Что такое стресс работы

Активная социальная жизнь, постоянное нахождение в круговороте событий, семья, работа, — всё это вместе является причиной сильного напряжения и переживания. Вследствие неправильного образа жизни, а также воздействия негативных ситуаций, человек может испытывать стресс, который сам по себе обладает разрушительным воздействием на эмоции и здоровье.

Что такое стресс: понятие

Прежде чем искать способы избавления от негативного воздействия внешних факторов, необходимо узнать, что такое стресс, по каким причинам он возникает и по каким признакам можно судить о его наличии. Стресс можно определить как реакцию организма на различные раздражители. Величина и длительность действия этих раздражителей бывает разной, а их влияние и последствия во многом зависят от индивидуальных особенностей личности и способности справляться с негативными факторами.

Стрессом также называют состояние повышенного напряжения и сильной нагрузки на психику человека. Известно, что вызывать стресс могут не только негативные факторы, хотя они являются наиболее распространенной причиной, но и положительные. Например, перемены в семье, рождение ребенка тоже могут стать причиной, хотя для большинства людей подобные события являются положительными.

Таким образом, стресс определяется как ответ организма на действие стрессоров. Это те факторы и элементы в жизни человека, которые могут непосредственно влиять на его состояние.

Для того чтобы иметь возможность избежать влияния негативных раздражителей на организм, важно знать причины стресса. Большое значение имеет устойчивость человека к внешним раздражителям. На одно и то же событие разные люди реагируют по-разному, соответственно, у одного человека может появиться стресс, а у другого нет. Основные причины:

  • Хроническая усталость, когда остается мало времени на полноценный отдых.
  • Внутренние установки и убеждения человека, не позволяющие адекватно и спокойно реагировать на некоторые раздражители.
  • Травмирующие жизненные ситуации: болезнь родственников и своя, смерть, резкие перемены в жизни.
  • Длительные финансовые проблемы.
  • Несоответствие жизни собственным ожиданиям.
  • Заниженная самооценка человека.
  • Давление со стороны близких людей, особенно в семье.
  • Внутрисемейные разногласия.
  • Проблемы на работе, невозможность найти общий язык с коллегами, конфликты с начальством, невозможность продвижения по карьерной лестнице, если человек ожидает этого.
  • Большое значение имеет тип нервной системы человека и его восприимчивость к раздражителям. Слабая нервная система, низкая самооценка, страхи усугубляют воздействие факторов стресса и приводят к его усилению.

    Как определить наличие стресса: симптомы и признаки

    Теперь необходимо выяснить основные признаки и симптомы стресса, чтобы вовремя начать его профилактику и выведение человека из негативного состояния. Все симптомы можно разделить на несколько категорий:

    Человек, находясь в состоянии стресса, ощущает раздражительность, агрессивность, плаксивость, чувство одиночества. Возможны внезапные и плохо контролируемые вспышки гнева, что ведет к конфликтам с окружающими людьми. Стресс зачастую становится причиной развития депрессивного расстройства, поэтому так важно свести его влияние к минимуму. Наблюдается перемена настроения от хорошего до резко негативного.

    Когнитивные признаки стресса

    Воздействие стрессовых факторов, особенно продолжительное, приводит к ухудшению мышления, памяти, внимания. Человек, находящийся в этом состоянии, хуже решает текущие задачи, ему становится сложнее воспринимать новую информацию, выполнять свои профессиональные обязанности.

    Стресс является причиной нарушения многих функций организма. Появляются головные боли, боли в области сердца, повышается кровяное давление. Часто у человека в состоянии стресса наблюдается бессонница, ухудшение аппетита или его увеличение, что провоцирует изменение в весе. Может наблюдаться сильная усталость и слабость в организме, снижаться половое влечение.

    Человек, находящийся в стрессовой ситуации, может идти на конфликты с другими людьми, не всегда отдавая отчет в собственных действиях. Воздействие стресса на работе люди могут переносить на близких людей, вымещая на них свой гнев. Стресс в семье, в свою очередь, может влиять на эффективность в профессиональной деятельности, а постоянные негативные мысли провоцировать появление ошибок в работе, а иногда и травм. У человека, длительно находящегося в стрессе, могут нарушаться социальные контакты, так как люди начинают избегать его агрессии.

    В медицинской и психологической практике его делят по способу действия: положительная форма и негативная.

    Эустресс — это стресс, вызванный положительными событиями. Его делят на две группы:

    Первый тип возникает, когда человек осознает, что с ним происходит, он понимает стоящие перед ним задачи и видит способы решения. Второй тип предполагает небольшой выброс адреналина, помогающий настроиться и быстро переключиться на решение текущей задачи. Мобилизирующий стресс мы испытываем утром, когда требуется быстро собраться на работу. Это легкие виды стрессов, помогающие бороться с текущими проблемами и активно действовать в окружающем мире.

    При низкой сопротивляемости организма и психики человека к воздействию внешних факторов эустресс может перейти в деструктивный.

    Дистресс — этот вид стресса действует разрушающе на организм человека. Нарушается умственная деятельность, ухудшается физическое здоровье, снижается работоспособность. Его также можно поделить на несколько подтипов.

  • Физиологический . Такой стресс появляется при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды: температуры, погоды, а также внутренних факторов – голода, жажды, болей в различных частях тела.
  • Эмоциональный . Возникает во время ситуаций, когда человек испытывает сильные эмоции, причем они могут быть не только отрицательные, но и положительные. Постоянное испытывание одних и тех же эмоций может вызвать усталость, моральное и психологическое истощение. Этот вид возникает и при наличии сильного воображения, фантазий, которые способны вызвать реальный стресс.
  • Кратковременный . Возникает при внезапном воздействии некоторых факторов, например, резкого испуга. Часто связан с инстинктом самосохранения. Проходит обычно быстро и не имеет после себя последствий. Однако при возникновении сильно травмирующей ситуации стресс может переживаться несколько дней и быть глубоким.
  • Хронический . Это самый опасный тип. Человек ежедневно и систематически подвергается воздействию определенных стрессоров. При этом он привыкает к их присутствию, перестает замечать, однако, они продолжают действовать. Дистресс способен привести к нарушению деятельности организма, различным заболеваниям, нервным срывам. Часто заканчивается развитием депрессии в тяжелой ее форме, вплоть до суицидальных наклонностей.
  • Нервный стресс . Часто наблюдается у людей, предрасположенных к нервным заболеваниям, но может возникать и на фоне сильнейшего напряжения. В данном случае многое зависит от типа нервной системы и то, как человек обычно реагирует на раздражители.
  • Стадии развития стресса

    Развитие проходит в несколько стадий. Может наблюдаться как состояние возбуждения, когда сложно контролировать свои эмоции и действия, так и состояние торможения и безразличия к происходящему. Выделяют 3 стадии стресса:

    Первая стадия — тревога

    Это начальная реакция организма на воздействие раздражителей. Появляется тревога, опасения, настороженность. На этой стадии человек может мобилизировать свои силы для решения ситуации. Длится стадия от нескольких минут до нескольких недель, всё зависит от индивидуальных особенностей психики. В итоге человек может потерять самоконтроль, его поведение изменяется на противоположное от обычного для него, нарастает напряжение, могут нарушиться отношения с близкими людьми и коллегами.

    На этом этапе происходит активация ресурсов организма и сопротивление стрессорам. Находясь на этой стадии, человек способен наиболее эффективно справиться с воздействием раздражителя. Сопротивляемость организма завышена, человек способен к анализу и поиску наиболее эффективного решения.

    Третья стадия стресса — истощение

    Если решение и выход из ситуации не найден, а человеку не удалось справиться со своими эмоциями, то стресс переходит в фазу истощения. Начинает ощущаться сильная усталость, безразличие, отсутствие сил и желания что-либо делать и менять. Большая вероятность возникновения соматических и психологических заболеваний.

    Если человеку хватает собственных ресурсов или он нашел методы борьбы со стрессом, то он выходит из-под его воздействия.

    Психика и сопротивляемость каждого человека к неблагоприятным факторам индивидуальны. Один человек испытывает небольшой стресс и с легкостью находит выход, тогда как другой реагирует на аналогичную ситуацию бурно и агрессивно. Важно научиться вовремя определять наличие стресса и его вид и принимать соответствующие меры. Отдых, смена деятельности, положительные социальные контакты, спорт помогут снизить влияние неблагоприятных факторов и не допустить переход легких форм стресса в хроническую.

    globuslife.ru

    Адаптация к миссионерской жизни

    Стресс – это естественная часть жизни

    Начав что-то новое (например, присоединившись к Церкви или перейдя в новое учебное заведение), вы испытываете радостное волнение в связи с новыми возможностями, а также беспокойство, ведь вы совершенно не знаете, чего следует ожидать. Со временем вы учитесь справляться с возникающими сложностями и в процессе этого растете.

    С миссией дело обстоит так же. Иногда миссия подобна чудесному духовному приключению или, по крайней мере, испытанию, с которым вы сможете справиться. Вы спокойно продвигаетесь вперед с верой, осознавая, что большая часть ощущаемых вами тревог или волнений не вечна. Вам придает мужества знание о том, что со временем вы адаптируетесь, духовно вырастете и разовьете множество новых навыков. Вам становится проще справляться с тем, чего вы прежде боялись. Вы даже начинаете ценить стороны миссионерской жизни, которые раньше казались выходящими за рамки ваших сил. Вы полагаетесь на влияние Духа, возрастаете в уверенности и обретаете радость в служении.

    Однако в других случаях вы можете столкнуться с непредвиденными проблемами или событиями, более затруднительными или неприятными, чем вы думали. Возможно, вы зададитесь вопросом: как их преодолеть? Источники решения, на которые вы прежде полагались, могут оказаться недоступными. Вместо желания приложить старания вы можете ощутить беспокойство, раздражение, упадок сил или разочарование. У вас могут появиться физические симптомы, такие, как боль, расстройство желудка, бессонница или заболевание. У вас могут возникнуть сложности с получением новых знаний или с общением с людьми. Вы можете ощутить разочарование или желание все бросить.

    Подобно указателям на приборной панели автомобиля, которые напоминают о необходимости снизить скорость, заправиться бензином или проверить состояние двигателя, эти симптомы служат сигналами, напоминающими вам о необходимости снизить скорость, наполнить свой духовный «бензобак» и постараться найти новые решения. В этом буклете приводятся рекомендации и рабочие средства, которые могут вам помочь.

    Четыре уровня стресса

    Стресс – это не всегда плохо. На самом деле стресс – это естественная физическая и эмоциональная реакция на изменения и сложности жизни. Стресс необходим для роста. Но когда человек получает слишком сильный стресс на протяжении слишком длительного времени без перерывов, могут возникнуть проблемы.

    В овладении умением эффективно справляться со стрессом вам может помочь знание о четырех уровнях стрессового состояния.

    Признаки того, что вы находитесь на данном уровне

    Уверен(а) в себе, счастлив(а)

    Готов(а) бороться с трудностями

    Быстро прихожу в себя после неудач

    Прекрасно лажу с напарником(-цей)

    Чувствую влияние Духа

    Это – идеальное состояние. Сейчас вы прекрасно справляетесь с повседневными факторами стресса, связанными с миссионерской работой, получением знаний и совершенствованием.

    Продолжайте усердно трудиться и уповать на Господа.

    Напряжен(а), взволнован(а), не уверен(а) в себе, встревожен(а), не подготовлен(а)

    Есть трудности в общении с окружающими

    Сложно почувствовать влияние Духа

    Совершенно нормально иногда находиться на «желтом» уровне.

    Если вы будете проявлять доброту к себе, борясь со сложностями и овладевая новыми навыками, это поможет вам стать сильнее и развить свою способность служить. Продолжайте молиться и служить с верой. Обращайтесь за помощью к Священным Писаниям и выступлениям на Генеральной конференции, своим руководителям округа и зоны и к данному буклету.

    Изможден(а) физически и эмоционально

    Нездоров(а) (например, расстройство желудка)

    Испытываю чувство глубокого разочарования

    Неспособен(-бна) чувствовать влияние Духа

    Никому не нравится находиться на «оранжевом» уровне стресса, но такое состояние редко длится долго.

    Молитесь о руководстве, изучая Священные Писания и применяя идеи этого буклета. Если вы остаетесь на «оранжевом уровне» дольше трех дней, сообщите об этом своему президенту миссии.

    Устойчивое состояние депрессии, паника или тревога

    Проблемы с аппетитом или сном (могут привести к болезни)

    Подавлен(а); неспособен(-бна) продолжать работу

    Кажется, будто Бог оставил меня

    Если вы находитесь на этом уровне, обратитесь за помощью к своему президенту миссии.

    Попросите у своего напарника или руководителя округа благословение священства. Можно уделить некоторое время ведению личного дневника, размышлениям над предложениями из данной книги, молитве и, возможно, отдыху от самых сложных реалий миссионерской работы, пока вам не представится шанс побеседовать со своим президентом миссии.

    Во время миссии в различные моменты вы можете переходить на различные уровни стресса. Сегодня вы можете чувствовать, что находитесь на «оранжевом» уровне, а завтра – вернуться на «зеленый». Цель данного буклета состоит в том, чтобы помочь вам оставаться на «зеленом» уровне или вернуться на него.

    Фото бензинометра © Tetra Images/getty images

    Аспекты миссионерской работы

    Служа «со всем вашим сердцем, мощью, разумом и силой» (У. и З. 4:2), вы будете получать огромные благословения. Заниматься миссионерской работой нелегко. Аспекты миссионерской работы можно разделить на несколько категорий:

    Находить общий язык с людьми

    Выходить за пределы зоны комфорта

    Режим питания и физическая нагрузка

    Изменить образ мыслей

    Общие (см. стр. 17–22). На миссии вас ждет множество изменений и переходных периодов. Привычные способы преодоления затруднений не всегда оказываются доступными, и приходится овладевать новыми навыками. Вечера и выходные дни, когда прежде можно было расслабиться, превращаются в наиболее занятое время. Вы можете испытывать неловкость. Временами вам приходится несладко. Вы можете задаваться вопросом, как помочь другим миссионерам, которым трудно.

    Физические (см. стр. 23–28). Возможно, вам приходится проводить на ногах по 11–12 часов в день: ходить пешком, ездить на велосипеде, подниматься по ступенькам и просто стоять. Возможно, вы спите меньше, чем до миссии. Пища может быть вам незнакомой. Вы проводите время на улице в ненастье и сталкиваетесь с прежде неизвестными возбудителями болезней. Даже сам факт новизны ситуации может вызывать утомление.

    Эмоциональные (см. стр. 29–34). Вы можете испытывать беспокойство по поводу всех своих обязанностей, и вам может быть трудно расслабиться. Вы можете начать тосковать по дому, ощутить досаду, впасть в уныние или страдать от одиночества. Вы можете столкнуться с неприятием, разочарованием или даже опасностью. Вы можете переживать за своих родных и друзей, ведь вас нет рядом, чтобы им помочь.

    Социальные (см. стр. 35–39). Вы будете жить бок о бок с напарником(-цей), с которым(-ой) у вас может быть, а может и не быть много общего. Вы должны обращаться к незнакомым людям, общаться с церковными руководителями, быстро познакомиться с прихожанами и научиться относиться к интересующимся с любовью.

    Интеллектуальные (см. стр. 41–43). Возможно, вам приходится изучать новый язык. Вам потребуется усвоить уроки и отрывки Священных Писаний, оттачивать навыки обучения и решать возникающие проблемы. Вам придется заниматься планированием, ставить и достигать цели, приспосабливаться к изменениям и решать разнообразные практические задачи.

    Духовные (см. стр. 45–49). Вам придется напрягать свои силы, чтобы укрепить свидетельство, противостоять искушению и научиться ощущать и распознавать влияние Духа. Вам потребуется смиренно выслушивать назидания, каяться, сталкиваться лицом к лицу со своими слабостями, испытывать сожаление и полагаться на Господа как никогда прежде.

    Ваш жизненный опыт может благословлять окружающих

    Читая следующий фрагмент выступления Президента Гордона Б. Хинкли, подумайте о том, как ваш опыт стрессовых ситуаций во время миссии (новые люди, новый язык, новая культура) может помочь вам лучше понять стресс, который испытывают многие новообращенные (новые друзья, новый лексикон, новая культура). Поняв все это, как вы можете задействовать других прихожан, чтобы помочь новообращенным легче перенести изменения? Запишите свои мысли в рабочей тетради.

    «Однажды я получил очень интересное письмо. Его написала женщина, присоединившаяся к Церкви год назад. Она пишет:

    ‘Мой путь в Церковь был уникален и достаточно сложен. Этот прошедший год стал самым трудным в моей жизни. Но он также был и наиболее стоящим. Как у нового члена Церкви, мои испытания продолжаются каждый день’.

    Продолжая свой рассказ, она пишет, что, присоединившись к Церкви, не почувствовала поддержки со стороны руководства своего прихода. Казалось, епископ был равнодушен к ней как новому члену Церкви. Почувствовав себя никому не нужной, она вновь обратилась к президенту своей миссии, открывшему перед ней новые возможности.

    Она пишет: ‘Члены Церкви не понимают, что это значит – быть новым членом Церкви. Поэтому для них почти невозможно узнать, как поддерживать нас’.

    Я ставлю перед вами, мои братья и сестры, задачу: если вы не знаете, как чувствуют себя такие люди, то попытайтесь представить себе это. Можно чувствовать себя ужасно одиноко, испытывать разочарование, даже страх. Мы, члены этой Церкви, отличаемся от мира гораздо сильнее, чем нам кажется. Эта женщина пишет: ‘Когда мы, интересующиеся, становимся членами Церкви, то с удивлением обнаруживаем, что вошли в совершенно другой мир, мир со своими традициями, культурой и языком. Мы обнаруживаем, что не существует ни одного человека и ни одного места, куда можно было бы обратиться за советом во время нашего путешествия в этот новый мир. Вначале путешествие кажется захватывающим, наши ошибки – даже забавными, но затем приходит огорчение, и в конце концов огорчение перерастает в гнев. Именно на этих стадиях огорчения и гнева мы уходим. Мы возвращаемся в мир, из которого пришли, где мы знали свою роль, которому отдавали свои силы и на языке которого могли разговаривать’» («Искать агнцев, пасти овец» Лиахона, июль 1999 г., стр. 122, курсив составителей; см. также Проповедовать Евангелие Мое [2004], стр. 244–245 [Задание: самостоятельные или совместные с напарником занятия]).

    Ресурсы, которые помогут не терять равновесия

    Располагая ресурсами, помогающими реализовать аспекты миссионерской работы, вы сможете расти и исполнять свою часть дела, оставаясь при этом на «зеленом» уровне. Иногда такого равновесия можно достичь, отказавшись от излишней требовательности, например, нереалистических ожиданий от самого себя или от беспокойства о мнении окружающих. Однако со многими из аспектов миссионерской работы ничего поделать нельзя. Вам понадобится овладевать новым материалом, находить общий язык с людьми, повиноваться правилам, обучать и свидетельствовать и выходить за пределы своей зоны комфорта.

    Можно поддерживать равновесие, развивая свои способности отвечать на новые требования. В числе некоторых важнейших ресурсов, отвечающих аспектам миссионерской работы, можно назвать молитву, изучение Священных Писаний, руководство Святого Духа и служение окружающим. Вот некоторые дополнительные ресурсы: «Проповедовать Евангелие Мое», помощь руководителей миссии и многое другое, что вы найдете в этом буклете.

    Используя эти ресурсы, вы сможете полагаться на Спасителя Иисуса Христа и Его Искупление. Он – самый главный источник помощи, позволяющий отвечать на все аспекты миссионерской работы и справляться с ее стрессами.

    «Я часто говорил, что один из величайших секретов миссионерской работы – это работа! Когда миссионер трудится, он обретает Духа; если он обретает Духа, он учит с помощью Духа; и когда он учит с помощью Духа, он находит путь к сердцам людей, он находит счастье. Он не испытывает тоски по дому, беспокойства за семью, ибо все его время, все таланты и интересы сосредоточены на служении. Работа, работа, работа – ей нет удовлетворительной замены, особенно в миссионерской работе».

    —Президент Эзра Тафт Бенсон, The Teachings of Ezra Taft Benson (1988), 200

    Помните: Небесный Отец любит вас. Полагайтесь на Него и на способность Искупления Иисуса Христа исцелить и избавить вас. У Бога есть совершенный план для Своих несовершенных детей; это и есть благая весть, которую вы несете миру. Не забывайте о таких обещаниях: «Истинно, истинно говорю Я вам, как Я сказал и ученикам Моим: где двое или трое собраны во имя Мое ради дела одного, вот, там буду Я среди них – так же, как Я сейчас среди вас.

    Не бойтесь делать добро… ибо что посеете, то и пожнете; а потому, если добро сеете, добро и пожнете себе в награду.

    А потому, не бойся, малое стадо; делайте добро; пусть Земля и ад объединятся против вас, ибо, если вы основаны на камне Моем, они не смогут вас одолеть.

    Вот, Я не осуждаю вас; идите своим путем и впредь не грешите; исполняйте со здравомыслием работу, которую Я повелел вам.

    В каждой мысли обращайтесь ко Мне; не сомневайтесь, не бойтесь.

    Смотрите на раны, пронзившие тело Мое, а также на следы гвоздей на руках и ногах Моих; будьте верны, соблюдайте заповеди Мои, и вы унаследуете Царство Небесное» (У. и З. 6:32–37).

    Если вы чувствуете, что находитесь в состоянии сильного стресса, заполните формуляр «Самооценка состояния», который приводится на следующей странице этого справочника. Он поможет вам разрешить конкретные трудности. При необходимости вернитесь к другим разделам.

    www.lds.org

    Что такое стресс-эхокардиография

    Стресс-эхокардиография, как метод исследования сердечной деятельности, впервые была применена в последней четверти XX столетия. Дальнейшее совершенствование методики, позволило ей стать одним из информативных и доступных кардиологических обследований. Диагностика представляет собой интеграцию ультразвука и искусственной стресс-нагрузки, заставляющей миокард сокращаться в усиленном режиме. Это позволяет наглядно увидеть те участки сердца, которые не справляются с повышенной активностью, следовательно, не являются здоровыми.

    Стресс-эхокардиография. Что это такое, можно понять из названия диагностики. «Эхокардиография» – это УЗ-исследование сердца, «стресс» означает, искусственную стимуляцию энергичной работы органа. Основное поле деятельности стресс-ЭхоКГ – это изучение и диагностика ишемической патологии сердца. Первоначальный признак ишемической болезни – очаговые нарушения сокращений миокарда, не всегда, визуализируются на электрокардиограмме. ИБС (ишемическая болезнь сердца) развивается из-за дефицита снабжения органа кислородом.

    Этот фактор проявляется постепенно:

  • нарушается сократительная активность пораженного участка миокарда;
  • появляются сбои на электрокардиограмме;
  • начинает беспокоить болезненное сдавливание за грудиной.
  • Спровоцировав нагрузку, врач-узист, определяет участки, пораженные ИБС еще до того, как это выявит ЭКГ. На мониторе УЗ-аппарата наглядно отображаются внешние признаки патологии. Аналогичные исследования сердечной деятельности с применением нагрузки: велоэргометрия (ЭКГ с велотренировкой) или тредмил (кардиограмма с пробой на беговой дорожке), обладают меньшей информативностью.

    Для получения информативного изображения могут использоваться следующие режимы: простой М-режим отображает эскизный вид сердца, визуализирует толщину стенок, величину желудочков и предсердий, эходопплеркардиография дает оценку работе кровяных сосудов и скорости циркуляции крови, на экране – изображение черно-белое, или допплеровское картирование в цвете, 2D и 3D-эхокардиография – двухмерная или трехмерная картинка сердца. Выбор режима зависит от врача-кардиолога, и степени оснащения больницы необходимой аппаратурой и инвентарем.

    Разновидности нагрузочного теста

    Цель нагрузки – принудительно заставить миокард сокращаться в учащенном темпе. Тест-проба может быть:

  • динамическая (физическая) – выполнение определенного комплекса упражнений;
  • фармакологическая – применение специального медикаментозного препарата, заставляющего сердце быстрее биться;
  • электрическая – чреспищеводная стимуляция электротоком.
  • В редких случаях используется гипервентиляционная проба и тестирование холодом. Независимо от того, какая нагрузка применяется при исследовании, первично обязательно выполняется УЗИ сердца в состоянии покоя. Это необходимо для дальнейшего сравнения результатов (с нагрузкой и без нее).

    Нагрузочный эффект при данном тестировании осуществляется с помощью велотренажера с дозированной нагрузкой (велоэргометра), может выполняться пациентом в вертикальном (сидячем) положении и горизонтальном (лежачем), беговой дорожки, оснащенной электромотором (тредмила). Проба с физической нагрузкой более информативна при определении выносливости миокарда. Недостатком теста на беговой дорожке является невозможность наглядно оценить сокращение тех, или иных участков сердечной мышцы при интенсивном движении пациента. Исследование можно произвести до тренировки, и после нее. Тредмил останавливают при предельном учащении пульса.

    Физическая нагрузка с применением велоэргометра – наиболее безопасный и информативный вариант обследования

    Проба с велонагрузкой позволяет увидеть на мониторе изображение миокарда именно в период его усиленной работы, и выявить очаговые поражения. Тест на велоэргометре в горизонтальном положении человека, считается более содержательным. Тренировку прекращают, когда участки сердца с патологией проявляются на УЗ-мониторе. Сигналом к остановке служит сбой сокращаемости миокарда более, чем на трех участках.

    Использование медицинских препаратов в качестве активаторов сердечной деятельности, чаще всего, обусловлено неспособностью пациентов, выдержать спортивную нагрузку. Причиной могут быть заболевания сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания. Данный тест применяется для определения работоспособности миокарда и в период подготовки пациента к операции на сердце.

    Для проведения тестирования применяются следующие медикаменты:

  • Дипиридамол. Препарат с сосудорасширяющим эффектом. Инъекцию производят внутривенно, последовательно увеличивая дозировку лекарства. В случае отсутствия реакции (учащения пульса), дополнительно применяется атропин. Спустя две минуты после первого укола, делают еще один – Аминофиллин. Обычно, нарушение сокращений миокарда проявляется именно в этот период.
  • Добутамин. Стресс-проба с Добутамином применяется чаще, поскольку препарат является сильнейшим имитатором физической активности сердца. В результате его введения быстро развивается гипоксия (кислородная недостаточность), что приводит к ишемии нездоровых сегментов миокарда.
  • Аденозин. Действие лекарственного средства идентично Дипиридамолу.
  • ЧПЭХО-КГ (чреспищеводная эхокардиография) базируется на введение через пищевод электрода, и подачи импульсов на сердечную мышцу. Электроды, зафиксированные на грудной клетке пациента, регистрируют ритмичность сокращений во время процедуры. Анализ полученных показателей позволяет выявить наиболее уязвимые участки сердца.

    Проведение стресс-эхокардиографии с чреспищеводной пробой

    Назначение обследования

    Предположение на наличие у пациента ишемической болезни либо оценка состояния сердца при ИБС, диагностированной ранее являются основными показаниями к проведению стресс-ЭхоКГ. Кроме этого, пациент может быть направлен на процедуру в следующих случаях:

  • плановое хирургическое вмешательство (ангиопластика, коронарное шунтирование, стентирование);
  • постинфарктное состояние;
  • неудовлетворительные результаты электрокардиограммы;
  • контроль терапии ИБС;
  • оценка динамики развития сердечных патологий;
  • плановое обследование (для профессиональных спортсменов);
  • определение митральных пороков (нарушение функций и анатомии клапанов).
  • Обследование может быть назначено пациенту в рамках ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия).

    Существует три вида противопоказаний к стресс-эхокардиографии: абсолютные, релятивные (относительные), нагрузочно-индивидуальные (когда запрещается применение той или иной пробы). Абсолютные:

  • клиническая форма ИБС с развитием некроза (инфаркт);
  • выпячивание стенки сердца или аорты (аневризма);
  • стенокардия, не имеющая стабильного характера;
  • сужение аорты (стеноз);
  • воспалительное поражение сердечной мышцы или серозной оболочки сердца (миокардит, перикардит);
  • сердечная декомпенсация;
  • тяжелая форма сахарного диабета;
  • перинатальный период у женщин;
  • психопатические расстройства.
  • Релятивные: простудно-вирусные инфекции, нарушение сердечного ритма (брадикардия, тахикардия), гипертония, сужение сердечных клапанов (стеноз). Нагрузочные: для физической пробы: ожирение, гипертензия, тахикардия, для фарматеста: аллергические реакции, астма, для ЧПЭХО-КГ: расстройство глотания (дисфагия), хронические болезни пищевода, глаукома, нарушение проведения электрического импульса (атриовентрикулярная блокада). При наличии противопоказаний целесообразно провести обычное УЗИ сердца и сделать ЭКГ.

    Подготовка и проведение ЭхоКГ

    Специальная подготовка к процедуре включает: отмену некоторых сердечных препаратов (на усмотрение кардиолога),отказ от кофе, энергетических напитков, физических упражнений и никотина в день обследования. Последний прием пищи должен быть не менее, чем за четыре часа до исследования. Перед стрес-эхокардиографией необходимо уведомить медицинского специалиста о присутствии кардиостимулятора, приеме лекарственных средств, предполагаемой беременности, хронических заболеваниях (касающихся не только сердца).

    Воспалительные заболевания (миокардит, перикардит) являются абсолютными противопоказаниями к проведению стресс-ЭхоКГ

    Временной интервал исследования составляет от 40 минут до часа. Первоначально, производится ультразвук сердца без искусственной стимуляции. Показатели фиксируются и пациент приступает ко второму этапу – ЭхоКГ с нагрузочной пробой. При фарматесте и велотренировке лежа, показания снимаются непрерывно. Исследование с применением темдила или велотренажера в положении сидя, предполагает выполнение повторного УЗИ после тренировочной пробы.

    Увеличение нагрузки рекомендовано постепенное, каждые пару минут прибавляют темп на тренажере (или вводят дозу медикамента). В нагрузочном режиме пациент проводит около четверти часа. Далее, делают кардиоэхографию в процессе восстановления сердечной деятельности. Досрочно завершить процедуру следует:

    • при ярко выраженной одышке;
    • при появлении головокружения и тошноты;
    • болях в области груди;
    • неспособности продолжать в силу мышечной слабости.
    • Данные симптомы могут проявиться независимо от вида стресс-нагрузки. Для восстановления деятельности миокарда, после процедуры, могут понадобиться дополнительные медикаменты. Контроль над пациентом осуществляется до полной нормализации состояния. Сравнительный анализ полученных результатов производится доктором.

      Возможные осложнения

      В редких случаях возможны следующие негативные проявления: судорожный синдром, высокочастотное сокращение сердечных желудочков (фибриляция), ишемический приступ, резкое снижение/повышение давления. В диагностическом кабинете должно быть предусмотрено все необходимое для экстренной реанимационной помощи. Стресс-Эхокардиография – это процедура, которая проводится только профессионально подготовленными медицинскими специалистами, и строго по рекомендации лечащего кардиолога.

      diametod.ru

      Подробное пояснение, что такое стресс, каких видов он бывает, каковы его причины и симптомы, и как с ним бороться.

      Я давно хотела написать статью о том, что такое стресс.

      А знаете почему?

      Потому что этим словом, словно щитом, часто любят прикрывать свою неспособность работать, решать проблемы, выполнять свои прямые обязанности лентяи, истерички, хитропопые и прочие бесполезные личности.

      Я решила раз и навсегда расставить все точки над «и», и объяснить историю происхождения, симптомы, причины возникновения, виды стресса и способы с ним бороться.

      Ах, у меня стресс, хотя я понятия не имею, что это такое

      Я не случайно завела разговор о неприятных людях, что любят прикрываться стрессом.

      С одной такой я работала. Это было глупейшее создания, устроенное в нашу компанию по знакомству, которое не могло выполнить ни единой задачи. Звали ее Люся.

      И вот когда задание руководства казалось ей особенно сложным или поджимал дедлайн, Люся впадала в нервическое состояние и кричала всем вокруг: «У меня стресс. Я не могу ничего делать».

      В один прекрасный момент начальник понял, что даже многолетняя дружба с дядей Люси не заставит его держать у себя в штате это бесполезное создание и с отповедью в стиле «да ты хоть знаешь, что такое стресс, лентяйка» уволил барышню.

      Мы все вздохнули с облегчением, потому что такое ценное сотрудничество, когда тебе приходится выполнять не только свою работу, но и Люсину, нас всех утомляло.

      Что такое стресс, и каких он бывает видов?

      Само слово «стресс» – это калька от английского stress, что переводится, как напряжение, нагрузка, давление.

      То есть, стресс – это реакция человеческого организма, который долгое время находится под давлением неблагоприятных факторов и воздействием больших нагрузок.

      В зависимости от эмоциональной составляющей (позитивной или негативной) выделяют:

      Эустрессы – это полезные стрессы, которые дают положительный толчок энергии нашему организму.

      Ни для кого не секрет, что небольшая доза адреналина полезна человеческому организму, чтобы он взбодрился, встряхнулся, проснулся наконец.

      Дистрессы – вредные стрессы, которые вызывает перенапряжение.

      Единичные дистрессы не наносят большого вреда организму, но если вы длительное время не выходите из этого состояния, то стресс может перерасти во что-то более опасное, депрессию, например.

      Также классифицируют стрессы в зависимости от факторов, которые провоцируют их появление:

      Наиболее часто возникает тогда, когда человек не может наладить взаимодействие с социумом.

      Причина его возникновения – излишне сильные эмоции (как положительные, так и негативные), с которыми человек не может справиться.

    • Информационный – реакция организма на какую-то неожиданную информацию, чаще всего – негативную.
    • Управленческий – беда всех руководителей, которым ежедневно приходится принимать важные решения.

    Кто первым понял, что такое стресс?

    Конечно, стресс существовал всегда.

    Наверняка еще первобытные люди, которым долго не удавалось поймать мамонта, страдали от нервного напряжения и стресса, хотя сами и не понимали состояния своего организма.

    Но вплотную исследованием этой проблемы занялись лишь в первой половине ХХ века.

    Впервые понять и описать, что такое стресс, удалось лауреату премии Нобеля Гансу Селье в 1936 году. До него термин «стресс» использовался как технический и означал сопротивление какого-то материала внешнему давлению.

    Селье решил, что все это применимо к человеческому организму и начал исследования, к счастью, не на людях, а – на крысах.

    Защитники животных наверняка назовут нобелевского лауреата садистом и живодером и будут где-то правы, однако наука часто немилосердна к братьям нашим меньшим.

    Опыты Селье заключались в том, что он мучил крыс различными способами (громкий звук, обездвиживание, ток, вода), а затем делал вскрытие подопытного грызуна, которое показывало, что внутренние органы крысы видоизменились, чаще всего у них обнаруживалась язва желудка.

    Так, Селье сделал выводы, что внутренние органы крыс поддаются патологиям не от самого воздействия электрического тока, воды или громкого шума, а в результате реакции организма грызунов на них.

    Увы, понять, что такое стресс, удалось именно благодаря бесчеловечным опытам ученого.

    Как понять, что у тебя именно стресс?

    Стресс имеет свои ярко выраженные симптомы, поэтому прикрывать свою глупость, лень, нежелание брать на себя ответственность реакцией своего организма на внешнее давление – значит обманывать себя.

    Вы можете смело утверждать, что у вас стресс, если вы:

    1. Постоянно чувствуете себя усталым и разбитым.
    2. Замечаете, что ваша способность запоминать новую информацию ухудшилась, и вы даже стали забывать то, что знали раньше.
    3. Стали плохо спать.
    4. Потеряли аппетит или наоборот поглощаете громадные порции.
    5. Не можете избавиться от чувства тревожности и навязчивой мысли, что скоро произойдет что-то плохое.
    6. Говорите в быстром темпе, что ранее было вам не свойственно.
    7. Перестали реагировать на смешные шутки и находитесь в подавленном состоянии.
    8. Никогда не бываете удовлетворенны результатам своей работы.
    9. Жалуетесь на головные боли или рези в желудке.
    10. Не можете сосредоточиться.
    11. Легко впадаете в состояние ярости.
    12. Стали выполнять даже простою работу гораздо дольше, чем раньше.
    13. Совершаете глупые ошибки.
    14. Проявляете упрямство там, где этого делать не нужно.
    15. Жалеете себя и считаете, что ваша жизнь не удалась.
    16. По отдельности каждый из этих симптомов нестрашен, но диагностирование у себя хотя бы 5 признаков из списка должно заставить вас задуматься: а не стресс ли у меня.

      Причины возникновения стресса

      Конечно, реакция человеческого организма в виде стресса не появляется сама по себе.

      Стресс возникает по вполне объективным причинам:

    17. Большое количество обязанностей, с которыми вам не под силу справиться.
    18. Невозможность длительное время отдохнуть и отоспаться.
    19. Плохая экономическая или политическая обстановка в стране, поэтому большинство новостей несут негативную информацию.
    20. Ссора с кем-то из близких людей.
    21. Негативные изменения в личной или профессиональной жизни: измена второй половинки, увольнение, развод, понижение в должности и т.д.
    22. Ухудшение материального состояния.
    23. Навязчивые мысли о совершенных ранее ошибках, ненужное самокопание в прошлом, неправильно восприятие негативного опыта.
    24. Длительная болезнь и плохое самочувствие.
    25. Прокрастинация – постоянное откладывание дел до появления завала, который уже не разгрести.
    26. Череда мелких неудач.

    Рекомендуем к просмотру интересный видеосюжет,

    как стресс влияет на организм человека и может ли он привести к смерти:

    Как бороться со стрессом?

    Какая бы из причин не привела к появлению стресса, вы должны найти такое лекарство, чтобы быстро нормализировать состояние своего организма и больше никогда не страдать от этой пакости.

  • Здоровый сон и полноценный отдых организма.
  • Физическая активность, медитация и дыхательные упражнения.
  • Правильное питание: побольше витаминов (зелень, овощи, фрукты), орехов, рыбы, печени, злаковых, меда, кисломолочных продуктов. Поменьше сладостей, мучного, жирного, жареного, копченого.
  • Планирование времени и составление списка дел, чтобы не допускать их накопления.
  • Научиться «переступать» через проблемы, которые вы не в состоянии решить.

    Полюбите пословицу «Что не убивает нас, то делает нас сильнее» или «Испытаний не может быть больше, чем я смогу вынести».

    Решать проблемы, пока они не перешли в категорию неразрешимых.

    Например, если мотор машины издает странный звук, то нужно немедленно отправляться на автосервис, а не ждать, пока авто станет и в ремонт придется вложить громадные деньги.

    Устранение причин стресса.

    Устали – отдохните, слишком много обязанностей – отдайте часть кому-то, поссорились с мужем – помиритесь и т.д.

  • Видеть позитив даже в негативных моментах.

    Фильтровать информацию, которую вы поглощаете.

    Вы не несете ответственность за весь негатив человечества.

  • Верить, что все у вас будет хорошо, ведь вы, как никто, заслуживаете счастья.
  • Теперь вы знаете, что такое стресс и, надеюсь, не станете козырять этим словечком к месту и не к месту.

    dnevnyk-uspeha.com

    Стресс (что такое, причины, степени)

    Что такое стресс? Каковы причины и физиологические механизмы его развития? Какие степени выделяют врачи? Обо всем об этом речь пойдет ниже.

    Стресс — это нервно-психическое напряжение, суть которого заключается в адаптации организма к меняющимся условиям среды (положительное значение). Чрезмерное воздействие среды ведет к дезадаптации и возникновению болезней (отрицательное значение).

    Физиологические механизмы стресса

    Вся жизнь человека, любая его деятельность эмоционально окрашены. Все поступки имеют целью приспособление организма к условиям внешней среды, запросам внутренней среды организма и удовлетворение потребностей. Схематически механизмы поведенческой реакции можно представить следующим образом:

    раздражение, идущее из внешней или внутренней среды организма ? эмоционально окрашенное (приятное или неприятное) ощущение ? осознанное корой головного мозга ощущение в виде потребности.

    Жизненно важная потребность приводит к активации таламогипоталамической области и развитию эмоционального возбуждения, при котором в коре головного мозга формируется доминирующая мотивация, поддерживающая возбуждение в подкорковых образованиях. Очаг возбуждения в подкорке усиливает вызванное потребностью возбуждение в коре, что в совокупности формирует эмоциональную реакцию. Биологический смысл эмоционального возбуждения состоит в подготовке организма, связанной со стремлением удовлетворить потребности, и включает в себя мобилизацию энергетических ресурсов организма и активацию функциональных систем, обеспечивающих оптимальные условия адаптации организма.

    Стрессы и потребности

    Несмотря на то что общепризнанна ключевая роль потребностей, как причины стресса, пока отсутствует общепринятая классификация потребностей человека. Все потребности человека можно разделить на:

    Внутренние потребности в свою очередь можно разделить на:

  • естественные (голод, жажда, ощущение холода и др.);
  • патологические, связанные с болезнью потребности.
  • На внутренних (особенно связанных с болезнью) потребностях останавливаться мы не будем, так как они в значительно меньшей степени зависят от человека, чем внешние потребности.

    Внешние потребности делят на:

    Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями. Неудовлетворенная потребность приводит к проявлению отрицательных эмоций. Удовлетворению желания могут мешать различные внешние причины. Препятствовать удовлетворению потребности могут воспитанные в человеке нормы поведения.

    Набор потребностей сугубо индивидуален, причем одна из основных характеристик личности — направленность потребностей. Чем богаче духовный мир человека, тем больше представлены духовные потребности и тем меньше вероятность возникновения правонарушений, нарушения норм общественной морали, потребления наркотиков и алкоголя, а в итоге — меньше отрицательных влияний на здоровье человека.

    Выраженные эмоциональные реакции возникают при нарушении сбалансированности системы «человек-среда», когда нарушается сложившаяся система удовлетворения потребностей или повышается вероятность этого нарушения. Значение такой ситуации для возникновения эмоционального возбуждения будет тем больше и резче, чем больше необычность ситуации (то есть степень различия между прежними и новыми условиями среды). Все это приводит к появлению тревоги, которая может рассматриваться как одно из проявлений психического стресса.

    Эмоциональное возбуждение и эмоциональная реакция формируют нервно-психическое напряжение, вызывающее у здорового человека активную реакцию, при которой собраны все силы для выхода из создавшейся ситуации, поведение целенаправленно, мобилизованы все системы жизнеобеспечения организма. Пассивная реакция на воздействия внешней среды, отказ от поиска выхода из конфликтной ситуации, гасит состояние физической и нервной готовности к активной деятельности, что при повторении такой ситуации сопровождается уменьшением резервов организма.

    Среди наиболее частых причин стресса с развитием впоследствии у значительной части лиц соматической патологии нужно отметить следующее. Причиной нервно-психического напряжения может быть появление значительных или скопление в одно время менее значительных событий и перемен в жизни, которые оказывают существенное влияние на образ жизни человека и меняют его. Это чувство ответственности за выполнение определенных заданий, за безопасность и здоровье других людей, опасения в отношении негативных последствий выполненной работы, так называемое «давление работы».

    К возникновению стресса и различных психосоматических заболеваний могут приводить состояние неопределенности, угрожающие жизни ситуации и другие виды серьезных психических страданий, связанных, в частности, с выполнением не свойственной данному человеку роли, или когда человек своим образованием и воспитанием не подготовлен к требованиям, предъявляемым ему сложившейся жизненной ситуацией. С.X. Хайдарлиу приводит ряд причин возникновения стресса на производстве:

  • изменение профиля работы,
  • уход с работы,
  • большие изменения в графике работы,
  • высокая ответственность,
  • снижение ответственности,
  • неприятности с начальником,
  • неприятности с коллегами,
  • отсутствие работы больше одного месяца.
  • Неспецифическое действие шума может вызвать нервно-психическое напряжение, при этом повышается риск возникновения артериальной гипертензии. В шумных работах более высок уровень невротических заболеваний.

    Выделяют три стадии стресса по Селье:

  • стадию тревоги,
  • стадию резистентности (или адаптации),
  • стадию истощения.
  • Для стадии тревоги Ганс Селье считал характерным уменьшение размеров вилочковой железы (тимуса) и других лимфоидных органов, эозинопения, язвообразование в ЖКТ и т.д.

    Совершенно иные изменения наблюдаются в стадии резистентности: увеличивается масса надпочечников, в них вновь появляются гранулы жира, нормализуются водный и минеральный обмены. Если раздражитель слабый, то стадия резистентности может продолжаться длительный срок, организм постепенно адаптируется, приобретаются новые свойства.

    Если раздражитель сильный, действует длительное время и адаптации организма к этим новым условиям не наступает, развивается стадия истощения, которая сходна со стадией тревоги, но выражена более значительно и может закончиться смертью подвергшегося стрессу человека.

    Влияние нервно-психического напряжения на состояние человека зависит от степени его выраженности. В настоящее время выделяют четыре степени стресса:

  • 1 степень не патогенна; напротив, она тренирует, закаляет.
  • 2 степень тоже полезна, но при условии, если при этом нервно-психическое напряжение заканчивается разрядкой.
  • 3 степень несомненно вредна, так как вызывает угнетение.
  • 4 степень является патологическим состоянием и сопровождается болезнью.
  • Механизмы развития и причины стресса изучались многими специалистами, в частности Т.А. Немчиным, наиболее полно анализирующим эту важную проблему.

    Для выявления самых существенных признаков стресса на протяжении 3 лет Т.А. Немчиным было проведено 6 серий исследований с предъявлением каждому из 700 испытуемых (500 здоровых и 200 больных неврозами) списка с просьбой указать, какие признаки характерны для его состояния. Из 120 признаков нервно-психического напряжения систематически выбиралось лишь 30 признаков, которые и были признаны наиболее информативными для характеристики этого состояния. По данным частотного и факторного анализов, наиболее важными оказались те, что отражают изменения в психических процессах (во внимании, в памяти, мышлении, координации движения и волевых качествах личности), а также изменения в состоянии наиболее важных систем организма, обеспечивающих его энергетический баланс (сердечно-сосудистой и терморегулирующей).

    Результаты исследований Т.А. Немчина показали, что слабый стресс (1 степени) не сопровождается существенными сдвигами в характеристиках познавательной деятельности, а это свидетельствует об отсутствии выраженной мобилизации психики испытуемых в сложной ситуации. Характеристики ориентировочной реакции и электроэнцефалографии у здоровых испытуемых при слабом нервно-психическом напряжении практически не отличаются от нормальных. Гемодинамические и температурные характеристики совпадают с нормальными или близки им.

    При умеренном стрессе (2 степени) отмечены значительные, статистически достоверные сдвиги в сторону повышения продуктивности познавательной деятельности. Возросли объем, устойчивость, концентрация и продуктивность внимания при снижении его переключаемости. У лиц старше 30 лет рост продуктивности был значительнее, чем у молодых. У мужчин эти процессы выражены сильнее, чем у женщин. Показатели логического и конструктивного мышления при стрессе 2 степени также достоверно выше, чем при 1 степени. Одновременно улучшается координация движений и возрастает волевое усилие. Мобилизация психомоторной сферы при нервно-психическом напряжении 2 степени обеспечивается усилением регуляторной роли доминантного, левого полушария головного мозга и снижением вариативности психомоторных характеристик. Значительно сокращается скрытый период ориентировочной реакции, увеличиваются амплитуда и время первого колебания, а также количество колебаний в единицу времени на электроэнцефалограмме. Это свидетельствует об:

  • активизации ориентировочной деятельности,
  • повышении активности глубоких структур мозга,
  • переходе мозга на более высокий уровень функциональной активности,
  • активизации сенсорных процессов,
  • возрастании готовности к приему новой информации.
  • Полученные у здоровых характеристики свидетельствуют о сдвигах в сторону увеличения показателей силы, подвижности и динамичности процесса возбуждения, о более высоком уровне функциональной активности головного мозга, обеспечивающих соответствующую ситуации нейрофизиологическую основу для высокой продуктивности психических процессов и информационной деятельности в целом.

    Одновременно у всех испытуемых значительно увеличиваются частота пульса, минутный объем работы сердца, все виды артериального кровяного давления. Повышаются температура кожи головы, кистей рук и температурный градиент. У молодых испытуемых показатели мобилизации энергоресурсов значительно выше, чем у лиц старшего возраста. В целом энергетические характеристики при стрессе 2 степени возрастают по сравнению с нервно-психическим напряжением 1 степени примерно на 30-35 %, что вполне адекватно тем сложным условиям, которые возникают при нервно-психическом напряжении 2 степени.

    Чрезмерный стресс (3 степени) сопровождается дезорганизацией психомоторной деятельности. Статистически достоверно ухудшаются показатели координации движений, волевого усилия, снижаются активность межполушарных регуляторных влияний головного мозга. Ослабевает роль доминантного полушария. Растет вариативность характеристик тремора, координации движений, волевого усилия. Особенно глубокие изменения на всех рассматриваемых уровнях регуляции движений отмечены у больных неврозами и начальной стадией гипертонической болезни.

    Чрезмерное нервно-психическое напряжение у здоровых лиц сопровождается появлением на электроэнцефалограмме элементов, которые можно считать если не патологическими, то пограничными с патологией. К ним относятся:

  • длительное время не затухающие,
  • «спонтанные» колебания гальванограммы,
  • значительное увеличение числа медленных волн,
  • появление парадоксальных реакций на раздражители,
  • снижение способности к адекватному усвоению навязываемых ритмов.
  • То есть при стрессе 3 степени, несмотря на возрастание активности нервных процессов, наблюдаются отчетливые качественные негативные сдвиги, что связано со значительным снижением уровня функциональной активности головного мозга, приводящей к ухудшению качества нейрофизиологической основы психической деятельности. Функциональный уровень некоторых важных показателей гемодинамики и терморегуляции при нервно-психическом напряжении 3 степени существенно снижается. Это относится к:

  • температуре кожи головы,
  • появлению признаков «дистализации» кровоснабжения (скопления крови в конечностях),
  • депонированию энергоресурсов,
  • ослаблению активности регуляции гемодинамики.
  • Эти изменения, вероятно, лежат в основе ухудшения информационной деятельности головного мозга, уменьшения продуктивности психических процессов, дезорганизации психомоторики, снижения рабочих показателей нервных процессов и появления ощущений дискомфорта.

    Суммируя результаты, полученные при исследовании различных степеней стресса, Т.А. Немчин приходит к следующему заключению:

  • при слабом стрессе (1) имеется недостаточная выраженность мотивов к достижению цели и самой деятельности, при этом отсутствует необходимая стимуляция энергетической системы адаптации;
  • при умеренном (2) нервно-психическом напряжении отмечается адекватное отражение ситуации, вся система адаптации функционирует оптимально;
  • при чрезмерном стрессе (3) высокий уровень мотивации к достижению цели сочетается со значительным снижением адаптированности к сложным условиям.
  • Именно чрезмерное нервно-психическое напряжение, особенно повторно возникающий, формирует различные нервно-психические и соматические заболевания (смотрите схему выше).

    Выраженность стресса, перспективы сохранения его «нормального» диапазона определяются не столько абсолютными характеристиками требований, предъявляемых ситуацией к субъекту, сколько наличием возможности человека, его адаптационной системы, и в первую очередь его психических потенциалов, адекватно реагировать на предъявленные требования.

    Личностные факторы стресса

    На формирование личности оказывают влияние наследственные, генетически детерминированные факторы, включая воспитание, условия микроокружения, быта и др. Способности человека зависят от социальных условий и наследственных задатков, а темперамент, динамические характеристики поведения человека в наибольшей степени связаны с генетически запрограммированными особенностями: типом нервной деятельности и свойствами эндокринной системы. Становление личностных особенностей человека как стойких форм поведения протекает на протяжении длительного времени, с раннего детства, и включает тесное сочетание социальных норм, привычек с нейроэндокринными особенностями.

    Связь личностных факторов человека с реакциями на воздействия внешней среды, интенсивностью нервно-психического напряжения, возникающего под влиянием этих воздействий, и с возникновением впоследствии различных заболеваний наиболее ярко прослеживается на примере ишемической болезни сердца. Многими исследователями отмечено, что среди больных ишемической болезнью сердца преобладают лица с поведением по типу А. Для этих людей характерны чрезмерное честолюбие, соперничество, агрессивность, стремление достичь успеха любой ценой, постоянное ощущение нехватки времени. Человек с поведением типа А отличается громкой, быстрой речью, короткими, с признаками соперничества ответами на вопросы. Поведение типа А считается проявлением общего повышенного уровня возбуждения в центральной нервной системе. Для таких людей характерен 3 тип стресса, вызванного подчас незначительными стимулами.

    Повышение уровня нервно-психического возбуждения в центральной нервной системе имеет постоянный характер, и причины его полностью неясны. Возможно, к этому имеется врожденная склонность, несомненно влияние на формирование поведения типа А воспитания, условий жизни и микросоциального окружения.

    Физиологические факторы стресса

    Поведение человека, физиологические реакции на раздражители, степень стресса, вызванного раздражителями, зависят от очень многих факторов, в том числе и от функционального состояния нервной системы, от эмоциональной реакции, от аффектов и настроений, которые вызывают эти раздражители. Возможно несколько вариантов реагирования:

  • когда человек отказывается от умственного анализа ситуации и позволяет увлечь себя чувствам и переживаниям;
  • когда действие на психику раздражителя так велико, что происходит притупление способности осуществлять контроль разума над состоянием — и человек перестает отличать представления от действительности и погружается в мечты;
  • когда возникают сильные эмоциональные реакции, чувство страха, горя, ненависти или радости и восторга, хотя в глубине души происходит осознание того, что реакция, которую он внутренне переживает, не адекватна раздражителям и не является разумной и правильной.
  • Все эти психические процессы, зависящие от личностных особенностей и воздействий внешней среды, влияют не только на поведение человека, но и на различные физиологические функции его организма и могут вызывать значительные изменения в жизненных процессах, протекающих в различных органах и тканях.

    Социальные факторы стресса

    Психологическая адаптация, степень выраженности стресса в ответ на воздействия внешней среды сильно зависят от тех социальных условий, которые характерны для человека (семейные отношения, устроенность быта, материальное обеспечение, образование, производственные отношения и т. д.). В неблагополучных семьях гораздо чаще возникают условия для нарушения здоровья, чем в благополучных (смотрите таблицу выше). Нарушения психической адаптации отмечаются значительно чаще при конфликтных межличностных отношениях в семье или на производстве, при затруднениях в построении неформального общения.

    Вероятность этих нарушений увеличивается, если ухудшение микросоциального взаимодействия имеется во всех сферах, особенно при сочетании конфликтных отношений в семье и на производстве.

    newvrach.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation