Аутизм причина и симптомы

Как проявляется аутизм у ребенка

«Человек дождя» — так называют больных аутизмом. Не случайно взрослый и детский аутизм ассоциируют со столь загадочным словосочетанием. Больные живут в своём маленьком мире, доступ к которому ограничен. При попытке внедриться в тесный мирок аутиста можно в ответ получить агрессию со стороны больного. Такие дети, обычно обидчивы и отстранены от реальности. Детский аутизм, сегодня, достаточно распространённая болезнь. На 100 новорожденных – 1 грудничок аутичен. Как же вести себя с особенными детьми, по каким причинам может возникнуть болезнь и как лечить этот недуг, рассмотрим подробнее.

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.
  • Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.

    Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

    Как распознать заболевание у малыша до года

    Почему возникает заболевание, с чем связано его появление и каковы проявления аутизма у детей до года? В раннем возрасте, у младенцев до года аутизм проявляется следующими симптомами. Аутист:

  • Не реагирует на маму.
  • Не воспринимает коллективные игры во дворе.
  • Не отзывается на зов родителей.
  • Предпочитает проводить время только с одной игрушкой.
  • Раздражается, когда посторонние хотят с ним поговорить.
  • Физическое умственное и психическое развитие малыша запаздывает. В отличие от сверстников, аутист очень долго не пользуется речевыми навыками, для высказывания своих желаний и потребностей. Аутичные дети могут молчать до 4 лет, а по достижении этого возраста, лишь изредка произносить отдельные обрывки фраз.

    Как проявляется заболевание после года

    Признаки аутизма у детей 2 лет становятся более ярко выражены: если до года ребёнок просто не шёл на контакт, то теперь, при виде чужих людей или большого скопления детей, аутист впадает в панику. Характерные симптомы детского аутизма в возрасте старше года:

  • отсутствие тяги ребёнка участвовать в разговоре;
  • равнодушие к гостям и новым игрушкам;
  • игнорирование взрослых при попытке заговорить с малышом.
  • Маленькие аутисты очень сложно осваивают элементарные навыки самоухода. Крохе трудно одеться, застегнуть пуговицу, почистить зубы.

    Не менее показательным проявлением аутизма у детей старше года считаются игры. Ребёнок абсолютно не умеет играть в коллективе. Ролевые или ситуативные игры ему вовсе не понятны, они не приносят крохе удовольствия, а только заставляют его нервничать.

    Аутист чувствует себя прекрасно в своём маленьком мире, его абсолютно удовлетворяет общение с одной игрушкой и брошенные на пол вещи.

    Симптомы аутизма у детей старше трёх лет проявляются в обучаемости. Детский сад малыш посещать не может из-за отсутствия коммуникативных навыков. Обычные дети не могут понять поведение аутиста, делая его объектом насмешек.

    Очень ярко заболевание может проявляться, когда ребёнок начинает ходить в школу.

    1. Не запоминает услышанный материал.
    2. Игнорирует учителя.
    3. Не может найти контакт с одноклассниками.
    4. В конечном итоге ребёнка переводят на надомное обучение, с обязательными занятиями с психологом и психиатром. Такие дети обучаются по особой программе, а у специалистов должен быть определенный уровень подготовки.

      У аутистов всегда проявляется тяга к одному направлению, например, музыке. Нельзя препятствовать желанию крохи, очень часто они добиваются огромных успехов в искусстве.

      Как определить аутизм у подростков и как он проявляется? Подросток, несмотря на проводимые занятия с психологами и психиатрами, предпочитают оставаться в одиночестве. Его жизненное кредо: не трогайте меня, и я не потревожу вас.

      Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.

      К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.

      Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.

      Интеллектуальное развитие аутиста

      Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

      При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

      Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

      Синдромы заболевания у детей

      Как же понять, что у ребёнка аутизм и как может проявиться та или иная форма болезни? Для детского аутизма характерны 2 синдрома. В понятии аутизм выделяют 4 синдрома, но для детей характерны только два:

    5. Синдром Аспергера. Относится к лёгкой форме заболевания. Проявляется в возрасте 10 лет. При этом ребёнок достаточно интеллектуально развит, речевые навыки не нарушены. Единственное отличие от здоровых – зацикленность. Например, больной может много раз, со всеми подробностями рассказывать историю из своей жизни и наблюдать за реакцией «зрителей». Такие личности отличаются эгоцентричностью. Аутисты с данным синдромом достаточно успешны в жизни при правильном воспитании, они в полной мере усваивают школьную программу, учатся в высших учебных заведениях, работают и создают семьи.
    6. Синдром Ретта. Заболевание с поражением нервной системы. Страдают только девочки. Встречается редко (1 на 10000 новорожденных). Для данного синдрома характерным является следующий симптом – ребёнок абсолютно нормально развивается до полутора лет, затем, рост головы замедляется и все приобретённые ранее навыки утрачиваются. Кроме того, у ребёнка нарушается координация движений. Корректирующие занятия не приносят должного эффекта. Прогноз неблагоприятный.
    7. Перед тем как лечить аутизм у детей, ребёнок должен наблюдаться у нескольких специалистов длительное время. Не бывает такого, что вы пришли на осмотр к педиатру, а маме с порога сообщают, что у неё ребёнок болен аутизмом, так как здоровый малыш должен выглядеть иначе. Опытный врач обязательно заподозрит неладное, но никогда, без подтверждения не поставит диагноз. Определить аутизм можно только основываясь на результатах исследования.

      Как проявляется аутизм? У больного ребёнка должны присутствовать 3 ведущих симптома. Аутизм у детей – признак расстройства мозговой деятельности, там специалисты и ищут проблемы. Психиатры выявляют:

    8. нарушение коммуникативных навыков ребёнка;
    9. повторяемость действий, соблюдение стереотипов;
    10. отсутствие взаимодействия с социумом.
    11. Все эти отклонения появляются у ребенка 3 лет.

      Методы диагностики заболевания

      Для выявления болезни применяют специальные опросники и шкалу наблюдения. Родителям задают вопросы, указывающие на симптомы аутизма, затем, на основе полученных результатов специалисты делают заключение.

      В России данные методы диагностики не актуальны, так как отсутствуют специалисты в данном направлении. Педиатр не может заподозрить заболевание, так как видит ребёнка 5 – 10 минут на приёме, а мама, в силу отсутствия медицинских знаний, не всегда сообщает о каких-либо отклонениях, особенно, если ребёнок первый.

      Когда обращаться к врачу

      Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

    12. ребенок не идет на контакт с окружением;
    13. замкнут;
    14. не реагирует на просьбы.
    15. Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

      Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

      На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

    16. Идёт ли ребёнок на контакт.
    17. Подаёт ли предметы или бросает их.
    18. Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
    19. Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
    20. Смотрит ли в глаза.

    После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

    Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.

    Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

    При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

    Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

    Поведенческая терапия

    Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.

    После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

    Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

    Освоение навыков самообслуживания

    Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

    Лечение медицинскими препаратами

    Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

    С какими болезнями могут путать аутизм

    Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:

    При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.

    Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.

    Что делать если родился ребёнок с отклонением

    Если в детстве был поставлен диагноз аутизм, в первую очередь не стоит впадать в панику. Родные должны понять, что не все люди одинаковы. Даже к здоровому малышу нужно найти индивидуальный подход. Не бойтесь выводить в свет аутиста и, тем более, косых взглядов людей. Грамотный человек, никогда не обратит внимание на пороки больного, а глупый наверняка имеет их сам. Посвящайте больше времени своему крохе, чем больше бесценных минут общения вы подарите ему сейчас, тем меньше проблем в дальнейшей жизни узнает аутист.

    golovamozg.ru

    В последнее время одним из распространённых заболеваний, касающихся патологий развития, является аутизм. Проявляется этот недуг, как правило, на первых годах жизни, но нередко встречаются случаи «приобретенной» болезни, когда симптомы проявляются уже во взрослом, зрелом возрасте. Поражает аутизм в большинстве случаев представителей мужского пола, на каждые 10 случаев – 6-7 пораженных мальчиков или мужчин. Заболевание не поддается лечению, поэтому после постановки диагноза он остается пожизненным, но при грамотно подобранном лечении можно облегчить жизнь пациента, научить его жить в обществе и вести нормальную жизнедеятельность. Причины развития такого явления точно не установлены, но в большинстве случаев сводятся к генетическим аномалиям. Для того чтобы более детально узнать о болезни и ее проявлениях, ознакомьтесь с представленной ниже информацией.

    Аутизм – это нарушение социального взаимодействия, которое проявляется в расстройстве речи, психического развития. Люди с таким диагнозом не любят общество, общение, они предпочитают одиночество, закрываются в себе, увлекаясь каким-либо занятием.

    Различают несколько видов аутизма, для каждого характерны особые признаки:

  • Синдром Аспергера – для пациентов с такой формой аутизма характерно нарушение социальной адаптации в обществе: нежелание общаться с окружающими, слабо выраженная мимика и жестикуляция. Особенностью таких больных является отличное логическое мышление, возможность при желании решить любую задачу, вне зависимости от сложности.
  • Атипичный аутизм – такой вид болезни проявляется у взрослых людей, и развивается в результате поражения головного мозга, нарушения психики. При таком синдроме наблюдается нарушение речи, двигательной активности, сосредоточенность взгляда на одной точке или предмете в течение длительного времени.
  • Синдром Ретта – первые признаки этой формы болезни проявляются на 8 месяце жизни ребенка и характеризуются пассивностью, слабо развитой речью, умственной отсталостью, проблемами с мышцами и костями. Встречается такой недуг исключительно у девочек и он не поддается корректировке.
  • Синдром Каннера – при такой форме аутизма человек самостоятельно изолирует себя от окружающих, общества, замыкается в себе. Для такого вида характерна слаборазвитая речь, человек не воспринимает правила социума, поскольку живет в своем, воображаемом мире.
  • Современные ученые подразделяют заболевание на пять групп:

  • I – больные аутизмом, которые полностью оградились от окружающего мира и не вступают с ним ни в какое взаимодействие.
  • II – люди, которые с головой погружаются в какое-либо занятие, характеризуются замкнутостью и отчужденностью. В результате сильной увлеченности они подолгу могут не испытывать (или не замечать) чувство голода, жажды, усталости.
  • III – пациенты, которые не воспринимают нормы и правила поведения в современном обществе.
  • IV – взрослые пациенты с диагнозом аутизма, которые не могут противостоять проблемам, решать их, а вместо поиска выхода из ситуации обижаются на кого-нибудь, замыкаются в себе.
  • V – интеллектуально развитые аутисты, чей уровень Iq гораздо выше, чем у обычных людей. Нередко такие пациенты становятся известными музыкантами, художниками, артистами или программистами, успешно адаптируясь в обществе и приняли его правила.
  • Как правило, аутизм носит врожденный характер и развивается на первых годах жизни ребенка, оставаясь с человеком до конца его дней. Установить точные причины развития болезни не удается ученым, несмотря на активное изучение болезни и исследование пациентов с таким диагнозом. Наиболее вероятными предпосылками возникновения аутизма считаются:

  • Генетическая предрасположенность. Болезнь передается по поколениям, при чем шансы развития аутизма гораздо выше, если один из родителей страдает этой болезнью. Если первый ребенок родился с таким отклонением, то вероятность рождения второго аутиста очень высока.
  • Токсическое воздействие на организм беременной женщины, в частности, особую опасность составляет свинец, ртуть.
  • Инфекционные болезни, которые появились во время внутриутробного развития или сразу после рождения.
  • Родовые травмы.
  • Наличие заболеваний головного мозга (менингита, энцефалита).
  • Приобретенный аутизм. Может развиться в любом возрасте в результате перенесенной депрессии или на фоне некоторых болезней (эпилепсии, шизофрении). Начинается, как правило, недуг незаметно, но развивается очень стремительно. Главными характерными особенностями проявления болезни является: замкнутость человека, пропадает желание общаться с другими людьми, улыбка все реже появляется на лице. Опасность болезни в зрелом возрасте состоит в том, что она нередко провоцирует развитие психических болезней, неуравновешенности.
  • Первые симптомы аутизма появляются у детей к 3 годам, в этот период уже можно отличить болезнь от задержки умственного или речевого развития, от такого нрава или характера ребенка.

    Основные признаки детского аутизма:

  • Нарушение речевого развития: до 1 года дети не гулят, в 1,5 не издают членораздельных звуков, а к 3 так и не начинают говорить связной речью или имеют весьма скудный словарный запас.
  • Отсутствие привязанности к родителям, чувств к ним и проявления эмоций.
  • Наличие задержки умственного и/или физического развития.
  • Ребенок не проявляет интереса к другим детям, сверстникам, не желает играть с ними.
  • Постоянное желание играть только с одной игрушкой, отвержение новых игр, предметов. Невозможность отличить живых существ от неживых предметов и, наоборот.
  • Порой неадекватная реакция на звуки, свет, действия других людей.
  • Частые приступы агрессии, которые могут быть направлены на других или самого себя, что может привести к членовредительству или другим негативным последствиям.
  • При появлении хотя бы одного или нескольких симптомов, следует обязательно проконсультироваться с педиатром. Не всегда такие проявления характеризуют аутизм, возможно это проявление других болезней, поэтому для точной постановки диагноза следует получить консультацию квалифицированного специалиста.

    Аутизм у взрослых проявляется весьма специфически, его симптомы ярко выражены и хорошо заметны посторонним. Нередко такие люди имеют высокий интеллектуальный уровень, богатый внутренний мир, добиваются желаемых успехов на карьерном поприще, но вот общение с людьми не складывается, что вызывает трудности на работе и в личной жизни. Кроме того, меньше 50% больных аутизмом способны жить самостоятельно и вести относительно нормальный образ жизни. Часто, аутисты, достигшие успеха в какой-то отрасли, не имеют элементарных бытовых навыков и не могут справиться с классическими повседневными делами.

    К основным симптомам аутизма у взрослых относится:

  • Маленький словарный запас, «в фаворите» одна фраза или слово, которые больной повторяет по кругу.
  • Отсутствие интонации и эмоциональной окраски речи.
  • Большой страх перед изменениями, нежелание что-то менять в своей жизни. Большая привязанность к вещам, привычкам.
  • Человеку безразличны все вокруг, их переживания, эмоции, действия – он живет в своем собственном мире, куда нет входа посторонним.
  • Не соблюдает нормы и правила поведения в обществе, открыто игнорирует их.
  • Аутист избегает прямого контроля в глаза или, наоборот, не отводит пристального взгляда.
  • Поставить диагноз «аутизм» может только врач после тщательного обследования пациента и дифференцирования болезни от других. Для получения помощи следует обратиться к педиатру (если пациенту до 16 лет), терапевту, неврологу.

    В качестве диагностических методик используется:

  • Беседа с пациентом, оценка уровня его социализации, готовности идти на контакт, а также анализ его умственных способностей, речевого развития и словарного запаса. Как правило, для этого используются специальные опросники или тесты.
  • Проведение скрининговых тестов.
  • Сдача лабораторных анализов (кровь, моча) для оценки физического состояния пациента.
  • Электроэнцефалограмма, которая позволяет оценить активность головного мозга. Обязательным является проведение процедуры при проявлении эпилептических припадков.
  • Магнитно-резонансная томография позволяет выявить структурные изменения в головном мозге.
  • Основным методом диагностирования заболевания является постоянный контроль за поведением ребенка, чем должны заниматься родители. Только выявление регулярных симптомов и отсутствие изменений с возрастом может говорить о развитии аутизма.

    Заболевание не поддается лечению – к такому выводу пришли медики и ученые, занимающиеся изучением недуга на протяжении десятков лет. Но существует ряд методик и некоторые медикаменты, которые облегчают состояние пациента, позволяют ему нормально адаптироваться в обществе. В каждом конкретном случае терапия подпирается индивидуально, а эффект зависит от человека и занятий с ним. Важно помнить, чем раньше правильно поставлен диагноз, тем выше шансы у пациента вести здоровый образ жизни.

    В качестве терапии используются следующие методы:

  • Специально разработанные методики, которые помогают ребенку адаптироваться к социуму или взрослому человеку дают возможность научиться жить с таким заболеванием. В частности, вся работа основана на обучении пациента определенной модели поведения в конкретном случае.
  • Регулярное повторение одних и тех же действий, навыков, чтобы ребенок в будущем смог воспроизводить это сам. Например, это касается элементарных бытовых навыков – похода в туалет, одевания, чистки зубов, приема пищи.
  • Важно соблюдать строгий распорядок дня, так вырабатывается новая привычка, ребенок чувствует себя более уверенным.
  • Категорически запрещено резко менять обстановку, порядок вещей, график – это всегда шок и психологическая травма для ребенка. К любым изменениям аутиста следует тщательно готовить и делать это постепенно.
  • Важно обеспечить эмоциональный, телесный контакт – частые объятия, поцелуи, прикосновения.
  • В редких случаях используется медикаментозная терапия, которая направлена на устранение симптомов других болезней (эпилепсии, шизофрении). Кроме того, активно используются лекарства, которые способны нормализовать психологическое состояние пациента, умерить двигательную активность. К таковым относятся: нейролептики, психостимуляторы.
  • В связи с частыми нарушениями у аутистов работы кишечника, больным назначаются пробиотики, которые заселяют кишку полезными бактериями и облегчают состояние.
  • Крайне важно обеспечить поступление в организм полезных микроэлементов, витаминов и минералов.
  • Эффективность лечения на 90% зависит от стараний родителей и окружающих людей. Для достижения максимального результата следует уделять много времени ребенку, выполнять рекомендации врача и проводить занятия с ребенком. Усилия, желания, любовь и забота помогут ребенку научится видеть себя в социуме и вести нормальную жизнь, адаптируясь в обществе.

    24doctor.info

    Симптомы и признаки аутизма у ребенка

    Аутизм относится к довольно редким и тяжелым психическим заболеваниям. Его сложно диагностировать и невозможно вылечить медикаментозно. Родителям, детям которых врач диагностировал аутизм, необходимо иметь всю информацию о нем: что это за болезнь; каковы симптомы и причины развития заболевания; как проводить его корректировку.

    Что это такое и в чем опасность

    Аутизм представляет собой неврологическое нарушение развития, влияющее на процессы мышления и восприятия, внимание, социальные навыки и поведение. Он встречается у людей разных возрастных категорий с отличающейся клинической картиной болезни. Простыми словами, аутизм, что в переводе с латинского означает «сам» — это такое состояние ребенка, которое характеризуется чрезвычайной замкнутостью:

  • малыш живет в своем мире;
  • у него отсутствует желание контактировать с людьми;
  • он постоянно выполняет одни и те же действия или строго следует собственным правилам.
  • Приобретенный аутизм — опасное заболевание, вследствие которого взрослый человек может стать психически неуравновешенным. Он имеет влияние на семейные взаимоотношения и трудоспособность, и условно разделен на:

  • ранний детский (до 3-летнего возраста);
  • детский (в возрасте 3-11 лет);
  • подростковый (у детей старше 11 лет).
  • Согласно американской классификации, существуют ранний детский и атипический аутизмы. Международная статистическая классификация разделяет аутизм на:

  • детский;
  • атипический;
  • синдром Ретта;
  • синдром Аспергера.
  • По статистике, детским аутизмом болеют всего 2-4 детей из 100 тыс., атипическим — 20. Причем мальчики более подвержены этому заболеванию, нежели девочки. Среди аутистов мальчиков в 4 раза больше, чем девочек.

    В период 1-3 лет, когда начинают проявляться нарушения речи и проблемы в социальном общении, врачи могут поставить диагноз «детский аутизм». В связи с этим возникает ряд вопросов: каковы причины аутизма; какие симптомы говорят о возникновении заболевания у детей; когда проявляются первые признаки.

    Как правило, заболевание связано с нарушениями функций и структуры головного мозга. Причины его возникновения:

  • врожденная краснуха;
  • фенилкетонурия;
  • цитомегаловирусная инфекция;
  • синдром хрупкой X-хромосомы.
  • Генетические изменения и травмы при родах также могут быть причиной развития аутизма. Если в семье уже есть один ребенок, страдающий от аутистического расстройства, то вероятность рождения второго с таким же заболеванием значительно выше.

    Детский аутизм можно распознать по ряду симптомов. К перечню встречающихся у аутистов признаков относятся:

  • нарушение сенсорного восприятия;
  • судороги;
  • слабый иммунитет;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • увеличение количества бактерий и дрожжей в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушение функции поджелудочной.
  • Некоторые симптомы выявляются еще в младенчестве, но большинство из них проявляется только к 3 годам. С возрастом они поддаются изменениям. Несмотря на проблемы развития мыслительных, речевых и социальных навыков, аутисты могут быть талантливыми в одной узкой области.

    Примерно с 1,5-2 лет родители начинают замечать странности в поведении малыша. Если это первый ребенок в семье, то симптомы аутизма замечают не сразу. Не так сложно понять, кто такой аутист, если вы знаете характер его поведения.

    Со стороны социального развития малыш:

  • не хочет начинать общение и дружбу со сверстниками;
  • игнорирует людей, включая родителей;
  • не имеет необходимости делиться собственными чувствами;
  • использует жесты и мимику, которые не соответствуют ситуации.
  • Детки с аутизмом ведут себя неестественно и отчужденно, впадают в истерику из-за смены окружения. Они предпочитают уединенные игры. У аутистов практически отсутствует воображение. Кроме того, родители могут заметить, что малыш тяготеет только к одному определенному предмету, который не желает выпускать из рук. Он постоянно повторяет одни и те же действия и может сконцентрироваться только на чем-то одном.

    Распознать детей-аутистов можно как по поведению, так и по речевым особенностям.

    У таких деток наблюдается нарушение коммуникативных способностей, как вербальных, так и невербальных. Их речь может не отличаться от речи других детей, но говорить с кем-либо они не хотят. В основном дети используют услышанные ранее слова и фразы, которые не подходят к данной ситуации. Они говорят о себе в третьем лице, не пользуются обращениями и личными местоимениями. Наблюдаются также проблемы с интонацией и ритмом, порой они вовсе не говорят. Дети не способны правильно использовать мимику и жесты. Они не улыбаются и не смотрят в глаза тому, кто с ними общается.

    Как определить аутизм

    Постановка диагноза «аутизм» при помощи медтестов или единоразового осмотра невозможна. Врач обязан изучить историю развития ребенка, проанализировать анамнез, провести опрос родителей и прочих людей, которые часто находятся рядом с пациентом.

    Для проведения диагностики собирается команда квалифицированных специалистов:

  • психолог;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • педиатр;
  • логопед-дефектолог;
  • другие, которые имеют опыт работы с такими детьми.
  • Мониторинг пациента проходит в его привычных условиях. Используются различные опросники (ADI-R, ABC, ADPC), шкалы (ADOS, ADOS-G, CARS) и методики. Они направлены на получение информации об:

  • увлечениях;
  • коммуникативных навыках;
  • восприятии;
  • моторике;
  • интеллекте;
  • речевых способностях;
  • играх;
  • соцнавыках.
  • В ходе аппаратной диагностики изучают состояние и функционирование головного мозга, вегетатику, сердечно-сосудистую систему:

  • ЭЭГ;
  • РЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • МРТ;
  • КТ;
  • УЗИ;
  • пульсометрия;
  • ЭКГ.
  • Кроме того, проводят лабораторные исследования и тесты на пищевую непереносимость и аллергены.

    Коррекция аутизма более эффективна в раннем возрасте, пока идет процесс формирования и развития структур головного мозга.

    Корректировка аутизма проводится согласно следующим рекомендациям:

  • Частое повторение необходимых для жизни навыков, даже если малыш уже освоил их.
  • Соблюдение строгого распорядка дня.
  • Запрещается внезапно менять обстановку и привычки малыша.
  • Общение должно быть очень частым.
  • Запрещается ругать ребенка, повышать на него голос и применять наказания.
  • Контакт должен быть положительно эмоциональным.
  • На начальном этапе общаться можно с помощью карточек или картинок.
  • Перерывы для уединения — обязательная часть курса.
  • Развивайте малыша физически.
  • Не торопите выполнение заданий и не подавляйте инициативу.
  • Запаситесь терпением. Обучение должно быть спокойным и последовательным. В этот период вам не помешают консультации у психолога. Медикаментозного лечения такое заболевание не требует.

    Лекарства могут назначать для устранения определенных симптомов (агрессия, депрессия и прочие). Но их частое применение может отрицательно сказаться на общем состоянии аутиста. Таким детям необходимо и особое питание:

  • Исключите казеино- и глютеносодержащие продукты.
  • Откажитесь от консервантов и красителей.
  • Диета должна быть бездрожжевой.
  • Уменьшите количество потребляемого сахара.
  • Добавьте в рацион больше клетчатки.
  • Углеводов должно быть меньше, чем белков.
  • Не забывайте о питье. Воды должно быть много.
  • Для каждого ребенка-аутиста лечение подбирается индивидуально. Назначать лекарственные средства может только лечащий врач. Он строго контролирует каждое назначение и постоянно корректирует лечение.

    Помните, что первыми распознать аутизм могут только родители. Следите за поведением своего малыша и отмечайте проявления, нетипичные его возрасту.

    Заметив указанные признаки, обязательно обратитесь к квалифицированному специалисту. Корректировка аутистического расстройства в раннем возрасте дает наибольший эффект.

    agu.life

    Как проявляется детский аутизм у новорожденных и малышей до 3 лет: признаки и диагностика

    Аутизмом называется заболевание психики, которое проявляет свои первые признаки после рождения ребенка до трех лет. Оно тесто связано с адаптацией малыша в социуме, его последующей реализацией.

    Причинами аутизма у детей являются генетические особенности. Наследственный фактор играет решающую роль. Высок риск развития аутизма у новорожденного ребенка в случае, если кто-то из близких родственников страдал таким заболеванием. Аутизм провоцируется генным сбоем, в результате чего возникает нарушение синаптических связей в головном мозгу.

    Аутизм непосредственно связан с наследственностью, то есть с генетическим здоровьем родителей, бабушек и дедушек, прочих кровных родственников, а также более далеких предков

    Кроме того, развитие аутических состояний у малыша может быть вызвано внешними факторами. Фактор риска — беременность, протекающая с осложнениями, или развитие тяжелых заболеваний у женщины в период вынашивания ребенка.

    Еще недавно распространенной версией, объясняющей возникновение детского аутизма, считалась вакцинация малышей в роддоме и в течение первого года жизни. Сегодня эта теория считается ошибочной и связь между прививками и аутизмом полностью опровергается специалистами.

    Симптомы в разном возрасте

    Аутизму у детей присуще много признаков и симптомов, проявляться заболевание может в различных формах. Диагностирование аутизма у малышей в младенчестве — задача тяжелая. Первые волнующие признаки родители замечают к концу 1 года. Соответственно, на консультацию к врачу малыш попадает не в течение первого месяца жизни, а в годовалом возрасте. Определить аутизм у только что родившихся малышей сложно, но есть перечень определенных признаков и некоторые поведенческие особенности, к которым следует относиться с вниманием:

  • появление необычных жестов либо полностью отсутствующая жестикуляция;
  • замедленное реагирование ребенка на внешние раздражители либо полностью отстраненное поведение во время общения с ним людей;
  • отсутствие гуления или его позднее появление.
  • Выявить заболевание у новорожденных очень сложно, однако иногда это удается сделать. В числе характерных признаков — остановившийся взгляд, отсутствие эмоциональных реакций, странные жесты или отсутствие мелкой моторики

    До 3 лет у истинного аутиста должна проявиться более выраженная и заметная симптоматика:

  • малыш почти не разговаривает;
  • во время разговоров использует ограниченный набор слов;
  • в речи преобладают гласные звуки;
  • малыш избегает игр, где требуется проявлять фантазию и инициативу;
  • складывается четкое ощущение того, что ребенок находится в другом измерении.
  • Как правило, аутизм, проявившийся у малыша в первые несколько лет после рождения, сохраняет свою симптоматику в течение всей жизни. Проявления аутизма можно смягчить, если регулярно проводить лечебные мероприятия. Аутистические расстройства у детей могут проявиться с началом школьно–учебного процесса, при отсутствии выраженной симптоматики расстройства в начале жизни.

    Как может проявляться заболевание у малыша?

    Определить заболевание по одному симптому невозможно. Специалисты диагностируют психическое отклонение этого вида только на основании целого комплекса симптомов, которые имеют яркое проявление у ребенка. Чтобы установить аутизм, у малыша должно быть выраженное специфическое поведение:

  • нарушенные взаимоотношения ребенка с людьми, которые его окружают;
  • осознанно создаваемое малышом отсутствие социальных связей;
  • стереотипность поведения, ограниченность интересов.
  • Редко у ребенка-аутиста может проявляться пищевая избирательность, но многие здоровые дети тоже очень переборчивы в еде, поэтому ставить диагноз, основываясь только на этом симптоме, нельзя.

    При том, что провоцирующих факторов детского аутизма немного и они для всех едины, заболевание имеет множество различных проявлений. Некоторым детям с таким диагнозом присуща высокая степень интеллектуального развития и феноменальная память при полном отсутствии социальной адаптации. Для других детей характерным признаком аутизма выступает неспособность воспринимать и усваивать какую-либо информацию.

    Среди аутистов больший процент гениев, чем среди совершенно здоровых людей. На фото изображена Айрис Грейс — пятилетняя художница, рисующая признанные шедевры. Девочка также страдает аутизмом

    Часто детки-аутисты очень сообразительны и отлично учатся в школе, при этом полностью ограждают себя от общения с одноклассниками. Интересно, что дети, страдающие этим расстройством, часто обладают уникальными умственными способностями, они более одаренные, чем обычные люди. По статистике, гениев среди аутистов гораздо больше, чем среди здоровых.

    Что является поводом для обращения к врачу?

    Родителям, которые подозревают у малыша наличие аутизма, следует насторожиться в следующих ситуациях:

    • в 6 мес. ребенок не улыбается, мимическое движение мышц лица отсутствует;
    • в 9 мес. не повторяет за родителями выражение их лица;
    • в 12 мес. не начинает лепетать, произносить первые слова;
    • в 18 мес. не говорит ни одного слова;
    • в 24 мес. не составляет простые фразы из нескольких слов.
    • Как проводит диагностику аутизма врач?

      Как правило, устанавливает диагноз детского аутизма педиатр.

      Так как точный диагноз аутизма можно установить в возрасте 2 – 2,5 года, первые лечебные мероприятия начинают проводить в этот период детским неврологом. Данное психическое расстройство проявляет себя с рождения — если мама заметила первые симптомы аутизма у своего малыша в возрасте старше пяти лет, это может говорить только о ее невнимательности и халатном отношении к здоровью ребенка.

      Современная медицина не располагает универсальными специальными методиками, которые могли бы позволить радикально влиять на ход течения заболевания. В связи с этим план лечения всегда составляется индивидуально с учетом всех нюансов в конкретном случае.

      Аутизм может корректироваться тремя основными методами:

    • метод семейной терапии;
    • психологический способ коррекции;
    • способ коррекции поведенческих отклонений.
    • Вспомогательной коррекционной методикой выступают занятия физкультурой. Специальные упражнения призваны помочь маленькому человеку научиться контролировать свое тело. Главной задачей близких людей в этот период является эмоциональная поддержка ребенка, родители должны постараться установить особую эмоциональную связь со своим малышом.

      Комплексное лечение ребенка-аутиста может включать специальное диетическое питание и лекарственную терапию. Прием седативных препаратов часто назначается в случае склонности ребенка к самоистязаниям. Помощь физиотерапевтов и логопедов во многих случаях оказывается незаменимой. А психологическая поддержка специалистов корректирует поведенческие нарушения. Адекватная комплексная терапия помогает малышу-аутисту приобрести необходимые навыки социального общения и адаптироваться в обществе.

      Автор написал чушь. Отравление организма матери действительно может привести к поражению головного мозга плода. Но для этого нужны высокие концентрации вредных веществ. Например работа во время беременности на ртутном производстве. И генетика здесь вообще почти не причём. Она ответственна за поражение мозга в ничтожном количестве случаев, меньше чем 0,00001%. То есть 1 случай на десять миллионов.

      Причины аутизма те же самые, что и причины детского церебрального паралича и леворуких людей. Просто это разные стадии поражения головного мозга ребенка на стадии поздней беременности и особенно родах. Слабая асфиксия плода при рождении ведёт к появлению левшей, более сильная асфиксия ведет к развитию аутизма, еще большая ведёт к развитию ДЦП. Асфиксия плода причина 90% этих нарушений. Остальные 9% приходятся на нарушения во время ранней беременности, а 1% распределяется на генетические нарушения и периода раннего развития ребёнка, вследствие заболеваний. И истинная причина в возникновении аутизма, это недостаточная акушерская помощь во время поздней беременности и родов.

      Поэтому следующие советы семьям, как избежать ребёнка инвалида.

      1. Не рожайте впервые после 40. Вероятность появления больного ребёнка сильно возрастает. Ваши физиологические возможности сильно ослабевают. Лучший возраст до 30 лет.

      2. Занимайтесь регулярно спортом и давайте организму хорошую ежедневную физическую нагрузку. Тренируйте гибкость и пресс.

      3. Старайтесь не болеть.

      4. Следите за своим весом.

      5. Хорошо и сбалансированно питайтесь, но не увлекайтесь диетами.

      vseprorebenka.ru

      Все заболевания на «А» — Справочник заболеваний

      Аутизм: что это такое?

      Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

      Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

      Причины аутизма у детей

      Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

    • генетическая предрасположенность;
    • мутации плода во время беременности;
    • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
    • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
    • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
    • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
    • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
    • неправильный обмен серотонина в организме;
    • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
    • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.
    • Может ли проявиться аутизм у взрослых?

      Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

      Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

    • хроническая депрессия;
    • психические заболевания;
    • черепно-мозговые травмы.
    • Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

      Виды аутизма и его классификации

      Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

    • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
    • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
    • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
    • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
    • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.
    • В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

      Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

      Разновидности аутизма:

      Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

    • аутическая психопатия Аспергера;
    • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
    • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
    • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
    • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
    • резидуально-органическое состояние организма больного;
    • аутизм неизвестного происхождения.
    • Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

      Особенности аутизма у детей:

      Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

      В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

    • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
    • недостаточное использование речи для коммуникации;
    • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
    • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
    • задержка развития собственного «я»;
    • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
    • стереотипные игры.
    • Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

      • отрешенность ребенка;
      • приостанавливается или останавливается развитие речи;
      • теряются уже приобретенные навыки;
      • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
      • утрачивается способность удержать в руке предмет;
      • расстройство дыхания;
      • эпилептиформные приступы;
      • прогрессирующий распад моторных навыков;
      • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
      • утрата тонуса мышц.
      • Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

        При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

      • нарушения коммуникативной функции;
      • стереотипные интересы и поведение;
      • импульсивность в поведении;
      • взгляд направлен «внутрь себя»;
      • привязанность к привычному окружающему пространству.
      • Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

        Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

      • возникновение после 3-х лет;
      • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
      • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.
      • Симптомы аутизма у детей

        Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.

        Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:

        1. Симптомы нарушения социальных навыков:

      • отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
      • игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
      • отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
      • 2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:

      • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
      • ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
      • речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
      • ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
      • фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
      • 3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:

      • нервное поведение;
      • отчуждение;
      • ребенок любит играть один;
      • отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
      • ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
      • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
      • Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

        Симптомы аутизма у взрослых

        Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

      • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
      • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
      • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
      • отсутствие понимания собственного поведения;
      • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
      • трудности в обращении к кому-либо;
      • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
      • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
      • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.
      • Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

        Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

        Диагностика аутизма у детей

        Приведенные признаки аутизма позволяют достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

      • не расширять содержания каждого из признаков;
      • проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
      • учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
      • помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.
      • Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

        Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:

      • программы поведенческой терапии;
      • использование «моделей развития»;
      • логопедическую терапию;
      • обучение социальным навыкам;
      • трудотерапию;
      • антидепрессанты;
      • антипсихотики;
      • противосудорожные препараты.
      • Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.

        Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом. Профилактика

        К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).

        ufa.medcentr.online

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation