Детский аутизм и школа

Презентация: детский аутизм

Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования.

Просмотр содержимого документа

Загадка третьего тысячелетия

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила

Всемирным днем распространения информации

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:

по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей . За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко,

5-7 случаев на 100 человек.

«Человек дождя» — так называется известный американский фильм, где главного героя звали Рэймонд, а его брату Чарли (Том Круз) в детстве слышалось его имя как Rain Man (англ. Человек дождя). Рэймонд был по сценарию аутистом с феноменальными математическими способностями. Он запросто производил

в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. Его блестяще играет Дастин Хоффман.

После этой киноленты появилась даже фраза: «Гении — это люди дождя».

«Людьми дождя» их звали задолго до одноимённого фильма. Было замечено, что в большинстве своём аутисты очень любят смотреть на дождь — только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Аутисты «наедине» всегда.

Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра.

Стандарт образования детей с аутизмом, также как стандарты образования всех детей с ОВЗ, может реализовываться лишь на основе договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.

Стандарт должен стать правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с аутизмом.

Реализация права детей с аутизмом на образование

  • Проектспециального федерального государственного стандарта образованиядетей с аутизмом направлен на определение структурно-функциональной, содержательной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.
  • Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом

  • 1. Обучение в существующих видах специальных образовательных учреждений и в массовых школах :
  • 1.1 Интеграция в группу или класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации;

    1.2 На основе индивидуального сопровождения;

    1.3 Индивидуальное обучение на дому в массовой школе или в том или ином виде специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

    2. Специальные школы и даже специальные классы исключительно для аутичных детей.

    болезнь или гениальность?

  • Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
  • К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» — аутисты.

  • Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
  • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • в периоде индивидуальной подготовки к школьному обучению;
  • в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
  • в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;
  • в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны;
  • Особые образовательные потребности детей с аутизмом

  • в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
  • в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
  • во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации социально-бытовых навыков;
  • в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей;
  • в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;
  • в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;
  • в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.
  • Особенности аутичных детей

    По итогам диагностики, выделяем наиболее сохранные функциональные зоны

  • Парциальность развития
  • Межличностные отношения и установление контактов со сверстниками
  • Способы решения проблем
  • Особенное восприятие мира и окружения
  • Понимание речи, абстрактных понятий
  • Усидчивость
  • Поведенческие проблемы
  • Сильные стороны, на которые мы опираемся

    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

    Учителю необходимо учитывать:

  • особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий;
  • для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.
  • Большое значение в коррекционной работе имеет:

    • пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе;
    • создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения;
    • необходима помощь в организации себя во времени;
    • среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру;
    • важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно;
    • необходима специальная индивидуальная программа физического развития.
    • Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.

      kopilkaurokov.ru

      Ранний детский аутизм (РДА)

      Данная презентация была разработана в курсе дисциплины "Специальная и коррекционная педагогика". Надеемся, данная разработка достаточна интересная и, главное, полезная.

      Содержимое разработки

      ВЫПОЛНИЛИ: ЧЕРНЫХ ТАТЬЯНА И ВАСКОВСКАЯ ОЛЬГА

      В 1943г. американский клиницист Лео Каннер обобщил наблюдения 11 случаев и сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдромом раннего детского аутизма».

      РДА – особое расстройство шизофренического спектра.

      Аутизм – это распространенное психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром.

      Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами

      ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РДА 4 ЭТАПА (БАШИНА В. М.)

    • Донозологический период (к. XIX — н. XX веков) – отдельные упоминания о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
    • 2. Доканнеровский период , 1940-е гг., обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева, 1927).

      3 . Каннеровский (1943-1970 гг.) – выход в свет кардинальных работ по аутизму.

      а) РДА – особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра (Л.Каннер, 1943).

      б) Австрийский психиатр Х. Аспергер в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией .

      в) Попытки выделения причины возникновения РДА:

    • а) РДА – особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра (Л.Каннер, 1943). б) Австрийский психиатр Х. Аспергер в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией . в) Попытки выделения причины возникновения РДА:
      • Башина В. М. и Вроно М. Ш . (1975): аутизм как аутистическое состояние , возникающее у ребенка после приступа шизофрении . Мнухин С.С ., 1947 – концепция органического происхождения РДА. Putter М., 1972, и мн. дрполиэтиологичность РДА (органические, реактивные причины, последствия нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушения адаптационных механизмов у незрелой личности).
      • Башина В. М. и Вроно М. Ш . (1975): аутизм как аутистическое состояние , возникающее у ребенка после приступа шизофрении .
      • Мнухин С.С ., 1947 – концепция органического происхождения РДА.
      • Putter М., 1972, и мн. дрполиэтиологичность РДА (органические, реактивные причины, последствия нарушения симбиоза между матерью и ребенком, нарушения адаптационных механизмов у незрелой личности).
      • 4. Послеканнеровский период (1990-е годы):

        РДА неспецифический синдром разного происхождения.

        К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:

      • классический аутизм Каннера
      • вариант аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза (сдр Аспергера).

      ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ АУТИЗМА

      1. Психогенная природа аутизма

      Бруно Беттельгейм: теория «холодной матери»

      2. Генетическая природа аутизма

    • Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
    • Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности);
    • Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери);
    • Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
    • Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская Ольга Сергеевна) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория Ута Фрит) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория Ута Фрит) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) » width=»640″

      3. Органическое происхождение аутизма – возможность мозговой локализации поражения

      4. Нарушения психофизиологических механизмов :

    • Первичное снижение витального тонуса; Нарушение уровня бодрствования; Патология восприятия Нарушения речи
    • Первичное снижение витального тонуса;
    • Нарушение уровня бодрствования;
    • Патология восприятия
    • Нарушения речи
    • 5. Психологические теории

    • Эмоциональные нарушения Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
    • Эмоциональные нарушения
    • Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
    • = Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская Ольга Сергеевна)

    • Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория Ута Фрит)
    • (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)

    • (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)
    • ВАРИАНТЫ АУТИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НИКОЛЬСКАЯ О.С.)

      ( по характеру и степени нарушений взаимодействия с внешней средой и типу самого аутизма)

      Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего

      Характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией

    • поведение носит полевой характер (постоянная миграция от одного предмета к другому). Эти дети мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. наихудший прогноз развития
    • поведение носит полевой характер (постоянная миграция от одного предмета к другому).
    • Эти дети мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем.
    • не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне
    • почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
    • наихудший прогноз развития
    • В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя,

      но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

      Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего

      Характеризуются возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений

    • В поведении характерны манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. односложные речевые штампы-команды; малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут; предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью
    • В поведении характерны манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи.
    • односложные речевые штампы-команды; малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут;
    • предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью
    • При адекватной длительной

      коррекции могут освоить навыки

      самообслуживания и элементарного

      Дети III группы с аутистическим замещением окружающего

      Характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам.

    • имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях развернутая речь более высокий уровень когнитивного развития. менее аффективно зависимы от матери
    • имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях
    • развернутая речь
    • более высокий уровень когнитивного развития.
    • менее аффективно зависимы от матери
    • При адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе (при длительной коррекции – к массовой школе)

    • менее глубокий аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, усиливающее социальную дезадаптацию. Развернутая, менее штампованная речь. сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. Дети часто обнаруживают парциальную одаренность.
    • менее глубокий аутистический барьер,
    • меньше патологии аффективной и сенсорной сфер.
    • на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, усиливающее социальную дезадаптацию.
    • Развернутая, менее штампованная речь.
    • сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения,
    • стараются быть «хорошими», выполнять требования близких.
    • Дети часто обнаруживают парциальную одаренность.
    • Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

      ПРИЗНАКИ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

    • Чаще всего синдром раннего детского аутизма становится явным к 2,5 – 3 годам, но признаки аутизма возможно обнаружить в период младенчества.
    • Основные симптомы следующие:

    • нарушен «комплекс оживления», характерный для грудничков. У малыша практически отсутствует реакция на внешние раздражители: свет, звук погремушки и пр., позже сверстников начинает узнавать родителей, не проявляет привязанности к ним;
    • ребенок отводит в сторону глаза, взгляд отсутствующий;
    • жестикуляция у детей отличается от обычной, может и вовсе отсутствовать;
    • уклоняется от прикосновения людей, даже родителей;
    • возможен отказ от материнского молока;
    • наблюдается задержка речевого развития, речь монотонна, неэмоциональна;
    • повышенная тревожность;
    • может наблюдаться ускоренный рост окружности головы.
    • С возникновением необходимости вхождения в социум признаки болезни становятся более явными, при отсутствии коррекции, изолированность человека с годами растет.
    • ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

      Существует несколько гипотез о причинах аутизма:

    • чаще всего заболевание связывают с генными нарушениями, в результате которых нарушаются синаптические связи в коре головного мозга;
    • существует таратогенная теория, связывающая аутизм с нарушениями формирования мозга из-за воздействия на организм женщины в первом триместре беременности вредных веществ и факторов (стресс, алкоголь, никотин, лекарственные вещества и т.д.);
    • предполагается, что на возникновение аутизма влияют особенности окружения и отношения к малышу.
    • Также среди причин называются неудачная вакцинация, негативная предыдущая реинкарнация и еще ряд предположений, которые, впрочем, пока ничем не подтверждены.
    • videouroki.net

      Аутизм у детей: что это? Детский сад и школа глазами мамы

      Интервью с основательницей частного детского сада Kids’ Estate

      Основательница частного детского сада Kids’ Estate Елена Игнатьева на своем опыте знает всё не только о дошкольном образовании, и не только о том, как строить бизнес, но и о том, как вырастить ребенка-аутиста. Ее старшему сыну диагноз был поставлен в 3 года, а сейчас статному красавцу Дане уже 15. Как изменилась жизнь мамы после постановки диагноза, что происходило в жизни других мам таких же детей за эти годы и насколько развито у нас инклюзивное образование?

      В 2003 году Елена Игнатьева вместе с подругой Юлией Зелигман открыли детский клуб, потом группы неполного дня превратились в полноценный детский сад Kids’ Estate. Сейчас сад в Гранатном переулке состоит из 6 разных групп, преподавание ведется и на русском, и на английском языках. Детей всесторонне готовят к поступлению в российские или западные школы преподаватели-носители языка, поэтому в садике часто учатся дети экспатов. Конечно, кроме уроков, есть и игры, и прогулки, и театральные спектакли для родителей. Например, в прошлом году мюзикл Snowman at sunset победил в международном конкурсе детских театральных коллективов «Чудесное яблоко», а детский сад «Kids’Estate» вошел в сотню лучших дошкольных образовательных учреждений России.

      «Детский сад — это детище коллективное, ему уже 11 лет, — говорит Елена. — Мы не боимся кризисов, сколько их уже пережили! С первого дня, создавая клуб, где можно было оставить детей на несколько часов в день, декларировали: «Мы любим всех, мы принимаем всех». Да, мы брали, скажем так, неудобных, «педагогически запущенных» детей, от которых отказывались другие садики. Хотя по прошествии лет мы понимаем, что часто «педагогическая запущенность», на самом деле, обусловлена физиологическими проблемами, в том числе, так называемыми, минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), особенностями внутриутробного периода, родов, первого года жизни.

      В этом году к нам пришел 6-летний мальчик. Воспитатели сначала совсем не понимали, что с ним делать, и в ежедневной работе не могли обойтись без постоянной поддержки психолога. Когда мальчика посмотрела нейропсихолог, то она сразу определила, что у него не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль. В этом году мы подключили нейропсихолога к команде наших специалистов, психолога, логопедов-дефектологов, и работа с детьми с особыми нуждами пошла эффективнее.

      Когда ты ориентирован на конкретные нужды конкретного ребенка, и используешь современные ресурсы, которых сейчас немало, это позволяет очень многого добиться. Это, по сути, и есть инклюзивное образование, о котором так много говорится. Вопрос: возможно ли она в массовых школах, и больших детских садах? При отсутствии специалистов, тьюторов, социальных педагогов — маловероятно.

      В прошлом году в июне я приняла участие в работе конференции «Аутизм: пути выхода». Организатором конференции выступал фонд «ВЫХОД», созданный Авдотьей Смирновой. Основная задача, которую ставит перед собой фонд — информационная. Он знакомит общество с проблемами аутизма, помогает семьям, имеющим ребенка-аутиста. Большая работа ведется не только с обществом, но и с законодателями. На конференции было много официальных лиц, и министр образования Ливанов, и представители Минздрава России. С трибун говорили, что много всего сделано для развития инклюзивного образования, но я подписана на разные группы, новости, и там обычные люди пишут совсем другое. К сожалению, реалии таковы, что расходы на тьюторов, сопровождающих ребенка в школе, сокращаются. А без этого инклюзивное образование для многих становится утопией, ведь далеко не все родители, имея ребенка-инвалида, способны нести еще и эти расходы.

      Ранний детский аутизм: а что дальше?

      Когда нам в три с небольшим года ставили диагноз ранний детский аутизм 2 степени (первая — самая тяжелая из четырех), я с надеждой умоляла комиссию: «Может, это все-таки не аутизм? Может, это аутистическое поведение? Или что-то еще, не такое страшное?» Не могла поверить, что все это про моего мальчика. Но комиссия была непреклонна.

      Мы попали, точнее пробились, в Центр коррекционной педагогики, (сейчас называется Институт коррекционной педагогики — прим. ред.) в лабораторию Ольги Сергеевны Никольской. Она, известный врач-психиатр, методолог теории аутизма в России, разработчик многих коррекционных методик. Там была жуткая очередь длиною в пару лет. А какая может быть очередь, если ребенку 3 года, он говорит на себя «ты» либо в третьем лице, у него активная эхолалия, постоянные аутостимуляции? А это тот самый возраст, когда можно очень-очень много сделать в плане коррекционной работы. Тогда я открыла в себе способность «раздвигать стены», добиваться цели, несмотря ни на какие препятствия — нас взяли в лабораторию к Никольской почти сразу. К четырем годам Даня, благодаря работе психолога, впервые сказал о себе «я». И мне казалось, что теперь мы в надежных руках и дальше все будет только лучше и лучше. Проходили туда полгода, а потом случайно попали на елку детей-аутистов, которым было лет десять. Я была в шоке, увидев практически маленьких роботов: «И это результат многолетней работы?». Нет, я совсем не была готова видеть своего сына таким через шесть лет.

      Пошли, как говорится, своим путем. В 4 года сняла сына с медикаментозной терапии — естественно, от врачей ничего хорошего не услышала. Мы переехали жить за город. Я замкнулась, занималась только сыном и своим детским садом. Понимания от окружающих было мало, а жалости мне не хотелось. Я сама себя изолировала. Был ребенок и была я. И еще постоянно работающий папа, которому, конечно, было очень тяжело принять происходящее. Но, как сказала мне специалист, которая занималась с моим сыном, то, что папа с нами и оплачивает все эти занятия, уже прекрасно. Зачастую, когда рождается ребенок с проблемами, папы уходят из семьи.

      В то время, в начале 2000-х, была еще сильно распространена теория «синдрома холодной матери» — когда все причины нестандартного поведения ребенка, его психологические и психические проблемы объясняются, грубо говоря, недостатком материнской любви. Безусловно, что-то в этой теории есть, но надо понимать, как губительна безапелляционность некоторых людей! Многие годы спустя, Данин врач-психиатр сказала те самые слова, которые в самом начале пути очень бы могли поддержать: «Лена, такие чуткие и самоотверженные мамы, как вы, редко встречаются!» А тогда я чувствовала себя одновременно и жертвой, и виновницей всего.

      Я буквально билась головой о стенку: за что мне это, такой умнице-отличнице? Ведь все всегда было легко и прекрасно, и вдруг такая неудача, так споткнулась! Одной из причин для самобичевания было то, что старший сын— «кесаренок», хотя операция делалась по медицинским показаниям. Поэтому второго ребенка в 37 лет фанатично рожала сама. И только благодаря младшему сыну избавилась от чувства вины.

      Понимание того, что причины аутизма кроются не в материнском поведении, а обусловлены генетически, очень сильно облегчают долю матерей — и это, безусловно, прогресс медицинской науки.

      Мне часто кажется, что люди со здоровыми детьми не в состоянии понять родителей больного ребенка. Тем более, что физически, если не вдаваться в поведенческие проблемы, ребенок-аутист выглядит здоровым. То есть ребенка с синдромом Дауна или ДЦП сразу видно, а аутисты производят впечатление здоровых, но невоспитанных, сильно избалованных, холодных, эгоистичных детей. Представьте, как родителям тяжело в обществе! Ведь не будешь каждому объяснять, что с твоим ребенком не так, часто проблема просто не афишируется.

      В результате отсекается прежний круг общения: ты не можешь прийти к семейным друзьям, потому что твой ребенок не может играть с их детьми, не может переносить шум, свет, толпу людей. А общаться только с больными детьми очень тяжко. Часто даже общение с родственниками разлаживается по тем же причинам непонимания и неприятия происходящего.

      Поэтому я всегда убеждаю своих сотрудников: никогда не осуждайте маму больного ребенка — даже если вам кажется, что она не очень хорошо ухаживает за ребенком, даже если она вдруг срывается на крик. Потому что это тяжелая доля: ты никогда не узнаешь, что ей приходится испытывать каждый день, какие силы она на это тратит, какая боль у нее в душе!

      Садик стал для меня колоссальной отдушиной: я тратила много души, времени и сил на свое дело, и это помогало. И еще со временем я поняла, что надо задавать себе вопрос не «За что?», а «Для чего мне даны эти испытания?» Найдешь ответ — значит все не зря. Мой ответ звучал так: чтобы научиться любить. Стать добрее, терпимее. Перестать быть перфекционисткой, не ждать от людей совершенства.

      Коррекционные занятия и социализация детей: что можно сделать

      Очень много можно сделать, если рано начинаешь действовать. К счастью, за последние 10 лет очень сильно возросли возможности ранней диагностики детей с РАС (расстройства аутистического спектра).

      После ухода из Института коррекционной педагогики мы продолжали с Даней заниматься иппотерапией в центре «Живая нить». Занимались сюжетным рисованием, лечебной эвритмией, музыкальной терапией, пытались ходить в вальфдорфский детский сад. Судьба все время сталкивала меня с замечательными людьми, которые очень много сделали для моего ребенка и, конечно, для меня. У педагога, который занимался с Даней сюжетным рисованием, Евгения Олеговича Архиреева, например, был сын, который несмотря на диагноз «олигофрения», поставленный в детстве, в тот момент учился на втором курсе МАРХИ. Потому что художник, и его жена, прекрасный массажист, сделали помощь своему ребенку целью всей жизни — а потом стали помогать и другим детям. Даня занимался у него три года, вместе мы вытаскивали сына из его раковины в большой мир. Когда сыну было 6 лет, я увлекалась антропософией, и в этой среде встретила «своего» врача: она — выдающийся психиатр, и вместе мы добились больших успехов.

      Давно слышала про студию «Круг», в которой проводятся, занятия для детей с ограниченными возможностями, с аутистами в том числе. А еще есть «Круг-II» — это интегрированный театр-студия, в котором может играть любой человек. Мы ходили на их спектакли со старшим сыном, а потом он несколько месяцев пробовал заниматься там. Это была его идея, он очень хотел увидеть других людей с похожими проблемами.

      Сейчас есть и различные социальные центры, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями. Там работают удивительные люди, верящие в то, что делают, полные вдохновения и энтузиазма. Хорошо, что сейчас эти центры взаимодействуют с международными организациями, что помогает не только получать в современный опыт, но и финансирование. И в России стали создаваться такие фонды. Наиболее известный пример — фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Есть регионы, например, Воронежская область, где помощь семьям с аутистами становится государственной программой. А значит, появляется не только системность — от ранней диагностики до реальной инклюзии в школах — но и средства.

      Сейчас аутизм стал модным диагнозом, которым пытаются объяснить различные проблемы. Хочется верить, что изменения происходят на уровне обычных людей. Но факт остается фактом, нам по-прежнему трудно видеть в компании других детей ребенка, не похожего на всех. Мы можем жалеть его и его родителей, но все равно нам часто не хватает терпения и понимания. Мы способны увидеть проблему, только когда она касается нас лично.

      Школа: образование для ребенка-аутиста. Инклюзивное образование

      Мозг маленького ребенка через органы чувств из множества источников получает информацию, которая потом удивительным образом складывается в целостную картину мира. Так вот у ребенка-аутиста мозг не способен интегрировать полученную информацию и единой картины мира не получается. Именно поэтому, одним из символов аутизма стал рассыпанный пазл. Человеку-аутисту требуется гораздо больше сил и ресурсов, чтобы обработать полученную информацию, из-за чего его мозг колоссально перегружается.

      Отсюда, с одной стороны, отрешенность, а с другой — эмоциональная истощаемость, срывы, истерики, аутостимуляции. Ну, и конечно, отставание в эмоциональном, а часто и интеллектуальном, развитии, наивность. Понимание сути очень помогает. Я совершенно точно знаю, что моя задача как мамы — оградить сына от перегрузок. Это постоянно я доношу в школе учителям, которые, работают с моим сыном, и счастье, что они меня слышат!

      Я искала для сына частную школу с маленькими классами, понимая, что большом классе ребенка ждут чрезмерные перегрузки, поэтому в первую очередь рассматривала частные школы. Но ни в шесть, ни в семь лет в школы нас брать, конечно, не хотели. (Недавно на сайте обсуждалась эта тема — прим. ред). Во время собеседования в одной частной школе известный ныне профессор-нейропсихолог (не буду называть его имени) сказал мне: «Вы же понимаете, что у вас необучаемый ребенок?» Я ответила ему, помню, что в том момент очень спокойно: «Ну вы же тоже должны понимать, что не имеете права мне, матери, говорить подобные вещи». Знали бы вы, как дается такое спокойствие! Сколько слез было впоследствии и сколько решимости дал мне этот его ответ.

      Нас взяли в частную школу «Золотое сечение» при условии, что с ребенком на всех уроках вместо тьютора буду сидеть я. Я год сидела с Даней в школе на уроках — конечно, мы посещали только базовые предметы. Через полгода постепенно стала оставлять его одного, уходила из класса, больше проводила времени в коридоре. Второй год сын стал учиться без меня. Потом я уже родила младшего, а Даня начал оставаться на продленке, посещать некоторые кружки. Хочется в сотый раз передать низкий поклон всем учителям, работавшим в этой школе с моим сыном, прежде всего Карташовой Анастасии Юрьевне и Беловой Эльвире Владимировне и, конечно, директору Елене Яковлевне Гвирцман! Без их смелости, мужества, терпения, профессионального любопытства и азарта и, конечно, любви, ничего бы у нас не получилось.

      Дети-аутисты: что изменилось за последние годы

      Сейчас больше понимания со стороны специалистов, больше фондов, больше людей, которые готовы нести знания — и больше людей, готовых их воспринять. И, конечно, родительские сообщества — виртуальные и реальные — помогают мамам сориентироваться в заданных обстоятельствах.

      Что-то потихоньку сдвигается и со стороны властных структур. Раньше у официальной медицины был диагноз «ранний детский аутизм». Ребенок вырастает, и дальше — все, нет диагноза, в лучшем случае (хотя, конечно, это не лучше!) ставили «шизофрению». Но ведь проблема не рассасывается! Сейчас РАС — «расстройство аутистического спектра» — диагноз пожизненный, это уже много значит.

      Поскольку мой сын растет, перед нами встают новые задачи: адаптация в обществе после совершеннолетия, трудоустройства. Мне кажется, что эти вопросы должны решаться на уровне государственных программ, а сейчас нет понимания, что этим людям, даже когда они вырастают, нужны особые условия. А ведь очень многие мамы задают себе вопрос: «Что будет с моим взрослым ребенком, когда меня не станет?»

      А вообще я благодарна судьбе, что мне был дан именно такой сын. Благодаря ему, я стала более зрелой и занимаюсь тем, чем занимаюсь. И стала верить в то, что человеческие возможности безграничны. Я готова делиться опытом, помогать, обнадеживать, но давно поняла, что не буду лезть с советами и помощью, пока человек не будет готов это воспринять.

      www.7ya.ru

      Детский аутизм – эмоционально-личностные нарушения в развитии ребенка

      Есть немало болезней, возникновение которых сложно пояснить. Заболевания, причины и симптомы которых у врачей на протяжении многих лет вызывают лишь предположения и догадки. И одним из таких заболеваний является детский аутизм – недуг, которому в наши дни нет конкретного определения. Большинство людей считают, что дети аутисты – это малыши с ущербным интеллектом, другие, что это маленькие гении с причудами, третьи уверены, что проблема кроется в эмоциональном недоразвитии.

      Что такое детский аутизм

      Как уже упоминалось, дать определение термину заболевания на данный момент невозможно. Но охарактеризовать его все-таки реально. Как гласит медицинская литература, ранний детский аутизм – это синдром «отчужденности» ребенка от внешнего мира и действительности. Малыш будто замыкается в собственном мире, где не испытывает внешних страхов и переживаний.

      А у него их крайне много, даже громкий звук или напряженная окружающая обстановка могут вызвать у ребенка-аутиста неадекватную эмоциональную реакцию. Громкий крик, волнение или бурную жестикуляцию. Чтобы избежать подобного эмоционального стресса малыш придумывает себе свой мир внутренних переживаний, замыкается в нем и зачастую создает себе аффективные комплексы.

      Первые упоминания и записи о детском аутизме датированы 1943 годом. В то время этот недуг описывали как крайнее эгоцентричное и отчужденное мышление, ведущее впоследствии к более сильной форме психического нарушения – шизофрении. Однако клинические исследования последних двух десятков лет доказали ошибочность этого предположения и указали на то, что заболевание носит самостоятельный этиологический характер и относится к разряду устойчивых синдромов эмоционально-личностных нарушений развития.

      Появляется заболевание с первых лет жизни малыша и зачастую к 2 годам специалисты уже могут распознать симптомы детского аутизма и попытаться с ними справиться.

      Симптомы детского аутизма

      Самый главный симптом, характеризующий ребенка-аутиста это отсутствие у него врожденных социальных качеств. Однако это совершенно не означает, что малыш не умеет общаться или идти на контакт с окружающими. Может, только выражается это иначе, чем у здорового ребенка.

      Например, некоторые дети-аутисты чрезвычайно коммуникативные. Они не опасаются присутствия посторонних людей, могут совершенно спокойно подойти к незнакомому человеку, задавать ему вопросы или что-нибудь рассказывать. Даже пойти с ним на телесный контакт. Вот только процесс подобного общения со стороны будет смотреться как навязчивое приставания. Ребенок не способен слушать в момент общения, не способен понять, что его общество неприятно человеку. Они задают множество вопросов и не слушают ответов.

      Есть и иные признаки детского аутизма – один из них неравномерное развитие. В какой-то области знаний, навыков, умений они фактически совершенны, а в иных областях им все дается крайне тяжело и вызывает стресс. Причем внешне ребенок-аутист совершенно ничем не отличается от нормального здорового ребенка. Напротив, как отмечают врачи и психологи, зачастую такие детки очень красивые и физически развиты.

      Единственное, на что обратили внимание специалисты это телесное напряжение, которым в большинстве случаев страдают мальчики. Именно оно и заставляет их замыкаться в себе, из-за него они молчат, бояться общения, придумывают страхи, не позволяющие им показать себя. Причем страхи и комплексы связанны со всеми сферами жизни.

      Помимо перечисленного дети-аутисты очень непоследовательны и зачастую «зациклены» на чем-то совершенно отвлеченном. Даже вызвав такого ребенка на контакт, можно не дождаться реакции или ответа. Больные дети не умеют правильно обращаться с вещами, играть с игрушками. Когда к ним в руки попадает какой-либо предмет, они находят в нем ничем непримечательный элемент, но крайне важный для них, и могут часами быть на нем зациклены. Ковырять болтик или жать на кнопку.

      Достоверные причины детского аутизма и ответы на все вопросы «почему» наука не дала до сих пор, однако, некоторые факты все-таки известны.

      Причины детского аутизма

      Если верить теории польских психиатров причины заболевания кроются в испуге ребенка, когда он был еще в утробе матери. Однако подтвердить или опровергнуть сей факт крайне сложно. Есть мнение, что дети-аутисты появляются на свет в результате органического поражения мозга в период внутриутробного развития. Поражение может быть связано с перенесенным матерью инфекционным или нервным заболеванием. Или в результате родовой травмы. Однако, что касается последнего утверждения, то исследования показали, что большинство больных детей появились на свет без проблем и нестандартных ситуаций.

      Некоторые ученые выдвигают версии связанные с биохимическим обменом. Якобы аутизм появляется в результате отравления организма плановой прививкой. Но и эту версию исследования опровергли, в виду того, что есть больные малыши, которым никогда не делали прививок.

      А вот американские ученые считают, что недуг возникает в результате сбоя в момент формирования нейронных связей головного мозга. И надо отметить, что данная версия наиболее объяснима и приемлема. Ведь именно эти нейронные связи отвечают за адекватное восприятие раздражителей, стрессов, эмоций и так далее. Следовательно, даже малейшие разлады могут вызвать нарушения в восприятии всего перечисленного.

      Принимать малыша таким, каким он есть, и набраться терпения. Оградить его от стрессов и страхов, общаться на его эмоциональном уровне, а не следовать меркам биологического возраста. Для таких деток очень важна регулярность и привычный ритм жизни, нарушение и вторжение в него непредвиденных обстоятельств могут вызвать эмоциональный длительный всплеск.

      С ребенком необходимо много и обо всем разговаривать, научиться читать, подаваемые им, вербальные и невербальные сигналы, не переутомлять его. Окружающие его люди должны излучать спокойствие и уверенность. Но самое главное лечение и общение малыша со специалистами.

      xn--80ahmkemb0e.xn--p1ai

      Гости этой программы — основатель Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнiм» Инна Сергиенко и директор реабилитационного школы-сада «Дитина з майбутнім» Наталия Стручек — пришли к доктору Комаровскому, чтобы вместе обсудить и осветить непростую тему аутизма. Почему у детей возникают такие нарушения? Почему детей с аутизмом становится больше? Какой специалист поможет распознать проблему и какие особенности в поведении малыша должны насторожить родителей?

      опубликовано 01/04/2013 15:12

      Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

      natali_suharevo Беларусь, Минск

      atoni__ Украина, Харьков

      diana_red Россия, Краснодар

      alin6 Россия, Железнодорожный (Московск.)

      Есть пары ртути, есть соединения ртути, есть ртуть органическая и неорганическая, метилированная и этилированная, ртуть в воздухе, в крови, в моче, в тканевой жидкости, в месте инъекции, есть множество норм, есть мл, мг, мкг, мл/л и еще множество всяких «есть».

      ни одно вещество не может быть однозначно вредным или однозначно полезным: все зависит от количества вещества и от того, в каком физико-химическом состоянии оно находится.

      Типичный пример в этом аспекте — страшное боевое отравляющее вещество газообразный хлор, и тот же хлор, играющий жизненно важную роль в обмене веществ, и хлор, поедаемый нами в виде поваренной соли.

      shekan4ik Россия, Москва

      вот выдержка из описания вакцины Пентаксим (французская вакцина, включает в себя АКДС + полиомиелит и гемофильную палочку):

      "Следует также отметить, что в вакцине Пентаксим, в отличие от АКДС, отсутствует ртутьсодержащий консервант мертиолят (тиомерсал). И хотя концентрация этого соединения в препаратах незначительна, ВОЗ рекомендует производителям переходить на другой вид консерванта, что и было сделано компанией-производителем вакцины Пентаксим, в которую входит безртутный консервант — феноксиэтанол.

      Вакцина Пентаксим (регистрационное удостоверение ЛСР-005121/08) официально зарегистрирована в России с 01 июля 2008 года и может применяться в практиенской педиатрии."

      Так что проблема ртути вроде решается потихоньку. Какие еще будут претензии?

      ElenaG Беларусь, Минск

      Насколько мне известно, ртуть токсична только при вдыхании ее паров, например, если случайно разбиваешь градусник.

      А доктору большое спасибо за программу.

      Александр Россия, Санкт-Петербург

      PaLiTrA Россия, Воронеж

      Светлана Россия, Омск

      "«С увеличением количества прививок скачкообразно вырос и уровень заболеваемости аутизмом среди детей. В 1990-е годы 40 миллионам детей были сделаны прививки вакцинами, содержащими тимеросал, и дети, таким образом, получили беспрецедентно большое количество ртути в критический для развития мозга период. Несмотря на прекрасно документированные данные об опасности тимеросала, казалось, никто не был встревожен тем, что с обязательными прививками дети получают кумулятивную дозу ртути. "Почему Управление контроля пищевых продуктов и лекарств так долго проводило расчеты?", — спрашивал Питер Патриарка, директор отдела вирусных препаратов Управления в своем письме электронной почтой в Центр контроля заболеваний в 1999 г. "Почему Центр контроля заболеваний и другие консультативные органы не провели все расчеты до того, как резко увеличили количество обязательных прививок?"."

      Советую разобраться с вопросом токсичности ртути тем, кто до сих пор ставит АКДС, даже не думая выбрать что-то более безопасное для своего ребенка.

      "«"Вам не удастся придумать исследование, доказывающее безопасность тимеросала", — говорит д-р Хейли, глава кафедры химии университета штата Кентукки. "Он просто чудовищно токсичен. Если вы введете тимеросал животному, его мозг будет поврежден. Если вы введете тимеросал в живую ткань, ее клетки умрут. Если поместите тимеросал в чашку Петри, в ней погибнут культуры. Зная это, просто невозможно предположить, что кто-то способен вводить тимеросал новорожденным детям, не опасаясь последствий"». "

      А мы ставим её грудным детям! Знаю не по наслышке, что осложнения после вакцинации не хотят диагностировать, не хотят связывать с полученной прививкой, реаниматологи по своей работе знают про эти осложнения, у моей подруги ребенок в реанимации пролежал 5 дней сразу после 4-ой АКДС (диагноз- менингит), думаете хоть один педиатр отметил это как осложнение?

      Легкие и незначительные осложнения проходят, сказываясь на нервной системе ребенка — нарушении сна, появлении вдруг гиперактивности, рассеянного внимания и пр. вещей, которых не наблюдалось до того. Думаете, это кто-то связывает с ядами вакцин? НЕ-а. У нас ведь должна быть "красивая" статистика.

      «С увеличением количества прививок скачкообразно вырос и уровень заболеваемости аутизмом среди детей. В 1990-е годы 40 миллионам детей были сделаны прививки вакцинами, содержащими тимеросал, и дети, таким образом, получили беспрецедентно большое количество ртути в критический для развития мозга период. Несмотря на прекрасно документированные данные об опасности тимеросала, казалось, никто не был встревожен тем, что с обязательными прививками дети получают кумулятивную дозу ртути. "Почему Управление контроля пищевых продуктов и лекарств так долго проводило расчеты?", — спрашивал Питер Патриарка, директор отдела вирусных препаратов Управления в своем письме электронной почтой в Центр контроля заболеваний в 1999 г. "Почему Центр контроля заболеваний и другие консультативные органы не провели все расчеты до того, как резко увеличили количество обязательных прививок?".

      video.komarovskiy.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation