Дефект речи это заикание

Дефекты речи. Дефекты речи у взрослых и детей. Дефектолог, логопед

Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

Дефекты речи – это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций речевого аппарата. К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

Как развивается речь?

Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные мышцы, мышцы языка и лица.

Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если речь невнятна, неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

Причины возникновения

Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, голосовых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

Следует также отметить, что при наличии редких или кривых зубов люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

Это особая форма нарушения устной речи, которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия. Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления. Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

Это дефект звукопроизношения и тембра голоса, который возникает вследствие анатомических нарушений речевого аппарата человека.

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

К кому специалисту обращаться за помощью?

Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему. Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт). Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

Как избавиться от дефектов речи?

Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Психологический фактор

Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

fb.ru

Дефект речи это заикание

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера .

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

· Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

· Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

· Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

· Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

· Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

· Давайте ребенку время говорить без перерыва.

· Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

· Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

· Будьте спокойны и сдержаны.

· Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим!

· Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение5 волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.

· Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.

· Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.

· Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.

· Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.

· Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища

· Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

· Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность.

Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

· Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

· Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

· Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

· Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

· Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

· Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

· Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

· Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

· На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

· Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

· Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

sites.google.com

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Описание: Личный опыт участников форума по преодолению заикания.

Как-то несколько наигранным показался подкаст..как по сценарию.Ну да хер с ним.

Мы раньше не заморачивались над ним-ну есть и есть. Типично,как и все задавали одни и те же вопросы, типично лечили его,типично с ним жили,вообщем.Вот и заикание выступало в типичных конкретных ситуациах. Видит,что сейчас типично побоимся задать вопрос, поднять руку на паре,и давай нас заковывать в свои оковы. Но мы повзрослели,стали вести себя уже по ситуации,стали изучать заикание,смотреть на него немножечко по-другому. Если надо поднять руку и спросить,то берешь и поднимаешь. да,жутко заикаешься,но тебе это надо..Заикание,просекло фишку,что его скоро могут так и найти,и давай в прятки с нами.

Мое нынешнее состояние напоминает мне лавирование. А заикание похоже на ветер,который всячески хочет опрокинуть мой кораблик,поддувая то с одной стороны,то с другой.Как только я понимаю куда нуно рулить,чтобы от него уйти,то на несколько часов или даже дней ветерок превращается в штиль..А потом опять шторм..

Для меня это в очередной раз подтверждение, что все-таки многое зависит от того как ты к заиканию относишься. Если на лице неприкрытый ужас, то и остальные начинают также воспринимать. Если на лице ужаса нет, то просто ждут, пока ступор пройдет и никаких эмоций по этому поводу не испытают.

Это видео занимает 2-е место среди ТОП10 на сайте TED.com. В англоязычном интернете собрало 14млн просмотров.

Привожу небольшой отрывок (по меркам книги):

И вот он сидел во дворе, среди цветов клевера, и ел свой завтрак. Я остановился перед Касиваги, держа в руках тетрадь с конспектами и коробочку с завтраком. Накрытый моей тенью, Касиваги поднял голову. Мельком взглянул на меня и снова склонился над едой, жуя мерно и монотонно, словно шелковичный червь лист тутовника.

– Ничего не понимаю, – заявил вдруг Касиваги. – Нечленораздельный лепет какой-то.

Мое лицо вспыхнуло. Облизав палочки для еды, Касиваги добавил:

– Ты думаешь, я не понимаю, чего ты ко мне подкатываешься? Как там тебя, Мидзогути, что ли? Если ты хочешь предложить нам объединиться в Союз калек, я в принципе не против, но тебе не кажется, что по сравнению с моими ногами твое заикание немногого стоит? По-моему, ты чересчур носишься с собой. А заодно и со своим заиканием, а?

Я не колебался ни секунды. Хочешь верь, хочешь нет, но я сразу ответил ей: «Я тебя не люблю». Да и что еще мог я ответить? Это было сущей правдой, я нисколько не кокетничал. Если бы я ухватился за предоставленную мне чудесную возможность и пролепетал: «Я тоже тебя обожаю», это было бы уже даже не смехотворно, а, я бы сказал, трагично. Между тем я прекрасно усвоил, что человек, обладающий комичной внешностью, не может позволить себе роскоши выглядеть трагичным. Пустись я в трагедии, люди не будут знать, как им себя со мной вести. Я не должен вызывать жалости – хотя бы из жалости к окружающим. Поэтому-то я ей и заявил в лоб: «Я тебя не люблю».

Такая абсурдная логика найти во мне отклика, конечно, не могла. Хотеть-то я эту девицу хотел и с каждые днем все сильнее, но ее любовь вряд ли могла быть вызвана половым чувством. Я должен был обладать чем-то таким, чего нет больше ни у кого. А чем отличался я от других, кроме своего уродства? Выходит, красавица полюбила меня за косолапые ноги, хоть и не признается в этом? По моей теории такого произойти никак не могло. Может быть, я принял бы ее любовь, если бы моя индивидуальность не ограничивалась искалеченными ногами. Но стоило мне допустить, что я обладаю еще чем-то, кроме косолапости, еще каким-то правом на существование, и я неминуемо вынужден был бы признать, что это право принадлежит и всем остальным людям. Тогда получилось бы, что я признаю свою связь с окружающим меня миром. Нет уж, не надо мне было никакой любви. Девушка просто выдумала, что любит меня, а я и подавно любить ее не мог. День за днем я твердил ей: «Я тебя не люблю».

Моя неудача поставила все на свои места. Наконец-то девица поверила, что я действительно ее не люблю. И оставила меня в покое.

stuttering.su

Как справиться с заиканием

Научиться говорить помогут ЛФК, массаж и психотерапия

Согласно статистике, примерно 1—3% всего взрослого населения Земли заикается. Некоторые люди живут с этой проблемой всю жизнь, не испытывая существенных неудобств. Другим же заикание приносит немалый дискомфорт и часто становится причиной неврозов, фобий, заниженной самооценки и даже чувства неполноценности. Отчего может возникнуть заикание и можно ли от него избавиться, мы разбирались вместе с логопедом-дефектологом речевого центра Discurso Оксаной Корнеевой и психотерапевтом Александром Коломийчуком.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое по-научному именуют логоневрозом. В 90% случаев оно возникает в период формирования речи (от 3 до 6 лет). Нередко логоневроз развивается в пубертатный период (13—15 лет), что связано с гормональной перестройкой организма. Примечательно, что больше подвержен логоневрозу сильный пол: так, по статистике, на 10 заикающихся детей приходится 7 мальчиков и только 3 девочки. В крайне редких случаях заикание может возникнуть у взрослого человека из-за психологической травмы или сильного потрясения. Еще реже оно может быть вызвано заболеваниями центральной нервной системы, например черепно-мозговыми травмами, инсультами, опухолью головного мозга.

Заикание исследуют многие специалисты (психологи, психиатры, неврологи), но причины этого дефекта до сих пор не изучены до конца. Если говорить о детском логоневрозе, то выделяют ряд предрасполагающих факторов. Во-первых — это определенные свойства нервной системы: особо впечатлительные, эмоциональные и ранимые малыши могут начать заикаться после резкой смены обстановки (поход в детский сад или школу), поэтому осенью количество заикающихся детей увеличивается. Также вызвать развитие логоневроза может ранее или позднее начало речи: в первом случае маленький ребенок начинает строить длинные фразы тогда, когда его язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речи. Во втором случае дефект может возникнуть из-за двигательной расторможенности нервной системы. Существует теория о генетической предрасположенности: у заикающихся родителей с большой вероятностью будет заикаться дитя, подражая речи взрослых. Также дефект речи могут спровоцировать инфекционное поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, эндокринные нарушения. Но чаще всего заикание у относительно здоровых детей и взрослых возникает после сильного стресса, испуга или другого потрясения.

Важно знать, что дефекты речи возникают вследствие периодических судорог мышц речевого аппарата. По форме судорог различают три вида логоневроза: клонический, тонический и смешанный. При клоническом заикании происходит несколько кратковременных судорог. Они вызывают частое и многократное повторение звуков, слогов или слов. При тоническом заикании мышцы сокращаются длительно и сильно. В результате человек вынужденно делает паузы в речи и затягивает произношение слогов или слов. Смешанная форма развивается тогда, когда присутствуют оба вида нарушения речи. Важно понимать, что заикание всегда имеет сугубо индивидуальный характер, и даже одна и та же форма логоневроза у разных людей может протекать по-разному. Иногда дефект стационарный: возникнув однажды, он проявляется постоянно с одинаковой силой. Бывает волнообразное течение: заикание то появляется, то исчезает. При повторяющемся течении дефект временами слабеет, а временами усиливается. Это может зависеть от поры года (обострение весной и осенью) и даже времени суток: например, утром нервная система отдохнувшая, и нарушения речи меньше; ближе к вечеру организм устает, и заикание усиливается. Случается, что логоневроз прогрессирует вплоть до того, что человек не может произнести без заикания ни одной фразы. Это почти всегда вызывает развитие логофобии — навязчивого страха перед общением. Само по себе заикание исчезает в крайне редких случаях.

Главное правило лечения логоневроза: как только вы заметили нарушения речи, незамедлительно обращайтесь к терапевту. В зависимости от его вида врач может назначить фармакологические препараты, лечебную физкультуру (ЛФК), работу с логопедом и психологом. Если заикание — преимущественно дефект речи, лечением занимаются логопеды. Если же логоневроз — симптом невротического расстройства, терапия будет направлена на нормализацию работы всей нервной системы. Дополнительно может назначаться работа с физиотерапевтом, рефлексотерапевтом, иглотерапевтом, массажистом. Способствуют излечению занятия спортом, ведь физические нагрузки укрепляют нервную систему. Но важно понимать, что нет ни таблеток от заикания, ни универсального метода лечения. Поэтому важно обратиться к врачу, чтобы он смог индивидуально подобрать программу лечения.

www.segodnya.ua

Как исправить дефекты речи у детей дошкольного возраста: простые, но эффективные упражнения

Автор: Лариса Алиева

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Давно ли вы просматривали видеозаписи с вашими детками, когда им было около 3 лет? Помните, как потешно было слушать их собственные слова, отдаленно напоминающие оригинал, и переводить для знакомых смешные выражения, которые могли понять только вы. Тогда вы этим умилялись, а когда малышу исполнилось 5-6 лет, вы занервничали. Его сверстники уже давно говорят чисто и понятно, а ваш карапуз коверкает слова, переставляет звуки, а некоторые вообще не выговаривает.

К сожалению, родители часто сталкиваются с такой проблемой, как дефекты речи у детей. Некоторых пугает сама формулировка – дефект. Мы привыкли вкладывать в это слово все самое плохое, что может быть. Давайте разберемся. Дефект – это некоторое нарушение целостности, чего-то присутствующего. Что касается речи, не будем усугублять положение своими домыслами. Это хорошо, что она (речь) есть в принципе. А устранить дефект – это работа по коррекции наличия, а не борьба за возникновение.

Дефекты речи чаще всего имеют место в дошкольном детстве, это возраст от 2,5 до 5 лет, когда у ребенка уже есть необходимость выражать свои мысли словами.

N.B. Прислушайтесь, как вы разговариваете с малышом. Чиста ли ваша собственная речь настолько, чтобы требовать от ребенка воспроизведения ваших слов верно с точки зрения фонетики? Если родители говорят на машину «масина», то ребенок и узнает ее как «масину». А машина становится новостью для него.

Характеристика дефектов речи

Не будем утверждать, что вина за развитие дефектов речи заключена только лишь в родительском лепете. Конечно, многие и сами понимают, что для ребенка речь близких – пример, на который они равняются. Но есть случаи, когда у крохи развиваются дефекты речи по другим причинам. Рассмотрим, какие бывают дефекты речи у детей и их виды.

  • Дислалия или косноязычие. Это нарушение относят к возрасту более 4 лет. Оно характеризуется заменой звуков в словах при хорошем словарном запасе и отсутствии нарушений слуха. Такой малыш вместо «рыба» скажет «лыба» или, как маленькая героиня известного фильма, «селедка».
  • Ринолалия. Этот дефект связан с физиологическими нарушениями артикуляционного аппарата. Такое может случиться при расщеплении неба, мягкого или твердого, травмах носоглотки. При этом звуки как будто доносятся из глубины колодца, звучат гнусаво, слова трудно разобрать, изменен тембр голоса. Подобный дефект может быть установлен, если у малыша аденоиды, полипы или искривление перегородки носа.
  • Дизартрия. Из-за того, что мышцы лица малыша не обладают достаточной подвижностью, речь его замедленна, язык неповоротлив. Ему трудно произнести слово. Основой подобного дефекта считается нарушение центральной нервной системы и двигательных функций. Заболевание требует комплексной терапии.
  • Алалия. Такой дефект характеризуется частичным или полным отсутствием речи, при этом малыша отменный слух о ин проявляет желание общаться. Ведущую роль у такого ребенка играют жесты и мимика. Специалисты связывают это с нарушением речевых центров в левом полушарии головного мозга, которые имели место еще в период внутриутробного развития или в самом раннем младенчестве. Причем, течение подобной ситуации может разворачиваться по двум сценариям:
    1. Когда кроха понимает речь окружающих, но у него не получается воспроизвести ее – моторная алалия
    2. Когда понимание речи взрослых отсутствует, соответственно, воспроизведение исключено – сенсорная алалия
    • Тахилалия. Ребенок с таким дефектом обладает очень высоким темпом речи, он тараторит слова. При этом не допускает критичного количества ошибок в словах и предложениях.
    • Брадилалия. Антипод тахилалии. Речь малыша замедленная, он растягивает звуки, особенно гласные. Брадилалия отмечается у детей с общим нарушением некоторых познавательных процессов, мышления, внимания, нередко это случаи с отставанием в моторном развитии.
    • Заикание или логоневроз. К подобным проявлениям склонны дети в возрасте от 2 лет, когда овладение речью начинает стабильно набирать темп. Возникновение подобного симптома может быть результатом психологических проблем и нарушением комфортного климата в семье. Речь малыша характеризуется сложностью проговаривания всего слова целиком, вместо этого ребенок как будто застревает на первом слоге и повторяет его несколько раз, пока у него получится произнести слово полностью. Это еще связано с напряжением речевого аппарата. В спокойной обстановке заикание у ребенка пропадает, а некоторые жизненные ситуации заставляют малыша волноваться, и логоневроз проявляется снова.
    • Дисграфия и дислексия. Этот дефект может присутствовать у детей 5-6 лет, когда овладение письменной речью и чтением затруднено или не приносит никакого результата.
    • Афония и дисфония. Когда органы голосового аппарата подвергаются изменениям, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие или значительное изменение голоса.

    N.B. Не примеряйте все на своего карапуза. Диагностику должен проводить только человек со специальным образованием, ваши диагнозы могут усугубить ситуацию. Если вы хотите оценить развитие речи вашего ребенка, воспользуйтесь услугами логопеда. Опасайтесь делать скоропалительные выводы и принимать необдуманные решения.

    Чтобы не упустить драгоценное время, родителям следует знать, каковы особенности речи у детей разного возраста, и когда обратиться за консультацией к узкому специалисту.

    Пора посетить логопеда

    Развитию речи родители должны уделять должное внимание, начиная с первых дней жизни крохи.

    Период раннего детства – это фундамент, который является основополагающим фактором для дальнейшего развития речевых навыков. В возрасте 12 месяцев малыш должен произносить несколько двусложных слов, как правило, до 10.

    Но нередки случаи, когда малыши в 3 года практически не говорят. Этот факт обязательно должен насторожить родителей, ребенка необходимо показать специалисту с целью согласования дальнейших действий.

    Чаще всего дефекты речи у малышей 3-4 лет возникают на фоне особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка – короткая уздечка языка, высоко расположенное небо или неправильно сформировавшийся прикус. Выявить причины и назначить курс коррекции родителям поможет визит в логопедический кабинет.

    N.B. Какие смешные слова свои или своего ребенка вы можете вспомнить? Занимались ли вы лично с логопедами в детстве? В каком возрасте обратились за консультацией?

    Также не стоит пренебрегать посещением логопеда, когда в возрасте 4-5 лет у вашего малыша отмечаются дефекты речи, которые выражаются в плохом произношении отдельных звуков или некоторые из них отсутствуют в речи вовсе. Обычно у детей возникают проблемы с произношением шипящих, свистящих и сонорных звуков, в формировании которых участвуют небо, зубы и кончик языка.

    Логопед решает задачу постановки звуков, а родителям предстоит поддержка и закрепление материала, проведение упражнений ежедневно и контроль выполнения всех требований специалиста.

    Если у ребенка в 5-6 лет возникают дефекты речи, то это повод задуматься родителям о существующей проблеме. Конечно, время несколько упущено, но попытаться наверстать стоит. Ведь малышу предстоит поступать в 1 класс, а там будут новые знакомства, новый коллектив, новые требования. И вряд ли некоторые дети смогут промолчать, чтобы не поддразнить вашего ребенка за неправильное произношение.

    Дефекты в речи 7 летних детей уже не поддаются слишком глубокой коррекции, ведь артикуляционный аппарат уже достаточно сформирован, и переустановить язычок довольно сложно.

    N.B. Не допускайте насмешек со стороны детей или взрослых, если ваш ребенок заикается или не выговаривает все звуки. Будьте поддержкой для своего чада, он должен знать, что в любой ситуации может к вам обратиться за помощью и советом. И это не будет воспринято как ябедничество.

    Тренируем речевой аппарат

    Чтобы исправить дефекты речи у детей, логопедами разработаны общие рекомендации и упражнения, призванные помочь детскому речевому аппарату стабилизировать состояние и наладить процесс передачи речи.

    Самые распространенные проблемы у детей возникают, как уже говорилось, с произношением свистящих, шипящих и носовых звуков. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно исправить дефекты речи вашего малыша.

    Чтобы эффект закрепился, ежедневно делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Упражнения проводятся в форме игры, чтобы малыш ожидал от упражнений интересного времяпрепровождения, а не скучных сухих заданий.

    Дудочка. Это полезное занятие, когда вы вытягиваете губы вперед как можно дальше, а потом расслабляете их. Зубы при этом должны быть сомкнуты.

    Лопатка. Пусть малыш представит свой язычок в виде лопатки, вытянет его изо рта и уложит на нижние зубки. Нужно постараться продержаться около 10 секунд.

    Съел варенье. Попросите ребенка облизать верхнюю губу расправленным язычком, будто на губе осталось варенье. Для начала можно действительно нанести немного варенья или меда на нужное место.

    Красим пещеру. Язык – это кисть, а щеки и неба – пол и потолок. Нужно выкрасить кисточкой всю пещерку. Пусть малыш водит во рту языком в произвольном порядке, а вы подсказывайте ему, где он пропустил.

    Посмотрите это небольшое видео, где наглядно увидите описанные выше и другие несложные упражнения.

    N.B. Вы можете придумать много разных упражнений для тренировки речевого аппарата. Лучше всего, если вы будете это делать вместе с малышом. Обязательно практикуйте игры перед зеркалом. Это хороший помощник. А также будьте зеркалом друг для друга. Это интересно, полезно и весело.

    Такой дефект речи, как заикание, тоже исправляется с помощью простых упражнений. Но, в любом случае, не забывайте, что любую проблему легче предупредить, чем потом исправлять. Так и с логоневрозом. Есть некоторые особенности, которые следует учитывать родителям, если вы замечаете, что ваш малыш иногда делает запинки, похожие на заикание:

    1. Вы должны говорить не спеша, отчетливо произнося каждый;
    2. Следите, чтобы в окружении ребенка не было людей, которые заикаются;
    3. Дети тяжело переживают ссоры родителей, если вам непременно нужно поспорить, сделайте это в отсутствии ребенка;
    4. Обеспечьте малышу безопасность с точки зрения травматизма, как физического воздействия (особенно это касается головы), так и психологического;
    5. Не давайте малышу слишком много информации, следите, чтобы психика не подвергалась перегрузке;
    6. Не увлекайтесь использованием методик раннего развития, позвольте малышу развиваться в удобном темпе;
    7. Избегайте физического наказания и психологического прессинга;
    8. Читайте с малышом добрые сказки с позитивными героями. Если в истории присутствует нечистая сила, пусть ее побыстрее победит добро;
    9. Не используйте в качестве наказания действия, которые наверняка испугают малыша (закрытое пространство, темное помещение и пр.)
    10. Чтобы облегчить малышу задачу, начните заниматься с ребенком, пока ему еще не исполнилось 3 года. Придумывайте разные игры, в которых участвуют губы, зубы и язык. Это различные дыхательные упражнения (мыльные пузыри, игра на дудочке, на трубе, вертушки и пр.), игры на повторение и воспроизведение звуков, музыкальные разминки, песни и стишки для детей. Все эти меры будут полезны каждому ребенку в будущем, и это поможет ему преодолеть или вовсе избежать проблем с нарушением артикуляции и речи, в общем.

      Не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия. Вы-то знаете, что это было занятие, а для малыша ваша похвала – это стимул еще больше стараться и учиться выговаривать все слова и звуки так, как это делают взрослые.

      Благодарю вас за то, что отнеслись к нашей теме со вниманием и дочитали статью до конца. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашим детям с достоинством и радостью оставить позади период коррекции, и вступить в новый этап с чистой и красивой речью, богатым словарным запасом.

      Чтобы вы не пропустили важные особенности на каком-то возрастном этапе развития вашего карапуза, предлагаем вам подписаться на обновления блога. Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях, там вы сможете обсуждать волнующие вас вопросы со своими знакомыми и друзьями.

      В надежде на скорую встречу, сегодня прощаюсь с вами и благодарю всех за внимание.

      pozitiv-child.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation