Информационный стресс это реакция

Информационный стресс: стадии развития

Стресс – неспецифическая реакция организма на внешний раздражитель. Он бывает разным – личностным, профессиональным, семейным и т.д. Но в основе каждого из них, как правило, лежит информация, которую человек получает извне.

Что такое информационный стресс и как он себя проявляет?

Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе. В том случае, если подобная нагрузка на организм превышает способности человека даже при сильной его заинтересованности ко всему происходящему, то это уже говорить об информационной перегрузке.

Все это провоцирует появление эмоционального стресса, который возникает в результате активации сигналов в головном мозге на раздражитель. Проявляется подобное состояние при появлении угрозы или каких-либо конфликтных ситуациях, когда человек испытывает сильные эмоции. Чаще всего в качестве раздражителей в данном случае выступают слова других людей, которые человек воспринимает «близко к сердцу».

Некоторые высказывания других людей могут привести к развитию психологического стресса у человека не по причине каких-то его объективных особенностей, а в результате восприятия его конкретного события как стресс.

Отсюда и вытекает важный принцип выхода из стресса: не нужно пытать изменить весь мир, необходимо просто изменить свое отношение к нему.

Информационный стресс имеет свою биологическую функцию – он позволяет человеку быстро адаптироваться в сложившейся ситуации. Его возникновение обуславливается тем, что организм пытается защитить себя от различных разрушающих его факторов.

Поэтому можно смело говорить о том, что появление стресса заставляет человека изменять тактику своих действий, чтобы противостоять опасным воздействиям, которым организм подвергается извне.

Стадии информационного стресса

Состояние стресса изучается учеными на протяжении долгих лет. Их исследования помогли выявить три стадии развития информационного стресса:

  • Начальная стадия – тревога. Во время нее происходит мобилизация адаптационных возможностей организма, которые способствует сильному снижению его способности сопротивляться стрессу. При таком состоянии происходит выраженная реакция надпочечников и ЖКТ (по этой причине во время переживаний у многих начинает «крутить» живот). В том случае, если раздражитель окажется сильным (например, при повышении температуры или получении тяжелого ожога), то по причине ограниченных резервов организм с ним может не справится, что приведет к летальному исходу.
  • Средняя стадия – сопротивление. Возникает только в том случае, если действия, приводящие к стрессу, совместимы с возможностями человека. Основные симптомы данной стадии следующие: ощущение тревоги и страха исчезает, а уровень сопротивляемости повышается, в результате чего человек открывает «новые» свои возможности и он ощущает прилив сил и энергии.
  • Последняя стадия – истощение. Возникает в том случае, когда человек постоянно подвергается 1 и 2 стадии стресса и ресурсы его организма истощаются. Признаки тревоги и боязни возвращаются вновь, но уже становятся необратимы. Как правило, именно эта стадия психологического стресса приводит к нервному срыву.
  • Лечение информационного стресса требует, прежде всего, воздействия на ЦНС извне. А так как такие действия являются очень опасными, проводиться они должны только специалистом. Все, что может сделать человек, попав в стрессовую ситуацию, это выпить какое-нибудь успокаивающее лекарственное средство. Однако его бесконтрольный прием может привести к серьезным последствиям.

    lecheniedepressii.ru

    Информационный стресс: как защититься от перегрузки?

    Современный темп жизни предполагает большое поступление информации от внешнего мира. Новостная лента, телевизионные передачи, интернет, регулярное повышение профессиональной компетенции. Человек находится в постоянном потоке различных сведений. Ему необходимо постоянно перерабатывать поступающую информацию, решать задачи, анализировать. Иногда нагрузка настолько сильная, что человек перестает воспринимать данные, наступает реакция на перегрузку – информационный стресс. Этот вид стресса проявляется как физиологическими признаками, так и эмоциональными.

    Что входит в понятие

    Любой стресс — это ответ организма на воздействие каких-либо неблагоприятных факторов. При передозировке информации человек испытывает усталость, сравнимую с выполнением тяжелой физической работы. Специалисты разделяют два вида реакций:

    • напряжение, полученное в результате деструктивных новостей;
    • стресс, связанный с переизбытком сведений.
    • Исследователи пришли к заключению, что у лиц, более шести часов наблюдающих за негативными новостями, появляется реакция беспокойства, тревожность и страх. Постоянное напоминание о трагических событиях в социальных сетях и СМИ вызывает затяжные стрессы.

      У людей, которые длительно следили за новостями о военных действиях в Ираке, было выявлено посттравматическое стрессовое расстройство.

      В случае стресса человек не может обработать определенный объем информации в единицу времени. Не может ее «переварить» и критически осмыслить. В итоге появляется опустошенность, усталость и соматические проявления.

      Причины информационной перегрузки

      Из-за чего возникает информационный стресс? Выделяют несколько причин перегрузки, к которым относятся:

    • доступность сведений и легкость их получения;
    • стремительный рост объема информации, постоянное поступление новых данных в той или иной сфере;
    • изначально большой объем информации, связанной с историческими фактами;
    • множество неточности в сведениях, провокационная и противоречивая информация;
    • поступление данных мощным неструктурированным потоком.
    • Информационный фактор перегрузки в современном мире

      Эрих Фромм писал, что современный человек не имеет защиты против такого фактора, как информационный шум. Он окружен им везде. Это радио, реклама, телевидение, музыка и другая нагрузка. Шум не просветляет разум, а, наоборот, затуманивает его, делая личность уязвимой.

      Сегодня к источникам информационного шума добавились компьютерные и информационные технологии. Благодаря доступности интернета человек постоянно получает массу ненужных ему сведений. Мгновенные сообщения из социальных сетей, просмотр фотографий, чтение постов – все это ненужным грузом откладывается в сознании.

      Ученые выявили тесную закономерность между работой гаджетов и здоровьем современных людей. Реакция пользователей на проблемы с техникой, вирусные атаки, невозможность войти в интернет и потеря информации вызывает симптомы, которые объединяют такое явление, как синдром компьютерного стресса. По данным исследователей, люди, которые обращались в компьютерную поддержку, испытывали ненужную тревогу, отчаяние и расстройство от невозможности пользоваться привычным устройством.

      Современная действительность предполагает необходимость интенсивного общения, особенно в профессиональной среде. Это вызывает коммуникативный стресс. В чем выражен переизбыток общения?

      1. Отсутствие знаний заставляет теряться, человек не может ответить на вопрос, его реакция на незнание некоторых моментов – повышенная тревога.
      2. Избыток информации от конкретного человека или людей. Необходимость выслушивать массу ненужных сведений вызывает сильную усталость и напряжение.

      Признаки информационной перегрузки

      Признаки стресса от перегрузки информацией проявляются на трех уровнях:

      Что чувствует и как ведет себя человек в ситуации информационной перегрузки?

    • Физиологические признаки: тошнота, изжога, сухость во рту. Повышается давление, присутствует скованность движений.
    • Реакция уставшего от информации человека — отключение от реальности, он не видит и не слышит сигналов окружающего мира.
    • Появляется усталость, а если стресс регулярный, то она переходит в хроническую форму.
    • Рассеянность, безразличие к поведению окружающих людей.
    • Невозможность сконцентрировать внимание, сосредоточиться на важных вещах.
    • Потеря профессиональных качеств. В условиях информационного стресса трудно сосредоточиться и принять решение.
    • Методы защиты от информационного стресса

      Информационный стресс стал нормой? Как защитить себя от перегрузки и справиться со стрессом? Рассмотрим способы, предложенные психологами.

      Желательно избирательно относиться к потребляемой информации. Человек внимательно относится к пище, одежде, гигиене, почему бы не применять такую избирательность к сведениям извне?

      Мировой объем сведений на сегодня равен приблизительно 1,8 зеттабайт. Это огромная масса данных, в большинстве случаев не нужных. Стоит выбирать, что слушать и смотреть согласно своим желаниям, иначе реакция на переизбыток сведений не заставит себя ждать.

      Новости и другие интересующие события можно отслеживать на одном сайте, выбрав его из множества. На просмотр новостей стоит выделить небольшое количество времени. Пусть информация поступает дозировано. Не стоит смотреть и употреблять все подряд. Лучше выбрать одно, но качественное.

      Отслеживайте свои чувства и реакции при просмотре новостей. Особенно это относится к криминальным событиям, к информации с негативным оттенком. Ежедневный просмотр информации с трагическими событиями формирует у человека депрессивные мысли, он чувствует себя плохо.

      Специалисты рекомендуют ориентироваться на качество потребляемых сведений, а не на количество. Стоит задавать себе вопрос: «Это действительно принесет мне пользу?»

      Прогулка вместо компьютера

      Специалисты советуют заменять время перед компьютером и телевизором на пешие прогулки, занятия в спортзале, медитацию, хобби, плавание. Следует не забывать об общении с приятными людьми.

      Не лишайте себя сна в пользу просмотра ненужной информации. Урсула Ле Гуин, известная американская писательница, говорила, что когда информация перестает приносить пользу, самый лучший выход – поспать.

      Если отрицательная реакция на информацию появляется в силу профессиональной загруженности, не нужно браться за изучение нового материала какое-то время, иначе стресс гарантирован. Организуйте режим, отдыхайте в перерывах. Ошибка многих работающих людей – минуты отдыха они посвящают социальным сетям, разбору спама, увеличивая информационную перегрузку. Когда силы восстановятся, вы сможете более эффективно освоить нужную вам новую информацию.

      Если необходимо запомнить большое количество данных, поможет составление планов и интеллектуальных карт. Для этого научитесь выделять главное.

      У современного человека есть аккаунты в социальных сетях, форумах, сообществах. Большинство из них перегружают мозг бесполезными данными. Стоит провести ревизию и оставить только те аккаунты, которые необходимы. Не стоит вступать в интернет диалоги по каждому поводу. Отвечать на бессмысленные сообщения и комментировать все фотографии подряд. Стоит отписаться от людей, которые заполняют ленту бесполезными сведениями.

      Борьба с фрагментарным вниманием

      Современный человек воспринимает потребляемые сведения поверхностно, не разбираясь в вопросе. За день он может просмотреть несколько десятков картинок, прочитать несколько ненужных текстов, написать бесчисленное количество сообщений. Но все это только загружает голову, в итоге польза от этого нулевая, в голове полная каша, присутствует реакция стресса.

      Следует справляться с фрагментарным поступлением сведений, желательно выбирать что-то одно, но разбираться в вопросе более качественно. Хороший способ – прочитать книгу от начала до конца, это структурирует сознание.

      Информационный детокс

      Попробуйте провести эксперимент – отключите на время все источники информации. Какая появляется реакция? Какие чувства появляются без отсутствия постоянного потока сведений? Понаблюдайте за собой, скорее всего вы обнаружите реакции, похожие на «наркотическую ломку». Излечиться от этой зависимости можно устроив себе информационный детокс на несколько дней.

      Психологи советуют устраивать разгрузочные дни без современных девайсов, это хорошая профилактика стресса. Еще Шерлок Холмс говорил, что нельзя заполнять свою голову бесполезными сведениями, иначе в нужный момент в ней нельзя буде найти полезные данные.

      Видео: Информационный перегруз — правда или вымысел?

      ostresse.ru

      Стресс. Адаптационные реакции организма (стр. 1 из 4)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение

      «Волгоградский государственный педагогический университет»

      Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

      по физиологии высшей нервной деятельности

      и сенсорных систем

      «Стресс. Адаптационные реакции организма»

      1. Стресс и его функции.

      2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

      3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

      4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

      5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

      а) изменение обмена веществ и энергии

      б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

      6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

      7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

      8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

      9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

      1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

      В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

      Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

      Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

      Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

      Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами . Различают физиологические и психологические стрессоры.

      Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

      Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

      2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический . Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

      Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

      Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

      3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения — реакцией стресс. При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма. Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс — это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс — общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель. Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество. Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,— это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,— разная степень биологической активности (разное количество). Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма. Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС — основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга — от внутренней среды. Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы — основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции. Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

      mirznanii.com

      Стресс — что такое и как с ним бороться

      Стресс — это реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. Стресс — это необходимое условие для приспособление организма к постоянно меняющимся условиям жизни. Стрессовые факторы — это и экстремальные температуры, голод, болезнь, опасность, а также травмирующие психические воздействия такте как, страх, чувство незащищенности, эмоциональное перенапряжение и другие. Небольшой стресс помогает нам мобилизовать функции организма и действовать максимально продуктивно, стараясь преодолеть негативное влияние среды. Стресс помогает нам справится с трудностями, приспособиться, поэтому его роль очень важна, но часто стресс может сам по себе являться травмирующим фактором. Особенно это касается длительных перегрузок с эмоциональным истощением.

      Чтобы понять физиологию стресса кратко рассмотрим анатомию головного мозга. В структуру головного мозга имеется лимбическая система. Это наиболее эволюционно древнее образование, и отвечает оно за эмоции. Находится эта система в миндалевидном теле. Под воздействием стрессовых факторов, сигналы поступают с миндалевидное тело, оттуда идут импульсы надпочичникам, стимулируя выброс адреналина. Вегетативная нервная система состоит из симпатических и парасипатических отделов. При стрессе запускается симпато-адреналовая реакция. Она характеризуется мощным выбросом адреналина, который изменяет работу многих органов и систем. Так, адреналин учащает дыхание, расширяет зрачки, учащает сердечные сокращения, сужает сосуды, что приводит к увеличению артериального давления. Активизируется древняя система, известная под названием «Бей или Беги». Эта система помогала нашим предкам сохранять жизнь при встрече с врагами. В случае опасности от них можно было убежать или отстоять себя в бою. В наши дни эта система часто становится несостоятельной, так как при неприятностях на работе, при решении конфликтных ситуаций, активация этой древней системы не имеет выхода, человек подавляет в себе импульсы к борьбе или к бегству. Стресс не находит выхода, и запускается порочный круг, следствием которого являются заболевания нейрогенной природы.

      Классификация стресса

      Стресс как понятие ввел в практику и изучал канадский ученый и врач Ганс Селье. Он же классифицировал стресс на 2 большие группы:

      • Физиологический. Его еще называют эустрессом,
      • Патологический. Он же — «дистресс».

      Физиологический стресс легко преодолевается организмом, он закаляет человека и делает его более выносливым. Так, занятия спортом, закаливание, участие в соревнованиях, небольшие эмоциональные встряски являются примерами эустресса. Они чрезвычайно полезны и даже могут помочь в преодолении дистрессов. Небольшой уровень стресса необходим в нашей жизни. Без него жизнь лишается стимула, становится монотонной и однообразной. Суть этого явления передается в пословице «Не узнав горя, не узнаешь и радости!».

      Дистрессы являются предметом для изучения и лечения области психиатрии. Их корректируют комплексно — психотерапией, медикаментозно, гипнозом, изменением режима труда и отдыха. Дистресс имеет свойство накапливаться в организме. Человек, который живет в состоянии постоянного стресса, уже способен не замечать его действие, а именно повышенный мышечный тонус, повышенное артериальное давление, затрудненность дыхания, рассеянное внимание. Эти изменения приводят к системным заболеваниям, особенно часто страдает сердечно-сосудистая система. На фоне хронического стресса нередко развиваются психические и психосоматические заболевания.

      Нередко человек в состоянии продолжительного стресса ищет успокоение в алкоголе и наркотических средствах. на почве стресса могут возникать самые разнообразные зависимости.

      Прим. Психосоматические заболевания — это заболевания, появившиеся в результате психического воздействия. Это может быть язва желудка, заболевания внутренних органов. Характеризует группу психосоматических заболевания — неспецифичность жалоб больного. Это могут быть и мигрирующие боли, и парастезии, и нарушение стула и многие другие.

      Профессии, связанные с высоким уровнем стресса

      Как правило, это профессии, требующие высокого уровня ответственности, протекающие в режиме многозадачности. Необходимость постоянного взаимодействия с людьми также ведет к стрессу. Отрицательно сказываются физические, а особенно психические перегрузки на рабочем месте. Большое влияние на психику оказывает микроклимат организации — взаимоотношения между коллегами и с начальством.

      Со стороны человека, к высокому уровню стресса приводят завышенные ожидания, повышенная ответственность, тревожность, отсутствие развития.

      В связи с этим, выделю профессии с высоким уровнем стресса:

    • военнослужащие, полицейские, юристы,
    • врачи и другие медицинские работники (много работ написано про эмоциональное выгорание медицинских работников),
    • учителя,
    • бизнесмены,
    • ваша профессия.
    • Как бороться со стрессом

      Оговорюсь, что с последствиями стресса, такими как депрессия, зависимости, психосоматическими заболеваниями, нужно бороться совместно с врачом-психиатром. Если вы обратились за помощью к психологу, то не возлагайте на него больших надежд, так как этот специалист по большому счету может сыграть вам роль «жилетки» и все. С серьезными проблемами он справится не в состоянии. В моих же рекомендациях вы прочитаете больше о том, как стресс профилактировать, и если избежать не удалось, то как самому себе оказать первую помощь.

      1. Во-первых, помните, что необходимо соблюдать режим дня, придерживаться правильного питания. Выделать время для полноценного отдыха, заниматься физкультурой. Эти правила уже поистерлись от многократного повторения, но они не стали от этого менее ценными. Во многих случаях помогает медитация, но от занятий есть толк только при регулярных сеансах.
      2. Соблюдайте «гигиену психики «, не нагнетайте ситуацию. Учитесь управлению своими мыслями и чувствами. Этому можно и нужно научиться. Этому способствуют упражнения для развития лобных долей мозга, именно в них живет наша воля. Не нужно жить с чувством гипертрофированной ответственности. Помните, что ошибки — это неизбежность. Прощайте себе их. Именно совершая ошибки, вы становитесь профессионалом. Ошибки совершают все и во всех отраслях, даже там, где их быть по определению не должно.
      3. Выстраивайте гармоничную жизнь. Не должно быть в ней перекосов. Например, если вы сделаете смыслом жизни работу, то легко лишиться единственного смысла, если вас уволят. В полноценной жизни есть место и работе, и семье, и взаимоотношениям с другими людьми.
      4. Развивайтесь как личность, как профессионал. тогда вы будете увереннее чувствовать себя на работе, даже если вас будут неоправданно давить. Вы всегда сможете найти себе другое место работы.
      5. Создавайте финансовую подушку безопасности. Даже, если ваши доходы невелики, у вас всегда должен быть запас на форс-мажорные обстоятельства. Лучше всего иметь несколько видов заработка. Современная жизнь располагает всеми инструментами для этого. Не упускайте шанс, воспользуйтесь ими. Вы будете уверенны, у вас будут пути отступления, и вы меньше будете поддаваться паники в сложной ситуации.
      6. Учитесь бесконфликтному взаимодействию с людьми, учитесь выстраивать отношения. Не нужно провоцировать людей на зависть, гнев и другие отрицательные чувства. Умейте работать в команде, помогать другим, но не позволяйте садиться на себе на шею.
      7. Фильтруйте информационный поток. Выбросите телевизор, ограничьте время пребывания за компьютером или смартфоном. Информационная перегрузка — является отягчающим фактором воздействия при стрессе.
      8. Хобби. У человека развитого всегда будет увлечение. Не душите в себе интересы, отдаваясь целиком и полностью, любимому или не очень, делу. Пусть в вашей жизни будет отдушина. Часто хобби перерастает в нечто большее и становится для человека неплохим источником дохода.
      9. Во время кризисов нужно больше уделять время отдыху. От некоторых занятий необходимо просто отказаться в пользу полноценного отдыха. Потом вы все наверстаете. Найдите занятие, которое помогает вам пережить сложные периоды в вашей жизни. Возможно, это чтение книг, вязание, выезды на природу, садоводство, уход за домашним животным и т.п.
      10. Если кризисы возникают вновь и вновь, то жизнь кричит вам о том, что вы не решаете ситуацию, что есть проблема, которую просто необходимо решить. Возможно, это сфера взаимоотношений или низкий профессиональный уровень, или отсутствие семейного счастья. Важно уметь быть правдивым самому с собой, не закрывать глаза на проблемы и не обманывать себя. Не все это умеют. Но только, признав проблему, вы сможете перейти к ее решению.
      11. Помочь вам разобраться в себе и развить в себе стрессоустойчивость помогут книги:

        Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах

        Авторы: Александр Фридман, Юрий Щербатых, Дмитрий Галанцев

        — новинка 2018 года. Объемная, но чпезвычайно полезная книга о борьбе со стрессом и повышении личной эффективности. Ознакомитеьный фрагмент:

        Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях. Автор: Шэрон Мельник

        Некоторые свежие идеи вы можете почерпнуть из этой книги. Книга написана легко и доступно для широкого круга читателей. Больше всего подойдет для предупреждения стрессовых ситуаций. Отрывок книги:

        Командовать или подчиняться?

        Автор: Михаил Литвак

        — казалось присем тут тема стрессоустойчивости, но именно эта книга поможет вам помочь преодолеть кризисы в вашей жизни. Для любителей аудиокниг, предлагаю ознакомиться с фрагментом аудиозаписи.

        zuboff.net

        Учебный вопрос №2. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс

        Что является причиной стресса? Причина стресса складывается из двух составляющих:

        Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора.

        Стрессор – это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства, т.е. систему реакций человека, направленную на адаптацию.

        Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение к личности и многое другое, не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.

        В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (безработица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).

        Природа стрессора, как правило, определяет терминологическую характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных варианта стресса:

        Физиологический стресс вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.

        Психологический подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

        Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами. Что касается специфичности и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, то, как было сказано раньше, по мнению Селье, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.

        Стрессовые реакции могут быть:

        Физиологические механизмы стресса мы рассмотрим далее.

        Типичные эмоциональные стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

        Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

        Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

        Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.

        Теперь, когда вы знаете, что такое стрессор и стрессовая реакция, дадим определение самому стрессу.

        В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно. Появилось множество противоречивых формулировок этого понятия. Однако следует подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение, неверно отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

        Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные же утверждали, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.

        Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.

        Мэйсон описывает стресс, выделяя разные способы употребления самого слова стресс. Стресс может пониматься как:

        1. Стимул. Это наше определение стрессора.

        2. Реакция. Это наше определение стрессовой реакции.

        3. Весь спектр факторов взаимодействия.

        4. Взаимодействие стимула и реакции.

        Еще есть точка зрения, согласно которой стресс определяется как разность между давлением и адаптивностью. То есть стресс = давление — адаптивность.

        Мы будем определять стресс как комбинацию стрессора и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность. Чтобы лучше понять это, представьте следующую ситуацию: двух человек уволили с работы. Для первого это катастрофа: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за жилье?» Второй воспринимает увольнение более спокойно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, по правде говоря, мне никогда не нравилась эта работа. Это послужит стимулом, чтобы подыскать работу мне по душе». Как вы видите, стрессор (увольнение) обладает способностью к инициации фи-зиологического возбуждения, но к такому результату приведет лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению, этот человек переживает стресс. Второй человек тоже столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не произошло. И этот человек не подвергся стрессу.

        Важно отметить, что стрессором может выступать не только некое очень негативное, неприятное событие жизни, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого в семье, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак). Еще Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть. И поэтому, даже если это было бы возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий.

        Оптимальная цель — ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни. Ряд исследователей обнаружили, что отношения между стрессом и болезнью можно изобразить в виде U-образной кривой, как показано на рис. 1. Если стрессовое воздействие сильно, то и серьезность заболевания будет соответствующей. Однако данная кривая также указывает на то, что тяжелое заболевание может возникнуть даже в течение минутного стресса. Эти же исследователи обнаружили, что существует оптимальный уровень стресса — не слишком много и не очень мало, который имеет профилактический характер.

        Существует закономерность протекания стрессовой реакции во времени: еще Селье выделил три фазы в развитии стресса.

        Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессором в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температура), может наступить смерть.

        Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздействия и к нему можно адаптироваться, происходит мобилизация резервов организма. Признаки реакции тревоги практически исчезают. Активность растет, сопротивление становится выше нормы. Физически и психически чувствует себя хорошо. Проходят многие заболевания, такие как гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и т.д.

        Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить. Человек теряет способность противостоять стрессору.

        Эту закономерность можно проиллюстрировать следующими примерами.

        Во время ВОВ солдаты редко болели, настолько они были мобилизованы внутренне; но после войны, заболевания так и сыпались на них, причем появились такие болезни, о которых раньше никто и не слышал.

        В 1992-93 гг. больницы опустели: общество находилось в состоянии стресса из-за быстрых экономических, социальных и политических перемен. Но в 1994-95гг. — больницы были переполнены.

        Л.А. Китаев-Смык выделяет четыре субсиндрома стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, становятся фазами развития стресса.

        Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный. После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Первые два этапа адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных ситуациях.

        Есть и некоторые универсальные данные по всей популяции о том, какие стрессоры являются максимально, а какие минимально воздействующими на человека.

        Ниже приведена градации степени тяжести событий, предложенная Фоминым, в соответствии с давлением, оказываемым на психику. Если за год человек набрал в среднем до 300 баллов по шкале Фомина, то это говорит о том, человек не в состоянии эффективно выходить из стрессовой ситуации. Рано или поздно он подходит к черте, за которой начинаются депрессия и болезни.

        Градации степени тяжести событий (по Фомину)

        Смерть партнера (мужа, жены) 100

        Разлад в супружеской жизни/разрыв 65

        Тюремное заключение 63

        Смерть близкого члена семьи 63

        Серьезная травма или заболевание 53

        Потеря работы 47

        Примирение и другие перемены в семейной жизни 45

        Выход на пенсию 45

        Изменение в достоянии здоровья члена семьи 44

        Сексуальные проблемы 39

        Появление нового члена семьи 39

        Перемена места работы 39

        Изменения в финансовом состоянии 37

        Смерть близкого друга 37

        Перевод на другую работу 36

        Серьезные разногласия с партнером 35

        Крупный долг 31

        Приближение срока уплаты долга 30

        Перемена в ответственности по месту работы 29

        Уход сына или дочери из родного дома 29

        Конфликты с тестем (свекром), тещей (свекровью) 29

        Исключительный личный поступок или достижение 27

        Поступление в школу или ее окончание 26

        Перемена в условиях жизни 25

        Смена привычек 24

        Проблемы и конфликты с начальством 23

        Изменение рабочего времени или условий работы 20

        Перемена школы 20

        Смена отдыха 19

        Перемена в общественной деятельности 18

        Перемены, связанные со сном и режимом дня 15

        Перемены в семье 15

        Перемены в привычном образе питания 13

        Проступок (штраф за проезд без билета и т.п.) 11

        Стрессоры могут оказывать разное воздействие на состояние человека:

        1. Стресс может являться причиной возникновения (необходимой и достаточной) психического расстройства. Например, это реакция горя или посттравматическое стрессовое расстройство, о котором мы будем говорить в наших следующих лекциях.

        2. Стресс может стать провокатором, триггером, который запускает психическое расстройство (например, начало острого состояния при шизофрении).

        3. Стресс может усугублять уже имеющиеся негативные состояния организма (соматические заболевания, психические нарушения).

        4. В то же время, стрессовое событие может вызвать активацию личностных и социальных ресурсов, изменить отношение человека к имеющейся проблеме, т.е. стать катализатором позитивных изменений..

        Раздражитель может стать стрессором не напрямую (как холод, голод, сильный физический раздражитель), а в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. Например, звук чужих шагов за спиной может оказаться сильным стрессором для человека, когда он идет ночью один по пустынной улице.

        Все стрессоры можно примерно распределить по времени, требуемому на реадаптацию:

        — повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости) требуют минуты для адаптации;

        — критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры;

        — хронические перегрузки – стрессор долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).

        Выводы по второму вопросу.

        Мы не являемся беззащитными перед стрессом: всегда промежуточным звеном между стрессором и нашей реакцией на него является когнитивная интерпретация происходящего, приписывание ему того или иного психологического смысла. В этой идее заложена одна из возможностей борьбы со стрессом, которая выражается общеизвестным правилом: «Если ты не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней».

        Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия стрессора. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. В случае долговременного, хронического стресса происходит накопление, кумуляция эффекта, которая может привести к развитию заболеваний, вызываемых стрессом, острой вспышке – аффективной разрядке напряжения. Реабилитация человека, находящегося в состоянии хронического стресса, требует большого количества времени.

        studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation