Депрессия когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-бихевиоральная (КБТ), или когнитивно-поведенческая психотерапия — современный метод психотерапии, применяемый при лечении различных психических расстройств.

Изначально этот метод разрабатывался для лечения депрессии, затем начал использоваться для лечения тревожных расстройств, панических атак, обсессивно-компульсивного расстройства, а в последние годы успешно применяется как вспомогательный метод при лечении практически всех психических расстройств, включая биполярное расстройство и шизофрению. КБТ имеет наиболее широкую доказательную базу и применяется в качестве основного метода в больницах США и Европы.

Одно из важнейших преимуществ этого метода — его краткосрочность!

Конечно же, этот метод применим и для помощи людям, не страдающим от психических расстройств, а просто столкнувшихся с жизненными трудностями, конфликтами, проблемами со здоровьем. Это связано с тем, что главный постулат КБТ применим практически в любой ситуации: наши эмоции, поведение, реакции, телесные ощущения зависят от того, как мы мыслим, как оцениваем ситуации, на какие убеждения опираемся при принятии решений.

Целью КБТ является переоценка человеком собственных мыслей, установок, убеждений о себе, мире, других людях, т.к. часто они не соответствуют реальности, заметно искажены и мешают полноценной жизни. Малоадаптивные убеждения меняются на более соответствующие реальности, и за счет этого меняется поведение и самоощущение человека. Это просиходит и путем общения с психологом, и с помощью самонаблюдения, а также с помощью так называемых поведенческих экспериментов: новые мысли не просто принимаются на веру, а сначала применяются в той или иной ситуации, а человек наблюдает за результатом такого нового поведения.

Что происходит на сеансе когнитивно-поведенческой психотерапии:

Психотерапевтическая работа акцентируется на том, что происходит с человеком на данном этапе его жизни. Психолог или психотерапевт всегда стремится сначала наладить то, что происходит с человеком в настоящее время, и лишь потом переходит к анализу прошлого опыта или построению планов на будущее.

В КБТ крайне важна структура. Поэтому на сеансе клиент сначала чаще всего заполняет опросники, затем клиент и психотерапевт договариваются о том, какие темы нужно успеть обсудить на сеансе и сколько времени необходимо потратить на каждую, и только после этого начинается работа.

КБТ-психотерапевт видит в пациенте не только человека с определённой симптоматикой (тревога, сниженное настроение, беспокойство, бессонница, панические атаки, навязчивости и ритуалы и т.п.), которые мешают ему полноценно жить, но и человека, который способен научиться жить так, что бы не болеть, который сможет взять на себя ответственность за свое благополучие так же, как терапевт — за собственный профессионализм.

Поэтому клиент всегда уходит с сеанса с домашним заданием и огромную часть работы по изменению себя и улучшению своего состояния проделывает сам, путем ведения дневников, самонаблюдения, тренировок новых навыков, воплощения новых поведенческих стратегий в свою жизнь.

Индивидуальный сеанс КБТ длится от 40 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно курса из 10-15 сеансов. Иногда бывает необходимо провести два таких курса, а также включить в программу групповую психотерапию. Между курсами возможно сделать перерыв.

medalvian.ru

Метод когнитивно-поведенческой терапии — это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.

Чисто поведенческие терапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е. неуместного, не помогающего в данной ситуации поведения.

Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и, как следствие, угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему.

Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.

Конгитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному.

Например, увольнение с работы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел, потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого – трагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать на этом месте.

Когнитивные терапевты считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.

Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления, позволяет увеличить эффективность терапии.

В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать с огромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.

Главным условием, впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, — это желание клиента измениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом.

Сам феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения рук священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу.

Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.

Темин “hypnos” был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает «сон». Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.

Впервые феномен гипноза был описан Францем Антоном Мейсмером, который объяснял явления, происходящие в гипнозе «животным магнетизмом», который он считал аналогом физического магнетизма. Хотя, в последующем его взгляды были опровергнуты, и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.

Внушение, или суггестия, — это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

В настоящее время широко применяется лечение и психокоррекция с помощью суггестий в Эриксоновском подходе (Эриксонианская психотерапия и гипноз), который является более мягким в отличие от директивного гипноза. Эриксоновский гипноз абсолютно безвреден, но очень эффективен как современный широкоиспользуемый терапевтический метод.

studfiles.net

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Особенности и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

    Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

    Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

    Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

    Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

    1. Осознание человеком проблемы.
    2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
    3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

    Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

    Преимущества методики

    Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

    На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

    Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

    Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  • Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  • Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  • Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  • Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  • Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  • Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  • Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  • Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  • Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  • Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  • Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.
  • Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

    Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

    Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

    • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
    • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
    • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
    • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
    • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
    • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
    • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.
    • Психотерапия Аарона Бека

      Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

    • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
    • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
    • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

    Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

    При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

    Что происходит во время сеанса

    Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

    Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

    Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

    psycholekar.ru

    Депрессия, или Туда и обратно

    Я никогда не любил психологов. Не верил им — как это кто-то может знать обо мне больше меня? Боялся их — боялся, как дикарь боится фотографа, думая что тот хочет украсть его душу. И еще — я не любил просить о помощи, ведь настоящие мужики так не делают, да?

    И жил я так, долго и счастливо, пока депрессия не постучалась в мою дверь. На самом деле — я не заметил, как она вошла и поселилась рядом. Заметил только, что жить мне стало неуютно, плохо стало мне жить.

    Она отобрала у меня все краски — и жизнь моя стала серой.

    Она отобрала у меня все чувства к другим людям — и я стал думать только о себе и своей серой жизни.

    Она показала мне, какой я плохой, эгоистичный, ни на что не годный мудак… и я согласился с ней.

    Я думал — у меня нет никаких перспектив, нет будущего, нет почти ничего. Думал, что я ничего не могу, не могу даже встать с кровати утром, да и зачем мне все это…

    В какой-то момент я заметил, что чтобы не произошло — хорошее ли, плохое, нейтрально окрашенное — я думаю одно и тоже. Мысли выруливают на протоптанную дорожку и грустно бегут по ней, уже зная что ждет впереди — отчаянье, безнадежность и слезы. Им уже не важно, откуда был дан старт — пусть это будет хоть добрый детский мультик — они найдут способ найти в нем дыхание смерти.

    Такое свойство мозга называется нейропластичностью. На самом деле — это замечательная способность нашего мозга изменяться и адаптироваться к опыту. Когда мы узнаем что-то новое, нейроны формируют новые связи. По мере того, как мы становимся более опытными, эти пути укрепляются, и выполнение задачи становится легче. Многократный опыт (в том числе, как показывают исследования, исключительно мысленный) меняет структуру нашего мозга. И там, где у ученика музыкальной школы была бы извилистая тропинка от “ре” до “ля”, у профессионального музыканта выстраивается скоростное шестирядное шоссе.

    А что происходит в депрессии? В депрессии все пути ведут в одну сторону — думая каждый день одно и тоже мы бесконечно углубляем эту депрессивную колею — сваливаемся в нее из любого положения и мигом скатываемся в привычный нам депрессивный мирок.

    Мы научили наш мозг зажигать эту надпись куда бы мы не шли, чтобы мы не делали, чтобы мы не думали.

    Самостоятельно разорвать этот порочный круг практически невозможно. Кому из вас уже давали этот совет: “Это только твои мысли! Просто выкинь их из головы!?” И что вы чувствовали? Я — злость и обиду от непонимания. Такие советы способны только выстроить стену отчуждения или привести к мысли о том, что ты еще хуже, чем сам о себе думал.

    Но выход есть. И называется он:

    Когнитивно-поведенческая психотерапия

    Логика метода основана на идее, что негативные действия или чувства являются результатом текущих искаженных убеждений или мыслей. (а не каких-то бессознательных сил из нашего темного прошлого.) Психолог помогает выявить эти негативные или ложные мысли и заменить их на более здоровые и реалистичные. Например, вы можете чувствовать себя бесполезным и думать, что ваша жизнь плоха и только ухудшится. Или вы можете переоценивать свои недостатки. Задача психолога (как я ее понимаю) пройти вместе с вами путь, убеждающий, доказывающий вам — что это не так.

    КПТ — это смесь когнитивной терапии и поведенческой терапии. Когнитивная терапия фокусируется на ваших настроениях и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных мыслей и, что важно, поведенческих реакций на сложные или стрессовые ситуации.

    Кроме того, КПТ заставляет вас осознавать, что у вас эти мысли есть. (для меня это было уже пол-дела). Затем он учит вас менять их на более позитивные. И изменение вашего отношения ведет к изменению вашего поведения. (А это уже здорово облегчает депрессию.)

    Я мог проснуться утром и спросить себя: “Ну, а смысл вставать?” С КПТ я научился говорить себе: “Это не очень-то полезная мысль. Усилия вознаграждаются. Начну-ка я, пожалуй, с того, что встану с дивана.”

    В чем преимущества когнитивно-поведенческой психотерапии перед другими методами?

    1. КПТ рассчитан на 10 — 20 сеансов. И в этом его большое преимущество перед большинством других психологических практик, дающих эффект за полгода — год.
    2. Имеет доказанную эффективность. Исследования показали, что эффективность КПТ не ниже (а в некоторых исследованиях — выше), чем у антидепрессантов.
    3. Вероятность возвращения депрессии ниже, чем если бы вы лечились только антидепрессантами.
    4. Повышает эффективность лечения антидепрессантами.
    5. Из личного опыта: Мне хватило 5 сеансов. Но, я думаю, что я принадлежу к числу практически идеальных для КПТ пациентов.

    6. Во-первых — меня можно убедить. И переубедить.
    7. Во-вторых — я завел дневник и дополнительно анализировал свои мысли и ощущения. (Не знаю, насколько легко это дается другим — моя работа всегда была связана с анализом)
    8. В — третьих, постфактум я нашел несколько исследований, говорящих что КПТ лучше работает для меня, чем для представителей других демографических групп. (Возраст, уровень образования и даже то, женаты ли вы — имеет статистическое значение)
    9. И в — четвертых, а это самое важное, я нашел хорошего специалиста:
    10. Психолог Надежда Клепикова

      Надежда проводит личные встречи, а также использует Skype, для онлайн консультаций:

      Пишите, звоните ( +7 964 379 69 74) и… не бойтесь.

      Почему я ничего не хочу и что с этим делать

      Туман в голове. Спутанное и мутное сознание. Причины и решения.

      jekyll-hyde.ru

      Когнитивно-поведенческая психотерапия

      программы повышения квалификации

      Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций специалистов и формирование практических навыков в области когнитивно-поведенческой психотерапии

      Категория слушателей: специалисты, имеющие высшее и средне-специальное образование (желательно, психологическое, педагогическое, медицинское).

      Срок освоения (трудоемкость) программы: 100 часов

      Форма обучения: очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

      Режим занятий: 10.00-17.00 ч (среда, четверг) в очном формате, 1 раз в неделю вебинары

      Теория и практика когнитивно-поведенческой терапии.

      Тема 1. Теория и практика когнитивно-поведенческой терапии

      Программу обучения когнитивно-поведенческой психотерапии открывает вводный семинар «Теория и практика когнитивно-поведенческой психотерапии». Данный цикл поможет понять особенности такого направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в данной парадигме, разобрать различные методы работы с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии. В теоретической части будут рассмотрены базовые положения и методология когнитивно-бихевиоральной парадигмы.

      Семинар включает следующие темы: истоки КПТ, предпосылки формирования направления; текущие инновации и развитие КПТ ; перспективы направления; техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С- М -Э-Р – 10, ограничения применения КПТ.

      В практической части будут представлены ведущие техники. Участники группы смогут отработать основные методы на практике.

      Самостоятельная работа: изучение профессиональной литературы по теме семинара, отработка практических навыков с клиентом.

      Введение в терапию. Психотерапевтический контракт

      Тема 2. Введение в терапию. Психотерапевтический контракт

      Основное содержание включает следующие темы: введение в терапию; психотерапевтический контракт, формирование комплаенса; когнитивная концептуализация; мотивационное интервью; оценка психического состояния; вработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения; практическая отработка навыков.

      Самостоятельная работа: изучение профессиональной литературы по теме, отработка практических навыков с клиентом.

      Один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; формаконсультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Супервизия направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующихсовершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. В процессе Супервизии психотерапевт получаетвозможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные психотерапевтические ситуации для совершенствования своейпсихотерапевтической работы. В ходе Супервизии психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственнымиспособами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определеннымипрофессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.

      Требования к подготовке к супервизии: для обучающихся необходимо предоставить на супервизию 1 кейс с видео- или аудизаписью (кейс должен содержать анамнез, концептуализацию случая, анализ собственной работы, план дальнейшей работы, ожидаемые результаты).

      Лицензия 90Л01 № 0009535, рег. № 2466 от 16.11.2016 г.

      Свидетельство о гос. аккредитации №2458 от 26.12.2016 г.

      inpsycho.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation