Дифференциальная диагностика алалии и аутизма

Дифференциальная диагностика аутизма

Миненкова И.Н., канд. пед. наук, доцент.

Тема 2. Диагностика детей с аутизмом

Дифференциальная диагностика аутизма

Проблема диагностики аутизма является междисциплинарной, эффективность её решения обеспечивается согласованностью действий ряда специалистов: медиков, психологов, педагогов. Аутизм – это медицинский диагноз и ставить его имеет право только врач-психиатр. Задача психологов и педагогов – как можно раньше выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно, направить к врачу-психиатру.

В МКБ-10 аутизм входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), являясь частью раздела «Нарушения психологического развития» (рубрики F80—F89). Здесь выделяются следующие формы общих расстройств развития:

F84.0 Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера);

F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами);

F84.2 Синдром Ретта;

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз);

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

F84.5 Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).

Все выше перечисленные общие расстройства развития относятся к расстройствам аутистического спектра (РАС), поскольку имеют общие симптомы, которые проявляются в 1) недостатке социальных взаимодействий, 2) нарушенной коммуникации с окружающими и 3) цикличности поведения с ограниченным кругом интересов.

При постановке диагноза «детский аутизм» (синдром Каннера) обязательно наличие указанной «триады» признаков. В качестве важнейших диагностических критериев детского аутизма выступают:

· время появления первых симптомов в возрасте не позднее 30 месяцев;

· необычные формы установления контакта;

· основополагающая недостаточность реакций на окружение (игнорирование средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными);

· причудливость реакций на окружение: сильное сопротивление изменениям, своеобразное, заинтересованное отношение к отдельным, одушевленным или неодушевленным объектам, стереотипные игры с неигровыми предметами;

· остановка или задержка речевого развития (прежде всего, коммуникативной функции речи);

· в случае наличия речи – ее своеобразие, например, отставленные эхолалии, искаженное использование личных местоимений, ограниченный выбор тем, собственный язык.

Остальные РАС разделяют многие характеристики с детским аутизмом без полного набора критериев. При атипичном аутизме дети проявляют аутистические черты только в двух из трех ключевых областях, начало проявления может быть в более позднем возрасте – после 3-х лет. Синдром Ретта, до настоящего времени обнаруживаемый только у девочек, характеризуется явно нормальным ранним развитием, которое между семью и двадцатью четырьмя месяцами жизни осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками, одновременно с замедлением роста головы. Социальное и игровое развитие при синдроме Ретта останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. Отличие детского аутизма от дезинтегративного расстройства детского возраста заключается в том, что последнее является типичной формой регрессии после двух лет нормального развития: утрачиваются ранее приобретенные поведенческие, игровые и социальные навыки. При гиперактивном расстройстве, сочетающемся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями, сохраняется способность инициировать социальное взаимодействие. Отличие синдрома Аспергера от детского аутизма, в первую очередь, состоит в том, что отсутствует остановка или задержка в развитии речи и познания. Часто синдром Аспергера называют высокофункциональным аутизмом.

К другим состояниям, которые могут быть ошибочно приняты за детский аутизм, так как включают в себя некоторый спектр аутистической симптоматики, относятся: шизофрения, умственная отсталость, специфические расстройства развития речи (элективный мутизм, нарушение рецептивной речи и т.д.), глухота или слепота. При шизофрении ребенок испытывает иллюзии и галлюцинации, использует речь для описания своих иррациональных мыслей. Напротив, аутичный ребенок не использует речь, чтобы поделиться с другими своими мыслями, он, как правило, не испытывает иллюзий и галлюцинаций. Дети, первичным нарушением которых является умственная отсталость, проявляют задержку развития во всех областях, в то время как дети с детским аутизмом имеют неравномерный профиль развития. Дети со специфическими нарушениями речи в отличие от детей с детским аутизмом показывают относительно нормальное социальное развитие: они могут использовать другие средства для выражения своих потребностей и интересов, т.е. общаться. При слепоте и глухоте отсутствует, свойственная для детского аутизма, сверхчувствительность к зрительным или, соответственно, слуховым раздражителям.

lektsii.org

Дифференциальная диагностика детского аутизма от сходных состояний

Проблемы дифференциальной диагностики РДА от детей с недоразвитием интеллекта и речи.

Проблема дифференциальной диагностики РДА представляет боль­шую актуальность. У 82% наблюдаемых аутичных детей на 1–2 годах жизни ошибочно диагностировались другие заболевания: невропатия, перинатальная энцефалопатия, последствия родовой травмы, олигофрения или ЗПР, детский церебральный паралич, алалия, глухота. Соответственно не назначалась адекватная терапия и, естественно, не ставился вопрос об особенностях воспитания. Синдром РДА дифференцируют с нервопатией, психопатией, глухотой, ДЦП, деменцией, умственной отсталостью и задержкой психического развития при недоразвитии речи.

Дифференциация с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В этих случаях альтернативный подход неправомерен. При тяжелых формах РДА, осложненных (либо обусловленных) церебрально-органической недостаточностью, может формироваться и умственная отсталость. Кроме того, в неблагоприятных условиях среды интеллектуальное недоразвитие аутичного ребенка может быть обусловлено «наложением на его аутистическую самоизоляцию явлений социальной депривации. При этих двух вариантах речь идет о так называемом «олигофреническом плюсе». Но относительно часты и случаи, когда постановка вопроса о дифференциации РДА с умственной отсталостью и ЗПР правомерна. Это те достаточно многочисленные наблюдения, когда ошибочное впечатление умственной отсталости и ЗПР создается самими аутистическими особенностями поведения и деятельности. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в трудностях привлечения внимания, сложностях обучения бытовым навыкам, в манипулятивности игры, неразвернутости речи, задержке в развитии тонкой моторики. Сходство с 4-й группой РДА – в пассивности, безынициативности, бедности речи, слабости психической активности. Различие: при умственной отсталости и церебрально-органической ЗПР сохраняются зрительный контакт, стремление к общению вообще; витальные потребности нередко усилены. Отсутствуют типичные для РДА особенности речи, интерес к знаку, эмоциональная хрупкость. Нет явной разницы интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее.

Дифференциация с первичными нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, дизартрией). Сходство этих нарушений речи с 1-й и 2-й группой РДА – в «непонимании» речи окружающих, невыполнении словесных инструкций, отсутствии речи; с 4-й группой РДА – в невнятности произношения, частых запинках. Различие: при органическом недоразвитии речи – сохранность невербальных коммуникаций (жестов, мимики), зрительного контакта, наличие возгласов с целью привлечь внимание; отсутствие разницы в «понимании» речи и внятности произношения в аффективно индифферентных или значимых для ребенка ситуациях, «прорывов» в аффекте слов или фраз, а также эффективность логопедического вмешательства.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от сходных состояний имеет большое значение для определения эффективных путей коррекции и прогноза развития ребенка.

Дифференциальная диагностика алалии от схожих состояний

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости

Аудиометрическое исследование слуха. Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, а алалик — нет.

От анартрии и дизартрии

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен. Они могут выполнять артикуляторные движения в полном объеме. У детей с анартрией и дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии – только одна из ее подсистем — фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Отличие в анамнезе: действие вредоносных факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет). При детской афазии — после периода интенсивного развития речи. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем при обследовании — это афазия. У афазика наблюдаются осколки предыдущей речи. При алалии необходимо целенаправленное интенсивное формирование речевой системы. При афазии возможно спонтанное восстановление речи.

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.

Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль — обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

Дети с алалией обладают большим запасом предметных знаний . Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность

Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.

Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др.

При наследственной форме – без особенностей.

Состояние общей и мелкой моторики

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия — у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество.

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики

протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.

Темп овладения речью

Программа дисциплин дпп. Ф. 02 Логопедия. Раздел: «Алалия» Цели и задачи дисциплины Целью

Лалаева Р. Шаховская С. От авторов-составителей

диагностики умственной отсталости и отграничения ее отсходныхсостояний. дифференциальнойдиагностикемоторнойалалии и олигофрении Многочисленные исследования, касающиеся моторныхалалий.

дифференциальнойдиагностики детей с нарушениями речи отсходных по внешним проявлениям состояний. Критерии дифференциальнойдиагностики органических речевых нарушений от.

Я. А. Меерсон методы нейропсихологической диагностики практическое руководство

патологии отсходных поклинико. не рассматриваются,хотя в нейропсихологической практике нередко возникаютвопросы дифференциальнойдиагностики. —МОТОРНАЯ АГНОЗИЯ (СИНДРОМ БАЛИНТА) Больной не в состояний. моторнойалалиии синдром сенсорной алалии (Корнев А.

Лекции по курсу «Алалия»

К вопросу о дифференцированной диагностикемоторнойалалии и олигофрении — Л. 1982 Моторнаяалалия. не в состоянии. Дифференциальнаядиагностика сенсорной алалии и других сходных нарушений Нарушение понимания при сенсорной алалии существен­но отличается от.

zhizn-rebenka.ru

Дифференциальная диагностика моторной алалии

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. Другими словами это такое нарушение речи при котором ваш малыш хорошо вас понимает, выполняет все ваши инструкции, однако речи как таковой у него нет.

Основной причиной появления у ребенка моторной алалии является неблагоприятные факторы воздействующие на ребенка во внутриутробном периоде, в основном это асфиксия. Также причиной появления моторной алалии может быть травма головного мозга полученная до 3 лет. Поэтому если у вашего ребенка отсутствует речь а вам уже почти 3 года, или больше стоит срочно идти к специалистам, для оказания малышу квалифицированной помощи логопедами и врачами.

Для специалистов же при определении и постановки правильного диагноза необходимо отличать моторную алалию от других нарушений. Надеюсь что представленные таблицы будут полезны как родителям так и педагоги.

Также в статье представлен план работы м детьми имеющими моторную алалию.

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

  • нарушена программа высказывания,
  • стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),
  • аграмматизм
  • с накоплением словаря усиливается аграмматизм
  • есть программа речевого высказывания,
  • отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм
  • не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;
  • возможны остаточные явления в школьном возрасте
  • способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями,
  • речевую недостаточность преодолевают спонтанно,
  • коррекция направлена на звуковую сторону речи,
  • к школе преодолевают речевую недостаточность
  • Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

    3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)

    4. Доминируют замены небольшого количества звуков

    5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука

    6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков

    7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено

    3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены)

    4. Доминируют искажения большого количества звуков

    5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение

    6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

    7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах

    Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

    Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

    • к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом
    • по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
    • Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)

      ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ МОТОРНУЮ АЛАЛИЮ

      Состав творческой лаборатории

      1. Дасюкевич С.Б. – руководитель лаборатории, учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 18»

      2. Мелехова В.М. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 7»

      3. Саутина Т.В. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 19»

      4. Романчук И.Г. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «Гимназия № 3»

      5. Гавдис Н.А. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 9»

      6. Левчук Т.А. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 10»

      7. Журавлева С.М. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 13»

      8. Паутова С.Н. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «СДС № 51»»

      9. Кульгавик Л.В. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «Ясли-сад № 20»

      I этап – однословное предложение (с неговорящими детьми)

      Цель этапа – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи

      Д-ти. (низким голосом вместе с логопедом)

      Л-д. Маленькие ножки шли по дорожке

      Игра проводится с бибабо.

      Л-д. Кошка, как тебя зовут?

      Л-д. Стережешь ты мышку тут?

      Л-д. Мяу, хочешь молока?

      Л-д. А товарища – щенка?

      Д. Пиф – пиф – паф,

      Л. Он идет, идет, идет

      Л. Волка серого убьет,

      Л. Он убьет, убьет, убьет,

      Д. Паф – паф – паф!

      Покажи курицу, петуха, утку и т.п.

      Дай мне курицу, петуха, утку и т.п.

      -Где? Куда? Откуда?

      Кто сидит? Кто лежит? Кто смотрит? Кого везет мама? У кого в руках мишка? Кому девочка дает морковку? Чем мама режет хлеб? Чем ты вытираешь руки? и т.п.

      Положи мяч на стол.

      Положи ложку в стакан.

      Положи мишку в коробку.

      Прыгай – не прыгай!

      Возьми – не бери!

      Игра: «Отгадай, кто ушел?» «Чего не стало?» Исключить лишнюю картинку или предмет.

      Коля, принеси чашку.

      Коля, принеси папину чашку.

      Коля, принеси чашку с голубыми цветочками.

      Я качаю куклу: «А-а-а!»

      Ты качаешь куклу: «А-а-а!»

      Покачаем вместе: «А-а-а!»

      У мальчика болят зубы: «О-о-о»

      У меня болят зубы: «О-о-о»

      У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о»

      Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»

      Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»

      Я и ты сыграем на дудочке.

      Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и-и»

      Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау».

      Кукла Тата плачет: «Уа! Уа!»

      Ты плачешь: «Уа! Уа!»

      Собака лает : «Ам-ам!»

      Корова мычит: «Му-му!»

      Кошка мяукает: «Мяу-мяу!»

      Кукушка кукует: «Ку-ку!»

      Птички пищат: «Пи-пи-пи!»

      Гусь кричит: «Га-га-га!»

      Тушим огонек свечи – ффф

      Греем руки – х-х-х

      А)работа над гласными [ а ] [ о ] [ у ] [ и ]

      (узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции)Б)желательное, но не обязательное правильное произнесение зубно-губных [ п ] [ б ] [ м ], переднеязычных [ т ] [ д ] [ н ] и заднеязычных [ к ] [ г ] [ х ]

      Как стонет мальчик, когда у него болит зуб?

      Как гудит паровоз?

      Как воет волк? (ветер)

      Как ржет лошадка?

      Как кричит кукушка?

      Как задуем свечу?Хлопни в ладошки, если услышишь песенку комара, жука, шипение гуся и т.д.Игры: «Пчелки», «Жуки», «Поезд», «Лошадки», «Пильщики»

      «Жуки» — по сигналу логопеда «жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук –ж.

      Игры: «Найди игрушки»

      Логопед прячет игрушки, ребенок их находит и говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу» и т.п.

      Игра «Угадай кого (чего) не стало?»

      Логопед кладет на стол 3-4 картинки или игрушки, ребенок запоминает их, потом отворачивается или закрывает глаза. Логопед убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, чего (кого) не стало.

      Игра «Скажи, кто ушел?» (имена)

      Логопед раскладывает картинки и дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»

      Игра «Угадай, что в руке».

      Дети достают из «чудесного мешочка» мелкие предметы и называют их.

      а)СГ + СГ (на, да, мама, Катя)

      Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно.

      Ходьба – шаг на месте, на носочках, как зайчики, на пятках, маршировка по кругу.

      Ходьба с подниманием и опусканием рук.

      Ходьба по узкой доске.

      Прыжки через низко натянутую веревочку.

      Игры с мячом: ловить, подбрасывать, ударять о пол, о стену, катание по полу с попаданием в ворота.

      Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.

      Работа с мозаикой. Складывание из палочек, спичек и т.д. Раскрашивание. Одевание – раздевание. Застегивание – расстегивание. Работа с пластилином.

      2 этап: ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ

      Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения; расширять объем понимания чужой речи

      — // — соотносить слова один – мало – много с соответствующим количеством предметов.

      — // — соотносить слова большой – маленький с величиной предлагаемых предметов

      — // — быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

      Б) с предметам или предметами

      — // — различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей НЕ

      — // — различать, к кому обращена команда-просьба (только для группы детей)

      — // — по форме глаголов повелительного наклонения различать, к кому обращены просьбы – к одному лицу или нескольким (для группы детей)

      — // — различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение)

      — // — различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –а (-я) (II склонение)

      Игра «Покажи количество»

      Игра «Большой – маленький»

      Иди – стой садись – встань беги – стой

      Возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Кате

      Иди – не ходи садись – не садись прыгай – не прыгай

      Возьми – не бери кубик дай – не давай мяч

      Вова, сядь. – Дети, садитесь.

      Иди –идите закрой глаза – закройте глаза

      Возьми (дай) шар – возьми (дай) шары

      возьми мяч – возьми мячи

      Покажи, где нарисован(ы) дом(а)

      Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения

      — // — объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

      — // — отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения

      — // — объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

      — // — объединять слова: обращение + повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного:

      А) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа

      Б) винительный падеж существительного имеет окончание –у

      — // — грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием –у) падежей одних и тех же слов.

      — // — употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в словосочетания во словами хочу, иди, надо, не надо, можно

      Следить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся у них в активной речи словосочетания, например выражали желания (дай +существительное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешения (можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т.д.

      а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и т.д.

      б) из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля2) Односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и т.д.

      3) Двухсложные слова:

      а) С ударением на первом слоге: вата, ноги, руки

      б) С ударением на втором слоге: пила, нога, рука4) Трехсложные слова:

      а) С ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и т.д.

      б) С ударением на первом слоге: ягода, кубики,дерево и т.д.

      в) С ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолет и т.д

      Игра «Доскажи словечко»

      Му-ка ру-ка по-ка щу-ка

      Баб-ка дуд-ка кош-ка мыш-ка юб-ка и т.д.

      Где зайка? – вот зайка

      Это ножка тут пушка

      Это малина, это машина

      Миша, лежи Лежи, Миша Прыгай, зайка

      Дай мяч Неси кубики Бери суп Лови мяч

      Игра «Выбери игрушку» (Таня, дай палку)

      Игры «Подскажи нужное слово», «Раздай правильно»

      Это утка – дай утку

      Это машина – дай машину и т.д.

      Игра «Угадай, кто что будет делать»

      Дай (хлеба, воды, игрушку и т.д.)

      Хочу (есть, пить, спать и т.д.)

      Можно идти? Можно гулять? И т.д.

      Учить подбирать и использовать движения для стимуляции собственной речи

      Соотносить звукоподражание с движением. Вырабатывать двигательную реакцию на слово

      Развивать автономность движений каждого пальца – загибать пальцы без помощи рук

      Развивать тактильные ощущения. Воспитывать силу и точность движения пальцев, лучезапястного и локтевого суставов

      Вырабатывать двигательно-звуковую реакцию на стихотворно-ритмический рисунок

      Упражнять в слежении за движением пальцев обеих рук

      Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений

      Учим выполнять одинаковые движения, произнося разные слоги. Отрабатываем четкое произнесение согласных звуков в слоге.

      Отрабатывать смену положений пальцев рук – кулак, ребро, ладонь

      Совершенствовать умение обводить закрашивать, штриховать трафареты

      — // — работать со шнуровкой и мелкой мозаикой

      Развивать тактильно-кинестетические ощущения

      Игра «Музыканты» ребенок играет по заданию педагога: «один мишка громко топаем по лесу» (одним пальцем), «много птичек тихонько чирикает» (всеми пальцами) и т.д.

      Педагог произносит текст, ребенок выполняет движения и подпевает слова-звукоподражания:

      Ножками потопали – Топ, топ, топ! (шагает)

      Ручками похлопали – Хлоп, хлоп, хлоп! (шлепает ладошками по наружной стороне бедра)

      А волчонок – щелк-щелк (щелкает пальцами)

      А зайчонок – скок-скок (Подпрыгивает на одной, на второй ноге)

      А лисенок – шмыг, шмыг (отпрыгивает влево, вправо)

      А лосенок – брык-брык (сгибает ноги и отводит назад)

      А бельчонок – прыг-прыг (прыгает на двух ногах

      1.2.3.4.5. будем листья собирать

      (Дети по ходу текста загибают поочередно пальцы)

      Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Пианино» (педагог «играет» пальчиком ребенка на пианино , отпускает пальчик, ребенок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).

      Ребенок изображает рожки у коровы и произносит – Мууууу

      Ты пасись, коровка, дольше.

      Молочка неси побольше.

      Клевером питайся спелым

      Молоко чтоб было белым

      По полям ходи, по горкам.

      Дома ждем тебя с ведерком.

      Мы (руками показать на себя)

      Пальчиковая игра «Поезд мчится»

      Поезд мчится, поезд мчит: (ребенок и педагог изображают руками движение поезда)

      Тук-тук! 9 ребенок хлопает ладошками по коленкам: левой-правой (2 или 4 раза))

      Сердце радостно стучит:

      Поезд, поезд, торопись,

      Ветер обогнав, примчись!

      Лнем и ночью стук колес:

      Долго ждать пришлось:

      Этим поездом домой

      Приезжает папа мой.

      Этот поезд жду с утра.

      Приближается. Ура! (аплодисменты)

      Все часы идут вот так:

      Мы ведь тоже можем так:

      «Угадай, что в мешочке».

      —//— длительный носовой выдох

      —//— целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

      —//— умение различать холодную и теплую струю выдыхаемого воздуха.

      —//— предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

      —//— умение контролировать силу воздушной струи.

      Развивать умение формировать длительный фонационный выдоха.

      Формировать речевой выдох.

      Вырабатывать громкость и силу голоса

      Воспитывать контроль над темпом, ритмом, силой голоса при произнесении гласных звуков

      Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующую интонацию

      Над (Вовочкой) порхала.

      Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

      Игра «Погреем руки»

      Взрослый читает стихотворный текст:

      Зайке холодно сидеть

      Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

      Лапку заинька обжег.

      На нее подуй дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

      Затем предлагается ребенку также подуть.

      Игра «Воздушные шары»

      Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

      Игра «Мой сад» или «Тихий ветерок»

      Взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок.»

      Контролировать силу воздушной струи, можно использовать «цветочное поле» (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.

      Упражнения: «Отгадай, кто позвал»

      Взрослый заранее обговаривает с детьми какому предмету какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их «позвал».

      Игра «У кого длиннее звук (слог)?»

      Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

      Игры: «Эхо», «Зайка заблудился», «В лесу»

      «Пой с нами, пой лучше нас!» (пропевание гласных звуков быстро, медленно, протяжно, прерывисто).

      Предложить ребенку изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные реакции человека (по подражанию, опираясь на изображение или текст)

      — // — воспроизводить речевые и неречевые звуки

      в заданном ритме

      — // — узнавать определенный персонаж по тембру и силе воспроизводимого им звука

      — // — запоминать и воспроизводить слоговые цепочки

      — // — различать существительные сходные по звучанию.

      — // — выделять заданный звук из ряда

      «Дятел», «Отхлопай как я» (Повторение ребенком ритма, воспроизведенного педагогом);

      «Спой песенку» (Воспроизведение за педагогом ряда звуков)

      «Угадай, кто сказал», «Дай нужную игрушку»

      Взрослый воспроизводит слоговую цепочку, а ребенок ее повторяет

      Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующий предмет или картинку.

      (Взрослый воспроизводит ряд различных звуков, а ребенок должен выделить хлопком («поймать») заданный звук)

      3 этап – двусоставное предложение.

      — учить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-его лица настоящего времени;

      — воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных ;

      — в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

      — различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;— не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;

      — различать названия действий, противоположных по значению;

      — понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;

      — различать значения приставок в страдательных причастиях;

      -определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;

      — по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;

      «Кого несут, а кого везут»

      «Что висит, а что стоит»

      «Кто купается, а кто катается»

      «Кто копает, а кто покупает»

      «Покажи, кто спит, а кто лежит»

      моет – умывается – стирает

      строит – чинит«Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку; отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи».

      Вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, качается – качают, обувается – обувают, причёсывается – причёсывают.Завёрнут (-а, -ы) – развёрнут (-а, -ы) кукла, конфета;

      завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

      застёгнут (-ы, -о) – расстёгнут (-ы, -о) пальто, воротник;

      одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка;

      открыт (-а, -о) – закрыт (-а,-о) окно, шкаф, форточка.

      «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»

      «Где девочка прыгает, а где дети прыгают»

      «Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке»

      «Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге»

      «Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолёты). В синем небе летит что? (самолёт). По реке плывёт что? По реке плывут что?

      Женя упал. – Женя упала.

      Женя встал. – Женя встала.

      Женя вымыл руки.

      – Женя вымыла руки.

      — понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;

      — объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;

      — различать падежные значения;

      — различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;

      — понимать значения прилагательных, противоположных по значению;

      — различать пространственные наречия;

      Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

      Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

      Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

      Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

      Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

      Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

      Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

      Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

      Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

      «Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

      «Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

      «Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

      «Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

      «Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»

      «Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

      «Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

      «Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

      «Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

      Большой – маленький (-ая)

      Узкий – широкий (-ая)

      Длинный – короткий (-ая)

      Низкий – высокий (-ая)

      Толстый – тонкий (-ая)

      Вниз (внизу) – вверх (вверху)

      По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

      «Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

      Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

      «Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

      «Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

      Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

      продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

      «Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

      «Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

      Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

      «Сосчитай фрукты» и т. п.

      «Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

      Мальчик идёт. И т.п.

      «Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

      «Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

      Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

      «Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

      «Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

      «Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

      «Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

      «Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).

      «Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

      Проговаривание предложений типа:

      Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

      Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.

      «Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

      «Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

      Отражённое проговаривание предложений.

      Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

      Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

      «Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

      «Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

      Курица с цыплятами: // ///

      Гусыня с гусятами: / / ///

      Ребёнку предлагается повторить.

      Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

      «Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

      ти-ти-ти, (пауза) ти.»

      Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.

      «Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».

      «Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

      Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

      Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

      Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

      Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

      Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

      Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

      Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

      «Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

      «Какой предмет издаёт такой звук?»

      «Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

      «Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

      «Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).

      «Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).

      «Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

      Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

      Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

      На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

      «Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

      Папа – сидит, идёт, стоит.

      Девочка – прыгает, плачет, читает.

      Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

      Дедушка – спит, лежит, читает.

      Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

      Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

      Птичка – прыгает, летает.

      Самолёт – летит, гудит.

      «Кто быстрее принесёт картинку».

      На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

      «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

      Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

      Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

      Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

      Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

      Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

      Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

      Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

      Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

      Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

      Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

      Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

      Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

      — найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

      — посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

      Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.

      Мальчик идёт – мальчики идут.

      Мальчик бежит – мальчики бегут.

      Девочка стоит – девочки стоят.

      Мальчик спит – дети спят.

      Девочка поёт – дети поют.

      Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

      Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

      Дождик, дождик, кап да кап!

      Нам нельзя идти гулять,

      Мы промочим ножки.

      Светит солнышко в окошко.

      Светит в нашу комнату.

      Мы захлопаем в ладошки,

      Очень рады солнышку.

      Я люблю свою лошадку.

      Причешу ей шёрстку гладко.

      Гребешком приглажу хвостик

      И верхом поеду в гости.

      Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

      Кто там топает по крыше?

      Чьи шаги всю ночь я слышу?

      Я теперь усну едва ли.

      Может кошек подковали?

      Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

      Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).

      Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).

      Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).

      Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).

      Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

      Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).

      Где сучок давно засох,

      Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

      Где листок к листку прилип,

      Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

      Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)

      Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)

      Мы (показать на себя)

      Ходили (три шага)

      По грибы, (руками сделать гриб)

      Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)

      Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)

      Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)

      Все (помахать раскрытыми ладошками)

      грибы (руками сделать гриб),

      А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)

      — Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).

      Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

      Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

      Массаж шестигранным карандашом:

      — «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);

      — «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);

      — «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

      «Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).

      «Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).

      Игры со счётными палочками.

      Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

      Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)

      Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)

      (Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)

      листья дуба мы соберём,

      маме осенний букет отнесём.

      Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),

      Нашим пальчикам поможем

      Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).

      «Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)

      Пекла бабушка оладушки.

      У нашей бабушки.

      (Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)

      Развивать речевой выдох.

      Развивать речевое дыхание, силу голоса.

      Развивать силу голоса.

      Развивать умение изменять силу голоса.

      Развивать высотный диапазон голоса.

      Развивать умение изменять тембр голоса.

      Развивать интонационную выразительность речи.

      Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.

      Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур

      Развивать чувство речевого ритма.

      Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

      Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

      Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

      Формировать у детей умения:

      — отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;

      — различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;

      — сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;

      — договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

      Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

      Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

      Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

      Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.

      Развивать силу и точность движений пальцев.

      Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

      Развивать синхронность движения пальцев.

      Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

      logosha.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation