Центр заикания детей

Центр коррекции заикания "Арлилия" (Москва)

Общение с представителями и авторами методик.

Речевой экзамен 14 января 2018 года

Из жизни арлилиевцев

Отзыв о Лизе В. — выпускнице Тамбовского филиала

Лиза — выпускница Тамбовского филиала "Арлилии" (логопед Иржанова Юлия Валерьевна).

C проблемой заикания мы столкнулись когда моей дочери было 6 лет. Сначала запинки были незначительными, я просила ее говорить медленнее. Через некоторое время ситуация ухудшилась, было видно, что заикание прогрессирует и мы обратились к неврологу. Лечение не дало ожидаемого результата, хотя были периоды улучшения, когда запинок в речи было мало. Заикание не мешало ей жить и общаться со сверстниками, но я понимала, что эту проблему нужно решать. После лечения у невролога нам рекомендовали занятия с логопедом. Найти специалиста, который бы нам помог, было сложно, т.к. логопеды не хотели заниматься этой проблемой. Однажды мне в руки попал рекламный буклет семейного клуба «Солнечный ветер», в котором была информация о том, что там есть филиал речевого центра «Арлилия», где занимаются лечением заикания. Так мы познакомились с нашим логопедом Юлией Валерьевной Иржановой. Она пригласила нас на консультацию, после которой у меня пришло понимание того, что можно решить эту проблему раз и навсегда.

Все мои родственники были против этой методики лечения, считая, что заикание «пройдет само». Но я, для себя уже все решила и лишь попросила их не мешать мне. Основной курс прошел без особых проблем, период молчания это действительно самое легкое в этой методике. Нас научили говорить по новым правилам, речь была очень медленная, спокойная. Но мне на тот момент казалось это нормальным, главное, что нет запинок. Начались функциональные тренировки. Первое время действительно было тяжело заставить себя подойти к незнакомым людям и просить их послушать моего ребенка. Но когда понимаешь, для чего ты это делаешь, страх исчезает. Реакция людей была разной, в основном нам попадались добрые и отзывчивые люди, они желали нам успехов.

В школе Лиза соблюдала все речевые правила. Учитель с пониманием отнеслась к нашей проблеме и предварительно подготовила класс к тому, что у Лизы будет необычная речь. Можно сказать, что Лиза стала самым популярным ребенком в классе, у нее появилось много друзей. Она была активной на уроках, вела обычную школьную жизнь. Мы соблюдали все рекомендации логопеда, для этого нам пришлось во многом перестроить свою жизнь для того, чтобы Лизе и мне было удобно заниматься и тренироваться. На тот момент у меня на руках была 7-месячная дочка и помощи ждать было не от кого. Конечно было тяжело, но дорогу осилит идущий. Спустя некоторое время к функциональным тренировкам добавили телефонные звонки по незнакомым номерам и публичные выступления.

На данный момент мы закончили курс лечения. Речь у дочери отличная, мне очень приятно её слушать!

Сейчас, вспоминая весь наш пройденный путь, хочу сказать всем сомневающимся родителям, что несмотря на сложность методики, она дает отличный результат. Главное — это соблюдать все рекомендации логопеда и ежедневно добросовестно выполнять домашние задания. Поверьте, нет ничего приятней слушать, как хорошо и чисто говорит твой ребенок!

На данный момент моя младшая дочь начала говорить свои первые слова, Лиза с удовольствием учит ее разговаривать. Я и моя семья очень счастливы, мы гордимся нашей дочерью! Огромное спасибо хочется выразить автору методики Лилии Зиновьевне Арутюнян и, конечно, нашему логопеду Юлии Валерьевне. Вы подарили нам новую речь, низкий Вам поклон!

www.stuttering.su

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.

Я к тому, что говорить, как innuendo при разговоре с девушкой — не будешь же так говорить всю жизнь.

Почитай ветку про методику Арутюнян. Больше сказать мне нечего.

Люблю гороховый суп.

Как говорил первые два месяца?

А судя по тому, что Я вижу на форуме и на речевых экзаменах — далеко не все получают 100% свободную речь навсегда, а если человек её не получает, то такая цена явно не оправдана. Значительно улучшить речь и научиться её восстанавливать, когда она ухудшается — это можно и по другим методикам (Лохов, Некрасова) за совсем другие деньги, более краткие сроки и с меньшими усилиями.

Лиана, я не стал бы так рубить с плеча по методике Соловьевой. Сама Татьяна — опытный психотерапевт и ее задача на курсах — именно создать новую личность, для которой здоровая речевая система — норма.

Как можно создать новую речевую систему, если человек, выходя из кабинета логопеда на следующий день снова вынужден идти на работу? Ведь там всё всколыхнется заново, и он не сможет справиться с речью, а если и справится — это уже не будет здоровая речь, а будет борьба с заиканием. То есть о здоровой речевой системе речь не идёт. С этим связаны и жуткие воспоминания Санчо о том периоде лечения. Я во время лечения у Лохова испытывала от своей речи только полный кайф, потому что она была здоровой, хоть и необычной. То же самое испытывают те, кто лечится у Арутюнян.

Как можно создать новую речевую систему, если человек, выходя из кабинета логопеда на следующий день снова вынужден идти на работу? Ведь там всё всколыхнется заново, и он не сможет справиться с речью, а если и справится — это уже не будет здоровая речь, а будет борьба с заиканием.

Здесь, наверное, соглашусь.

На самом же деле основной вопрос психологии — соотношение в человеке биологического и социального, физиологии и сознания. И чтобы была доступна именно психология, а не то, что за неё сегодня выдают — нужно иметь очень неплохие представления о физической и химической природе человека.

А мы тут все с "поломанными машинами". Если машина фыркает и прыгает или никак не заводится — вряд ли ты покажешь на ней высший пилотаж, при всем своем умении её водить.

А у нас получается (продолжая аналогию), что даже в автосервисах работают одни водители , хорошо умеющие крутить руль и знающие правила дорожного движения, но не знающие устройства машины.

Почему речь идет только о Москве? Неужели, например, в Свердловской области нет подобных центров? А если есть и в них кто-то лечился, что можно сказаь о результатах? Ну и о цене.

Есть отдельные специалисты ( хотя уровень средненький , я думаю)

Вокруг работы нашего центра развернулась небольшая дискуссия. Разрешите включиться в ваш разговор. Насколько я поняла из прочитанного, всех волнуют два ключевых момента: высокая стоимость лечения и результаты.

Отвечу по порядку:

На сегодняшний день мы можем говорить о минимальном цене и в дальнейшем стоимость услуг нашего центра может только повышаться. Чтобы так не случилось, мы делаем все возможное: ищем спонсоров, надеемся на помощь государства. Мы настроены создать команду высококвалифицированных специалистов и предлагать услуги высочайшего качества. В ближайшее время к нам присоединится риторик (специалист по ораторскому искусству), театрал и «голосовик» (человек, который будет профессионально заниматься постановкой голоса). В настоящее время в стоимость основного курса включены индивидуальные занятия, занятия свободным движением, тренинг уверенного поведения и общения, консультации психолога. К сожалению, специалисты центра получают минимальные вознаграждения за свой труд и работают скорее за идею, чем за деньги. Никто из нас не рассматривает процесс исправления речи, как возможность заработать. Эта работа не может быть бизнесом, т.к. не предполагает конвейерный подход. Мы ограничены в своих возможностях набора учеников. Каждый ученик требует огромного внимания и заботы, он уникален и неповторим как личность, его заикание также носит индивидуальный характер. Чтобы получить результат – абсолютно свободную речь, необходима полная отдача специалиста, огромное желание помочь и большой опыт работы по данной методике. У специалистов нашего центра все это есть.

Хотим так же обратить внимание, что платят наши ученики не за попытку исправить речь, а за исправление речи полностью. Будет ли это ОЧЕРЕДНОЙ попыткой исправить речь, решать им.

Вместе с тем, мы не считаем ту сумму денег, которой с нами расплачиваются – небольшой платой. Скорее наоборот. Большие затраты, которые несут наши ученики и их близкие накладывают огромную ответственность за результат.

Итак, мы подошли ко второму пункту, который волнует и нас – РЕЗУЛЬТАТ.

Ученики, конечно, все разные:

— настойчивые, целеустремленные, уверенные, независимые и безвольные, инертные, уязвимые;

— трудолюбивые и ленивые;

— открытые, искренние и зажатые, закомлексованные, наполненные страхами;

— спокойные и раздражительные;

— оптимисты, позитивно, смотрящие на мир и те, кто смотрит на мир враждебно.

Труднее помочь тем, кто излишне мнителен, раздражителен, излишне окутан страхами и комплексами, тем, кто просто плохо настроился на работу, и тем, кто на момент начала лечения находится в стрессовой ситуации, никак не связанной с речью.

Совсем невозможно помочь такому заикающемуся, которому исправление речи чем-то грозит, т.е. в случае исправления речи он лишится каких-либо благ. Встречаются и такие ученики, которые просто любят лечиться, а не вылечиваться, и занятия с логопедом они рассматривают, как некий процесс, где им уделяют повышенное внимание. Встречаются такие ученики, которые одержимы идеей доказывать всем, что заикание не исправимо. Это у них что-то вроде своеобразной миссии – спасти других от очередной неудачной попытки (Понять таких ребят можно, ведь за плечами у них труд, не принесший результата). Такие ученики приходят просто посмотреть и доказать, что это никому не поможет.

Понимание этого приходит с опытом, так же как и умение объяснять что-то сложное просто и доступно, и еще умение видеть немного вперед.

stuttering.su

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К. Хмелевский (1897). Ими высказывались взгляды, не утратившие своего значения в настоящее время. Так, И.А. Сикорский в лечение заикания включал гимнастику речи, психотерапевтическое, фармацевтическое лечение и двигательные упражнения.

В трудах многих авторов встречаются указания по некоторым частным вопросам устранения заикания (Г.И. Ангушев, 1974; С.Ю. Бенилова, Т.С. Резниченко, 2001; Т.Г. Визель, 1997; В.А. Ковшиков, 1976; Ю.И. Кузьмин, 2000; В. Adamczyk, 1969; G. Andrews еt аl, 1982; С. Van Riper, 1982 и др.). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи-клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на личность больного, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды (K.P. Bekker, М. Sovak, 1984; О.А. Bloodstein, 1995; М. Опslowш еt аl., 1997; М. Sеетап, 1962).

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

В связи с задачами диагностики и патогенетического обоснования комплексной логотерапии В.М. Шкловским (1994) предложена классификация больных с заиканием, в которой наряду с проявлением собственно речевой патологии принимается во внимание степень дезорганизации отношений личности. Указанный дифференцированный подход к взрослым заикающимся позволил четко определить место логопедии и различных психотерапевтических мероприятий в комплексной системе лечения заикания. Разработанная автором комплексная медико-педагогическая система лечения заикания наиболее полно учитывает различные стороны клинико-психологической картины заикания.

Такая оценка этиопатогенетической основы заикания во многом раскрывает сущность проблемы, нацеливает специалистов на комплексное воздействие при коррекции нарушений речи.

На наш взгляд, исходя из направленности настоящего пособия несколько подробнее следует остановиться на особенностях коррекционно-педагогической работы при лечении заикания.

Развивая приведенные выше положения, Е.Ю. Рау (1994) рассматривает зависимость выраженности заикания от условий общения и пути адаптации заикающихся к трудным коммуникативным ситуациям.

А.В. Ястребова (1999) разработала систему коррекционного обучения заикающихся школьников, предусматривающую в процессе логопедических занятий формирование у них навыков свободного общения, развитие наблюдательности, устойчивого внимания, умения достаточно легко и быстро переключаться от одного вида деятельности к другому.

Методика В.И. Селиверстова (2000) преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. В предложенной автором схеме занятий речевые упражнения усложняются в зависимости от разной степени самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, от видов деятельности, в процессе которых происходит речевое общение.

В литературе, посвященной проблеме заикания у подростков и взрослых, приводятся программы, в которых отмечаются наиболее общие взгляды на устранение заикания. Все современные системы логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно усложняемых речевых упражнений) различных методов психотерапии, физиотерапии, медикаментозного вмешательства.

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в логопедии методов с учетом возрастных особенностей пациентов.

И.А. Поварова (2000, 2001, 2002) полагает, что нарушение темпоритмических параметров речи является одним из ведущих компонентов в структуре заикания, характеризуется полиморфностью, стойкостью и вариабельностью проявления. Особенности темпоритмических характеристик речи у заикающихся зависят от формы речи, степени выраженности нарушения и индивидуального психологического статуса и проявляются в изменении длительности структурных сегментов речевого сигнала и коэффициента их вариации. Динамика этих показателей позволяет прогнозировать результат логопедического воздействия и выбор методов коррекции.

Следует отметить, что неотъемлемой частью каждой логопедической методики коррекции заикания является работа над интонацией. Одни авторы считают необходимым уже с первых занятий воспитывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается М. Zеетап (1962), который отрицательно относится к монотонной и монодинамичной речи.

Некоторые специалисты предлагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий (А.Г. Шембель, 1961), что противоречит целостному формированию функциональной системы речи в процессе логопедической работы.

Другие авторы рекомендуют заикающимся монотонную, монодинамичную речь, способствующую преодолению речевых судорог и обеспечивающую слитность речи. В этом случае трудно не согласиться с A. Liebmann (1901), который отмечал, что искусственная речь обращает на себя внимание окружающих может «ухудшить» речевое расстройство. Однако если рассматривать монотонность как средство, уменьшающее судороги, то, вероятно, необходимо применять ее на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А. Сикорский (1889). Автор установил, что монотонная речь лишена естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, превращение естественной речи в монотонную упрощает речь и облегчает задачу артикулирования для заикающегося.

Н.П. Тяпугин (1966) указывает на то, что лечение заикания в любом возрасте и в любом периоде начинается с перевоспитания речи заикающегося на основе обучения его несколько замедленной и плавной речи, которая имеет регулирующее значение. По мнению J. Вrаdу (1969), при некотором замедлении темпа речи судороги могут быть устранены практически у любого заикающегося. Эффективность приемов замедления речи отмечается также в работе Р. Rеsick (1975).

Однако существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у заикающихся. Например, Л.Н. Мещерская (1982) считает, что все известные способы устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность замедленного темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами нарушения рекомендованного речевого режима, что приводит к рецидивам заикания. Автор предлагает проводить работу по преодолению заикания, формируя нормальный или близкий к нормальному темп речи.

Т.Г. Визель (1997) полагает, что при всех видах работы по коррекции плавности фразовой речи ее темп должен быть нормальным и учитывать индивидуальные особенности скорости проговаривания. При этом автор отмечает необходимость постепенного усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в соответствии с лингвистическими закономерностями.

В ряде работ было показано, что аппаратурные воздействия, применяемые при коррекции заикания, влияют на скорость речи по-разному. Заглушение речи шумом незначительно влияет на временные характеристики речи заикающихся (О.В. Вессарт, 1983). Задержка акустической обратной связи приводит к значительному замедлению речи и значительному снижению числа запинок (Н.И. Жинкин, 1958; Ю.И. Кузьмин и др., 1991). Л.Я. Миссуловиным (1988) были определены показания к применению аппарата «АИР», основанного на использовании эффекта задержанной акустической обратной связи, и предложена методика коррекции темпа и ритма речи в курсе комплексного лечения заикания, уровень задержки сигнала определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Искусственные управляющие связи, сформированные при сочетании световых и звуковых воздействий, поддерживаются при помощи портативных метрономов «Ритм» или «Темп». По утверждению авторов, использование метронома в кодовой частоте предохраняет речь от срывов и обеспечивает снижение числа рецидивов. В процессе овладения новыми речевыми стереотипами осуществляется развитие артикуляционного аппарата, овладение ритмизированной слоговой речью, релаксацией мышц тела и артикуляционного аппарата, устранение сопутствующих движений, освоение упражнений по психотренингу, включающему элементы аутогенной тренировки на фоне заданного ритма.

Вопрос эффективности комплексного лечения заикания освещается в работах Г.А. Волковой (1983); Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской (2002); Н.А. Власовой, К.П. Беккер (1983); В.Г. Казакова (1973); В.А. Ковшикова (1972); В.А. Куршева (1973); М.И. Лохова (1994, 2000); В.И. Селиверстова (2000); В.М. Шкловского (1967, 1994) и многих других исследованиях.

• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);

• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;

• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.

Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

Материал взят из книги Поваровой И А «Коррекция заикания в играх и тренингах.»

www.logopedplus.ru

Лечение заикания у взрослых

Логоневроз может стать причиной множества проблем — от неудач в работе, до трудностей в личной жизни. Поэтому лечение заикания – это единственный способ избавиться от препятствий. В центре «VOICE» для такой терапии применяют самые современные методики и программы.

Проблемы, которые возникают при заикании:

  • Неуверенность в себе и застенчивость, которая возникает во время запинок.
  • Затруднения при выражении своих мыслей и идей, что мешает в работе, учебе, общении с незнакомыми людьми.
  • Страх перед публичными выступлениями и презентациями.
  • Особенности методики лечения заикания у взрослых

    Мы применяем современную систему, которая включает комплексное избавление от дефектов речи. При этом на занятиях Вы сможете:

    1. Выявить причину нарушений. Для лечения заикания у взрослых, вызванного стрессом или психологической травмой, применяются различные методы.
    2. Сделать сильными мышцы и развить подвижность речевого аппарата. Это будет способствовать правильной артикуляции и четкой дикции.
    3. Тренировка диафрагмального дыхания. Это позволить проговаривать фразы до конца на одном выдохе и сделает речь плавной.
    4. Убрать мышечные зажимы.
    5. Научиться говорить без запинок и остановок, с выражением и правильной интонацией в каждом из случаев.
    6. Забыть о страхе разговора (логофобии) и тревоге перед началом диалога или выступления.
    7. Лечение заикания у детей

      Как только вы заметили трудности с речью у ребенка, необходимо обратиться к логопеду. Курсы терапии заикания максимально эффективны, если к решению проблемы приступили не позднее 3–6 месяцев после ее появления. Благоприятный исход наблюдается в возрасте 2–4 лет, менее благоприятный прогноз для группы 10–16 лет (на результатах сказываются особенности подростковой психики).

      Эффективное лечение заикания у детей любого возраста в Москве проводится в Центре логопедической терапии «VOICE». Специалисты применяют действенные методы и техники для избавления от проблемы и для нормализации речи. Цены на лечение заикания вы можете уточнить на консультации.

      Для решения речевых проблем используются специальные методики и комплексы игровых упражнений. Курс терапии включает в себя подготовительный, тренировочный и закрепительный этапы. В случае с подростками, помимо работы над устранением речевых судорог, уделяется внимание осознанию своей проблемы и избавлению от чувства тревоги, связанного с речью.

      Лечением заикания у детей в нашем центре занимаются опытные специалисты. Подробности вы можете узнать на приеме.

      Составляющие курса терапии в центре «VOICE»

      Этап 1 (8–12 занятий по 60 минут)

    8. Сбор вводных данных, благодаря которому наши специалисты определят тип нарушения и степень его выраженности, форму и место возникающих при этом судорог.
    9. Работа над артикуляцией, правильным произношением звуков, фраз.
    10. Снятие напряжения в мышцах, которое часто мешает человеку нормально говорить, создавая ощущение внутреннего «зажима». Используются современные приемы йоги и телесно-ориентированной терапии.
    11. Приведение в норму дыхания и голосовой функции, что поможет координировать ритм вдохов и выдохов с речью.
    12. Обучение координации движений, которое сделает говорение более выразительным и четким.
    13. Этап 2 (16–24 занятия по 60 минут)

    14. Обучение плавной речи, которое поможет связно формулировать каждую мысль и доносить ее до слушателя.
    15. Формирование правильной интонации и развитие выразительности, придающие разговору яркость.
    16. 3 этап (8–12 занятий по 60 минут, проводятся в группе)

    17. Практическое применение полученных навыков и умений.
    18. Также с учениками на каждом этапе работает психолог, устраняя эмоциональные и поведенческие причины нарушений речи.

      Такая система лечения позволяет избавиться от целого комплекса проблем, обрести уверенность в себе и возможность свободно выражать свои мысли!

      voicentre.ru

      Лечение заикания у детей

      Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

      В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

      Какой врач лечит заикание у детей?

      Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

      Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

      Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

      Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

      Может ли остеопат вылечить заикание?

      Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

      Чем может помочь остеопат при заикании?

      Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

      Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

      В каких случаях необходима помощь логопеда?

      Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

    19. перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
    20. ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
    21. во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.
    22. Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

      Какие существуют методы лечения заикания у детей?

      Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

    23. лечение медикаментами;
    24. сеансы гипноза;
    25. расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
    26. иглорефлексотерапия;
    27. логоритмические и логопедические занятия;
    28. специально разработанные компьютерные игры и программы.
    29. Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

      Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

      Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

      Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

      Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

      Лечение гипнозом: за и против

      Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

      Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

      Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

    30. сеансы проводят только у детей старшего возраста;
    31. лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.
    32. Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

      Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

      Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

      В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

    33. Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.
    34. При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

      В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

    35. Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
    36. Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
    37. Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.
    38. Электрофорез при заикании у детей

      Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

      Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

      Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

      Упражнения при заикании у детей

      При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

      Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

      Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

      Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

      Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

      Схема занятий такова:

    39. упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
    40. лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
    41. если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
    42. во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
    43. желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.
    44. Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

      Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

      Упражнения на подвижность губ:

      • растягивание в улыбку;
      • движения кончиком языка кверху и книзу;
      • складывание губ в «трубочку»;
      • касание губ зубами;
      • хлопанье губами («немая рыбка»);
      • имитация лошадиного «фырканья»;
      • втягивание губ внутрь;
      • надувание щек;
      • удерживание при помощи губ мелких предметов.
      • Упражнения на подвижность щек:

      • демонстрирование языка;
      • имитация кашлевых движений;
      • движения языка в одну и другую сторону;
      • облизывание зубов;
      • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
      • сдувание перышка и пр.
      • Упражнения для подвижности глотки:

      • имитация зевания;
      • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
      • имитация полоскания горла, глотания воды;
      • имитация стона, мычания, блеяния.
      • На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

        Дыхание при заикании у детей: особенности

        Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

        Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

        Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

      • Занятие I:
      • ребенок становится прямо;
      • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
      • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
      • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
      • упражнение требует 8 повторов;
      • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
        1. Занятие II:
        • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
        • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
        • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
        • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
        • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.
        • При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

          Массаж при заикании у детей

          При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

          Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

          Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

          Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

          Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

          Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

          Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

        • терпение;
        • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
        • взаимное уважение;
        • желание помочь несмотря ни на что.
        • Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

          Народные средства от заикания у детей

          Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

        • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
        • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
        • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
        • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.
        • Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

          Игры при заикании у детей

          При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

        • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
        • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
        • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
        • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.
        • Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

          Стихи при заикании у детей

          Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

          Как порхает бабочка? – фр-р-р-…

          Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…

          Как ухает сова? – У-уф-ф-…

          Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

          Бабочка на пальчик села.

          Я поймать её хотела.

          Хвать я бабочку рукой –

          А поймала пальчик свой!

          Жили-были два кота –

          Восемь лапок, два хвоста!

          Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

          Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

          Медицинский эксперт-редактор

          Портнов Алексей Александрович

          Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

          ilive.com.ua

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation