Аутизм в психиатрии это

Аутизм или шизофрения?

Долго не могли моему мальчику поставить диагноз, наконец есть официальный, атипичный аутизм. Но вдруг оказывается, что в заключении еще что-то про шизофреноподобные проявления или как-то так (я сама не видела и не слышала, врач папе зачитывал).

И теперь снова сомнения, а вдруг это вообще шизофрения, а не аутизм с проявлениями?

В интернете читаю — вообще ничего непонятно, за день то уверюсь, что на аутизм больше похоже, то что на шизофрению. Страшно думать, что у мелкого может быть шизофрения, но неизвестность еще больше изматывает. Куда пойти, где диагноз проверить, с кем проконсультироваться?

Этот мы в центре психического здоровья детей, который 6я больница все называют, получили.

1. Врачи те сомнения и опасения, которые я высказывала вслух, тк мне была нужна поддержка, учитывают как "диагноз"

2. Те положительные моменты, которые у каждого ребенка есть, озвученные мною, для врачей — жалкое подобие нормальности

3. Система обязательного медицинского обслуживания в РФ — полная фикса.

Т.о. меньше говорим: сначала думаем. Тк в состоянии истерии (в которой вы оказались после диагноза вполне возможно совершенно никакого отношения к состоянию вашего ребенка не имеющего) вы вообще не думаете и не анализируете. Поэтому до того, как тащиться в поликлинику или в "центр психического здоровья детей" вы сначала продумываете все до конца: даже до диагноза, который вас устроит и поможет устроится Вашему мальчику в спец.дет.сад или интернат. Потом только идете. Дальше ищите специалиста, который адекватно оценит вашего ребенка. Любой специалист стоит денег, поэтому система "они выкачивают деньги" не работает. Забудьте это. Просто настройте себя, что помощь вашему ребенку, может оказаться платной. Это нормально. Вы наверняка уже от кого-нибудь слышали, что у некоторых реальных специалистов нет фиксированной цены на прием или для кого-то он обходится меньше, для кого-то больше, это тоже нормально. Это не значит, что вас разводят. Это значит, что просто помогают. Не переживайте на предмет стоимости, стоимость — вещь относительная.

НЕ ПЛАЧЬТЕ, НЕ ПЛАЧЬТЕ

Обратите внимание на ребенка сейчас: он ведь меняется каждый день чуть-чуть в лучшую сторону: я не знаю таких деток, которые с возрастом менялись бы в худшую сторону. Анализируя интернетовский аутизм и шизофрению, вы не приближаетесь к улучшению состояния сына. Потому, что анализ складывается из прошедшего времени, а сын меняется каждую секунду к лучшему, просто вы расстроены и не можете взять себя в руки.

НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ, ЕСЛИ ВЫ НАЙДЕТЕ ЛЮДЕЙ, У КОГО ШИЗОФРЕНИЯ СТАЛА АУТИЗОМ ИЛИ НАОБОРОТ. Эти родители наверно также как и вы находились в этом ужасе. Для чего их искать? чтобы не сойти с ума? ну так для этого надо себе найти психотерапевта или как-то самой выкарабкиваться. Ведь это Ваше ужасное состояние точно к помощи малышу не имеет отношения.

БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ. ЭТО НЕ УЖАС. ЭТО ПРОСТО ТРУДНОСТЬ. ПРОСТО ТРУДНОСТЬ.

Как можно было довести себя до того, чтобы ПРОСТО ТРУДНОСТЬ, привела вас в такое состояние? Успокоившись, вы найдете нужное вам решение: ведь методы коррекции особенных деток в принципе одинаковы для разных диагнозов. Если не подходит какой-то конкретный метод к аутенку (тогда как большинству он помогает), это не значит, что у него шизофрения. Вообщем-то это не значит, что у него и аутизм)

Оленька, успокаивайтесь и берите себя в руки. Если вы из Питера, могу вам дать контакт психиатра, который конечно скажет вам диагноз, но за огромный 55 летний опыт работы со специальными больными у него появились отличное качество: не ставить крест на пациентах, а реабилитировать их)) оч. помогает. Отличный врач.

vk.com

Аутизмом называется уход от реальности. Зачастую он встречается при шизофрении или наличии шизоидного склада личности. Мир больного ребенка составляют внутренние переживания, у него теряются бытовые навыки и отсутствует эмоциональная связь с родными и близкими людьми, таких детей заботят лишь собственные трудности. Иногда у больного аутизмом могут проявляться художественные способности. Аутизм у малышей является очень сложным и опасным заболеванием.

К основным симптомам аутизма у малышей относятся:

• Позднее речевое развитие.

• У ребенка отсутствует логика в мышлении и речи.

• Он своеобразно воспринимает собственное «я».

• Малыш равнодушен и одновременно очень чувствителен.

Среди ярко выраженных симптомов аутизма у ребенка находится замкнутость, отсутствие интереса к окружающим и миру, бедное выражение эмоций, слабая реакция на стимулы, идущие извне. Некоторые мамочки дают такую характеристику своим детям: «их жизнь проходит, будто под стеклянным колпаком». Эти детки не контактируют с окружающими, расценивают близких, как неодушевленные предметы, отвергают нежность или вообще не проявляют никакой реакции. Малыш, который страдает аутизмом, не может играть с другими ребятами, ему трудно усваивать речь (может ее вообще не усвоить). Зачастую он повторяет одни и те же слова, даже если умеет говорить. К тому же ребенку присуще необычное восприятие самого себя. Он не способен идентифицировать свое «я», иногда с одной из частей тела начинает вести себя так, словно та ему не принадлежит.

Среди других симптомов аутизма можно выделить: с одной стороны — неадекватный страх (ребенок начинает бояться обычных предметов), с другой – у него отсутствует чувство реальной опасности. Часто у аутичных детей проявляется беспричинный смех, плач или приступ злобы.

Аутичным детям невероятно нравится однообразное повторение ритмичных движений, а потому они часто проявляют необыкновенные музыкальные способности. Помимо прочего, у них может возникнуть интерес и проявиться способность к специфическим вещам. Такой ребенок, например, может с легкостью заучить наизусть пару страничек из телефонной книги, и при том он не способен даже поддерживать обыкновенный разговор о повседневных вещах.

Есть огромное множество разных теорий, которые объясняют причины аутизма. В медицинских источниках описывается, что аутизмом часто страдают члены одной семьи, то есть возникает предположение, что заболевание передается по наследству. Но в его основе иногда лежит и то, что люди из такой семьи, когда сами становятся родителями, не способны к нормальному общению, имеют тяжелый характер, педантичны, что сильно отражается на врожденных способностях деток, рожденных у них.

К несчастью, до сих пор не известен эффективный метод лечения аутизма у детей. В силу того, что они часто страдают разными фобиями, очень важно для них постоянство в окружении, сохранение которого приводит к уходу от стрессовых ситуаций. Требуется и строгий распорядок дня: в одно и то же время малыши должны кушать, умываться, отходить ко сну. Ни при каких обстоятельствах родители не должны менять привычный режим дня, так как их чадо может испугаться.

Нередко родителям сложно приучить ребенка выполнять какие-либо новые действия. Но если все же малыш принимает новшество, то сильно привязывается к занятию. Довольно трудно учитывать все аспекты состояния ребенка, но помогать ему нужно, чтобы обеспечить его возможное нормальное развитие и существование. Как правило, аутичные дети не способны к обучению в нормальной школе. Дети, больные аутизмом, даже с более высокими интеллектуальными способностями, в будущем все же начинают испытывать трудности в самостоятельной жизни.

Родители аутичного ребенка имеют небольшие возможности. Приоткрыть душу малыша можно лишь при безграничном терпении и любви к нему. Крайне важно – если родители заметили первые симптомы этого заболевания у ребенка, они должны незамедлительно обратиться за помощью психолога или психиатра. Аутизм не является умственной отсталостью. Хотя некоторые дети физически недоразвиты (глухие, к примеру), все-таки по большей части они нормально развиты интеллектуально, а нередко в отдельных областях (музыка, рисование, математика) их способности превышают средний уровень. К сожалению, даже наличие нормального интеллекта – не повод, что ребенок сможет им воспользоваться.

Что касается аутизма – так это расстройство психическое, когда у больного ослабевает связь с реальностью, он отрекается от внешнего мира. В его мире доминируют внутренние переживания, что становится причиной того, что больной превращается в обузу для близких. Причины аутизма до сих пор не выявлены, как не существует и эффективного лечения. Но есть специальная поведенческая терапия и некоторые психологические приемы, которые при регулярном применении приводят к достижению положительных результатов, даже если у ребенка тяжелая форма аутизма.

Близкие аутичного ребенка должны быть преисполнены терпения. Дело в том, что у его существования свой, монотонный ритм. Ежедневные занятия должны проходить в одно и то же время, родителям придется строго соблюдать последовательность. Любое отклонение от установленного распорядка будет вызывать у таких детей приступ злобы, панику и страх. Приступ злости или испуг иногда возникает даже из-за совсем незначительных, на первый взгляд, изменений, к примеру, когда появляется новая медицинская сестра или ребенка перемещают в другую комнату.

Все понимают, что такой строгий режим сильно влияет на жизнь семьи. Малыш, страдающий аутизмом, не будет реагировать на ласки, вступать в разговор, а потому окружающие должны иметь необыкновенное терпение и проявлять толерантность. С другой стороны, только при помощи любви и терпения возможно достижение хоть какого-нибудь прогресса, чтобы «вытащить» ребенка, страдающего аутизмом, из мира, который он сам и создал.

Специалисты не способны сразу диагностировать у малыша аутизм. Ведь многие симптомы этого тяжелого заболевания встречаются и у нормально развивающегося ребенка. Поэтому часто истинный диагноз ставится с достаточным опозданием. Аутизму присуще многообразие проявлений, и у ребенка иногда наблюдаются лишь некоторые из них (он может хорошо учиться, но быть при этом замкнутым). Но, когда родители замечают, что у малыша проявляется сразу несколько симптомов, это может значить, что он действительно страдает аутизмом. Таким признаков зачастую является нарушенное восприятие реальности.

Ребенок не идет на контакт, может даже случиться такое, что он не будет чувствовать боли. К симптомам аутизма также относится медленное развитие или недоразвитая речь, боязнь нового, привычное выполнение монотонных движений.

Если вы заметили симптомы, свидетельствующие о наличии заболевания, обратитесь к детскому психиатру (у детей психические расстройства лечат именно психиатры). В последнее время стали создавать центры развития ребенка, в которых занимаются ранней диагностикой и терапией нарушений развития у детей. В подобных центрах трудятся опытные специалисты (неврологи, детские психиатры, логопеды, психологи), поэтому они окажут быструю и эффективную помощь. Если вы, общаясь с ребенком, начнете что-то подозревать, обратитесь в такой центр. А направить ребенка к детскому психиатру может педиатр.

www.psyportal.net

Причины раннего аутизма у детей

Порой бывает так, что в хорошей семье, где есть любящий муж и долгожданный ребенок, который не доставляет особого беспокойства, матери все равно кажется, что с малышом что-то не так. По какой-то причине он не называет ее мамой, не просит вещи, а ведет маму к ним за руку. Есть ли здесь связь с нарушением развития? Попробуем разобраться вместе.

Если вы когда-нибудь слышали о таком заболевании, как аутизм у детей, то причины его развития и клинические проявления также вас заинтересуют. Как правило, аутизм выявляют у малыша в возрасте до двух с половиной лет. Данное нарушение не является заболеванием в привычном его понимании. Дети, больные аутизмом, могут не обладать никакими физическими изъянами или другими нарушениями, но быть «странными», живущими в своем особом мире.

Для аутизма, в отличие от других болезней, не существует строгого перечня симптомов. О его наличии сигнализирует сочетание трех главных его проявлений (это так называемая триада аутизма). К данным проявлениям следует относить:

  • нарушение коммуникативной способности и стремление к одиночеству;
  • стереотипное поведение и страх перед изменениями привычного уклада;
  • речевые нарушения.

Ранний аутизм, как отдельное заболевание, стал темой для разговоров лишь в середине 20 века, хотя под описание аутичных людей подходят и многие из прошлого. А потому болезнь вызвала столько догадок и замыслов. Зачастую аутистам приписывают супер-способности, скрытые таланты. Но, как говорит статистика, подобные таланты встречаются только у 10 % аутистов. По большому счету все остальные имеют особое мышление, а также им сложно приспособиться к жизни в нашем обществе, либо же больным присуща тяжелая дезадаптация и у них отсутствует речь.

Многие специалисты по раннему аутизму полагают, что основу заболевания составляет мутация генов. Однако, в одной семье редко можно встретить двоих детей, больных аутизмом. Не всегда эта болезнь наблюдается одновременно у обоих однояйцовых близнецов. Это означает, что причина аутизма кроется в чем-то еще…

Большую часть случаев аутизма сопровождают органические поражения головного мозга, возникающие у младенца во время развития внутри утробы. Органические нарушения могут проявиться после перенесенных матерью в период беременности инфекционных заболеваний (краснуха), травм, профессиональной вредности (облучение, отравление солями тяжелых металлов), травм психического рода. Причиной мозговых нарушений (энцефалопатия или ПЭП) могут стать и родовые травмы, включая стремительные роды в случае с недоношенной беременностью. Зачастую природа «бракует» зародышей, имеющих генетические и органические нарушения. В связи с этим, если у женщины беременность сопровождалась угрозой выкидыша, то есть небольшая вероятность того, что ребенок родится с такой патологией, как аутизм.

Как считают некоторые исследователи, к раннему детскому аутизму приводят иммунные и гормональные нарушения. В этом случае особенной популярностью пользуется теория воздействия на мозг продуктов мучных и молочных, — в которых содержится глютен и казеин. Сторонники этой теории уверены, что белки приводят к нарушению работы нервной системы крохи, что и становится причиной появления симптомов раннего аутизма у малышей.

Большинство родителей отмечает, что их кроха изменился после перенесенного заболевания, которое сопровождалось высокой температурой, или после прививки. И здесь не имеется доказательств, что именно из-за прививки развился аутизм. Скорее всего, она была пусковым механизмом, который «выстрелил» на фоне уже имевшихся, но не диагностированных нарушений.

Вероятнее всего, что причина аутизма у детей – это целый комплекс факторов. Аутизм иногда возникает в ситуации, при которой на небольшие странности матери наслаиваются особенности поведения мужа, беременность прошла с осложнениями, а роды были тяжелыми. Но это лишь предположение.

Аутизм и другие нарушения развития

В последнее время явление раннего детского аутизма стало относительно распространенным среди прочих нарушений в развитии (аутизм встречается в среднем 3-6 раз на 10 тыс.

случаев). Но не всякий замкнутый или погруженный в себя ребенок считается аутистом. Если вам кажется, что малыш вас не замечает, не реагирует на обращение, проверьте его зрение и слух. Причина может скрываться здесь.

У больных аутизмом часто присутствуют различные нарушения речи. При этом у детей-аутистов иногда спонтанно появляются хорошо произносимые слова, и даже целые фразы. Малыши с аутизмом иногда могут вовремя вставить фразу, которую они услышали по телевизору. Кроха, у которого только что нельзя было добиться его имени и возраста, может сразу же сесть в уголке и поведать своему котенку сложное стихотворение, подслушанное неизвестно где.

Причиной замкнутости может быть и нехватка эмоционального контакта малыша с близкими в раннем возрасте. Часто это происходит с детьми, которых взяли из детского дома. Ведь если маленького котика не брать на руки, он вырастет дикарем. Примерно то же самое случается и с детьми, которые недополучили ласку в младенчестве. Подобное состояние носит название госпитализм. Если сравнить его с ранним аутизмом, то причины развития аутизма у малышей иногда связаны с полным отвержением их мамой (в сочетании с прочими факторами). Вместе с тем дети, лишенные нормального общения, после попадания в благополучную обстановку, будут адаптироваться намного быстрее детей-аутистов. В дальнейшем, если будут отсутствовать другие нарушения, они догонят своих сверстников.

Если вам кажется, что у крохи странное поведение, внимательно понаблюдайте за ним. Не стесняйтесь высказать свои предположения педиатру. Если врач засомневается в диагнозе (при аутизме это не редкость), покажите ребенка нескольким врачам и непременно проконсультируйтесь у психолога.

www.psyportal.net

Этот загадочный аутизм

Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Джим Синклер, аутист

Дать краткое, емкое и всеобъемлющее определение аутизма — задача не самая легкая. Объясняется это не только тем, что проявления аутизма многолики, но и существованием большого количества теорий, освещающих вопросы реабилитации, воспитания, питания при аутизме. Это зависит не только от года, в котором была сформирована та или иная теория (так как подход к такому явлению как аутизм за последние 100 лет существенно изменился), но и от личной позиции и опыта специалиста.

Однако, проанализировав несколько определений, данных разными авторами, мы понимаем, что почти все специалисты как ведущий симптом определяют недоразвитость социальных навыков, нарушение общения и любых форм социального взаимодействия (вплоть до полного отказа от контакта с социумом). Это действительно считают одним из самых ярких проявлений аутизма. Если говорить об интеллектуальном развитии при аутизме, то следует отметить его неравномерность, и этим аутизм отличается от, например, задержек развития, когда ребенок развивается по «нормальным» законам, но медленнее, чем сверстники.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность нарушений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость. Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

К.С. Лебединская. Аутизм — это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

Тэмпл Грэндин, аутист. Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

Определение по классификации психиатрических болезней — DSM-III-R. Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.

К. Гилберг, Т. Питерс. Аутизм — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомным проявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутизм — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.

В последние годы вопросам аутизма уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество аутичных людей с каждым годом растет. Однако неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике. Сейчас все чаще говорят о том, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.

Аутизм как симптом встречается при довольно многих расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого варианта психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи (т.е. речь не используется в своей прямой функции — для общения). В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для постановки диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми. В такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности и аутическом спектре.

Так что же такое аутизм — симптом, синдром или болезнь? Однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. Некоторые считают, что это и то, и другое, и третье. Много споров возникает вокруг того, что при аутизме является первичным и определяющим — интеллектуальное, эмоциональное или личностное расстройство. Ответов не меньше, чем вопросов, но попробуем все же кое-что прояснить.

Симптомы аутизма у ребенка раннего возраста (0-3 года)

Обычно наблюдается только часть симптомов:

— не «гулит» до 1 года (или гуление напоминает визг или крик), не говорит единичных слов до 16 месяцев, не строит фразы из двух слов до 2 лет;

— не владеет речью;

— не имитирует поведение людей или животных, а также различные звуки;

— говорит с неадекватной интонацией (тон и ритм нарушены — напоминает «деревянную» речь, как у робота);

— повторяет личные местоимения так же, как слышит;

— повторяет одни и те же фразы (эхолалия).

— ребенок до года не указывает на предметы;

— не применяет жестов;

— говорит с неподвижной мимикой, не использует указательный жест (ребенок просто берет родителя за руку, подводит взрослого к месту привычного расположения объекта и ждет, пока ему дадут предмет);

— не проявляет интереса к знакомству, испытывает полное безразличие к окружающим; — не смотрит в глаза (или смотрит очень редко).

— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

— не понимает речи (воспринимает ее как шум);

— никак не реагирует на громкие звуки, производя впечатление глухого;

— очень чувствителен к определенным звукам (например, зажимает уши, услышав лай собаки);

— не узнает себя в зеркале.

Другие особенности поведения:

— не может сосредоточиться на предмете или на словах (очень короткий период удерживания внимания);

— в течение длительного времени повторяет одни и те же телесные движения (например, вертит руками, раскачивается туда и обратно);

— периодически испытывает сильные приступы гнева;

— подолгу фиксирует взгляд на одном предмете;

— сильно сопротивляется, когда кто-то пытается изменить привычное течение событий.

Примечание: некоторые дети-аутисты демонстрируют раннее и быстрое развитие речи. Любят, когда им читают, запоминают и пересказывают целые куски текста. При этом плохо понимают переносный смысл речи — метафоры

На сегодняшний день в специальной литературе существует множество концепций происхождения аутизма. Его возникновение объясняют и неблагоприятными воздействиями в течение внутриутробного периода, и родовой травмой, и влиянием прививок, и ухудшением экологической ситуации, и непереносимостью глютена, казеина, лактозы. Говорят и о генетической природе аутизма. Есть сведения о том, что аутизм действительно может быть наследственно обусловлен, но, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения еременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

Рассмотрим основные концепции происхождения аутизма — их можно разделить на несколько больших групп.

Теория эмоциональной холодности

Этой теории придерживаются сторонники психоаналитической традиции, сформулировал ее Л. Каннер.

В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия. Основной причиной при этом считается эмоциональная холодность матери, ее безразличие к ребенку вследствие нежелательной беременности и ее собственных личностных проблем.

Современные научные исследования, посвященные анализу взаимодействия матерей и детей с ранним детским аутизмом, а также некоторые клинические данные об особенностях функционирования центральной нервной системы у детей изучаемой категории опровергают эту теорию.

Аутизм как порождение внешних факторов

В настоящее время популярна теория, доказывающая, что такое расстройство как аутизм вызывают ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (например непереносимость казеина, глютена, лактозы, неспособность справляться с токсинами, поступающими в организм).

Последователи этой теории настаивают на том, что все проявления атуизма не первичны и не являются следствием психического расстройства. Они ссылаются на зарубежные исследования, показавшие, что во многих случаях аутизм вызывается дисфункцией иммунной системы: конкретные вещества влияют на развитие мозга у части детей и являются причиной аутичного поведения. По мнению специалистов, придерживающихся этой теории, организм аутичного ребенка просто не в состоянии полноценно расщеплять определенные протеины — они превращаются в опиаты, наркотические вещества, негативно воздействующие на работу мозга.

Найдено два таких основных компонента: глютен (протеин пшеницы, овса, ржи и ячменя) и казеин (молочный протеин). Однако могут быть реакции и на другие вещества, фенольные продукты, слишком сильная реакция на другие аллергены, а также токсины, поступающие из окружающей среды (в том числе в результате ухудшения экологической ситуации и вакцинирования). Соответственно, максимально устранив вещества, нарушающие работу организма, можно свести проявления атуичной симптоматики к минимуму, а то и вовсе добиться ее исчезновения.

Этот подход пока еще не нашел одобрения и широкого применения в научном мире, а в нашей стране лишь немногие специалисты рекомендуют диету как основой способ лечения атуизма. Однако многие родители, опробовавшие ее, говорят, что замечают прогресс в состоянии своих детей — заметные улучшения наступают в контакте глаз, социализации, развитии речи. Также многие отмечают улучшение работы кишечника и нормализацию сна.

Аутизм как следствие аффективных расстройств

Концепции, делающие акцент на аффективных расстройствах* как определяющих отношения аутистов с миром .Эти концепции включают две большие группы.

Аффективные расстройства — психические расстройства настроения, связанные с нарушениями в эмоциональной сфере.

Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией подобного рода считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Согласно их подходу, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов: нарушение возможности активно взаимодействовать со средой и снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Те специалисты, которые придерживаются данной теории, интерпретируют многие проявления аутизма как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром.

В рамках данной концепции искажение развития когнитивных (познавательных) функций — это следствие нарушений в аффективной (эмоциональной) сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма (эти уровни будут приведены в конце статьи).

По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства производны от специфических КОГНИТИВНЫХ (сферы познания) НАРУШЕНИЙ. Утверждается, что для аутистов типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию (эмоции) других людей. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, сторонники данной теории считают первичность специфического когнитивного дефицита основным источником проблем.

Еще одна теория считает коммуникативные проблемы у детей с аутизмом следствием нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Адепты этой теории считают, что, имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

Аутизм как следствие когнитивных нарушений

Теории, согласно которым нарушение именно когнитивной (познавательной) сферы и есть источник отклонений.

Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория U. Frith. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение возможностей, но и специфические способности аутистов (например высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц). В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.

У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключается в тенденции сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».

В последнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теория намерений». Ее создатели У. Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушений при аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения других людей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 лет начинают понимать, что люди имеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнению авторов, у людей с аутизмом эта способность отсутствует, что приводит к нарушению развития воображения формирования коммуникативных и социальных навыков. Иметь теорию намерений, означает быть способным приписывать независимые ментальные состояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существует некоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формирование особого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях. Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний, намерений, знаний и т.д. других людей.

Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояние включает в себя спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.

lib.komarovskiy.net

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

www.krasotaimedicina.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation