Что делать с аутизмом

Что делать с «протестным» поведением при аутизме?

Подход для работы с негативным поведением, цель которого — избежать неприятной ситуации или требований

Автор:Билл Нейсон / Bill Nason

Взрывное поведение (битье головой, укусы, удары по себе, нападения на других, уничтожение вещей и так далее) очень часто является видом «избегающего» поведения. Часто оно происходит в условиях раздражения, злости, дискомфорта, сенсорной перегрузки или боли, и его функция в том, чтобы помочь человеку «убежать или избежать» нежелательных событий.

Очень часто такое поведение означает, что мы поставили ребенка в ситуацию, в которой требования превышают нынешний уровень его навыков, и он не может с ними справиться. Когда ребенок проявляет подобное протестное поведение, то мы или убираем требования, позволяя ему их избежать, или избегаем подобных требований в будущем. Таким образом, происходит подкрепление такого поведения, и оно начинает проявляться в других ситуациях, вызывающих у ребенка недовольство.

Очень часто, как только ребенок учится использовать взрывное поведение для побега из нежелательных ситуаций, то оно становится автоматическим ответом на малейшее раздражение. Ребенок может начать протестовать каждый раз, когда что-то идет вопреки его желаниям, в том числе в ответ на любые требования взрослых, в ответ на отказ в получении желаемого, на дискомфорт, на отсрочку в получении желаемого, на ожидание и так далее. Это поведение может обусловливаться любыми стрессовыми для ребенка ситуациями.

К сожалению, очень часто мы пытаемся изменить поведение ребенка без анализа условий, которые приводят к нему. Если ребенок прибегает к протестам, чтобы избежать какой-то ситуации, то мы должны спросить себя: «Почему у ребенка возникла потребность в побеге?» и «Что в данной ситуации является источником стресса?» Если мы примем за аксиому, что «ребенок делает все, что может, с учетом ситуации, в которой он оказался, и его нынешнего уровня навыков», то нашим первым шагом должно стать изменение требований или условий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям ребенка.

Как правило, это означает, что мы (1) уменьшаем требования ситуации, которые слишком велики для ребенка, или (2) предоставляем больше помощи, чтобы поддержать ребенка в этой ситуации. Для этого необходимо понять, что делает ребенка уязвимым, и как на него влияет эта ситуация. Каковы его сенсорные особенности, проблемы восприятия, социальные и эмоциональные потребности? Очень часто мы подталкиваем ребенка слишком быстро и требуем слишком многого, и именно это вызывает у него перегрузку. Он точно обладает навыками, чтобы вести себя в соответствии с ожиданиями? Если нет, то чему его необходимо обучить, и как мы будем помогать ребенку?

Очень часто проблема не в самой задаче, а в том как окружающие предъявляют ее ребенку. Взрослые могут быть слишком требовательными, слишком директивными, они могут менять инструкции слишком быстро, «не слушать» ребенка. Некоторые дети лучше реагируют на мягкий и тихий голос, а другие на более оживленный и радостный тон речи. Некоторым нужен мягкий и понимающий подход, а другим «твердые» и спокойные указания.

Мы должны адаптировать к ребенку не только «требования задачи», но и наш «стиль общения», чтобы помочь ребенку почувствовать безопасность и принятие. То, как мы предъявляем требования, во многом определяем реакцию ребенка. Очень часто мы пытаемся командовать и требовать там, где нужно приглашать и поддерживать.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности рядом с другим человеком, то в ответ на давление он будет замирать и игнорировать указания. Если у него не сложились «рабочие отношения» с другим человеком, он не будет воспринимать его как наставника.

После анализа и изменения условий, которые провоцируют потребность в «побеге», мы также должны научить ребенка альтернативным способам «избегать» нежелательных ситуаций. На этом этапе необходимо обучить ребенка способам сообщить «стоп» и «помоги».

Если ребенок не знает, как «протестовать» уместным образом и как попросить о помощи, то ему придется вернуться к взрывному поведению и попыткам убежать. Если ребенок владеет социально приемлемыми видами протеста, но его не слушают или игнорируют, то взрывное поведение все равно последует. Нам нужно обучать его приемлемым способам сообщать «стоп» и «помоги», а затем немедленно останавливаться или оказывать поддержку в ответ на коммуникацию ребенка. В большинстве случаев мы игнорируем социально приемлемый протест (потому что мы хотим, чтобы ребенок все равно это сделал) и настаиваем на своем. В результате, приемлемые способы протеста теряют свою ценность, и на смену приходит взрывное поведение.

Как только вы адаптировали внешние условия так, чтобы они лучше подходили ребенку, и научили его более приемлемым способам протестовать, вы должны убедиться, что приемлемые способы протеста более выгодны ребенку, чем взрывное поведение. Обычно мы (1) практикуемся в приемлемых способах протеста (сказать «стоп», показать жест «стоп», попросить о помощи и так далее) в ситуации без стресса, при необходимости проигрывая подобные ситуации по ролям, затем, (2) когда ребенок овладел новым поведением, мы подсказываем ребенку использовать его в ситуации стресса.

Поскольку взрывное поведение уже стало заученным до автоматизма, оно начнет уменьшаться не сразу. Мы должны будем осторожно прерывать нежелательное поведение и подсказывать ребенку недавно выученный ответ. Постарайтесь не позволять ребенку избежать ситуации, пока он не использует социально приемлемый ответ для избегания. «Томми, если хочешь остановиться, скажи «стоп». После нужной реакции тут же позвольте ребенку избежать ситуации. Таким образом, взрывное поведение не будет приводить к избеганию или получению помощи, а сообщения «стоп» или «помоги» будут.

Например, в ситуациях, которых он хотел бы избежать, Джонни начинает кусать себе руку. Мы можем научить его в подобных ситуациях говорить «стоп» и/или показывать рукой жест «стоп». Мы можем мягко прерывать кусание руки и подсказывать ему сказать «стоп» и/или показать жест. Мы должны поддерживать ребенка, но не позволять ему избежать ситуации, пока он не продемонстрирует ранее выученный ответ. После уместного протеста мы должны немедленно похвалить его и убрать требования. Избегание должно следовать за уместным протестом, не за кусанием руки. После того, как мы убрали требования, мы можем предложить ему помощь, и мы можем научить его использовать знак, слово или жест «помоги».

Для того чтобы облегчить обучение, мы можем отработать с ним сообщения «стоп/помоги» до заданий или ситуаций, которые обычно приводят к кусанию руки. Прежде чем попросить его что-то сделать, мы можем напомнить ему о замещающем поведении, если задание станет слишком сложным, и он захочет остановиться. Или мы можем напомнить ему, как попросить о помощи. Мы проиграем желательный ответ до задания, чтобы он точно его не забыл. Во время самого задания мы будем наблюдать за признаками стресса и еще до кусания руки постараемся напомнить ему о том, что если что-то станет слишком сложным, то он может попросить остановиться или помочь. Проще говоря, мы напоминаем ему до здания, во время задания, а затем напоминаем ему о том, как он хорошо прибег к желательному поведению. Таким образом, мы поддерживаем новую реакцию со всех сторон. Как только ребенок поймет, что приемлемый протест позволяет избежать ситуации (или получить помощь), а кусание этого не делает, то приемлемый ответ заменит кусание.

В некоторых случаях взрывное поведение слишком опасно, чтобы игнорировать его до приемлемого ответа, либо ребенок слишком расстраивается, и его невозможно прервать и перенаправить. В таких ситуациях, мы поневоле можем предоставлять ребенку «побег» в ответ на взрывное поведение. В подобных случаях можно добавить дополнительное поощрение (помимо похвалы и избегания), чтобы ребенок все-таки начал использовать социально приемлемый ответ вместо неприемлемого. Мы можем поощрять ребенка за приемлемый протест наградой, которую он не получит в случае нежелательного поведения. Например, если он понимает систему жетонов, то он может заработать за самостоятельный приемлемый протест два жетона (очка, звездочки и так далее), один жетон, если его перенаправили на приемлемый протест вместо кусания руки, и никаких жетонов, если он вообще отказывается от приемлемого поведения. Используя такую процедуру поощрения, мы делаем социально приемлемый протест более выгодным, чем взрывное поведение.

Кроме того, в случаях очень интенсивного поведения, помимо всего вышеперечисленного, мы используем контактную терапию, когда ребенок множество раз контактирует со «слегка раздражающими» событиями, и очень постепенно мы делаем эти события более стрессовыми.

Подобное обучение может потерпеть неудачу, если мы пытаемся научить новой форме поведения во время очень сложной ситуации, а ребенок просто слишком расстроен, чтобы чему-то учиться. Даже если ребенок уже практиковался в новой форме протеста, ситуация может оказаться лишком тяжелой для применения нового поведения. В рамках контактной терапии мы разрабатываем иерархию (список) распространенных событий, которые провоцируют негативное поведение, от наименее раздражающих к наиболее раздражающим.

Обычно этот список делится на события, которые иногда приводят к взрывному поведению (в менее 50% случаев), которые приводят к взрывному поведению в половине случаев, и которые провоцируют негативное поведение в большинстве случаев.

Мы начинаем с частых ситуаций, вызывающих небольшое раздражение, потому что в них проще всего поддержать приемлемый протест ребенка.

Это увеличивает вероятность того, что ребенок будет сотрудничать с нами и научится использовать уместный протест. Как только он научится протестовать приемлемым способом в условиях небольшого недовольства, мы перейдем к более трудным для него ситуациям.

В зависимости от частоты, интенсивности и продолжительности применения негативного поведения для «побега» может потребоваться продолжительное время, чтобы постепенно заменить негативное поведение на более приемлемые формы протеста. Тем не менее, взрывное поведение в качестве избегания снизится, если мы (1) будем менять обстоятельства таким образом, чтобы они лучше подходили навыкам ребенка, и (2) будем обучать его приемлемым формам протеста и подкреплять их.

autism.asylmiras.org

Что делать с аутизмом

Общая информация о таком поведении как кусание и рекомендации по его преодолению

Цель этой статьи в предоставлении общей информации о кусании у людей с аутизмом, а также в описании возможных решений в ответ на такого рода поведение.

Возможные причины кусания

Коммуникационные сложности: для тех людей, которые не могут эффективно сообщить о своих нуждах, потребностях или эмоциональном состоянии, кусание может быть эффективным методом оповещения о том, что что-то происходит не так, и, как следствие, является очень надежной формой коммуникации.

Поведение, приобретенное в результате обучения: все мы учимся на своем опыте, он дает нам информацию, с помощью которой мы определяем как мы будем вести себя в будущем. Если мы обнаружили, что какое-то поведение идет нам на благо (благодаря уменьшению или ограничению нежелательного опыта или увеличению желательного), тогда мы с большей вероятностью выберем такой способ поведения в будущем. Для некоторых людей физическая или эмоциональная реакция на кусание будет желательной. Такие люди могут получать удовлетворение от звука повышенного голоса или чувства контроля, прибегая к поведению, при котором реакции других людей предсказуемы.

Фрустрация или тревога: иногда кусание может выражать фрустрацию или тревогу в ответ на разнообразные источники стресса или на меняющуюся ситуацию. Важно не забывать, что для людей с аутизмом жизнь наполнена огромными потрясениями и кусание является ответом на них.

Попытка дополучения сенсорных импульсов (восполнение сенсорной недостаточности): многие люди с аутизмом испытывают сложности с функционированием их сенсорной системы. Таким образом, важно учитывать возможные сенсорные функции того или иного поведения. Жевание и кусание — это проприоцептивные функции. То есть они обеспечивают приток сенсорных импульсов в проприоцептивную систему, которая создает ощущения от положения разных частей тела в разное время. Кусание может также обеспечивать оральную стимуляцию и может быть приятным и даже необходимым стимулятором сенсорной системы.

Зубная боль или боль в области челюсти (как и у детей с прорезающимися зубами): в некоторых случаях кусание является реакцией на физическую боль, в частности на зубную боль или боль в области челюсти.

Стадия развития: обсасывание предметов — это нормальная часть развития. Младенцы кладут в рот разнообразные предметы, чтобы определить их размер, форму и текстуру. Пока ребенок не достиг приблизительно 18 месяцев обсасывание предметов не должно приносить никаких беспокойств. Однако, если ребёнок из-за гиперчувствительности в области рта или по каким-нибудь другим медицинским причинам пропустил младенческую фазу обсасывания, ему придется пройти эту фазу позднее.

Исключите медицинские и стоматологические причины

Удостоверьтесь, что человек (особенно при ограниченной коммуникации) не кусает в ответ на физическую боль, такую как зубная боль или боль в области челюсти. Было бы полезным пройти осмотр у стоматолога или вашего лечащего врача, чтобы исключить возможность физических причин такого поведения.

Очень важно найти настоящую причину кусания, чтобы определить правильную форму реакции на такое поведение (например, если кусание — это манифестация тревоги, то лучше всего сфокусироваться на том, как научить человека выражать свою фрустрацию альтернативным и, соответственно, более приемлемым способом). Помочь определить причины того или иного поведения поможет ведение конспекта (записей) с описанием случаев и обстоятельств какого-то поведения. Это может помочь определить типовые шаблоны, которые могут стать ключом к разгадке такого поведения. Некоторые люди (в особенности подростки и взрослые с высокофунциональным аутизмом или синдромом Аспергера) в состоянии объяснить причины кусания вербально или с помощью визуальных стратегий.

Помогите человеку с аутизмом развить в себе альтернативные навыки коммуникации, выражения желаний, физического дискомфорта и эмоциональных состояний. Так называемые «визуальные стратегии» могут быть очень эффективны для людей с аутизмом, так как их можно использовать в совершенно разных ситуациях, и они очень полезны для определения физической боли или передачи эмоционального состояния. Метод социальных историй также может быть очень полезен, их можно использовать при объяснении, почему кусание недопустимо, и что человек может предпринять вместо этого.

Изменение окружающей среды

Попробуйте предотвратить ситуации, в которых человек с аутизмом чувствует сильное напряжение, например, уменьшите количество людей, создайте визуальное расписание, поддерживайте знакомую атмосферу везде, где это возможно.

Обеспечьте новую сенсорную стимуляцию

Если кусание является выражением желания получить какие-либо ощущения, то очень важно предоставить человеку альтернативную возможность их испытать. Ниже представлено несколько вариантов того, как это сделать.

Чюи-тьюбс (жевательные трубки) — это цилиндрические кусочки резиновой трубки (они безопасны, нетоксичны, не содержат латекса и их можно мыть), которые можно сосать и жевать, чтобы получить то самое ощущение от кусания, которое хотят испытать люди с аутизмом. Исследования показали, что жевательные трубки успокаивают, помогая справиться со стрессом.

Другим способом замены кусания служат, например, сухие макароны или сухофрукты, которые дают похожее ощущение от кусания.

Управление гневом и релаксация

Люди с аутизмом могут испытывать сложности с переживанием стресса, агрессии и раздражения, которые могут привести к отклонениям в поведении, например, к кусанию. В то же время такое поведение может быть сигналом самому человеку о том, что он становится раздражительным, и ему необходимо изменить модель поведения или применить какие-либо техники для того, чтобы успокоиться. Например, можно глубоко вздохнуть, сосчитать до десяти, пойти на прогулку, послушать музыку, уйти от спора или попросить о помощи. Механизмы релаксации, такие как глубокий вдох, позитивные мысли, перенаправление на спокойные, приятные действия (принять ванну, послушать расслабляющую музыку, ароматерапия, компьютерные игры, раскачивание на стуле, прыжки на батуте) также могут помочь.

Руководите и перенаправляйте

Попытайтесь предвидеть проблемы и предотвратить их, если возможно. Вероятно, будет необходимо с самого начала усилить контроль (особенно во время ситуаций, которые человеку сложно пережить). Попытайтесь отвлечь внимание человека на какую-то другую деятельность, которая менее способствует неподобающему поведению (например, сказать: «Джейн, какая у тебя интересная книга»).

Поощряйте правильное поведение

Важно уделять внимание аспектам поведения, которые мы хотим развить в человеке, показать ему, что подобающее поведение приводит к лучшим последствиям. В награду можно хвалить, оказывать внимание, давать игрушки, жетоны или небольшие порции любимой еды и напитков. Очень четко проговаривайте те реакции и то поведение, которые вы ожидаете увидеть от человека, например: «Санти, делиться с сестрой — это хорошо!» Удостоверьтесь, что поощрение произошло сразу после того, как ребенок повел себя правильно.

Реагируйте на поведение быстро и четко

Минимально реагируйте на проявление кусания, как словесно, так и мимически. Такие действия могут только поощрить неправильное поведение. Попробуйте реагировать спокойно, четко и с нейтральным выражением лица.

Исходя из причины кусания (можно ее понять с помощью функционального анализа), отвечайте на саму причину поведения. Ниже приведено несколько примеров:

Трудности с коммуникацией: поощряйте использование альтернативных форм общения (например, изображения или символы), например: «Элизабет, надо показать на то, что ты хочешь». Используйте систему знаков, которую человек может запомнить и использовать для базовой коммуникации, выражения согласия, отрицания, глаголы «уходи, перестань», словосочетание «мне больно».

Раздражение и страдание: напомните человеку о том, как справляться с гневом (методы релаксации), например «Сара, тебе нужно успокоиться. Вдохни глубоко три раза».

Проблемы с сенсорным восприятием — попробуйте заменить кусание на жевательную трубку или что-то съедобное.

Перенаправьте человека на другую деятельность и хвалите, если человек продолжает приемлемое поведение. «Джеки, так приятно слушать твою музыку».

Сохраняйте физическую дистанцию и руководите человеком, если был инцидент кусания. Будьте готовы перенаправить человека, если необходимо.

Где и как получить помощь

Если кусание причиняет вред самому человеку или его окружению, то возможно, необходимо обратиться к специалисту. Назначьте консультацию с психологом или другим специалистом.

sites.google.com

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Британцы все чаще выбирают домашнее обучение для детей с особенностями развития. Точно так же нередко поступают и российские родители.

У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.

Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.

После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.

Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.

«Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого», — рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.

Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

История Лорны и ее дочери — не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.

Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.

Адам Бодисон, глава благотворительной организации «Насен», объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.

«Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников», — говорит Бодисон.

При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.

В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный — 64% за пять лет — правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.

В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой — сама мама.

Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам — математика, русский. А остальные — рисование, музыку, физкультуру — Ваня должен был постигать вместе с классом.

Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.

«Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, — вспоминает Анна об одном из уроков рисования. — Все поняли, а Ваня, конечно, нет».

Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.

По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.

Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.

После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.

«Вот тебе не нравится карате, а ему — произносить слова», — растолковывала Анна одной из девочек.

Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая — пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его — он вообще не интересовался сверстниками.

Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.

«Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки», — объясняет она.

Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: «Как вы с ним живете?»

В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.

Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: «папа» и «люблю». Диагноз — атипичный аутизм — врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.

При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он — невербальный.

Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на «команды». Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.

Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.

По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами — например, если ребенок не мог произнести «ш» или «щ». А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.

Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный «Новый Жемчуг».

Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег — идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас — главное развивающее занятие для Никиты.

Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.

Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.

«Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет — но хочу, чтобы он социализировался», — признается Сергей.

www.bbc.com

Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?

Что делать, если ребенок с аутизмом кусается?

Причин, почему дети кусаются , может быть несколько. Как правило, и у здоровых детей, и у детей-аутистов они одинаковые. Но если обычный ребенок, как правило, перерастает этот этап, то в случае с аутичным ребенком, это может стать очень серьезной проблемой. И чтобы минимизировать нежелательное поведение, нужно в первую очередь верно определить причину кусания.

Кусание, как этап развития ребенка

Часто причину, почему дети кусаются , психология объясняет естественным процессом развития ребенка. Кусание и обсасывание предметов является одним из этапов развития малыша до 18 месяцев. Он может наступать с запозданием в том случае, если по каким-то причинам, этот этап был пропущен в младенческом возрасте.

Жевание и кусание может нести сенсорную фукнкцию, обеспечивая оральную стимуляцию. Для детей с сенсорной недостаточностью кусание может быть не только приятным, но и необходимым стимулятором. Если с помощью кусания аутист получает приятные для него сенсорные ощущения, предоставьте ему возможность получить сенсорную стимуляцию иным образом: купите резиновые жевательные трубки чюи-тьюбс или игрушки-прорезыватели для зубов. Кусая и жуя их, ребенок сможет избавляться от напряжения и стресса. Для этой цели также можно использовать сухофрукты или сухие макароны.

Ответ на вопрос, почему дети кусаются, может крыться не только в психологии. Не стоит забывать, выискивая причину кусания, о возможной зубной боли у ребенка. В этом случае кусание будет реакцией на физическую боль. Понаблюдайте за ребенком. При необходимости, сходите на осмотр к стоматологу.

Кусание, как форма коммуникации

Для ребенка-аутиста, который не в состоянии обратится с просьбой и сообщить о своих потребностях, кусание может стать одной из форм коммуникации. Почему дети кусаются в этом случае? Ребенок замечает, что если он укусит маму, она обязательно обратит на него внимание. Если ребенок укусил маму во время занятия, и выполнение задания прекратилось — он быстро понимает, что таким образом может контролировать ситуацию и использует кусание все больше и больше, для прекращения действий, которые ему не нравятся. Если ребенок не может выразить вербально свои желания, то нужно обязательно развивать у него альтернативные навыки коммуникации, обучать аутиста умению выражать свои желания и сообщать о дискомфорте.

Иногда с помощью кусания ребенок может выражать тревогу и реакцию на какое либо потрясение: изменяющуюся ситуацию либо определенный источник стресса. Если ребенок выражает с помощью кусания тревогу — нужно научить его делать это более приемлемым способом. Старайтесь избегать ситуаций, в которых он может испытывать стресс либо напряжение: поддерживайте знакомую атмосферу, избегайте скоплений людей, используйте визуальное расписание и альтернативные формы коммуникации. Обучите ребенка методам релаксации.

Старайтесь действовать на опережение. Важно, чтобы нежелательное поведение не закреплялось! Если вы чувствуете, что ребенок нервничает и, возможно, попытается укусить вас, постарайтесь отвлечь его внимание или помочь ребенку успокоится: включите спокойную музыку, подскажите, как правильно обратиться с просьбой и т.д.

Постарайтесь незаметно сохранить физическую дистанцию, чтобы не дать ребенку возможности укусить вас. При этом не нужно отскакивать от ребенка, лучше быстро, но спокойно перенаправить его движение. Если ребенок вас все же укусил, ни в коем случае не кричите. Ваша реакция должна быть нейтральной: громкий вскрик, всплеск эмоций, яркая мимика – только усилят нежелательное поведение.

Если ребенок, напротив, проявил правильную реакцию, сразу же, похвалите его, дайте ему любимую игрушку. При этом очень четко проговорите, за что конкретно вы его поощряете: «Ты попросил машинку спокойно. Молодец!» .

Помните, что кусание – серьезная проблема, которую нужно обязательно стараться свести к минимуму! Если кусание закрепится в поведении аутичного малыша, в дальнейшем справиться с ним будет необычайно трудно.

infourok.ru

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок с аутизмом боится других детей?

Рекомендации психолога родителям маленького ребенка с аутизмом

Моему сыну почти 3 года, и недавно у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Нам сложно ходить в такие места как открытый спортзал или даже библиотеку, потому что ему не нравится, когда поблизости есть другие дети. Он нормально реагирует на взрослых, но другие дети очень его пугают. Как мне помочь ему почувствовать себя комфортнее рядом с другими детьми и играть там же, где и они, или с теми же игрушками?

На вопрос отвечает психолог Джон Дэниал. Доктор Дэниал занимается разработкой и оценкой поведенческих методов для снижения тревожности у детей, подростков и взрослых с аутизмом и низкими речевыми навыками.

В первую очередь, я должен сказать, что это прекрасно, что вы ищете помощь для ребенка уже в таком раннем возрасте. Получение этого диагноза может вызвать тяжелые чувства и растерянность. Однако исследования показывают, что ранняя помощь может значительно улучшить познавательное, языковое и социальное развитие ребенка.

Мы с моими коллегами очень часто наблюдаем самые разные формы тревожности у детей и подростков с аутизмом. Как и ваш сын, многие из них испытывают тревожность рядом с ровесниками, особенно в группе детей. Для того, чтобы выбрать подход для помощи, важно понять возможные причины этой тревожности.

Например, вы упоминаете, что ваш сын «нормально реагирует» на взрослых, но не на других детей. Это типичная ситуация. Взрослые, как правило, последовательны, дружелюбны и готовы подстраиваться под маленького ребенка, в то время как другие дети могут быть совершенно непредсказуемы. Например, для трехлетних детей нормально выхватывать друг у друга игрушки, плакать, натыкаться друг на друга и вести себя очень шумно! Все это может вызвать очень сильную тревожность у ребенка с аутизмом.

Кроме того, многие люди с аутизмом очень чувствительны к сенсорной информации из окружающего мира. В результате, такие места как открытые спортивные залы или даже детская библиотека могут вызвать у них чрезмерную стимуляцию. Освещение, звуки и запахи могут восприниматься ими как слишком сильные, неприятные и вызывающие перегрузку. По понятным причинам это может привести к тому, что ребенок начнет избегать таких мест и будет сильно расстраиваться, если его туда приведут.

По счастью, существует много программ, которые могут помочь маленьким детям справиться с подобной социальной тревожностью, которую вы описываете. Это включает игровые методы на основе прикладного анализа поведения, эрготерапию с сенсорной интеграцией, вмешательства по развитию коммуникации, игровые группы по развитию социальных навыков и другие варианты. Многим детям лучше всего подходит междисциплинарный подход, который комбинирует два или более таких метода и предусматривает тесное сотрудничество разных специалистов.

Хотя потребности каждого ребенка уникальны, вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать сами или, в идеале, вместе с поведенческим терапевтом сына.

Практика дома. Есть ли специфические социальные ситуации, которые могут вызвать тревожность вашего сына? Например, он расстраивается, когда другой ребенок пытается взять его за руку или включить в свою игру? Подумайте о том, чтобы научить его простым фразам для таких ситуаций. Например, говорить «нет». Вы также можете учить его и практиковать с ним то, как делиться игрушками или делать что-то по очереди, дома. Например, если ребенку нравится пластилин, то поместите несколько кусочков пластилина на стол и лепите из него по очереди, передавая друг другу. Это поможет ему научиться делиться и даже ждать все более и более продолжительные отрезки времени, прежде чем получить то, что он хочет. Научиться этим навыкам может быть сложно. Так что начинайте с коротких периодов ожидания и не забывайте как можно чаще хвалить ребенка. Когда вы предоставляете подобные структурированные возможности для практики социальных навыков дома, это поможет вашему сыну использовать эти навыки в социальных ситуациях.

Начинайте с малого. Комната, в которой полно детей, может вызвать слишком большую перегрузку у ребенка, и он не сможет повторить тот навык, который он отработал дома. Подумайте о том, чтобы устроить для него встречу для игры с каким-то одним дружелюбным и относительно спокойным ребенком. Иногда для таких встреч подходит ребенок постарше, которому проще подстроиться под малыша.

При выборе места для встречи подумайте об уровне комфорта для сына. Вы можете начать с какого-нибудь относительно тихого места, например, на окраине парка.

Заранее подготовьте какие-нибудь относительно структурированные занятия, игры или игрушки, которыми можно делиться, и которые ваш ребенок знает и любит. Пусть встреча с ровесником будет относительно короткой — это повысит шансы на успех.

Пусть у ребенка будет что-нибудь знакомое. Когда вы входите в шумную среду, вызывающую тревожность, ребенку может помочь предмет для утешения, который обеспечит чувство безопасности. Подумайте о том, чтобы ваш сын держал в руках знакомую и любимую игрушку, плюшевого зверя или книгу. Другой вариант — игрушка или игра, которые могут полностью поглотить его внимание, чтобы он отвлекся от сумятицы вокруг.

Будьте терпеливы. Я призываю родителей не забывать, что текущая стадия развития их ребенка может совпадать или не совпадать с тем, что типично для других детей его возраста. В первую очередь, это относится к социальному развитию детей в спектре аутизма. Если вы сосредоточитесь на маленьких шагах, вы сможете повысить уверенность ребенка в себе и снизите риск откатов.

Помните, что ваш ребенок, как и все остальные дети, постоянно развивается. Вы можете помогать ему в социальном развитии и одновременно уменьшать его страх перед другими детьми, предоставляя ему как можно больше возможностей для успеха.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

outfund.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation