Депрессия иными словами

Чума двадцать первого века.

Чума двадцать первого века — так называют депрессию СМИ, и сравнение с самым страшным заболеванием средневековья возникло совсем не случайно: по прогнозам к 2020 году депрессия выйдет на первое место среди других заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров — инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания; именно депрессия станет убийцей №1. Уже сегодня более 50% всех самоубийств на планете совершают люди, находящиеся в депрессии.

Статистика знает многое — она может подсчитать потери или составить прогноз, но она не способна заглянуть в душу тех, кто пережил хотя бы один депрессивный эпизод. У каждого из них — своя боль, свой страх, своя причина для страдания, свой способ выхода и возвращения в лоно жизни.

"У меня депрессия". Зачастую мы произносим эти слова, не задумываясь над их смыслом. А что такое депрессия?

Ну, во-первых, депрессия – это не просто плохое, подавленное настроение. Человеку свойственно испытывать чувства и эмоции, которые мы называем отрицательными — грусть, уныние, подавленность, печаль. Жизнь не стоит на месте – мы грустим и радуемся, плачем и смеемся, иными словами – живем. И, как всегда, «после радости неприятности по теории вероятности». В целом же, несмотря на колебания настроения в ту или иную сторону, его средний уровень как правило держится у отметки, которую мы называем «нормальное».

— Привет! Как дела? Как настроение?

— Нормально. А у тебя?

— А у меня депрессия

При депрессии состояние подавленности может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Впрочем, при затяжной депрессии этот срок может растянуться на годы. Один из признаков депрессии – это отсутствие надежды. Да, иногда человеку в силу обстоятельств, может быть плохо, но он знает, что это временное явление. Он знает, что когда-нибудь выйдет солнце и просушит слезы. Он сможет улыбаться и радоваться жизни. Но во время депрессии кажется, что это навсегда, а будущее рисуется в крайне мрачных красках. По сути его и нет вовсе. Будущего. Кажется, что так будет продолжаться всегда.

Депрессия не является признаком слабости характера — это самая настоящая болезнь, которая нередко требует медицинского вмешательства. При депрессии нарушаются биохимические процессы в организме человека — в частности уменьшается уровень химических веществ (медиаторов), которые и передают информацию между нервными клетками мозга (нейронами).

Медицина выделяет три основных признака депрессии (так называемую депрессивную триаду): ослабление двигательной активности (акинезия), полную безучастность ко всему (абулия) и пониженное настроения (апатия). Депрессия начинается со слова «не хочешь». Не хочешь заниматься работой (еще недавно — любимой), не хочешь встречаться и общаться с людьми, не хочешь делать сотни повседневных вещей, которые раньше делались сами собой. Мир потускнел, жизнь поблекла, как будто смотришь на нее сквозь пыльное заплеванное стекло уездного вокзала, а мимо проходят поезда, полные огней и веселой музыки, но не останавливаются, а пролетают дальше. Душа, еще недавно наполненная покоем, гармонией, светом — заполняется липким страхом, неуверенностью, затхлостью.

Что дальше? Далее на слово «не хочешь» накладывается более тяжелая составляющая – «не можешь». И действительно не можешь делать многие вещи. Простые вещи. Элементарные вещи. Нет сил. Нет желаний. Утренние подъемы превращаются в подвиг, короткая ночь не приносит успокоения. Тупеешь. С каждым днем кольцо сжимается. Жизненные роли, которые еще недавно «игрались» сами собой, становится играть очень трудно или даже невозможно. Все рушится. Жизнь превращается в кошмар.

Почему возникает депрессия

Основная причина депрессии — это стрессы (психогенная депрессия). К депрессии могут привести различные ситуации — начиная от самых тяжелых и заканчивая повседневными мелочами. Смерть близкого человека, потеря работы, конфликты с близкими, одиночество, несбывшиеся мечты. Конечно, при потере близкого человека тоска и печаль естественны, но иногда их глубина и продолжительность так велика, что приходится прибегать к медицинской помощи. События менее значительные, также не проходят бесследно для нашей психики – постепенно накапливаясь, они загоняют человека в клетку депрессии.

У 2-4% людей депрессия развивается без внешних причин на фоне полного благополучия (эндогенная депрессия). Это такое же хроническое заболевание, как туберкулез или гипертония, только вызывает оно не физические, а душевные страдания. Достаточно распространенной формой депрессии являются сезонные аффективные расстройства (САР), возникающие в осенне-зимний период.

Многие люди вовсе не подозревают о том, что у них депрессией, поскольку она часто маскируется под какое-либо соматическое заболевание, и человек всю жизнь жалуется на сердце или желудок, а причина кроется совсем в другом. Такие депрессии называются маскированными. Нередко депрессия является спутником таких заболеваний, как сахарный диабет и рак.

Существует разновидность депрессии, которая называется дистимия. При дистимии симптомы депрессии выражены не так ярко, и человек живет словно по инерции, годами варясь в безвкусном бульоне повседневности. Он живет без радости, как автомат, постепенно привыкая к этому состоянию, считая его нормой. На самом деле это состояние тоже является депрессией, от которой можно избавиться.

«У каждой душевной печали сто отражений»

Так сказал когда-то Шекспир. Одни люди переживают одиночные эпизоды депрессии, другие — часто повторяющиеся, у третьих случаются циклы, состоящие из чередования депрессий и состояний приподнятости (мании). Но, несмотря на то, что у каждого своя депрессия — верно одно: депрессия разрушает нашу жизнь, делая ее невыносимой.

Депрессия может привести к потере работы, семьи, друзей, ожирению, алкоголизму, наркомании. Но самое главное, что она может отнять — это жизнь. Очень часто мышление во время депрессии становится негативным, и человек не может найти выход. Он увяз в черной повседневности, он слишком устал, чтобы продолжать жить. «Когда есть для чего, человек может вынести любое как». Но здесь не для чего жить, незачем бороться. Выхода нет. Хотя – нет, вот он — выход. Смерть. Да, смерть не может ответить на вопрос о смысле жизни, но она может одним махом прекратить все вопросы и мучения. Но что дальше? Что там? Есть ли там что-нибудь вообще?

С депрессией нужно бороться. С ней можно бороться. Из этой борьбы можно выйти победителем. Для того, чтобы жить. Для того, чтобы осуществить то, ради чего мы пришли на эту землю. Для того, чтобы вернуть естественную, присущую каждому человеку способность радоваться жизни и творить.

www.lossofsoul.com

Психотерапевт Сергей Белорусов: Депрессией обычно болеют хорошие люди

Портал “Православие и мир” предлагает вашему вниманию первую часть беседы Виктора Сударикова с психотерапевтом Сергеем Белорусовым: о причинах и природе депрессии, о том, как помочь тем, кого коснулся этот душевный недуг – близким и даже самому себе.

Лицом к стене, или что такое депрессия?

– Сергей Анатольевич, наш разговор о депрессии стоит начать с вопроса о том, что же означает это понятие c точки зрения врача-психотерапевта? Предполагаю, что многие не совсем понимают, чем депрессия отличается от других заболеваний.

– Правда, сейчас это слово настолько расхожее, что каждый третий пациент, садящийся напротив меня в кресле, говорит: «доктор, у меня депрессия».

А дальше приходится разбираться – есть ли она на самом деле и если есть, то какая? Часто люди вообще приходит со словами: «У меня нервишки расшалились, мне нужно к невропатологу». А потом выясняется, что под «нервами» имеются в виду расстройства в области эмоций, то есть к сфере ведения врачей психиатров и психотерапевтов.

Термин «депрессия» получил устойчивое понимание к моменту формирования психиатрии как строгой академической науки еще в начале XIX века. Этимологически, депрессия означает «отсутствие давления» (англ. «pressing»-давление). Для гармоничного существования, то, что приходит к нам извне, и то, что исходит от нас, должно быть как-то уравновешено; при депрессии же мир давит на человека, а человек не может с этим справиться.

Помнится, в «Золотом Теленке», Остап Бендер, испытывая муки неразделенной любви, своего рода депрессию, сказал: «— Не сердитесь, Зося, Примите во внимание атмосферный столб. Мне кажется даже, что он давит на меня значительно сильнее, чем на других граждан. Это от любви к вам. И, кроме того, я не член профсоюза. От этого тоже».

То есть, при депрессии человек испытывает недостаток внутреннего тонуса, ослабленность, некую неустранимую внутреннюю неполноту – это и есть основная характеристика депрессии – при всем разнообразии видов этого заболевания.

– Во-первых, она бывает двух типов: депрессия эндогенная (с латыни – «пришедшая изнутри»), то есть обусловленная биохимическими причинами и в основном не зависящая от внешних факторов жизни человека, и депрессия экзогенная («пришедшая извне») или реактивная, вызванная реакцией на запредельные для человека внешние факторы.

И от того, к какой категории отнесен депрессивный синдром, будет зависеть тактика лечения, что человеку больше понадобится, прежде всего: прием препаратов, нелицеприятный, точный анализ ситуации или доброе слово…

Во-вторых, депрессия имеет громадное количество вариантов проявления. Мы различаем: депрессию тревожную, депрессию астеническую (когда наблюдается отсутствие сил), депрессию апатическую (когда человека просто ничего не интересует и он лежит, отвернувшись к стене), депрессию соматизированную (от греч. «сома» – тело, т.е. переходящую на тело – когда душевные эмоциональные проблемы проявляются телесными расстройствами: ощущением перебоев сердца, синдромом раздраженной кишки, онемением рук и ног. Когда у человека не хватает слов или навыка пользоваться словами для выражения своего душевного состояния, в ход идет коммуникация с помощью телесных симптомов).

Бывают так называемые «улыбающиеся депрессии», когда человек старается скрыть свое состояние, играть раскованного человека, чтобы его страдания не стали для окружающих очевидными. Т.е. видов депрессии существует огромное количество. Общее для них то, что классическая эндогенная депрессия развивается обычно, как и большинство психологических заболеваний, между 20 и 30 годами.

Далее, когда депрессивное состояние сменяется периодами подъема, мы говорим о диагнозе «циклотимия». Исследователи предполагают, что гордости нашей российской поэзии, А.С. Пушкину, судя по его стихам, вполне можно поставить диагноз циклотимии. Он пишет: «весной я болен». Это весенняя депрессия. И, в то же время, если мы вспомним «болдинскую осень», когда за несколько недель было написано огромное количество произведений, причем прекрасных, мы можем думать, что на протяжении всей жизни весенние депрессивные состояния сменялись у него осенними гипоманиакальными (сверх-активными) периодами.

При депрессии происходит смещение большинства потребностей и способностей человека: снижение или увеличение аппетита, невозможность справиться с вроде бы привычной работой, расстройство сна либо повышенная сонливость: люди в депрессии иногда спят до 20 часов.

Я наблюдал даже (в литературе не встречал, а в жизни наблюдал), когда пациенты говорят, что сон – единственное, что приносит облегчение – это, своего рода, симптом бегства в сон.

При эндогенной депрессии также часто наблюдаются цикличность в течение суток. А именно, состояние больных всегда улучшается во второй половине дня. Для депрессивного пациента утренние часы особенно невыносимы, к обеду уже сносно, а к вечеру иногда возникает состояние «ну так еще можно жить», но вскоре неминуемо приходит утро…

– Однако как разделить, является ли источником депрессии телесное состояние, либо ее источник находится исключительно в душевных свойствах человека и его переживаниях?

– О, если бы я сейчас точно и исчерпывающе ответил на этот вопрос, завтра можно было бы ехать в Стокгольм за Нобелевской премией… Существует как минимум, десяток, а может быть и больше объяснений механизма такого сложного и многогранного заболевания, как депрессия.

Если мы говорим об эндогенной депрессии, когда диагноз уже не вызывает сомнения, когда его уже не опишешь такими терминами как : «мне грустно», «мне что-то скучновато», «мне лень чем-то заниматься», а когда человек просто отворачивается к стене, и ничего-то ему не мило, и лежать он так может несколько месяцев, то мы уже ясно понимаем, что человека надо лечить. И, может быть, не всегда с его согласия, потому что депрессия может кончиться для человека очень печально – как риском суицида, так и просто смертью от истощения.

Еще одна характерная черта депрессии – ощущение собственной изменённости и лишение мира эмоциональной окраски. Человек чувствует себя как в песне Высоцкого: «Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух, и та же вода…», а вот восприятие всего этого – не такое.

Обращаясь к другому человеку, глядя на картину, на любое явление этого мира, нам свойственно формировать к нему какое-то отношение. Это хорошо или плохо, это красиво или нет, но это затрагивает нас в какой-то мере. И вот, эта черта при депрессии нарушается, что становится невыносимым: умом ты понимаешь, что вот это дерево, это человек, но никакой эмоциональной окраски – нет, все вокруг – никакое, без всякого вкуса и впечатления.

И в худшем случае, может развиться т.н. «анестезия психикоделароза» или болезненное бесчувствие, когда человек не может чувствовать эмоции вообще, сначала по отношению к внешнему миру, а потом и к самому себе. Это не бесстрастность, это полное равнодушие. «Да, я знаю, что меня зовут Иванов Иван Иванович, но это не тот Иванов, который был когда-то. Это передвигающееся, едящее, спящее, иногда ходящее на работу тело, но абсолютно не чувствуемое, не переживаемое мной. Я не могу испытывать боль, я не могу испытывать стыд. Для меня ничто ни хорошо, ни плохо». Это мучительное для человека состояние болезненного бесчувствия является апофеозом депрессии, если ее не лечить.

Урок царя Саула или источники и смыслы депрессии

– Итак, откуда же может вдруг возникнуть депрессия, как ее зарождение зависит от самого человека и обстоятельств его жизни?

– Во-первых, депрессия имеет генетическую обусловленность и предрасположенность к ней может передаваться по наследству. В качестве гипотезы, можно даже предположить четкую «запрограммированность» депрессии в определенном возрасте.

И если встречаются мужчина и женщина, явно склонные к депрессии, им стоит серьезно подумать, вступая в серьезные отношения и создавая семью. Подойди они ко мне как к семейному консультанту, я бы посоветовал им внимательно и подольше все оценить – особенно, если им ещё не ясно, что они пришли в этот мир друг для друга.

Кстати, при этом, у нас в психиатрии существует наблюдение: браки, заключенные в депрессии, обыкновенно являются очень устойчивыми, а браки, заключенные в легком, веселом состоянии быстро рушатся.

Во-вторых, депрессии бывают результатом хронологического физиологического сбоя ритмов, согласно которым живет человек.

Сейчас развивается довольно интересное направление – хронобиология. Она утверждает, что весь мир, и в том числе наше человеческое бытие, определяется системой ритмов (луны, солнца, сменой сезонов, сменой циклов сна и бодрствование, ударов сердца, менструальных циклов у женщин и т.д.). И причиной депрессии является сбой в какой-то из систем циклов. Один из известных антидепрессантов сейчас разработан именно с учетом ритмологии.

В-третьих, депрессии возникают у людей, оказавшихся в одиночестве перед серьезными проблемами и не могущими ни получить помощи, ни выразить свою боль.

– Нередко считается, что само по себе подавление злости и вообще подавление эмоций приводит к депрессии, так ли это?

– Нет, я бы так не сказал. Обычно подавление негативных эмоций: злости, агрессии или обиды, приводит не к депрессивным, а к тревожным расстройствам, к хрупко-застенчивому тревожному компенсаторному состоянию. В американской психиатрии депрессивные и тревожные состояния вообще считаются двумя феноменологически и биохимически разными вещами. И хотя у нас эти явления иногда объединяют, надо сказать, что я видел явления тревоги без депрессии и наоборот, депрессии без тревоги.

К депрессии скорее приведет развитие гордыни, фиксации на себе, слишком большое прислушивание к себе – взамен диалога с Творцом, с миром, с другими людьми, что и предусматривает религия.

А когда человек для себя становится самым интересным собеседником и лучшим партнером в диалоге, он, не будучи божественно бесконечным, становится для себя скучным, достигает собственных пределов и лишается возможности получать подпитку радостнотворного бытия, какой-то внешней помощи. А ведь он мог бы получить её улыбкой, взглядом, подарком цветка, добрым словом. Конечно, если человек имеет возможность все выражать и не таить в себе, то он меньше подвержен таким состояниям и заболеваниям. Но он становится не восприимчивым ко всему внешнему. И такая фиксация на себе скорее приведет к депрессии, нежели подавление гнева.

– Если мы почитаем Библию, то увидим характерный пример депрессии – историю царя Саула. Его состояние было связано с тем, что он перестал быть угоден Богу, потерял Богообщение и как следствие – потерял помощь Божию и удачливость в походах и тяжелых испытаниях. И он понял, что безвозвратно утратил самое дорогое, то, что его поддерживало.

– Возможно, на примере Саула мы можем научиться тому, что можем быть промыслительно оставленными Богом. Мы понимаем, что Бог намеренно закрывает дверку, не дает нам с Ним общаться.

Плохо ли нам будет? Да. Будем ли мы при этом испытывать депрессию, если раньше мы вдохновенно с Ним беседовали? Очевидно, будем. Однако, когда нас звали в этот мир, никто не выдавал нам гарантийного письма: «жить будете хорошо». А давалось несколько другое: насколько дерзнете, насколько будете терпеливы в скорбях, способны к покаянию, мужественны в испытаниях и амбициозны в хорошем смысле, настолько и жизнь ваша будет угодной Богу и просто наполненной…

В истории с Саулом, болезнь которого отступала, когда он слушал игру Давида, научимся и тому, что прекрасными подспорьями для антидепрессивной терапии является лечение красотой. Живопись, музыка, вкусная еда вызывают явные, причем положительные эмоции, способные ослабить эмоциональный голод – важна актуализация радости, нахождение радости в простых вещах.

Царь Саул и Давид

И еще очень по-разному можно выйти из депрессии. Можно отчаяться до последнего предела, уйти в глубину эгоцентричного неверия и сказать: «все, ничего общего ни с этим миром, ни с этим Богом» – что и произошло с Иудой.

А можно плакать как апостол Петр, и долго плакать. Но получить прощение и обрести внутренний мир, при этом помня, что в один из моментов ты повел себя недостойно. Это осознание собственного недостоинства облагораживает человека. Запомним, что депрессия может возвысить человека.

В этом смысле депрессия, как и любая болезнь и скорбь, есть предохранение от чего-то худшего – от вырождения человечества. Кто-то сказал: «не будь войн, люди совсем бы опаскудились». То есть нередко попущенная болезнь или страдание, или война, или депрессия ведет к высвобождению заложенного в человеке потенциала, образа покаяния.

«Зачем нужен православный психотерапевт» или депрессия и вера

– Но возникает вопрос: откуда может проявиться такое состояние у людей воцерковленных, имеющих навык к молитве, к исповеди, привыкших приступать к Таинствам, у людей так или иначе устроившихся не только в обыденной, но и в духовной жизни, уже доросших до некоего, довольно благополучного устроения, и тем не менее, им бывает не чуждо состояние депрессии. Неужели только из-за гордыни, о чем мы сказали только что?

– Конечно, не только. Причем они могут страдать от депрессии, и воспринимать её особенно остро. Найти веру, как мне кажется, может только тот, кто испытал радость. Кто узнал, познал и прочувствовал радость бытия с благодарностью Богу и этому миру – не эскапическую, не дурной кайф измененного наркотического бытия, а реальную прекрасность мира, когда человеку хорошо быть с Богом и он может сказать: «да, ведь это все хорошо весьма».

Пусть мир лежит во зле, пусть дьявол рыкает и воюет за каждую душу. Но человеку духовно устроенному все равно ведома радость. А коль ему ведома радость, ему ведома и печаль. И он вполне может заболеть.

В конце концов депрессия депрессии рознь. Христианин не будет испытывать депрессивного состояния, доходящего до суицида, если уходит близкий ему человек, не дойдет он до крайних степеней отчаяния. В этом психотерапевтическая функция нашей веры, если можно ее так прагматически измерять…

Скажем, у по-настоящему верующих людей я не видел панических атак., страха езды в метро, распространенной сейчас аэрофобии. Вообще, тревожные неврозы почти не проявляются, если имеешь навык передоверения себя в руку Божью. Но вот депрессия вполне может быть – и сейчас мы говорим о том, как к ней относиться…

– Тогда возникает еще один вопрос, связанный с темой «депрессия и вера». Мы читаем слова: «Мир лежит во зле» (1 Ин 5:19), у Экклезиаста мы читаем, что все тлен (Еккл 3:20), все проходит, и понимаем, что все цветение, которое мы видим вокруг себя, когда-то прекратится и эти прекрасные цветы завянут, любимые нами лица состарятся, и всех так или иначе ожидает перспектива переезда на кладбище. Не приводит ли осознание того, что все радости преходящи и уходящи, к появлению депрессивного состояния?

– То, что ты сейчас сказал, является логическим продолжением того, что происходит, когда человек начинает много думать в одиночку, не имея ни собеседника, ни душевного друга, ни понимающего духовника, ни соразмеряя себя с Евангелием.

А кто может быть лучшим собеседником, чем Христос со страниц Евангелия?! Все мрачно прорисованные тобой аргументы разбиваются о единственное изречение Христа, которое все объясняет: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). Имеем? Имеем.

И дальше: «Но мужайтесь, я победил мир». А доводилось мне слышать, что в некоторых переводах вместо слова «мужайтесь» употреблен глагол «дерзайте». Казалось бы, близкий по смыслу, но мужаться – это значит терпеть, а дерзать – это значит совершать прорывы. И прорывы именно сквозь автоматизмы обыденной жизни. Прорывы, чтобы не пройти мимо нищего, а что-то сделать.

Чем больше делаешь доброго, тем меньше вероятность депрессии. Потому что депрессия, как и любая болезнь, ограничивает человека. А делая что-то, ты вступаешь во взаимодействие и расширяешь свои возможности. Мрачную систему ценностей при желании можно накопать в любой религии. «Вот вам монахи первая благородная истина. Все в мире есть страдание», – начал свою проповедь Будда. Правда, потом он открыл ещё несколько благородных истин… Недепрессивно живущий человек не закрывает глаза на страдания мира. Но он пытается способствовать облегчению этих страданий и у себя, и у других.

– В святоотеческих работах мы находим как минимум три понятия, которые довольно близки к тому медицинскому и психотерапевтическому описанию, которое сейчас у нас прозвучало, а именно это понятие уныния, разочарования, и окамененного нечувствия. Не получается ли, что депрессия может быть и состоянием духовного заболевания, неверного духовного шага, сделанного человеком и как следствие – ложного духовного состояния, в которое пришла человеческая личность?

– Специалисты-психопатологи, которые имеют мужество открыто называть себя верующими людьми, всегда признают, что у каждого явления мира есть свой логос, замысел. Точно так же у каждого психопатологического феномена, у каждой эмоции, у каждой болезни имеется некое осмысление на духовном уровне. Некое повреждение на нравственном уровне, повреждение сферы религиозной, т.е. нарушение богообщения в той мере, в которой оно было возможно для данного человека.

И, безусловно, при депрессии будет проявляться и уныние, и ощущение бесполезности, иногда бунт против высших сил: «за что мне такое попущено?».

Как и любой болезнью, Господь депрессией может смягчать человека, а может и укреплять его духовно, потому что ещё у депрессивных пациентов, ставших мудрыми психиатрами XX века, замечено и даже выведено в афоризм: «депрессия облагораживает человека. При депрессии, как и при правильно переносимом страдании, человек становится более добрым и более мудрым».

Знаменитый психотерапевт Виктор Франкл сказал: «единственный смысл страдания – это стать иным». И при депрессии у человека есть возможность стать духовно богаче, потому что те вещи, на которые он доныне не обращал своего внимания: то же солнышко, тот же приход весны, при ней воспринимается острее. И наоборот, если переживать депрессию неправильно, мы начинаем роптать на Бога.

Правильно перенесенная депрессия, как и любое страдание, ведет к большей потенции благодарности Творцу за происходящее с нами. Поэтому депрессия (в отличие от противоположного состояния – маниакального, возбужденного, эйфорического) может служить духовному росту человека, если она проживается и переживается правильно..

Иногда депрессия ведет просто к высвобождению времени, потому что человек не может работать и у него возникает возможность, как говорят иногда, «подумать о душе». И за это депрессии можно сказать спасибо. В этом своего рода благословение депрессии. Ну, и вспомним евангельское: «сила моя в немощи совершается» (2 Кор 12:9). А депрессия именно и есть та самая душевная немощность, при которой могут раскрыться просто чудеса самопожертвования.

При депрессии человек иной раз оказывается вышибленным из механической рутины повторяющегося мира, он душевно соприкасается с совершенно особенным опытом бытия, и соприкосновение это может привести к духовному исцелению. Духовно-то мы все больны в той или иной степени. Если человек говорит: «я нахожусь в отличной духовной форме», то мы поставим ему несомненный и неутешительный диагноз.

А депрессия избавляет от гордыни. И в общем-то хорошо быть знакомым с депрессией не понаслышке, и сказал это не я – я всего лишь перефразирую прп. Силуана Афонского: «Держи свой ум во аде, и не отчаивайся». Или письма Валаамского старца: «Вернейший способ не допустить смертного греха: постоянно думать о смерти».

А когда как не в депрессии приходят мысли о неизбежной смерти, о конце бытия. В духовном отношении, по-настоящему верующий человек должен видеть абсолютную «нетаковость» своего духовного строения и серьезно относиться к исповеди. Так и в случае депрессии, человек должен отдать себе отчет в своей эмоциональной поврежденности. Так что в депрессии есть очень глубокий и позитивный духовный смысл.

Но есть и разрушительный потенциал – как и в любой болезни. Так что смысл назначения депрессии, как и любой, не только телесной болезни, но и духовной, в том, что это еще и способ коммуникации, возможность прийти к человеку или в белом халате или в подряснике, и сказать: «брат, мне плохо, ты можешь что-то сделать для меня?» И когда один человек делает для другого что-то – тогда умножается на свете количество любви.

– Если что-то случилось с христианином – надо ли искать православного психотерапевта или подойдет специалист, знающий свое дело? Мы же обычно не ищем православного отоларинголога или кардиолога…

– Здесь я обозначу такой принцип: чем тяжелее депрессия, тем меньшее значение имеет мировоззренческая идентификация специалиста. Иными словами, при тяжелой депрессии, когда человек света белого не видит, с постели подняться не может, от страха дрожит, то совершенно неважно, психиатр какого вероучения будет ему помогать.

Чем же на более легком и в то же время духовно-осмысленном уровне протекает депрессия – на уровне трудности получения радости, на уровне уныния, тревожности – тем более возрастает роль тех ценностей, в формате которых оказывает свою помощь психотерапевт. Потому что для православно мыслящего человека фрейдистские интерпретации относительно каких-нибудь кровосмесительных влечений будут просто для начала непоняты, а потом просто отвергнуты.

Или как говорил русский философ Владимир Соловьев в беседах о смысле любви, бывают иногда нынешние господа психологи, к ним приходят люди, страдающие от робости, застенчивости, нерешительности, и они в качестве средства рекомендуют продажную любовь, тем самым увеличивая доход их коллегам-венерологам.

То есть на высоких уровнях лучше все-таки довериться специалисту, разделяющему с тобой одну и ту же нравственную шкалу.

Лечим бессмертную душу таблетками, или как побороть депрессию?

– Душа – понятие из области веры. Как вообще можно лечить душу чем-то вполне земным – таблетками или беседами?

– Думаю, нам все-таки надо почаще повторять, что душа и эмоции – это не совсем одно и то же.

Психотерапевт не ставит своей целью спасение души клиента, обращающегося к нему – он занимается устроением души в мире видимом.

Вообще, понятие «душа» для начала лучше заменить словом «психика». Тогда душой в общепринятом религиозном смысле мы обозначим «высший этаж» психики.

А вот «низшим этажом» психики или эмоциями мы обозначим тот уровень, на котором собственно и происходит депрессивная психопатология.

Как работают лекарства? Мы думаем и осознаем себя корой головного мозга. Если точнее – нейронами, клетками коры головного мозга. Еще точнее – аксонами и дендритами – это отростки этих клеток, связи между ними, соприкасающимися в местах контактов (синапсах). И вот там за счет нейромедиаторов типа серотонина и происходит, если хотите, «процесс думанья».

На этом уровне и происходит процесс работы мозга – и удовлетворения, и осознания, и получения информации. Там же, при нарушении этих процессов происходит и формирование депрессии. И за счет хорошо и правильно подобранных нейромедиаторов, т.е. веществ, воздействующих на жидкостной обмен между отростками нервных клеток, происходит нормализация этих процессов. Так и работают антидепрессанты, помогая установить физиологически благоприятное существование всего мыслительного и эмоционального строя человека.

– Откуда возникла идея лечить депрессию химическими препаратами?

– Многое в нашей науке психиатрии и психотерапии создавалось какими-то причудливыми путями. Как, допустим, были обнаружены и синтезированы первые антидепрессанты?

Произошло это всего лишь в 50х годах XX века. В Германии, в туберкулезной клинике, было замечено, что больные, употребляющие определенный препарат, вдруг становятся необыкновенно веселыми и оживленными. Стали изучать, а потом и использовать свойства этого препарата, стали на основании его синтезировать похожее, но без противотуберкулезного эффекта.

Получился первый антидепрессант, до сих пор работающий. Он уже, конечно, устарел морально, но существуют случаи, когда можно назначив его, и получить эффект. Это препарат, который был создан от практики.

Другой способ создания препаратов – от теории. Когда мы говорили о хроно-биологической концепции возникновения депрессии, на основании мелатонина, то есть гормона, связанного с солнечный загаром, и был создан такой антидепрессивный препарат.

– Можно ли выделить те случаи, когда депрессия все-таки является органическим заболеванием, и пациент нуждается, прежде всего, в медикаментозном лечении?

– Да. Эндогенные депрессии являются, условно говоря, органическими, они вызываются биохимическими сдвигами в организме, которые могут быть поняты не только на словесном уровне, но и при использовании некоторых тестов (иногда используется так называемый «дексаметазоновый тест»).

При лечении таких заболеваний требуется использовать препараты-антидепрессанты, причем разумно и дифференцировано, в зависимости от варианта болезни: при апатической депрессии – антидепрессанты со стимулирующим эффектом действия, при тревожной – с успокаивающим, седативным эффектом.

Вот случай прошлой недели. Ко мне пришел мужчина 32 лет, программист, с такими жалобами:

– Состояние, доктор, началось неделю назад, мне дали задание, и задание простое, плевое, я справлялся с ними уже, но ночь накануне я не спал. Меня пронзила мысль «А вдруг я не справлюсь?», я пришел, сел, включил компьютер и… отошел от него. Меня парализовало. Я попытался подойти еще раз. Потом полдня ходил и изображал, что я у кого-то что-то спрашиваю, но я чувствовал что меня, простите, переклинило, я просто не могу это сделать, соображение отказывает. Мне кажется, что я забыл таблицу умножения, мне кажется, что сопоставить 2 переменных выше моего понимания. Я попытался взять больничный, имитировал простуду, но я чувствую, что что-то не так.

Вот это классический вариант депрессии. Учитывая, что ему 32, по статистике, что-то подобное уже должно было происходить и я спрашиваю:

– Скажите, а с вами не происходило это раньше?

– А как вы узнали, доктор? Да, действительно, три года назад такое состояние возникло у меня, я тогда уехал в деревню, не знал, что можно с этим обратиться к врачу, оно длилось месяца 2, но потом я как-то сам его вылечил, сменой климата, солнцем.

Действительно, среди методов лечения эндогенной депрессии существует метод фототерапии, когда человека подвергают 2-х часовому интенсивному пребыванию под светом определенной интенсивности – и это носит анти-депрессивный эффект. Неслучайно большое количество депрессий возникают именно в период короткого светового дня, особенно начиная с крещенских морозов и до первых солнечных ручейков, когда все основные праздники уже прошли и наступил период, когда до весны далеко, еще холодно, света мало, на душе серо; это очень депрессогенный период, когда происходит огромное количество суицидов. А когда человек выезжает куда-то на природу, где много солнца, где тепло, депрессия может пройти, по-видимому, без лекарств…

Возвращаясь к нашему программисту, скажем, что если без лекарств ему потребовалось месяца 2 для выхода из депрессии, то после назначенных ему легких анти-депрессантов через 5 дней он пришел со словами:

– Что светлеет, – говорю я, – день что ли прибавился?

– Да нет , на душе светлеет! Я соображать могу!

– Отлично, говорю я, только не сделайте ошибку – не прекратите принимать лекарства – курс анти-депрессивной терапии должен быть пройден.

– Фактически, мы уже говорим о различных способах избавления от депрессии, о том, как на нее можно влиять. А есть ли общий подход к лечению?

– Очевидно, здравый смысл подсказывает, что депрессия как переживание эмоционального неблагополучия есть сигнал, что что-то не так. «Не так» может быть вызвано внешними причинами: уход любимого человека, попадание в какую-то криминальную ситуацию, когда тебя ограбили и избили. Любой стресс: от нереализованного желания съесть конфету до увольнения с работы. Вообще, все внешние факторы могут быть запустить механизм депрессивного состояния. И тут важно не отрицать происходящего с тобой неблагополучия.

Первый шаг к выходу из депрессии – это осознание, со мной что-то не так. «Я не так хорошо соображаю, у меня не так много внутренних сил». Итак, первое – «я неблагополучен».

Второй шаг – поиск возможных причин и результатов. «Мне понятно , почему это произошло или это остается загадкой для меня и я не вижу ответа, почему мне плохо?». И самое главное – что Бог хочет мне сказать моим депрессивным состоянием, чему я могу научиться? Или это упражнение в моем терпении, и я должен это перенести. Или я был где-то неправ и это переоценка ценностей. Или это укрепление моих духовных мышц, моей духовной силы. Потому что правильно перенесенное страдание делает нас сильнее, это факт. Одним словом, для чего мне попущена эта ситуация, депрессия. И как только открывается смысл, депрессия начинает медленно проходить. Потому что все осмысленное становится менее болезненно. И на этом построен один из методов психотерапии депрессии. Иногда ее лечат с помощью логотерапии, то есть «терапии со смыслом». Когда пациент обнаруживает смысл и задание в своем страдании, страдание проходит. Если это подкреплено лекарствами, и если недостаточно вовлечена биохимия, то можно одними нравственными способами неглубокие депрессивные состояния привести в норму. И при этом так, что человек выходит из этого состояния духовно богаче.

Третий шаг – поиск помощи в нескольких направлениях (эмоциональном – у психотерапевта и духовном – в благодатной жизни Церкви). Если человек воцерковлен, то будет очень хорошо, если он изложит причины своего страдания и мудрый батюшка о чем-то даст духовный совет, а о чем-то может быть скажет: «Ээ, голубчик, это тебе не по духовной части, это тебе к психотерапевту. Есть у меня один знакомый православный психолог, психотерапевт, психиатр, который тебе поможет. В этом исповедоваться не надо». И этот путь от притвора храма до психотерапевта – это тоже очень хороший путь.

Если же говорить об органических методах лечения страдающих депрессиями, для некоторых работает смена климата, смена места работы. Cтатистически подтверждено, что депрессиями реже болеют в странах, где много солнца. Если у человека есть склонность к депрессивному расстройству и есть возможность переехать, то, может быть, это стоит сделать.

Вспоминая о том, что депрессия может быть вызвана хронологическим сбоем, вспомним и о таком физиологическом способе лечения депрессии, который называется «депривация сна», когда человек сознательно лишает себя сна на протяжении 36 часов. В 9 часов утра человек идет на работу или проводит время в домашнем хозяйстве, ночью он не ложится спать принципиально. И задача до 10 часов вечера следующих суток для него не уснуть ни за что. Иногда 2-3 таких сеанса воздержания от сна приводят сами по себе без лекарств к нормализации циклов и выпрыгиванию из депрессии. Мне доводилось видеть такое.

– Это можно отнести к, скажем так, органическим методам лечения…

– Да, безусловно, и эти методы работают. Что же касается нравственного аспекта, то как и при любой болезни будет очень хорошо, если человек в диалоге с понимающим специалистом, будь то психолог или священнослужитель, задумается и пройдет тот путь, о котором мы только что сказали. То есть констатирует неблагополучие, подумает, почему это произошло и для чего и постарается найти путь исцеления.

«Забей на всё» или немного о самолечении

– Поговорим немного о самолечении. Если от простуды есть домашние средства: чай с малиной, лимон, от головной боли тоже есть определенные настойки, от кашля – микстуры и т.д., то какие существуют правильные, а может быть, и неправильные средства лечения депрессии? Например, есть такой совет – поменьше обращать на себя внимание. В депрессии видят «зацикленность» человека на самом себе. «Да не обращай внимания! Забей на всё, живи как живешь». Что можно сказать?

– Насколько это легко и, в принципе, правильно сказать, настолько и невозможно выполнить. Ежели тебе наступили в метро на ногу и ты себе скажешь: «- А я не буду обращать на это внимания!» – у тебя это вряд ли получится – потому что больно. Так что совет хороший, но невыполнимый.

Депрессия – это всегда ощущение собственной неполноты, незначимости или страдания в широком смысле этого слова. Поэтому «махнуть рукой» у человека просто не получится. Потому что болит душа – та часть души, которая называется эмоциями…

– Другой совет: «Что ты ноешь? Есть те, кому гораздо хуже тебя – и они не ноют, стараются жить активно».

-Да, да, да! Человечество вообще выработало несколько штампов, которые предполагается, что могут сработать. У меня есть, может быть, паранаучное наблюдение, что депрессией чаще всего болеют хорошие люди, причем не в экстремальных условиях.

Вот, я не слышал о случаях депрессий людей в тюрьме. Или в случае настоящих стрессов – их тоже не бывает. В блокадном Ленинграде не было депрессий. Шизофрения была, психозы были, а депрессии не было.

То есть такой малонаучный, исключительно практический тезис врача с 30-летним стажем, что если у вас депрессия, скорее всего – вы неплохой человек. А неплохой человек не найдет нравственного утешения в том, что другому хуже. Чему-то научиться у другого – не ныть, не страдать, – может быть, он как-то и сможет, но испытать злорадство или высокомерную жалость – нет, не сможет.

Я не думаю, что хорошему человеку поможет осознание того, что другому хуже. Хороший человек скажет: «- Ну, да. Мне плохо, ему плохо. От того, что нам обоим плохо, никому лучше не станет». И может ему будет еще больнее, и его депрессия парадоксальным образом усилится от того, что он будет знать о несовершенстве мира. Ему еще больнее будет от осознания, что кто-то живет без ног, а кто-то парализован, а у кого-то после онкологической химиотерапии выпали волосы… Не думаю, что в качестве утешения от депрессии этот тезис сработает.

Другое дело, сможет помочь осознание, что очень многие преодолевали и преодолевают такую же беду, что все объединены – и ты не один в своей беде.

Расскажу одну буддисткую притчу, которая мне очень нравится… К Будде пришла женщина, принесла труп своего умершего ребенка, и говорит: ну, ты же всемогущ, оживи его. Он говорит, пожалуйста, мы оживим его обязательно, я знаю мазь, которой можно помазать, и отрок воскреснет, но необходимый ингредиент этой мази – зола из очага того дома, в котором никто не умирал. Мать побежала искать и не смогла найти ни одного дома, который не посетила бы смерть. Из чего она поняла свою принадлежность к роду человеческому, и то, что то самое страдание, которое она испытала, оно не только ее, в той или иной мере оно касается каждого человека.

– Есть еще один тезис, более позитивный: «Цени то, что у тебя есть. Посмотри, не все так плохо. Ты не в тюрьме, ты не смертельно болен. Да, проблемы есть, но в общем-то все неплохо».

– Да, в какой-то мере это имеет смысл в виде так называемой «когнитивной психотерапии», когда путем тщательно выверенных схем разрушается негативизм, свойственный депрессивным больным. Смысл действий психотерапевта здесь в том, чтобы вместе с человеком рассмотреть его убеждения – а депрессивные убеждения обычно пессимистичны – и опытным путем как-то вывести и доказать, что пессимизм этот не помогает жить, а напротив – мешает.

– Правильно ли – постараться поднять самооценку человека?

– Да, хотя у нас не различают слова самооценка и самоценность, а это немного разные вещи. Самооценка предусматривает восприятие со стороны других, самоценность – со стороны себя. И поэтому, когда просыпаешься утром и видишь, отдаешь себе отчет, что ты еще жив, а раз еще жив, то способен к покаянию, а раз способен к покаянию, то перед тобой двери рая разверзлись, то уже придет некий оптимизм – даже уже самим фактом того, что ты жив.

– Некоторые стараются вывести себя из депрессии еще одним хорошо известным на Руси способом…

– Да, на протяжении последней тысячи лет существования русской цивилизации универсальным антидепрессантом было спиртное. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15) и еще говорят «Веселье на Руси есть пити». Поэтому иногда стаканчик хорошего вина позволяет ощутить радость этого мира. И один из моих диагностических вопросов: «- Скажите, а если выпить бутылку пива – Ваше состояние изменится?» Если человек говорит: «- Да, изменится», то я отвечаю: «- Ну вот видите, вот вам простая логика. Если обычный этиловый спирт изменяет ваше эмоциональное состояние, значит более тщательно сконструированные антидепрессанты помогут вам в значительно большей степени, чем тупой алкоголь, изменить ваше нормальное принятие себя и вернуть Вам радость бытия».

Поэтому никто не отменял монастырского термина «утешение братии», поэтому никакой практикующий доктор не будет против стакана вина. Понятно, что речь не об опьянении, не об «упитии» – это только ухудшит ситуацию.

– И тогда ещё одно мнение, распространённое среди христиан, прежде всего, священников, – что помочь выйти из депрессии может милосердие, оказание помощи другим людям.

– Несомненно! Вот это может быть самый золотой, самый сильный психотерапевтический принцип, единственный, который работает, – ты упомянул священников, я упомяну опыт психологов, работающих с горем. Горе – явление, можно сказать, равносильное депрессии. И нет сильнее горя, чем смерть твоего ребенка, это противоестественно и это – самое тяжелое, что может выпасть на долю человека.

И ни одно из стандартных утешений: «Бог взял, Бог дал», «А он теперь в раю», «Жизнь продолжается» – весь этот традиционный набор штампов-утешений – не работает. Работает только одно: помощь другому, которому или так же, или хуже. Поэтому с теми, кто приходит ко мне с тяжелым горем, я продумываю возможность – кому вы можете помочь? Делание добра – это универсальный целительный фактор.

И еще хорошо, если депрессивные пациенты будут, выходя из самозамкнутости, объединяться друг с другом, может даже, взаимно помогать друг другу. Сейчас существуют анонимные алкоголики, анонимные наркоманы. Мне бы очень понравилось движение «анонимные депрессивные» – группа самоподдержки как форма групповой помощи друг другу. Я был бы рад, если бы такое возникло про каком-нибудь из приходов, который активно бы занялся прицельной помощью душевно-страдающим людям.

– А что можно сказать о медикаментозной самопомощи?

Чтобы унять собственную боль, существует прекрасный растительный антидепрессант на основе зверобоя, который выпускается у нас под смешным названием «Негрустин». Я встречал случаи, когда он сопоставим с химически-синтезированным антидепрессантом. Это не пустышка, каких сейчас развелось много.

– Новопассит применяется при тревожных расстройствах, это более успокоительный препарат.

В заключение – о рабах и хозяевах жизни…

– И тогда последний вопрос, чтобы нам завершить нашу серьезную беседу на более радостной ноте. Тяжелые депрессии встречаются, наверное, не настолько часто, но гораздо чаще встречается состояние, когда человек жалуется, что в его жизни нет радости, все скучно и серо. Что можно посоветовать такому человеку?

– Да, такое случается часто – человек находится в позиции уныния и беспомощности. Прежде чем что-то посоветовать, я бы спросил его: а ты кто? Раб или хозяин? Имеется в виду – своей собственной жизни. Если ты раб, тебе не положено радости. Если ты хозяин, если ты отвечаешь за свою жизнь, то почему у тебя нет радости? Что ты делаешь, чтобы у тебя такая радость была? Я бы послушал его ответ. Он мне может сказать: «А я не знаю».

И тогда начинается работа психотерапевта: «Если ты не знаешь, то это не радости нет, это ума не хватает. Давай думать вместе, я тебе помогу. У нас будет двойной ум». Но если он ответит: «Какая может быть радость, если я езжу на жигулях, а у соседа мерседес шестисотый – конечно, я не могу радоваться при этих условиях», то я скажу ему: «Дорогой мой, это правильно, что у тебя радости нет, потому что у завистливого человека и не может быть радости».

www.pravmir.ru

Кто хочет что-нибудь сделать, находит средство. Кто не хочет ничего делать — находит причину. Восточная пословица

Лучшей моделью кота является другой кот, а еще лучшей — тот же самый кот. Норберт Винер, отец кибернетики

На внешнем уровне существует огромное количество теорий, которые по разному объясняют причины возникновения депрессии. Биологические теории говорят о сбоях механизмов работы головного мозга, в результате чего концентрация определенных веществ уменьшается (или увеличивается), что приводит соответственно к депрессии (или к мании). К биологическим теориям также можно отнести генетические теории, которые видят причины возникновения депрессии в нарушениях на генетическом уровне, что, в свою очередь, обусловлено наследственностью. Теории, созданные психиатрами, а позднее психотерапевтами, видят причину депрессии в "неправильном" образе мыслей или поведении, базовая модель которого закладывается в раннем детстве. Теории, разработанные социологами, объясняют депрессию противоречиями, возникающими между личностью и социумом. Религии веры, считают камнем преткновения неправильные (греховные) поступки человека, в результате чего он отпадает от Бога, живет во грехе и страдает.

Теорий о депрессии создано так много, что даже краткий их обзор займет несколько страниц. Если для Вас эта тема представляет интерес, прочитайте книгу "Демон полуденный", где в главе "Эволюция" автор дает обзор основных теорий депрессии.

Все существующие теории о депрессии правильны (поскольку все неправильное отмирает само собой), и каждая из них описывают маленький кусочек реальности, ограниченный рамками исследований. Западная наука утверждает, что если некое явление (которое к тому же нужно сначала определить, описать и как-нибудь назвать — например, "депрессией") разбить на части, каждую из которых будет изучать отдельная наука, а потом собрать эти части вместе, то в результате получится то же самое явление, но только уже известное, описанное и изученное. Но почему не принимается во внимание то, что само явление постоянно меняется, что сам исследователь фактом исследования обязательно влияет на явление, что, когда из целого выделяется его часть, то эта часть уже не обладает свойствами целого (кровь в пробирке — это уже не та кровь, которая течет по венам)?

В будущем будут созданы еще более сложные теории о депрессии, объединяющие выкладки различных наук (психологии, психиатрии, генетики, биологии, химии и др.), но это не поможет описать то, что постоянно изменяется. В мире есть только одно постоянство — это изменения.

Современная наука дает ответ на один вопрос, но одновременно возникает десять новых вопросов, ответы на которые даст наука будущего — и вместе с новыми ответами возникнет еще больше вопросов. И так до бесконечности. Если бы мы спросили о причинах депрессии у специалиста начала 20 века (и тогда это был только один специалист — психиатр), то он ответил бы, что многое уже известно, но имеющиеся белые пятна предстоит закрасить науке будущего. В начале 21 века на тот же вопрос отвечает 10 специалистов, и их ответы значительно отличаются друг от друга. А еще через 100 лет количество специалистов легко может увеличиться еще на порядок.

Более двух тысяч лет назад Гиппократ описал симптомы меланхолии (melaina chole – черная желчь) и определил, что меланхолию вызывает избыток черной желчи в организме. Именно этот взгляд господствовал в медицине более 2 тысяч лет. Но ведь черной желчи как таковой не существует, а сама теория Гиппократа, так же как и методы лечения, скорее всего вызовут у современного врача улыбку: Гиппократ лечил депрессию с помощью настоя мандрагоры и морозника. Но, тем не менее, Гиппократ был успешным врачом и действительно избавлял от депрессии своих пациентов, опираясь на свою теорию и нехитрые снадобья.

Кажется, что за прошедшие 2 тысячи лет медицина в своем развитии сделала невероятно большой шаг, но давайте посмотрим на результаты. Сегодня депрессия — это действительно чума 21 века, как в масштабах всей планеты, так и с точки зрения конкретного человека, страдающего от депрессии — ведь в подавляющем большинстве случаев современные антидепрессанты не могут излечить человека от депрессии, а только приглушают ее симптомы.

Хотелось бы обратить внимание на изменение названия самого заболевания за прошедшие 2 тысячи лет — Гиппократ лечил не депрессию, а именно меланхолию, в Средние века Церковь боролась не с меланхолией, а с acedia (причем метод, изобретенный Церковью, излечивал в 100% случаев — сжигание на костре избавляло душу от страданий, а тело от всех неприятных соматических симптомов) . Слово депрессия (от греч. depressio подавление) появилось только в 19 веке — и "черная желчь" стала "подавлением" совсем не случайно. Почему более 2 тысяч лет всех устраивал термин, введенный Гиппократом, и еще Фрейд и психиатры начала 20 века употребляли слово "меланхолия"? Но в 20-30 годах 20 века, "меланхолия" неожиданно стала "депрессией"? Может быть, изменение термина вызвано как изменением самого явления, так и изменением причин, которые его обуславливают?

Я предлагаю вам не слушать сторонников той или иной теории, а прислушаться к себе. Что вы думаете о депрессии, к какому методу испытываете доверие? Все уже есть у вас внутри — поэтому тот или иной метод не может привнести в вас ничего нового — это как ключ, открывающий определенную дверь. И эта дверь — Вы сами. Если вы думаете, что причина вашей депрессии в нарушении механизмов работы мозга, то скорее всего вам помогут препараты. Вы можете не знать механизма действия антидепрессантов, но если вы найдете психиатра или фармаколога, которому вы доверяете, то вероятность хорошего результата будет намного выше. Если вы считаете, что причину депрессии следует искать в раннем детстве — найдите хорошего психоаналитика. Если думаете, что депрессию обуславливают негативные мысли — пройдите курс когнитивной терапии Бека, и ваше мышление станет более позитивным. Если видите причину в телесных блоках — познакомьтесь с работами Лоуэна и Райха и пройдите курс телесной терапии. Если Вы считаете, что ваша депрессия это в первую очередь духовный кризис, нежели заболевание — Вам подойдут методы трансперсональной психотерапии. Все в Ваших руках. Ну, то есть в голове.

В последние десятилетия неоднократно проводились сравнительные исследования эффективности различных методов лечения и профилактики депрессии. При этом принимаются во внимание некие важные (с точки зрения исследователей) "параметры" респондентов: диагноз, пол, возраст и пр. Но, возможно, более важными с точки зрения положительного результата воздействия того или иного метода являются другие "параметры": доверие к конкретному методу и знание механизмов его работы. Так, психиатр, прописывающий сам себе антидепрессанты, психоаналитик, проходящий психоанализ у своего коллеги, гуманистический психотерапевт, проходящий краткосрочную терапию, справятся со своей депрессией быстрее, поскольку они понимают механизмы работы данной методики и доверяют ей.

Заканчивая раздел "внешний уровень" хочется напомнить, что все разделения на уровни, которые существуют только в нашем уме, условны. Ведь очень часто последователи той или иной теории забывают, что любая теория — это всего лишь теория для описания какого-либо явления, которая не является самим явлением. Так, "эго", "супер-эго" и "оно" на самом деле не существует — это всего лишь соглашение, возникшее в умах людей 20-21 веков, которые называют себя психоаналитиками. Сам диагноз "депрессия", который ставит психиатр — это не более чем допущение, которое с той или иной степенью достоверности описывает реальность. Например, в тибетской медицине, занимающейся областью, которую западная психиатрии называет "расстройствами психики", есть два допущения. Первое — большинство психических заболеваний вызываются духами. И второе — духов на самом не существует, они — не более чем порождение нашего ума 🙂

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Соломон

Внутренний уровень можно назвать уровнем мифов или архетипов. В отличие от внешнего уровня, на котором существуют многочисленные теории депрессии, он является более постоянным. Хотя для многих людей язык внутреннего уровня, в отличие от четкого языка теорий, может показаться абстрактным. Но теории приходят и уходят, а мифы остаются. Давайте заглянем в прошлое — всего лишь 100 лет назад ни одной современной теории депрессии не существовало. Первой такой теорией была теория Фрейда, которую он описал в своей известной работе "Печаль и Меланхолия" (1917 г). Но ведь строго научные теории депрессии (вернее, меланхолии) существовали и раньше. Но где эти теории сейчас? В лучшем случае о них знают те, кто интересовался историей медицины, а сами теории нередко вызывают улыбку. Убежден, что через сто лет такая же участь постигнет современные теории. Если вы не согласны с этим, то давайте немного подождем 🙂

Депрессию называют чумой 21 века, в то же время считается, что депрессией люди страдали много веков назад. Но одинаковы ли масштабы? Давайте вернемся всего лишь на 100 лет назад, во времена начала и становления психоанализа. Интересно, что Фрейд впервые решил рассмотреть депрессию в уже упомянутой "Печаль и меланхолия", только через 23 года после своей первой серьезной работы "Очерки по истерии". А в психоаналитическом словаре Лапланша и Понталиса, который считается классическим, вы не найдете ни статьи "депрессия", ни статьи "меланхолия". Почему?

Может быть потому, что любая теория в большей степени описывает не объективную реальность, о представления ее создателя о реальности, и потому, что все теории являются правильными лишь для времени и места их создания.

Если говорить о времени, то во времена Фрейда депрессией страдало незначительное число людей — пациентами психиатров начала 20 века были люди с истерией и обсессией. А пациенты начала 21 века страдают от депрессии и шизофрении. К сожалению, я не располагаю правдоподобной статистикой депрессии за 19 век и первую половину 20 века. Но, в свете того, что чумой 21 века называют не только депрессию, но и рак, интересно посмотреть статистику ВОЗ о тенденции развития раковых заболеваний. Так в 1840 году раком заболевал только один из 130 человек, в 1900 — каждый тридцатый, в 1980 — каждый восьмой, сегодня — каждый пятый, в середине 21 века раком будет болеть каждый третий. В медицинских учебниках написано, что от депрессии и рака люди страдали еще во времена Гиппократа (460-370 гг. до н.э), который, кстати, впервые описал оба заболевания и ввел в обиход термины "меланхолия" и "рак". Но если сравнить масштабы распространения заболеваний на сегодняшний день и в древние времена, то они будут очень сильно отличаться.

Если говорить о месте, то депрессия проявляется очень по разному для людей Востока и Запада. Одна из основных составляющих депрессии западного человека — это чувство вины, которое обуславливают идеи виновности, греховности, характерные для религии Запада. В религиях Востока нет догмата о греховности, и потому чувство вины при депрессии чаще всего не возникает, а симптомы депрессии больше проявляются на телесном уровне. Впрочем, вовсе не обязательно противопоставлять Восток и Запад — многие известные психоаналитики (Карен Хорни, Эриксон), переехавшие из Европы в США, отмечали, что многие постулаты теории Фрейда гораздо менее подходят к американцам, нежели к европейцам. Вообще, жизнь в другой культуре очень хорошо излечивает от многих иллюзий — когда я переехал в Германию, то многие мои представления, которые я считал верными априори для всех людей, развеялись как дым.

Итак, давайте попробуем опуститься на внутренний уровень или уровень мифов. Герои большинства мифов проходят через невероятные испытания, победы и поражения. При этом, вовсе необязательно, что в конце всех испытаний героя ждет награда и спокойная жизнь — вспомните того же Ясона.

На дворе 21 век — драконы и ехидны повержены, нельзя проплыть между Сциллой и Харибдой, а мир с каждым годом становится все спокойнее и цивилизованней. Испытания, которые были реальностью для многих народов древности: голод, война, рабство, нищета — стали мифом для современной западной цивилизации. Но сам миф никуда не делся — он просто переместился во внутрь. И вместо реальных драконов, современные рыцари сражаются с внутренними драконами, а современные принцессы заточены не в высоких башнях, а в тесных городских квартирах с низкими потолками. И многие в этой борьбе погибают по-настоящему. Современный человек, даже если он сильно захочет, не сможет прожить миф Тесея, Ясона или Персея. Но есть миф, который как мне кажется, поразительно точно отражает депрессивную реальность современного человека. Это миф о Прометее

Согласно мифу, по приказу Зевса Прометей был прикован к скале. Обратите внимание насколько точно это характеризует типичные признаки депрессии: скованные кандалами руки и ноги, пронзенная стальным стержнем грудь (одни из основных признаков депрессии — постоянное неприятное ощущение в груди). Затем Прометей был низвергнут в пропасть и много веков провел там без света, что довольно точно характеризует состояние lossofsoul. В этом состоянии душевные и телесные страдания не так сильны, поскольку в состоянии "потери души" ощущения очень сильно притупляются, чувствовать как бы и не чем.

Много веков Прометей проводит на дне пропасти, и только океаниды навещают титана. Океаниды — вода, текучесть, символ непостоянства. Из состояния lossofsoul трудно выйти самостоятельно — нет ни сил, ни желаний. Остается только знание, что в мире нет ничего постоянного, поэтому рано или поздно это состояние обязательно перейдет в другое. И именно это знание помогает пережить это состояние. Так и происходит — однажды Зевс поднимает титана из пропасти к солнцу, где Прометея ждут новые страдания. Каждое утро к Прометею прилетает чудовищный орел (порождение Ехидны и Тифона), который садится на грудь титана, разрывает ее когтями и на протяжении всего дня клювом терзает печень титана (печень, источник желчи — не даром, более 2 тысяч лет депрессию называют болезнью, вызванной переизбытком черной желчи). Мучения Прометея продолжаются целый день, и лишь к вечеру орел улетает, и, когда на землю опускается прохлада, раны Прометея начинают затягиваться. Ночь на некоторое время избавляет его от страданий, а на следующее утро все начинается сначала. Это очень точно описывает реальность типичной депрессии (в отличие от атипичной), когда депрессивные ощущения наиболее сильны именно утром и днем, а к вечеру уменьшаются.

Что было дальше? Появился избавитель. Геракл. Причем, Геракл освобождает Прометея не сразу — вначале титан рассказывает Гераклу о том, что с ним произошло и его рассказ продолжается достаточно долго. Наступает утро, и как обычно прилетает орел, но Геракл поражает его своей меткой стрелой. После этого он вынимает штырь из груди Прометея и снимает оковы с его рук и ног. То есть он сначала уничтожает причину ежедневных страданий, а потом избавляет титана от неприятных телесных ощущений — оков на руках и ногах и штыря в груди. Но в качестве напоминания, Зевс повелевает оставить кольцо с камнем, что символизирует депрессивные ощущения, которые остаются в теле, после того, как депрессия прошла. В память о Прометее люди до сих пор носят кольца с камнями. Небезынтересно, что сам Геракл тоже страдал от приступов меланхолии. Можно сказать, что Геракл был первым психотерапевтом, который сначала внимательно выслушивает страдающего, потом убирает причину страданий, и, наконец, избавляет его от неприятных телесных ощущений.

На сегодняшний день в традиционной медицине существует два основных средства борьбы с депрессией — это психотерапия, которая появилась 100 лет назад и антидепрессанты, которые были изобретены 50 лет назад. Оба средства принято считать чем-то революционным, принципиально новым. Но не психотерапия, ни антидепрессанты не могли бы стать настолько популярными, если бы они (конечно, в символической форме) не встречались бы в мифах. В случае антидепрессантов — это различные упоминания в сказках, мифах и преданиях о волшебном напитке, вызывающем удивительные изменения. Обычно эти изменения наступают сразу, а в некоторых случаях — отведав напиток, человек погружается в глубокий сон, и излечивается сразу же после пробуждения. "Чудесное" действие современных антидепрессантов проявляется гораздо позже — минимум через две недели. Что ж — еще не вечер, подождем несколько десятилетий, пока миф не станет реальностью.

Любая теория депрессии выделяет из бесконечного многообразия явлений одно явление (или группу явлений) и постулирует, что именно оно является основной причиной депрессии (гены, поведение, процессы в мозге, общественные катаклизмы, первородный грех и т.д), причем эта причина априори определяется в данной теории как "неправильная", "ненормальная" (а в случае психиатрии — "патологическая"), и предполагается, что если изменить эту причину на условно обозначенную в данной теории как "нормальную", то мы сможем избавиться от депрессии. Изменять предлагается с помощью конкретных методов: в биологических теориях — это фармацевтические препараты, в психотерапевтических — конкретные психотехники и т.д. Нередко бывает так, что сначала появляется метод, а уже потом создается теория, объясняющая его эффективность. Например, первый антидепрессант был открыт совершенно случайно, а теория, объясняющая механизмы действия антидепрессантов (в которой до сих пор много белых пятен), появилась значительно позже. А для метода электросудорожной терапии до сих пор нет правдоподобной теорий, объясняющей его эффективность.

Современная медицина на полном серьезе пытается ответить на вопрос — что же все таки первично: сначала происходит сбой в механизмах мозга, что порождает депрессивные мысли и поведение, или же в результате неправильного поведения и образа мыслей происходит сбой в механизмах мозга? Вам это не напоминает извечный спор о том, что же было первым: курица или яйцо?

Если говорить про антидепрессанты, то каталог новых препаратов, появляющихся каждый год, имеет толщину 3 см. Постоянно создаются новые психотерапевтические методы, из них только официально признанных насчитывается более 500. Но все эти средства — внешние по отношению к Вам. И по сути психиатр, назначающий вам современные препараты, или психотерапевт, использующий новейшую методику для Вас ничем не отличается от жреца или шамана, поскольку он знает (или, хотя бы, делает вид, что знает:) о механизмах действия антидепрессантов или о том, как тот или иной метод действует на Вашу психику. Но вы-то этого не знаете.

Допустим, антидепрессант или психотерапевтический метод был выбран правильно, в Вас произошли определенные изменения, и Вы вышли из депрессии. Но почему они произошли? Конечно, в результате психотерапии вы были в большей степени вовлечены в работу чем при медикаментозном лечении, но все же сам метод остался в руках другого человека, и не важно как он называется — психиатр, психотерапевт или шаман. Если депрессия повторится (а так оно обычно и бывает) вы будете вынуждены снова обратиться за помощью. Это не плохо, это очень хорошо — ведь вы сами выбрали специалиста и с его помощью добились положительного результата. Но дело в том, что от Вас мало что зависит: во времена Гиппократа вы пили бы настой мадрагоры и морозника, в конце 19 века проходили бы курс гидротерапии, в начале 20 века участвовали бы в экспериментах первых психоаналитиков, в середине 20 века вы могли бы стать участником психиатрических экспериментов, которые позднее были признаны как полностью ошибочные. А сегодня, вы принимаете антидепрессанты, которые никак не влияют на причины депрессии, а только ослабляют ее симптомы.

Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: "Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение — это первое вступление в жизнь". Артур Шопенгауэр

Запад отрицает существование тайного уровня, так что если вас целиком и полностью устраивает западное мировоззрение, вам вряд ли стоит читать эту часть статьи.

На тайном уровне грань, разделяющая внутреннее и внешнее, которая существует только в наших умах, полностью исчезает. Появляется понимание, что все, что происходит с нами, неслучайно. Что все люди, населяющие эту землю, связаны между собой на очень глубоком уровне. И эта связь проявляется через все — через один и тот же воздух, которым мы дышим, через одну и ту же воду, которую мы пьем, через одну и ту же землю, на которой мы живем. И эта земля живая. Она дышит. И некоторые люди чувствуют это дыхание:

Они чувствуют, как гибнут леса в Бразилии, а в Африке от голода и жары умирают миллионы людей. Они страдают вместе с этим миром, разделяя его страдания, но не знают причины своего страдания. Они связаны с множеством людей и явлений в этом мире, и эти связи невозможно проследить – они теряются в бесконечном, в котором нет ни начала ни конца.

На тайном уровне объяснить причину депрессии с помощью слов невозможно. Любая теория — это не более чем цепочка слов, выстроенная в определенной последовательности. Но с помощью слов можно доказать все что угодно. Вспомните Гете, который мог доказать любое утверждение, а потом — его полную противоположность. Или индийского профессора Наропу, который мог спорить одновременно с пятьюстами другими профессорам, проводя такой своеобразный сеанс одновременной игры. После того, когда все пятьсот противников были побеждены и соглашались с ним, Наропа менялся с ними точками зрения и снова побеждал.

Большинство западных теорий выделяют из цепочки причин и следствий некую самую раннюю причину, и используют ее в качестве фундамента для воздвижения здания теории. Западная наука считает, что цепочка причин и следствий не может продолжаться бесконечно, что в начале обязательно должна быть основная причина — первопричина. Впрочем, того же мнения придерживается и западная религия — именно так звучит один из основных догматов Фомы Аквинского, при доказательстве Бытия Бога.

Разные теории депрессии устанавливают начало временной оси в разных точках. Ранние направления психотерапии ищут причину депрессии в раннем детстве (в основном до пяти лет), трансперсональная психология говорит, что прохождение ребенка через четыре перинатальные матрицы во время его рождения определяет его будущее, что детально описано в книгах Станислава Гроффа. Но в чем причина того, что один ребенок хорошо развивается в утробе и удачно проходит по родовым путям а другой – нет. Это просто случайность, везение-невезение — или все-таки ничего не происходит случайно? То есть где причина этой причины? Генетики утверждают, что именно плохие гены обуславливают депрессию, считая это первопричиной. То есть, выходит, что все определяет случай: кому-то повезло с генами, а кому-то — нет?

Если следовать логике религий веры, что все происходит по воле Божьей, то почему одним людям Бог дает все — психическое здоровье, прекрасный интеллект, возможности развития, финансы, а другим не дает даже шанса выбраться из той ямы, в которой они оказались с самого рождения. Почему у людей настолько разные первоначальные условия? Где справедливость? Запад не дает ответа на этот вопрос — вернее он пытается объяснить жизнь с помощью сложных философских теорий, которые могут быть очень красивы и оригинальны на бумаге, но более чем бесполезны в реальной жизни.

Наша реальность в этой жизни — не более чем следствие тысяч причин, которые в свою очередь, являются, лишь следствием более ранних причин. Получается такая очень длинная цепочка. И у этой цепочки нет начала и нет конца. Причина, определенная в данной теории как первопричина — всего лишь следствие тысяч других причин, которые, в свою очередь, являются следствием тысячи-тысяч других причин и так до бесконечности.

В отличии от Запада, Восток не пытается играть в причинно-следственные игры — Восток понимает, что у цепочки причинно-следственной связи нет и не может быть начала, и это хорошо объясняет закон кармы, что означает "действие" или "закон причины и следствия". Это касается всего — как Вселенной, которая была, есть и будет всегда, так и каждого из нас. Все, что мы имеем в этой жизни: страна, в которой мы рождаемся, люди, с которыми мы встречаемся в течение всей жизни — является следствием бесчисленного множества предыдущих жизней. И то, что мы переживаем сейчас, определяет запас впечатлений, который был накоплен в нашем уме. Иными словами — ничего не происходит случайно, у всего есть причина.

В уме каждого из нас хранится огромный запас впечатлений, обусловленный предыдущим опытом. Начиная с момента, когда сперматозоид и яйцеклетка соединяются в то, что через девять месяцев станет человеком, все происходящее во внешней среде влияет на нас. Ни одно событие не проходит бесследно и не забывается. Одни внешние события оставляют в нашем уме положительные впечатления, другие же, наоборот – отрицательные. Хотя это разделение на положительные и отрицательные – весьма условно, но когда мы испытываем состояние необусловленного счастья, блаженства – в нашем уме созревают положительные впечатления, когда же возникает беспричинная злость, раздражение, тоска – в уме созревают отрицательные впечатления.

Чаще всего нам кажется, что впечатления, которые появляются в уме, возникли ни с того ни с сего, но это не совсем так. Обычно это связано с определенными внешними условиями, которые и включают механизмы, характерные для психики конкретного человека. Возьмем, к примеру, плохую погоду. У одних людей она вызывает вполне определенные изменения настроения, а на настроении других людей она сказывается совсем незначительно.

Механизм накопления и созревания впечатлений напоминает традиционный летний отпуск на море. С хорошей погодой, купанием, вином, шашлыками и прочими приятностями, которые наполняют наш ум положительными впечатлениями, и часто бывает, что нам хватает их на целый год, до следующего отпуска. Пусть впереди холодная зима, неприятности на работе, текущие проблемы – все то, что априори не может дать нам положительных впечатлений, но запас впечатлений, полученных за несколько недель отпуска хранится в нашем подсознании, и подкрашивает нашу серо-зимнюю реальность в более теплые тона.

Механизм депрессии запускается тогда, когда созревает достаточный запас отрицательный впечатлений: для этого должны сложиться внешние условия. Официальная медицина придерживается биологической теории депрессии и видит причину всех депрессивных заболевания в нарушении механизмов работы головного мозга. Это правильная теория, но почему механизмы головного мозга в определенный момент дают сбой – где причина этой причины? Что включает этот механизм? Какие внешние условия? Биологическая теория не дает ответа на этот вопрос.

Для человека западного общества тайный уровень бесполезен, поскольку на западе обычно задается два главных вопроса: "что делать?" и "кто виноват?". Причем ответ на вопрос "что делать?" — это действия, направленные на поиск виновного. А воз тем временем и ныне там. Недаром основная религия западной культуры — христианство говорит о первородном грехе, который является причиной всех несчастий человека. Но это просто оценка, определяемая господствующей моралью, которая говорит, что какие-то действия неправильны, и заслуживают наказания, а какие-то правильны, и достойны награды (И какая разница где — на небе или на земле).

И если у Вас сейчас возникает вопрос: "Ну, хорошо, предположим, что человек живет не одну жизнь, но что же я такое сделал, в чем же я виноват, что так страдаю сейчас?", то ответ на этот вопрос существует, но он лежит вне слов. Все просто — у всего есть причина и следствие, поэтому Ваша сегодняшняя жизнь определяется Вашими предыдущим действиями, словами и мыслями, также как именно в этот миг вы, каждым своим действием, словом и мыслью определяете свое будущее. Вы не в силах изменить свое прошлое, но Вы можете создать свое будущее. Конечно, Вы можете потратить много времени и денег, и найти экстрасенса, который увидит причину Ваших страданий в предыдущей жизни. Но такое знание более чем бесполезно, поскольку найденная причина, в свою очередь, является следствием более ранней причины. И так до бесконечности. У этой цепочки причинно-следственной связи нет начала.

Впрочем, не призываю Вас верить словам. Если в Вашей жизни это утверждение окажется не верно, что ж — так оно и есть. Все, во что Вы верите, является правильным. Вы сами создаете свою жизнь на основе утверждений, которые существуют в Вашем уме.

Напомню, что эпиграфом к этой статье являются слова: "Кто хочет что-нибудь сделать, находит средство. Кто не хочет ничего делать — находит причину". Более 2500 лет назад Будда рассказывал притчу о человеке, который был ранен отравленной стрелой. Будет ли раненый задаваться вопросом — какого цвета эта стрела, какое у нее оперение, с какого расстояния она была выпущена, кто выпустил эту стрелу, какого он роду племени и т.д? Нет, первое, что он сделает — постарается вытащить эту стрелу и найти противоядие. Так вот (продолжал Будда) — ты уже ранен такой стрелой. Ты родился, и значит — обязательно умрешь. Не теряй время на бесполезные вопросы. Существуют драгоценные средства и методы — используй их, практикуй, и ты достигнешь цели.

Никто из нас не в силах избежать долины слез, но боль будет меньше, если мы перестанем считать себя главным героем собственной драмы. Леонард Коэн

Практика тайного уровня — это действительно практика и ее результаты значительно отличаются от практики предыдущих уровней.

Существует очень много авторских методик, создатели которых в один голос утверждают, что их методика — это синтез древнейших знаний и самых последних открытий современной науки, что именно их методика является наиболее эффективной на сегодняшний день и т.д. и т.п. При этом они предоставляют Вам сотни положительных отзывов и впечатляющую статистику. И Вы понимаете, что наконец то нашли то, что искали. Ура . Вот и кончились Ваши проблемы ! И Вы проходите курс интенсивной психотерапии, или ложитесь в частную клинику, или покупаете препараты последнего поколения, которые волшебным образом повышают ваше настроение, или проходите тренинг-интенсив. В результате Ваше состояние быстро меняется. Ваша депрессия исчезает или уменьшается, и Вы чувствуете себя совершено другим человеком. Конечно, Вы потратили на все очень много времени и денег, но ведь результат этого стоит. Не правда ли? 🙂

Но пройдет какое-то время, и, скорее всего, Вы с удивлением обнаружите, что депрессия вернулась, и по большому счету у Вас ничего не изменилось. Открытия, которые вы сделали на тренинге, лопаются, словно мыльные пузыри, действие препаратов заканчивается, мир снова теряет свои краски и становится серым.

Все авторские методики могут очень сильно отличаться друг от друга, но есть то, что их объединяет — ни один из этих методов не переживет своего создателя. А если переживет, то ненамного — пройдет совсем немного времени, и новые мессии от медицины, психологии, фармакологии, эзотерики предложат миру новые методы.

Наверное, для Вас не будет большой новостью, что в мире существуют проверенные методы, которые на протяжении сотен и тысяч лет использовало громадное число людей. Обычно, эти методы не связаны именно с депрессией и работают со всеми аспектами вашего "я" — с телом, речью и умом. И эта работа происходит не на протяжении нескольких дней (как на тренингах) или месяцев (как в психотерапии), а на протяжении многих лет, когда вы ежедневно работаете над собой, и ваша практика постепенно меняет вашу жизнь. Вы просто выделяете для практик особое время и занимаетесь ими регулярно — в идеале, каждый день. Практики — это ни в коем случае не уход от реальной жизни, наоборот — это полигон для тренировок, когда вы постепенно переносите новый опыт, полученный в практиках в реальную жизнь.

Тринадцать лет я пытался справиться со своей депрессией с помощью методов традиционной и нетрадиционной западной медицины и за это время, наверное, перепробовал все. Что-то облегчало мое состояние (правда, только на некоторое время), что-то нет. Я потратил огромное количество времени и денег и понял, что по большому счету у меня ничего не изменилось. Разочаровавшись в западном подходе, я стал искать свой метод на Востоке и через несколько лет поисков нашел его. Уже шесть лет я занимаюсь буддийскими практиками. Когда я стал практиковать и использовать методы, которые уже на протяжении тысяч лет работают на Востоке, моя жизнь постепенно начала меняться. Я не призываю Вас сделать тоже самое — наоборот, я призываю Вас найти только свой Путь, свой метод, свою практику. Не существует единственно правильного пути, все пути отличаются друг от друга, точно также как и отличаются люди, которые по ним идут — поэтому в Вашем случае это может быть что-то совершенно другое.

Настоящие практики не имеют никакого отношения к огромному количеству эзотерических практик, раскрывающих новые возможности человека, во время которых Вы можете открыть третий глаз (или закрыть левое ухо 🙂 . Наоборот, такие практики, не следует использовать в том случае, если у Вас депрессия. В первую очередь потому, что дополнительный поток информации через вновь открытые каналы сделает ваш беспокойный ум еще более беспокойным, что приведет только к одному — ваша депрессия усилится.

Настоящие практики не связаны с приобретением новых способностей — они просто постепенно успокаивают ваш ум. Природа каждого из нас изначально чиста, и, очищая зеркало своего ума с помощью практик, Вы постепенно приходите к состоянию, в котором по определению не может быть депрессий. Это нелегкий путь, когда на протяжении многих лет, Вы совершаете определенную работу и каждый день делаете маленький шаг по направлению к самому себе. Эту работа, которую никто не сможет сделает за Вас — ни Ваш психиатр, ни Ваш психотерапевт, ни Ваш фармацевт. Эта ежедневная работа — когда-то увлекательная, а когда очень тяжелая. Но результаты стоят потраченных усилий.

И еще — не стоит начинать практиковать в период депрессии. Для начала практики нужна энергия, силы, ясность, осознанность, пространство в уме. Тем более, что во многих практиках большое значение играет очистительный аспект — поскольку когда Вы работает со своим умом, Ваш ум очищается от огромного количества неприятных впечатлений. Поэтому, лучше всего начинать практиковать в тот период, когда ваш ум заполнен хорошими впечатлениями. Постепенно практика интегрируется в Вашу ежедневную жизнь и станет привычкой, и Вы сможете работать со своим умом в любом состоянии.

lossofsoul.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation