Аутизм как узнать у ребенка

Как определить аутизм у ребёнка. Разные виды тестирования

Здравствуйте, дорогие читатели. За последнее время был широко изучен аутизм у детей. Существует ряд методик и тестов для подтверждения диагноза. В этой статье вы сможете узнать, какой тест поможет проверить вашего карапуза, как можно в домашних условиях самостоятельно определить аутизм.

Аутизм. Классификация

Аутизм у детей представляет собой нарушение психического развития, проявляется дефицитом взаимодействий в социуме и осложнёнными взаимосвязями с другими людьми. Таким деткам сложно понимать эмоции других, им трудно проявлять свои чувства.

Различают четыре типа аутизма:

  1. Синдром Аспергера. Такие дети практически не общаются, плохо владеют жестами, не проявляют свои эмоции мимикой. При этом у них сильно развито логическое мышление.
  2. Синдром Каннера. Деткам очень сложно находиться в обществе, они стараются изолировать себя от окружающего мира, замыкаются в себе. Речь у таких малышей слабо развита.
  3. Синдром Ретта. Характерен для девочек. Первичные признаки можно обнаружить ещё на седьмом месяце жизни. При этом синдроме наблюдается общая недоразвитость организма. Лечение практически не даёт положительных результатов.
  4. Атипичный аутизм. Данный тип свойственен деткам постарше (подростковый возраст) и взрослым. Развивается вследствие сильного травмирования головного мозга, или же после болезни, затрагивающей нервную систему. При этом нарушается речь, движения становятся беспорядочными, характерен пустой взгляд.

Определение у грудных детей — способ наблюдения

Первичная диагностика детей грудничкового возраста будет основана на наблюдениях за поведением ребёнка. Если родители замечают, что у малыша присутствует один или больше признаков, приведённых ниже — это сигнал, что необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту:

  • Ребёнок фокусируется на различных предметах и может долго на них смотреть, но при этом не может фокусировать свой взгляд на глазах мамы.
  • Взгляд малыша кажется пустым, бесцельным.
  • Ребёнок не тянется к родителям, у него нет желания находиться в тесном контакте с родственниками.
  • Для малыша характерны повторяющиеся однотипные движения.
  • Ребёнок значительно позже начинает самостоятельно удерживать головку, впервые садится, видимы нарушения тонуса мышц.
  • Карапуз остро реагирует на различные звуки, яркий свет.
  • Ребёнку не нравится находиться на руках.
  • Нетипичное отношение к маме. Ребёнок или слишком привязан к ней и ни на секунду не может с ней расстаться, либо относится к ней без каких-либо эмоций.
  • Малышей не интересуют игрушки, для своих игр может использовать предметы не предназначенные для этой цели.
  • Ребёнок не пытается подражать увиденному, копировать звуки.
  • Диагностика на определение типа аутизма

  • Диагностика Аспергера. Для подтверждения данного диагноза могут проводиться следующие методики:
  • метод наблюдения;
  • опрос родных и близких, а также воспитателя в детском саду;
  • проведение тестов нейропсихологического характера.
  • Диагностика Каннера. Для подтверждения данного диагноза, используются следующие методы диагностики:
    • специальная шкала наблюдений ADOS;
    • ABS — опросник поведенческих характеристик;
    • ADI-R — адаптированный опросник;
    • РДА CARS — рейтинговая шкала;
    • ADOS-G — шкала, основанная на личных наблюдениях.
    • Диагностика Ретта. Для диагностики данного типа заболевания, проверяют характерные признаки:
    • периодическое апноэ, даже во время бодрствования;
    • припадки, сопровождаемые судорогами;
    • гипотрофия ступней;
    • при проведении электроэнцефалограммы, выявляется временное замедление ритма, характерен медленный фоновый режим.
    • Для атипичного аутизма характерно выраженное недоразвитие когнитивных способностей, сочетаемое с нарушением речевых навыков, в частности отсутствует понимание речи.
    • Тестирование на аутизм

      Для того, чтобы самостоятельно определить то, что у вашего малыша действительно аутизм, можно пройти онлайн тестирования. Для этого вам потребуется заполнить интернет-опросник, отвечать на все вопросы следует правдиво. После заполнения опросника будет подсчитано количество набранных баллов, которые смогут поставить определённый диагноз. Однако, не стоит быть уверенным на все сто, что это действительно так. Сначала нужно обязательно проконсультироваться со специалистом для подтверждения точного и окончательного диагноза.

      Существуют тесты, подтверждающие данный диагноз:

      Такие тесты предназначены для диагностики и подтверждения необходимости обратиться за помощью к специалисту. Различают несколько видов таких тестов:

    • Модифицированный скрининговый тест. Направлен на детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Проводится специалистом, с помощью него определяется предварительный диагноз. Данный тест состоит из опросника, включающего 23 специальных вопроса.
    • Диагностическая шкала раннего аутизма у детей. Является самым распространённым тестом в США. С помощью данного исследования определяются признаки болезни и степень сложности течения. Основан на том, как малыш общается, играет, какое поведение. Данный тест больше всего предназначен для детей от двух до четырёхлетнего возраста, вопросы разделяются на 15 тематических групп.
    • Тест ASSQ. Данное тестирование подходит для детей от шести до шестнадцатилетнего возраста. Состоит из 27 вопросов, включающих такие темы, как общение, в частности со сверстниками, игры и поведенческие качества.
    • Тесты на определение развития логического мышления, умения правильно реагировать на события и эмоции окружающих, способностей самоконтроля.
    • Диагностические тесты

      Данные тесты подходит для всех возрастов, используются для определения степени аутизма, выявление общего нарушения в развитии, отставании речевых навыков, когнитивных способностей.

    • ADOS. Тест состоит из четырёх больших модулей, для выполнения каждого из них обычно требуется минут 40:
    • направленные на проверку детей, которые говорят отдельными словами;
    • для малышей, которые могут составлять предложения, используя несколько слов;
    • на деток, которые могут свободно общаться;
    • для подростков и взрослых без нарушения речи.
    • В период проведения модулей номер один и два, доктора вместе с малышом должны передвигаться по комнате. Данное тестирование проводится в игровой форме. Что касается 3 и 4 модуля, то они могут проводиться просто сидя за столом.

      1. ADI-R. Опросник, который выявляет характерные черты в развитии человека, свойственные для аутизма. Обязательно присутствие опытного психолога. Для того, чтобы полностью провести данное интервью и подбить результаты, потребуется до двух часов.
      2. ATEC. Данный тест направлен на выявление эффективности процесса лечения. Он может проводиться в онлайн режиме, состоит из четырёх тематических модулей: речевые навыки и коммуникативность, социальная приспособленность, сенсорика, здоровья и поведенческие навыки.
      3. Тест с электроэнцефалографом

        Данный тест основан на измерении уровня электрического потенциала активности головного мозга. При экспериментальных исследованиях детей с поставленным диагнозом аутизма, обнаруживались схожие показатели активности коры головного мозга. Для подтверждения диагноза аутизм на электроэнцефалографии будет выявлена сниженная связь между отдельными отделами головного мозга. Точность данного теста около 90%.

        Для подтверждения диагноза аутизма можно заниматься, как самопроверкой, используя в частности онлайн тестирование и метод наблюдения, так и обращаться за помощью к психологу, который будет проводить уже специализированные тесты. Важно знать, что скрининговые тесты дают только предварительное заключение, тогда как диагностические методы более точно описывают сложившуюся картину. Помните, окончательный диагноз сможет поставить только специалист, основываясь ни на одно показание, а на полную картину в целом. Если вы подозреваете, что у вашего малыша аутизм, не стоит расстраиваться раньше времени, проведите первичное тестирование и при необходимости обратитесь за помощью к специалисту, знайте аутизм — это ещё не приговор.

        zdorovyemalisha.ru

        Как определить у ребенка аутизм?

        С проблемой аутизма у детей ежедневно сталкиваются тысячи людей по всему миру , но в России для таких детей нет поддержки ни со стороны окружающих , ни со стороны государства . Родители таких детей полностью самостоятельно занимаются развитием и коррекцией своих детей . Очень важно определить аутизм сразу , так как оперативное принятие мер по его лечению на начальной стадии , дает хорошие результаты .

        Аутизм сложно назвать болезнью , так как люди с таким диагнозом не являются типичными больными . Носители такого диагноза просто по — другому воспринимают и взаимодействуют с окружающим миром . На данный момент выявлено свыше десяти степеней аутизма , для каждой из которых характерны определенные симптомы .

        Причину появления это отклонения по сей день не знает никто . Установлено , что в некоторых случаях причиной аутизма является генетика .

        Обычные люди контактируют с окружающим миром путем восприятия и обработки информации слуховых , зрительных , обонятельных , тактильных и других анализаторов .

        Аутисты , в отличие от обычных людей , воспринимают ту же информацию по — своему , из — за чего кажутся обычным людям странными в действиях , общении и общем поведении .

        Согласно данным мировой статистики , в большинстве случаев аутизм с течение времени прогрессирует , поэтому излечиться от такого недуга крайне сложно .

        В настоящее время , согласно статистике , аутизмом болеют в большей степени мальчики . Масштабы проблемы поражают : на одного больного аутизмом приходится пятьдесят здоровых детей .

        Симптомы аутизма могут быть различными , но заметить их не составляет труда . Нужно помнить , что наличие хотя бы одного похожего симптома у ребенка , не является стопроцентным подтверждением болезни . Могут быть временные симптомы , которые впоследствии исключаются .

        1 ). Социальные признаки аутизма у ребенка .

        — ребенок замкнут и предпочитает одиночество ;

        — редко смотрит в глаза ;

        — ребенок не любит , когда к нему прикасаются ;

        — возможна специфическая реакция на присутствие или отсутствие одного из родителей ;

        — реакция ребенка может быть непредсказуемой ;

        — игрушкам ребенок предпочитает странные вещи ;

        — не пытается быть похожим на родителей ;

        2 ). Признаки аутизма в общении ребенка .

        — как правило , отстает в речевом развитии или начинает говорить меньше ;

        — не интересует окружающий мир ;

        — улыбка у ребенка редкое явление ;

        — не интересуется коллективными играми ;

        — может несколько раз повторять услышанную фразу ;

        — не редко такие дети говорят в третьем лице о себе ;

        3 ). Признаки , наблюдаемые в жестах :

        — долговременное повторение одинаковых движений ;

        — раздражение при появлении неизвестных предметов и людей ;

        — придерживается четкого расписанию дня ;

        — прием пищи тоже вызывает трудности , поэтому разнообразия в еде не наблюдается ;

        Признаки болезни ребенка аутизмом самостоятельно можно заметить примерно с двухлетнего возраста . Но профессиональные врачи могут выявить болезнь с трех месяцев .

        К сожалению , на настоящий момент не изобретено средство , помогающее побороть этот недуг . С помощью медицины можно лишь устранить неблагоприятные симптомы болезни , такие как отсутствие сна и агрессивность . Лучшим лечением на сегодняшний день является индивидуальная коррекция ребенка , которая не дает стопроцентную уверенность в излечении .

        boleznidet.ru

        Как понять, что у ребенка аутизм?

        2 апреля в 14:15

        Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

        детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

        — Что такое аутизм? Как он проявляется?

        — Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

        При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

        — Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

        — В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

        — Каковы причины возникновения РАС?

        — Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

        — Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

        — Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

        Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

        Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

        Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

        Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

        Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

        Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

        Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

        Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

        Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

        — В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

        — Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

        — Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

        — Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

        Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

        Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

        www.the-village.ru

        Как определить аутизм у ребенка

        Здоровье Вам кажется, что ваш кроха слишком много времени проводит наедине с собой? Вы хотели бы знать о первых признаках аутизма у детей, чтобы опровергнуть или подтвердить свои подозрения? Сейчас расскажем. Одни называют аутизм состоянием. Другие уверены, что это тяжелейший недуг. Первые считают, что ребёнка, больного аутизмом, нужно просто понять и принять. Другие настаивают: лечить и оградить от общества. Истина находится где-то посредине. Ведь первые, возможно, столкнулись лишь с лёгкой формой болезни, а вторые судят по тяжелейшим проявлениям, что тоже неправильно.

        Как определить аутизм в раннем возрасте

        Болезнь проявляется у детей до трёхлетнего возраста. Чтобы оценить само наличие заболевания, а также его форму, необходимо подвергнуть анализу коммуникативные навыки маленького человека. Если вы не знаете, как определить аутизм у ребёнка, просто понаблюдайте за ним, за его отношением к близким и окружающему миру. Хочется ли ему общаться? Насколько охотно он это делает? Как играет? Радуется ли приходу близких? Дальше мы поговорим об этом подробнее.

        Одним из признаков для диагностики аутизма у детей является социальное взаимодействие маленького пациента. Что должно насторожить?

      4. отсутствие жестов и мимики,
      5. нежелание в процессе разговора смотреть в глаза собеседнику,
      6. нежелание играть с детками своего возраста.
      7. Как и по каким критериям распознать аутизм в раннем возрасте? Безусловно, по трудностям в общении. Они могут быть следующими:

      8. малыш не хочет ничего объяснять, не предпринимает попыток это сделать;
      9. кроха никогда не начинает разговор первым, как, впрочем, и не желает продолжать диалог, если его начнёт кто-то другой;
      10. ребёнок не желает играть в совместные игры, предпочитает одиночество.
      11. О том, как определить аутизм у младенца, мы поговорим дальше.

        Признаки аутизма у новорожденных

        Признаки аутизма можно обнаружить не только тогда, когда малыш начинает активно общаться с внешним миром, но и в младенчестве. Это доказали американцы, которые долгое время исследовали данный вопрос. Попытки разработать ранние методы диагностики заболевания привели учёных к такому выводу: у грудных детей аутизм проявляется как отличающееся движение глаз.

        Так, среди признаков аутизма первым и основным у новорожденных является движение глазных яблок.

        Оно является ключевым в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Пока кроха не умеет ползать, трогать, говорить, он познаёт мир глазами, устанавливает зрительный контакт со всем, что видит. Таким образом подрастающий человек готовит фундамент для дальнейшего мозгового развития. Дети, у которых проявляются первые признаки аутизма, с возрастом всё менее внимательны к глазам других людей. Данный критерий помог американским учёным начать диагностировать заболевание на самых ранних этапах.

        Признаки аутизма в 2-3 года

        Диагностировать болезнь у двух- или трёхгодовалого ребёнка проще, чем у грудничка. Признаки аутизма у детей 2-3 лет выражены ярче и чётче, чем у младенцев. Но, по большому счёту, всё зависит от формы и тяжести заболевания. Иногда родители даже не догадываются, что в их семье есть “человек дождя”. Но нередко дети с тяжёлыми формами недуга обращают на себя внимание с раннего возраста — слишком уж выраженная у них симптоматика.

        Вот краткий перечень признаков аутизма у маленьких детей, которые достигли трёхлетнего возраста или находятся по пути к этому достижению:

      12. чадо не участвует в разговоре, не проявляет желания вступать в беседу;
      13. не любит бывать на руках у близких взрослых;
      14. паникует при резкой смене обстановки;
      15. панически боится новых мест;
      16. родители постоянно обнаруживают у крохи новые страхи и фобии;
      17. малыш частенько повторяет одно и то же слово на протяжении длительного времени;
      18. предпочитает монотонные игры;
      19. отрицает всяческое общество себе подобных;
      20. если берётся изучать предмет, то делает это досконально, не жалеет времени на изучение.
      21. Признаки атипичного аутизма

        Атипичный аутизм — это как раз тот случай, когда у родителей создаётся впечатление, будто их кроха витает в облаках, живёт в каком-то собственном мире. Атипичной называют ту болезнь, которая не демонстрирует одного из основных признаков. Симптомов аутизма три, а симптомов атипичного аутизма — всего два. Традиционно болезнь определяют по таким критериям как:

      22. социальные и коммуникативные аномалии,
      23. повторяющееся поведение.
      24. При атипичной форме болезни одного из перечисленных симптомов всегда не хватает.

        Дети-аутисты хотят быть частью общества. Задача родителей и окружающих — предоставить им эту законную и заслуженную возможность. Да, малышу, который никогда не выходит из своего собственного мира, понадобится больше поддержки и внимания. Но в него обязательно нужно верить. Вера и любовь ещё не те горы сворачивали.

        Частые головные боли у ребенка 12 лет: причины, лечение

        hersh.vip

        Аутизм у детей: возможно ли его победить

        Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

        Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен.

        Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

        Формы аутизма у детей

        То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.

        Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

      25. Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.
      26. Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта – самая тяжелая форма аутизма.
      27. Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.
      28. Дезинтегративное расстройство Heller, когда у детей 2 лет и старше наблюдается постепенный уход в себя с ухудшением (вплоть до полной утраты) речи, интеллектуальных и коммуникативных способностей.
      29. В зависимости от социальной дезадаптации выделяют такие виды расстройства:

      30. С полнейшим отсутствием потребности в контакте. Такой ребенок молчит, у него нет навыков самообслуживания
      31. С отвержением окружающего. У ребенка отмечаются повторения звуков, движений, ощущений; он гипервозбудим, у него нарушено чувство самосохранения
      32. Когда окружающее замещается: у ребенка есть своеобразные интересы и фантазии, которые он ставит выше реальных явлений; к близким он привязан слабо
      33. Со сверхтормозимостью в отношении к окружающему (наиболее легкая форма): малыш очень раним, пуглив; у него быстро меняется настроение, он истощается морально и физически уже через небольшой период времени.
      34. Что такое эпидемия аутизма

        Аутизм в разных странах регистрируется в 4-50 случаях на 10 тысяч детей до 3 лет. На настоящий момент болен каждый 88-й ребенок. Мальчики болеют в 3-4 раз чаще.

        В последнее время отмечается учащение случаев этого расстройства, но дело тут вовсе не в эпидемии (это не заразная болезнь), а в том, что изменился подход к диагностике – более слабо выраженные проявления нарушений социального поведения и навыков считают аутизмом.

        Почему развивается аутизм

        До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

        Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:

      35. имеется хрупкая X-хромосома
      36. если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию
      37. если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).
      38. Существует теория, что вакцинация вызывает аутизм, но это – недоказанный факт; считается, что прививка только запускает уже имеющиеся механизмы заболевания. То же могут сделать постоянные конфликты в семье, а также детская корь.

        Симптомы заболевания

        Аутизм у ребенка проявляется в возрасте до 3 лет, проявления его различны и характеризуются выражением: Если вы знакомы с одним аутистом, то вы знаете… только одного аутиста. Но все же есть общие для всех больных симптомы, которые условно разделяют на несколько групп. Ознакомившись с ними, вы поймете, что такое аутизм.

        Нарушение социального взаимодействия

        Это выглядит так:

      39. нет мимики, жестов и поз, которые мы используем при общении
      40. ребенок не смотрит в глаза
      41. невозможность взаимодействовать со сверстниками
      42. нет социальных и эмоциональных привязанностей.

    Трудности при общении

    Симптомы этого диагностического критерия такие:

  • не происходит развитие разговорной речи
  • ребенок не пытается пояснить, чего он хочет, с помощью жестов или мимики
  • если речь успела развиться, ребенок не способен начинать и продолжать беседу с другими людьми
  • свой язык
  • неспособность играть в игры, требующие взаимодействия.
  • Особенности поведения

    Ранний детский аутизм проявляется повторяющимися интересами и действиями:

  • малыш повторяет какие-то действия, которые в данной ситуации бессмысленны (например, не ложится спать, пока не выстроит игрушки в определенной последовательности)
  • иногда повторяет странные сложные движения
  • имеется интерес к определенным участкам предметов.
  • Диагноз Аутизм ставится, если имеется не менее 6 перечисленных симптомов, при этом – не менее 2 из первого раздела, не менее, чем по одному – из разделов 2 и 3. Заболевание будет носить название синдрома Каннера, если его первые признаки появились в возрасте до 3 лет.

    Разделяют проявления аутизма и в зависимости от возраста.

    Признаки раннего аутизма

    Ранние признаки аутизма родители могут заметить, когда ребенок еще грудной:

  • он не смотрит в глаза
  • не радуется при приближении близких
  • не любит быть на руках
  • при кормлении он или напряжен, или странно расслаблен
  • не улыбается родным
  • манипулирует чужой рукой, чтобы показать предмет, который он хочет
  • не откликается на свое имя.
  • В возрасте 3-5 лет как проявляется заболевание:

  • не принимает участия в разговоре
  • не начинает разговор
  • отмечается задержка психического развития
  • при смене обстановки впадает в панику
  • очень тяжело приобретает новые навыки
  • странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и так далее
  • может монотонно повторять слово или звук
  • интересуется только одним видом деятельности, но изучает предмет своего интереса досконально.
  • Аутизм у ребенка старше 11 лет

    Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • бесцельные сложные движения
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну
  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу
  • дефицит внимания
  • непонятные страхи также имеют место
  • гиперактивность
  • агрессия, направленная на себя.
  • В подростковый период больные дети имеют все признаки неврастении.

    Атипичный аутизм имеет различный набор проявлений, может начинаться после трехлетнего возраста. При этом ребенок социально дезадаптирован, погружен внутрь себя, имеет разную степень привязанности к родителям.

    Степени тяжести заболевания

    Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

    1 степень – легкая. Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.

    2 степень. Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.

    3 степень. В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.

    4 степень – самая тяжелая. Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

    Родительская диагностика

    Как распознать аутизм? Поможет тест на аутизм для маленьких детей под названием CHAT. Чтобы выявить патологию, нужно отвечать да или нет на следующие вопросы:

  • Нравится ли ему, когда его держат на руках или укачивают?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Нравится ли играть с вами?
  • Имитирует ли ребенок действия в игре?
  • Ребенок указывает на предметы собственным указательным пальцем?
  • Приносит ли ребенок игрушку, чтобы показать родителям, хоть иногда?
  • Смотрит ли он в глаза незнакомым?
  • Если ему сказать Смотри или назвать предмет и указать на него пальцем, он будет смотреть на палец или на предмет?
  • Может ли он построить башню из кубиков?
  • Если спросить ребенка, где находится предмет, покажет ли он его пальцем?
  • Диагноз ставит комиссия в государственной психиатрической клинике в составе таких врачей:

    Диагностика основывается на наблюдении вышеуказанных специалистов за ребенком, проведении ими некоторых тестовых шкал. Тесты на аутизм называются: Шкала оценки неадекватного поведения, Шкала Коннорса, Опросник для диагностики аутизма. Как определить заболевание с помощью таких тестов – задача врача.

    Также при подозрении на аутизм проводится такое обследование:

  • ЭЭГ
  • МРТ головного мозга
  • допплерография сосудов головы и шеи
  • при необходимости ребенку нужно проконсультироваться у смежных специалистов: генетика, гастроэнтеролога.
  • Данное обследование не показывает, есть аутизм у ребенка или нет, но исключает вероятность того, что симптомы, которые у него проявляются, не возникли в результате какой-либо другой причины (например, опухоли мозга). Почему рождаются дети с подобными проблемами, а также о том, как проверить новорожденного на предмет этого нарушения сознания, расскажет врач-генетик.

    На вопрос, можно ли вылечить аутизм, ответ однозначный: нельзя. Ученые США на данный момент работают над терапией патологии стволовыми клетками, но они еще не могут точно сказать, лечится ли болезнь этим способом.

    На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

    Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

    Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

  • медикаментозное лечение
  • безглютеновая диета
  • иппотерапия
  • поведенческая терапия
  • музыкальная терапия
  • игротерапия
  • ЛФК
  • дельфинотерапия
  • массаж.
  • Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

    Рассмотрим основные виды терапии отдельно.

    Лечить медикаментозными препаратами можно только симптоматически, и только некоторые формы заболевания. Так, могут назначаться такие таблетки:

    • противосудорожные препараты (их можно назначать детям любого возраста, в том числе и новорожденным)
    • антипсихотические лекарства (их не применяют в грудном возрасте)
    • психостимуляторы
    • нейропротекторы
    • поливитамины в виде таблеток.
    • Антибиотики могут назначаться только при бактериальных воспалительных заболеваниях у ребенка. Лекарства, необходимые для купирования сопутствующих заболеваний, назначаются в возрастных дозировках, без учета, что ребенок является аутистом.

      Питание безглютеновой пищей хоть и собирает большое количество положительных отзывов (родители пишут, что наблюдалось облегчение состояния), реального обоснования под собой не имеет.

      Поведенческая терапия

      Это занятия, в ходе которых специалист совместно с родителями проводит воспитание малыша, обучение его различным навыкам. В этом случае используют построение определенной последовательности простых действий, чтобы выполнить какую-то задачу (например, для подготовки ко сну или мытья рук нужно постоянно совершать четкой последовательности действия). Действия повторяют многократно дома, затем повторяют их и в незнакомой обстановке.

      Этим термином обозначают терапию, главным лечебным средством которого является лошадь, контролируемая специалистом-иппотерапевтом. В этом случае аутист, не выходя из своего мира, взаимодействует с окружающим через животное. Выполняя свои любимые стереотипные движения – двигаясь в такт движениям лошади – аутист обретает контроль над моторикой. А кроме того лошадь, в виду своего характера, становится другом аутиста. В интернете можно найти только положительные отзывы об этом виде терапии

      Музыкальная терапия руководствуется следующим принципом: все в жизни ритмично, в том числе и музыка. А вот психика обычного человека, в отличие от аутиста, неритмична.

      Через музыку больной может передать гармонию собственной жизни, внутренне успокоиться, развить собственную фантазию, улучшить коммуникацию.

      Занятия проводят специально обученные музыкальные руководители, которые не просто будут петь и играть на музыкальном инструменте, но и будут проводить занятие стереотипно, одновременно давая понять ребенку, что он здесь в безопасности.

      Цель, которую преследует массаж при данной патологии, — это познакомить ребенка со своим телом, так как чувствительность его кожных покровов снижена. Кроме этого, дополнительные импульсы от кожи в мозг помогают развиваться тем отделам ЦНС, которые у аутистов задействованы плохо.

      Какие-то особые виды упражнений при аутизме нужно выполнять только в том случае, если этому заболеванию сопутствуют другие патологии. При неосложненном течении расстройства выполняют общеукрепляющую физкультуру, направленную на лучшее ознакомление ребенка со своим телом.

      Вспомогательные виды терапии

      Реабилитация аутиста включает занятия с логопедом, психологом и психиатром. Проводится также арт-терапия, игротерапия, логоритмика. Определяется она в зависимости от вида нарушений, которые выявляют тесты. Основной упор при таких занятиях делается на сильные стороны ребенка.

      Народные средства можно применять только в том случае, когда аутизм сопровождается психотическими расстройствами. Тогда прибегают к приготовлению успокаивающих чаев с мятой и мелиссой, возле подушки ребенка кладут лаванду, используют некоторые другие рецепты.

      Совет: эффект от лечения не стоит ждать очень быстро. Помощь аутисту – процесс очень долгий и кропотливый, в ходе которого нужно даже давать родителям такого ребенка отдых на 1-2 недели, в течение которых они смогут поменять обстановку.

      Прогноз расстройства

      Аутизм – это хронический тип расстройства, который вряд ли можно вылечить. Воспитание и обучение аутистичных детей происходит обычно по индивидуальному графику. Затем это обусловливает инвалидность, группа которой зависит от степени расстройства, но для аутистов это трагедией не является.

      Предупредить развитие аутизма каким-то особым способом невозможно, так как причины этого состояния не могут выяснить пока ни одни тесты. Неспецифическая профилактика заключается только в планировании беременности, предотвращении инфекционных болезней и стрессов в период ожидания ребенка.

      Нужно помнить, что ранние признаки развиваются уже после рождения малыша, определить заболевание по УЗИ или каким-то другим образом во внутриутробном периоде невозможно.

      doktordetok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation