Если у ребенка заикание

Заикание у детей: причины и лечение

Автор: Виктория Фоменко, логопед

Чаще всего начинается заикание у детей с 3 до 5 лет. Заикание всегда приносит массу проблем детям дошкольного возраста и их родным. Если ребенок заикается, ему очень сложно озвучить свои просьбы. Он растерян и напуган тем, что слова даются ему с невероятными усилиями. Малыш пытается говорить, но звуки словно застревают у него в горле или на губах. Ребенок плачет и прикасается руками ко рту и горлу, не понимая, почему он не может нормально говорить. Естественно, что речь детей с заиканием вызывает сочувствие и сопереживание у окружающих. Родители, очень сильно переживая за своего малыша, хватаются за любую возможность узнать, как вылечить заикание у ребенка. Давайте рассмотрим причины заикания у детей с точки зрения классической логопедии, с учетом психологических факторов.

Формы заикания у детей дошкольного возраста

Детское заикание подразделяется на органическое и функциональное. Органическое заикание вызывается органическими (чаще внутриутробными) поражениями речевых механизмов центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание у детей возникает в процессе длительного пребывания в стрессовой ситуации или после психической травмы. Рассмотрим факторы, вызывающие функциональное детское заикание.

Причины заикания у детей. Взгляд системного логопеда

Корневая причина функционального детского заикания скрыта в психике ребенка. Чтобы понять его причину, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая изучает устройство психики детей и взрослых, рассматривая ее через призму восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных свойств и желаний человека. Каждый вектор с рождения наделяет ребенка индивидуальными особенностями, которые проявляются в том, как ребенок себя ведет, как он разговаривает, во что любит играть и т.д. Различные сочетания векторов у разных детей формируют их характер.

В зависимости от того, в каком векторе произошел стресс, системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет следующие формы детского заикания: заикание в оральном векторе, заикание в анальном векторе, заикание в зрительном векторе. Поговорим подробнее о том, как возникают и проявляются эти типы заикания у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Речь малышей с оральным вектором

Ребенок с оральным вектором выделяется в любом коллективе своей чрезмерной говорливостью. Он может говорить без устали 24 часа в сутки. Темы для монологов – от «что вижу, то и пою» до матерных слов и рассказов «откуда берутся дети». Его звучный громкий голос притягивает к себе внимание детей и взрослых. Порой в интонации болтунишки проскальзывают нотки подхихикивания и высмеивания.

Пятилетний ребенок с оральным вектором без смущения может обратиться на «ты» к взрослому человеку. В произношении звуков нередко наблюдается отличительная особенность: ребенок будто пришепетывает в процессе говорения. Его язык часто просовывается между зубами. Ребенок может периодически трогать пальцами свои губы, щеки, залезать пальцами в рот, как бы ощупывая пространство внутри. Очень любит целоваться. Впечатление, будто рот такого малыша живет совершенно самостоятельной жизнью.

Причины заикания у детей с оральным вектором

Когда ребенку с оральным вектором не хватает внимания мамы, он начинает придумывать на ходу небылицы. Постепенно такое поведение входит у него в привычку. И однажды мама, поймав ребенка на лжи, может ударить его по губам. Что происходит в этот момент в психике малыша? Для ребенка с оральным вектором говорение – это самое высшее наслаждение. Самое важное, ценное и желанное действие. Если в это время ребенок внезапно получает удар по губам, то в его психику впечатывается негативная связь между говорением и болью. И когда в следующий раз ребенок пробует говорить, то во избежание боли он бессознательно тормозит речевой процесс. Малыш начинает говорить первые звуки и прерывается. Механизм заикания в оральном векторе запущен. Если ребенок с оральным вектором заикается, скорее всего, были ситуации, когда его били по губам.

Речь детей с анальным вектором

О детях с анальным вектором говорят: «Золотой ребенок!» Такой малыш с удовольствием слушается маму, аккуратно обходит лужи, спокойно копает лопаткой в песочнице, без истерик собирает игрушки. Его ритм относительно медленный, потому что он настроен все делать очень хорошо.

Если малыш хочет о чем-то поведать, то он начнет свой рассказ издалека. Его речь всегда основательна и нетороплива. В ней много подробностей и деталей происшедшего: «А Петя сказал… А я ему сказал… И Петя сказал…» В монологе много повторяющихся слов. Голос у таких деток негромкий и монотонный. Они часто вздыхают без видимой причины.

Причины заикания у детей с анальным вектором

Некоторым мамам не нравится, что их ребенок все делает медленно: завязывает шнурки, кушает, одевается, долго собирается перед началом нового дела. «Ну, что же ты все так медленно делаешь? Давай побыстрей!» — дергает мама с кожным вектором своего неторопливого малыша с анальным вектором. С этой фразой она буквально вклинивается в его пространство. В этот момент мама прерывает действие, которым так поглощен ребенок, сбивает его с ритма и не дает ему спокойно закончить начатое.

Другой вариант, когда мама с кожным вектором сбивает размеренность своего малыша, проявляется в том, что она резко меняет свое решение в процессе действия. Сначала зовет погулять в парк, а спустя минуту решает, что нужно зайти в магазин. То же самое происходит, когда она быстро дает ему указания, не давая закончить начатое действие: «Идем гулять. Надевай носки. Нет, сначала майку. Так, а игрушки кто будет убирать?! Брось майку, иди собирай игрушки!». Таким образом мама сбивает, нарушает внутренний ритм малыша, вносит дисбаланс в его психические свойства. Для анального ребенка важно любое действие спокойно довести до конца. Таковы особенности его психики.

Чем бы ни занимался ребенок с анальным вектором: говорит ли, кушает, идет, одевается, умывается, строит ли башню из кубиков или медленно читает слово в букваре — любое его действие прерывать нельзя! Это вызывает у него стресс. Ответной реакцией психики будет ступор, свой протест ребенок будет выражать упрямством.

В ситуации стресса реагирует и тело. Самая уязвимая система у детей с анальным вектором – желудочно-кишечный тракт. Сначала полученный стресс вызывает зажатость анального сфинктера и запор. При повторе и накоплении стрессовых воздействий, когда ребенка постоянно перебивают или поторапливают, зажим поднимается выше, что может привести к спазму окологлоточных речевых мышц. Так возникает детское заикание в анальном векторе.

Речь детей со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором наделен от природы особенным чувственным восприятием окружающего мира. Такой ребенок полон эмоций и ярких переживаний. Собственные зрительные фантазии порой воспринимаются им как настоящая реальность. Для детей со зрительным вектором характерна быстрая смена настроения. От слез до радости – всего один шаг. «Ой, какая красивенькая куколка! Моя любимая будет!» — может восклицать ещё минуту назад плачущая девчушка, остановившись перед витриной магазина игрушек. Теперь её огромные глаза блестят от восхищения и желания обладать красивой куклой.

Речь детей со зрительным вектором эмоциональная, чувственная, с театральным придыханием. Они как бы говорят на публику. Темп речи меняется в зависимости от настроения ребенка: то ускоряется, то замедляется. Словарный запас у таких деток обычно большой, потому что они легко усваивают новую информацию и любят красиво говорить.

Детское заикание в зрительном векторе

От природы дети со зрительным вектором пугливы, внушаемы и легко возбудимы. Страшные сказки, «ужастики» на ночь, увиденные похороны, детские догонялки с «пуганием» из-за угла, обещания «отдать Бабе-Яге» непослушного ребенка, разговоры взрослых о катастрофах и войнах и масса других негативных ситуаций — все это опасно для еще не созревшей психики малышей со зрительным вектором. Это мешает развитию зрительного ребенка, фиксируя его в состоянии страха. А от внезапного и сильного испуга у него может возникнуть заикание.

Коррекция заикания у детей

Как правило, если ребенок заикается, процесс коррекции заикания занимает продолжительное время. Независимо от того, в каком векторе появилось детское заикание, родителям прежде всего следует обратить внимание на взаимоотношения взрослых членов семьи. Необходимо исключить скандалы в семье, громкие крики, выяснения отношений, наказание, истерики – все, что травмирует психику ребенка.

Только родители могут дать своему ребенку самое необходимое для полноценного развития его психики — чувство защищенности и безопасности. Без этой атмосферы в семье коррекция заикания у детей будет иметь нулевой эффект. При прохождении полного тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мамы отмечали положительную динамику в речи своих детей, имеющих в анамнезе заикание или задержку психоречевого развития.

Это объясняется тем, что до наступления пубертатного возраста между ребенком и мамой существует теснейшая взаимосвязь. Выравниваются внутренние состояния мамы – восстанавливается чувство защищенности и безопасности у ребенка, одно из важнейших условий для его нормального развития. Понимание особенностей своего ребенка позволяет дать ему тот подход, в котором он нуждается. Как следствие – уходит симптоматика детского заикания.

Рекомендации родителям: как лечить заикание у детей

Прежде всего родителям необходимо узнать об особенностях своей психики и своего ребенка.

Малыша с оральным вектором нельзя бить по губам. Необходимо выслушивать его до конца. Рекомендуется заниматься с ним риторикой или специальными упражнениями по развитию ораторского мастерства. Подробнее о детишках с оральным вектором в статье «Воспитание орального ребенка».

Для ребенка со зрительным вектором рекомендуются занятия по развитию наглядно-образного мышления, чтение сказок на сострадание, занятия рисованием, карточки и анимационные фильмы для развития зрительной памяти.

Ребенка с анальным вектором нельзя подгонять и прерывать в любой деятельности. Для развития его речи и мышления хорошо подходят задания, требующие собранности ума, кропотливости и терпения. Не забывайте хвалить своего ребенка за хорошо выполненное дело. Подробнее в статье про обучение малышей с анальным вектором.

Возможно, вы уже отчаялись помочь своему ребенку избавиться от детского заикания. Пройдено и опробовано многое для коррекции заикания у вашего малыша, а результат все ещё недостижим? Как мы уже убедились, причины детского функционального (невротического) заикания кроются в психике малышей. Получить знания о том, как устроена психика ребенка и взрослого, как помочь своему ребенку избавиться от детского заикания, как правильно взаимодействовать с ним, если ребенок заикается, — можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь к счастливым родителям счастливых детей! Регистрация здесь.

Автор Виктория Фоменко, логопед

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

5 Май, 2016 Комментариев: 3 Просмотров: 2783

svp.expert

Заикание у ребенка: что делать

Родители с восторгом ждут первого "агу" крохи, гуления и первых слов. И вот малыш уже начинает выговаривать слова, складывать их в предложения, но тут иногда выясняется, что ребенок заикается. Что делать? К каким специалистам обращаться за помощью? И как себя вести в такой ситуации, как помочь малышу максимально эффективно?

Главное — не паниковать! Ведь, как правило, своевременно выявленное заикание у детей лечится достаточно быстро — в период от 4 месяцев. Разумеется, при условии выполнения всех рекомендаций логопеда-заиколога.

Логопед Светлана Томилина советует обращать внимание на качество произношения у ребенка особенно в возрасте 2,5 – 4,5 лет: в это время риск начала заикания наиболее высок, так как идет период активного речевого развития.

Нередко родители на приеме у логопеда интересуются, почему же их ребенок начал заикаться. Специалисты называют два типа причин появления этой болезни: располагающие и вызывающие.

В первом случае врачи отмечают неблагополучное течение беременности, нервно-психическую ослабленность детей вследствие перенесенной родовой травмы, наследственный фактор, частые болезни первых лет жизни ребенка и особый тип его нервной системы.

Вызывающих причин гораздо больше и все они, к сожалению, достаточно будничны. Спровоцировать заикание может сильный испуг: ребенка может напугать собака, гроза, страшная сцена в фильме. Нередко малыш начинает заикаться из-за неблагополучной обстановки в семье. Также заикание может быть симптомом другого заболевания — невроза. В этом случае необходима помощь как логопеда, так и невролога.

Психолог-консультант Арина Липкина убеждена, что у появления детского заикания есть и психологические факторы. Это может быть криком о помощи со стороны ребенка: он подсознательно использует такую речь, чтобы привлечь к себе внимание своих родителей.

Например, когда общение и интерес смещаются в сторону другого члена семьи, чаще всего новорожденного: старший ребенок может предположить, что родители его больше не любят и тогда заикание будет способом его борьбы за свое место в семейной иерархии. Заикание может появиться и в случае изменения привычного образа жизни: переезда или потери близких.

Заикание: как помочь ребенку

Задача родителей — не усугублять ситуацию и не акцентировать внимание ребенка на его недуге. В течение всего периода лечения необходимо демонстрировать малышу, что они заинтересованы не в том, как он говорит, а в том, что он произносит.

Психолог Арина Липкина рекомендует родителям несколько простых правил, соблюдение которых должно помочь ребенку преодолеть заикание:

  • сохранять зрительный контакт с малышом, когда ему трудно говорить;
  • не перебивать и давать самостоятельно заканчивать свою речь;
  • следить за собственным темпом речи, говорить более медленно и останавливаться после каждого вопроса;
  • сократить количество задаваемых ребенку вопросов, чтобы снизить у него чувство давления;
  • в диалоге с ребенком строить короткие и простые предложения;
  • не делать ему привилегии в связи с заиканием, он так же, как и все, должен подчиняться правилам в семье и быть дисциплинированным;
  • пересмотреть образ жизни семьи. Он не должен быть хаотичным и суетливым;
  • следить за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не слишком уставал;
  • не рассматривать заикание как проблему, ведь тревоги родителей дети отлично перехватывают, и это начинает их угнетать и мешать лечению.
  • Специалист по проблемам речи Светлана Томилина призывает родителей не отдавать ситуацию с заиканием ребенка лишь на откуп логопеду в детском саду. Ошибочно мнение, что любой логопед сможет и звукопроизношение исправить, и от заикания избавить. Здесь необходим профильный специалист, умеющий работать с заиканием.

    Полноценное лечение ребенка от речевого недуга — процесс непростой. Настоятельно рекомендуется в это время сократить его внешнее общение до минимума. Это значит, что малышу придется не посещать детский сад, а кому-то из родителей временно пожертвовать работой, если нет спасительных бабушек-дедушек.

    Телевизор не должен работать даже фоном, в доме должно быть меньше лишних звуков. И в общении с ребенком взрослые обязаны говорить медленнее, чем обычно, и максимально правильно.

    Все должны перейти в режим категорического ограничения речи. Со временем это фактор автоматизируется, и ребенок привыкнет говорить правильно.

    Заикание: защитить ребенка от насмешек

    Во время лечения ребенка, страдающего заиканием, изолировать его от общения важно и потому, что в детском саду он может стать мишенью для насмешек со стороны сверстников. Ведь всегда найдутся те, кто преднамеренно издевается и травит кого-то из своего окружения. Задача родителей — свести к минимуму травмирующие ребенка ситуации.

    Дети нередко исключают заикающихся из своего круга общения, словно они недостаточно хороши для того, чтобы с ними дружили. Отсюда у заикающегося ребенка может появиться чувство стыда и снижение самооценки.

    По мнению психолога Арины Липкиной, если дошкольники еще не так привязаны к оценке социума, поскольку больше сосредоточены на родителях, то с 6-7 лет эта ситуация меняется.

    Любое отклонение от нормы выбрасывает заикающихся детей из той малой группы, в которой они должны развиваться и реализовываться. Это оказывает огромное влияние на самооценку ребенка, в нем появляется состояние отчуждения и непринятия обществом.

    Закрытость и застенчивость еще сильнее закрепляют заикание и порождают новые проблемы, например, социальную фобию.

    Чтобы избежать подобной ситуации, страдающий заиканием ребенок в общении со сверстниками должен показывать свои сильные стороны, завоевывать авторитет и признание через развитие своих способностей и лучших, чем у большинства, навыков.

    Сегодня существует несколько наиболее эффективных методик избавления от этого заболевания: Власовой, Чевелевой, Селиверствова, Андроновой-Арутюнян. Каждая из них имеет свои преимущества.

    Какая именно будет выбрана для лечения ребенка от заикания — решает логопед-заиколог после детального осмотра маленького пациента.

    Чаще всего в арсенал специалистов входит режим молчания, логопедическая ритмика, дыхательная гимнастика, замедленный темп речи, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, голосовые упражнения, физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура.

    Светлана Томилина предостерегает родителей от лже-пути, по которому подчас готовы пойти многие, чьи дети страдают заиканием. Это заболевание нельзя вылечить только при помощи лекарств.

    Поэтому если поступает подобное предложение, перед вами — врач-мошенник. Единственное, что могут рекомендовать логопеды-заикологи — это лекарственные сборы и травы, которые благотворно влияют на нервную систему и оказывают успокоительное воздействие.

    А вот неврологи, в свою очередь, делают медикаментозные назначения, которые могут значительно ускорить процесс оздоровления речи ребенка.

    ivona.bigmir.net

    Что делать, если ребенок заикается? Советы логопеда

    Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

    Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

    Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

    Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

    1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
    2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

    3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

    Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
  • При коррекции заикания делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.
  • Советы родителям на каждый день.

    Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

    • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
    • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
    • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
    • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
  • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
    • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
    • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.
    • Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

      vseodetishkah.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation