Что такое стресс и его виды

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Стресс и его причины 4 стр.

Виды стрессов 6 стр.

Пути снятия стресса 8 стр.

Заключение 11 стр.

Список используемой литературы 12 стр.

Сегодня стресс прочно вошёл в нашу жизнь. Он является её неотъемлемой частью потому что большинство людей ведут напряженный образ жизни. Ведь жить в наше время не так уж просто как кажется на первый взгляд. Жизнь в постоянной спешке эта вечная суета эти вечные проблемы от которых никуда не деться. Люди как муравьи в этом огромном муравейнике под названием планета Земля. И каждодневные стрессы – это уже норма жизни потому что такова наша система такова наша человеческая природа и по-другому никак.

А что в итоге? Ведь всё больше врачей и ученых в последние годы называют стресс главной причиной большинства заболеваний. Приведу не большой перечень тех самых заболеваний которые может вызвать стресс: это сердечно-сосудистые заболевания артериальная гипертония инфаркт язва колит болезнь Крона астма различные дерматиты экзема поскольку стресс ослабляет иммунитет. Есть люди у которых от стресса пропадает аппетит и они начинают худеть поскольку биологические реакции которые провоцирует стресс потребляют много энергии. Но у большинства людей стресс вызывает обратную реакцию то есть люди борются со стрессом с помощью еды и это может привести к значительной прибавке в весе и даже к ожирению1.

Но между тем здесь есть и обратная сторона медали. Как бы странно это ни звучало но нам необходимо испытывать стресс! Причем как положительный так и отрицательный — важно чтобы он был незначительным. Незначительный стресс является безвредным а что самое главное это то что он помогает человеку лучше адаптироваться к меняющимся условиям окружающего мира.

Все то из чего складывается наша повседневная жизнь – это и есть источники стресса главное не дать стрессу разрушительно повлиять на наш организм поэтому мы должны уметь адаптироваться и учиться правильно реагировать на любые проявления стресса.

Стресс и его причины.

Каждый человек испытывал стресс но мало кто имеет представление о том что такое стресс.

На этот вопрос словари и энциклопедии дают следующие ответы:

Стресс (стресс-реакция) (англ. stress — напряжение) — особое состояние организма человека возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель2.

Стресс — состояние психического напряжения возникающее у человека при деятельности в трудных условиях3.

Определения приведенные выше доступны и ясны каждому взрослому человеку но чтобы понять что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В наш 21 век мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра вместе со звонком будильника а потом. Потом все как обычно в жизни — пробки (для автомобилистов) утренняя толкотня в транспорте (для остальных) работа проблемы в семье ссоры плохой сон «не такой» секс. И так изо дня в день! И нет возможности вырваться из этого круговорота жизни. А почему? Да потому что жизнь – это главный источник стресса. Отсюда вывод что полностью от стресса человека избавляет только смерть.

Основатель учения о стрессе Г. Селье говорил: «Стресс — это аромат и вкус жизни». И был абсолютно прав. Оказывается во время стресса в организме вырабатываются специальные гормоны: адреналин эндорфин и энкефалин способные «раскрасить» нашу жизнь и насытить ее яркими ощущениями. Энкефалин вызывает негативные эмоции (в случае если жизнь находится под угрозой) и снижает боль. А эндорфин — источник положительных эмоций когда стресс благоприятствует здоровому состоянию организма вызывает расслабление и эйфорию4.

Ганс Селье выделил в стрессе три фазы. Первая – «реакция тревоги» — это ответ организма на событие которое произошло с человеком.

Вслед за первой наступает вторая стадия. Организм «привыкает» к стрессу все как будто бы налаживается.

Но если стресс продолжается долго неизбежно наступает третья стадия – «стадия истощения». Если причина вызвавшая стресс слишком сильна эта стадия может кончиться смертью.

Стресс может быть вызван причинами которые связаны с работой:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка т.е. задание которое следует закончить за определённый период времени.

Работнику просто поручили огромное количество заданий которое он должен выполнить в срок. Естественно человек начинает испытывать беспокойство. Маленькая нагрузка может вызвать у работника такое же чувство. У него может создаться впечатление что его просто напросто недооценили.

Различные противоречия конфликты недопонимания возникающие между работником и его работодателем (начальником руководителем) во время рабочего процесса.

3. Неопределенность ролей.

Работник не имеет полного представления о том что от него ожидает руководство что он должен делать как делать и как его после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Человек который считает свою работу неинтересной чаще испытывает беспокойство и он более подвержен физическим недомоганиям в отличие от того кто доволен своей работой.

5. Существуют также и другие причины.

Это например плохие физические условия в которых должен работать человек (плохое освещение чрезмерный шум) превышение полномочий работодателем необоснованные требования сотрудников друг к другу.

Так же стресс может быть вызван событиями в личной жизни человека.

Некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба личный успех рождение ребенка успешная сдача экзаменов). Кроме того в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения такие как радость любовь творческий подъем и т.п. Но стресс способны вызвать как положительные так и отрицательные ситуации. Отрицательные ситуации могут быть неожиданны и непредсказуемы особенно внезапные (несчастные случаи природные катаклизмы смерть близкого человека). Существуют еще ситуации обусловленные поведением человека принятием определенных решений определенным ходом событий (развод смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.5

Изначально Селье выделял только один вид стресса – «плохой стресс» или дистресс. Этот стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье. Есть несколько основных симптомов такого стресса: рассеянность повышенная возбудимость постоянная усталость пропажа сна и аппетита. В дальнейшем же он ввел ещё один вид стресса – «хороший стресс» или эустресс6. Такой стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения что разумеется весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет отступают болезни человек чувствует прилив радости отлично выглядит и замечательно себя чувствует7.

В наше же время существует огромное количество определений для различных видов стресса:

Психологические стрессы эмоциональные стрессы — это стрессы которые возникают вследствие переживания сильных эмоции (например развод или женитьба рождение ребенка новая работа и т.д.). Причиной такого стресса являются как положительные так и отрицательные эмоции.

Отдельно можно выделить психологический стресс который возникает из-за фантазий человека. Не смотря на то что такой стресс не имеет реальных причин он ничем не отличается от стресса вызванного реальными причинами.

2. Физиологические стрессы – это стрессы возникающие в результате воздействия на человека внешних факторов (холод жара жажда боль и т.д.)

3. Кратковременные стрессы – это стресс при котором организм реагирует естественным образом. Для этого стресса характерны внезапность и быстрое прохождение (например резкий звонок будильника).

Как правило действие такого стресса очень коротко: резкий звонок будильника утром заставивший вас вскочить никакой опасности не представляет – Вы его выключили сладко потянулись успокоились и направились в душ. Все. Стресс прошел.

4. Хронические стрессы – это самый опасный вид стресса. Причины вызывающие такой стресс могут быть самыми разными (например человек который пережил автомобильную аварию время от времени вспоминает эту аварию и тем самым возвращается к тому стрессовому состоянию когда произошла авария). И из такого стресса невозможно выйти не прилагая дополнительных усилий. Необходимо научиться расслабляться для того чтобы помочь организму прийти в норму.

Кроме перечисленных видов стресса также выделяют следующие виды:

Рабочий стресс – стресс который возникает если работа вызывает хроническую усталость и частые отрицательные эмоции.

Общественный стресс – человек живёт в обществе и редко может избежать проблем которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические политические проблемы и др.

Внутриличностный стресс – это когда наши внутренние переживания недовольства смятения начинают проявляться раздражительностью неудовлетворённостью. Причиной такого стресса обычно становятся нереализованные потребности несбывшиеся мечты надежды.

Финансовый стресс – стресс причиной которого является ситуация когда расходы человека значительно больше доходов. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы невозможность взять кредит для необходимой покупки заниженная оплата труда и т. д.8

Пути снятия стресса.

Сон. Треть жизни человек проводит во сне. Сон — это жизненно необходимая потребность организма кроме того он благотворно воздействует на человека. Сон восстанавливает не столько физическую активность человека сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны отвечающие за рост и восстановление функций организма.

Недостаток сна приводит к серьезным нарушениям нервной системы. Самое главное – не оказаться в порочном кругу — когда стресс провоцирует бессонницу а бессонница еще больше усиливает стресс.

Танец. Нет людей которые не танцуют. Как говорил классик – танцуют все. Танец не просто связан с жизнью а он и есть сама жизнь.

В данном случае говорится о не профессиональном танце где есть свои правила отработанные и стандартные движения а о танце лишенном всяких правил в котором танцует только тело а разум отключается. Танец которому человек полностью отдаётся и душой и телом. И если человек будет просто танцевать не пытаясь оценить то как он это делает то через некоторое время мысли успокоятся исчезнет окружающий мир и человек полностью погрузится в состояние танца.

Музыка. Когда человеку бывает не по себе он часто стремимся оказаться в одиночестве и тогда музыка помогает пережить это состояние. Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции например агрессию.

Эмоции. Человеку не свойственно открыто выражать свои отрицательные эмоции когда у него внутри гнев и обида он сдерживает свои чувства натягивая на маску. Но отрицательные эмоции не исчезают бесследно — они просто уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу. Существует немало способов с помощью которых человек может дать выход отрицательным эмоциям и он просто обязан это делать а не копить их в себе.

Питание. Во многих пищевых продуктах содержатся гормоны "хорошего настроения". Они помогают переживать стрессы бороться с депрессией да и просто повышают жизненный тонус. Например салат шпинат капуста паприка и другие съедобные растения богаты веществами которые улучшают настроение человека. В бананах содержится серотонин дающий человеку ощущение легкости. А шоколад оказывает такое же возбуждающее действие как гашиш. Сладости вообще делают человека более жизнерадостным — содержащаяся в них глюкоза запускает "механизмы счастья" в мозгу.

Природа. Во время отпусков люди стремятся при малейшей возможности уехать из города и хотя бы на короткое время очутиться на природе. Там где взгляд наслаждается простором а не спотыкается о бесчисленные бетонные коробки где легкие дышат чистым свежим воздухом а не выхлопными газами. Даже короткий отпуск на природе может вернуть силы человеку и дать энергию на целый рабочий год.

Хотя возможен и другой вариант – принести немного природы к себе в дом. Ведь основная часть жизни проходит в квартирах и офисах у человека просто нет возможности большую часть времени наслаждаться природой. Здесь с проблемами усталой психики человеку помогут справиться комнатные растения.

Не стоит забывать и о домашних животных. Например кошка. У человека возникает естественное желание ее погладить и когда он погружает руки в густую шерсть то ему становится легче. Человек обретает долгожданный покой.

Релаксация. Очень сильное средство для борьбы со стрессом которое к тому же не отнимает много времени. После правильно проведенной релаксации появляется необычайный прилив сил приходит бодрость. На это уходит всего лишь 10-20 минут в день. Нужно просто расслабиться полностью отключиться от внешнего мира уйти от своих мыслей и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Аромотерапия. Когда человек наносит ароматические масла на кожу то они через поры кожи попадают в кровь которая разносит их по всему телу. Когда человек вдыхает запах масла его пары через мембраны и основание носа попадают в мозг и напрямую влияют на настроение достигая участков мозга отвечающих за эмоции.

Существует огромное количество масел или их смесей которые используются для снятия стресса. Аромотерапевты не рекомендуют использовать одно и тоже масло или смесь масел слишком долго – они могут потерять свою эффективность. Ванны также влияют на психику человека успокаивающе.

Отдых. Как не грустно признавать но к сожалению многие современные люди разучились отдыхать. А зря. Ведь когда человек отдыхает и хотя бы на время сбрасывает груз забот накопившийся за прошедшую неделю в его душу приходят мир и покой.

Физические упражнения. Они оказывают релаксирующий эффект который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Регулярные физические упражнения способствуют повышению устойчивости организма к стрессам. При физической активности повышается уровень химических веществ которые способствуют повышению настроения.

В наше время стресс испытывают абсолютно все люди в независимости от возраста пола статуса в обществе. Его можно было бы назвать «чумой 21 века». Люди подвергаются стрессу каждый день. Для стрессовых ситуаций существует огромное количество причин как положительных так и отрицательных причем во всех сферах жизнедеятельности человека. И от этого никуда не деться. Ведь наша жизнь это и есть стресс. И полностью от стресса человека может избавить только смерть.

Но как оказалось стресс не так уж и ужасен как кажется на первый взгляд. В «малых дозах» стресс даже необходим и полезен. Он является своеобразным толчком для человека заставляет его проявлять активность. Незначительный стресс может вызвать прилив сил особую ясность и четкость мысли.

И не стоит забывать о таком понятии как «положительный стресс». Стресс который наполняет жизнь цветом. Без него она казалась бы скучной и серой. Он обогащает украшает жизнь человека. Такой стресс способствует хорошему настроению.

А как много способов существует которые помогают в преодолении стресса? И причем со всем не обязательно идти в аптеку и закупаться антидепрессантами. Достаточно например хорошенько выспаться. Ведь сон очень важен для человека. А потом проснувшись для того что закрепить эффект проваляться ещё полдня в постели и не о чем не думать. Ведь это не так сложно. Или послушать музыку которая нравиться и желательно на полную громкость для того что бы заглушить все беспокойные мысли в голове. Можно потанцевать и совсем неважно как человек это делает главное чтоб от души. И конечно же нужно всегда давать выход эмоциям не надо их копить если хочется кричать – кричи хочется плакать – плачь. Не стоит сдерживать эмоции. Также немаловажную роль в снятии стресса играют физические упражнения отдых релаксация.

Не следует бежать от стресса это бесполезно. Со стрессом можно справиться нужно только лишь желание и немного времени для себя любимого.

Список используемой литературы:

Статья «Стресс: причины его возникновения и способы борьбы с ним» (www.galatreya/counsels/resepti/stress)

Большой энциклопедический словарь.

Большая советская энциклопедия.

Статья « Что такое стресс и с чем его едят» (www.medportal.perm)

Статья «Причины стресса» (www.drozdovland)

Статья «Виды стресса» (www.anti-stress-21)

Статья «Виды стресса» (wwwnhome)

Статья «Виды стресса» (www.nostress)

Статья «Стресс. Преодоление стресса» (www.lossofsoul)

1 www.galatreya/counsels/resepti/stress — статья «Стресс: причины его возникновения и способы борьбы с ним»

2 Большой энциклопедический словарь.

3 Большая советская энциклопедия.

4 www.medportal.perm — статья « Что такое стресс и с чем его едят»

5 www.drozdovland – статья «Причины стресса»

6 www.anti-stress-21 – статья «Виды стресса»

7 wwwnhome – статья «Виды стресса»

8 www.nostress – статья «Виды стресса»

Перегруженность работой взвалила непосильное бремя на плечи супругов. В семье, где оба супруга работают, у них остается меньше времени, чтобы побыть друг с другом, что, подрывает их семейное счастье и удовлетворенность браком.

Стресс — это слово прочно вошло в нашу жизнь. О нем рассуждают и менеджеры и домохозяйки, его ругают, боятся, и пережить его не желают никому. А зря!

Стресс – общая неспецифическая реакция организма на действие раздражителей самой разной природы. Описан как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации.

Если единственной причиной нервного срыва на рабочем месте будет шум в офисе, не ждите, что вам отведут отдельное помещение. Лучше купите беруши. Работодатели в принципе готовы помочь предупредить стресс, но только теоретически.

Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций.

Частые раздражения и нежданные удары судьбы. Депрессивное состояние у подростков. Гормональная ось стрессов у подростков.

Психические состояния пассажиров после перенесенных авиационных аварий.

Цель тренинга. Профилактика экзаменационного стресса. Умение преодолеть боязнь перед экзаменом. Научиться контролировать свой страх. Снизить эмоциональную нагрузку.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Российский Государственный Социальный Университет Кафедра …. ЭССЕ На тему: « Стресс и современный человек» Студент: Преподаватель: Москва 2010 г. Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров, наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.

Введение Стресс-лихорадка ХХI века. В городах жизнь кипит, и стресс ярко проявляется в этих условиях. Шум, резкие изменения погоды, усталость, конфликты, перенасыщенность и перенаселенность, все это неблаготворно влияет на здоровье человека и вызывает стресс.

Понятие стресса как неадекватной реакции на внешние и внутренние раздражители. Процесс возникновения стресса в повседневной жизни, субъективное отношение человека к ситуации и способы преодоления затруднений. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.

Причины нарушения физического и психологического здоровья. Критерии нормального или деформированного становления личности педагога. Ведущие профессиогенные факторы риска (синдром хронической усталости и эмоционального выгорания). Способы снятия стресса.

Что такое стресс. Фитнес и стресс. Способы борьбы со стрессом. Психологическое расслабление как во время тренировки, так и после нее. Регулярные занятия физической культурой. Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.

Для высшего я веденья родился, Для блага мира – и в последний раз. Такими словами было ознаменовано рождение Будды, названного Гаутама Сиддхартх (Тот, кто достиг цели). Принц рос в обстановке роскоши и благополучия, не зная о горестях мира. Но однажды принцу с помощью слуги удалось три раза выбраться за пределы дворца.

Министерство образования и наук РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

Факторы характерных особенностей управленческой деятельности. Понятие стресса, его значение в управлении организацией. Основные способы преодоления кризиса эмоциональных состояний, синтезы новых поведенческих форм. Минимизация влияния состояния стресса.

Сущность и физиолого-психологическое обоснование стресса, этапы его зарождения и развития, основные причины возникновения. Характеристика групп стрессовых факторов. Оценка степени негативного влияния стресса на здоровье человека в современных условиях.

Только 7,2% врачей-мужчин и 3,1% врачей-женщин ответили, что не испытывают стресса на работе. При этом сильный стресс испытывают 27,3% мужчин и 42,3% женщин. В заключение, хотелось бы обратиться к коллегам. Будьте внимательны к своему здоровью. Лечитесь правильно сами, поскольку

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении

Методы оценки уровня стресса (объективные и субъективные методы) 25. Психосоматические заболевания как последствия стресса

Введение Актуальность исследования определяется тем, что стресс в последнее время стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и

Стрессовые ситуации и нездоровый психологический фон не могут не сказаться на результативности работы сотрудников, что, в свою очередь, уменьшает прибыль компании.

Стресс у персонала: причины появления и метода устранения Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находиться сотрудники, например, когда постоянно приходится принимать ответственные решения в сжатые сроки, сотрудники вынуждены каждый день выслушивать жалобы недовольных клиентов, часто работать сверхурочно, из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодически вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием

Характеристика причин возникновения и последствий профессионального стресса — совокупности психологических и физиологических реакций работников на сложившуюся непростую ситуацию на работе. Обобщение стресс-факторов. Правила организации рабочего времени.

Известный физиолог Ганс Селье, который рассматривал стресс как важнейший фактор здоровья нервной системы, выделял два типа стресса – эустресс и дистресс.

примерный перечень экзаменационных вопросов ВАЛЕОЛОГИЯ Основные задачи валеологической науки. Основные признаки здоровья человека. Факторы, влияющие на образ жизни человека.

В самом понятии стресса нет ничего отрицательного. Это не более чем состояние мобилизации организма, "готовность номер один" всех органов и систем.

примерный перечень экзаменационных вопросов конфликтология Сущность науки конфликтологии. Задачи конфликтологии. Конфликт и его составляющие.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И РАЗВИТИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА — ЗАЛОГ УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ А. Киселева Важной задачей для современной организации в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи, профилактика стрессов и уменьшение социальной напряженности на работе.

В коневодстве Гамавит применяют для увеличения приростов и укрепления костяка у жеребят, для лечения хронических заболеваний лошадей, для профилактики стрессов, повышения работоспособности, ускорения восстановления после соревнований.

Дудник Е.  Влияние иммобилизации на иммунологические показатели на фоне введения меланотропина.  Представленные результаты отражают изучение влияния МСГ на функциональное состояние иммунной системы в условиях действия иммобилизационного стресса. Было показано что иммобилизация влияет на содержание лимфоцитов В и Т, а также иммуноглобулинов G и М в плазме крови у теплокровных животных.

refy.ru

/ Otvetnye_otvety / Готовые ответы мои / Готово / 18 Эмоциональные состояния. Стресс и его виды

Эмоциональные состояния. Стресс и его виды. Фрустрация и её экспериментальные исследования.

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Понятие стресса. Фазы стресса.

Стресс — неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров). Ганс Селье ввёл это понятие.

Виды психологического стресса (по Р.Лазарусу).

Лазарус утверждает, что стресс — это не стимул и не реакция, а осо­бое взаимодействие между стимулом и реакцией, при котором субъект чувствует угрозу. Лазарус указывает, что одно и то же событие может являться стрессовым для одного человека и не быть таковым для друго­го. Например, выступать перед большой аудиторией некоторым людям доставляет истинное удовольствие. Для других же это может стать сущей пыткой. Если определенные события являются стрессовыми только для некоторых людей, то это значит, что природа стресса не может быть заключена только в стимулах. В сходном ключе Лазарус выстраивает свои возражения против отождествления стресса с физиологическим возбуждением, поскольку такое возбуждение мы часто испытываем помимо стресса. Например, зрелище прекрасного заката или оживленная прогул­ка могут вызывать физиологическое возбуждение.

Таким образом, Лазарус делает вывод, что «природа стресса заклю­чается не в стимулах и не в человеке, а определяется их взаимодействи­ем. Стресс зависит от того, как человек оценивает события и адаптирует­ся к ним» 1 . С позиций этой теории мы можем определить стресс как любые обстоятельства, которые угрожают или воспринимаются как уг­рожающие нашему благополучию, и поэтому испытывают на прочность нашу способность справиться с ними. Это может быть прямая угроза нашей физической безопасности, угроза нашей уверенности в завтрашнем дне, угроза нашей самооценке, репутации или душевному покою.

Лазарус и Фоулкман 1 различают первичную и вторичную оценку стресса. Первичная оценкаэто определение того, является ли данное событие (1) не имеющим к нам отношения, (2) имеющим, но не угрожа­ющим, и (3) стрессовым. Если мы определили событие как стрессовое, то происходит его вторичная оценка, во время которой определяются ресур­сы, необходимые для того, чтобы справится с ним, а также конкретные меры, которые следует предпринять. Так, первичная оценка определит, будет ли для вас стрессом предстоящее собеседование при приеме на ра­боту. Вторичная оценка, произведенная в свете того, насколько успешно вы сможете с этой ситуацией справиться, определит, в какой степени это собеседование вызовет стресс.

Часто мы необъективны в наших оценках потенциально стрессовых ситуаций. Исследования больных, ожидающих операции, показали весьма слабую связь между объективной серьезностью предстоящего хирургичес­кого вмешательства и степенью страха, испытываемого пациентом 2 . Оче­видно, что одни люди более склонны к беспокойству по поводу жизненных трудностей, чем другие

Стресс может быть частью окружающей среды

Хотя восприятие стресса очень субъективно, многие виды стресса за­висят от окружения, от условий жизни, общих для многих людей. Внешний стресс это такие постоянно действующие условия окружающей средыкоторые, хотя и не являются непосредственно опасными, считаются не­гативными и требуют адаптации^. Характеристики окружающей среды, такие, как громкий шум, жара или экологическое загрязнение, могут поста­вить под угрозу наше благополучие и оказать негативное влияние на теле­сное и душевное здоровье.

Мы сами можем создавать себе стресс

Обычно мы считаем, что стресс — это нечто, что случается с нами не­зависимо от нас и от требований других людей. Недавние исследования показали, что виновником стрессов на удивление часто оказывается сам человек. Например, вы можете попытаться экстерном пройти программу нескольких классов, чтобы быстрее окончить школу. Или вы можете взва­лить на себя дополнительную работу, чтобы произвести хорошее впечат­ление на вашего начальника. Люди часто предъявляют к себе дополни­тельные требования, чтобы достигнуть чего-либо или быстрее сделать карьеру. Многие люди создают себе стрессы в результате нереалистичных ожиданий.

Так как мы сами часто являемся причиной собственных стрессов, их можно контролировать гораздо в большей степени, чем это кажется мно­гим людям. Но чтобы контролировать стрессы, нам нужно уметь распоз­навать их источники в нашей жизни. Следующий раздел будет посвящен основным видам стрессов.

Основные виды стресса:

С точки зрения психологов фрустрация возникает в любой ситуации, когда на пути достижения желаемой цели встречается препятствие. По сути, вы пе­реживаете фрустрацию когда чего-то хотите, но не можете этого достичь. Все мы встречались с фрустрацией в повседневной жизни. Например, автомобильные пробки на дорогах — обычный источник фрустрации 1 . К счастью, большинство наших фрустраций непродолжительны и незна­чительны.

Конечно, некоторые случаи фрустрации могут вызвать значительный стресс. Неудачи и потери — вот два обычных вида фрустрации.

Бывает, что фрустрацию человек создает себе сам. Люди часто сами препятствуют своим успехам. (Тут был нехороший пример про подготовку к экзаменам, сами догадайтесь, к чему раздолбайство приводит=)

Довольно часто именно фрустрация виновата в том, что мы испыты­ваем стресс в связи с тем, что нас окружает. Возможно, что громкий шум, жара, загрязнение и толпы народа вызывают стресс потому, что фрустри-руют наши потребности в тишине, комфортной температуре тела, чистом воздухе и относительной уединенности.

Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров». К классификациям первого рода относится, например, проводимое А. Маслоу [42] различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, стены тюрьмы), биологическими (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурными (нормы, правила, запреты) [31; 35]. Упомянем также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют достижению цели, а внешними — те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции» [38, р. 126]) и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком» [38, р. 127]. Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»). Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации [ср. 5]. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фру-страции от ситуации затрудненности. Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констата-циями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение [31], чувства безразличия, апатии и утраты интереса [45], вину и тревогу [35], ярость и враждебность [31], зависть и ревность [28] и т. д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации — поведенческие «следст-вия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации? Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в известном исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция; г) стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается либо как «обращение» к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения) или падение «качества исполнения» .

Сначала дети, разделенные на две группы (от 25 до 40 и от 42 до 61 месяца), в течение 30 минут свободно играли в комнате, где на полу на трех квадратах были расположены игрушки, карандаши и бумага. Далее начинался собственно эксперимент, состоявший из трех периодов. Первый период — предфрустрационный. Детям предлагалось играть в новые, очень интересные игрушки. Эти игрушки были выставлены особенно привлекательно, заманчиво. Если экспериментатор замечал недостаточную заинтересованность некоторых детей игрушками, то он сам демонстрировал детям, какие они интересные и как с ними хорошо играть. Этот период, продолжавшийся от 5 до 15 минут, заканчивался тем, что дети по требованию экспериментатора оставляли ту часть комнаты, где были сосредоточены соблазнительные для них игрушки. После этого опускалась прозрачная ширма, отделявшая детей от игрушек, которые становились недосягаемыми для детей, оставаясь в то же время хорошо видимыми. Тогда начинался фрустрационный период. Дети могли играть только в старые и, как предполагалось, менее интересные игрушки, а одновременно на виду были игрушки новые и соблазнительные. Экспериментатор сидел за столом и писал, не показывая виду, что условия игры изменились. Третий период — послефрустрационный. Ширма поднималась и детям предоставлялась возможность снова поиграть в новые игрушки. Этот период вводился с той целью, чтобы удовлетворить потребность детей играть этими игрушками. Во время первых двух периодов проводились тщательные наблюдения за поведением и прежде всего за «конструктивностью» игр детей, понимаемой как большая или меньшая продуманность, сложность и изобретательность, проявленные в игре. Конструктивность оценивалась по семибалльной шкале, и, кроме того, учитывалось время, затраченное на отдельные игровые операции. Из 30 детей у 22 под влиянием фрустратора конструктивность в игре оказалась сниженной, у троих она осталась на прежнем уровне, а пятеро детей играли значительно медленнее, увеличились также затраты времени на те формы поведения, которые были названы уклонением от игры, диверсиями. Методика описанного эксперимента встретила ряд критических замечаний (дети подобраны с пониженным интеллектом, оценка конструктивности субъективна и др.). Обращает на себя внимание и то, что около 20% детей регрессии не показали.

Эксперимент Миллер, Доллард, Бандура: особая форма агрессивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустрирующую ситуацию, причем первоначальное представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда, например, индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.

Пример экспериментального исследования: проверка гипотезы козла отпущения: исследование Н. Миллера и Р. Бугельски, опубликованное в 1948 г. Они просили мужчин-студентов, работавших в американском летнем лагере, высказать свое отношение к японцам и мексиканцам. Половина участников прошла это обследование до начала долгожданного свободного вечера, который было запланировано провести в местном театре. Другой части пришлось вместо посещения театра остаться в лагере для выполнения тестов. По сравнению с контрольной группой, которая не испытала фрустрации, лишенная театра группа продемонстрировала более выраженные предрассудки в отношении этнических меньшинств. Аналогично, англоязычные канадцы, ставшие жертвой неприятного происшествия (человек случайно смахивал со стола их вещи), демонстрировали большую враждебность по отношению к франкоязычным канадцам, чем те, кто не имел подобного опыта.

Конфликт, как и фрустрация, является неотъемлемой принадлеж­ностью повседневной жизни. Сложный вопрос «стоит или нет?» встает пе­ред нами бесчисленное множество раз. Конфликт возникает, когда два и более несовместимых мотива или побуждения конкурируют за реализа­цию в поведении. Более 100 лет тому назад Зигмунд Фрейд предположил, что внутренний конфликт приводит к значительному психологическому дискомфорту. Эта связь между конфликтом и дискомфортом была недав­но измерена более строго в исследованиях Роберта Эммонза и Лоры Кинг.

Они разработали специальный опросник и провели с его помощью два ис­следования для того, чтобы выявить все конфликты, пережитые 88 испыту­емыми. Они нашли, что чем сильнее конфликт, тем более выражены сопут­ствующие ему тревога, депрессия и физические симптомы.

Конфликты разделяются на три вида: приближение—приближение, избегание—избегание и приближение—избегание. Впервые эти виды кон­фликтов описал Курт Левин 1 и тщательно исследовал Нил Миллер 2 .

В конфликте типа приближениеприближение требуется сде­лать выбор между двумя привлекательными целями.

В конфликте избегание избегание человеку приходится выби­рать между двумя непривлекательными целями.

В случае конфликта приближение избегание нужно принять ре­шение о том, стоит ли стремиться к достижению цели, имеющей как привлекательные, так и отталкивающие стороны.

Считается, что изменения в жизни являются основным источником стресса. Перемены в жизни это любые заметные изменения в обсто­ятельствах жизни человека, требующие приспособления к ним.

Почему приятные события, например, переезд в лучший дом, вызы­вают стресс? Согласно Хоулмзу и Раи, это происходит потому, что подоб­ные события вызывают перемены в жизни человека. Они утверждают, что нарушение обычного хода повседневной жизни уже само по себе являет­ся стрессом. Согласно этой теории, изменения в личных взаимоотношени­ях, на работе, в финансовом положении и т.д. вызывают стресс, даже если они, в конечном итоге, ведут к лучшему.

На основе этих данных Хоулмз и Раи 2 разработали шкалу стрессо-генности жизненных событий (Social Readjustment Rating Scale — SRRS) для измерения жизненных перемен, как одной из форм стресса. Она содержит перечень из 43 основных событий в жизни, каждому из которых присвоены числовые значения, отражающие условную величину требуемого приспособления к указанным изменени­ям. Опрашиваемому предлагается отметить, сколько раз в течение опре­деленного промежутка времени (обычно за последний год) он переживал каждое из 43 внесенных в шкалу событий. После этого значения, присво­енные всем отмеченным событиям, складываются. Полученная таким образом сумма считается индексом стресса, связанного с переменами, и испытанного человеком за последний год. SRRS и подобные ей шкалы использовались во множестве исследо­ваний по всему миру. Эти исследования показали, что люди с высоким показателем по SRRS обычно более подвержены многим видам заболе­ваний и у них больше выражены разнообразные психологические пробле­мы 1 .

Позже, однако, эти исследования были подвергнуты критике 2 . Кри­тики отмечали, что SRRS измеряет не только перемены в жизни. Пробле­ма в том, что список жизненных перемен, включенных в SRRS, содержит множество событий, которые явно неприятны или нежелательны (напри­мер, смерть супруга или увольнение с работы). Эти события могут быть источником значительной фрустрации. И хотя шкала включает некото­рые приятные события, весьма возможно, что именно фрустрация, созда­ваемая неприятными событиями, а не изменения сами по себе, создает большую часть стресса, измеряемого данной шкалой.

Чтобы оценить эту возможность, исследователи стали принимать во внимание желательность или нежелательность данных перемен для испы­туемого. Испытуемых просили при заполнении опросника SRRS (или аналогичного ему) отмечать желательность или нежелательность собы­тий. Эти исследования показали, что перемены сами по себе не являются основным параметром, измеряемым SRRS. Нежелательные и неприятные события создавали большую часть стресса, измеряемого SRRS 3 .

Время от времени многие из нас отмечают, что находятся «под дав­лением». Что это означает? Давление включает ожидания или требова­ния других, чтобы мы вели себя определенным образом. Давление бывает двух видов: выполнения и соответствования. Мы находимся под давле­нием выполнения, когда от нас ожидают быстрого, эффективного и успеш­ного выполнения возложенных на нас задач и обязанностей. Например, научные работники находятся под давлением необходимости печатать статьи в престижных журналах. Столь же часто встречается в нашей жизни давление соответствования чьим-то ожиданиям.

Ключевые факторы нашей оценки стресса

Стресс зависит от того, как человек восприни­мает события. На субъективную оценку потенциально стрессовых событий влияет множество факторов. Самых значимых среди них четыре: 1) сте­пень знакомости проблемы, 2) возможность управлять событиями, 3) пред­сказуемость событий и 4) близость угрозы.

Важным фактором в нашей оценке стресса является знакомость, при­вычность стрессовых обстоятельств. Как правило, чем менее знакомым для нас является потенциально стрессовое событие, тем больше оно восприни­мается как угрожающее 3 . Важность знакомости была показана в исследо­вании, где сравнивалась степень физиологического возбуждения у новичков и опытных парашютистов во время подготовки к прыжку 4 . Было показано, что в этот период частота сердцебиений у новичков была больше, чем у опытных парашютистов, что свидетельствовало о большем возбуждении. Первое публичное выступление, первая в жизни серьезная покупка, первый экзамен обычно является большим стрессом, чем все последующие. При­вычность ситуации превращает прошлые волнения в текущую рутину.

Возможность управлять событиями

Еще один фактор, влияющий на оценку стресса, состоит в оценке того, насколько вы можете управлять данным событием.

В исследовании в качестве источника стресса использовали громкие звуки, причем в одной из серий у испытуемых была возможность управления ими, а в другой — нет 2 . В условиях возможности управле­ния испытуемые могли догадаться о последовательности нажатий клавиш, которая временно прекращала звук. Оказалось, что при этом условии ис­пытуемые сообщали о меньшем уровне стресса и напряжения. Более того, объективные измерения показали, что когда испытуемые имели возмож­ность управлять звуком, показатели физиологического возбуждения были меньше, чем при отсутствии такой возможности.

Если вы пережили стрессовое событие — например, вас уволили с ра­боты, то будет ли оно для вас более болезненным, если случилось неожидан­но (непредсказуемый стресс), чем в том случае, когда вы заранее могли предвидеть, что все к этому идет (предсказуемый стресс)? Обычно бывает так, что мы предпочитаем предсказуемый стресс неприятным сюрпризам. Ког­да исследователи подвергали испытуемых стрессу путем предсказуемого и непредсказуемого шума, обычно оказывалось, что испытуемых больше бес­покоил непредсказуемый шум 1 . Серьезные стрессы, такие, как ухудшение здоровья или потеря работы, выглядят менее разрушительными, если их можно предвидеть заранее. Возможно, мы предпочитаем предсказуемость потому, что она позволяет нам подготовится к стрессу.

Однако влияние предсказуемости является сложным. В некоторых ситуациях люди предпочитают не знать о предстоящем стрессе 2 . Например, когда дублеров выставляют на замену более опытных актеров в последнюю минуту, то многие из них говорят: «Хорошо, что получилось так. У меня не было времени, чтобы думать о замене и нервничать». Ценность предсказуе­мости, вероятно, зависит от того, можем ли мы что-то сделать, чтобы подго­товится к стрессу. Если подготовка бесполезна (или мы уже чувствуем себя подготовленными), знание о надвигающемся стрессе заставит нас волновать­ся по поводу грядущих событий, и ситуация покажется нам еще более страшной, чем представлялась до этого.

Близость во времени

Если вы знаете о предстоящем неприятном событии, стресс увеличи­вается по мере того, как это событие приближается. Если проблемы выри­совываются где-то в далеком будущем, то стресс, вызываемый ими, невелик. По мере того, как эти проблемы становятся все ближе и ближе, беспокойство и напряжение, как правило, возрастают 3 . Например, стресс увеличивается с приближением дня экзамена или серьезной операции 4 . В действительнос­ти, стресс может достигнуть пика интенсивности в период ожидания, а не во время самого события. После экзамена студенты часто говорят: «Отвечать гораздо легче, чем ждать и волноваться перед ответом».

Реакции на стресс

Наша реакция на стресс является сложной и многомерной. Стресс воздействует на нас одновременно на нескольких уровнях. Представьте, что вы очень спешите, но вынуждены ехать медленно в плотном потоке машин. Когда вы чертыхаетесь, глядя на дорогу, вы испытываете эмоцио­нальную реакцию — в данном случае раздражение и гнев. Когда ваш пульс убыстряется, а внутри все сжимается, вы испытываете физиологичес­кую реакцию на стресс. А когда вы ругаетесь с другим шофером, ваша вербальная агрессия является поведенческой реакцией на стрессовую си­туацию. Таким образом, мы можем анализировать реакцию на стресс одновременно на трех уровнях: 1) эмоциональном, 2) физиологическом и 3) поведенческом. Эти уровни анализа показаны на рис. 1

Рис. 1. Многоуровневая реакция на стресс

Потенциально стрессогенное событие, например экзамен, вызывает

субъективную когнитивную оценку того, насколько оно является

угрожающим. Если это событие тревожит нас, то возникает

эмоциональная, физиологическая и поведенческая реакции

эмоцииэто сильные, в основном неконтролируемые чувства, сопровождающиеся физиологическими изменениями. В стрессо­вой ситуации мы часто реагируем эмоционально. Обычно стресс вызыва­ет неприятные эмоции.

Хотя стресс может вызвать практически лю­бую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон 4 утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.

Эффекты эмоционального возбуждения. Эмоциональные реакции — естественная и нормальная часть нашей жизни. Даже отрицательные эмо­ции служат важным целям. Подобно физической боли, неприятные эмоции могут служить предупреждением о том, что нам необходимо что-то сде­лать. Однако нужно заметить, что сильное эмоциональное возбуждение мо­жет иногда мешать справиться со стрессом (тут про оптимум активации можно сказать).

Эмоциональные реакции на стресс вызывают серьезные физиологи­ческие изменения в организме. Даже при стрессе средней интенсивности вы можете заметить, что ваше сердце бьется быстрее, дыхание становится затрудненным, и вы потеете больше, чем обычно. Что же происходит? Давайте разберемся.

Реакция «сражайся или беги». Это физиологическая реакция моби­лизации организма для сражения с врагом или бегства. Эта реакция, впервые описана Уолтером Канонном . Реакция «сражайся или беги» запускается симпатической нервной системой. В одном из исследований Каннон изучал эту реакцию на кошках в ситуации конфликта с собакой. Среди прочих вещей, он за­метил ускорение дыхания, увеличение частоты сердцебиения и торможе­ние процессов пищеварения.

Элементы этой реакции можно заметить и у людей. Представьте ситуацию, когда ваша машина чуть не потеряла управление на скорост­ном шоссе. Ваше сердце забьется и кровяное давление подскочит. Воз­можно, у вас пойдут мурашки по коже и «засосет под ложечкой». Эти рефлекторные изменения являются частью реакции «сражайся или беги».

Несомненно, эта рефлекторная реакция унаследована нами от наших далеких предков. У животных она, безусловно, является адаптивной. Встреча с хищниками и прочими опасностями требует именно такого от­вета: сражаться или убегать. Но в человеческом обществе реакция «сра­жайся или беги» гораздо менее полезна. Большинство наших стрессов не может быть преодолено простым бегством или физической дракой. Не­приятности на работе, супружеские проблемы, финансовые неурядицы тре­буют гораздо более сложных действий, направленных на их разрешение. Более того, стресс часто сохраняется на протяжении длительного периода времени, и наша реакция «сражайся или беги» держит нас все это время в состоянии изнуряющего физического возбуждения. На значение дли­тельно продолжающегося физического возбуждения впервые обратил вни­мание Ганс Селье, канадский ученый, внесший существенный вклад в изу­чение проблемы стресса.

Общий адаптационный синдром. В своих экспериментах Селье подвергал лабораторных животных воздействию самых разнообраз­ных стрессоров, как физических, так и психологических (жара, холод, боль, изоляция и т.п.). Картина физиологического возбуждения, демонстрируе­мая животными, была очень сходной независимо от типа стрессора. На этом основании Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспе­цифической. Другими словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation