи. Их цель — не создавать произведе­ния искусства, а максимально вы­плеснуть тщательно скрываемые в обычной ситуации эмоции. Прежде всего отрицательные. Ну и, конечно, максимально раскрепоститься. Да­лее в дело вступает специалист, ко­торый зачастую может по рисунку выявить самые глубинные причины расстройств и стресса и распознать их на более ранней стадии, чем обычный психоаналитик.

    Как это происходит. После недолгой беседы о твоих проблемах и ожиданиях от предсто­ящего курса, психолог подберет од­ну из десятков методик. Любая из них предусматривает лишь мягкое воздействие на клиента наводящи­ми вопросами и комментариями, которые помогают раскрепоститься и полнее выразить свои эмоции. Специалист поможет разобраться с необычными образами и ассоциа­циями, нередко возникающими в процессе сеанса. Эффективна арт-терапия и в случаях, когда конфликтные ситуации возникают в рабочем кол­лективе или семейном кругу. От слов, как известно, лю­ди напрягаются больше, чем от ри­сунков. Зато больше задумываются.

    Когда все началось. Арт-терапия получила активное раз­витие на Западе в конце 60-х годов. Применявшаяся поначалу только к серьезным больным (шизофре­ния и прочие отклонения), она уже в 80-е годы была признана эффек­тивной для лечения легких нервных расстройств, снятия стресса, а также для борьбы с недостатком ап­петита, алкогольной и наркотичес­кой зависимостью. Большинство ме­диков признают ее пользу в опреде­лении косвенных симптомов хрони­ческих заболеваний, до поры нео­пределимых обычными методиками. Как это делать самому Арт-терапия — отличный способ ре­лаксации. Умение рисовать (лепить) не играет роли. И даже наоборот. Необходимо преодолеть в себе кри­тическое отношение к тому, что пы­таешься изобразить, и сконцентри­роваться на процессе.

    И еще не­сколько практических советов:

    • Выбери манеру, к которой ты максимально привык. Даже если это было в раннем детстве.
    • Выбери материалы, которые тебе максимально подходят (бумага, холст, пластилин), и набросай ос­новные контуры того, что ты хотел бы изобразить. Причем, если ты правша, попытайся сделать это ле­вой рукой. Так ты подключишь к ра­боте оба полушария мозга.
    • Работай быстро, стараясь не заду­мываться над тем, что делают твои руки. Они сами сделают выбор меж­ду скрупулезностью графики и раз­машистостью масляного мазка.
    • Если ты категорически сомнева­ешься в своих изобразительных спо­собностях, возьми стопку журналов, клей, ножницы и создай коллаж.
    • Когда закончишь труд, постарай­ся вглядеться в него повниматель­нее. Нет, не критически, а просто пытаясь разобраться, откуда что по­шло. Цвета, образы, линии. Если не разобрался, ничего страшного. Попробуй еще и еще раз. Рано или поздно проявится закономерность. А там и до понимания один шаг.
    • Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий.

      (Эту статью любезно предоставил сайту «Психология счастливой жизни» Антон Б., г. Москва)

      psycabi.net

      Исследовательская работа ученицы 6 класса на тему: «Арт — терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом»

      Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД»

      в борьбе со стрессом

      ученица 6 класса

      Бурнышева Елена Александровна, педагог-психолог

      I Глава. Теоретические аспекты …………………………………………………5

      1.1. Сущность стресса, его причины и проявления……………………………..5

      1.2. Физиологические признаки стрессового состояния……………………….6

      1.3. Эмоциональные признаки стрессового состояния………………………. 8

      1.4. Психологическая защита от стресса –арт-терапия…………………….….8

      2. Применение рисунков анти-стресс для стабилизации эмоционального фона и снятия стресса учащихся школы – интерната №11 ОАО «РЖД»………. 11

      2.1. Работа по сбору тематических альбомов анти-стресс……………………11

      Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания и в настоящее время остается одной из актуальных тем. Существует ряд стрессогенных специальностей, к ним относятся и специальности работников железнодорожного транспорта, профессия учителя, врача, продавца.

      Необходимость исследования механизмов преодоления стресса; отбора наиболее эффективных методов для снятия стресса у учеников нашей школы. Именно это явилось проблемой , поднятой в работе.

      Рисовать или раскашивать любят многие. Рисование участвует в согласованной работе полушарий, активизируется образное мышление, связанное, с работой правого полушария; и логическое, за которое отвечает левое полушарие. Рисование связывает зрительную, двигательную функцию, речь и мышление. Поэтому для своей исследовательской деятельности я выбрала тему «Арт-терапия, рисунки анти-стресс, в борьбе со стрессом».

      Цель: создание авторского тематического альбома раскрасок анти-стресс «Животные», направленного на снятие психического напряжения.

      Для реализации цели были поставлены следующие задачи :

      1. изучить и проанализировать литературу по исследованию стресса, влиянию арт-терапии на эмоциональное состояние человека;

      2. создать авторский тематический альбом с рисунками анти-стресс на снятие стресса;

      3. применить собранные рисунки в занятиях с учащимися 6 класса.

      Гипотеза: авторские рисунки анти-стресс способствуют формированию приемов преодоления стресса.

      Новизна моей работы заключается в том, что в ней я, взаимодействуя с психологом, используя литературу, создала и применила на практике авторский тематический альбом с рисунками анти-стресс по преодолению стресса у одноклассников.

      Ожидаемый результат: снижение стрессового состояния учащихся после применения изо-терапии.

      Источники информации: научно-популярная литература , книга М.В.Киселевой «Арт-терапия в работе с детьми», СМИ (периодическая печать, тематические телевизионные передачи), Интернет ресурсы.

      infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation