Если от рождения заикание

Заикание: как помочь ребёнку

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему.

Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

— Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервноесостояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

— Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапия, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

— Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо»,и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

— Чем я могу помочь своему ребёнку?

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

— Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать

решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

— Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном

    подходе – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.

  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,

    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе,готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

  • Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

    Автор: Зиздо Наталия Васильевна

    Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

    www.b17.ru

    Заикание у дошкольников: причины и лечение

    Заикание (дисфемия) у детей и взрослых является очень сильным мешающим фактором на пути обретения уверенности в себе. Вы, наверное, замечали, какое тяжелое чувство возникает во время общения с заикающимся человеком: слушателю неловко что-то спрашивать у заикающегося, а заикающемуся трудно и боязно отвечать.

    Заикание может стать источником многих комплексов у человека. И это понятно: как вы будете чувствовать себя, если знаете, что ваша речь не такая, как у окружающих? Что вы не можете ёмко и быстро донести свою мысль, и собеседник вынужден ждать, пока вы наконец договорите? Чувство досады, обиды и неуверенности в себе и своих силах. Устная речь для заикающихся, а тем более публичные выступления – это очень сильный стресс, пытка. Нет ничего удивительного, что заикающиеся избегают общения, часто возникает логофобия (боязнь говорить), формируется «ожидание речевой неудачи» (когда человек думает, что не сможет без заикания закончить слово или фразу).

    При этом надо помнить, заикание успешно лечится почти во всех случаях. Поэтому если вы заметили у ребенка заикание, как можно скорее обращайтесь к врачам и начинайте коррекцию. Чем раньше выявлена проблема, тем проще и быстрее можно будет справиться с недугом. А мы вам расскажем, почему возникает заикание, и что вы можете сделать незамедлительно для своего дошкольника.

    Прежде чем начинать лечение, давайте узнаем, что вызывает заикание, когда чаще всего оно возникает и почему.

    Заикание у дошкольников: причины возникновения

    Заикание (дисфемия) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи. Дисфемию вызывают спазмы мышц речевого аппарата.

    Специалисты выделяют 3 типа спазмов:

  • Тонические. Наступают во время резкого и непроизвольного повышения тонуса определенных групп мышц. В речи они проявляются протяжными и напряженными звуками, длительными паузами (например, ребенок может говорить “д…(пауза)А (напряженно)..бавить») . Во время тонических судорог у ребенка наблюдаются определенные вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, выступление капелек пота, общее напряжение.
  • Клонические. Характеризуются непроизвольным многократным и ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Во время клонических судорог заикающийся многократно повторяет один и тот же слог или звук (например, «дддддддд..обавить»)
  • Смешанные . Если заикание уже успело закрепиться в речи, как правило, встречаются судороги смешанных видов.
  • Почему возникает заикание у дошкольников?

    Ученые выяснили, что заикание возникает при наличии хотя бы одного из следующих факторов:

  • Незначительное повреждение центральной нервной системы. Почти у всех заик встречаются незначительные поражения головного мозга. Как правило, они возникают внутриутробно или во время родов. Внешне это никак не проявляется и не влияет на общее развитие ребенка. Однако при внимательном наблюдении у таких детей могут выявляться трудности с тонкими движениями, тревожность и излишняя впечатлительность.
  • Раннее или слишком позднее (3-4 года) возникновение фразовой речи. Заикание очень часто встречается у малышей, которые рано начали говорить фразами и предложениями. Таким детям есть, что сказать, но физиологически их желание не совпадает с возможностями. Это ведет к частому повторению слогов, слов и словосочетаний. Такая же картина наблюдается и при позднем возникновении фразовой речи (ближе к 4 годам). В этот возрастной период совершенствуется координация мышц артикуляционного аппарата, и активный речевой всплеск может замедлить процесс.
  • Надо сказать, что наиболее кризисный период для возникновения заикания – от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речи. Причем у мальчиков риск развития дисфемии в 4 раза выше, чем у девочек, потому что у девочек быстрее развиваются речевые и двигательные механизмы.
  • Функциональная асимметрия мозга. Замечено, что заикание чаще встречается у левшей. Речь вообще является «слабым» звеном для правополушарных (леворуких) людей. Поэтому если ваш ребенок – левша, рекомендуем ознакомиться с особенностями развития речи у левшей.
    1. Наследственность. Риск развития заикания существенно выше, если в роду были заикающиеся родственники. Очевидно, генетически наследуются определенные «проблемные зоны» центральных речевых механизмов. По статистике, если заикается мужчина, риск рождения детей с дисфемией: 22% – при рождении мальчика, 9% – девочки. Если заикается женщина: 36% – при рождении мальчика, 17% – девочки. К тому же дети часто стремятся подражать заикающимся родственникам, и это тоже может послужить толчком к развитию заикания.
  • Психологическая травма. Наверняка, вы часто слышали, что ребенок может начать заикаться после сильного испуга или психической травмы. Действительно, чрезмерная нагрузка на психику (постоянное психологическое напряжение, испуг, даже чрезмерная радость) может запустить развитие дисфемии, но только если ребенок от рождения был к этому предрасположен. Поэтому очень важно сохранять во что бы то ни стало спокойную психологическую обстановку дома, строить отношения с ребенком и домочадцами на доверии и любви, исключить крики и приказной тон по отношению к маленькому ребенку.
  • Специалисты выделяют 2 типа заикания:

    Чаще всего встречается в кризисный период 2-6 лет и проявляется внезапно. При этом раньше ребенок мог опережать сверстников в развитии: первое слово мог сказать в 8-10 месяцев, а освоить фразы сразу же после года. Такие детки «проглатывают» окончания слов, говорят быстро и не четко, повторяют одно и то же слово или слог.

    Пусковым механизмом для невротического заикания может стать стресс (например, адаптация к детскому саду или психическая травма). Заикание в речи встречается не всегда, а лишь при эмоциональном возбуждении ребенка. Вообще эти дети отличаются своей эмоциональностью и тревожностью. При появлении невротического заикания колебания настроения у ребенка становятся еще более выраженными, может появиться энурез и нарушение сна.

    При этом правильная речь без запинок возвращается, если ребенок не осознает, что он говорит (например, при разговоре с самим собой, близкими людьми или в момент игры).

    Прогноз лечения невротической дисфемии благоприятный. Речь даже может нормализоваться сама собой при создании спокойной обстановки. Однако рассчитывать на это не стоит, потому что невротическое заикание очень быстро порождает у ребенка неуверенность в себе, логофобию, комплекс речевой неудачи и замкнутость. Ведь эти дети очень чувствительны!

    Кроме того, если ребенок справился с невротическим заиканием, следует помнить, что оно может вернуться при очередном стрессовом воздействии (например, поступлении в школу). Поэтому постарайтесь максимально ограждать и подготавливать ребенка к новым нагрузкам.

    Начинается, в 3 – 4 года без воздействия внешних пусковых механизмов и развивается «медленно, но верно». Замечена взаимосвязь между сложной беременностью (токсикозы, угроза выкидыша), родами и неврозоподобным заиканием у детей.

    Дети с такой формой дисфемии обычно беспокойны в младенческом возрасте, плохо спят, мало кушают, их психомоторное развитие находится на нижней границе нормы. У дошкольников встречаются проблемы с вниманием, они непоседливы. Первые слова могут появиться в 1,5 года, фразы ближе к 3-4.

    Неврозоподобное заикание характеризуется волнообразным течением: запинки в речи становятся более заметными или менее, но нет периодов, когда ребенок говорит полностью гладко и плавно. Такая форма дисфемии закрепляется в течение 2-6 месяцев и со временем усугубляется вплоть до полной невозможности говорить.

    При этом, как правило, ребенок не осознает своей проблемы, эмоциональные переживания по поводу заикания выражены слабо или отсутствуют. И очень часто дошкольник отлынивает от рекомендуемых упражнений, хотя если ребенок акцентирует внимание на процессе говорения, речь значительно улучшается.

    При такой форме дисфемии очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам . Тем более неврозоподобное заикание вылечивается раз и навсегда, и больше не возвращается!

    Проект о развитии речи детей от 0 до 7 лет, эффективные речевые игры, тематические недели, советы логопеда

    rechrebenka.ru

    Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

    Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга — страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

    Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

    Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу.

    Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным, и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

    Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна, настроения, страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие — нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

    При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

    Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

    Обследование ребенка с заиканием

    Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

    Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

    В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

    Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

    Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

    После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

    Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

    Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии — боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии — боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

    Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

    Профилактика заикания

    Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

    Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

    www.medicalj.ru

    Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

    Практически каждый из нас встречал в своей жизни хотя бы одного ребенка, который заикается.

    Заикание, или произнесение с остановкой (которое также называют непроизвольной задержкой речи), является нарушением процесса передачи информации, при котором отдельные звуки или целые слова повторяются по мере того, как говорит подросток, прерывая его речевой поток. В некоторых случаях такие дети произносят долгие звуки либо же поток их речи может на какой-то момент совсем прекращаться.

    Заикание впервые становится очевидным еще в дошкольные годы. Примерно у 90% детей в возрасте от 18 месяцев до 4 лет в некоторой степени наблюдаются «нормальные задержки речи». Такое заикание связывают с развитием языка ребенка, которое, вероятно, происходит от того, что процессы в мозге ребенка происходят гораздо быстрее его способности выражать свои мысли при помощи слов. Без чрезмерного внимания со стороны родителей или внешнего стресса такое заикание проходит само собой — обычно это происходит через 2-3 месяца.

    Заикание может появиться у детей в любом возрасте — оно служит проявлением сильного стресса или социального давления. Если ребенок школьного возраста заикается, он может стать более застенчивым, что только усилит его чувство беспокойства и задержку речи. Давление со стороны учителей, которые стараются помочь ребенку, или сверстников также может обострить заикание.

    В некоторых случаях люди, связанные с заикающимся ребенком (возможно, друзья или родственники), замечая возникающие у него трудности, испытывают чувство дискомфорта и меняют свое поведение по отношению к ребенку. Ребенок, как правило, не осознает, что именно его языковые модели и вызывают такую изменившуюся ответную реакцию, и поэтому испытывает еще больший дискомфорт, связанный с его манерой говорить, что ведет к сохранению заикания на долгие годы. Некоторые дети пытаются справиться с этой ситуацией, избегая любых социальных контактов и общения.

    Все подростки обычно пытаются прекратить заикание, но все их попытки, будучи безуспешными, только усилят негативное представление о самих себе и, вероятно, ухудшат признаки заболевания. Тем не менее, как только исчезнет стрессовая ситуация, заикание, как правило, должно постепенно сойти на нет.

    И только у незначительного числа детей среднего подросткового возраста — всего около 1% — отмечается так называемое истинное заикание. У таких детей наблюдается скорее наследственная тенденция к проявлению нарушения, а не ответная реакция на внешнее или социальное давление.

    Как паузы, так и повторы возникают из-за сокращения речевого аппарата во время вдоха, которое напоминает икоту.

    Раньше врачи думали, что заикание как-то связано с нарушением речевого аппарата, но на самом деле оно имеет совсем другие, скорее неврологические, причины.

    Иногда заикание исчезает (после лечения или даже само собой), но иногда возобновляется.

    Заикание может негативно отразиться на характере ребенка: переживая свой «дефект», он может стать робким, стеснительным, ему будет трудно непосредственно общаться с посторонними людьми.

    Но по мере того, как ребенок взрослеет и у него начинает укрепляться нервная система, заикание проходит и после 25-летнего возраста встречается очень редко. Кстати, греческий оратор Демосфен в детстве тоже был заикой, но путем ежедневных упорных тренировок самостоятельно избавился от своего недостатка и даже прославился.

    Что является причиной заикания

    Чаще всего от заикания страдают детки, у которых только происходит формирование речевой функции — от 2 до 5 лет, но очень редко— в 7-9 лет, и еще реже — в подростковом возрасте.

    Считается, что причиной возникновения заикания может стать как кратковременный сильный испуг; так и длительный стресс, чаще всего вызванный неладами в семье (разводом родителей, грубым обращением). Иногда заикание может возникнуть как подражательная реакция ребенка, если он длительное время общается с заикой.

    Почти все дети проходят через стадию, когда речь доставляет им определенные трудности и некоторые слова никак не хотят выговариваться. Ребенок может пытаться повторить трудное слово еще и еще раз или запинается, а потом пытается одолеть его с налету, скороговоркой. Это нормальный этап речевого развития. Примерно каждый двадцатый ребенок испытывает трудности, повторяя отдельные слова или слоги, растягивая одни и проглатывая другие. У некоторых детей напряжение при этом заметно даже на лице. К счастью, такая легкая или средняя форма заикания обычно проходит сама по себе. Лишь один ребенок из ста становится хроническим заикой.

    Мы не знаем, чем в действительности объясняется заикание. Похоже, некоторые дети уже рождаются предрасположенными к данному расстройству. Как и многие другие речевые проблемы, заикание больше свойственно мальчикам, чем девочкам. Оно часто встречается сразу у нескольких членов семьи, подтверждая, что наследственность играет здесь определенную роль. Исследования головного мозга показали, что у взрослых людей, страдающих заиканием, определенные участки мозга имеют отличия в размерах.

    Существует распространенная точка зрения, что заикание — это признак стресса. В этом есть определенный смысл. Заикание наиболее сильно проявляется у детей в те моменты, когда они волнуются. Однако многие дети оказываются под воздействием сильного стресса, но при этом никогда не заикаются, так что стресс не может быть единственной причиной данного явления.

    Уздечка языка (складка слизистой оболочки, проходящая по средней линии полости рта и соединяющая дно с нижней поверхностью языка) иногда бывает настолько короткой, что затрудняет движения языка. Однако к заиканию это не имеет никакого отношения.

    Почему заикание так часто встречается у детей в возрасте от 2 до 3 лет? На сей счет существует два возможных объяснения. Это тот возраст, когда речь представляет для ребенка особые трудности. Когда он был младше, то пользовался короткими предложениями, над которыми не приходилось особенно раздумывать: «Вот машина», «Хочу гулять». Когда ему исполняется 2 года, он уже старается строить длинные фразы, чтобы выразить новые мысли. Ему приходится порой по 3—4 раза начинать одно и то же предложение, а добравшись до середины, он обнаруживает, что ему не хватает слов. Родители, утомленные его нескончаемой болтовней, не обращают на это почти никакого внимания. Они рассеянно произносят «угу» и продолжают заниматься своими делами. Ребенок еще больше расстраивается, ощущая свою неспособность привлечь внимание слушателей. Определенное влияние на речь может также оказывать свойственное этому возрасту упрямство.

    У детей с «истинной» формой заболевания:

  • заикание со временем становится только хуже;
  • существует постоянная модель произношения с удлинениями, паузами, грамматическими формами и повтором слов;
  • могут появляться дополнительные действия, так называемые инициаторы, проявляющиеся в процессе заикания, включая похлопывания по коленкам, постукивания ногами или нервные тики.
  • Как справиться или бороться с заиканием у детей

    Лечить вашего ребенка от заикания должны два специалиста — логопед и невропатолог (или психотерапевт). Логопед занимается выработкой навыков правильной речи, психотерапевт помогает ребенку избавиться от страхов и повысить самооценку.

    Постарайтесь установить дома размеренный режим дня и попытайтесь придерживаться его, нормализуйте обстановку в семье. Если ребенок не занят в других кружках, запишите его на занятия по пению — это поможет ему развить навыки правильного дыхания и чувство ритма.

    Иногда лечение может занять всего лишь несколько недель, но иногда для выздоровления требуются месяцы работы родителей и врачей.

    Вы скажете — зачем же лечить заболевание, которое со временем скорее всего пройдет само? Но ведь ваш ребенок должен у быть успешно адаптирован в школьном коллективе, а заикание может стать серьезной преградой на пути его взаимопонимания со сверстниками. Так что постарайтесь вылечить ребенка еще до того, как отправите его в первый класс.

    Когда ребенок обращается к вам, уделяйте ему самое пристальное внимание, чтобы он не нервничал. Просьба говорить медленнее или повторить сказанное заставляет ребенка еще сильнее волноваться и только усугубляет заикание. Вместо этого повторите сами то, что сказал ребенок, причем обращайте внимание на смысл сказанного, а не на то, как это было сказано. Старайтесь говорить спокойно, без напряжения и попросите всех членов семьи придерживаться этого правила. (Замедлять речь не требуется, лучше говорить в естественном темпе.) Заикание у детей усиливается, когда они видят, что на выражение своих мыслей им отводится лишь несколько секунд. Возьмите в семье за правило, чтобы каждый говорил по очереди, не перебивая друг друга и давая всем возможность высказаться.

    Ребенку поможет все, что вы предпримете, чтобы снизить уровень стресса. Есть ли у него возможность часто играть с детьми, с которыми он хорошо ладит? Достаточно ли у него игрушек дома и игровых сооружений во дворе? Когда вы общаетесь с ребенком, предоставьте ему возможность проявлять инициативу в разговоре. Игры с ним должны строиться на том, что вы совершаете какие-то действия с предметами, а не говорите о них.

    Соблюдение режима дня, отсутствие спешки и суматохи также помогают избавиться от заикания. Если вам пришлось расстаться с ребенком на несколько дней, постарайтесь, чтобы в течение ближайших месяцев это событие не повторилось. Отучитесь от привычки постоянно говорить с ребенком и заставлять его отвечать вам.

    Если ваш ребенок заикается, вы можете помочь ему справиться с этим недугом, если попытаетесь решить проблему с соблюдением некоторых простых правил.

    1. Старайтесь использовать для общения с ребенком моменты, которые не будут для него стрессовыми.
    2. Не поправляйте его речь.
    3. Не перебивайте ребенка.
    4. Не пытайтесь закончить предложение за ребенка.
    5. Не просите ребенка повторить фразу или предложение.
    6. 6Не просите ребенка отрабатывать произношение отдельных слов или звуков.
    7. Не просите ребенка говорить медленнее.
    8. Если ребенку будет удобнее, позвольте ему избегать определенных проблемных для него слов или звуков, находя другие слова для замены.
    9. Если ребенку будет удобнее, поспособствуйте тому, чтобы он делал паузы либо сделал полный вдох, а после этого на выдохе произносил фразу.
    10. Слушайте, ободряйте и выражайте ребенку поддержку.
    11. Когда следует обращаться к специалистам при заикании

      Поскольку множество детей испытывают те или иные речевые трудности и у большинства из них заикание проходит само по себе, трудно определить, в какой момент следует обращаться за профессиональной помощью. Общее правило, пожалуй, сводится к тому, что специальная помощь нужна при сильном заикании и при любом заикании, которое продолжается более 4—6 месяцев.

      Как отличить легкую форму заикания от сильной? При легком заикании ребенок не испытывает от этого особого смущения и чрезмерной сосредоточенности. Его мышцы лица не напряжены и тон голоса нормальный. Он заикается только при сильном волнении и нормально говорит в спокойном состоянии.

      При сильном заикании ребенок очень сосредоточен на процессе произношения и старается говорить как можно меньше. Лицевые мышцы сильно напряжены, а тембр голоса повышается (это тоже признак нервного напряжения). Он заикается практически всегда, даже в спокойном состоянии. Если у ребенка сильное заикание, то и вы тоже ощущаете нервное напряжение, разговаривая с ним.

      При заикании, как и в любой другой сфере воспитания детей, следует больше прислушиваться к своему сердцу (или разуму). Если речевые затруднения ребенка доставляют вам беспокойство, значит, пришло время обращаться за помощью.

      Чем раньше ребенок с сильным заиканием обратится к опытному логопеду, тем лучше. Существуют специальные методики, позволяющие научить ребенка говорить более бегло. Даже если логопед не сможет устранить заикание, то он хотя бы не позволит этому расстройству развиться еще сильнее. Сильное заикание может оказаться серьезной душевной травмой для ребенка, которая будет сказываться на протяжении всей его жизни. Хороший врач поможет ребенку и его семье разобраться с этой проблемой и научит справляться с ней.

      Если ваш ребенок продолжает заикаться, обратитесь за помощью к специалистам. Если ребенок начинает заикаться в среднем подростковом возрасте либо если раннее состояние заикания сохраняется или начинает проявляться вновь, попросите вашего педиатра направить вас к специалисту в этой области — чаще всего это будет терапевт, занимающийся языковыми и речевыми проблемами с опытом работы в области заикания детей. Некоторым детям также может потребоваться психологическая консультация для рассмотрения таких вопросов, как низкая самооценка, которая также может приводить к задержке речи.

      Вам также следует обратиться за помощью, если:

      • заикание ребенка все усиливается;
      • ребенок становится слишком застенчивым и начинает бояться процесса общения;
      • у ребенка появляются новые формы лицевых гримас или нервных тиков.

      Прогнозы для детей с заиканием обнадеживающие: около 80% перестают заикаться к юношескому возрасту. Тем не менее у небольшого числа детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте — таким детям и взрослым требуются постоянная поддержка и помощь.

      www.sweli.ru

      Заикание у детей — причины, лечение

      Обычно родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет произносить первые слова, и радуются, когда он наконец-то заговорил. Однако нередко может возникнуть ситуация, когда кроха вдруг начинает повторять слоги или в речи возникают незапланированные паузы, а на лице появляются гримасы, как будто ребенок пытается преодолеть какой-то внутренний барьер.

      К сожалению, заикание – не слишком редкое заболевание, от которого не застрахованы и абсолютно здоровые и развитые малыши. Что делать, если ребенок начал заикаться, к каким специалистам обращаться, почему возникает эта проблема? Об этом говорим далее.

      Что такое заикание у детей

      В большинстве случаев оно проявляется в возрасте около трех лет, в период, когда у малыша идет фаза очень активного развития. В это время мозг должен координировать работу сразу трех центров, которые и отвечают за плавность речи и построение фраз – это ассоциативный центр, центр Вернике и центр Брока.

      Для избавления от этого недуга применяют комплексный подход, при этом медикаментозные препараты играют лишь вспомогательную роль. Следует помнить, что очень многое зависит и от родителей, которым придется приложить немало усилий.

      В случае, если ребенок заикается, следует незамедлительно принимать меры, обращаться к врачам и психологам и начинать лечение. В этом случае шансы на успех ощутимо повышаются.

      Причины заикания у детей

      Врачи очень долго спорили, почему же дети заикаются. На сегодняшний день гипотеза о том, что все дело в слишком короткой языковой уздечке, отброшена ввиду своей несостоятельности. Сейчас ученые утверждают, что причины заикания скорее носят психологический характер, хотя и некоторые физиологические моменты тоже играют роль.

      Причин по которым малыш может начать заикаться

      • физиологические – особенности работы нейромедиаторов, болезни нервной системы, родовые травмы, заболевания органов речи, истощение нервной системы после тяжелых недугов – по статистике, таких деток не более 20%;
      • психологические – заикание может проявиться после перенесенного стресса, глубокого эмоционального потрясения, например, в результате нападения животного; следует понимать, что при перевозбуждении или неврозе речевой аппарат работает быстрее, чем мозг ребенка; такими причинами заикание обусловлено у 7-10% детей;
      • социальные – если дома ребенок не слышит правильную речь, у него не сформируются речевые привычки; к этой группе причин относят слишком строгое воспитание, невнимание к развитию детской речи; в 4-7% случаев это приводит к заиканию.
      • На сегодняшний день более 60% заикающихся детей – это левши, которых переучили. Дело в том, что речевой центр в мозгу напрямую связан с мелкой ручной моторикой, поэтому принудительное переучивание левшей может привести к таким печальным последствиям.

        Кроме причин, которые вызывают появление подобных речевых нарушений, стоит отметить и факторы, которые усугубляют заикание или могут стать провоцирующими. Это истощенность нервной системы, частые инфекционные недуги, хроническое переутомление.

        Некоторые доктора отмечают, что заикание может появиться у ребенка в переходном возрасте, при прорезывании зубов.

        Пищевые привычки тоже играют роль. Чрезмерное количество белка в детском рационе усугубляет проявления этой болезни.

        Какова диагностика заикания

        Чтобы диагностировать у малыша этот недуг, прежде всего необходимо обратиться к неврологу. Он проведет обследования (могут понадобиться МРТ мозга, ЭЭГ, другие исследования), определит, поражена ли нервная система.

        Большую роль в успешной диагностике играет комплексный подход: необходимо максимально тщательно установить причины, по которым возникло заикание, события, которые этому предшествовали. При сборе анамнеза специалист обязательно поинтересуется и наследственностью ребенка. На основе полученных данных доктор сделает заключение о разновидности болезни.

      • Логоневроз – это болезнь, которая связана со стрессом или нарушениями в работе нервной системы.
      • Тоническое заикание – это задержка речи, вызванная сильными мышечными сокращениями.
      • Клоническое заикание – разновидность, при которой мышцы сокращаются кратковременно, из-за чего ребенок повторяет слоги или слова.
      • Нередко заикание носит смешанную форму, то есть сочетает в себе несколько видов нарушений.

        Симптомы детского заикания

        Многие уверены, что единственным симптомом является повторение слогов, отдельных звуков. Однако на самом деле клиническая картина может быть весьма разнообразной. Это и возникновение определенных блоков – то есть пауз, когда малыш молчит, хотя хочет что-то сказать, и чрезмерное растягивание гласных.Иногда у малышей проявляется тик на лице, видны гримасы и неестественные сокращения лицевых мышц, шеи.

        Постепенно заикание, особенно если оно проявляется у детей дошкольного или младшего школьного возраста, приводит к тому, что кроха становится замкнутым, избегает общения.

        Важно! Насторожить должны и интонационные подъемы, перепады громкости, когда ребенок разговаривает.

        Как вылечить заикание у ребенка

        На вопрос, как эффективно и результативно лечить заикание у детей, нет единого ответа. Все зависит как от степени тяжести недуга, так и от причин, его вызвавших. Следует подчеркнуть, что «волшебной таблетки», которая сможет избавить от заикания и подходит для всех детей, не существует.

        Более того, медикаментозное лечение на сегодняшний день проводят только в комплексе с другими мерами. Как правило, препараты назначают не столько от заикания, сколько для снятия стресса у детей, регуляции работы нервной системы.

      • Применяют и массаж, который позволяет расслабить лицевые мышцы, сокращающиеся при заикании – у детей может быть нарушена их регуляция.
      • Достаточно эффективна дыхательная гимнастика, которая часто применяется при лечении заикания у детей – такие упражнения позволяют выработать привычку говорить слова на выдохе, а не на вдохе, развивают и тренируют мышцы.
      • Неплохо себя зарекомендовали упражнения для заикающихся детей, направленные на развитие мелкой моторики – например, во время разговора ребенок должен делать движения пальцами, которые имитируют игру на пианино.
      • Иногда для лечения этого нарушения применяют гипнотические практики. В ряде случаев они дают положительный эффект.
      • Родителям необходимо сохранять спокойствие, говорить с ребенком тихим голосом и в плавном темпе. Обязательно следите, чтобы малыш придерживался режима дня, полноценно отдыхал, не переутомлялся.

        Не подгоняйте кроху, когда он что-то говорит, не заканчивайте слова за него. Неплохой эффект дает арт-терапия, вокал, прослушивание классической музыки.

        Профилактические меры

        Чтобы предотвратить появления заикания, следует соблюдать некоторые правила:

      • обязательно следите за своей речью – кроха с самого рождения должен слышать слова, которые произносятся правильно и четко;
      • занимайтесь с малышом, развивайте его речь, заучивайте небольшие стихи;
      • уделяйте внимание развитию мелкой моторики;
      • обеспечьте ребенку достаточный тактильный контакт;
      • не воспитывайте его в чрезмерной строгости, создайте доброжелательную атмосферу в доме, не критикуйте.
      • Заикание у детей – видео

        Что делать, если у ребенка появляется заикание, отчего оно возникает у детей, каковы причины этой болезни и какое лечение назначают, если кроха повторяет слоги или слова и не может выговорить даже несложное предложение? Именно об этом идет речь в следующем ролике. Вы сможете узнать о том, почему малыши начинают заикаться, что стоит делать родителям, а от чего лучше отказаться.

        Если ребенок заикается нужно определится по какой методике вы будете заниматься: методика Домана, методика Никитиных, или методика Монтессори.

        Если ребенок начал заикаться, родителям нужно не паниковать, а начинать лечение, обращаться к специалистам. В большинстве случаев своевременно принятые меры позволяют избавиться от заикания без следа. А что вы знаете о заикании? Поделитесь своими рассуждениями в комментариях.

        www.beremennost-po-nedeliam.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation