Аутизм у подростков-признаки

Явление аутизма у детей в последнее время все больше и больше вызывает дискуссии относительно причин возникновения, симптомов, путей решения проблемы. И, вообще, как рассматривать эту специфическую форму в коммуникации: как заболевание или как особенности поведения, учитывая, что проявиться аутизм может не только до трехлетнего возраста, как принято считать, но и позже. Попробуем в этом разобраться.

Под аутизмом следует понимать особенности работы мозга, которые приводят к различного рода психическим расстройствам, что сопровождаются задержкой в развитии ребенка и его необычным отношением к социуму. Слово аутизм пришло к нам из латинского языка: autos — «сам», следовательно, аутист – это замкнутый в себе. При аутизме у ребенка можно наблюдать:

  • отсутствие интереса к окружению;
  • нежелание вступать в общение даже с родными и близкими;
  • выраженные страхи;
  • возникающие сложности в приобретении социально-бытовых навыков.
  • важноПроанализировав указанные особенности в поведении, педиатры склонны считать, что аутизм — это заболевание, и чем раньше его диагностируют и начнут лечение, тем большему количеству аутистов помогут раскрыть и реализовать свои природные возможности.

    К сожалению, в последнее время все чаще и чаще слышится этот неизлечимый диагноз. Проводимые исследования констатируют, что данной болезни подвержены больше мальчики, чем девочки. На 4-5 мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Но каждый человек имеет право на счастье, значит, и этим «особенным» детям нужно научиться жить с таким диагнозом всю жизнь. И помочь им можно. Нужно только не закрывать глаза на проблему, а искать пути ее решения.

    Причины аутизма у детей

    Причины аутизма у детей интегрированные: это сочетание генетических особенностей с внешними факторами.

  • отвечающие за предрасположенность к аутизму;
  • влияющие на развитие головного мозга;
  • контролирующие степень выраженности симптомов.
  • Сбои в одной генетической группе могут быть без последствий, но объединившись вместе, они приводят к аутизму. Причем иногда этот процесс происходит спонтанно, с учетом индивидуальных особенностей организма, а иногда это является наследственным проявлением.

    Существует мнение, что если в семье есть один ребенок-аутист, значит, и в перспективе у этих же родителей может получиться подобный малыш. А если понаблюдать за родственниками этих людей, то и у них наблюдаются незначительно выраженные проблемы с коммуникацией.

    К внешним факторам следует отнести вирусные инфекции, сложности в вынашивании ребенка, загрязнение воздуха.

    информацияВ публикациях встречается версия, что к развитию аутизма имеют прямое отношение последствия вакцинации. Однако официально эта гипотеза не поддерживается, потому что без прививок растить здорового ребенка сегодня не представляется возможным.

    Аутизм у детей диагностируют в возрасте до трех лет, когда наблюдаются свойственные этому заболеванию симптомы:

  • до двух лет ребенок не произнес ни одного слова;
  • до трех не начал говорить;
  • начинает говорить, а потом перестает и снова молчит;
  • иллюзия, что ребенок не слышит;
  • малыш раскачивается, ведет себя странно;
  • играет не всей игрушкой, а только ее частью;
  • не реагирует на внешние раздражители;
  • привязан к определенным вещам;
  • обеспокоен, когда меняется привычный режим или ритм жизни;
  • играется в одиночестве;
  • не ищет зрительно контакта.
  • Причем заметить что-то «ненормальное» в поведении ребенка можно уже на первом году жизни:

  • до шести месяцев малыш не улыбается и мимикой не выражает радость;
  • до девяти – не проявляет интерес к звукоподражанию;
  • до года не жестикулирует.
  • важноЕсли вы, понаблюдав за поведением своего ребенка, нашли какие-то или даже многие из перечисленных симптомов, значит, нужно быть настороже. Возможно, действительно, вашему малышу нужна помощь. Однако не забывайте: не бывает «типичного аутиста». Проявления могут наблюдаться разные: от легких до тяжелых.

    С возрастом подключаются другие сложности: интеллект развивается, не соответствуя возрасту, или не развивается вообще. В подростковом возрасте дети впадают в частые депрессии, а те, у кого все-таки интеллект средний или нормальный, подвержены неоправданным беспокойствам. Даже могут развиться проявления эпилепсии.

    Окончательный диагноз – аутизм – поставить должен только врач-педиатр. И если ваш ребенок, к сожалению, попал под «особенную» категорию, начинайте действовать незамедлительно. Лечить аутизм сложно, но можно и нужно, даже зная, что эта болезнь неизлечимая.

    Критерии для постановки диагноза

    Заметив особенности в поведении своего ребенка, родителям следует незамедлительно обратиться к врачу.

    Медики выделяют три категории признаков:

    информацияУ педиатров есть выработанные нормативы, позволяющие понять, насколько у малыша проявляются симптомы аутизма.

    Ребёнок обязательно должен пройти обследование слуха. Возможно, отклонения в поведении связаны с другими заболеваниями. Необходимость вынести диагноз врачом-педиатром или терапевтом объясняется тем, что очень важно профессионально указать на определенные сложности и помочь получить медицинскую помощь. Аутизм у детей требует определенного лечения. И помочь найти его могут только специалисты.

    Сегодня сложно назвать одну единственную схему решения данной проблемы. Но однозначно все врачи склонны утверждать, что это должна быть комплексная терапия.

    М.М. Кабанов (директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РСФСР, д-р мед. наук, профессор, руководитель реабилитационной психиатрической клиники) сформулировал основные принципы работы с детьми-аутистами:

    1. Партнерские отношения семьи и врача. Последний должен относиться к семье, где есть больной ребенок, не как к работе, а как к части своей жизни. Активно и постоянно сотрудничать с этой семьей, чтобы ничего не упустить и дать возможность ускорить восстановление психического равновесия ребенка.
    2. Комплексность, разносторонность и разноплановость в работе.
    3. Интегрирование социальных и биологических методов.
    4. Ступенчатый переход одного мероприятия к другому.
    5. Цикличное возвращение к решению терапевтических, диагностических и реадаптационных задач, что поможет не только улучшить адаптацию аутичных детей в данный момент, но и будет способствовать более адекватному развитию психики в дальнейшем.
    6. Именно реадаптации М.М. Кабанов отводит ведущую роль в лечении детского аутизма.

      Разные подходы в решении проблемы аутизма у детей

      важноЧем раньше начнется поведенческая терапия, тем быстрее придет вознаграждение: ребенок научиться обслуживать себя и общаться с людьми.

      В лечении аутизма огромная роль отводится именно родителям, потому что главная их задача помочь ребенку приобрести социальные навыки. Только последовательный постоянный процесс личного примера может научить ребенка-аутиста ухаживать за собой: почистить зубы, умыться, одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, поесть, убрать посуду и подобное.

      Учитывая индивидуальные особенности аутиста, лечение может включать физическую или речевую терапию. Для лечения депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства, возможно применение лекарств.

      Люди, страдающие аутизмом, очень разные, протекание болезни неоднозначно в каждом отдельном случае. Поэтому и методы лечения должны быть подобраны индивидуально. И очень важно, чтобы в процесс лечения были вовлечены не только родители и врачи, но и все, кто связан с воспитанием ребенка: бабушки-дедушки, дяди-тети, друзья-приятели. Каждый будет пробовать разные методы, подходящие для лечения, а все вместе дадут положительный результат.

      Лечение аутистов медикаментами

      Отдельно следует сказать о медикаментозных методах решения проблемы. Только врач должен при необходимости подобрать правильное средство от аутизма для детей. Это может быть использование малых транквилизаторов. При этом следует обратить внимание на индивидуальные особенности в пропорциях между возбудимостью и торможением у ребенка. Здесь лучше в симптоматических целях применять:

    7. седуксен, элениум — если повышена возбудимость;
    8. триоксазин, медазепам (рудотель) и другие препараты, имеющие малый затормаживающий или достаточно стимулирующий эффект — когда в клинике заболевания налицо преимущество процессов торможения.
    9. Во время лечения аутизма для снижения расторможенности и психомоторного возбуждения нередко пытаются назначать аминазин, но у большинства больных наблюдается обратных эффект: он только усиливает их. Применять его возможно лишь при явной уверенности в снижении порога возбудимости. Иначе даже одноразовый его прием может привести к усилению расторможенности. Галоперидол в малых (транквилизирующих) дозах неплохо купирует ряд фобий и может уменьшать возбудимость и расторможенность.

      важноЛюбое медикаментозное вмешательство должно лечить аутизм, а не вызывать осложнения у ребёнка. Поэтому нужно быть очень аккуратным в подборе препаратов, чтобы не навредить своему малышу.

      В современном мире, к сожалению, нет способа победить аутизм. С этим диагнозом нужно жить и стараться быть счастливым. И только родные и близкие люди могут помочь этому осуществиться.

      Необходимо найти семью, в которой тоже есть ребенок-аутист, и наладить дружеские отношения с ней. Постоянное общение таких семей даст возможность легче справляться со сложностями, вызванными заболеванием, более того позволит видеть явную положительную динамику в лечении.

      Родителям стоит изучить эту проблему, искать нужную ребенку методику, которая поможет обучать, развивать, оказывать помощь и растить счастливого человека.

      deti.baby-calendar.ru

      Аутизм у детей – признаки, причины, лечение

      Нередко такие детки не разговаривают, хотя нарушений слуха у них нет. При этом аутисты очень чувствительны к расписанию, графику и весьма болезненно реагируют на отклонения от него.

      Следует понимать, что детский аутизм – это несколько различных синдромов: Каннера, инфантильный психоз и аутизм, аутическое расстройство. В зависимости от специфики диагноза принимаются различные меры.

      Важно! Одной из сложностей этой болезни является то, что до конца не выяснены причины ее возникновения и нет эффективных и стопроцентных методов излечения. Такое заболевание относят к психоневрологическим, хотя иногда его классифицируют, как нарушение развития.

      Почему возникает этот недуг, ученые до конца не определили.

    10. Ранее считалось, что это последствия кори, ветрянки или других инфекций, перенесенных матерью во время беременности или самим малышом. На сегодняшний день это мнение опровергнуто.
    11. Среди возможных причин аутизма называют нарушение развития нервной системы во внутриутробном периоде, родовые травмы.
    12. Иногда аутизм становится результатом психологической травмы, перенесенной в «нежном возрасте».
    13. Диагностика аутизма у детей

      Проявления аутизма у детей могут быть самыми разнообразными, особенно в раннем возрасте. Это ощутимо усложняет диагностику, а также может привести к тому, что родители не подозревают, что с их малышом что-то не так.

      • ребенок практически не смотрит в глаза, уклоняется от зрительного контакта;
      • не проявляет оживления при виде взрослых, не улыбается, не пытается общаться;
      • не обращается за помощью;
      • движения рук носят судорожный характер;
      • такие малыши не играют в сюжетно-ролевые игры.
      • Как проявляется аутизм в старшем возрасте

        • такие дети практически не общаются со сверстниками или взрослыми, уклоняются от попыток наладить контакт;
        • отличаются ограниченным кругом интересов;
        • имеют не слишком гибкую речь, не жестикулируют при разговоре, неправильно расставляют интонационные акценты;
        • могут страдать расстройствами пищеварения.
        • Отдельно стоит упомянуть атипичный аутизм – у детей младшего возраста диагностировать его сложнее, поскольку он проявляется не так ярко. Это может привести к тому, что ситуация усугубляется, а лечение усложняется. У таких малышей нарушена эмоциональная сфера, общение с внешним миром (они могут как просто не уметь взаимодействовать с другими, так и не хотеть этого делать), могут проявляться сенсорные нарушения.

          Виды аутизма у детей достаточно разнообразны – от легкой или атипичной формы до более тяжелого проявления, вплоть до психозов.

          Очень важно понимать, что аутизм нельзя вылечить только лишь усилиями доктора, следует прилагать усилия к этому и внутри семьи. Неплохо себя зарекомендовали и различные группы поддержки, индивидуальная работа с доктором (при этом работать придется не только с крохой, но и с его родителями).

          На сегодняшний достаточно широко практикуется и такая методика, как пет-терапия, то есть общение с животными. Чаще всего это лошади или дельфины. Нередко дети с легкой формой аутизма делают большой шаг в развитии после курса таких процедур.

          Чтобы больше узнать, в чем особенность детей с аутизмом, обратите внимание на следующее видео, в котором психотерапевт дает характеристику этого недуга. Он рассказывает, на что стоит обратить внимание родителям. Речь идет и о том, какие степени болезни сегодня выделяют, какие стадии аутизма дифференцируют медики.

          Для детей с аутичными чертами очень важны методики воспитания такие как: Монтессори, методика Домена или методика Зайцева

          www.beremennost-po-nedeliam.com

          Аутизм у детей является все более часто встречающимся нарушением развития, которое проявляется в снижение способности к социальной адаптации, неумением и нежеланием ребенка общаться с окружающими, стереотипными действиями. Частота встречаемости составляет около 5 случаев на 10000 детей, чаще поражаются мальчики, но тяжелее болеют девочки.

          На сегодня нет точных данных о причинах возникновения этого нарушения. Выдвигается ряд гипотез, среди которых:

        • снижение инстинктов сферы восприятия, вследствие чего не доходит и не перерабатывается поступающая информация;
        • отсутствие правильного функционирования ретикулярной формации и лимбического комплекса;
        • изменения взаимодействия между полушариями головного мозга.
        • Ранний аутизм встречается при органических поражениях мозга, возникающих внутриутробно или как осложнения родов. Некоторые исследователи прослеживают связь с эпилепсией и другими неврологическими патологиями. Поэтому, необходимо знать этиологию заболевания.

          Одним из основных симптомов является наличие стереотипного поведения, то есть повторяющихся однообразных действий – например, бег по кругу, покачивания, хлопки, взмахи руками. Ребенок долго занимается с одним предметом, рисует однотипные картинки, быстро листает книжки, слушает монотонные звуки, предпочитая механические.

          Он негативно реагирует на любые изменения привычного окружения, вырабатывает правила поведения, которым следует. Такие дети предпочитают носить одни и те же вещи, гулять в одних и тех же местах, участвовать в одних и тех же играх.

          Речь развивается со значительной задержкой, в ней присутствуют шаблонные повторы. Ребенок не отвечает на вопросы, уклоняется от общения, не проявляет должного интереса к игрушкам и играм. Но оставшись сам, может сопровождать свои действия словами.

          Наиболее часто встречаются такие признаки аутизма:

        • первые признаки проявляются в возрасте до 3 лет;
        • дети практически не смотрят в глаза;
        • развитие речи запаздывает или вообще отсутствует;
        • дети не идут на эмоциональный контакт, пренебрегают проявлениями любви и ласки, не хотят идти на руки;
        • легко переносят отсутствие близких;
        • очень редко обращаются к взрослым, не указывают жестом на какой-либо предмет;
        • мало интересуются окружающим миром;
        • обязательно присутствует однообразное, повторяющееся поведение, стереотипные движения;
        • нарушена игровая деятельность – ребенок не играет в ролевые игры, не проявляет изобретательности о сообразительности, использует игрушки и предметы не по назначению (играя с машиной, катает ее, смотрит на колеса, но ничего в ней не перевозит);
        • дети неадекватно реагируют на боль, громкий звук;
        • может присутствовать быстрая смена настроения без достаточной причины, гиперактивность, аутоагрессия;
        • иногда дети могут страдать энурезом, проблемами сна и питания.
        • перейти наверх

          Ранний детский аутизм

          Изначально проявления раннего детского аутизма включают сниженный энергопотенциал ребенка и повышенную эмоциональную чувствительность. Затем присоединяются стереотипность поведения, замкнутость, неприятие окружающего мира, снижение эмоциональности, недостаточность ответа на слуховые и зрительные раздражители.

          Дети неохотно реагируют на обращенную к ним речь, исключительно редко обращаются к взрослым, не откликаются на имя, не устанавливают контакт глазами. Создается впечатление, что ребенок недостаточно видит или слышит. У детей возникают проблемы как с выражением собственных эмоций, так и с восприятием эмоций, интонаций других людей, причем родных в том числе. Достаточно характерными являются изменения речи в виде эхолалий.

          Выделяют 4 степени раннего аутизма у детей в зависимости от преобладающих нарушений в развитии и особенностей социальной адаптации, ответной реакции на внешние раздражители, преобладания у ребенка агрессивного, замкнутого, избирательного отношения к себе и окружающим. Для такого малыша важно правильно провести педагогическую коррекцию поведения и помочь ему улучшить способности к социализации и приспособлению к окружающему миру.

          Одна из доктрин так объясняет развитие аутизма – у любого человека головной мозг имеет зону, отвечающую за ликвидацию излишней информации. Она же контролирует работу нашей памяти. Для одного человека запоминание информации происходит быстро, для другого требует времени, у кого-то она хранится недолго, у кого-то на протяжении всей жизни. Однако возможности мозга небезграничны и от лишней информации мозг старается освободиться.

          Дети, страдающие аутизмом, утрачивают эту функцию. У них не происходит устранение лишней информации, в памяти хранятся все воспоминания о событиях. Огромное количество сведений, которые ребенок получает и усваивает в течение первых месяцев лет жизни, сохраняется, и головной мозг в какой-то момент начинает ограничивать поступающую извне информацию. Чаще всего это происходит в возрасте около 1,5 лет.

          Резко снижается способность ребенка воспринимать зрительные и слуховые раздражители, вследствие чего утрачивается зрительный контакт, он начинает использовать боковое зрение. Малышу становится невозможным анализировать одновременно информацию зрительно и на слух. Эти процессы у него не взаимосвязаны.

          Тактильная чувствительность также меняется. Дети менее сильно реагируют на боль, вместе с тем повышается чувствительность к запахам, прикосновениям, яркому свету, громким звукам. По сравнению с обычными детьми, аутисты нелюбознательны, пассивны, это «удобные» дети, которые предпочитают жизнь по сложившимся стереотипам, не нуждающимся в проявлении способностей мышления. Обладая хорошей памятью, они не анализируют и не сопоставляют информацию.

          Диагностируется аутизм на основании специальной шкалы, которая включает около 15 положений, описывающих способности к подражанию у ребенка, умения пользоваться предметами по назначению, состояние моторики, реакции на перемену обстановки, тактильные раздражители, уровень развития речи, интеллекта, слуховые, зрительные ответы, степень тревожности. Используются данные психологического, педагогического обследования, информация от родителей.

          Первоочередной задачей является раннее выявление аутистического расстройства, что дает перспективу для более успешной социальной адаптации и возможность инклюзивного обучения. Обязательным является психологический мониторинг в период обучения, достаточная квалификация педагогов, работающих с такими детьми.

          Ученые определили, что уровень окситоцина в крови у больных детей значительно снижен, поэтому некоторые исследователи пробуют проводить лечение этим веществом, избегают назначать беременным препараты, снижающие его продукцию.

          Лечение аутизма направлено на устранение отклонений в поведении, медикаментозную и психолого-педагогическую коррекцию, работу с родителями. Особенно эффективно лечение до 7-летнего возраста, пока идет формирование личности.

          Из лекарственных веществ рекомендуется использовать амитриптиллин, пиридоксин, рисперидон, пантогам, ноотропил и другие, длительно. Эффективность лечения зависит от систематичности приема, чувствительности к терапии, возраста начала лечения, успешности педагогической реабилитации.

          psytheater.com

          Аутизм у детей – это заболевание, для которого характерно нарушение психического развития ребенка, расстройства речи, моторики, поведения и общения. Заболевание чаще регистрируется у мальчиков (примерно в три раза чаще, чем у девочек). Аутизм распространен во всем мире вне зависимости от социального класса.

          Термин «аутизм» впервые введен в практику в 1920 году Э. Блейером для описания признака, наблюдающегося у пациентов с шизофренией, который заключался в нарушении взаимодействия с реальным миром. При аутизме у детей наблюдаются не только расстройства психических функций, но также нарушения восприятия окружающей действительности. Симптомы раннего детского аутизма проявляются уже в возрасте 2-2,5 лет, частота встречаемости заболевания составляет 2–4 случая на 10 тысяч детей. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.

          В последние десятилетия диагноз аутизма выставляется чаще, однако остается неясным, связано это с реальным увеличением распространенности патологии или с изменением диагностических критериев.

          Синоним – инфантильный аутизм.

          Причины аутизма у детей и факторы риска

          Причины аутизма у детей до конца не выяснены.

          Среди вероятных причин называют старший возраст родителей, патологии беременности, травмирование ребенка в родах, инфекционные процессы в организме как беременной женщины, так и ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы, врожденные аномалии развития мозга, генетическую предрасположенность, нарушения метаболизма, иммунные и гормональные расстройства матери и плода. Кроме того, к причинам аутизма у детей относят влияние неблагоприятных факторов внешней среды на организм женщины на ранних сроках беременности, что может приводить к биологическим повреждениям нервной системы.

          К тератогенным факторам, т. е. способным воздействовать на организм беременной женщины и тем самым спровоцировать аутизм у ребенка, относят:

        • некоторые компоненты продуктов питания, особенно изготовленных промышленным способом (нитраты, консерванты, стабилизаторы);
        • спиртные напитки;
        • никотин;
        • наркотические вещества;
        • некоторые лекарственные препараты;
        • стрессовые ситуации;
        • неблагоприятную экологическую обстановку в районе проживания (выхлопные газы, повышенный радиационный фон, присутствие в воде и почве солей тяжелых металлов и пр.).
        • Риск развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов оценивается в 60–90%.

          В зависимости от показателя IQ и уровня заботы, необходимого пациенту в повседневной жизни, аутизм у детей подразделяют следующим образом:

        • низкофункциональный;
        • среднефункциональный;
        • высокофункциональный.
        • Кроме того, заболевание может быть синдромальным и несиндромальным.

          В зависимости от этиологического фактора ранний детский аутизм может быть:

        • эндогенно-наследственным;
        • связанным с хромосомными абберациями;
        • экзогенно-органическим;
        • психогенным;
        • неясной этиологии.
        • По классификации К. С. Лебединской в зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации выделяют следующие формы аутизма у детей:

        • с отрешенностью от окружающего мира (ситуативное поведение, отсутствие навыков самообслуживания, полное отсутствие потребности в социальных контактах);
        • с отвержением окружающего мира (речевые, сенсорные, двигательные стереотипии, нарушение чувства самосохранения, гипервозбудимость, гиперсенситивность);
        • с замещением окружающего мира (наличие своеобразных интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким людям);
        • со сверхтормозимостью в отношении окружающего мира (быстрая психическая и физическая истощаемость, пугливость, ранимость, эмоциональная лабильность).
        • По классификации О. С. Никольской, в зависимости от тяжести проявлений аутизма у детей, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза выделяют 4 группы:

        • Характеризуется самыми глубокими нарушениями, характерно полевое поведение, отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими людьми, мутизм, отсутствие активного негативизма, неспособность к самообслуживанию; ведущим патопсихологическим синдромом выступает отрешенность. Целью лечения является установление контакта с ребенком, вовлечение во взаимодействие с окружающими, формирование навыков самообслуживания.
        • Характеризуется наличием жестких ограничений в выборе формы поведения, штампованной речи, выраженным стремлением к неизменности, при этом любые изменения могут обусловить срыв, который выражается в агрессии, аутоагрессии, негативизме; ребенок способен вырабатывать и воспроизводить бытовые навыки, в привычной среде достаточно открыт; ведущим психопатологическим синдромом выступает отвержение реальности. Целью лечения является развитие контактов с близкими людьми, выработка большего количества стереотипов поведения.
        • Характеризуется более сложным поведением при поглощении собственными стереотипными интересами, слабой способностью к диалогу, неготовностью идти на компромиссы, пробовать и/или рисковать для достижения поставленной цели, при этом у пациента могут присутствовать энциклопедические знания в конкретной области на фоне фрагментарного представления об окружающем мире, отмечается интерес к опасным асоциальным развлечениям; ведущим психопатологическим синдромом выступает замещение. Целью лечения является обучение диалогу, формирование навыков поведения в обществе, расширение круга представлений.
        • Характерно настоящее произвольное поведение, однако дети при этом быстро утомляются, у них наблюдаются сложности концентрации внимания, выполнения инструкций; они могут вести себя робко, пугливо, однако при адекватном лечении демонстрируют лучшие результаты в сравнении с остальными группами; ведущим психопатологическим синдромом выступает ранимость. Целью лечения является улучшение навыков социального взаимодействия, обучение спонтанности, развитие индивидуальных способностей.
        • В ряде случаев признаки аутизма у детей проявляются уже в младенческом возрасте, однако чаще проявления заболевания становятся заметными к трем годам.

          Наиболее явным признаком аутизма у детей является неадекватная реакция на внешние раздражители. Минимальный дискомфорт может вызывать испуг и плач. Дети с аутизмом не проявляют положительных эмоций при контактах со взрослыми, хотя могут оживляться при взаимодействии с неодушевленными предметами. Такие пациенты избегают игр с ровесниками, могут практически не разговаривать, не проявлять интереса к происходящим событиям, хорошо переносят одиночество. Одним из характерных признаков является многократное повторение одного и то же действия, концентрация исключительно на чем-то одном в течение длительного времени. Кроме того, к симптомам аутизма у детей относят нетипично спокойное поведение, невозможность принятия удобного положения на руках у родителя, избегание зрительного контакта, длительное отсутствие реакции на свое имя, неадекватную реакцию на эмоции близких людей (например, смех в ответ на плач), часто у пациентов с аутизмом наблюдается отсутствие собственного мнения.

          Основные типы повторяющегося или ограниченного поведения, которое свойственно детям, страдающим аутизмом, подразделяют на следующие группы:

        • неприятие перемен (новых людей, обстановки, вещей), необходимость однообразия;
        • стереотипия (бесцельные однообразные действия, к примеру, ребенок может раскачиваться, махать руками, вращать головой);
        • ритуальное поведение (ребенок выполняет определенные действия в одно и то же время и в строго определенном порядке);
        • ограниченное поведение (ребенок фокусирует внимание на единственном объекте или проявляет активность только в отношении единственного объекта);
        • аутоагрессия (ребенок проявляет агрессию, направленную на себя).
        • Примерно у 1–10% детей с аутизмом есть особые способности или навыки – талант к музыке или изобразительному искусству, способность запоминать даты и/или факты, производить сложные математические вычисления в уме и т. п.

          При раннем детском аутизме иногда наблюдается сильная привязанность ребенка к одному из родителей (чаще к матери), при этом, никак не проявляя свою привязанность внешне, пациент физически не может обходиться без родителя, в то время как ко второму родителю и его отсутствию он равнодушен. В то же время у других пациентов с аутизмом на протяжении длительного времени отсутствует какая-либо привязанность к родителям.

          При раннем детском аутизме часто задерживается формирование навыков речи (в первую очередь, отсутствие лепета в возрасте 6-7 месяцев). Для детей с аутизмом затруднительно сочетать речь с жестами. Многие из них имеют проблемы со сном (плохо засыпают, часто просыпаются), кроме того, у них задерживается развитие осознания границ собственного тела.

          У детей с аутизмом часто лучше развито периферическое зрение. Нередко отмечается неразвитость мелкой моторики, ребенок с аутизмом может избегать определенных цветов (не надевать одежду какого-либо цвета, не использовать некоторые цвета при рисовании, в аппликациях и пр.). Аутисты склонны в течение длительного времени переживать неприятные впечатления. Их могут пугать вплоть до паники определенные тихие звуки, при этом на громкие звуки ребенок может не реагировать вовсе. Игры обычно не имеют сюжетной основы и заключаются в раскладывании предметов в определенной последовательности. Аутизм часто сопровождается генерализованной недостаточной обучаемостью.

          Более чем у 50% детей с аутизмом наблюдаются отклонения в пищевом поведении, что может заключаться в предпочтении строго определенных продуктов или необоснованном отказе от них.

          Диагностировать аутизм в младенческом возрасте довольно сложно.

          Из неинструментальных методов при диагностике аутизма у детей обычно используются наблюдение за пациентом и беседа с ним, а также сбор анамнеза. Применяются специально разработанные диагностические методики в виде игр, тестов, конструирования, действия по образцу и т. д.

          При подозрении на аутизм проводится и инструментальное обследование. Оно может включать следующие методы:

        • электроэнцефалография (оценка биоэлектрической активности головного мозга, а также состояния его функциональных систем);
        • реоэнцефалография (оценка сосудистой системы головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока);
        • эхоэнцефалография (определение внутричерепного давления, выявление новообразований);
        • магниторезонансная и/или компьютерная томография (позволяет получить послойное изображение мозговых структур);
        • кардиоинтервалография (оценка состояния вегетативной нервной системы).
        • При инструментальной диагностике структур мозга у пациентов с аутизмом обнаруживаются нарушения в разных отделах головного мозга. При этом специфическая мозговая локализация патологии, которая была бы свойственна только аутизму, до сих пор не определена. Нарушения связей между отделами головного мозга, которые часто имеют место при аутизме у детей, обычно трудно обнаружить при стандартном обследовании.

          Для постановки диагноза «детский аутизм» используются опросники и оценочные шкалы, в том числе:

        • опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушенной способности к общению;
        • опросник для диагностики аутизма (адаптированный вариант);
        • шкала социальной зрелости;
        • шкала наблюдения для диагностики аутизма;
        • поведенческий опросник для диагностики аутизма;
        • шкала определения тяжести аутизма у детей;
        • опросник по спектральным нарушениям развития ребенка; и др.
        • Дифференциальная диагностика проводится с задержкой психического развития, умственной отсталостью, шизофренией, врожденной глухотой, регрессивным психозом, нарушениями речи.

          Своевременное начало коррекции аутизма увеличивает вероятность удачной адаптации ребенка к нормальной жизни. Основными целями лечения аутизма у детей являются развитие навыков самообслуживания и социальная адаптация. С этой целью применяются:

        • поведенческая терапия;
        • игровая терапия;
        • трудотерапия;
        • занятия с логопедом;
        • арт-терапия;
        • анималотерапия.
        • Методики подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Немедикаментозная коррекционная работа при необходимости сопровождаться приемом противосудорожных и/или психотропных препаратов.

          В лечении аутизма у детей могут быть эффективными физиотерапевтические методики, в частности, микротоковая рефлексотерапия, которая дает возможность выборочно стимулировать определенные зоны головного мозга.

          Детей с аутизмом, которые не разговаривают, следует вовлекать в развивающие игры и задания, для выполнения которых не нужно пользоваться речью (например, паззлы, головоломки, мозаика). Такие занятия способствуют налаживанию контакта с ребенком, а также приобщают его к индивидуальной или совместной деятельности.

          При использовании игровой терапии рекомендуется выбирать игры с четкими правилами, а не сюжетно-ролевую игровую деятельность. Так как аутистам трудно дифференцировать эмоции других людей, для просмотра мультфильмов следует подбирать те, где герои обладают хорошо выраженной мимикой. При этом необходимо поощрять отгадывание детьми эмоционального состояния персонажа. Кроме того, детей с аутизмом полезно приобщать к участию в театральных представлениях.

          Коррекция аутизма у детей включает методы аудио-обучения и аудио-вокальной тренировки. Метод аудио-вокальной тренировки заключается в звуковом воздействии на ребенка при посредстве специального прибора, через который поступает звук определенных частот. В результате пациент с аутизмом учится слушать и воспринимать звуки, которые ранее им не усваивались. Основной целью метода является улучшение способности воспринимать и перерабатывать информацию, которая поступает в мозг посредством слуха. Во время сеансов ребенок может играть, рисовать или заниматься другой спокойной деятельностью.

          Для лечения детей с аутизмом используют холдинг-терапию, которая заключается в том, что в определенное время мать берет на руки ребенка и обнимает, несмотря на его возможное сопротивление, отец при этом принимает такое же участие в сеансе. Этот метод, спустя некоторое время практики (определяется индивидуально для каждого ребенка) позволяет родителям установить тесный эмоциональный контакт с ребенком. На начальных сеансах холдинг-терапии обычно присутствует психолог, который объясняет родителям происходящее и дает ситуативные рекомендации, однако сам в сеансе не участвует и не способен заменить родителей. Каждый сеанс холдинг-терапии имеет три стадии:

        • Стадия конфронтации (ребенок, страдающий аутизмом, обычно сопротивляется началу сеанса, хотя и часто ждет его на протяжении всего дня, при этом пациенты могут искать любые поводы, чтобы избежать проведения холдинга).
        • Стадия отвержения (ребенок пытается вырваться из объятий, родители при этом, проявляя терпение, пытаются успокоить ребенка).
        • Стадия разрешения (ребенок прекращает сопротивление, устанавливает с родителями зрительный контакт, расслабляется).

    Следует отметить, что некоторые специалисты считают холдинг-терапию чрезмерно стрессовым методом, как для больного ребенка, так и для его родителей, в связи с чем не рекомендуют прибегать к ней.

    Для улучшения взаимодействия пациента с окружающим миром рекомендуется метод анималотерапии, в ходе которой дети контактируют с животными (лошадьми, кошками, собаками, дельфинами). Метод основан на наблюдении, что зачастую больным аутизмом детям значительно легче удается установить контакт с животным, чем с другим человеком. Однако следует иметь в виду, что у ряда пациентов наблюдаются вспышки агрессии по отношению к животным или панический страх перед ними. В этих случаях анималотерапия не показана.

    Чтобы улучшить способность ребенка владеть своим телом, показана лечебная физкультура. Также больным с аутизмом назначается диета, из рациона исключают продукты с высоким содержанием казеина и глютена (молочные продукты, изделия из пшеницы, ржи, овса, ячменя).

    Пациентов первой и второй групп (по классификации О. С. Никольской) обучают дома, больные третьей и четвертой групп могут посещать специальную или массовую общеобразовательную школу.

    Возможные осложнения и последствия

    Аутизм у детей приводит к нарушению социального взаимодействия. Во взрослом возрасте заболевание может вызвать проблемы, связанные с выбором профессиональной деятельности, межличностными отношениями, социальными навыками и т. д.

    Невозможность излечения аутизма в детстве становится причиной сохранения заболевания в подростковом и взрослом возрасте. При своевременной адекватной лечебно-коррекционной работе с больными аутизмом детьми удается достичь приемлемой социальной адаптации примерно в 30% случаев. При отсутствии необходимого лечения пациенты с аутизмом остаются инвалидами, которые являются неспособными к социальному взаимодействию и самообслуживанию.

    Коэффициент интеллекта (IQ) у пациентов с аутизмом больше 50 и развитие речевых навыков до шести лет являются благоприятными прогностическими признаками. Шансы на излечение повышает ранняя диагностика и раннее начало терапии.

    Так как точные причины развития аутизма у детей пока не установлены, профилактика данного заболевания сводится к обычным мерам по сохранению и укреплению здоровья, которые следует выполнять женщине в период беременности:

  • профилактика инфекционных заболеваний;
  • своевременное лечение заболеваний;
  • регулярные осмотры у акушера-гинеколога, наблюдающего беременность;
  • исключение влияния неблагоприятных факторов внешней среды на организм беременной женщины;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных привычек;
  • избегание чрезмерных физических нагрузок;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • www.neboleem.net

    Дети, живущие в собственном мире – именно так можно описать малышей, у которых диагностирован аутизм. В младенческом возрасте они практически не улыбаются и не гулят при появлении мамы, потом – не играют в сюжетно-ролевые игры.

    Аутизм у детей – что это за болезнь

    Аутизм встречается не так уж и редко – этот диагноз ставят каждому сотому ребенку. Чаще ему подвержены мальчики: по статистике, именно они составляют 80% аутистов. При этом у девочек болезнь протекает тяжелее.

  • Существует еще одна гипотеза: аутизм развивается у тех детей, родители которых не обеспечили полноценного эмоционального контакта в младенческом возрасте.
  • Не следует исключать и наследственный фактор: если родственники ребенка имели психологические отклонения, вероятность заболевания возрастает.
  • Для диагностики можно попробовать пройти тест на аутизм у детей: варианты тестирования в свободном доступе есть в интернете. Если результат будет положительным, а степень риска определят как высокую, обязательно следует обратиться к психоневрологу.

    Симптомы аутизма у детей

    Еще раз следует подчеркнуть, что аутизм у детей проявляется очень индивидуально, поэтому те признаки, которые ярко выражены у одного ребенка, могут совсем не наблюдаться у другого.

    Однако есть несколько общих моментов, которые должны насторожить родителей.

    Как проявляется аутизм в раннем возрасте

  • не откликается на свое имя;
  • может бояться обычных звуков, испытывать большие неудобства от физического дискомфорта (например, разражаться громким плачем, если пеленка намокла), очень избирателен в еде;
  • у детей постарше возникают определенные наборы действий (чаще всего бессмысленных), которые они повторяют;
  • любовь к жесткому графику;
  • склонность к определенным ритуалам, причем не всегда осмысленным (например, ребенок может быть «одержим» пристрастием к цифрам);
  • в период полового созревания могут стать агрессивными;
  • нередко такие дети подвержены страхам;
  • Из всех перечисленных проявлений к наиболее ярким ранним признакам аутизма у детей относят отсутствие реакции на общение со взрослыми (в первую очередь с матерью), неопределенные движения руками. Позже добавляется задержка речевого развития при нормальном уровне слуха.

    Лечение аутизма у детей

    Относительно неплохие результаты дает поведенческая терапия, которая в первую очередь направлена на социализацию малышей, помогает им несколько освоиться в обществе. При необходимости подключают и речевую терапию, физические упражнения.

    Аутизм у детей – видео

    www.beremennost-po-nedeliam.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation