Аутизм кто открыл

Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Физическое здоровье /
  4. Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм — это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройствах. Так, что такое аутизм, каковы причины аутизма, и чем отличается поведение аутиста от поведения обычного ребенка или взрослого?

Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены. Как диагностировать аутизм и отличить его от других умственных расстройств, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

Так, что такое аутизм, какие именно отделы и функции мозга расстроены, что происходит и откуда берутся дети с аутизмом?

• Механизм мозговых нарушений при аутизме

Однозначного ответа на вопрос, что именно нарушается в работе мозга, к сожалению, и по сей день не существует. В отличие от большинства расстройств работы мозга, к примеру, болезни Паркинсона, у аутизма не имеется единого чёткого механизма, причем, как на клеточном, так и на молекулярном или системном уровнях. В действительности неизвестно, что именно объединяет название аутизм — это несколько расстройств сразу, при которых на некотором количестве общих молекулярных цепочек сходится влияние мутаций, либо это большая группа расстройств, механизмы сильно различаются (как нарушения интеллекта).

Единственное, что не вызывает особых сомнений, это то, что аутизм — это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество или все абсолютно функциональные системы мозга, и в большей степени нарушают именно временной процесс развития человеческого мозга, нежели являются конечным результатом данного процесса. Именно поэтому вылечить аутизм у взрослых или детей, по сути, невозможно, можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутиста и способность к относительно самостоятельной его жизнедеятельности.

  • • ПРИЧИНЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

Родители, деткам которых поставили этот диагноз, озадачены вопросом: почему? В чем причины аутизма у детей, что повлияло на его развитие, кто виноват в этом?

В действительности и здесь ученые не достигли особых результатов, точно установить причины аутизма у детей не удается до сих пор. Ученым еще только предстоит разгадать тайну аутизма. Собственно изучение этого вопроса до недавнего времени вообще не проводилось, поэтому большого опыта исследования природы аутизма нет, вообще заговорили о данном нарушении только в ХХ веке. Тем не менее, кое-какие возможные причины аутизма и его развития уже найдены, в частности: генные нарушения, гормональные, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах развития организма и самого мозга.

У достаточно большого процента аутистов (не у всех) можно наблюдать мутацию определенного гена. Как выяснили ученые, в данном случае значимую роль играет ген под названием «неурексин-1». Кроме того, «подозрения» вызывает и еще один ген, который находится в 11 хромосоме, но его пока еще не удалось выделить.

Оказать влияние на развитие нарушения, может, и конфликт генов матери и отца. Дело в том, что после зачатия блокируются гены в яйцеклетке, которые могут негативно отразиться на состоянии здоровья матери. А в мужском сперматозоиде «отключаются» гены, которые потенциально опасны для эмбриона будущего человечка. И данный конфликт может также подтолкнуть развитие нежелательных процессов: генные изменения, в случае смещения в «мужскую» сторону, могут вполне стать причиной развития у ребенка аутизма.

Ученым удалось достоверно установить связь между развитием аутизма и синдромом Х-хромосомы.

Несмотря на обширность исследований, эта область знаний в целом так и продолжает оставаться невспаханной целиной. Собственно даже роль наследственности в данном расстройстве обсуждается, обосновываясь весьма противоречивыми гипотезами. По мнению одних исследователей, вероятность развития аутизма существенно увеличивается, если в семье имеется, хоть один аутист. В противовес им, другие исследователи опровергают это утверждение, поскольку подобные случаи (в одной семье больше одного аутиста) встречаются крайне редко, а значит и наследственной связи процесс развития аутизма не имеет.

• Гормональные нарушения.

Ученые установили, что значимую роль в развитии данного расстройства играет мужской гормон, называемый тестостероном (возможно, именно это и объясняет тот факт, что мальчики чаще страдают аутизмом).

Повышенный уровень тестостерона – это один из факторов риска, который в сочетании с прочими факторами, может привести к дисфункции мозга, а именно, к угнетению левого полушария. Кстати, именно это и может объяснить, по какой причине среди аутистов встречаются невероятно одаренные или даже гениальные личности в какой-то области: полушария аутиста начинают функционировать в компенсаторном режиме, проще говоря, одно из полушарий старается компенсировать недостаточность работы другого полушария.

• Неблагоприятная беременность, роды.

Если в период вынашивания ребеночка мать переболела тяжелыми инфекционными заболеваниями (на подобии краснухи), а также перенесла сильные нервные потрясения (расстройства, переживания, стрессы), то все это могло наложить свою негативную печать на дальнейшую судьбу малыша. Существует предположение, что когда женщина носит потенциального аутиста, то беременность проходит с осложнениями, находясь под угрозой срыва. Однако, в таком случае почти каждую беременную женщину можно было бы причислить с данной категории. Лучше этот фактор во внимание не брать вовсе, поскольку угроза прерывания беременности возникает по огромнейшему количеству различных причин, и их комплекса в том числе.

По мнению медиков, к формированию аутизма причастными могут быть также и осложнения, которые встречаются в родовом периоде. Среди наиболее вероятных причин аутизма у детей — родовые травмы и стремительные преждевременные роды.

• Действие ядовитых веществ.

Положить начало развитию болезни, могут отравление организма человека тяжелыми металлами или значительные дозы радиоактивного облучения, полагают ученые. Собственно, к данной группе причин также относятся тяжело перенесенные человеком вирусные заболевания и различные вакцины.

Вместе с тем, официальная медицина категорически отрицает факт, что дать толчок аутизму может прививка. Однако в мире наблюдается определенная связь между частотой развития аутизма и увеличением числа прививок у детей. Тем не менее, какой-то четкой статистики на этот счет нет.

• Химическо-биологические процессы.

По мнению ученых, аутизм может развиться у человека на фоне дефицита одного специфического белка, а именно Cdk5. Данный специфический белок отвечает за выработку в организме синапсов — структур, которые влияют на умственные способности. Кроме того предполагается, что влиять на развитие аутизма способна усиленная концентрация в крови серотонина.

Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу), могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу.

Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя, ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода — дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом.

Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. А также, наверняка, решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

Ученые выделяют следующие признаки и симптомы аутизма, позволяющие определить аутизм у взрослых или аутизм у детей, «сознательного» возраста:

  • 1. Нарушение социального взаимодействия;
  • 2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;
  • 3. Особенности поведения.
  • Предлагаем подробнее рассмотреть симптомы аутизма, и то, как они проявляются, выделив в отдельную главу аутизм у детей. А о том, как диагностировать аутизм, отличить его от других умственных расстройств, типа шизофрении, умственной отсталости и прочих, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

    • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

    Страдающий аутизмом человек, не может построить с другими людьми здоровые взаимоотношения. Нарушение может оказаться настолько серьезным, что способно повлиять на отношения ребенка и матери в самом начале жизни малыша. Важно знать, что дети с аутизмом проявляют свою привязанность к маме и людям, заботящимся о нем. Однако, способ, которым выражают свою привязанность и любовь дети с аутизмом, сильно отличаются от тех способов, которые используют нормальные детки.

    Ребенок, мало общающийся со своими родителями и другими детками, не всегда могут иметь диагноз аутизм. Однако дальнейшее развитие ребенка отмечается все более странным его взаимодействием с обществом. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом, обычно трудно устанавливают, какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причем совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

    Кроме того, поведение аутиста ребенка отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. Детки с данным расстройством не желают в принципе играть в какие-то игры. Также детки могут вообще не замечать присутствия других людей, в тяжелых случаях.

    Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, проще говоря, способность к общению с людьми. Взрослые люди могут попросту не понимать, о чем и что им говорят, детки — не понимать смысла детских игр, к примеру, таких как прятки.

    В диалоге аутисты зачастую не участвуют. То, как выражается и что говорит другой человек, обычно воспринимается ими как что-то непонятное. Обычно речь аутистов монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски. Фразы их, как правило, оборваны, к примеру, аутист говорит: «хочу воды», вместо «я хочу воды». Отличительной особенностью аутистов является повторение предложений и фраз, сказанных другими людьми. К примеру, вы говорите «посмотри на самолет!», а взрослый или ребенок вторит: «самолет», не осознавая того, что произносит и вообще, что делает это. Такое повторение фраз и слов называют эхолалией. В противовес того, что повторение принято считать признаком ума (повторение песен, стихов и др.), тренировки памяти, аутисты зачастую вообще не понимают содержания, произносимого ими.

    Поведение аутиста, будь-то ребенок или взрослый, может отличаться острой чувствительностью, к примеру, тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильнейшая непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Шумные компании или вечеринка для некоторых аутистов способны иметь опасные последствия. Как нечто болезненное могут восприниматься даже ярлыки на одежде. Непереносимыми вещами также могут являться: хождение босиком, праздничный торт, игра с моделированием предметов (к примеру, изготовление аппликации).

    При этом, возможно и обратное реагирование, у человека могут быть неразвитыми реакции на те же виды стимуляции. Вместо того, чтобы сказать что-то, аутист может закричать или поднести к глазам. Поведение аутиста нельзя предсказать. Часто такие люди трогают разные предметы и вещи, чтобы просто ощутить их форму.

    Взрослые и дети с аутизмом могут иметь нечто вроде ритуала. Самое обычное, казалось бы, занятие, такое, к примеру, как принятие ванны для аутиста может быть очень сложным. Аутисту требуется точная температура воды, четко определенный объем воды, всегда одно полотенце и именно то мыло, которое он пользовал ранее.

    Кроме того может наблюдаться нецеленаправленное поведение аутиста или действия. К примеру, человек может постоянно хлопать в ладоши, дергать самого себя за волосы или мотать их на палец, передвигаться на цыпочках, и прочее. Взрослый или ребенок может постоянно играть в какую-то одну игру и только в нее, или постоянно носить с собой игрушку, всегда одну и ту же. К примеру, ребенок каждый день может выстраивать в ряд все свои игрушки, а взрослый проделывать это с одеждой, ежедневно повторяя это же действие. Если попробовать помешать ему, сделать это, можно ожидать с его стороны непредсказуемой реакции, включая агрессию и нападение на препятствующего.

    Больше всего внимание аутистов привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать. Если оставить его одного, он может часами сидеть в одиночестве, поворачивать или крутить какую-то вещь, включать-выключать свет. Некоторые аутисты «обзаводятся» особенной «любовью» к некоторым неодушевленным предметам, типа скрепок или кусочков бумаги.

    У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что детки, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем детки, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным.

    Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет. К 7-летнему возрасту у деток становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников.

    Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных деток, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих деток все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам.

    Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей.

    Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции.

    Больные детки могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, детки не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир аутиста зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Аутичных деток очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

    Умственная отсталость — к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% аутистов уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30.

    Тем не менее, среди аутичных детей, встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т.п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же, гениальные детки, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

    Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие-либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными.

    На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Деток с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка, сделать полноценного члена общества. Подробнее о методиках адаптации и способах лечить аутизм у взрослых и детей, читайте в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

    Еще немного о том, что такое аутизм:

    ladyvenus.ru

    Аутизм: что это и кто такие люди с аутизмом?

    Прежде всего, аутизм — это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни. Аутизм проявляется в задержке развития и нежелании контактировать с внешним миром. Его нельзя диагностировать сразу же при рождении ребенка. Он проявляется позже на физиологическом уровне. Распознать его можно, наблюдая за поведением и реакциями малыша. Однако из-за неправильной диагностики случается, что детям с аутизмом ставят диагноз шизофрения.

    Люди с аутизмом — какие они?

    Люди с признаками аутизма иначе воспринимают окружающий мир. Человек с аутизмом испытывает трудности в общении и социальном взаимодействии, они отстранены от общественной жизни и предпочитают оставаться в одиночестве. Как и дети, они могут выполнять раз за разом одни и те же действия или движения. Люди с аутизмом болезненно воспринимают все новое, склонны к ритуализации, неохотно отвлекаются от своего занятия, но порой могут делать что-то неожиданное — к примеру, начать петь в транспорте; часто любят расставлять вещи только в определенном порядке или совершать какие-то действия согласно четкому алгоритму. Иногда у них могут случаться припадки и они могут нанести себе повреждения. Но у каждого человека симптомы проявляются по-разному в зависимости от степени аутичности.

    Как правильно говорить о людях с аутизмом?

    Чтобы корректно общаться на тему аутизма, о людях с таким состоянием стоит говорить «люди с аутизмом», но не «аутист». Существует правило «people-first rule», которое гласит, что вначале нужно говорить о человеке, а потом добавлять его особенность. Также не стоит применять фразы «болеет аутизмом» или «страдает от аутизма». Они не болеют, не страдают и они точно не сумасшедшие. Они просто другие.

    Мифы и догадки про аутизм

    Пока аутизм не принялись вплотную изучать медики, вокруг таинственного состояния детей и взрослых стали появляться легенды и мифы. Считалось, что дети с аутизмом — это дети, оставленные эльфами взамен тех, кого они похитили.

    Распространенным мифом о людях с аутизмом является мнение, что они якобы не испытывают чувств, не умеют любить и сострадать. На самом деле их чувства такие же яркие, как и у других, но проявляются иначе.

    Несмотря на то, что наука значительно продвинулась вперед и аутизм уже не звучит как приговор, медики до сих пор не уверены, что приводит к проявлениям аутистических расстройств. Есть несколько версий: наследственность, генная мутация, краткосрочная беременность, малый вес новорожденного, родовая гипоксия, зрелый возраст родителей. При этом аутизм чаще диагностируют у мальчиков, чем у девочек.

    Когда узнали об аутизме?

    Упоминания о состоянии, по описаниям похожем на аутизм, появились еще в 18 веке. Людей с такими признаками описывали как замкнутых, неразговорчивых, но с отличной памятью и выдающимися умственными способностями. Всерьез об аутизме заговорил врач-психиатр Эйген Блейлер в начале ХХ века. Он ввел термин «аутизм», описывая шизофрению, а с 1938 года понятие приобрело современное значение благодаря психиатру Гансу Аспергеру. Спустя 40 лет синдром Аспергера стали выносить отдельным диагнозом. Он отличается от аутизма прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными.

    Аутизм = гениальность?

    Дети и взрослые с аутизмом и синдромом Аспергера нередко могут создавать шедевры искусства, обладать феноменальной памятью и показывать невероятные результаты в обучении. Дело в том, что одной из особенностей проявления аутистического состояния является способность повторять однообразные движения и фокусироваться на каком-либо предмете. Благодаря этому такие люди могут досконально изучить какой-то вопрос, выучить иностранные языки, освоить игру на музыкальных инструментах и прочее. Так, среди знаменитых людей, у которых так или иначе наблюдались признаки аутизма, режиссер Вуди Аллен, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс, музыкант Боб Дилан, писательница Вирджиния Вульф, шестнадцатый президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн и художник Леонардо да Винчи — автор самого знаменитого портрета «Мона Лиза».

    Следует обратиться к врачу, если вы стали замечать у ребенка следующие особенности:

    не отзывается, когда его зовут по имени;

    не может объяснить, чего он хочет;

    испытывает задержку темпов речевого развития;

    не следует никаким указаниям взрослых;

    периодически появляются нарушения слуха;

    не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

    плохо устанавливает визуальный контакт;

    не улыбается другим;

    не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

    не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

    не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

    не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

    наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

    nakipelo.ua

    Фонд «Асыл Мирас» открыл новый центр для детей с аутизмом в Кызылорде

    21 июня 2016 года, г. Кызылорда

    Частный Благотворительный Фонд Булата Утемуратова «Асыл Мирас» в рамках программы «Аутизм. Мир один для всех» открыл третий Центр для детей с аутизмом» в г. Кызылорда. Начало сети многофункциональных центров помощи детям с аутизмом и их семьям было положено в 2015 году в Алматы и Астане. В этом году также заработает Центр в городе Усть-Каменогорск.

    Центры «Асыл Мирас» — это уникальные учреждения, где дети с аутизмом и их родители получают многофункциональную помощь профессиональных специалистов. Реабилитационный курс каждого ребенка рассчитан на 5,5 месяцев, за этот период каждый Центр «Асыл Мирас» оказывает комплексную помощь 180 детям, после прохождения полной диагностики у специалистов Центра.

    Все центры «Асыл Мирас» работают по единой коррекционной программе, которая основывается на двух методиках коррекции аутизма. Первая – классическая, предполагает проработку с ребенком социально-коммуникативной и познавательной сферы, языковых и повседневных навыков жизни. С малышом одновременно работают четверо специалистов: психолог, дефектолог, логопед и социальный педагог. Вторая методика работы – это «ABA терапия», которая строится на оценке языковых и базовых навыков поведения. Для этого для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный педагог и составляется отдельная программа, основывающаяся на 544 навыках, которые должен освоить ребенок с аутизмом. Все специалисты нового Центра в Кызылорде прошли обучающие тренинги по прикладному анализу поведения, диагностике аутизма, сенсорной интеграции, а также другие специализированные курсы. В рамках Программы предполагается обучить специалистов для собственных центров, а в дальнейшем – делиться методологическими и практическими знаниями со специалистами по всему Казахстану.

    «Мы хотим помочь детям с аутистическими расстройствами социализироваться и полноценно жить. Задача нашего Фонда – обеспечить их реабилитационными программами мирового уровня в Казахстане. Поэтому мы работаем с сильными партнерами – ОФ «Ашы? ?лем», а также с ведущими мировыми специалистами по реабилитации. В июне 2015 года мы открыли первый центр в Алматы, затем в сентябре открылся центр в Астане. Каждый день к нам обращаются родители особенных детей. На данный момент в два центра «Асыл Мирас» уже обратились за помощью 1233семей, 627детей прошли несколько этапов диагностики, 350 детей включены в программу психолого-педагогической реабилитации.

    Вместе с новым Центром в Кызылорде, сеть программы «Аутизм. Мир один для всех» уже до конца текущего года сможет оказывать самую современную реабилитационную, коррекционную и консультационную помощь уже 414 детям и их семьям», — прокомментировал Марат Айтмагамбетов, директор Фонда «Асыл Мирас».

    В этом году, после открытия и запуска центра в Кызылорде, запланировано открытие центра в г. Усть-Каменогорск. Открытие третьего детского учреждения – это запланированный шаг в развитии программы «Аутизм. Мир один для всех». Ежегодно участниками программы в четырех городах будут более 700 детей с аутизмом и их семьи. Внедрение ранней диагностики, профессиональных реабилитационных программ и социальной интеграции направлено на повышение качества жизни особенных детей в Казахстане. Все центры будут бесплатными.

    У Фонда «Асыл Мирас» есть надежный партнер – Общественный Фонд «Ашы? ?лем», объединение родителей детей с аутизмом.«В каждом центре сейчас работают междисциплинарные команды из тридцати специалистов, психологов и педагогов, которые прошли обучение с ведущими экспертами Казахстана, а также по передовым технологиям зарубежных стран (Америки, России) в вопросах аутизма. Работа специалистов основывается на методе использования прикладного анализа поведения, благодаря которому дети быстрее адаптируются в социальной среде», — отметила Диляра Султаналиева, соучредитель Общественного Фонда «Ашы? ?лем».

    Для преодоления своих проблем аутичному ребенку очень важна помощь специалистов и всего общества. ь внедрению программы реабилитации и социализации таких людей на государственном уровне и предоставить возможность детям с диагнозом «расстройство аутистического спектра» и их семьям стать полноценными членами общества Казахстана. Программа Частного Благотворительного Фонда Булата Утемуратова «Асыл Мирас» «Аутизм. Мир один для всех» призвана помочь изменить общественное мнение по отношению к людям с аутизмом, способствоват

    Центр «Асыл Мирас» в Астане: ул. Каркабат, 13

    Центр «Асыл Мирас» в Алматы: ул. Попова, 27

    Центр «Асыл Мирас» в Кызылорде: ул. Байсеитова 113А

    autism.asylmiras.org

    Открытие Америки — это одно из важнейших событий в мировой истории человечества, в последствие которого, Старый Свет — то есть Западная Европа, узнала о существование нового, огромного континента, названного Америкой. История открытия Северной Америки достаточно интересна: ее даже можно назвать случайной. Так кто открыл Америку?

    В конце пятнадцатого века испанский мореплаватель Христофор Колумб со своей экспедицией достиг берегов Северной Америки. При этом он ошибочно полагал, что оказался в Индии. С этого момента и начинается отсчет той эры, когда открыли Америку и начали ее освоение и исследование. Но некоторые исследователи эту дату считают неточной, утверждая, что открытие нового континента произошло значительно раньше.

    Открывая новые земли и острова, Колумб и не предполагал, что это другой материк, который потом назовут «Новым Светом». Путешественник предпринял 4 экспедиции. Он прибывал на новые и новые земли, считая, что это земли «Западной Индии». Довольно долго так думали все в Европе. Однако, другой путешественник Васко да Гама объявил Колумба обманщиком, так как именно Гамма нашел прямой путь в Индию и привез оттуда дары и пряности.

    Открытие Америки превратилось в очень многозначный символ, потому что оно и явилось символом очень в прямом смысле глобальных перемен. Ойкумена после открытия Христофора Колумба (1451−1506) переформатировалось, так что из плоского большого острова реально превратилась в шарообразный глобус. Англосакс норовят добавить, что Колумб открыл лишь Южную Америку, а северную де открыл Кабот (тоже итальянец, но под Британским флагом). Колумб действительно начал с того, что открыл Багамские и Антильские острова, но часть береговой Центральной Америки Колумб-таки тоже открыл, а центральная Америка, строго говоря, расположена в Северной Америке. Так что к Колумбу не подкопаться. Это был очень упорный и энтузиастичный мореплаватель и к своей Америке, которую он называл Индией, он ходил четырежды.

    Кто открыл Америку первым?

    Так исторически сложилось, что первым Америку открыл именно Христофор Колумб. Год открытия Америки Колумбом — 1492-й — не является точной датой. Почему же, имея достоверные археологические находки и исторические факты, историки не признают других первооткрывателей, не придавая их путешествиям серьезного значения? Именно потому, что в результате этих экспедиций не произошло завоевания и колонизации американских земель, как это сделали испанцы. Ведь до них все путешественники не устанавливали своего господства, или не считали эти земли продолжением своих собственных земель, как чукчи.

    На севере же Европы есть те, кто считает, что Америку открыли викинги. И приплыли туда суровые скандинавы во главе с легендарным Лейфом Эриксоном задолго до испанца — в 1000 году нашей эры. Впрочем, есть и такие норвежцы, кто считает, что Америку вполне могли открыть и древние египтяне. Такую версию впервые выдвинул Тур Хейердал.

    В спор о том, кто открыл Америку, в 2008 году неожиданно вступили монголы. Профессор истории из университета им. Чингисхана Сумия Джамбалдорджзаявил, что именно его сородичи стали первыми.

    Америка всегда была открыта для всех, и открыть ее мог любой, даже не зная, что открывает новые земли. Только испанцы первыми всемирно заявили о своем открытии, сделав американские земли своими колониями. Поэтому американцы и отмечают День открытия Америки именно тогда, когда открыл ее Христофор Колумб и не ищут ответа на вопрос «Кто открыл Америку первым?». Ведь кто бы ни сделал это, именно благодаря Колумбу, Старый Свет узнал, что есть новый свободный мир, куда и ринулись переселенцы из Европы. И до сих пор эта всемирная эмиграция не прекращается, а «земля обетованная» продолжает всех манить, обещая свободу, новую жизнь и благополучие.

    Христофор Колумб биография

    Христофор Колумб (1451−1506) мореплаватель, испанский адмирал (1492), вице-король «Индий» (1492), первооткрыватель Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки.

    Три четверти жизни — в плавании. Умел составлять карты, водить корабли, знал четыре языка. Родом он был из Италии, в Испанию прибыл из Португалии. Среди великих деятелей мировой цивилизации мало кто может сравниться с Колумбом по числу публикаций, посвященных его жизни, и одновременно по обилию «белых пятен» в биографии. Более или менее уверенно можно утверждать, что он генуэзец, родился в небогатой многодетной семье. Глава семьи Доменико Коломбо. 1465 году Христофор Колумб поступил на генуэзский флот, где получил ранение. В 1470 году женится на донье Фелипе Монис де Палестрелло.

    Торговля, составление карт и самообразование — вот чем была насыщена жизнь великого путешественника. Колумбу удалось составить проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию, однако португальский король не поддержал его. Тогда великий мореплаватель перебрался в Кастилию, где с помощью андалусских купцов и банкиров добился организации под своей командой правительственной морской экспедиции.

    Говоря о плавании Колумба, мы должны вписывать его в общий контекст великих географических открытий, эпохи, которая была глубоко закономерна для истории Европы, когда в Европе все острее ощущалась потребность в богатствах Востока, стремление отыскать прямые пути туда. А прямой путь в то время — это прежде всего означает морской путь. На всем протяжении Средневековья Индии, как их тогда называли, имея в виду, что кроме собственно Индии существуют и другие земли на Востоке, которые можно назвать таким названием, являются источником разнообразных богатств. За разного рода богатствами, будь то золото, драгоценные камни, пряности или роскошные ткани и стремились европейские купцы и мореплаватели.

    По договору Колумб назначался адмиралом всех морей-океанов, губернатором всех островов и материков, которые ему удастся открыть или приобрести. Десятая часть жемчуга, драгоценных камней, золота, серебра, пряностей и всяких других вещей и товаров, купленных, обмененных, найденных или приобретенных во вновь открытых странах, должна была поступать в собственность Колумба, а девять десятых всей добычи — в собственность короля и королевы. Адмиральский титул со всеми привилегиями должен был переходить его наследникам из рода в род на вечные времена. Колумб также удерживал за собой звание вице-короля всех новых владений, которые он завоюет в Индиях.

    englandlearn.com

    Аутизм. Советы всем, кто впервые столкнулся с этим диагнозом

    Это лишь некоторые из возможных симптомов аутизма, их комбинация и степень выраженности может быть различной у каждого отдельного человека. Адаптация схемы профессора Рендел-Шорта, Австралия.

    В последнее время об аутизме много говорят и пишут. Журналисты любят выходить на публику с яркими парадоксальными гипотезами: аутизм – это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Психологи нередко утверждают, что аутизм – это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители – при условии, что они действительно правильно любят ребенка – способны преодолеть теплотой своей души и безусловным приятием. Психиатры считают аутизм психическим заболеванием, и до сих пор еще можно встретить мнение, что это не что иное, как детская шизофрения.

    Если ваш интерес к аутизму не праздный, если вы хотите разобраться в этом явлении, то выход один – «учить матчасть». Для пытливого ума бытовая фактура аутизма и его физиологические основы представляют собой объект куда более захватывающий, чем гуманитарные абстракции вроде «детей индиго», «инопланетян», «людей дождя» или «прототипа человека будущего».

    На самом деле, до сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу о том, что, скорее всего, это заболевание возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство, причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров.

    В России и в ряде других стран (например, во Франции) аутизм считается психическим заболеванием, в США оно проходит по линии неврологии. На самом деле, строгого разграничения между двумя ветвями нет, и та, и другая работают с пациентами, у которых так или иначе страдает центральная нервная система.

    Неврологический диагноз ставят в том случае, если болезнь имеет ярко выраженные физические проявления (двигательные нарушения, расстройства зрения и речи, боли), психический – если проблема «в голове», т. е. нарушены эмоциональная и когнитивная (познавательная) сферы. Есть такая медицинская шутка: неврологи забрали себе все то, что можно лечить, а что не лечится – отдали психиатрам. И все бы ничего, пусть бы аутизм оставался в поле психиатрии, если бы и врачи, и родители пациентов не забывали о том, что наука и практика не стоят на месте, и то, что еще вчера считалось неизлечимым, сегодня лечится.

    Нужно сразу оговориться, что в России диагноз «аутизм» как таковой отсутствует. У нас есть «ранний детский аутизм» (РДА) и «синдром Аспергера». РДА ставят детям, но по достижению ими совершеннолетия этот диагноз снимают, заменяя на другой, который кажется наиболее подходящим лечащему психиатру. Самое удивительное, что и «синдром Аспергера» иметь взрослому человеку в нашей стране тоже не полагается, хотя во всем мире этот диагноз признан и широко используется.

    Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

    Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

    — ребенок не смотрит в глаза;

    — говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;

    — все время повторяет слова, фразы;

    — ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;

    — не произносит слова, мычит;

    — не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;

    — ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;

    — трясет головой, руками, раскачивается;

    — ходит на носочках;

    — грызет пальцы, руки;

    — бьет себя по лицу;

    — у ребенка истерики, приступы агрессии;

    — боится незнакомых/ чужих;

    — пугается звуков, вздрагивает;

    — боится света, все время выключает его.

    Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

    Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

    — Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?

    — Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?

    — Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

    Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

    Поведение маленького аутиста

    Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

    Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

    Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

    Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

    Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

    Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

    Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

    Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

    Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Речь по-настоящему не анализируется с точки зрения её значения, она только хранится в памяти и впоследствии репродуцируется. Эхолалия характерна для детей и взрослых, страдающих различными психическими заболеваниями, но встречается и у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов становления речи. Отличие между нейротипичными детьми и детьми с аутизмом состоит в том, что в последней группе эхолалия сохраняется в течение месяцев и даже лет.

    Когда диагноз поставлен

    Что могут сделать родители для своего ребенка, получившего диагноз «ранний детский аутизм»? Что происходит с аутичным ребенком по мере взросления? Как обществу относиться к аутистам и аутизму?

    При должном родительском внимании аутичные дети не стоят на месте; они развиваются или, как говорят врачи, «дают положительную динамику». Существует целый ряд методов воспитания и обучения, разработанных целенаправленно для аутичных детей, и здесь чрезвычайно много зависит от квалификации специалистов, которые будут с ребенком работать, и готовности родителей к самоотверженному труду по реабилитации ребенка.

    Обследования и препараты

    Родителям маленького аутиста не избежать визита к психиатру. Предписания специалиста, как правило, включают стандартный набор: прием медикаментов (среди которых обычно присутствует ноотропный препарат для стимуляции мозговой деятельности и нейролептик в качестве корректора поведения) и занятия с логопедом, дефектологом и психологом. К сожалению, не всегда родители понимают, что прописанные лекарства не являются в полном смысле слова лечением. Таблеток от аутизма не существует. Нейролептики, антидепрессанты, и прочие психотропные препараты купируют такие симптомы, как излишняя возбудимость, гиперактивность, агрессивность, но не излечивают от них. При этом все препараты данного плана обладают негативными побочными эффектами. Психиатр может назначить исследования головного мозга, сосудов шеи и головы (электроэнцефалограмму, допплерографию, компьютерную томографию).

    Сенсорные перегрузки и сенсорная интеграция

    Ни психиатры, ни неврологи, как правило, не обсуждают с родителями во всех подробностях , хотя оно является одной из главных составляющих аутистического расстройства. Сигнал, воспринимаемый ребенком с нормальным слухом, зрением, тактильной функцией, неверно преобразуется по ходу передачи его в мозг и поступает в искаженном виде: прикосновение определенного типа ткани к телу может вызывать болевое ощущение, и наоборот, удар или болезненный для обычного человека укус насекомого не причинять боли. В супермаркете, в парке аттракционов или на празднике, когда много шума, движения, яркого освещения и красочных объектов, у аутиста может возникнуть состояние сенсорной перегрузки, которое нередко выливается в истерику. Однако для таких детей характерно и чувство сенсорного голода: потребность в определенных ощущениях заставляет их воспроизводить одни и те же движения или звуки. Родителям и окружающим людям очень важно понимать эту особенность маленьких аутистов, а также иметь в виду, что существует такой вид коррекционной терапии, как сенсорная интеграция.

    Эффективная реабилитация

    Реабилитация аутичных детей – это поле постоянных дискуссий, в которых принимают участие родители и специалисты с очень разными точками зрения, порой непримиримые оппоненты. Вот, например, терапия под названием Прикладной Анализ Поведения (другие названия: Прикладной Поведенческий Анализ, бихевиоральная терапия), в оригинале Applied Behaviour Analysis или сокращенно – АВА. В англоязычном мире АВА считается золотым стандартом коррекции аутистов, у нас же приходится преодолевать совершенно ошибочную точку зрения на эту терапию как на вид дрессуры. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. Очень непросто, во многом стараниями родителей-активистов, пробивает себе дорогу АВА в России. Однако если 10 лет назад родители, читавшие англоязычные интернет-ресурсы, посвященные аутизму (а русских тогда практически не было), могли только мечтать о подобном сервисе для своего ребенка, то сейчас, по крайней мере, в Москве, это стало реальностью.

    ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройства аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий. ABA-терапия самая хорошо изученная система лечения расстройств аутистического спектра.

    Биомедицинская коррекция

    Еще сложнее с биомедицинскими методами коррекции. Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, индивидуально подобранные на основании анализов для конкретного ребенка способны производить существенные положительные сдвиги и в физическом состоянии и в развитии ребенка, однако многих смущает отсутствие доказательств эффективности тех или иных преператов, полученных в широкомасштабных клинических испытаниях. Проблема в том, что аутизм, как мы уже говорили, заболевание многофакторное, а потому то, что реально улучшит состояние одного аутичного ребенка, для другого может оказаться бесполезным. Иногда приходится действовать методом проб и ошибок, но хорошо здесь то, что вышеперечисленные типы биодобавок при разумном применении не дают таких серьезных осложнений, каких можно ожидать от психотропных препаратов.

    Бурные дискуссии вызывают диеты. Сама постановка вопроса – лечение аутизма диетой – многим кажется завиральной идеей в духе Геннадия Петровича Малахова. На самом деле, вводя ту или иную диету, мы лечим не аутизм, а пытаемся справиться с рядом обменных нарушений, которые являются одной из физиологических причин, а иногда и основной причиной аутизма. Есть несколько видов диет, практикуемых при аутизме: безглютеновая и бесказеиновая диета (Gluten-free, Casein-free diet), бесполисахаридная диета (Specific Carbohydrate Diet), низкооксалатная диета (Low Oxalate Diet) и другие. Нужно заметить, что диета – это метод, который требует от родителей существенных усилий, а улучшения, за редким исключением, наступают только через 6–8 месяцев при строгом соблюдении ограничений. Случается, что разочарованные родители отказываются от нее месяца через 2–3, уверившись в том, что это пустая трата сил и времени. Однако огромное количество родителей отмечают положительные сдвиги у своих детей, а со временем входят в ритм и перестают тяготиться необходимостью готовить «особую» пищу.

    Помимо упомянутых уже ABA и сенсорной интеграции существуют и другие виды коррекционных терапий: дельфинотерапия, эрготерапия, арт-терапия, игровая терапия, различные виды психотерапии. Все они могут помочь аутичному ребенку преодолеть его ограничения. Очень важно выбрать то, что подойдет именно вашему ребенку, и самое главное, это выбор специалиста, который сможет наладить контакт с маленьким аутистом, взять его за руку и повести вперед. Вот несколько советов, как это сделать:

    — Обратите внимание, как специалист слушает вас, дает ли вам ответить на вопросы, которые сам задает или перебивает, не дослушав, отвечает ли на ваши вопросы точно и определенно.

    — Формулирует ли специалист конкретные цели? Если нет, то просит ли вас их сформулировать для того, чтобы работать над ними? Если он называет в качестве цели «излечение от аутизма», либо заявляет что-то вроде «ну, поиграем, порисуем с ним, а там видно будет», то, скорее всего, вам нужен другой специалист.

    — Если у него нет готового плана действий, собирается ли он предъявить его, скажем, через 2–3 ознакомительных занятия?

    — Нравится ли этот человек вашему ребенку? Профессионал, работающий с аутичными детьми, как правило, владеет арсеналом средств, позволяющих ему завладеть вниманием ребенка, наладить с ним контакт.

    Несколько важных советов

    И еще несколько важных вещей, без которых статья о детском аутизме для родителей будет неполной.

    Не верьте ни слишком оптимистичным, ни слишком пессимистичным прогнозам.

    Относитесь к аутичному ребенку не как к безнадежному инвалиду, не как к скрытому гению, который «всем еще покажет», и не как к инопланетянину. Аутизм – это все-таки заболевание, и оно не повод ни для бездействия, ни для стыда, ни для гордости.

    Не слушайте совета «просто любить, принимать таким как есть, не мучать ребенка занятиями и диетами». Здесь нет дилеммы: любите и принимайте ребенка, боритесь с его заболеванием.

    Постарайтесь начать реабилитацию ребенка как можно раньше, от этого будет зависеть результат. Высока вероятность того, что маленький аутист не станет полностью нейротипичным взрослым (хотя и это не исключено), но будущее качество его жизни, его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми во многом зависит от ваших сегодняшних усилий.

    Не ищите «таблетку от аутизма», не рассчитывайте на короткий и легкий путь.

    Ведите дневник. Записывайте все, что вы делаете с ребенком, фиксируйте все изменения.

    Старайтесь всегда иметь план конкретных действий на ближайшую перспективу.

    Постарайтесь не думать, что вам тяжелее всех. Именно здесь таится опасность впасть в уныние, а то и в гордыню, потерять друзей.

    Общайтесь с родителями особых детей, обменивайтесь информацией и опытом. Вступайте в родительские сообщества, читайте интернет-ресурсы по аутизму.

    Принимайте помощь, особенно если вы только в начале пути. Со временем вы сможете помогать другим.

    Ваше здоровье и душевные силы – главный ресурс вашего ребенка. Постарайтесь заботиться о себе.

    И, наконец, имейте в виду, что у тех, кто дает вам советы (включая и автора этой статьи), не всегда получается в точности следовать им, но отнестись к этому стоит с юмором и должным смирением.

    psy-practice.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation