Аутизм инвалидность ребенка

Порядок оформления инвалидности ребенку

К сожалению, дети не застрахованы от внешних факторов воздействия, и поэтому встречаются случаи, что различные болезни берут над ними шествие и появляется необходимость в оформлении инвалидности.

На территории РФ законодательная база вопроса о порядке и регулировании инвалидности для взрослых и детей одинаковая.

Что касается порядка оформления, то в этом плане есть небольшие отличие. Рассмотрим все более подробно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Кто относится к группе детей инвалидов. Законодательная база вопроса

В частности речь идет о таких законах, как:

  • Постановление Правительства №95, в котором четко прописанные условия и порядок оформления любой группы инвалидности;
  • Постановление Министерства Труда и социального развития №17, определяющее условия для назначения медицинской экспертизы, предусматривающей выявление причины, повлекшей инвалидность;
  • Приказ Минздрава №317, который определяет порядок проведения медицинской экспертизы;
  • Разъяснение Министерства Труда №1, в котором прописан перечень медицинских клиник, имеющих право на проведение медицинской экспертизы;
  • Федеральные законы, которые предусматривают права инвалидов, порядок получение социальных выплат, в том числе и обеспечивает социальную защиту в обществе.
  • Стоит отметить, что получить инвалидность вправе любой ребенок, у которого имеется какое-либо заболевание (дцп, аутизм и другие), из-за которого он не может жить нормальной жизнью, ограничен в передвижении и так далее.

    Для получения инвалидности существует определенный порядок действий.

    Общий порядок оформления статуса инвалида для ребенка

    Общая картина оформления инвалидности для ребенка выглядит таким образом:

  • На первом этапе следует обратиться в местную детскую поликлинику либо в психоневрологический диспансер, на учете которого стоит ребенок. Стоит учитывать, что это зависит от тех параметров, которые отличают его от здоровых детей. В том случае, если заболевание является общетерапевтического значения (проблемы со зрением, слухом), то следует целенаправленно идти в поликлинику. В случае с психическими заболеваниями (генетическими), – начинать процедуру оформления инвалидности следует с психоневрологического диспансера, где ребенок обязательно должен стоять на учете.
  • Следует у лечащего врача получить направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭК). Для каждого заболевания, направление выписывает определенный врач.
  • При выдаче направления лечащий врач в обязательном порядке говорит о необходимости прохождения определенных врачей с параллельной сдачей анализов (он также выписывает подобное направление). В большинстве случаев понадобится пройти стандартный перечень врачей и сдать общие анализы крови и мочи.
  • При наличии направления на руках следует немедленно приступать к обходу врачей и сдачи анализов. В том случае, если до проведения экспертизы ребенок не успел все сделать, процедура повторяется вновь. Другими словами, инвалидность может быть предоставлена только на следующий год.
  • После того, как анализы сданы, и все необходимые врачи пройдены, со всеми документами необходимо обратиться к своему лечащему врачу (который выдавал направление на МСЭК).
  • Отдав все документы врачу, можно немного расслабиться, поскольку теперь все зависит от лечащего врача. Он теперь занимается заполнением всей необходимой документации по медицинской части, а родителям с ребенком остается дождаться назначенной даты проведения экспертизы и собирать перечень дополнительной документации.
  • Сбор необходимой документации

    Документация, которая необходима для проведения медицинской экспертизы четко регламентируется Министерством Труда. В ее состав входит:

  • свидетельство о рождении ребенка (в том случае, если ребенку от 14 до 18 лет, – необходимо предъявить паспорт);
  • заявления на проведение экспертизы (может быть написано отцом либо матерью ребенка);
  • характеристика с места учебы либо детского сада (исключением является не посещение ребенком этих заведений);
  • направление на МСЭ. Направление должно быть по форме 088/у-06.
  • Что касается свидетельства о рождении либо паспорта, то в обязательном порядке должна быть и копия.

    Для проведения экспертизы иностранцам, помимо этих документов, необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус на территории РФ (речь идет о справки вынужденного переселенца, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее).

    Родители вправе предоставить пакет документов как лично, так и в электронном варианте. При отправке документов через электронную почту, в обязательном порядке должна быть поставлена электронная печать. Но как показывает практика, лучшим вариантом является личная передача документов (в противном случае есть вероятность потери документов).

    Куда необходимо обращаться

    Как правило инициатором направления на комиссию выступает непосредственно сам лечащий врач, но встречаются случаи, когда родители сами решают подобный вопрос.

    В том случае, если болезнь ребенка является поводом для оформления инвалидности, в первую очередь необходимо обращаться к участковому педиатру, который закреплен за ребенком.

    Именно он сможет проконсультировать родителей и выступить инициатором. Однако, если ребенок состоит на учете в каком либо отделении, то изначально следует обращаться по этому поводу туда.

    К примеру, ребенок состоит на учете у хирурга, следовательно, в первую очередь необходимо обращаться к нему. Он выпишет направление, и расскажет о дальнейших действиях.

    При этом стоит отметить, что инвалидность назначается только в крайних случаях, когда медицина бессильна. К сожалению, в последнее время, родители пытаются оформить инвалидность даже при несерьезных заболеваниях, которые излечиваются в течении месяца. Обратившись с подобным заболеванием в комиссию, в инвалидности будет отказано незамедлительно.

    Последние изменения в программе «Материнский капитал» можно узнать из данной статьи.

    Порядок постановки на очередь в детский сад изложен в этом материале.

    Особенности оформления с различными болезнями

    От наличия определенного заболевания зависит начало процедуры оформления инвалидности (точнее, разные лечащие врачи выписывают направление). Рассмотрим подробнее.

    Заболевания опорно-двигательного аппарата

    При наличии заболевания с опорно-двигательным аппаратом, выдача направления ложится на лечащего хирурга, который и определяет порядок дальнейших действий.

    В большинстве случаев, инвалидность может быть назначена сроком на 1 год с дальнейшим подтверждением.

    С синдромом Шерешевского-Тернера

    На сегодняшний день вокруг инвалидности с этим заболеванием существует множество споров. В большинстве случаев при назначении статуса инвалида ребенку с таким заболеванием, через год она снимается.

    Однако инвалидность может быть установлена только в том случае, если:

  • у ребенка наблюдаются проблемы с развитием внутренних органов;
  • наблюдаются серьезные сбои эндокринной системы;
  • существует сбой в умственном развитии.
  • При отсутствии вышеперечисленных условий в инвалидности будет отказано.

    В случае наличия проблем со зрением, при попытке оформить инвалидность, первым делом следует обратиться к офтальмологу, который занимается непосредственно лечением.

    Как правило заболевания из этой группы влекут пожизненную инвалидность.

    В большинстве случаев присвоить инвалидность рекомендует психолог. Ни в коем случае это не означает, что ребенок теперь ни такой как все. Многие специалисты в этой области рекомендуют проведение МСЭК лишь с одной целью – существенное сокращение растрат на реабилитацию, возможность лечения в лучших клиниках РФ бесплатно, что влечет за собой скорейшее улучшение здоровья ребенка.

    При аутизме инвалидность присваивается на один год, в дальнейшем при необходимости продлевается.

    Инвалидность в этом случае возможна только при хроническом заболевании, которое влечет за собой постоянные приступы удушья. Несмотря на то, что с таким заболеванием вероятность получения инвалидности достаточно небольшая, это все же возможно.

    Однако необходимо быть готовым к тому, что ежегодно следует всеми усилиями доказывать наличие этого заболевания.

    При наличии этого заболевания необходимо обратиться к лечащему психотерапевту на консультацию.

    В случае, если получение инвалидности возможно, он определит для родителей ребенка порядок дальнейших действий. Но как показывает практика, вероятность получения статуса инвалида низкая.

    При заболевании ДЦП, в первую очередь необходимо обратиться к лечащему неврологу за направлением, а затем к участковому педиатру.

    Инвалидность в этом случае оформляется сроком на 1 год, затем необходимо перекомиссия.

    Особенности оформления в различных регионах

    Во всех регионах нашей страны, процедура оформления инвалидности для ребенка одинаковая. При этом есть небольшой нюанс.

    Дело в том, что если ребенок, который направлен на МСЭК, является учеником школы либо детского сада, из этого заведения необходима характеристика. В том случае, если родители переехали в другой город, необходимо лично либо через запрос требовать выслать характеристику. В противном случае, комиссия попросту может не принять ребенка и процедура назначаться на следующий год.

    Если характеристика будет требоваться в виде запроса, он подается непосредственно лечащим врачом.

    Порядок оформления инвалидности ребенку изложен в следующем видеоролике:

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    posobie-help.ru

    Инвалидность ребёнка

    В поликлинике (или психиатрическом диспансере), где наблюдается ребенок, врач соответствующего профиля выдает направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ).

    Ребенка с нарушением слуха направляет ЛОР (отоларинголог), с нарушением зрения — офтальмолог, с пороком сердца — кардиолог, с неврологическими отклонениями в развитии — невролог, а ребенка, имеющего врожденное генетическое нарушение, — психиатр, а вовсе не генетик. Потому что дети с генетическими отклонениями, как правило, имеют легкую, умеренную или глубокую умственную отсталость, которую констатируют только психиатры. Нормальной жизнедеятельности ребенка мешает именно умственная отсталость, в связи с которой и присваивается инвалидность.

    Заранее уточните у лечащего врача, в какие сроки вы должны посетить всех специалистов и сдать ему их заключения.

    Получите заключения специалистов

    Получая направление на МСЭ от специалиста соответствующего профиля, обязательно уточните, заключения каких врачей надо получить и какие анализы сдать.

    Как правило, детей осматривают:

    Обратите внимание, что у хирурга и хирурга-ортопеда разные специализации: последний занимается лечением опорно-двигательной системы. Поэтому не думайте, что достаточно посетить одного из хирургов.

    Кроме того, надо сдать общие анализы мочи и крови.

    Если помимо основного заболевания у ребенка имеются сопутствующие заболевания, потребуются дополнительные заключения соответствующих специалистов — например, кардиолога, уролога, логопеда, генетика ит.д. В зависимости от заболевания, могут потребоваться и другие обследования — например, ЭКГ, аудиограмма, генетический анализ крови.

    После того, как все заключения врачей и анализы будут собраны, вы должны принести их участковому педиатру, который пишет этапный эпикриз — краткую историю развития вашего ребенка от рождения до настоящего момента, в котором указывает все перенесенные заболевания, диагнозы и прививки.

    Если диагноз вашего ребенка не общетерапевтического профиля (скажем, заболевание сердца, почек, опорно-двигательной системы, слабое зрение или слух), а, например, аутизм, синдром Дауна или Вильямса, шизофрения, то заключения врачей вы относите психиатру в местный психо-неврологический диспансер (ПНД).

    Далее лечащий врач (или психиатр) должен отнести свое заключение на подпись заведующему поликлиническим отделением (или детским отделением ПНД). У него на подписи ваши документы могут находиться от одной до трех недель: у начальства дел много, кроме того, ваш малыш — не единственный, чьи документы надо изучить и подписать.

    Рассчитывайте, что на обход специалистов может уйти более 1–2 месяцев. Например, далеко не в каждой районной детской поликлинике есть кардиолог, офтальмолог, невролог или хирург-ортопед. Тогда вам придется брать направление и ехать в другую поликлинику.

    Когда по телефону будете записываться на прием к специалисту, не слушайте дежурную медсестру, которая скажет вам: «Ближайшая запись к ортопеду — через месяц». Ждать месяц вы не можете — иначе будут сорваны сроки! Просто попросите ее назвать дни и часы приема врача и объясните, что вам надо срочно попасть к нему на прием в рамках освидетельствования инвалидности.

    Если перед дверью каждого кабинета вам будут говорить: «Здесь очередь по записи!» Спокойно вызывайте медсестру и объясняйте ситуацию: «Мы оформляем ребенку инвалидность. Нам необходимо заключение специалиста». В таких случаях чаще всего идут навстречу — и медики, и даже люди, сидящие в очереди к врачу. Во-первых, если вы оформляете ребенку инвалидность не впервые, и розовая справка уже есть у вас на руках, показывайте ее: ребенок-инвалид имеет право на посещение врача вне записи и вне очереди. А тем, кому предстоит оформлять инвалидность впервые, стоит запомнить: если вы будете по месяцу ждать очереди к каждому специалисту, вы не соберете необходимые заключения за полгода! Ваша задача — собрать документы быстро. Иначе, например, анализы крови и мочи могут быть просрочены, и что тогда — начинай сначала?! Да и на ребенка бесконечное хождение по врачам действует утомительно.

    Не забудьте справки для ИПР

    Раз уж вы попадаете на осмотр ко всем необходимым вашему чаду специалистам, сразу же просите доктора писать в своем заключении рекомендации по лечению и получению ребенком дополнительных средств реабилитации. Эти записи в дальнейшем помогут получить дополнительные процедуры или льготы. Например, хирург-ортопед может написать, что ортопедическая обувь и стельки вашему ребенку жизненно необходимы. ЛОР может выписать справку на получение слуховых аппаратов.

    Обязательно имейте при себе все эти справки и заключения специалистов, когда придете на комиссию в МСЭ. При их наличии в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) будут сделаны соответствующие записи, на основании которых ортопедическая обувь или слуховые аппараты будут выдаваться органами соцзащиты бесплатно.

    Характеристика из школы

    Если ваш ребенок — ученик, вы должны предоставить лечащему врачу (или психиатру) вместе со всеми заключениями от специалистов еще и характеристику из школы. С ее получением в школе могут возникнуть сложности, особенно если школа коррекционная (для умственно отсталых детей). По закону о тайне психиатрии школа не имеет права выдавать характеристику на ребенка, просто потому что мама попросила. Для этого требуется соответствующий запрос. Поэтому, приходя к врачу (или психиатру), направляющему ребенка на МСЭ, сразу вместе со списком специалистов, которых надо посетить, просите написать и соответствующий запрос для получения характеристики из школы. Иначе вы будете ходить к своему врачу 10 раз за каждой справкой!

    И еще учтите, что у классного руководителя тоже много ответственных дел, методической работы и бумажной волокиты, потому не надейтесь, что учитель все бросит и напишет характеристику за день, да еще и подпишет ее у директора и поставит на документ две необходимые печати (круглую и квадратную). На это дело уйдет неделя как минимум.

    Запись на комиссию МСЭ

    Чтобы пройти МСЭ, необходимо заранее записаться на комиссию. Для этого вам надо лично приехать в бюро МСЭ, предварительно позвонив туда и узнав дни и часы приема.

    Если вы оформляете инвалидность ребенку не в первый раз, записывайтесь на МСЭ, не дожидаясь окончания срока инвалидности. Очередное переосвидетельствование можно пройти за 1–2 месяца до окончания действия предыдущего срока.

    Можно записаться на комиссию, когда начнете обходить всех врачей-специалистов. К тому моменту, когда вы их посетите, и у вас будут собраны все необходимые документы, как раз приблизится ваша очередь.

    Документы для записи на комиссию МСЭ

    Для того, чтобы записаться на комиссию в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), вы должны будете представить следующие документы:

  • заполненную форму №080/у-06 (то есть заключение главного врача детской поликлиники или детского отделения ПНД);
  • амбулаторную карту из поликлиники;
  • характеристику на ребенка из школы;
  • розовую справку с предыдущей комиссии по установлению инвалидности (если инвалидность оформляется не впервые);
  • паспорт ребенка с пропиской;
  • для детей до 14 лет — свидетельство о рождении ребенка и справку о постоянной (форма 9) или временной регистрации;
  • паспорт одного из родителей или опекуна ребенка, который сопровождает его на МСЭ;
  • заявление родителя или опекуна ребенка на присвоение ребенку статуса ребенка-инвалида (заполняется непосредственно в бюро МСЭ).
  • Если по уважительной причине вам требуется перенести дату МСЭ, заранее обратитесь с такой просьбой в бюро.

    Если состояние ребенка таково, что он не ходит или не может быть доставлен в бюро МСЭ для прохождения комиссии, то медико-социальная экспертиза может состояться и на дому. О прохождении комиссии МСЭ на дому вам необходимо будет получить соответствующее заключение в поликлинике или стационаре, где лечится ваш ребенок.

    Когда отправитесь на комиссию в МСЭ, обязательно возьмите с собой сменную обувь для себя и ребенка, а также чистую пеленку для осмотра.

    Приходите на комиссию в указанную дату и точно к назначенному времени. Не опаздывайте! Если вы перепутаете дату, время или просто опоздаете, вас могут не принять, и тогда придется записываться на комиссию и ждать своей очереди снова. Очередь длится около месяца. За это время могут устареть и результаты анализов и даже заключения врачей. А лечащий врач, пишущий заключение всегда утверждает: чем более свежими по времени будут заключения всех врачей-специалистов, тем лучше для МСЭ.

    Срок установления инвалидности

    Конечно, прочитав все это, вам покажется, что впереди — долгий и трудный путь. Но трудно будет лишь в первый раз. При повторном оформлении инвалидности вы уже будете знать, как поступить рациональнее и преодолеть бюрократические препятствия. Более того, не каждому ребенку необходимо проходить переосвидетельствование инвалидности ежегодно. В некоторых случаях состояние ребенка наблюдают в МСЭ один раз в два года, поскольку состояние здоровья может оставаться стабильным, ухудшиться или улучшиться. А иногда, скажем, в случае врожденных генетических заболеваний (например, синдром Дауна или Вильямса) ребенка наблюдают не более 4 лет, после чего устанавливают инвалидность до 18 лет. В Постановлении Правительства Российской Федерации № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» указан список заболеваний, при которых инвалидность устанавливается до достижения ребенком 18 лет или пожизненно.

    doorinworld.ru

    Как оформить инвалидность по аутизму?

    В нашей районной поликлинике говорят, что у них в случае психиатрического диагноза никаких врачей проходить не нужно, мол, в 6-ке все обследования делают сами и гораздо проще, чем через поликлинику (ха-ха три раза). Но я также знаю, что в 6-й всем лепят диагноз УО, а не аутизм. как тогда быть? Сколько времени вообще вся эта бодяга занимает?

    И по поиску сейчас нашла, что вроде при записи на обследование в 6-ю требуют присутствие папы, это правда. У нас папа в другой стране живет.

    Дозвонилась в 6-ку, более-менее что-то узнала. Хотела попасть к Лазаревой или Левданской, которые ставят диагноз аутизм, но их нет, есть только Рыбик, кто-нибудь был у нее.

    От папы требуют прислать по факсу бумажку с согласием на консультацию у психиатра, причем в тексте звучит «согласен на консультацию, ЛЕЧЕНИЕ и ГОСПИТАЛИЗАЦИЮ в ДПБ №6», а мы ни в коем случае ни на какую госпитализацию не согласны. А они говорят, что это их СТАНДАРТНЫЙ бланк, который надо подписать, как от этого отбрехаться.

    Нам нужен только диагноз, чтобы оформить инвалидность! Без всяких госпитализаций, лечений и занятий в этой 6-ке. 11.11.2010 12:49:40, Lepest

    Про 6-ю психиатрическую отвечаем по порядку:

    > в 6-ке все обследования делают сами и гораздо проще, чем через поликлинику (ха-ха три раза)

    Вот «ха-ха» — это вы абсолютно зря. Действительно, делают необходимые обследования. И, действительно, проще, чем через поликлинику, в которой вообще не делают таких обследований обычно.

    >в 6-й всем лепят диагноз УО, а не аутизм

    это не правда. нам поставили атипичный аутизм.

    другой вопрос, что аутизм у нас все-таки есть по факту.

    >Сколько времени вообще вся эта бодяга занимает?

    Мы лежали на обследовании чуть меньше месяца.

    >при записи на обследование в 6-ю требуют присутствие папы, это правда.

    никогда такого требования не слышала. когда мы пришли на прием папа с нами был, но не потому, что это обязательное условие, без выполнения которого не примут. 11.11.2010 11:48:59, Живо-Тинка

    Скажите, а какой «основной» врач вас вел, который поставил диагноз атипичный аутизм? По какому телефону нужно записываться? И, я так предполагаю, надо иметь направление от районного психиатра?

    У нас нет времени и желания там лежать, оно для нас драгоценно, мы его тратим на интенсивные занятия с ребенком (а я еще и работаю, не могу часто отпрашиваться), есть ли там возможность по максимуму сократить и облегчить как-то время этого обследования? 11.11.2010 11:57:14, Lepest

    Записывались мы через регистратуру — сейчас у меня телефон не сохранился, он есть на официальном сайте больницы. Работает.

    Да, направление от районного психиатра нужно. Но у нас была на столько любопытная ситуация с этим психиатром, что мы обошлись без него: пришли просто на прием, и укладывались на обследования по направлению врача из 6-й. При этом пришлось побегать по инстанциям и добыть кучу всяких разрешительных справок и пр.

    У нас тоже не было никакого желания лежать.

    Я не знаю, как можно уменьшить срок пребывания там.

    Занятия там проводятся логопедом-дефектологом каждый будний день. 11.11.2010 12:32:20, Живо-Тинка

    conf.7ya.ru

    Инвалид – слово, от которого мурашки по коже, но каждому родителю ребенка с аутизмом приходится столкнуться с вопросом: «Оформлять или не оформлять?». Большинство родителей боится этого слова, потому что бытует мнение о том, что с инвалидностью нельзя поступить в школу, высшее учебное заведение, что это ярлык, с которым ребенку придется жить.

    Но самая банальная проблема – это то, что родители просто не знают, как оформлять инвалидность, так как о своих правах их никто не информирует. Как оформить инвалидность, какие мифы о ней существуют – информацией поделилась Ольга Доленко, детский психиатр высшей категории, председатель секции детской психиатрии и смежных специальностей Ассоциации психиатров Украины. Надеемся, что эти знания помогут Вам принять решение, которое будет лучшим для Вашего ребенка.

    Нужно ли класть ребенка в стационар, чтобы дали инвалидность?

    Для оформления пособия по инвалидности совсем необязательно направлять ребенка в стационар, достаточно амбулаторного обследования.

    Как оформляется инвалидность?

    1. В 10 разделе приказа «Про затвердження Переліку медичних показань, що дають право на одержання державної соціальної допомоги на дітей-інвалідів віком до 18 років» под названием «Расстройства психики и поведения» перечислены заболевания, которые относятся к компетенции детского психиатра. Врач установит окончательный диагноз и оформит документ, направит ребенка во врачебно-консультативную комиссию (ВКК) того медицинского учреждения, где ребенок наблюдается по поводу проблем развития или поведения

    2. Члены комиссии осматривают ребенка и изучают мед. документы, которые подтверждают диагноз.

    3. Выявив наличие показаний для оформления инвалидности, родителям выдается на руки либо «Консультативное заключение специалиста (форма 028/о)», если обследование ребенка проходило в амбулаторных условиях, либо «Выписку из истории болезни (форма 027/о)», если предварительное обследование проходило в стационаре. Здесь указывается диагноз и пункт приказа, согласно которому ребенку полагается социальное пособие по инвалидности. Для диагноза «детский аутизм» предусмотрено оформление инвалидности сроком до 18 лет.

    4. Далее выписка из истории болезни ребенка или консультативное заключение специалиста направляется в поликлинику или ЦРБ по месту жительства. То есть, учреждение психиатрического профиля, где обследовался ребенок, только выявляет показания для оформления инвалидности, а ВКК того медицинского учреждения, где ребенок наблюдается по месту его жительства выдает документ о признании его инвалидом с детства.

    5. На заседании ВКК после осмотра ребенка и ознакомления с консультативным заключением или выпиской из истории болезни заполняется уже другой документ «Медичний висновок про дитину-інваліда до 18 років» — (форма 080/о).

    6. Именно этот документ предоставляется в районное или городское управление труда и социальной защиты населения для оформления пособия по инвалидности наряду с другими документами немедицинского характера.

    Детский психиатр в Украине не имеет в своём распоряжении таких методов обследования, которые бы позволили ему быстро установить диагноз с помощью какого-либо биохимического анализа или генетического теста. Тем не менее, руководствуясь диагностическими критериями, принятыми в международной классификации болезней, врач принимает решение, наблюдая за ребёнком и получая информацию от его ближайшего окружения.

    Для уточнения диагноза для некоторых расстройств бывают необходимы дополнительные обследования или консультации смежных специалистов. Самое главное, чтобы необходимость любой дополнительной диагностической процедуры была обоснована и объяснена родителям.

    По материалам журнала «Аутизм сегодня»

    neboley.zp.ua

    Аутизм — не болезнь, это нарушение развития

    Что такое детский аутизм? Аутистические расстройства. Диагностика аутизма

    Аутизм нельзя вылечить. Иными словами — от аутизма нет таблеток. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

    Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.

    Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

    Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

    Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.

    Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

    Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:

    • детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
    • атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
    • синдром Ретта (F84.2);
    • синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5);
    • В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — «расстройства аутистического спектра».

      Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

      1. невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
      2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
      3. недостаточность коммуникативного использования речи;
      4. отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
      5. страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества», по Каннеру);
      6. непосредственные и отставленные эхолалии («граммофонная или попугайная речь», по Каннеру);
      7. задержка развития «Я»;
      8. стереотипные игры с неигровыми предметами;
      9. клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
      10. При использовании этих критериев важно:

      11. не расширять их содержание (например, различать неспособность к установлению контакта с другими людьми и активное избегание контакта);
      12. строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
      13. учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
      14. принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей в свою очередь к появлению в клинической картине симптомов вторичных задержек развития и компенсаторных образований.

    В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: «Странный, не такой, как все». Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен. «Как мешочек с песком»,— иногда говорят родители. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.

    Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

    У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

    В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему «красивость», мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

    Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

    Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения «моющего типа» в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.

    К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.

    К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

    Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  • достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  • ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  • тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
  • Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

    Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

    Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

    Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

    Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

    Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

    Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

    На самом деле все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции.

    Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз «аутизм». Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

    Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. А дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от той среды — специльно созданных условий, в которых будет находиться подросток.

    Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью. Ведь для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с РАС требуется от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, далеко не каждая семья в состоянии оплачивать такие счета. Однако результат стоит вложенных усилий и средств.

    Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.

    Статья предоставлена сайтом «Аутизм в России»

    www.7ya.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation