Боязнь к одиночеств

Одиночество. Что делать? Преимущества и недостатки состояния одиночества.

Отрицательные стороны одиночества.

* Одиночество в равной степени негативно влияет на долголетие и мужчин, и женщин, так же, как и курение. Пока неясно, почему одиночество настолько губительно для здоровья. Но предполагается, что одинокие люди склонны вести менее здоровый образ жизни. Они больше пьют, потому что чаще встречаются с большими компаниями друзей; они пропускают приемы пищи, например, завтраки, и больше работают, потому что у них нет партнера, которому хотелось бы уделять больше времени. И у них нет «поверенного», которому можно было бы излить душу.

* Женатые пары, в отличие от одиноких людей, лучше питаются, и у них более комфортные условия дома. Дети в браке тоже находятся под воздействием стабилизирующего фактора, в то время как одинокие люди чаще идут на риск.

* Если ты замужем, то у тебя есть партнер, который поддерживает твою самооценку, партнер считает, что ты просто волшебный человек, и беспокоится о тебе, когда ты опаздываешь домой. Если твоя самооценка высока, то ты проявляешь больше интереса к себе и больше о себе заботишься. У тебя есть чувство ответственности за себя и своего партнера. Если появляются и вырастают дети, то ты несешь ответственность и за них, особенно если ты женщина.

Преимущества одиночества.

* Но главная цель уединения – побыть наедине с собой. Это лекарство от изнеможения, в котором часто нуждаются современные люди. Ещё в старину одиночество использовали и в целях предсказания, как способ прислушаться к внутреннему Я, чтобы попросить совета у своей интуиции или высших сил, которые невозможно расслышать в шуме и суете повседневной жизни. И тогда появляется возможность узнать себя – понять, что я – это часть бесконечной Природы. Как только человек становится лицом к лицу со своим одиночеством, принимает его, то оно меняет окраску, качество, вкус. Оно становиться единством. И тогда оно — не изоляция, оно – уединение. Изоляция несет в себе несчастье; уединение содержит в себе наполненность радостью и счастьем.

* В одиночестве есть красота и великолепие, позитивность; в чувстве, что тебе одиноко – бедность, негативность и мрачность. Ошо. Когда человек чувствует, что ему одиноко, то он думает, что ему кого-то не хватает – иными словами, что он изначально неполный, нецелый. Одиночество — это не значит, что человеку кого-то не хватает, это означает, что он нашел себя.

* В научном и деловом мире время, которое мы уделяем пребыванию наедине с собой, почему-то считается потраченным впустую, хотя на самом деле это время – самое плодотворное, помогает нам поддерживать внутреннюю жизнь. Ведь именно в состоянии одиночества душа поставляет идеи нашему воображению, и только потом мы их сортируем, чтобы решить, какие взять на вооружение, какие наиболее приемлемы и перспективны.

Преодоление одиночества.

* Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего, на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти. меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который, проснувшись, не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности. Паскаль.

* Если тщетные усилия поиска любви отнимают у вас кучу душевных сил, возможно, пора пересмотреть свой подход к поискам настоящей любви. Вот возможные ошибки в вашем поведении:

1. Если вы считаете, что недостойны любви, ее и не будет. Если постоянно твердить себе про свою злую долю и печать одиночества на лбу, это отношение начинает проявляться в каждом слове, в каждом жесте и поступке.

2. Постарайтесь перестать видеть в лицах противоположного пола врага.

3. Любовь – это не поводок. Даже самые счастливые пары нуждаются в пространстве для роста. Чем более динамичной жизнью они живут – в плане работы, увлечений, друзей – тем более интересными они становятся для своей второй половинки.

4. Старайтесь увидеть больше положительного в другом человеке. Когда люди, в которых вы попытаетесь увидеть много положительного, поймут, что кто-то считает их замечательными, они такими и станут! Просто надо помнить, что в душе каждого человека лежит сокровище. А поскольку душа — штука очень ранимая, никто это сокровище не показывает, откроется оно только тому, кто для души не представляет опасности. Можно постараться стать таким человеком.

* Вот что говорит об одиночестве, которое доставляет страдание, Мать Тереза: В нашем мире многие чувствуют себя одинокими. Вокруг нас всегда есть люди, но мы все равно одни. В чем причина? На самом деле нас изолирует от других людей наше собственное поведение. Мы не умеем открыться другим, не умеем любить, мы не можем сказать другим пару ободряющих или утешающих слов. Мы не можем давать, но всегда ждем, что другие дадут нам. А те, другие, часто бывают заняты, у них свои дела и заботы. Часто приходится слышать жалобы: «Никто не приходит со мной повидаться, никто меня не любит, никто мной не интересуется». Но почему именно всегда другие должны интересоваться вами, любить вас, в то время как вы не предпринимаете никаких действий? Если вы страдаете от одиночества, не оставайтесь пассивными. Вместо того, чтобы сидеть в углу, занимаясь самоедством и ожидая внимания от других, сделайте первый шаг сами, пойдите к людям. Нет никаких причин чувствовать себя одиноким, когда в мире есть любовь и свет. Забудьте о себе хотя бы ненадолго и сделайте что-то для других. Часто в нашем одиночестве виновато полученное нами воспитание. Родители часто говорят своим детям: «Не будь таким глупым, не делай всегда первым шаг навстречу, пусть другие придут к тебе». Конечно, другие придут к вам, если вы будете им полезны. Если вы булочник, к вам придут за хлебом. Надо быть способным что-то дать, чтобы к вам шли. Если же вам нечего дать людям, вы не привлечете их и останетесь в одиночестве. И не надо упрекать других, что они не идут к вам. Станьте нужным, и к вам придут! Посмотрите на распустившуюся розу. Она благоухает, и все тянутся к ней: и пчелы, и бабочки; все хотят вдохнуть ее аромат. И это потому, что она открылась. Почему же вы остаетесь закрытыми и не «благоухаете»?

Подходы к пониманию феномена одиночества.

Одиночество в неофрейдизме.

* Правомерно утверждение, что все разнообразие человеческого поведения или действий обусловлено самоочевидным фактом: все люди хотят быть счастливыми. Интересно было бы понять, что движет человеком, найти универсальный принцип, посредством которого мы сможем понять, почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть. Тем очевиднее становится тот факт, что для выработки нашего согласованного мнения о человеческой природе необходимо само по себе соотнесение с теорией человеческой мотивации. Столкнувшись с впечатляющим разнообразием интерпретаций личности, трудно сказать, можно ли предложить общий критерий сравнения, но попытаемся сделать это. Одним словом, искомый критерий — одиночество.

* Бен Миюскович считает, что после того, как человек удовлетворит свои наиболее насущные физиологические и биологические потребности — в воздухе, воде, пище — он стремится облегчить свое безнадежное одиночество. Дело в том, что все мы изначально стремимся к духовному общению, привязанности и дружбе, однако многим из нас, к сожалению, не удается этого достичь; и те, кого постигнет неудача, становятся фрустрированными экстравертами или сдавшимися интровертами; если же мы не можем наслаждаться обществом других людей и добиться их признания, мы обращаемся (что ненормально), к самим себе — что ж, в таком случае мы будем довольствоваться своим собственным обществом.

* В своем исследовании Бен Миюскович с самых различных точек зрения последовательно рассматривает одиночество, уединенность, изоляцию. И хотя понятие одиночества встречается во многих контекстах, употребляется с различными целями, само по себе оно остается неизменным по своей сущности.

* Так же как и внешне наблюдаемая физическая гравитация, одиночество оказывается той утонченной силой в психологической сфере, зачастую весьма коварной и вероломной, которая движет нами. Человек не только психологически одинок, но и метафизически изолирован. Не имеется в виду, что мы постоянно думаем или чувствуем, что мы постоянно, каждую минуту одиноки; мы действительно одиноки, но не всегда осознаем свое одиночество.

* Существует возможная и значимая противоположность одиночеству, а именно «общность», объединенная интересом (когда наше сознание направлено вовне — «экстра-рефлексия»), преследованием «цели» или удовольствием от близости друзей. Таким образом, одиночество в принципе верифицируемо, поскольку оно имеет свою осмысленную противоположность. Когда я нахожусь в обществе близкого друга и мы оба наслаждаемся общением, вполне очевидно, что я не одинок. Следовательно, всякий раз, когда мы испытываем истинное чувство дружбы, одиночество не осознается нами, хотя оно тем не менее служит как «структурное» (или «трансцендентное») условие возможности дружеских отношений.

* Любопытно, что до недавнего времени психологи сравнительно мало говорили об одиночестве. Фрейд, например, лишь слабо коснулся этого вопроса. Предлагаемый ниже отрывок — одно из немногих высказываний Фрейда, посвященное проблеме одиночества: Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Первая из них зачастую сохраняется на протяжении всей жизни; обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, который нянчит его,— скажем, его матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, тетя! Я боюсь!» — «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». Таким образом, ощущение, испытываемое в темноте, превращается в боязнь темноты.

* Более подробный анализ сущности чувства одиночества дан Анной Фрейд. Дети не боятся смерти, по крайней мере больше всего прочего, потому, что не понимают или не представляют себе, что может означать полное отсутствие сознания. Но темнота их пугает задолго до того, как они начинают понимать, что может последовать за смертью. Дети первоначально принимают свое бессмертие и вечность как нечто само собой разумеющееся. Но темнота ужасает их, ибо она символизирует одиночество. Следовательно, дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими.

* Мы не боимся смерти, мы боимся одиночества. Нас не пугает мысль, что наши чувства, наше сознание не будут существовать или функционировать. В противном случае каждый из нас боялся бы засыпать каждую ночь. Но мы не боимся этого. Как и дети, мы не боимся потери сознания, но боимся остаться одни, страшимся длительного состояния изоляции, которое часто символизирует одиночество в темноте (Дж. Конрад. Сердце тьмы). Что нас ужасает в смерти, так это возможность продолжения нашего сознания, но в полном одиночестве. Мы представляем самих себя как некое солипсистское сознание, обитающее в одиночестве в темной (или светлой — не имеет значения) вселенной, скитающееся по необитаемым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущающую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной — нашей души.

* «Мерцающие души уплывают прочь, они то ярче, то бледнее и угасают в проносящемся вихре. Одна погибла: крошечная душа, его душа. Она вспыхнула и погасла, забытая, погибшая. Конец: мрак, холод, пустота, ничто» (Дж. Джойс. Портрет художника в юности). Вот чего мы (каждый в отдельности) боимся; не милосердия предающего забвению небытия, не смерти — сократовской «ночи без сновидений»; скорее всего, мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа.

* Свет — это пространственный посредник «через» который, «посредством» которого или «в» котором мы можем убедиться, что не одиноки; темнота же, по контрасту, заключает нас во внутренней солипсистской данности. Стремление к общению с другим сознанием, наличие которого является взаимным подтверждением нашего собственного существования, становится не чем иным, как оборотной стороной потребности избежать одиночества. Эта потребность зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида. Когда ребенка лишают человеческой привязанности, наступает состояние, известное под названием маразма (Coleman, 1964), имеющее как физиологические, так и психологические симптомы проявления, сохраняющиеся на протяжении всей жизни больного. Это состояние возникает в результате отстранения ребенка от внешнего человеческого участия и человеческой отзывчивости или намеренного лишения его признания как существующего существа.

* Хотя Фрейд сравнительно редко высказывался по проблеме одиночества, он тем не менее предложил интригующую модель, с помощью которой можно подойти к рассмотрению одиночества и как чувства, и как теоретического конструкта. Из этого и проистекает мое убеждение, что любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным, глубинным чувством (или идентичной ему структурой) возможности уединения и одиночества.

* Как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. В своем недавно предпринятом исследовании одиночества Вейс [Weiss, 1973] рассматривает его, как если бы данный феномен был просто болезнью наподобие любой другой болезни. В связи с этим он заявляет: «Тяжкое одиночество оказывается столь же распространенным, как и простуда зимой». Если одиночество есть болезнь, то, следовательно, оно — неестественное состояние, то есть такое состояние, которого, к счастью, можно и избежать. И в самом деле, небольшое по объему исследование Вейса снабжено целым перечнем средств и снадобий, которыми могут себя пользовать сироты, старики, разведенные и прочие категории населения с тем, чтобы уменьшить и преодолеть приступы одиночества. В соответствии с этой моделью одиночество, очевидно, расценивается как почти что сугубо медицинская проблема. Так же как недоедание определяется недостатком пищи, так и одиночество рассматривается как недостаток приятельских отношений. Между тем одиночество предстает как более явное (грубое) искажение человеческого бытия, пронизывающее индивидуальное человеческое существование. Одиночество — не болезнь в медицинском или даже социологическом смысле слова.

* Скорее всего, оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции. Чувство голода, к примеру, само по себе — не болезнь; наоборот, это — физиологическое состояние, состояние конституции человека, проникающее в структуру его сознания.

* В своей блестящей статье с простым названием «Одиночество» Фрида Фромм-Рейхман отмечает, что ко времени написания данной работы в исследованиях по психологии практически не рассматривалось понятие патологического одиночества. Тот факт, что с появлением ее работы ситуация в этой области несколько улучшилась, достаточно ясно свидетельствует о несовершенстве психологии и социологии. И это не просто теоретическая близорукость или просчет, а своего рода методологическая трагедия. Трагедия не потому, что одиночество становится скрытой и трудно распознаваемой болезнью — вроде сифилиса, вызывающего общественное замешательство,— которая, будучи распознанной и диагностированной, поддается излечению. Мы никогда не «излечим» одиночество. Но, осмыслив его, мы сможем лучше понять человека, поскольку истина заключается в том, что человек по своей сути — и метафизически, и психологически — одинок. Сартр рассуждал о том, что мы осуждены быть свободными; но мы еще более непоправимо и безнадежно приговорены к полнейшей изоляции. Таким образом, несмотря на претензии психологии и социологии изучать человеческие состояния и социальную реальность, совершенно очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством.

* Но Фрида Фромм-Рейхман, конечно же, не виновата, когда она отрицает то, что называет «дезинтегрирующим одиночеством». «Стремление к взаимной близости,— отмечает Ф. Фромм-Рейхман,— сохраняется у каждого человека с детства и на протяжении всей жизни; и нет ни одного человека, который бы не боялся его потерять» [Fromm-Reichmann, 1959]. По ее мнению, парализующее переживание «настоящего одиночества имеет много общего с некоторыми другими настораживающими состояниями сознания, такими, как паника. Люди не могут переносить подобные состояния какой бы то ни было длительный период времени, не становясь психотиками. » [Fromm-Reichmann, 1959].

* Ф. Фромм-Рейхман соглашается с Людвигом Бинсвангером и Харри С. Салливаном в том, что «обнаженное существование», «обнаженный ужас» одиночества может быть еще более понуждающим стимулом, чем общепризнанные физиологические потребности человека: «Каждый, кто встречался с людьми, подавленными реальным одиночеством, понимает, почему люди в большей степени боятся остаться одинокими, чем голодными, или лишенными сна, или же сексуально неудовлетворенными. «.

* Первоначально сознание есть бессознательное, нерефлексивное отождествление индивидом себя со всеобщностью наличного бытия. Однако постепенно, в меру осознания того, что наши желания не всесильны, что мы конечны и ограничены, индивид приходит к принципу реальности. Он начинает делать различия между своим «Я» и «другим-Я» (гегелевский принцип отрицания). Это «здраво» и необходимо само по себе и ведет к «реалистическому» различию между: а) рефлексивным «Я»; б) неодушевленными объектами; в) другими «Я»; прежде всего между индивидом и его матерью. Но: «Если ребенок окружен только восхищением и любовью и ничего не узнает о внешнем мире, у него может развиться уверенность в своем величии и значительности, которая ведет к нарциссистической жизненной ориентации: убежденности в том, что жить — значит быть любимым и вызывать восхищение. Эта мания величия и нарциссистическая установка будет неприемлема для окружающих; они ответят на нее враждебностью и изоляцией нарциссистической личности.

* Образующаяся и глубоко укореняющаяся триада — нарциссизм, мания величия и враждебность — лежит, согласно Зилбургу, в основе всех трагедий одиночества» [Fromm-Reichmann, 1959].

* «Здравый рассудок» зависит от хитроумного баланса, от сохранения различия между своим «Я» и внешним миром, другими «Я». Нарушьте это хрупкое равновесие изоляцией индивида, и в результате получите озабоченность, которая, если ее усилить и продлить, завершится полной дезориентацией личности.

* «Будучи одиноки и изолированны от других, люди испытывают страх перед возможностью утратить свои границы, потерять способность различать субъективное «Я» и объективный окружающий мир» [Fromm-Reichmann, 1959]. Лучшим исследованием одиночества из уже имеющихся можно, наверное, считать сочинение Джеймса Ховарда «Клетка телесного цвета» (1975). Конечная метафизическая предпосылка выводов Ховарда, касающихся сущностного одиночества человека, основана на понимании человека как самосознающего существа, фактически единственного в животном царстве. Согласно Ховарду, мы замкнуты в оболочке крайней субъективности [Howard, 1975] Мы никогда не сможем полностью преодолеть подобную изоляцию, но сможем уменьшить ее. И мы стремимся к этому, объединяясь и разрывая данную оболочку. Мы пытаемся: а) «вобрать» в себя «другого» или б) «вырваться за пределы своей клетки и установить контакт с существом в другой клетке. Мы достигаем этого с помощью общения, прикосновением, самовыражением, трансценденцией или с помощью какой-либо другой формы (направленного вовне) действия» [Howard, 1975]. «В каждый данный момент времени мы функционируем между двумя основными полюсами полной всепоглощающей замкнутости нашего мира и абсолютного выхода из своих границ; мы лезем из кожи вон, выворачиваемся наизнанку, чтобы объединиться с тем, что находится за пределами нашего непосредственного знания». Сознание обладает двойной силой: оно может быть обращено вовне, быть «экстрарефлексивным», или же оно может быть обращено вовнутрь, как «интрорефлексивное», рефлексивно осознавать самое себя. Когда оно предстает в последнем качестве, оно уязвимо для чувства одиночества. С одной стороны, оно стремится вовне; с другой — сталкивается со своей трагической сущностью, своим «солипсистским» узилищем.

* Что касается способности проникновения в ситуации крайнего одиночества, то здесь социология остается далеко позади психологии. В «Одинокой толпе» Дэвид Рисмен и его единомышленники вроде Вейса сводят одиночество почти к болезни или по крайней мере к причудам в определенных социальных структурах. Они полагают, следовательно, что хотя интроверты, а еще больше экстраверты, зачастую испытывают острое чувство одиночества, это не относится к традиционным типам общества, где жизнь индивида организована прежде всего вокруг состоящей из многих поколений семьи, племени или общины; индивид в таком обществе находится в заданной, наделенной значениями социальной структуре, выработанной в контексте, соотнесенном с органическими основаниями общества или сообщества [Riesman, 1950]. Такой человек, по мнению Рисмена и его сторонников, не одинок и не покинут людьми. Некоторые замечания Эриха Фромма [Fromm, 1941] представляются более проницательными, чем вышеизложенные. В них мы опять находим уже встречавшиеся темы: потребность индивида соотноситься с внешним по отношению к нему миру столь же насущна, как и более часто признаваемые биологические стимулы; «чувство полного одиночества и изоляции ведет к умственным расстройствам так же, как физическое голодание ведет к смерти». Но Фромм добавляет ко всему этому и нечто новое. Моральное одиночество определяется, по Фромму, как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще. В этой связи Фромм отмечает, что монах в монастыре, верящий в Бога, или политический заключенный в камере, чувствующий поддержку и солидарность, не одиноки. Действительно, «религия и национализм, как и любая традиция, любое убеждение, какими бы абсурдными и унизительными они ни были, если только связывают индивида с другими людьми, становятся для человека убежищем, защитой от того, чего он больше всего страшится,— одиночества».

* Подобно Ховарду, Фромм прослеживает истоки чувства крайнего одиночества вплоть до «факта субъективного самосознания, навыка мышления, с помощью которого человек осознает себя как индивидуальное целое, отличное от природы других людей». Человек, однажды «достигнув уровня индивидуального самосознания и установив свое уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Но «так же, как ребенок никогда не может физически вернуться в материнскую утробу, взрослый человек никогда не может психологически обратить вспять процесс индивидуации». В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «Я» от аморфной «области» сознания, сформированной на стадии «океанического чувства», но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадежный путь назад к «абсолютному бытию» и единству или по крайней мере время от времени пытается это сделать. В этом смысле даже самые отчаянные анархисты и политические террористы вовлечены в борьбу за то, чтобы быть сопричастными чему-то более стабильному, чем собственное «я».

Одиночество в экзистенциальной психологии.

1. от себя (внутриличностное), человек убегает от какой-то части себя (напр. своих сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за «правильно» или «нужно» и не доверяет себе.

2. от других (межличностное), человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и в том числе неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.

3. от жизни (экзистенциальное), человек прячется в толпе от грусти и тоски от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания. У него могут быть сколь угодно хорошие отношения с членами семьи и собой. Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт – наше экзистенциальное одиночество. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот вопрос возникает перед нами, когда уходят из жизни близкие и важные для нас люди, и мы остаемся одни. Он врывается вихрем в нашу жизнь как после трагических событий. Часто после этого мы чувствуем страх и беспомощность перед чем-то более могущественным и иногда понимаем, что в жизни нет ничего постоянного, всегда соответствующего нашим ожиданиям. И если мы пойдем дальше, то можем увидеть, что мы весьма ограниченно можем влиять на ход нашей жизни, поскольку должны в одиночку стоять перед силами природы и обществом.

* На первый взгляд ситуация кажется безысходной. Может возникнуть ощущение, что любые отношения не имеют смысла и мы обречены влачить печальное и жалкое существование отшельников, бредущих по одинокой пустыни. Однако если посмотреть глубже возникающего в начале страха и беспокойства, то не все кажется таким тупиковым. Попробуем разобраться. Начнем с того, что такое экзистенциальное одиночество. Если обобщить идеи философов и психологов этого направления, то можно сказать что они рассматривают человека как творца собственной жизни, встречающегося с вечными вопросами существования (смерти, свободы, ответственности, одиночества), ищущего смысл своей жизни и являющегося большим, чем сумма его составляющих (характер, темперамент и т.п.) Экзистенциалисты также говорят о данностях бытия, одной из которых и является одиночество. Какими бы ни были удовлетворительными отношения с другими людьми и с собой, человек все равно остается изолированным.

* Принимая ответственность за свою жизнь, к нам приходит понимание, что только мы сами, а не кто-то другой, являемся творцом ее. Это осознание приводит к сильному переживанию одиночества — ведь никому и ничему нет дела (по большому-то счету) до моей жизни?! Философ М. Хайдеггер говорил об этом как о вброшенности в мир, в который нас поместили без нашего согласия. И хотя мы сами творим свою жизнь, она все-таки ограничена тем, что мы делаем это в одиночку. Все, что есть у человека это мужественное принятие на себя частичного груза экзистенциального одиночества и стоическое проживание его.

* Еще одним, наиболее распространенным и мощным способом ограждения себя от экзистенциального одиночества являются отношения. Несмотря на то, что не существует отношений, которые смогли бы уничтожить изоляцию, великие отношения, по словам мыслителя М. Бубера, могут пробить брешь в барьерах одиночества, смягчить его суровый закон и перебросить мост от одного самостоятельного существа к другому. Об этом же пишет и Ялом: мы плывем в темном океане Жизни одинокими в своей лодке. Однако нас приободряет то, что мы видим свет таких же плывущих рядом лодок.

* Мысль о том, что признание собственного одиночества и наличие способности стойко его встретить позволяют человеку строить поистине человеческие отношения, основанные на любви, понимании и доверии, встречается как в философской, так и психологической литературе. Может возникнуть вопрос «а на основе чего же еще можно строить близкие отношения, кроме как не на любви и понимании?»

* В обществе есть тенденции к обезличиванию человека. В потоке новостей и информации, потоке развлечений, потоке изучения науками о человеке своего объекта (и неизбежного упрощения, необходимого для научной работы), в ритме мегаполисов, мы забываем о том, что перед ним такой же, как и я сам, живой человек.

* М. Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи — это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» — он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно». В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).

* Основной способ переживания «Я-Ты» отношений — диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».

Одиночество в гуманистической психологии.

* Э. Фромм, в одной из своих блестящих работ «Искусство любви», также затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не являются достаточными для этого преодоления — они были лишь частичными ответами. Полный же ответ – это достижение единения с другим человеком в любви.

* Фромм отличал «симбиотическое слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть союз при условии сохранения индивидуальности, где двое становятся одним и все же остаются двумя. Об этом же пишут и некоторые другие авторы. О. Ранк говоря о росте человека, пишет о нем как о процессе отделения. Наша жизнь начинается как слияние яйцеклетки и сперматозоидов, продолжается как физическая связь с организмом матери через пуповину и развивается дальше как эмоциональная зависимость от родителей. Вырастая, человек начинает все больше полагаться на себя, отделяет себя от других и становится независимым. Однако платой за это отделение является одиночество. Понимая это, многие выбирают оставаться незрелыми, зависящими от отношений с родителями или находят им замену в супруге. Таким образом, стремящийся к росту человек, находясь в отношениях, должен решать две задачи: научиться быть с другим человеком, не сливаясь с ним, и не сводить другого до средства, спасающего от одиночества.

* Человек способен любить, только если свободен от ряда ограничений. Для Фромма они состоят в следующем. Мы часто воспринимаем мир и людей в нем с точки зрения их полезности или опасности для нас и не замечаем их ценности в независимости от того, что они нам дают. С другой стороны, на способность любить оказывает влияние социальное окружение и взгляды родителей, впитанные нами с детства. Это отчетливо видно в некоторых случаях, где браки совершаются не на небесах, а на семейных советах. Любовь — это активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; участии, а не увлечении. Для зрелой любви также характерны забота, отзывчивость и уважение.

* Таким образом, внутреннее состояние и постоянное развитие самого любящего является важным условием построения зрелых, свободных от нужды отношений. Вот некоторые внутренние качества, способствующие этому: вера в себя;

постоянная активность (здесь важно различать внешнюю суету и внутреннюю деятельность, в которой любящий находится в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку);

осознанное отношение к себе и жизни (что достигается постоянным самоисследованием и внимательным отношением к тому, что происходит в жизни);

избегание внутренней лени (напр. в форме откладывания чего-то на потом, или пустого времяпровождения);

творческое, созидательное отношение к жизни;

смелость считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также смелость делать эти ценности важнее безопасности, спокойствия или привычного образа жизни;

бескорыстное отношение к другому: не искать и не ждать от него похвалы, восхищения, власти, сексуальной разрядки и проч.;

«любовное» отношение ко всему: любовь не как особенное отношение к какому-то одному человеку, а как жизненная позиция.

* Принятию факта «неисправимости» экзистенциальной изоляции и сильных переживаний, связанных с этим, помогает внутренняя сила, ощущение собственной ценности и твердое знание себя. Если же это не удается, то мы начинаем различными обходными путями искать безопасности. Чаще всего это происходит через отношения, в которых другой человек используется для «спасения» от одиночества и удовлетворения каких-либо потребностей.

* Другой способ ухода, связан с потерей себя через погружение в другого человека, работу, занятие, социальную или религиозную структуру (партию, секту, неформальное объединение и проч.) Сюда же можно отнести страх отличаться от других – быть подобным остальным в одежде, поведении, ценностях и т.п. Однако это не только не «спасает», но и делает жизнь такого человека несчастной. Он не только жертвует собой ради зыбкого ощущения ложного единства с кем-то или чем-то. Он еще и не понимает, что находится в тяжелом положении, поскольку он выбрал потерять себя. Узнать о том, что еще есть полезного и интересного на данном сайте, можно по ссылке: Самое интересное на сайте

heatpsy.narod.ru

Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимают, что одиночество это не приговор, и многое, если есть желание изменить ситуацию, зависит от них самих. Например, обрести друзей или своего родного человека, который скрасит будни и разделит дни в радости. Вместе с тем, данный страх может сковывать волю ажно самых общительных личностей, окруженных значительным количеством людей. И тогда у индивида возникают мысли, что нужно с этим что-то делать. Но вот что?

Страх одиночества является одной из самых распространенных и тяжелых фобий в наше время, которая тянет за собой целый ряд проблем, включая психоэмоциональные зависимости, психосоматические болезни, панические атаки. Нередко страх перед одиночеством толкает человека туда, где он вообще не хотел оказаться.

Данная боязнь является большой проблемой, как для жителей современных мегаполисов, так и маленьких городов. Парадоксально, но настоящими Робинзонами Крузо чаще всего себя ощущают жители многоэтажных домов, несмотря на то, что они имеют доступ к телевизору и интернету, каждый день в транспорте или на улицах соприкасаются с большим количеством людей. Почему так происходит? Всему виной потеря эмоционального контакта с другими индивидами, а также отдаление друг от друга (близких родственников, друзей, коллег). В обществе принято считать, что страх одиночества гораздо чаще испытывают женщины, чем мужчины. Это не всегда так, поскольку мужчины о своих боязнях предпочитают не говорить из-за желания сохранить свою мужественность.

Патологический страх одиночества – относится к одной из форм психического расстройства, именуемой аутофобия. Индивид, страдающий данной фобией, боится оставаться наедине с собой, испытывает дискомфорт и неприятное ощущение, что он никому не нужен. К этому виду страха относится боязнь безбрачия, когда индивиды опасаются, что не смогут жениться или выйти замуж.

Причины страха одиночества

Как и большинство других страхов, причины данной фобии спрятаны глубоко в подсознании человека и сокрыты от него, поэтому избавиться от этой боязни очень сложно, поскольку, не понимая причин, невозможно решить эту проблему.

Зачастую причины страха одиночества кроются далеко в детстве. Дети, которые испытывают недостаток внимания, и те, к которым предъявляются завышенные требования, оставшись наедине, начинают испытывать страх. Это чувство с возрастом обостряется и проявляется более часто. В основе этой боязни лежит боязнь ответственности.

Симптомы страха одиночества включают следующее: человек не может пребывать наедине с собой, испытывает внутреннее беспокойство, дискомфорт, скуку, пытается найти себе все время занятие, но не способен на нем сосредоточиться.

Страх одиночества может развиться также совершенно неожиданно после внезапной потери близкого человека. В таких ситуациях данное расстройство и возникает, развивается повышенная тревожность и панические атаки.

Психологи относят данную фобию к возвращению индивида на раннюю стадию развития, а в отдельных случаях в основе страха одиночества кроется боязнь неизвестности и будущего, а также боязнь старости. Именно пожилые, одинокие люди, у которых нет друзей, семьи и знакомых боятся провести в одиночестве остаток жизни. Следующей причиной данной фобии может выступить сумасшедший ритм жизни в большом городе, нехватка времени и постоянная занятость. И как только спокойнее становится жизнь, человек начинает испытывать дискомфорт: ему тяжело оставаться одному, возникает навязчивая боязнь собственной ненужности, ему начинает казаться, что все о нем забыли. По этой причине, если человек теряет друга, супругу или супруга, то он старается не быть один, а сразу найти кого-то. В тяжелых случаях встречаются попытки суицида, когда человек на основании того, что он одинок и никому не нужен, приходит к решению уйти из жизни.

Как избавиться от страха одиночества

Чувство одиночество – является обязательной и неотъемлемой частью человеческой жизни. На свете не существует ни одного индивида, которому было бы не знакомо это ощущение. Как бы человек не хотел, но он не сможет не в настоящем и не в будущем полностью избежать одиночества.

Преодолеть страх одиночества поможет углубление в понимание психики индивида, а вернее в его подсознание, где формируются фобии. Ощущение одиночества – это отражение внутреннего состояния человека. Чем меньше человек способен реализовать личные желания в эмоциональном контакте с другими индивидами, тем больше ощущает себя одиноким. И, наоборот, если человек может соприкасаться эмоционально с другими людьми, испытывать сострадание, эмпатию, любовь, тем меньше он страдает от данной фобии.

Индивид, который по-настоящему любит и способен отдавать любовь, а не просто принимать это чувство, никогда не испытывает данной фобии. Эффективным избавлением от этой боязни является выход в люди и общение с ними, включая их понимание, сопереживание и сочувствие. Поэтому прекрасным профилактическим эффектом для человека против данной фобии является понимание психики другого индивида, а также проникновение в его душевное состояние.

Только открываясь миру и входя в эмоциональную связь с другими индивидами, раскрывая для себя внутренний мир других личностей, человек начинает притягивать к себе новых индивидов, которые с радостью начнут с ним общаться. Сегодня людей везде огромное множество и способов контактирования с ними тоже не мало. Технологии интернета дают возможность общаться с кем угодно, даже не выходя из дома. Каждый из индивидов, независимо от образования, возраста, места жительства, может иметь множество знакомых по всему миру. Для этого стоит только изменить себя и настроиться на эмоциональный контакт с людьми.

Страх одиночества у женщин. Зачастую причина одиночества у женщин кроется в том, что в юные годы представительница прекрасного пола имела низкую самооценку относительно своей внешности, поскольку неоднократно в свой адрес слышала насмешки, вследствие чего развился комплекс неполноценности. Затем она не могла уже здраво оценить свой внешний вид и стала неуверенной в себе личностью, что напрямую поспособствовало закреплению за ней статуса одинокой дамы, поскольку практически никогда девушка к себе не подпускала молодых людей. Нередко причины одиночества кроются также в переоценке своей красоты. В таких случаях девушка просто не подпускает к себе представителей противоположного пола из-за того, что они не достойны ее. Нередко такая дама грациозна и высокомерна, она всегда не замечает поклонников, вьющихся возле нее. «Перебирая» постоянно молодыми людьми, она в итоге остается одна, но в глубине души желает избавиться от гнетущего состояния одиночества.

Для избавления страха рекомендуются различные способы релаксации, назначаются психотерапевтами успокоительные средства. Эффективны умышленно создаваемые ситуации, в которых личность на какое-то время пребывает сама. Таким образом, у женщины возникает возможность самостоятельно побороть страх одиночества и справиться с паникой.

Страх одиночества способен сильно усложнить жизнь, но при условии сотрудничества с психологом, можно избавиться от состояния, которое мешает жить.

psihomed.com

13 самых необычных фобий

От боязни клоунов до боязни желтого цвета — существует масса необычных фобий, которые портят жизнь тысячам тех, кто ими страдает

1. Ксантофобия – боязнь желтого цвета

Люди, страдающие ксантофобией, могут бояться любых желтых объектов, в том числе солнца, нарциссов и желтой краски. В своей самой агрессивной форме ксантофобия может проявляться в боязни даже самого слова «желтый».

2. Турофобия — боязнь сыра

У людей, страдающих турофобией, сыр, как правило, ассоциируется с какими-либо травматическими воспоминаниями. И неважно, что это за сыр – моцарелла или чеддер – турофобы часто убегают сломя голову при виде даже самого маленького кусочка сыра. Одни боятся сыра определенного сорта, другие – сыра вообще.

3. Сомнифобия – боязнь уснуть

Сомнифобия выражается в иррациональной и чрезвычайно сильной боязни уснуть. Сомнифобы боятся уснуть, потому что сон у них ассоциируется со смертью. Эта фобия может также возникнуть из боязни потерять контроль над собой во сне или из-за частых ночных кошмаров. Сомнифобы могут также бояться во время сна потерять много времени зря.

4. Коулрофобия – боязнь клоунов

В наше время коурофобия – это довольно распространенное явление. Согласно данным множества исследований, ей страдают в основном дети. Образ «страшного клоуна» часто появляется в массовой культуре – вспомните, к примеру, Джокера в комиксах и фильмах о Бэтмене. Коулрофобией страдают даже некоторые известные люди, в том числе Джонни Депп и Дэниел Рэдклифф. Вот что говорит Депп о своей боязни клоунов: «Из-за их раскрашенных лиц невозможно понять, что у них на уме — счастливы ли они или они собираются откусить вам лицо».

5. Хилофобия — боязнь деревьев

Хилофобия – это иррациональный страх перед деревьями или лесом. Он часто появляется после того, как ребенок посмотрит фильм или услышит сказку, в которой лес страшный, а деревья – злые. Многим хилофобам так и не удается с возрастом перерасти свой страх, и любая прогулка по парку вызывает у них сильную тревогу. Некоторые из них испытывают невыносимую тревогу просто при мысли о лесе.

6. Омфалофобия – боязнь пупков

Омфалофобия – это боязнь пупков. Люди, страдающие этой фобией, боятся, когда кто-то прикасается к их пупку, и боятся сами прикасаться к чужим пупкам. Возникновение этого страха часто связано с тем, что пупки, как правило, ассоциируются с пуповиной и материнской утробой. Иногда омфалофобы боятся смотреть и даже думать о пупках.

7. Номофобия – боязнь остаться без мобильной связи

Свое название эта боязнь остаться без мобильной связи получила пять лет назад, когда ученые обнаружили эту фобию. По данным новых исследований, этой фобией страдают более половины жителей Соединенного Королевства. Люди боятся попасть в зону, где нет сигнала, боятся, что батарейка их телефона сядет – иногда их охватывает тревога, если телефон находится вне поля зрения.

8. Омброфобия – боязнь дождя

Омброфобы боятся дождя, что может привести к развитию серьезной панической атаки. Считается, что боязнь дождя может сформироваться по нескольким причинам, в том числе потому что детям часто запрещают выходить на улицу в дождь, добавляя, что они могут заболеть. Кроме того, дождь часто ассоциируется с депрессией.

9. Папафобия – боязнь папы римского

Боязнь папы римского или папского престола — довольно редкое явление. Она тесно связана с иерофобией (страхом по отношению к священнослужителям или предметам религиозного назначения). Она также связана с агиофобией – чрезмерным и иррациональным страхом или неприязнью по отношению к святым или священным реликвиям. Этот страх, как правило, возникает в результате травмы, связанной с папой.

10. Уранофобия – боязнь неба

Люди, страдающие уранофобией, боятся неба и загробной жизни. Такой страх часто возникает у верующих людей, которые боятся божьего суда.

11. Погонофобия – боязнь бород

Термин «погонофобия» используется с 1850-х годов и означает боязнь бород. Недавно ведущий Джереми Паксман (Jeremy Paxman) обвинил ВВС в погонофобии после того, как его раскритиковали за появление на программе Newsnight с бородой.

12. Трипофобия – боязнь отверстий

Люди, страдающие трипофобией, боятся кластерных отверстий, то есть предметов с множеством маленьких отверстий. Пока эту разновидность страхов не включили в официальный список фобий, хотя ей, по некоторым данным, страдают тысячи людей. Согласно результатам исследований, у людей, страдающих трипофобией, отверстия ассоциируются с опасностью. Трипофобы боятся таких предметов, как медовые соты, губки или растения, имеющие множество маленьких отверстий. Симптомами трипофобии могут стать тошнота, зуд и даже панические атаки.

13. Трискаидекафобия – боязнь числа 13

Многие люди верят в приметы, связанные с числом 13, однако далеко не все из них страдают трискаидекафобией. Этот страх тесно связан с боязнью пятницы 13. Люди, страдающие этой фобией, старательно избегают вещей и занятий, связанным с числом 13.

inosmi.ru

На Ваши вопросы отвечает юрист Сергей.

К людям с эпилепсией существует особое отношение работодателей, боязнь несчастных случаев, прогулов, неспособности выполнять работу в полной мере. Человеку с эпилепсией часто могут отказать в приеме на работу, если будут знать его диагноз.

Но все мы знаем, что основная масса людей с эпи-абсолютно нормальные и адекватные люди и может справиться с работой ничуть не хуже, чем здоровый человек. Чаще проблемы возникают в связи с водительским удостоверением, рабочим местом и частными страхованиями.

Что делать, если возникают трудности?

В соответствии с ч1, ст 37 Конституции РФ «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.» , а ч3 той же статьи гласит «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.»

Отказ в приеме на работу, в случае положительного мед. заключения, будет АБСЛЮТНО НЕПРАВОМЕРЕН! Могу посоветовать действовать в соответствии с нормами Трудового законодательства РФ.

По ст. 3 ТК РФ «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.»

В соответствии со ст. 22 ТК РФ «Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда», «осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами», «возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях»

Статья 32 ТК РФ «Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.»

Если будут проблемы при трудоустройстве, советую обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (таковая есть в подавляющем большинстве регионов), прокуратуру или в суд.

Просто, многие работодатели, узнав о таком заболевании, опасаются, что приступы могут быть ГЛУБОКИМИ или ЧАСТЫМИ. И чтобы не затрачивать средства на страхование, не быть в напряжении постоянно, отказывают. Но проявление заболевание (при том ЛЮБОГО) может быть РАЗНЫМ. Однако, их это МАЛО волнует…

Индивидуальный предприниматель, я думаю, тем более, не станет брать такого человека. Ибо ему (И П) нужна ПРИБЫЛЬ. Прибыль нередко ЦЕНОЙ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА.

Касаемо медицинского страхования ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ, а именно, п2.ч2 ст 17 данного ФЗ гласит , что страхователь обязан «своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.» В случае нарушения законодательства, страхователь должен нести ответственность в установленном Законом порядке. Обращайтесь опять- таки в Федеральную службу по труду и занятости, прокуратуру, или же в суд с соответствующими требованиями об устранении проблем со страхованием.

Что касается вождения автомобиля, здесь ОДНОЗНАЧНО могу сказать: это ПРОТИВОПОКАЗАНО! Это станет возможны после 2-х ЛЕТ ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ приступов! И при положительном заключении мед. Комиссии и получении водительских прав.

«Здравствуйте, я устраивалась на многие работы и везде мне говорили:»Нам эпилептики не нужны!», или уклончивый, что нет вакансий, а через некоторое время принимали другого человека и место сразу находилось. Я говорила честно, что приступы у меня бывают, но редко. Имеет ли право работодатель не принимать на работу человека если у него эпилепсия? Инвалидности у меня нет».

Вообще- то, не имеет, т.к согласно С ч.1 ст. 37 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.» Однако, если согласно мед. заключению, заболевание препятствует выполнению своих обязанностей, то работодатель МОЖЕТ отказать в приеме на работу. Допустим, на работу во вредных и опасных условиях, где рабочая деятельность может вызвать приступы. (работа с огнем, на высоте, служба в правоохранительных органах и т д). Если Вы считаете, что отказ НЕОБОСНОВАН, то можете обратиться в суд, поскольку согласно ст. 3 ТК РФ «Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.», а по Конституции РФ, а именно, ч.1 ст 46 КРФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.» В том числе и право на труд.

«В этом году поступил в университет. Учился на отлично. Когда у меня в институте случился приступ, декан сказал : » Скорее всего, ты с учебой справляться не будешь !» После второго приступа потребовал справку от врачей на разрешение учёбы «Врач справку написал и дал добро .После третьего приступа декан мне сказал»Я не хочу что бы ты здесь учился со своим диагнозом!» Инвалидность получать не хочу. Приступы раз в 8 месяцев. Как можно защитить права в таком случае»?

Защитить права можно сославшись на Конституцию РФ , ФЗ «»Об образовании»», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Советую Вам для начала написать заявление ректору ВУЗа, где все подробно изложить. Само заявление отксерокопируйте, а копию оставьте у себя. Заявление отдайте секретарю, чтобы оно было зарегистрировано и принято. Так же, попросите секретаря расписаться на копии заявления, во избежание различных недоразумений. (потерялось, не приносили и т д)

На данное заявление должен быть дан ОФИЦИАЛЬНЫЙ ответ. Если он Вас не устроит, тогда обращайтесь в Министерство образования, приложив заявление и ответ ректора ВУЗа, а если его не будет, написать, что руководство ВУЗа Ваше заявление проигнорировало.

Согласно п1. ст.43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование.»

Согласно ч1, ст 2 Федерального закона «Об образовании» Один из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…»

В соответствии с п. 19, ч 2, ст. 32 Федерального закона «Об образовании» от от 10 июля 1992 г. «К компетенции образовательного учреждения относятся:

«создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;»

Пункты 1,3,4 ч3 ст. 32 данного ФЗ соответственно гласят: «Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: п1- «невыполнение функций, отнесенных к его компетенции». А охрана здоровья, безопасность жизни учащегося относится ИМЕННО К КОМПЕТЕНЦИИ ВУЗа. П3- «жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;» П4- «нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;»

Так что, сказанное деканом является ПРЯМЫМ нарушением Законодательства РФ!

Ч4, ст. 51 ФЗ «Об образовании» гласит: 4. ВУЗ обязан обеспечить «Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.»

Советую Вам, как я написал ранее, сперва ПИСЬМЕННО обратиться к декану, затем к ректору ВУЗа, потом в Министерство образования, прокуратуру и в суд, так как Ваши права нарушены ОЧЕНЬ СИЛЬНО. Думаю, реакция прокуратуры должна быть (например, представление), а судебное решение должно быть в вашу пользу!

«Закреплено ли в законодательстве РФ освобождение от армии по причине эпилепсии. Приступы раз в 2-3 года».

Закреплено. Нужно сначала пройти экспертизу. Согласно «Приложению к Положению о военно — врачебной экспертизе (расписанию болезней)» при единичных и редких (судорожных и бессудорожных) эпилептических припадках без психических нарушений вне припадка, человек подпадает под категорию «В», т.е- «ограниченно годен к военной службе». Категория годности «В» – «ограниченно годен к военной службе» означает, что у гражданина есть заболевание с незначительными или умеренными нарушениями функций и в соответствии с п. “а” ч. 1.ст. 23 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” он должен быть освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Так что наличие такого заболевание, зафиксированное и задокументированное в установленном Законом порядке, ЯВЛЯЕТСЯ основанием для освобождения от прохождения военной службы.

Но лично Я бы, если бы у меня заболевания не было, и меня признали годным, то я бы уклоняться не стал… Я живу по принципу «Не уходить, а ПРОХОДИТЬ». И Вам советую того же.

«Необходимо ли сообщать работодателю об эпилепсии при приеме на работу» ?

В Законодательстве РФ и Международных нормативно- правовых актах по этому поводу нет никаких предписаний. Так что сослаться здесь не на что. Но, как ЛИЧНО МНЕ кажется, НУЖНО проинформировать своего работодателя о своем заболевании, если оно затрагивает вашу способность к выполнению работы или общую безопасность на рабочем месте — ведь в случае трудоустройства сотрудник, страдающий эпилепсией, находится под защитой трудового страхования.

В том случае, если на работе часты случаи приступов эпилепсии, то было бы неплохой идей рассказать сослуживцам, что следует делать в случае приступа.

Ведь все тайное КОГДА-ТО становится ЯВНЫМ! Представьте СЕБЯ, наблюдающим (ей) за приступом и не знающим (ей) КАК ПОМОЧЬ НА МЕСТЕ!

А если Вы во время испытательного срока, или с первых дней работы зарекомендуете себя с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны своими деловыми качествами, то я думаю, работодатель будет ДОРОЖИТЬ Вами!

Когда я от Центра Занятости Населения временно работал в районном архиве, заведующая ко мне относилась очень хорошо, зная, что у меня приступы. Потом как- то, один на один сказала:(запомнил дословно) «Я отношусь к тебе КАК К СВОЕМУ СЫНУ». Общаемся и поныне…

Так что выводы делать и решать ТОЛЬКО ВАМ!

«Имеют ли какие-нибудь льготы пациенты с эпилепсией, вне зависимости от того, есть у них инвалидность, или нет».

Что тут можно сказать ?

Если у человека есть инвалидность, то на него распространяется действие ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там четко прописаны, какие льготы имеют инвалиды. Если же инвалидности у человека нет, то данный гражданин может получить в льготном порядке только лекарства, предназначенные для лечения заболевания. (Пример- при эпилепсии, человек может в льготном порядке получить «Фенобарбитал», «Реланиум» и т д). Данные лекарства получаются за счет местного бюджета.

Бесплатно можно получить только те препараты, что вошли в утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Перечень лекарственных средств. С ним можно ознакомиться в поликлинике или аптеке.

Если лекарство не входит в Перечень, а больному оно очень необходимо, то в этом случае врач может его назначить по согласованию с клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения.

Страдаю эпилепсией, не на инвалидности. В течении последнего времени часто отказываются в аптеке выдавать положенные бесплатные лекарства, а участковый врач отказывается их выписывать, хотя все мед. документы, подтверждающие диагноз и назначение препаратов, есть. Говорят, что лекарства нет в наличии. Как действовать в данном случае?

Согласно Конституции РФ, а именно, ст 41, ч 1 «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Ч 3 той же статьи прямо указывает, что «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Могу Вам посоветовать для начала обраться к Главному врачу с письменным заявлением, изложив всю суть проблемы. Пусть это обращение зафиксируют, ибо потом Вам не смогут сказать, что Вашего обращения не было.

В случае затягивания ответа на Ваше обращение, или игнорирования, если Вам лекарства по- прежнему выдавать не будут, обращайтесь в прокуратуру, ибо, в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992, а именно, ч1 ст. 26 данного ФЗ, «Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти…»

Сюда входит и право на получение мед. помощи и право на льготное получение лекарств.

Прокурор обязан в соответствии со ст. 27 данного ФЗ, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.

Сперва обратитесь к главному врачу. Ну, а если не поможет- тогда напишите заявление в прокуратуру.

Скоро праздник Крещение Господне (Святое Богоявление).

Это мое стихотворение посвящаю всем Вам. Будьте здоровы!

Богоявление. Крещеье господне!

праздник большой великий и лавный!

Давным давно в днепровских водах

Русь наша сталаа православной!

В этот праздник освящают воду,

Набирают домой святой водицы.

А главное- многие в прорубь ныряют

Чтобы чище и сильнее становиться!

Окунулся три раза- прямо благодать!

Грехи с себя смыл- душа прямо рада!

Нет! это словами не объяснить!

Самому непосредственно окунуться надо!

Даже когда сильный мороз

А крещенские морозы такие и бывают.

Люди не только дома не сидят,

Но и искупнуться идут и прибывают!

Светлый это праздник на Руси!

Его отмечают каждый год регулярно!

Вся россия:от Черноморья и кубани

До северных широт полярных!

Русь моя! Ты приняла обряд крещенья!

Сколько пришлось тебе пережить!

Наверное Христианская вера и бог

Нам помогают бороться и жить!

Крымский филиал бюро переводов «Апрель» выполняет оперативный перевод паспорта с украинского на русский (бюро находится в Симферополе).

epilepsy.su

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation