Аутизм эмоциональная сфера

Аутизм и вера есть вещи несовместные?

Аутисты редко бывают религиозны, говорят канадские нейробиологи. Необычное исследование ученые провели в попытке понять, что же такое вера в бога и почему одним людям она свойственна, а другим чужда. Оказывается, чтобы молиться высшим силам, нужно понимать людей. А точнее — быть в состоянии представить другую личность и ваши с ней отношения.

Именно это умение делает возможным «персональные запросы» верующих к богу, считают медики из Канады. Аутисты же лишены этой способности, а вместе с ней — и религиозности. Предпосылками к работе канадских ученых было совместное исследование специалистов из Университета Британской Колумбии и Калифорнийского университета в Дэвисе. Его результаты были недавно опубликованы в журнале PLoS ONE. Авторы работы продемонстрировали, что субъекты, испытывающие трудности при оценке мыслей и чувств других людей (то есть, попросту говоря, те, кто плохо понимает окружающих), существенно менее религиозны.

Группа исследователей из Канады решила проверить, действительно ли умение понимать других людей связано с верой в бога. Люди, пожалуй, хуже всех понимающие мысли и чувства окружающих — это аутисты. Аутизм — загадочное расстройство, над загадкой которого уже почти век бьются медики и психиатры. В данный момент ясно, что аутизм представляет собой тяжелое нарушение развития нервной системы, про котором страдает эмоциональная сфера и социальные контакты.

Симптомы аутизма обычно проявляются в раннем детстве. Младенцы с этим расстройством уделяют мало внимания находящимся рядом людям и животным, редко улыбаются и смотрят на других, реже обычных детей откликаются на собственное имя. Для большинства из них характерны вспышки беспричинного гнева, у многих проявляется и аутоагрессия — укусы, порезы самих себя и т. п.

Для аутичных детей характерна низкая эмоциональность, пугливость (к примеру, непереносимость определенных звуков, которые здоровый ребенок счел бы негромкими), почти полное отсутствие привязанностей к членам семьи — даже к матери, и странные «ритуалы» поведения. К примеру, вместо того, чтобы играть, они могут часами расставлять игрушки и кубики в линию, сортировать их по цвету, размеру и так далее. Образ взрослого аутиста с характерными привычками и особенностями поведения блестяще воплотил на экране Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».

Большинство аутистов имеют трудности в обучении и сниженный уровень интеллекта. Естественно, их социальные контакты тоже затруднены: замкнутость аутистов и их странное поведение становятся препятствием к общению с окружающими. Основная трудность их социализации в том, что собственный эмоциональный мир аутистов беден, и поэтому они не могут понять мотивы поведения других людей.

В своей книге «Антрополог на Марсе» блестящий британский невролог Оливер Сакс описывает свое знакомство со взрослой женщиной-аутистом Темпл Грандин. «Читая автобиографию и статьи Темпл Грандин, невольно представляешь себе, каким странным и необычным ребенком она была, — рассказывает Сакс. — В шесть месяцев она начала противиться ласкам матери, а в десять стала царапать ее, как пойманный в капкан зверь. Нормальные контакты нарушились«. К счастью, благодаря своевременной коррекции и чутким педагогам, Темпл удалось преодолеть трудности в обучении и социальные проблемы, связанные с ее недугом.

Она сделала прекрасную карьеру и основала свою компанию по проектированию животноводческих предприятий. Но неспособность Темпл понимать эмоции и намерения других людей порой мешала ей даже в бизнесе. «Она сообщила, что простые, пусть и сильные, чувства людей она понимает, а страсти, пылкие увлечения, притворство, иносказания ставят ее в тупик«, — пишет ученый.

«Темпл мне рассказала, что на одном из животноводческих предприятий, которое она проектировала, постоянно ломалась техника, но это случалось только тогда, когда один из работников предприятия по имени Джон был на работе. Она сопоставила эти данные и в конце концов пришла к заключению, что именно Джон выводит механизмы из строя и совершает это намеренно. «Мне пришлось научиться быть подозрительной, — сказала мне Темпл, — и эту способность я обрела на практике. Я могу сопоставить факты, смекнуть в чем дело, но не могу распознать завистливый взгляд«.

Именно эта особенность аутистов — неспособность «додумать» внутренний мир другого человека — и помогла канадским нейробиологам проверить связь между эмпатией и религиозностью. Догадка подтвердилась: аутисты по сравнению с контрольной группой (субъекты, сходные по всем иным характеристикам, но без клинического диагноза) почти в 10 раз реже проявляли какие-то религиозные чувства. Число верующих в контрольной группе принималось за 100 процентов. Это означает не то, что вся контрольная группа состояла из верующих, а то, что доля верующих среди аутистов подсчитывалась относительно контрольной группы.

Решающей оказалась способность к моделированию психики других людей. Если человек оказывался неспособен представить себе мысли и чувства окружающих, то в большинстве случаев он оказывался атеистом. При этом вера в бога практически не зависела ни от уровня IQ, ни от формальной принадлежности к какой-либо церкви, ни от возраста. Более того, законопослушность и совестливость, которые обычно приписывают верующим людям, на деле оказались очень слабо связаны с религиозностью.

Анализ обычных людей, студентов университета, лишь подтвердил результаты первого исследования. Те, кто проявлял больше понимания других людей, оказались более религиозными. Ученые даже выявили небольшую зависимость религиозности от пола, связанную с этим показателем: мужчины в среднем менее склонны к эмпатии и моделированию психики других людей, и верующих среди них чуть меньше, чем среди женщин.

Полученный, весьма удивительный, результат ученые объясняют так: чтобы обращаться к божеству, его нужно представить. Мысленное общаясь с высшими силами, как бы мы их ни называли, обращая к ним свои молитвы и просьбы, мы должны выстроить у себя в голове некий живой образ. И пусть бог в любой религии наделен отнюдь не человеческой природой — выходит, что сознание людей все-таки создает его по своему образу и подобию.

Человеку верующему нужно не просто обращаться к богу со словами молитвы, рассуждают ученые. Ему также нужно представить реакцию божества на тот или иной его поступок: могу ли я, как верующий человек, совершить то или иное действие, не грешно ли это, угодно ли это богу? На такой анализ способен тот, кто склонен обдумывать мотивы поведения других людей. Для тех, у кого нарушены нейронные структуры, отвечающие за эмпатию — например, для аутистов — вера в бога оказывается невозможной.

У такой интерпретации есть доказательная база. В 2009 году немецкие ученые исследовали томограммы мозга молящихся людей. МРТ-сканирование показало, что при произнесении молитвы «Отче Наш» и молитв о собственных нуждах у верующих, помимо прочего, включаются те же отделы мозга, что и в процессе ментализации — обдумывания отношений с другими людьми. Эти данные согласуются с выводами канадских нейробиологов: чтобы верить в высшие силы, нужно как-то их себе представлять. Верить в абстрактное божество у людей никак не получается.

www.rusday.com

Эмоциональная сфера личности

Считается, что в филогенезе любой живой организм был изначально обеспечен простейшими формами эмоционального реагирования (удовлетворенность, неудовлетворенность, страх, радость, гнев), связанными с его адаптацией к окружающей среде и регуляцией жизнедеятельности. Приоритет в таком выводе приписывают Ч. Дарвину. Так, страх и гнев обеспечивали выживание первобытному человеку в опасных ситуациях через готовность дать отпор или бегство. Впоследствии эмоциональная сфера человека расширилась за счет приобретения таких эмоций, как чувства, страсти, настроения и т.п. Эти эмоции приобретаются человеком в социальной среде как способность к переживаниям.

В онтогенезе современного человека сразу после рождения ребенок способен проявлять эмоции типа «удовольствие — неудовольствие», направленные на удовлетворение его органических потребностей в пище, сне и тепле. Чуть позже появляются эмоции в форме гнева и страха, связанные со сферой его бессознательного. Далее в играх со сверстниками, в контактах с родителями и взрослыми развиваются более сложные, социально обусловленные эмоции, такие, как переживания чувств (сострадание, привязанность и, естественно, обратные им), связанные с сознанием. Какую приоритетную направленность получают эмоции (положительную или отрицательную), обусловлено особенностями окружающей социальной среды (поведение родителей, воспитателей детского сада и др.). От этого во многом зависит, будет ли человек оптимистом или пессимистом, великодушным или мстительным, тревожным или уверенным, любознательным или безразличным.

Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Конечно, это требует прежде всего волевых усилий. Вместе с тем имеется ряд психологически оправданных приемов для снижения эмоционального напряжения:

— релаксация (снятие мышечной напряженности);

— позитивное стимулирование хорошего настроения за счет периферических изменений (если встал «с левой ноги», то прими активную осанку, улыбнись себе);

— «загон страстей в мышцы» (по И. Павлову): плохое настроение можно «затоптать», пройдя несколько километров средним темпом;

— искусствотерапия («Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» — так оценил влияние музыки на личность В. Сухомлинский);

— смехотерапия, или гелотология (имеются данные, что каждому человеку следует смеяться как минимум 10 минут в день, причем женщине это время надо «набирать» за 13-16 раз, а мужчине — не менее чем за 17 раз);

Человек, умеющий управлять своими переживаниями, считается эмоционально зрелой личностью. Это качество относится к его способности контролировать и подавлять чрезмерно интенсивные эмоциональные проявления. Отсутствие навыков управления эмоциями приводит к различного рода нарушениям.

В народе известна истина: «Люди умирают не от старости, а от болезней». Статистика же показывает, ЧТО более чем в 70 % случаев причиной заболеваний служат психоэмоциональные факторы. Некоторые эмоции создают основу для определенных видов заболеваний. Так, зависть опасна заболеваниями печени, желчного пузыря, сердечно-сосудистой системы. Ревность приводит к снижению зрения, слуха, появлению диабета и рассеянного склероза. Агрессивность и злобность грозят облысением, ожирением, болезнями легких, поражением зубов, кожными заболеваниями, варикозным расширением вен. Чрезмерное себялюбие («гордыня») может вызвать бесплодие, эпилепсию, псориаз.

Список наиболее известных расстройств и нарушений эмоциональной сферы человека довольно велик.

Эмоциональная анестезия — состояние, характеризующееся снижением эмоциональной чувствительности к внешнему миру, оцепенением как следствием посттравматических стрессовых расстройств.

Идеосинкразия — крайняя степень невыносимости к конкретным раздражителям (скрежет трамвайных тормозов, запах свежей рыбы).

Эмоциональная депривация — проявляется в отсутствии эмпатии или эмоциональных реакций на эмоции, исходящие от других людей (равнодушие при виде страданий, неумение разделить радость и др.).

Эмоциональная неадекватность — отстраненность от реальности и погружение в себя (аутизм), несоответствие мимики эмоциональному состоянию (парамимия), несоответствие переживаний текущей ситуации (паратимия), реагирование полярными переживаниями относительно одного и того же объекта Ф> (амбивалентность) и др.

Гипомимия — малоподвижность или полная неподвижность лицевой мускулатуры.

Невротические страхи (фобии) — боязнь абстрактных или конкретных объектов, ситуаций, явлений и процессов (острых или больших предметов, темноты, высоты, малого или большого пространства и др.).

Аффективная ригидность — чрезмерная злопамятность, обидчивость, мстительность.

Какое полушарие должно взять на себя большую часть «вины» за расстройства и нарушения эмоциональной сферы личности? Ответ на этот вопрос до сих пор разделяет психологов. Одни призывают во время телефонного разговора слушать собеседника только правым ухом, чтобы не задействовать в активную работу правое, по их мнению «эмоциональное», полушарие. Другие, наоборот, предупреждают о том, что опасность бурного эмоционального реагирования угрожает независимо от того, каким ухом идет прием информации. Тем самым они уравнивают оба полушария мозга в правах на возбуждение эмоционального процесса. Существует гипотеза и о том, что левое полушарие как полушарие здравого смысла и строгой логики ответственно за позитивные эмоции, а правое — за негативные.

Установление истины требует глубоких экспериментальных исследований. Сложность проблемы же заключается в том, что полученные на текущий момент данные свидетельствуют о чрезвычайно сложном межполушарном взаимодействии, не позволяющем выстроить последовательную разорванную цепь автономных процессов.

psyera.ru

/ Психология / Эмоциональная сфера личности

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Эмоции (от лат. волновать, возбуждать) – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений и людей в форме переживаний. Они проявляются главным образом в биологически обусловленных переживаниях, связанных с потребностями организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

Являясь субъективным психическим отражением жизненного смысла предметов, явлений и событий, эмоции проявляются в форме непосредственного ситуационного переживания, выражающегося оценочным отношением к развивающимся событиям. Субъективный характер этих отношений ведет к тому, что одинаковые раздражители могут вызывать совершенно непохожие реакции у разных индивидов. Так, если профессиональная деятельность чрезвычайно затруднена или работник не справляется с заданиями, допускает серьезные ошибки, то появляются неудовлетворенность, разочарование или подавленность и даже гнев. В этом случае эмоции, как правило, проявляются в астенической форме, ведущей к физической и нейропсихической слабости, повышенной утомляемости, неустойчивости настроения, пассивному поведению работников и скованности их действий. В том случае, когда производственное задание выполняется сравнительно успешно, а возникающие трудности легко преодолеваются, тогда эмоции протекают в стенической форме, при которой появляются положительные переживания, поднимающие работоспособность и выступающие психорегуляторами активной деятельности специалистов.

В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).

Предметом эмоций представляет любое значимое для человека событие, явление, в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций. Центральным компонентом эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием. Эмоциональное переживание – субъективная реакция, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний мир душевный мир человека, а также его физиологические процессы. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью, препятсявует или способствует их удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции не возможны. Эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.

Основными функциями эмоций являются: оценочная, сигнальная, побудительная и коммуникативная, функция воздействия на физиологические и познавательные процессы и др.

Первая и наиболее важная функция эмоций состоит в первичной оценке субъективной значимости для человека окружающих предметов, явлений, людей, различных событий, собственных мыслей и т. д. Причем эмоциональные оценки представляются нам значительно более достоверными и личностно значимыми, чем интеллектуальные.

Эмоции сигнализируют человеку о сотоянии его потребностей. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды и т.д.), которые называются потребностными.. В зависимости от состояния потребности могут усиливаться, ослабляться, исчезать совсем, меняться на противоположные по знаку. Они составляют эмоциональную основу и субъективную форму существования потребностей.

Эмоции обладают также побудительными функциями, то есть выступают как довольно мощные источники активности. Побудительные возможности эмоций напрямую зависят от их силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем больше побудительными возможностями она обладает (сильная и слабая боль, страх, стыд). Отрицательные эмоции обладают противоположными побудительными свойствами.

Эмоции оказывают сильное воздействие на физииологическиие функции человека, поскольку образуют совместно с ними единую психофизиологическую систему. Поэтому эмоции всегда сопровождаются большими или меньшими изменениями функций организма. На эмоциональной основе возникает большинство болезней и преждевременное старение (или омоложение).

Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут изменяться (улучшаться или ухудшаться).

Эмоции являются внутренними психическими процессами. Однако они довольно хорошо выражаются во вне (мимика, действия, движения, жесты, позы, интонации).

Основные свойства эмоциональных переживаний

При всем многообразии любые эмоции характеризуются таким общим свойством, как качественная окраска, знак, интенсивность и продолжительность. В зависимости от этих свойств и их соотношения можно выделять виды и формы эмоций.

Окраска эмоций –качественная характеристика, котрая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию. Она определяется характером лежащей в основе эмоции потребности. Эмоциональную окраску невозможно передать словами, ее надо пережить непосредственно.

Знак эмоций соответствует тому, в какой мере они субъективно приятны или неприятны. В зависимости от знака различают положительные, отрицательные, двойственные (амбивалентные) эмоции. Положительные эмоции свидетельствуют о полезности для человека ситуации или события. Положительные эмоции очень благотворны для человека. Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Они возникают при длительном неудовлетворении, говорят о вредности для человека соответствующих ситуаций или событий. Отрицательные эмоции и сами по себе неблагоприятны для человека. Двойственные эмоции совмещают в себе положительные и отрицательные переживания. Они свидетельствуют о сложности и противоречивости отношений человека с окружающим миром.

Интенсивность эмоций – это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей потребности и степенью неожиданности обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность такова: чем сильнее потребность и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в этой ситуации эмоциональное напряжение.

Длительность является временной характеристикой эмоций. Она зависит от продолжительности контакта человека с эмоциогенной ситуацией (реального или мысленного) и от времени, на протяжении которого соответствующая потребность находится в состоянии неудовлетворения. В зависимости от времени протекания существует бесконечное множество эмоций, начиная от предельно кратковременных аффективных реакций и заканчивая очень продолжительными эмоциональными состояниями, растянутыми на многие годы.

Основные виды и формы эмоций

Учитывая выделенные свойства, теоретически можно выделить бесчисленное множество разнообразных видов и форм эмоций. Однако известны и достаточно хорошо описаны лишь некоторые из них. Например, американский психолог К. Изард выделил всего десять эмоций, зазванных фундаментальными.

Различают три группы наиболее простых полярных эмоциональных переживаний.

Первая группа включает в себя переживания, относящиеся к удовольствию-неудовольствию. Они отражают внутреннее состояние организма и его связь с внешней средой. В основе этих переживаний лежат безусловные рефлексы. Более сложные эмоциональные состояния «приятного-неприятного» у индивида развиваются по механизму ус-ловных рефлексов с определяющей ролью второй сигнальной системы.

Вторая группа представлена эмоциями напряжения-разрешения. Они связаны с созданием нового или ломкой старого динамического стереотипа. В этом случае, чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов (динамических стереотипов), тем большее эмоциональное напряжение для этого требуется.

Третья группа включает в себя эмоции возбуждения-успокоения, которые определяются импульсами, идущими в кору головного мозга из его подкорки. Здесь торможение корой импульсов, идущих из подкорки, субъективно переживается как успокоение.

По форме и силе протекания все эмоциональные состояния людей подразделяются на настроение, чувства и аффекты.

Настроение — устойчивое, относительно слабо выраженное и длительное психическое состояние индивида или группы людей, создающее общий эмоциональный фон протекания всех психических процессов и сказывающееся на поведении и деятельности человека. Оно является эмоциональной реакцией на значимые для жизнедеятельности людей процессы, явления и события и проявляется в радостном, печальном, скорбном, восторженном, бодром, подавленном, спокойном, раздраженном и других состояниях.

Как целостное состояние психики настроение характеризуется полярностью переживаемых индивидом состояний. К составляющим такую полярность относятся: активность-пассивность, радость-печаль, удовлетворенность-неудовлетворенность, лабильность-ригидность и др.

В тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение проявляется в неопределенных эмоциональных переживаниях и обычно характеризуется как плохое или хорошее. Если причина того или иного настроения не всегда осознается индивидом, то в таких случаях оно переживается как безотчетное состояние.

Особенности протекания настроения зависят от характера, темперамента, способностей, жизненного и профессионального опыта, успехов или неудач в различных видах деятельности, особенностей реализации коммуникативных функций данного человека в той или иной общности людей.

В бытовых условиях, в учебной и профессиональной деятельности нередко возникает дидактогения — сдвиг в настроении человека или какой-либо общности людей, иногда доходящий до патологического состояния. Такие состояния вызываются нечутким или грубым воздействием педагога, руководителя или других лиц.

В отличие от большинства отраслей психологической науки, психиатрия признает лишь два вида настроения: эйфорию и депрессию.

Эйфория характеризуется приподнятым настроением и переживанием чувства триумфа, в большинстве своем вызываемыми удачей, успехом и др. Патологическая же эйфория интерпретируется как изменение отношений между Эго и Суперэго, имеющих место при депрессии, на прямо противоположные. В результате Эго чувствует себя так, как будто бы оно восторжествовало над Суперэго или слилось с ним. Вместо подавленности и отчуждения Эго чувствует себя свободным и в согласии с миром.

Депрессия относится или к эмоции, или к диагнозу. По отношению к эмоции термин означает подавленное настроение, уныние; когда говорится о диагнозе, то имеется в виду синдром, в котором «депрессия» используется для обозначения того, что привыкли называть «меланхолией» — состоянием, при котором пациент страдает от плохого настроения, заторможенности мыслей и действий, а также бредовыми самообвинениями.

Настроение как состояние психически здоровых людей характеризуется следующими особенностями:

— относительной устойчивостью психических состояний, определяемых инертностью и особенностями воздействия окружающей среды;

— изменчивостью отдельных психических состояний и в целом настроения, происходящей под влиянием внешних или внутренних воздействий на психику индивида, в силу которых меняются и переживания;

— индивидуальным своеобразием психических состояний и настроений человека, обусловленных его направленностью и особенностями протекания психических процессов, когда одни и те же воздействия на психику у разных людей вызывают неодинаковые психические состояния;

— передачей настроения одного человека группе людей, которое может стать групповым настроением;

— внешней выраженностью психических состояний и настроений, проявляемых в мимике, движениях, позе, ритме дыхания, частоте пульса и в изменении цвета лица.

В учебном процессе и в профессиональной деятельности управление настроением может реализовываться программированным порядком действий преподавателя или руководителя производственного подразделения. Эти действия сводятся к последовательному решению следующих задач:

— выяснению настроения перед началом деятельности путем наблюдения за поведением присутствующих;

— определению сути отклоняющегося от ожидаемого настроения конкретного человека или группы людей и вскрытие его причины;

— устранению отрицательного психического состояния и созданию оптимального настроения у данной общности людей.

Для сохранения оптимального настроения у отдельного человека или группы людей в течение рабочего дня или недели необходимо:

— поставить индивидуально или коллективно значимую и доступную цель действий;

— вызвать интерес у каждого подчиненного к выполнению предстоящего задания;

— предварительно ознакомить с возможными трудностями, объяснить вариантные способы их преодоления, обратить внимание на соблюдение техники безопасности и вселить уверенность в успехе;

— своевременно оказывать помощь, обнаруживать и устранять проявления и причины отрицательных психических состояний.

Формирование у людей способности контролировать и корректировать собственное настроение является одной из важных задач педагогов и руководителей. Индивидуальными способами и средствами преодоления плохого настроения могут быть: изменение распорядка дня, режима питания; выполнение доступных физических упражнений, особенно связанных с различными спортивными играми; занятия спортом, музыкой; перенесение внимания на другие объекты, явления и события; сосредоточение своих мыслей на более приятном воспоминании или на возможных событиях в недалеком будущем.

Настроение человека или группы людей может быть скорректировано друзьями, коллегами по работе или руководителями производственных подразделений. Преднамеренное изменение настроения того или иного человека в учебном или производственном процессе, как правило, осуществляется эпизодически или в зависимости от динамики социально-психологического климата в коллективе. Руководитель всегда должен иметь в виду, что нельзя допускать стихийного формирования настроения коллектива. Управление настроением своих подчиненных может быть эффективным, если воздействие на них будет иметь конкретную цель, продуманные и адекватные содержание и средства, постоянный контроль за динамикой настроения и своевременное внесение коррекции в различные переживания отдельного человека или группы людей.

Системообразующими эмоциональными состояниями, социально обусловленными и исторически сформированными, являются чувства людей, которые отражают определенные общественные отношения и являются общими для всех видов деятельности. Они регулируют отношения индивида как личности с другими людьми и с обществом. Индивид же формируется в личность в значительной мере под воздействием переживаемых им чувств.

Чувства — это отражение в мозгу индивида его отношений к значимым для него объектам, явлениям, событиям, проявляющихся в социально обусловленных эмоциональных переживаниях, активизирующих или тормозящих действия человека в различных видах деятельности. Они являются наиболее устойчивыми психическими состояниями, имеющими четко выраженный предметный характер.

Чувства являются одной из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, к происходящему в окружающей среде. Они выполняют ряд жизненных функций:

адаптационную, создающую возможность индивиду с наименьшими психическими и физическими затратами приспособиться к новым условиям жизни, учебной и профессиональной деятельности;

коммуникативную, дающую возможность индивиду передавать свои эмоциональные состояния и воздействовать на окружающих его людей, информировать их о своем отношении к ним, к предметам и явлениям. Аналогичную информацию при общении с другими людьми индивид получает и от них и также подвергается определенным воздействиям;

отражательную, определяющую возможности индивида за счет совокупности эмоциональных переживаний получать обобщенную оценку о людях, событиях и деятельности; о препятствиях, мешающих достижению цели, а также о степени удовлетворения потребностей;

побудительную, определяющую начало и направление действия индивида или группы людей, способного привести к достижению цели;

предпочтительную, проявляемую при конкуренции мотивов, в результате чего определяется доминирующее направление в действиях;

регулятивную, обеспечивающую лабильность взаимоотношений индивида с другими людьми и с окружающей действительностью.

В зависимости от содержания и причин возникновения чувства подразделяются на низшие и высшие.

Низшие чувства в большинстве своем вызываются биологическими процессами в организме, связанными с его выживанием, удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей индивида.

Высшие чувства формируются в процессе исторического развития человека; они обусловлены социальными, экономическими и правовыми факторами жизни; связаны с осознанием индивидом или человеческой общностью общепринятых норм, относящихся к определенной сфере деятельности, действительности, с отношением его к миру и к жизни. Эти чувства делятся на следующие группы:

нравственные, испытываемые человеком при восприятии и оценке других людей, явлений, событий, сравнении их с нормами и категориями морали, выработанными обществом. К ним относятся: чувство долга личности и гражданина, доброжелательность, дружба-вражда, верность-предательство, любовь-ненависть, сочувствие-рав-нодушие и др.;

интеллектуальные, переживаемые индивидом в процессе познавательной и научной деятельности. Это чувства любознательности и любопытства, сомнения и удивления, радости и огорчения, гордости и униженности, чувство нового и др. Они создают благоприятный настрой к деятельности, повышая ее результативность, или же отрицательно сказываются на творческом процессе и отношении к нему, стимулируя мышление, обеспечивая глубокое и всеохватывающее проникновение в сущность изучаемых предметов и явлений;

практические — переживания успеха и неудачи, радости труда и общения в учебном или производственном коллективе, любви или отвращения к определенному виду труда, удовлетворения или неудовлетворения своими действиями или действиями других людей, чувство товарищества и др.;

эстетические — эмоциональные переживания индивида, связанные с восприятием вещей, явлений и событий, с отношением к прекрасному или безобразному, существующему в природе или создаваемому в искусстве, к событиям и явлениям, касающимся жизни конкретного индивида или других людей. Эти чувства проявляются в восторге-стыде, радости-огорчении, величии-низости. Они возникают при оценке возвышенного и низменного, героического и трагического, драматического и комического. Эстетические чувства выражаются в соответствующих оценках различных вещей и явлений, эмоционально окрашенных вкусах и реакциях людей. Они оказывают стеническое или астеническое влияние на психику, активизируя или снижая функциональные возможности людей;

религиозные — проявляющиеся в эмоциональных переживаниях и реакциях людей, связанных с особым восприятием и миропониманием ими явлений и событий, построенных на основе соответствующих фантазий, легенд и мифов, суеверий и предрассудков.

Если говорить об отношении религии к объективным законам и явлениям мироздания, то здесь уместно выражение Ф. Ницше, в котором утверждалось, что между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах. О необходимости религии для людей высказался Ж. Леметри: «Религия необходима для тех, кто не способен испытывать чувства гуманности. Она бесполезна в отношениях честных людей». (См.: Энциклопедия мысли / Сост. О. Азарьев, Л. Демидова, М. Наникишвили, Н. Хоромин. — Севастополь: Таврида, 1996. — С. 450.)

Вера в сверхъестественное вызывает чувство слабости перед силами природы; страх перед Богом, загробным наказанием ведет к формированию чувств греховности, покорности, смирения, вины, утешения и др. Эти чувства появляются в сознании индивида лишь по мере усвоения опыта предшествующих поколений, взглядов и представлений. Мир религиозных фантазий всегда образно и сюжетно организован картинами, отражающими бытие представителей Бога на Земле, песнопениями и тому подобного, а потому нагляден и впечатляющ для верующих людей, религиозная жизнь которых является преимущественно жизнью чувств, которые фактически руководят их сознанием. Своеобразие же религиозных переживаний определяется главным образом особенностями объектов религиозной веры.

Характерными особенностями чувств являются: причины, их вызывающие, которые, как правило, ясны для переживающей личности:

амбивалентность, проявляющаяся в двойственном характере эмоциональной установки личности по отношению к другим людям, предметам и явлениям. Так, можно уважать конкретного человека, например, за высокие учебные способности, и в то же время осуждать его за неумение реализовать свои теоретические знания в практической деятельности. Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к кому-либо или к чему-либо и развивающимися из них ситуативными эмоциями. Например, человек удовлетворен заработной платой и в то же время с ненавистью относится к условиям труда. Отличительной особенностью таких чувств является их полярность, проявляющаяся как в наиболее простых переживаниях (удовольствие-неудовольствие), так и в более сложных чувствах (любовь-ненависть, радость-горе и др.);

сензитивность, проявляющиеся у некоторых людей повышенная чувствительность, обострение чувства собственной неполноценности, боязливость, повышенная тревожность, заниженный уровень притязаний, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий. С возрастом сензитивность сглаживается в процессе воспитания и самовоспитания, направленного на умение управлять своим состоянием в ситуациях, вызывающих то или иное переживание.

Разновидностью эмоциональных состояний являются предчувст-вия, выражающиеся интуитивным прогнозированием определенных событий и явлений, которые могут возникнуть в бытовых или производственных условиях. Так, при решении сложной задачи у человека неожиданно появляется радостное чувство близости этого решения или, напротив, отрицательное чувство, связанное с осознанием невозможности достичь желаемого результата.

Физиологическими механизмами эмоциональных состояний являются различные совокупности качественных характеристик свойств нервной системы и, в том числе, силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности. В основе того или иного эмоционального состояния лежит физиологический механизм активизирования хранящихся в памяти энграмм, которые способны удовлетворить или неудовлетворить соответствующую потребность организма. Этот механизм взаимосвязан с состояниями подкорки и коры головного мозга.

Подкорковые механизмы состояний обеспечивают безусловно-рефлекторное возникновение эмоциональных реакций. Они инервируются подкорковыми отделами мозга, расположенными в промежуточном, среднем и продолговатом мозгу, и связаны с функциями таламуса и гипоталамуса. Высшей подкорковой частью головного мозга, куда стекаются все афферентные нервные импульсы, являются зрительные бугры, в которых происходят процессы, определяющие эмоциональные переживания индивида, вызываемые непосредственными ощущениями и восприятиями. Особенность таких переживаний заключается в том, что они не всегда связаны с мыслительными процессами.

Эмоции, возникающие в результате воздействия тех или иных раздражителей, которые вначале вызывают процесс мышления и только потом уже соответствующие состояния, относятся к условно-рефлекторным. Здесь в различных переживаниях определяющую роль выполняет кора больших полушарий, регулирующая протекание большинства чувств, оказывающая тормозящее влияние на подкорковые центры и управляющая ими. Она находится в постоянном взаимодействии с работой подкорковых отделов мозга. В таком взаимодействии формируются временные связи, определяющие формирование динамического стереотипа высшей нервной деятельности. В этих процессах положительные или отрицательные эмоциональные переживания играют определяющую роль, обеспечивая легкость или затрудненность стереодинамических процессов. Установлено также, что левое полушарие мозга в большей мере связано с возникновением и поддержанием положительных эмоциональных состояний, а правое — отрицательных.

В целом эмоциональные переживания имеют рефлекторную природу. Они возникают в результате воздействия раздражителей на экстеро- или интерорецепторы, раздражение которых передается в центральную нервную систему, а оттуда по центробежным нервным проводникам в виде нервных импульсов — к различным органам тела, в том числе и в вегетативные центры. Это, в свою очередь, вызывает многообразные изменения в других состояниях организма, внешне проявляющиеся в учащенном сокращении сердечной мышцы, учащении дыхания, покраснении или побледнении лица и др.

В активизации эмоциональных переживаний существенную роль играет ретикулярная формация нервной системы, которая может активизировать или подавить деятельность коры мозга, регулирующей поведение человека. Установлено также, что в эмоциональных состояниях людей важное значение имеет адреналин, выделяемый надпочечными железами гормон. Это связано с тем, что при возбуждении организма усиливается поступление адреналина, ведущего к повышению процентного содержания сахара в крови, что способствует увеличению мышечной активности организма и его работоспособности.

Аффект (от лат. волнение, страсть) — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние индивида, вызванное неожиданным и резким изменением важных для него жизненных обстоятельств или наступившей критической ситуацией, когда человек неспособен найти адекватный выход из нее, а также в случаях, когда его притязания на успех терпят крах.

studfiles.net

«Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам»

И. Б. Карвасарская

Современное изучение детского аутизма и связанных с ним проблем началось в 1943 году после того, как Лео Каннер опубликовал работу «Аутистические расстройства аффективного контакта».

Определения аутизма, причины и признаки.

Термин «аутизм»(от греческого autos — «сам») в 1912 г. ввел швейцарский психиатр Э. Блейлер.

Аутизм — симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности.

Аутизм — явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире (Никольская)

Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С.Лебединская)

Аутизм, таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.

органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга),

гормональные сбои, нарушение обмена веществ,

воздействие вирусных и бактериальных инфекций,

ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка),

чрезмерное употребление антибиотиков,

химическое воздействие на организм матери в период беременности.

РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Таким образом, специалисты указывают на полиэтиологию (множественность причин возникновения) синдрома раннего детского аутизма и его полинозологию (проявление в рамках разных патологий).

Одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма, является эмоциональная сфера. Эмоц.проц. имеют сложнейшую морфофункциональную основу: ствол мозга, таламус, гипоталамус, старая и новая кора. Их функциональные состояния, способы связи структур с другими образованиями, особенно с корой больших полушарий, определяют характер и выраженность эмоциональных реакций человека в конкретной ситуации. С функциями коры больших полушарий ГМ связаны наиболее сложные и тонко организованные формы эмоционального поведения человека [Лурия, 1973]. Эмоциональное поведение ребенка формируется по мере приобретения жизненного опыта, под влиянием обучения и воспитания

Согласно Л. Каннеру:

1) аутизм с аутистическими переживаниями;

Предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию, трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;

Связанно со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами.

3) своеобразные нарушения речевого развития.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т. д.). речь носит характер штампованности,»фонографичности»; практически не использует мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи;

Статистика: В 2000 году распространенность аутизма составляла 5-26 случаев на 10 тысяч детского населения. Но уже в 2005-м в среднем на 250-300 новорожденных приходился один аутист. Отметим, что это чаще, чем изолированные слепота и глухота вместе взятые, сахарный диабет, синдром Дауна или онкологические заболевания у детей. Исследования Всемирной организации аутизма показали, что в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. В 2012 году каждый 88-й ребенок в США болел аутизмом. Согласно европейским данным, количество людей с таким диагнозом составляет примерно 1% населения страны. В России такой статистики не ведется.

Аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления (Никольская).

При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно.

• неспособность устанавливать отношения с людьми с начала жизни;

• отгороженность от внешнего мира, что проявляется в игнорировании

раздражителей до тех пор, пока они не стали болезненными;

• недостаточность коммуникативной речи, эхолалии, крайняя буквальность в использовании слов;

• блестящая механическая память;

• извращенное использование личных местоимений;

резкий страх определенных громких звуков и движущихся объектов;

• монотонное повторение звуков и движений;

• страх изменений в обстановке;

• монотонные механические игры с неигровыми предметами;

• впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица;

• глубокие нарушения в социальном развитии;

• задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

• стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах;

• сверхпристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды;

• появление нарушений до 30 месяцев.

• неспособность к формированию общения;

• неспособность к осознанию посторонних персон и неодушевленных предметов;

• отсутствие реакций на комфорт и дискомфорт;

• монотонно-однообразный характер поведения;

• неравномерность созревания психической, речевой, моторной, эмоциональной и

В первый год жизни: в период ползания опираются на предплечья, при этом выставляя таз вверх; движения плохо скоординированы, и они склонны падать на правую сторону при ползании.

в период начала ходьбы — опираются на пальцы ног, руки держат внизу, и из-за плохого равновесия, опять-таки склонны падать на правую сторону.

позднее исчезновение младенческих рефлексов, и позднее развитие других рефлексов.

стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими людьми, неспособность играть с другими детьми, отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия, самоагрессия; нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явлениям, наконец, просто серьезное, умное выражение лица.

Спектр аутизма -классификация по проявляемым симптомам.

Аутизм Каннера – расстройство развития, имеющее генетическую нейрологическую основу (серьезное органическое нарушение развития). Попытки к общению остаются непонятыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в поведении. Растройства в сенсо-моторном плане, что выражается в возникновении стереотипий и повторяющегося поведения. могут быть подвержены дополнительным заболевания, таким как эпилепсия.

Синдром Ретта диагностируется в основном у девочек. Мальчики, которые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.

Синдром Аспергера, в большинстве возникает в более легкой форме чем другие растройства спектра, у ребенка сохраняется интеллект который иногда даже превышает норму.

Высокофункциональный аутизм – это не диагноз сам по себе, а способ описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когнитивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше).

Аутизм-савант – самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет о серьезных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключительная память и исключительные таланты в специфических областях

Атипичный аутизм: это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблемным поведениям, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во взаимодействие.

До сих пор не существует единого подхода к классификации раннего

детского аутизма. Наиболее подробно разработаны клинические классификации РДА и аутистических синдромов у детей, построенные по клиническому и этиопатогенетическому принципу.

В. В. Ковалев [1985]: процессуальный(шизофренический) и непроцессуальный синдром. Психопатологические особенности детей с аутизмом при шизофрении связаны не с отсутствием потребности в контактах, а с болезненными переживаниями ребенка, которые проявляются в патологических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом отличается выраженной причудливостью, вычурностью.

К. С. Лебединская: в основе лежит причина возникновения аутизма у ребенка (использовала этиопатогенетический подход к классификации)

Аутизм при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми

или иными проявлениями психоорганического синдрома. У детей отмечаются психическая инертность, двигательная недостаточность, нарушения внимания и памяти, задержки речевого и интеллектуального развития.Кроме того, наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на электроэнцефалограмме, эпизодические судорожные припадки.

Психогенный аутизм возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3—4 лет) в связи с воспитанием в условиях эмоциональной депривации (длительного отсутствия материнской ласки,

неправильного воспитания в интернатах и пр.) Проявления: нарушение контакта с окружающими, эмоциональная индифферентность, пассивность, безучастности, отсутствие дифференцированных эмоций, задержка развития речи и психомоторики. В отличие от других форм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Но после первых 3 лет жизни аутистическое поведение и нарушения речевого развития становятся стойкими.

Аутизм шизофренической этиологии: более выраженная отгороженностью от внешнего мира и слабость контактов с окружающими; выраженная диссоциация психических процессов, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых образований и галлюцинаторных феноменов. В связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью; возможны постоянные страхи, деперсонализация, псевдогаллюцинаторные переживания.

Дети могут быть отгороженными, малоконтактными и эмоционально невыразительными в общении с близкими и при этом общительными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними лицами. Однообразное, вялое поведение детей может прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться

продуктивная психопатологическая симптоматика:

Аутизм при обменных заболеваниях и хромосомной патологии в клинической литературе описан как сопутствующий синдром, когда у детей на фоне психического недоразвития наблюдаются аутистические проявления.

В 1989 году в Научно-исследовательском центре психического здоровья была разработана своя клиническая классификация РДА. Классификация Центра недостаточно информативна для специалистов, так как не отражает степень тяжести дефекта, который проявляется в нарушении социальной адаптации ребенка.

Лора Винг разделяла аутичных детей на три группы в соответствии с их способностью вступать в социальный контакт.

Классификация О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. Либлинг [1997] построена с учетом степени тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома, отражающего глубину аффективной патологии ребенка и прогноз его дальнейшего психического развития. В ней не отражены этиологические и патогенетические параметры аутизма у детей.

Глубокая аффективная патология. Ведущий патопсихологический синдромполная отрешенность от происходящего вокруг. В раннем возрасте — нарушение активности, дискомфорт, беспокойны, у них неустойчивый сон. Мутичны, не владеют формами контакта, не испытывают потребности в нем. Почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе.

Более целенаправленное поведение. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Отвержение окружающей реальности.

Большая произвольность в поведении. Имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Замещение с целью противостояния аффективной патологии.

Менее глубокий аутистический барьер, меньшая патология в аффективной и сенсорной сферах. На передний план выступают неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пугливость. Повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Ученые, занимающиеся данной проблемой

Ирина Борисовна Карвасарская — психолог Общественного фонда помощи детям.

Эйген Блейлер (1857 — 1939)- швейцарский психиатр, наиболее известный за его вклад в понимание психических заболеваний и введение термина «шизофрения». Поэтому шизофрению иногда называют «Болезнью Блейлера». Блейлер также ввёл понятие аутизма.

Лео Каннер (1894 – 1981)- австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма и последующими работами в этой области, один из основателей детской психиатрии.

Андреас Ретт (1924 – 1997) — австрийский педиатр, невролог и писатель. В1954 году Андреас обследовал двух девочек и отметил у них кроме регресса психического развития, особые стереотипные движения в виде «сжимания рук» или напоминающие «мытье рук». В ходе дальнейших исследований, в 1999 году, была открыта генетическая природа заболевания: к заболеванию приводят мутации в X-сцепленном гене МЕСР2.

Ганс Аспергер (1906 – 1980) — австрийский педиатр и психиатр, именем которого назван синдром Аспергера. В 1944 г. Аспергер опубликовал первое описание позже названного в его честь синдрома, который он называл «аутистической психопатией».

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды.

Ковалев Владимир Викторович – автор « СЕМИОТИКА И ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

Клара Самойловна Лебединская (1925 — 1993) — детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом.

Институт коррекционной педагогики. Исследовательская группа:

Никольская Ольга Сергеевна

заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями, доктор психологических наук, руководитель Проекта «Теоретические и экспериментальные основы проектирования психолого-педагогических условий социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями» родилась в г. Москве.

Баенская Елена Ростиславовна

доктор психологических наук, лауреат премии Президента в области образования, главный научный сотрудник ГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО. Опыт консультативной и коррекционной работы с детьми с аутизмом – 35 лет. Область профессиональных интересов – раннее выявление и психологическая коррекция искаженного развития.

Либлинг Мария Михайловна

В 1984 году закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Поле профессиональных интересов: ранний детский аутизм, методы его психологической коррекции.

Является соавтором 4 монографий.

За участие в создании книги «Аутичный ребенок: пути помощи» удостоена звания Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год.

Мамайчук Ирина Ивановна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ, ведущий специалист по детской клинической психологии.

Майкл Раттер — крупный английский специалист в области детской психиатрии; много лет руководил междисциплинарной лабораторией по изучению аномалий психического развития детей;опубликовал около сорока книг.

Вера Михайловна Башина- клинический психолог, работает в московском институте психического здоровья.

Возможности развития и социализации.

Во многих странах Западной Европы и США система помощи аутичным детям существует более 30 лет.

Первая в мире школа для аутичных детей — Sofienskole — начала функционировать в Дании в 1920 г. В организации этой помощи в настоящее время принимают прямое участие Министерство образования и Министерство социальной защиты страны, в ведении которых находится знаменитый Центр аутизма (в 2002 году в нем находились 37 воспитанников от 3 до 20 лет, 15 воспитанников старше 18 лет). В составе Центра находятся два дома – интерната для лиц с различной степенью адаптации, ферма, мастерские. Все остальные учреждения, оказывающие помощь аутичным детям, находятся в подчинении 11 округов Дании.

В других странах Европы и в Америке помощь аутичным детям оказывается частными специальными учреждениями, общественными организациями, объединяющими родителей. Применяются различные методические подходы и программы.

тяжесть, глубина аутистических расстройств;

более раннее начало специализированной коррекции, ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;

адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолженность, достаточный объем;

единство усилий специалистов и семьи.

Направления работы с детьми с синдромом РДА:

1. Понимание основных потребностей ребенка.

2. Преодоление негативных форм поведения ребенка (агрессии, аутоагрессии, аффективных реакций и пр.).

3. Формирование у детей элементарных навыков гигиены, приема пищи, опрятности.

Логика аффективного развития аутичного ребенка отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психический тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи.

Помимо искажения психического развития очевидна выраженная эмоциональная незрелость аутичного ребенка. Поэтому, вступая во взаимодействие с ним, надо учитывать его реальный «эмоциональный возраст»

Понимание основных потребностей ребенка вызывает существенные трудности у родителей. Во-первых, родители зачастую не знают особенностей развития своего ребенка, его психологии (тем более если ребенок — первенец) и, во-вторых, они неверно истолковывают его поведение, например неадекватные аффективные реакции, негативизм, агрессивные проявления. Так, импульсивное поведение ребенка, когда он бегает из стороны в сторону, открывает все ящики, хватает все со стола рассматривают как проявление познавательной активности или, как непослушание. Они делают замечания ребенку, даже наказывают его, не зная, что наиболее продуктивным способом в таких ситуациях является переключение ребенка на другую деятельность («Давай покатаем вместе машинку») или установление с ним эмоционального контакта (например, методом холдинг-терапии); Особую растерянность вызывают у родителей самоагрессивные и агрессивные реакции ребенка (кусает свои руки, рвет на себе волосы и пр.)

Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации. Социализация детей с аутизмом на ранних этапах их развития в значительной степени зависит от согласованности действий членов семьи, реализуемых ими стилей и методов семейного воспитания. При выборе подходов к воспитанию ребенка родители должны правильно ориентироваться в особенностях его психического развития, его потребностях, интересах, причинах дезадаптивных форм поведения.

Многие родители детей с аутизмом в преддошкольном и дошкольном возрасте обращают особое внимание на недоразвитие речевых и гностических процессов у детей, стараются как можно раньше стимулировать их психическое развитие (обучают чтению, рисованию, организуют занятия с логопедом, педагогом-дефектологом). Однако многие из них не уделяют должного внимания развитию социально-бытовых навыков у ребенка. Как правило, формирование навыков самообслуживания у аутичнного ребенка вызывает определенные сложности, что обусловлено нарушениями произвольного поведения, наличием страхов, трудностями контакта с ребенком. У здоровых детей развитие навыков самообслуживания происходит в процессе подражания.

Для успешного овладения бытовыми навыками необходимо, чтобы у ребенка с аутизмом была потребность в их использовании. Формирование такой потребности возможно при создании аффективно значимой для ребенка ситуации.

Очень важным для адаптации ребенка с аутизмом в условиях семьи является соблюдение четкого распорядка дня. Учитывая то, что у детей с аутизмом наблюдается выраженная склонность к постоянству любое изменение режима дня оказывает негативное влияние на его поведение.

ДИАГРАММА: По данным Института коррекционной педагогики , при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Организация коррекционно-педагогической помощи детям с РДА.

Оперантное обучение (поведенческая терапия)

Основоположник — Б.Ф. Скиннер. Создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Работа с детьми направлена на социально-бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер.

1) формирование поведения ребенка с аутизмом:

стимулирование и развитие речи;

помощь в формировании речевых коммуникаций;

помощь в специальных взаимодействиях и коммуникациях.

2) устранение тех или иных типов поведенческих реакций.

устранение саморазрушающего поведения

ABA терапия (метод прикладного анализа поведения). Впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в 1963 году

Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью.

Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей).

Комплексная государственная программа в штате Северная Каролина (США). Начала разрабатываться Эриком Шоплером, Робертом Райхлером и Гари Месибовым в начале 70-х гг. в университете штата Северная Каролина. Сейчас в этом и в некоторых других штатах является государственной, она широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки.

Создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования; развитие невербальной коммуникации; формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкого структурирования пространства и времени (через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию.

Обучение речи считается целесообразным только при IQ> 50% и не расценивается как обязательное, так же как и воспитание учебных и профессиональных навыков.

ТЕАССН-программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель — добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation