Атипичный аутизм прогнозы развития

Наш Максимка, 4 года и 4 мес. Атипичный аутизм

Наш Максимка, 4 года и 4 мес. Атипичный аутизм

Нина1974 в Вс Май 18, 2014 5:43 pm

Теперь хотелось бы рассказать о нас. Может быть наша история послужит для кого-нибудь уроком и убережет от ошибок и потери времени. Мы уже года два пребываем практически в полном отчаянии. Уже почти смирились с прогнозами о нашем будущем. Надеялись только на чудо. Но надежды оставалось все меньше и меньше. Мысли о том, что почему именно с нами это случилось, чем мы провинились, что сделали не так, уже давно загнали нашу семью в депрессию. Никакого выхода мы больше не видели. Как на чудо надеялись на лечение в больнице №6 в Москве, сделали все обследования, провели терапию, но результатов это не дало практически никаких. По поведению врачей мне казалось, что они и сами ничего не могут понять, ничего не обещают, они такие же беспомощные, как и я. Я интуитивно понимала, что традиционное лечение ему не поможет, что надо что-то предпринимать. Либо просто оставить все как есть и не мучить ребенка. Пусть будет как будет.

Расскажу, как развивался ребенок. Беременность протекала вполне нормально, если не считать небольшой тонус матки. На 35 неделе у меня был стресс, произошли преждевременные роды. Кесарево сечение. Ребенок весил 2200. Мы очень боялись за него. Но в первые же месяцы ребенок стал стремительно набирать вес, видно было, что он крепыш. Физически развивался хорошо. Вовремя сел, рано пошел, гулил, говорил слоги, улыбался, реагировал на всех. Аппетит был отменный, ничем не болел, если не считать пару раз ОРЗ. Прививки сделали все по графику. Никаких реакций на прививки не было, врачей посещали исправно, но плану. Речи у Максимки не было. До года были слоги, а позже он стал мычать. Ближе к двум годам мы стали замечать странности. Перестал смотреть на нас, не откликался на имя. Стал постоянно открывать и закрывать двери. Игрушками не интересовался. Я все это списывала на характер. В 2,5 года пошли в обычный садик, в ясли. Я представляла, как мой мальчик будет приносить стишки и песенки, сколько радости будет доставлять нам, но я и представить не могла, сколько унижений и огорчений нам придется перенести в этом садике. Воспитатели все возмущались, что он сам не ест, не одевается. Ребенок по группе первое время не ходил, весь день сидел на диванчике. Ни на кого не реагировал. Я считала, что нужно время для адаптации. Что он еще не привык к новым людям, к новым правила. До сих пор за ним смотрела только я, думала, что он просто такой домашний ребенок. Тогда я даже понятия не имела, что есть такая болезнь — аутизм. Воспитатели сада преподносили свои претензии в некорректном виде, смотрели на меня странно, сухо говорили со мной, задавали странные для меня в то время вопросы. Какие-то намеки типа » посмотрите на детей на улице и сравните со своим. » на мои вопросы » ну как он себя сегодня вел» одна воспитательница в почтенном возрасте, (хотя до сих пор и безо всякого педобразования) сказала: » Все у вас плохо, чудес не происходит. » Я была возмущена таким отношением. Нянечке и воспитателям совала в карманы, дарила подарки, чтобы они его не оставляли голодным, кормили, пока он не привыкнет к режиму. Но они все равно были недовольны. Я не понимала, в чем причина того, что нас не принимают. С другими родителями они разговаривали очень ласково, приветливо. А мы были как изгои. В конце концов произошел случай, в результате которого произошел скандал. Максим более-менее привык к саду, стал уже ходить по группе, а в однажды вдруг разбежался и видимо (я так предполагаю ненарочно) сшиб девочку. Она упала, ушибла ухо. Прихожу его забирать, а меня вызывают к заведующей. Был разговор с психологом, они настоятельно опросили меня показать его неврологу. Частный невролог поставил диагноз ЗПРР, что ребенок отстает в развитии, расторможен. Но на аутизм не было даже намека. Если бы они мне раньше сказали, что это такое, я бы намного раньше занялась этим вопросом. Логопед в детской поликлинике нам сказала, что 2 года — это слишком ранний срок для беспокойства, что мы рано пришли. Надо придти в три года, тогда видно будет. Что недоношенные дети к 6 годам уже точно догоняют сверстников. Сделали ЭХО головы, проверили зрение, слух. Все было в порядке. Нас направили на медкомиссию. Там с нами долго церемонились, порекомендовали заниматься с дефектологом, лечь в больницу №6 в Москве, походить еще в какие-то платные развивающие центры. В больнице мы пролежали там 5 недель, сделали все обследования — МРТ, ЭЭГ, ЭХО, УЗДГ — все было в норме за исключением небольшого риска ЭПИ-активности. Поставили диагноз атипичный аутизм. Провели терапию (этаперазин, циннаризин, мексидол, пантогам) но результатов это не дало практически никаких. До больницы еще три курса таблеток и уколов было. По поведению врачей мне казалось, что они и сами ничего не могут понять, ничего не обещают, они такие же беспомощные, как и я. У ребенка речи как не было, так и нет. Даже слоги пропали. Зато появились дикие истерики, астматические приступы, самостимуляции. Мы уже года два пребываем практически в полном отчаянии. Уже почти смирились с прогнозами о нашем будущем. Надеялись только на чудо. Но надежды оставалось все меньше и меньше. Мысли о том, что почему именно с нами это случилось, чем мы провинились, что сделали не так, уже давно загнали нашу семью в депрессию. Никакого выхода мы больше не видели. Я интуитивно понимала, что традиционное лечение ему не поможет, что надо что-то предпринимать. Либо просто оставить все как есть и не мучить ребенка. Пусть будет как будет. Никогда не забуду день, когда в садике случайно наткнулась на логопеда и она в лоб мне сказала (как будто для того, чтобы просто добить меня окончательно), что, цитирую:» Приготовьтесь, у вас это на всю жизнь. Он скорее всего так и не заговорит или в лучшем случае будет пользоваться ограниченным набором слов. У вас такой тяжелый случай, потому что умственная отсталость наложилась на аутизм. » Я вышла из садика и по дороге домой не смогла сдержаться, слезы текли по лицу. А придя домой разрыдалась, дочка перепугалась, я ей рассказала, что нас ждет. Она разозлилась на логопеда, сказала, что она вообще не имела право так говорить. Что даже врачи в больнице тебе таких прогнозов не давали, говорили, что все это индивидуально. Потом, когда я пришла в себя, я поняла, насколько некрасиво, неэтично, жестоко говорила эта женщина. Просто обрубила все надежды. Я до сих пор не понимаю, для чего она мне это сказала. Может она хотела по-своему помочь? Неужели такой специалист не должен понимать, насколько больно слышать такое родителям о своем ребенке. Как мать, которая знает своего ребенка лучше всех, я понимала, видела, что несмотря на то, что он отстает в развитии, не интересуется игрушками, детьми, не раскладывает предметы по цветам и формам, он ребенок сообразительный, память у него отличная. И только теперь, узнав причину всех бед моего ребенка, я поняла, что он никакой не умственно отсталый. Что у аутистов интеллект в сохранности. Благодаря Вам, Тамара, дорогая, я поняла, что выход есть, что аутизм вполне излечим. Я обрела такую надежду, смысл жизни, я буквально ожила и теперь готова горы свернуть! И даже две недели диеты тому доказательство. У ребенка прекратились истерики, приступы астмы прекратились. Раньше не было ни дня без ингаляций. С первого дня диеты ингаляции мы больше не делаем. Прошла шершавость на щечках, цвет лица улучшился. Ребенок стал более жизнерадостным, больше стал идти на контакт. Явно видно, что ребенок стал себя лучше чувствовать. За эти две недели Максим стал много вокализировать, появились новые слоги. С дефектологом занимается уже без истерик, спокойно. Конечно мы пока пока еще только в начале пути и нас ждем много трудностей и неудач, но я УВЕРЕНА, что мы все преодолеем. И очень надеюсь на вашу дальнейшую помощь и ваши советы. Я до конца жизни буду ставить за Ваше здравие свечку! Еще раз огромное Вам спасибо! Вы необыкновенный человек. На таких как вы и держится мир! Удачи Вам и везения во всем.

Альбиночка в Вс Май 18, 2014 7:02 pm

Я зашла поддержать Вас. Меня глубоко тронуло Ваше сообщение. Просто все то, что происходило с вами я тоже когда то пережила и даже больше. Так как мой уже большой (11 лет), а на путь биомеда и диеты мы встали только год назад, но не разу еще об этом не пожалела. Мы очень медленно, но движемся вперед. А вы еще сравнительно маленькие и все у Вас получиться. Основное сейчас для Вас очень много читать, что то конспектировать. Идите не спеша, выверяя каждый шаг. У Вас все получиться!

mamamarka в Пн Май 19, 2014 12:08 am

Здравствуйте! Я тоже хочу вас поддержать, все о чем вы пишете болью отдается в сердце, так как мы проходили примерно тоже самое, и наши мальчики ровесники, и тоже пока не говорим, да еще мы с вами соседи, мы из Железнодорожного) Читайте форум, постепенно старайтесь разобраться, что к чему. И еще мой вам большой совет — как можно скорее начните заниматься АБА-терапией. Мы перепробовали много всего, но только сев на диету и начав заниматься АБа мы увидели реальные результаты. И хотя мы сами еще начинающие, далеко не во всем еще разобрались, диету начали всего пол года назад, и не ввели пока еще полный базовый протокол, я уверена, что единственно верный путь помочь нашим деткам — диета, биомед, занятия по аба программе.

Re: Наш Максимка, 4 года и 4 мес. Атипичный аутизм

Нина1974 в Пн Май 19, 2014 4:06 pm

Я пока только разбираюсь и осваиваюсь в работе форума, не всегда понимаю, куда что нажать и отправить. Так что не судите строго.

Накопилась масса вопросов, помогите разобраться, пожалуйста!

Нина1974 в Пн Май 19, 2014 4:25 pm

Хочу начать давать ребенку пробиотики. Заквасила капусту. Подскажите пожалуйста, правильно ли я все сделала?

Нарезала, посыпала морской солью, капуста выпустила сок, слегка ее помяла, выложила в эмалированную кастрюлю (старую, эмаль потемнела, но без трещин и сколов — такая пойдет?) прикрыла блюдцем, придавила грузиком.

Через сколько дней можно давать сок капусты ребенку?

Нужно ли сок отжать, а капусту выбросить?

С какой дозы начинать?

И сколько времени можно хранить сок? И где, в холодильнике или в тепле?

Отчего у ребенка «бараний» кал? Исключила казеин и глютен, вывела все подозрительные продукты, оставила только картошку, немного моркови и лука (в супе), курицу, гречку, рис. Вроде бы хорошо переносит, поведение улучшилось, стал спокойным, истерики прекратились. Из препаратов даю креон, цитросепт, расторопшу, энтеросгель. Все это время давала пробиотик нормобакт, но обнаружила, что он выращен на молоке. Не даю уже два дня. И кал стал «бараньим» вместо обычных оформленных колбасок. Может ли быть то из-за отсутствия пребиотика?

В аптеке спрашиваю, какие у них есть пробиотики, выращенные не на молоке? Они о таких даже не слышали. Поэтому и решила заквасить капусту, за неимением нормальных пребиотиков. Может ли сок капусты заменить их сполна?

autism.forum2x2.ru

Аутизм: симптомы, причины, диагностика, лечение, прогноз

Аутизм – это общее расстройство психологического характера, предполагающее запоздание в формировании основных поведенческих навыков. Дети, страдающие аутизмом и сопутствующими расстройствами, обычно испытывают трудности с мышлением и восприятием окружающего мира.

К проблемам социального взаимодействия, общения и воображения, можно добавить тот факт, что аутичный ребенок имеет узкий круг интересов. При этом каждый второй ребенок отстает в интеллектуальном развитии. А многие не умеют налаживать эмоциональную связь даже со своими родителями или близкими людьми.

Признаки аутизма обычно появляются в раннем возрасте (до 3 лет) и отмечаются на протяжении всей жизни. У аутичных детей имеется широкое многообразие симптомов, которые различаются по тяжести заболевания.

— проблемы в общении (трудности с выражением собственных мыслей и пониманием речи собеседника);

— отсутствие возможности поддерживать беседу, даже, если речь у ребенка сформирована;

— проблемы невербальной коммуникации: с мимикой и жестами;

— невозможность социального взаимодействия с обществом;

— нежелание приобретать друзей (ребенку предпочтительней играть одному);

— странный способ игровой деятельности с игрушками и различными предметами – например, выстраивание их в обусловленном порядке;

— полное отсутствие воображения;

— невозможность адаптации к новым условиям или настоятельное требование придерживаться мельчайших нюансов распорядка дня;

— периодически повторяющиеся движения тела или особенная модель поведения, например, кружение или удары головой о какую-нибудь вещь;

— увлеченность особенными предметами или их деталями.

Существует отдельная форма аутизма – савантизм. Это явление, при котором у интеллектуально-отсталого человека потрясающе развит индивидуальный талант, например, музыкальный дар, яркие способности к искусству или запоминанию чисел. При этом талант и умения проявляются без специального обучения.

  • Как определить наличие аутизма у ребенка или сигналы тревоги
  • Каждый ребенок развивается по собственному графику, некоторые дети быстрее, чем другие. Несмотря на это, ребенка необходимо показать врачу, если:

    — он не начал гулить до одного года;

    — он не указывает жестами на игрушки и предметы в 12 месяцев;

    — он не произнес ни слова в 16 месяцев;

    — он не изъясняется фразами из двух слов в 24 месяца, а лишь повторяет сказанное кем-то;

    — он утратил речевые навыки в любом возрасте.

    Патологические причины развития аутизма до конца не установлены, но итоги исследований подтверждают наличие нескольких потенциальных факторов, включая генетику, инфекционные заболевания и трудные роды.

    Некоторые люди имеют наследственную склонность к аутизму, то есть, унаследование заболевания от родителей. Специалисты в этой области стараются понять, какие именно гены провоцируют развитие этого заболевания. Иногда не последнюю роль играют аспекты окружающей среды. Осмотр людей с диагнозом аутизм подтверждает наличие патологических нарушений в некоторых областях головного мозга. Таким образом, можно сделать вывод, что аутизм формируется вследствие нарушений развития головного мозга во время беременности матери.

    • Могут ли профилактические прививки у детей провоцировать аутизм?
    • В наши дни нет веских доказательств того, что профилактические прививки у детей вызывают аутизм. В некоторых эпизодах родители аутичных детей старались доказать взаимосвязь между прививкой АКДС и развитием этого заболевания. Как правило, признаки аутизма обнаруживаются родителями в том случае, если их ребенок не говорит в годовалом возрасте. Первая вакцина АКДС делается в возрасте от года до полутора лет. Поэтому проявление аутизма спустя время после вакцинации всего лишь простая случайность.

      При наличии симптомов заболевания врач начинает собирать историю болезни и проводит медицинский осмотр. Лабораторного исследования для определения аутизма не существует, но врач может направить ребенка на рентген и анализы крови для обнаружения физических расстройств, вызывающих определенные симптомы. Если их не обнаружено, ребенку рекомендуется консультация специалиста по нарушениям развития, например, детского психоневролога или психолога, а также любого другого специалиста, прошедшего специальную подготовку по диагностике и лечению аутизма.

      Врач устанавливает диагноз по итогам тестирования ребенка относительно его общего развития, поведения, речи, а также включая его умение играть и контактировать с окружающими людьми. Нередко доктор доверяет информации, полученной от родителей, педагогов и взрослых, которые хорошо осведомлены данными о симптомах ребенка.

      К сожалению, на сегодняшний день аутизм не лечится, но вспомогательная терапия может способствовать сравнительно нормальному развитию и устранению нежелательных моделей поведения.

      Терапия может включать в себя комплекс из следующих компонентов:

      — специальное образование, направленное на уникальные способности ребенка;

      — модифицирование поведения включает стратегические шаги, обращенные на поддержку положительного поведения и предупреждение негативного;

      — физическая, трудовая или языковая терапии, созданные для улучшения функциональных потенциалов ребенка;

      — медикаментозные препараты: на данный момент препаратов для лечения аутизма не существует, но могут применяться препараты для терапии особенных симптомов, таких как тревожность, гиперактивность и пр.

      Многое зависит от тяжести симптомов, возраста ребенка, начала лечения и наличия поддерживающих ресурсов. Тяжесть симптомов уменьшается с возрастом и началом лечения. Некоторые больные могут вести нормальный образ жизни. Но многие из них не развивают в себе достаточных функциональных и коммуникативных навыков, которые необходимы взрослым людям. В случае заболевания, наиболее приспособленными к жизни являются дети с высоким умственным уровнем развития и сформировавшейся речью.

      Избежать аутизма или вылечить его невозможно. Но своевременная диагностика и врачебное вмешательство особенно важно, поскольку эти аспекты способствуют мобилизации речевых, учебных и адаптационных возможностей у ребенка. Каждый ребенок должен систематически проходить врачебный осмотр для выявления вероятных признаков этой болезни. Чем раньше приступить к лечению, тем действеннее оно будет.

      on-woman.com

      Об атипичном аутизме говорят в случае общего расстройства развития, которое в отличие от раннего детского аутизма проявляется в возрасте старше 3 лет или не соответствует диагностическим критериям раннего детского аутизма.

      В МКБ-10 выделены 2 вида атипичного аутизма.

      ? Начало заболевания в атипичном возрасте. При этом виде аутизма имеются все критерии раннего детского аутизма (синдрома Kanner), но заболевание начинает отчетливо проявляться лишь в возрасте старше 3 лет.

      ? Аутизм с атипичной симптоматикой. При этом виде болезни отклонения проявляются уже в возрасте до 3 лет, но отсутствует полная клиническая картина раннего детского аутизма (не охватывает все 3 сферы — нарушение социального взаимодействия, общения и специфические стереотипии поведения). Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью. Включаются:

      умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;

      атипичный детский психоз.

      Данных о распространенности атипичного аутизма в медицинской литературе нет.

      По отношению к причинам и лечению данного расстройства актуально все сказанное о раннем детском аутизме. Как и при последнем, динамика и прогноз зависят от степени интеллектуального недоразвития и от того, развивается ли речь и насколько она может быть использована в целях общения.

      Дифференциальная диагностика синдромов аутизма

      Аутистические синдромы следует дифференцировать с дефектами органов чувств и умственной отсталостью. Первые можно исключить путем детального исследования органов чувств. При умственной отсталости аутистическая симптоматика не является центральной в клинической картине, а сопутствует интеллектуальному недоразвитию. Кроме того, у умственно отсталых детей и подростков в меньшей степени нарушено или не нарушено совсем эмоциональное отношение к одушевленным и неодушевленным предметам окружающего мира. Часто также не отмечается речевых и двигательных проявлений раннего детского аутизма.

      Эта дифференциация имеет важное значение для практической работы. Всегда есть родители, которые, консультируясь по поводу своих детей у психиатра или психолога, интересуются тем, каким именно расстройством страдает ребенок — аутизмом или интеллектуальным недоразвитием. Часто родителям легче бывает принять, что у их ребенка, даже если он интеллектуально неполноценен, диагностируется аутизм, чем смириться с диагнозом «умственная отсталость».

      Практическое клиническое значение имеет дифференциальная диагностика с шизофренией. Ее можно проводить как на основе симптоматики, так и на основе анамнеза и динамики. У детей с шизофренией, в отличие от детей-аутистов, часто выявляют бредовую симптоматику или галлюцинации, но до момента их появления анамнез обычно без особенностей; во всяком случае это касается собственно психотической симптоматики.

      Наконец, аутизм необходимо дифференцировать с госпитализмом (депривационным синдромом). Под госпитализмом понимают расстройство, развивающееся вследствие резко выраженной запущенности и дефицита факторов, стимулирующих развитие. У этих детей тоже может нарушаться способность к контакту, но это проявляется по-другому: чаще в форме депрессивной симптоматики. Иногда отсутствует дистанция в поведении, но нет типичных симптомов детского аутизма.

      studfiles.net

      Родители с аналогичными проблемами, поделитесь своим опытом — каков прогноз?

      Ребенок совсем не развивается, боюсь, не остался бы навсегда в теперешнем состоянии.

      Хотя, если бы мне все начать сначала, я бы сначала попробовала энзимы (не всякие, а специальные, предназначенные для переварривания глютена/казеина), борьбу с бактериями/кандидой и поддержку печени. Уж больно это многотрудное дело — такая диета. 22.08.2006 22:12:46, Птица из UK

      Английский-то я теоретически должна знать, ИнЯз закончила, но долгое сидение дома с моим гномиком, наверное мой англ. убило. Англ.книжки уже давно не читала, а все больше — про аутизм, как зазомбированная. Спасибо, что ответили.

      Если с английскими не совсем плохо, то лучше всего начинайте читать форум:

      А вот это производители одного из наиболее полпулярных энзимов для аутистов (но не единственные):

      PS Энзимы помогают, если проблемы именно в переваривании, а не действительная аллергия/непереносимость. Зачастую (необязательно) такие проблемы наследственные. Например, я обнаружила, что сама не переношу коровье молоко, даже в виде кефира. Следствие — моему сыну даже энзимы не помогут есть молочное. 23.08.2006 00:55:25, Птица из UK

      В конце концов,при обучении ребенка-аутиста важна именно систематичность и последовательность занятий,тогда результаты обязательно будут.

      По АВА строго по-Ловаасовски сейчас практически не работают, за основу взят подход Санберга (Mark L. Sundberg), но основанный на теории СКиннера и Ловааса. 22.08.2006 12:12:08, Л.Н.

      Насчет «пришлось самой»-так ведь не боги горшки обжигают,всему можно научиться при желании и необходимости.Поверьте,уже одно то,что ребенок -аутист сидит,занимается,выполняет инструкции это уже очень хорошо!Обучите парочку своих дефектологов,вот и будут у вас свои тераписты,а вы будете им программы составлять,поскольку хоршо знаете нужды и способности своего ребенка,в чем я Вам искренне желаю успехов! 22.08.2006 03:29:57, Л.Н.

      Здоровый образ жизни и красота. Вопросы аутизма

      Сведения о токсичных веществах в быту и наиболее безвредных альтернативах (с ориентацией на Северную Америку). Бытовая химия, медикаменты, пища и вода, .

      www.elinahealthandbeauty.com/ — 43k — Сохранено в кэше — Похожие страницы

      я нигде не могу найти зачем модифицируют крахмалы но в органических продуктач их нет 12.08.2006 15:14:04, глупость

      Удачи вам и сил! 12.08.2006 00:32:49, Juliana7

      Esli ne haidete ia dam vam totchii address later.

      Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.

      Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

      К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.

      Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это «эмоциональная холодность родителей», особенно на ранних этапах развития ребенка.

      По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.

      conf.7ya.ru

      Глава 1 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

      Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. В зарубежной психиатрии аутизм рассматривается в поведенческом плане как уход от действительности в мир внутренних переживаний, как сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли, дающее человеку возможность избежать непосильных для него требований окружающей среды.

      Подход к определению аутизма в отечественной психиатрии также характеризуется некоторой неоднозначностью. Так, В. П. Осипов определял аутизм как «разобщенность больных с внешним миром» [Осипов, 1923]. В. А. Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к окружающему миру. Автор подчеркивал, что больные аутизмом замкнуты и отчуждены от всего остального мира [Шляровский, 1928].

      На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначения и отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, и замкнутого образа жизни, и болезненного погружения в свои мысли, нарушения самосознания и, кроме этого, способа психологической защиты.

      До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

      Проблема аутизма тесно связана с проблемой общения — базовой категории психологической науки, изучение которой достаточно широко представлено в психологии [Ломов, 1984]. Опираясь на общепсихологические принципы категории общения, В. Е. Каган предложил определение аутизма, на наш взгляд наиболее точно отражающее его сущность [1981, с. 12]: аутизм — это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. Под предпосылками общения понимаются:• возможность адекватного восприятия и интерпретации информации;

      • достаточность и адекватность выразительных средств общения;

      • взаимопонимание с его регулирующим влиянием на мышление и поведение;

      • возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора способа и стиля общения.

      Таким образом, аутизм рассматривается как отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

      Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушений коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА — это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2—3 лет.

      В настоящее время существует много теоретических подходов к пониманию раннего детского аутизма. Для того чтобы лучше познакомиться с ними, необходимо обратиться к истории изучения проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной психиатрии и психологии.

      В. М. Башина выделяет четыре основных этапа в становлении изучения данной проблемы.

      Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX века характеризуется несколькими упоминаниями о детях с выраженным стремлением к одиночеству и уходом от взаимодействия с Окружающим миром. В медицинской литературе того времени можно встретить отдельные описания аутистического поведения детей в связи с врожденными церебральными расстройствами, умственной отсталостью. Особый интерес представляют работы доктора Э. М. Итара (Е. М. Itard), который описал историю дикого мальчика Виктора, пойманного в лесах Аверона в возрасте 11—12 лет и до этого не общавшегося с людьми. С помощью специальных методов обучения Виктору существенным образом удалось развить свое социальное поведение.

      Второй, так называемый доканнеровский, период приходится на 1920—1940-е годы. На протяжении этих лет предпринимались первые попытки системного подхода к изучению проявлений аутизма в детском возрасте. Были описаны аутистические состояния у детей в клинике детской шизофрении, психозов, нарушений, имеющих в своей основе органические поражения или недоразвитие центральной нервной системы [Гуревич, 1932; Сухарева, 1925; Симсон, 1929; Озерецкий, 1938; Осипова, 1940 и др.]. Авторы исследовали этиологию и патогенетические факторы, проводили классификацию аутистических состояний у детей — в основном при ранней детской шизофрении. Кроме клинических исследований, в тот период осуществлялись клиникопсихологические и психологические исследования когнитивных процессов у детей, страдающих шизофренией [Бобкова, 1936; Выготский, 1932, 1934; Соловьева, 1936; и др.].

      Третий, каннеровский, период — с 1943 по 1979 год — ознаменовался выходом в свет основополагающих работ по аутизму Л. Каннера [Kanner, 1943] и Г. Аспергера [Asperger, 1944].

      Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Автор наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Эти дети не воспринимали других людей, избегали зрительного контакта, не проявляли внимания к социальной стороне жизни, частично или полностью не могли овладеть коммуникативной речью, постоянно повторяли одни и те же стереотипные движения или слова. Характерными для них были также персеверации, любимые ритуалы, нарушать которые мог только сам ребенок. Каннер назвал эти расстройства ранним инфантильным аутизмом («early infantile autism»). В качестве основной черты аутизма он выделил «проявление с самого начала жизни неспособности детей соотносить себя обычным образом с людьми и ситуациями» [Kanner, 1943, р. 242]. Каннер отмечал, что для этих детей характерно крайнее аутистическое одиночество, заставляющее их замыкаться в себе, игнорировать внешний мир и отвергать все, что происходит вокруг них. Учитывая то, что такие состояния наблюдаются у детей в раннем возрасте, Каннер пришел к выводу, что причиной аутизма является врожденная неспособность к установлению близких отношений с другими людьми. Отдельное внимание автор уделил описанию родителей детей-аутистов. Он охарактеризовал их как педантичных интеллектуалов, холодных и отстраненных в отношениях с другими людьми. Несмотря на то что Каннер рассматривал аутизм прежде всего как врожденное психическое расстройство, он отмечал, что оно является во многом защитной реакцией ребенка на холодную, интеллектуальную «враждебность» родителей, проявляющуюся в неправильном воспитании, в отчуждении ребенка «холодной» матерью. То есть аутистические проявления у ребенка автор рассматривал и как своеобразную форму психологической защиты [Kanner, 1943].

      Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. Автор отмечал необычайно раннее речевое развитие у детей, когда, речь появляется прежде, чем ребенок начинает ходить. У этих детей наблюдалось своеобразное использование языка, необычные интонации, словотворчество. Также как у детей, описанных Каннером, у детей, наблюдавшихся Аспергером, отмечались неспособность создавать полноценный зрительный контакт, бедность мимики и жестов, моторная неловкость, дисгармоничные, угловатые движения. В играх и увлечениях для них характерны тенденции к стереотипии и привычным действиям. Аспергер подчеркивал существенную роль генетических факторов в возникновении данного расстройства. Между тем в прогностическом плане синдром Аспергера, названный в честь описавшего его исследователя, рассматривается как более благополучный: у детей и подростков с синдромом Аспергера хотя и имеются нарушения коммуникативной речи, они не выражены так сильно, как у детей с синдромом Каннера. Кроме того, у них не наблюдается грубых интеллектуальных нарушений. Вследствие этого в психиатрии синдром Аспергера рассматривают как своеобразное личностное расстройство [Asperger, 1944].

      В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА. Как отмечает В. Е. Каган, к 1960-м годам сложился своеобразный «аутистический бум»: аутизму посвящались монографии, специальные выпуски периодической литературы, многие проблемы рассматривались «через призму раннего детского аутизма» [Каган, 1981, с.

      В конце 1960-х — начале 1970-х годов появились работы отечественных авторов, в которых была представлена аргументированная критика расширительной диагностики раннего детского аутизма в западной психиатрии. Среди этих работ особое место занимают исследования Ленинградской школы детских психиатров под руководством С. С. Мнухина. В статье под названием «О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей», опубликованной в 1967 году в «Журнале невропатологии и психиатрии», С. С. Мнухин.А. Е. Зеленецкаяи Д. Н. Исаев на основе пятилетних наблюдений за 44 детьми в возрасте от 2 до 14 лет показали отличительные признаки детей с синдромом Каннера [1967, с. 1501—1506]:

      • ослабление либо полное отсутствие каких-либо контактов с окружающей средой;

      • отсутствие ясных интересов и адекватных эмоциональных реакций, целенаправленной деятельности;

      • неспособность к самостоятельному психическому напряжению;

      • своеобразное развитие речи, которое проявляется в отсутствии ее прямого социального назначения, информативной роли и в наличии эхолалий и персевераций;

      • своеобразие движений, когда «отдельные движения часто легки и ловки, но формул движения, двигательных навыков очень мало, из-за чего дети эти обычно беспомощны, долго не научаются одеваться, нуждаются в обслуживании».

      Авторы выделили основные симптомокомплексы раннего детского аутизма. Это снижение психического, или «витального», тонуса; ослабление или отсутствие способности к психическому напряжению и целенаправленной активности.

      Одним из самых существенных симптомов авторы, вопреки мнению Каннера, посчитали «изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловно-рефлекторных реакций — ориентировочных, пищевых, самозащиты и др.». Отсутствие этих реакций делает поведение детей «. аморфным, хаотичным, дезорганизованным, а их самих — практически беззащитными и беспомощными» [там же]. По мнению авторов, объяснить аутизм ребенка только патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и ребенком, отрицательными воспитательными влияниями, распадом семьи и т. п. невозможно. В своей работе, представляющей результаты одного из первых отечественных клинических исследований раннего детского аутизма, С. С. Мнухин с соавторами поставили под сомнение использование только метода психотерапии в коррекции аутистических тенденций у детей, а подчеркнули необходимость комплексного подхода к данной проблеме.

      Исследователи обратили внимание на особенности интеллектуального развития детей с РДА. «Мы полагаем, — пишут они, — что «детский аутизм» представляет собой своеобразную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, обусловленный преимущественным недоразвитием активирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. Это вовсе не означает, что в интеллектуальном отношении дети эти вполне нормальны. Наоборот, среди наших больных не было ни одного интеллектуально полноценного, но, во-первых, структура интеллектуального дефекта у них качественно иная, чем в других случаях «истинной» олигофрении, во-вторых,; интеллектуальная недостаточность у них «перекрывается» обычно грубыми нарушениями личности и поведения. У большинства этих больных выявляются конкретное, «регистрирующее» мышление, длительная неспособность овладеть навыками чтения, письма и счета, временными и пространственными представлениями, операциями, состоящими из ряда последовательных актов (перечисление дней и месяцев в прямом и обратном порядке и др.), длительная дезориентировка в сторонах тела. Все эти нарушения нередко маскируются хорошей памятью, способностью «попугайно» воспроизводить сложные отрывки из речи окружающих, хорошей речью, часто отличным музыкальным слухом, склонностью к фантазированию» [Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967, с. 1501].

      Исследования московских психиатров М. Ш. Вроно и его сотрудников привели к выводу о неоднородности синдрома Каннера и преимущественном отношении его к шизофрении. Авторами было обследовано 300 больных с детской шизофренией, из них 32 больных с синдромом Каннера. Однако при динамическом обследовании только у 9 наблюдался «истинный синдром Каннера», а в ходе катамнестического наблюдения количество этих больных сократилось до 8 человек. В связи с этим авторы подчеркивали необходимость дифференциальной диагностики аутизма от аутистических состояний, возникающих у ребенка после приступа шизофрении [Вроно, Башина, 1975].

      В этот период появилось значительное количество работ по исследованию физиологических, биологических, психологических аспектов раннего детского аутизма. Однако можно говорить о том, что клинической определенности данной проблемы на тот момент достигнуть не удалось, что четко прослеживалось во взглядах отечественных и зарубежных исследователей на этиологию РДА. Многие авторы подчеркивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с генетическими и органическими причинами, с последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности [Mahler et al., 1959; Nissen, 1963; Rutter, 1979; и др.]. В эти же годы были описаны аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофренией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

      Особое значение в тот период имели первые отечественные клинико-психолого-педагогические исследования раннего детского аутизма. Впервые в нашей стране была создана специальная экспериментальная группа при клинической лаборатории Института дефектологии АПН СССР под руководством профессора К. С. Лебединской, которая в течение четырех лет занималась клинико-психологическим изучением детей с РДА и разработкой методов психолого-педагогической коррекции. Результаты многолетней работы были отражены в сборнике научных трудов НИИ дефектологии под редакцией Т. А. Власовой, В. В. Лебединского и К. С.Лебединской [1981]. Впервые на основе комплексного клинико-психологического исследования авторами были разработаны дифференцированные методы психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом с учетом этиологии и степени тяжести РДА, а также прогностические оценки.

      В 1981 году вышла в свет первая отечественная монография по раннему детскому аутизму В. Е. Кагана. В своей работе автор обобщил исследования зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, предложил клиническое определение аутизма, выделил дифференциально-диагностические критерии раннего детского аутизма, отграничивающие его от других, сходных, нарушений психики ребенка. Особое внимание В. Е. Каган уделил комплексному клинико-психологическому подходу к данной проблеме, лечебно-реадаптационной работе с детьми с РДА, а также психопрофилактике аутистических нарушений в детском возрасте [Каган, 1981].

      Четвертый, послеканнеровскйй, период — 1980—1990-е годы — знаменуется отходом от позиций самого Л. Каннера во взглядах на РДА [Башина, Пивоварова, 1970; Башина, 1980; Мнухин, Зеленецкая, Исаев, 1967; Rimland, 1964; Wing, 1976; Rutter, 1972; Gillberg, 1992]. Ранний детский аутизм стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения, характеризующийся функциональными ограничениями в трех основных областях:

      Наряду с ранним детским аутизмом в МКБ-10 как особая категория выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он характеризуется отсутствием некоторых важных при диагносцировании РДА признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

      В современной науке все большее распространение получает биогенетический подход, рассматривающий аутизм как биологически обусловленное и хроническое нарушение развития, которое проявляется в первые годы жизни ребенка.

      Таким образом, на протяжении более полувека, начиная с 1943 года, когда ранний детский аутизм был впервые описан Л. Каннером, взгляды на его причины, клинические проявления, Прогнозы дальнейшего психического развития детей с аутизмом существенно менялись. Длительный период времени аутизм и шизофрения рассматривались как одна из форм психической патологии, между тем как в настоящее время они считаются различными расстройствами. В связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и введен в рубрику так называемых первазивных общих расстройств развития.

      Несмотря на то что большинством специалистов ранний детский аутизм рассматривается как нарушение психического развития, в настоящее время существует множество противоречивых точек зрения на причины его возникновения, специфику клинических проявлений, особенности и прогноз в психическом развитии детей с РДА.

      texts.news

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation