Истерические реактивные психозы

Истерические реактивные психозы

Реактивный психоз (психогения) – острое психическое расстройство, возникающее при выраженном стрессе, характеризующееся нарушением мировосприятия и дезорганизацией поведения. Является временным, полностью обратимым состоянием. Реактивный психоз имеет сходство с другими психозами, однако отличается от них большей вариативностью клинической картины, изменчивостью симптоматики и высокой аффективной насыщенностью. Еще одной особенностью реактивного психоза является зависимость течения болезни от разрешения психотравмирующей ситуации. При сохранении неблагоприятных обстоятельств отмечается склонность к затяжному течению, при устранении стресса обычно наблюдается быстрое выздоровление. Лечение реактивных психозов осуществляют специалисты в области психиатрии.

Причины и классификация реактивных психозов

Причиной развития психогении обычно становится ситуация, представляющая угрозу для жизни больного и его благополучия либо имеющая особую значимость по каким-то причинам, связанным с убеждениями, особенностями характера и условиями жизни пациента. Реактивные психозы могут возникать при авариях, стихийных бедствиях, военных действиях, утратах, банкротстве, угрозе судебной ответственности и других подобных обстоятельствах.

Выраженность и особенности течения реактивного психоза зависят от личностной значимости психотравмирующей ситуации, а также от особенностей характера пациента и его психологической конституции. Подобные состояния чаще диагностируются у больных с истерической психопатией, параноидной психопатией, пограничным расстройством личности и другими подобными расстройствами. Вероятность развития реактивного психоза увеличивается после черепно-мозговых травм, психического или физического переутомления, бессонницы, продолжительного приема алкоголя, тяжелых инфекционных и соматических заболеваний. Особенно опасными периодами жизни являются пубертатный и климактерический период.

Различают две больших группы реактивных психозов: затяжные психозы и острые реактивные состояния. Продолжительность острых реактивных состояний колеблется от нескольких минут до нескольких суток, продолжительность затяжных реактивных психозов – от нескольких суток до нескольких месяцев. К острым реактивным состояниям относят реактивный ступор (аффектогенный ступор) и реактивное возбуждение (фугиформную реакцию). В число затяжных психозов включают истерические реактивные психозы, реактивный параноид и реактивную депрессию.

Затяжные реактивные психозы

Истерические реактивные психозы

В рамках истерических реактивных психозов рассматривают истерическое сумеречное помрачение сознания (синдром Ганзера), псевдодеменцию, синдром одичания, синдром бредоподобных фантазий и пуэрилизм.

Синдромом Ганзера называют реактивный психоз, сопровождающийся сужением сознания и выраженными аффективными нарушениями: тревожностью, дурашливостью, эмоциональной лабильностью. Больные быстро переходят от плача к смеху, от радости к отчаянию. У некоторых пациентов, страдающих реактивным психозом, возникают зрительные галлюцинации. Продуктивный контакт невозможен, поскольку больные понимают обращенную к ним речь, но неправильно отвечают на вопросы («мимоговорение»). Ориентация в месте и времени нарушена, нередко пациенты не узнают знакомых им людей.

Псевдодеменция Вернике – реактивный психоз, напоминающий слабоумие. Ориентировка в месте, времени и собственной личности нарушена, причем, эти нарушения носят нарочито выраженный характер. Пациент говорит явные нелепости (например, на вопрос «сколько у тебя глаз?» отвечает «четыре»), совершает грубые ошибки при выполнении самых простых заданий (например, пытается надеть обувь на руки, а не на ноги), при этом его ответы и действия всегда соответствуют заданной теме. Наблюдается растерянность, возможны аффективные нарушения. Реактивный психоз продолжается от 1 до 8 недель.

Пуэрилизм – психогения, при которой поведение пациента становится нарочито детским. Больной с реактивным психозом разговаривает, как маленький ребенок, сюсюкает, играет с игрушками, плачет, капризничает, называет окружающих тетями и дядями, не может ответить на несложные вопросы или отвечает на них с позиции ребенка. Мимика, движения, интонации и особенности построения фраз при данном реактивном психозе напоминают таковые у детей дошкольного возраста. Выявляется сохранение некоторых «взрослых» навыков, например, нанесения макияжа или разжигания трубки.

Синдром одичания – реактивный психоз, при котором поведение больного напоминает поведение животного. Возникает на фоне сильного страха. Пациент проявляет агрессивность, рычит, бегает на четвереньках, обнюхивает предметы, берет еду из тарелки руками, а не ложкой или вилкой. Синдром бредоподобных фантазий – реактивный психоз, развивающийся на фоне выраженной тревоги и сопровождающийся формированием бредоподобных идей о собственном величии, гениальности, необыкновенных способностях или невероятном богатстве.

Реактивный параноид – реактивный психоз, возникающий при изменении условий жизни, при недостатке продуктивных контактов с другими людьми, в обстановке, которая представляет реальную угрозу или кажется больному пугающей, опасной и непонятной. Эта группа реактивных психозов включает в себя собственно реактивный параноид, реактивную паранойю и индуцированный бред. Реактивный параноид и реактивная паранойя развиваются в условиях тюремного заключения и плена. Могут наблюдаться при переезде из маленькой деревни в огромный мегаполис. Иногда такие реактивные психозы возникают у глухих, не умеющих читать по губам и оказавшихся в окружении людей, которые не владеют жестовой речью. Риск развития увеличивается при недостатке сна.

Возникновению реактивного психоза предшествует выраженная тревожность. Больные ощущают беспокойство, чувствуют «надвигающуюся беду». На фоне аффективных нарушений появляются галлюцинации, развивается бред особого значения, преследования или отношения. Сознание сужено. Бред отражает психотравмирующую ситуацию. Пациенты, страдающие реактивным психозом, пытаются убежать и спрятаться, молят о пощаде либо становятся отрешенными, смиряются и обреченно ждут наступления трагической развязки. Некоторые больные совершают попытки самоубийства, пытаясь «уйти от наказания». Реактивный психоз завершается через 1-5 недель, после выхода из психоза возникает астения.

Реактивная паранойя сопровождается формированием паранойяльных или сверхценных идей, ограниченных рамками травмирующей ситуации. Могут развиваться идеи изобретательства или ревности. У некоторых больных с реактивным психозом возникает убежденность в наличии тяжелого заболевания. Сверхценные идеи конкретные, четко связанные с реальными обстоятельствами. В ситуациях, не связанных со сверхценными идеями, поведение пациента адекватное или близкое к адекватному. Наблюдаются аффективные нарушения, отмечается выраженная тревожность, напряженность и подозрительность.

Индуцированный бред – реактивный психоз, спровоцированный тесным общением с психически больным человеком. Обычно страдают близкие родственники, эмоционально привязанные к больному и проживающие с ним на одной территории. Предрасполагающими факторами являются высокий авторитет «индуктора», а также пассивность, интеллектуальная ограниченность и повышенная внушаемость пациента, страдающего реактивным психозом. При прекращении общения с психически больным родственником бред постепенно исчезает.

Реактивные депрессии – реактивные психозы, развивающиеся в обстоятельствах тяжелой психической травмы (как правило – внезапной смерти близкого человека). В первые часы после травмы возникают ступор и оцепенение, которые сменяются слезами, раскаянием и чувством вины. Больные, страдающие реактивным психозом, винят себя за то, что не смогли предотвратить трагическое событие и не сделали все возможное для сохранения жизни близкого. Вместе с тем, их мысли обращены не в прошлое, а в будущее. Они предчувствуют свое одинокое существование, появление материальных проблем и т. д.

При этой форме реактивного психоза наблюдается плаксивость, устойчивое снижение настроения и ухудшение аппетита. Пациенты становятся малоподвижными, сутулятся, подолгу лежат или сидят в одной позе. Движения замедляются, кажется, как будто больным не хватает сил и энергии для совершения простейших действий. Постепенно настроение нормализуется, депрессия исчезает, однако продолжительность реактивного психоза может сильно колебаться в зависимости от характера больного и перспектив его дальнейшего существования. Кроме того, реактивные депрессии могут наблюдаться при продолжительных не разрешающихся травмирующих ситуациях, например, в случае пропажи близкого человека.

lektsii.org

С истерическими психозами чаще приходится встречаться судебным психиатрам, и только некоторые их варианты встречаются в общей психиатрической практике. К истерическим психозам относят псевдодеменцию, пуэрилизм, синдром Ганзера, синдром бредоподобных фантазий и синдром регресса психики (“одичания”). Четких границ между отдельными формами не наблюдается — возможны как сочетания их, так и переходы одной формы в другую.

Истерические психозы иногда называют психогенными расстройствами сознания. Сознание при них бывает сужено под влиянием аффекта — аффективно-суженное или изменено в виде погружения в фантастические переживания.

На период психоза наблюдается амнезия, что указывает на состояние измененного сознания.

Псевдодеменция. Относительно легким и неглубоким из истерических расстройств считается псевдодеменция. Обычно через несколько недель после привлечения человека к ответственности и в ожидании наказания поведение его становится неправильным. Он перестает правильно отвечать на вопросы, с нарочито расстроенным выражением лицам оглядывается по сторонам, таращит глаза, как бы изображая слабоумного и беспамятного. На простые вопросы дает нелепые ответы, но, как правило, по содержанию вопроса. Неправильные ответы иногда сочетаются с неправильными действиями: так, больной, успешно совершая более сложные движения, не может отпереть ключом дверь, открыть коробку спичек и совершить другие простейшие операции. Типичной особенностью псевдодементного состояния является контраст между неправильными ответами, поступками и действиями в простых обстоятельствах при одновременном сохранении сложных решений и действий.

Псевдодементное поведение может продолжаться до нескольких недель, после чего происходит восстановление психических функций.

Пуэрилизм. Пуэрилизм (от лат. puer — дитя, ребенок) также возникает под влиянием психической травмы и сопровождается истерическим сужением сознания. Речь больных становится детской, они говорят с детскими интонациями, шепелявят, иногда не выговаривают отдельные буквы, неправильно, как дети, произносят слова, обращаясь к окружающим, называют их “дяди” и “тети”, заявляют, что хотят “на ручки”, “в кроватку”. В движениях, гримасах также проявляется детскость. Больные суетливы, дотрагиваются до всех предметов, не ходят, а бегают мелкими детскими шажками. Аффективные реакции сопровождаются детской мимикой. Они надувают губы, хнычут, сосут пальцы, топают ногами, когда им что-то не дают, играют коробочками, катают их, как машинки.

Псевдодеменция и явления пуэрилизма могут наблюдаться и при остром истерическом сумеречном расстройстве сознания, которое было описано С. Ганзером в 1897 г. и с тех пор называется синдромом Ганзера.

Синдром Ганзера. Характеризуется истерическим сумеречным помрачением сознания с преобладанием в клинической картине явлений мимоговорения (неправильные ответы на вопросы).

Бредоподобные фантазии (бредоподобные идеи) — возникающие у больных реактивных психозом идеи преследования, величия, реформаторства, обвинения и самообвинения и т. д., содержание которых изменяется в зависимости от внешних обстоятельств. В отличие от бреда при бредоподобных фантазиях у больного отсутствует убежденность в этих идеях; они сопровождаются театральностью поведения. Больные рассказывают о своих изобретениях, открытиях, космических полетах, богатствах, успехах, иногда пишут научные труды. В содержании высказываний прямо или косвенно звучит травмирующая ситуация. На период бредоподобных фантазий может наблюдаться полная или частичная амнезия. В процессе развития истерического психоза бредоподобные фантазии могут возникнуть после псевдодементного поведения или пуэрилизма, при утяжелении психоза после бредоподобных фантазий могут появиться псевдодементные или пуэрильные формы поведения.

Синдром регресса психики (“одичания”). Этим термином обозначают возникающее на фоне истерического расстройства сознания поведение больного, напоминающее повадки животного. Больной не носит белье, бегает на четвереньках, лакает из миски, издает нечленораздельные звуки, проявляет агрессивность, кусается, рычит, пищу обнюхивает, при приближении скалит зубы, принимает угрожающую позу.

Такое состояние может возникнуть остро при психической травме особой тяжести либо при утяжелении состояния после других истерических расстройств.

У детей истерические психозы наблюдаются крайне редко. Они могут проявляться в виде кратковременных состояний пуэрилизма или псевдодеменции: дети начинают вести себя, как младенцы, картавят, лепечут, просятся на руки. При псевдодеменции не могут ответить на простые вопросы, не говорят, а показывают жестами, что не знают, неправильно определяют части своего тела.

У подростков истерические психозы наблюдаются редко, обычно в случаях привлечения к судебной ответственности. Истерические психозы у подростков, как и у взрослых, могут проявляться в виде пуэрилизма, псевдодементного поведения, бредоподобных фантазий. Считается, что истерические психозы у подростков если и возникают, то на фоне истероидной психопатии.

psyera.ru

К данным состояниям относятся реактивные психозы и неврозы, а также заболевания, возникающие после психических травм: аффекты страха и гнева, чувство обиды и оскорбления, другие виды отрицательно окрашенных переживаний.

Для детского возраста травмирующими моментами могут быть помещение ребенка в детский сад или интернат, изменение привычного образа жизни, уход отца из семьи, смерть близких, все, что вызывает перенапряжение функциональных систем.

Для возникновения реактивного состояния необходимо два условия:

— ослабление деятельности коры г.м., происходящие под влиянием заболеваний: инфекции, интоксикации, травмы черепа, недосыпания, физического истощения, возрастного фактора;

-сверхсильный раздражитель для данного человека.

Возникает разлитое возбуждение, на месте которого формируется охранительное торможение. В зависимости от силы раздражителя и типа ВНД развиваются различные психогении: реактивные психозы и неврозы.

Наблюдаются у детей от 1года до 5 лет, посещавших специализированные круглосуточные ясли для детей с пограничной нервно-психической патологией. Дети дают реакцию в виде длительной депрессии.

Реактивная депрессия развивается в связи с затрудненной адаптацией к детскому учреждению. Выделяют 5 этапов динамики реактивной депрессии у детей раннего возраста. Протяженность каждого этапа от нескольких месяцев до 1 года и более.

1 этап: этап острых аффективно-шоковых реакций: ребенок сопротивлялся пребыванию в новых условиях в отрыве от родителей. Проявляется в форме психомоторного возбуждения с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, учащенное сердцебиение, повышенная температура тела), бурной реакцией протеста, криком, слезами. Дети долго не могут успокоиться, зовут мать, стоят у окна, отказываются от еды, прогулки, дневного сна, не выполняют инструкций воспитателя, отказываются от речевого общения, контакта с другими детьми. При появлении родителей дают агрессивную реакцию: бьют родителей, ругают их.

2 этап: этап подострой реактивной депрессии. Ведущие симптомы: тоскливое поведение и регрессивное поведение (возвращение к поведенческим реакциям более раннего возраста). Дети заторможены, безучастны, пассивны, отказываются от игры. У них снижаются реакции на дискомфорт, голод, мокрую одежду; наблюдается дневной энурез, падение веса, снижение сопротивления к вирусным инфекциям.

3 этап: этап затяжного полиморфного депрессивно-невротичесого состояния.

Характеризуется невротическими и поведенческими расстройствами. Депрессивные симптомы сглаживаются: общая подавленность сменяется адекватной эмоциональной заинтересованностью музыкальными занятиями, ребенок играет один, недолгое количество времени. Любое изменение обстановки, повышение тона вызывает у детей паническую реакцию: уходят в сторону, садятся на стул и раскачиваются, трясут ногами или руками, перебирают пальцами. Невротические реакции нарастают (энурез, энкопрез, мутизм, страх темноты, одиночества, страх сказочных персонажей). Возникает феномен тождества, придающий поведению ребенка ритуальный характер (стремятся сохранить неизменность маршрута из дома, не хотят расставаться с любимой игрушкой). Возможно возникновение ЗПР.

4 этап: этап обратного развития болезни, компенсация состояния. Выражается в ослаблении аффективных и невротических расстройств и выравнивании темпа психического развития.

Пониженный темп настроения сменяется более адекватным: дети активно начинали играть с игрушками, смеялись, появлялась избирательная привязанность к детям и взрослым. У детей сохраняются невротически е элементы: тревожность, тормозимость, соматовегетативные симптомы.

5 этап: этап постреактивного состояния (исход психогении). Выделяют два варианта исхода: выздоровление с остаточными симптомами и постреактивное формирование личности.

выздоровление с остаточными симптомами: полное завершение реактивного состояния. Некоторые невротические е нарушения обусловлены неврологическим расстройством (речевые и моторные) по поводу которого ребенок находился в специализированных яслях.

постреактивное формирование личности: охраняются невротические расстройства: страхи ритуалы, патологически привычные действия, остаточные проявления мутизма, нарушение сна, аппетита. Наблюдаются черты характера: робость, боязливость, тревожность, стеснительность, обидчивость, плаксивость, что затрудняет соц. адаптацию при переходе на другие ступени образования.

Пед. помощь: готовить детей заранее к переходу в учреждение, обращать особое внимание.

Неврозы психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых сохраняется критическое отношение к болезни и не утрачивается способность руководить своим поведением.

Возникает срыв ВНД, который может быть обусловлен перенапряжением: возбудимого процесса, тормозного процесса, подвижности нервных процессов.

Различают три формы неврозов: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерию.

Неврастения- невроз, вызываемый переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов, проявляющийся состоянием повышенной возбудимости и быстрой истощаемости с эмоциональной неустойчивостью, расстройством сна, вегетативными нарушениями.

Предрасполагающие причины: инфекции, интоксикации, чрезмерное умственное или физическое перенепряжение, недостаточное питание, хроническое недосыпание, эндокринные расстройства.

Вызывающие причины: конфликтная ситуация в семье, в ОУ, различные переживания, потери близких. Причины могут быть одноразовые, сильные или несильные, но многократно повторяющиеся.

Невроз навязчивых состоянийразвивается у людей с тревожно-мнительными чертами характера. Способствуют переутомление, инфекции, интоксикации, постоянные волнения и переживания.

Навязчивые состояния входят в процесс мышления, подчиняет себе и меняет поведение, приводит к нетрудоспособности. Проявляются в виде фобий, навязчивых воспоминаний, навязчивых мыслей. У больных постепенно появляются ритуалы – навязчивые действия, носящие защитный характер.

Большое значение имеет возраст. У школьников по дороге в школу: навязчивые воспоминания, все ли он взял, сможет ли ответить, не будут ли над ним смеяться.

Постепенно аффективные компоненты невроза ослабляются, а мнительность становится чертой характера.

Встречаются навязчивые страхи высоты, открытых площадей, закрытого пространства, одиночества.

Невроз навязчивых состояний бывают и у взрослых, но он кратковременный и легко преодолевается.

Психолого — пед. помощь: внушение, психотерапия, аутогенная тренировка. Доброжелательное отношение к детям!

Истерия – невроз,проявляющийся полиморфными функциональными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами и характеризующийся большой внушаемостью и самовнушаемостью больных, стремлением любым путем привлечь к себе внимание.

И.П. Павлов считал, что в основе истерии лежат два основных момента:

— слабость второй сигнальной системы и превалирующей оказывается первая сигнальная система (поэтому истерия возникает у людей художественного типа);

— относительная слабость коры г.м., обусловливающая внешнюю тормозимость соответствующих индивидуумов.

В клинике выделяют состояния: истерические вегетативные и сенсомоторные расстройства; истерический припадок; истерическое изменение личности. Болезнь отличается психогенным происхождением, элементом желательности и приятности, элементом самовнушения.

вегетативные расстройства: спазмы в горле и потеря голоса при волнении (истерический ком), спазмы в желудке, отрыжка, тошнота и рвота, икота, сердцебиение, чувство жара, отеки и гиперемия, покашливание, затруднение дыхания;

сенсомоторные расстройства: чувство онемения и покалывания в руках, снижение чувствительности, слепота, сужение поля зрения, глухота, параличи, мутизм, афония, абазия (невозможность ходить при отсутствии параличей).

Истерический припадок всегда обусловлен психогенной конфликтной обстановкой (отказ в получении желаемого), происходит сшибка нервных процессов, в результате которой человек жалуется на боли в области сердца, со словами «мне плохо» присаживается, падает, сознание сужено или отсутствует. Состояние сопровождается бурными двигательными реакциями: рыданиями, мимика и движения соответствуют переживаниям.

Сравнительная характеристика истерии и эпилепсии

studopedia.su

Истерические психозы

Истерические (диссоциативные) психозы представлены неоднородными по клинической картине психотическими состояниями — истерическим сумеречным помрачением сознания, псевдодеменцией, пуэрилизмом, синдромом бредоподобных фантазий, синдромом регресса личности, истерическим ступором. В зависимости от тяжести и длительности реакции в картине психоза наблюдается либо сочетание различных истерических расстройств, либо последовательная трансформация одних истерических проявлений в другие. Этот тип психогенных реакций в мирное время чаще всего наблюдается в судебно-психиатрической практике («тюремная истерия» — по E. Kraepelin), но формируется также в связи с ситуациями утраты (смерть ближайших родственников, разрыв супружеских отношений), а также с некоторыми другими патогенными факторами [Семке В. Я., 1988]. В соответствии с психодинамическими концепциями истерические психозы трактуются как «реакции вытеснения» психической травмы.

Истерическое сумеречное помрачение сознания. Реактивные психозы с сумеречным помрачением сознания, так же как и аффективно-шоковые реакции, нередко наблюдаются в военной обстановке. В судебно-психиатрической практике один из вариантов истерического сумеречного помрачения сознания был описан S. Ganser в 1897 г. и получил названиеганзеровского синдрома. По механизму возникновения и некоторым клиническим проявлениям такие состояния близки к острым реакциям на стресс. Однако в отличие от острых аффективно-шоковых психозов при истерических сумеречных состояниях не бывает полного выключения высших корковых функций. Характерны сужение поля сознания, дезориентировка, обманы восприятия, отражающие психотравмирующую ситуацию, избирательная фрагментарность последующей амнезии. Клиническую картину истерических сумеречных состояний отличают мозаичность проявлений и демонстративность поведения больных: смех, пение и плач могут прерываться судорожным припадком, застывание в скорбной позе сменяется кратковременным возбуждением. Нередко возникают обильные зрительные галлюцинации, яркие образные видения. Истерическое сумеречное нарушение сознания может длиться иногда до 1—2 нед. Выход из психоза постепенный.

Псевдодеменция мнимое, кажущееся слабоумие; термин впервые введен C. Wernicke в 1906 г. Псевдодеменция также возникает на фоне суженного сознания и характеризуется мнимой утратой простейших знаний, неправильными ответами (миморечь) и действиями (мимодействия). Больные при этом таращат глаза, дурашливо улыбаются, не могут выполнить простейших арифметических операций, беспомощны при счете пальцев рук, не называют своего имени и фамилии, недостаточно ориентированы в обстановке, нередко белое называют черным и т. д. Содержание неправильных ответов (миморечь больных псевдодеменцией) в отличие от негативистической речи кататоников всегда связано с травмирующей ситуацией. Ответ при псевдодеменции чаще прямо противоположен ожидаемому (например, «он не в заключении, у него блестящие перспективы»). То же относится и к мимодействиям (например, в выраженных случаях больные надевают туфли на руки, просовывают ноги в рукава рубашки и т. п.). Значительно реже явления псевдодеменции выступают на фоне более глубокого помрачения сознания — при истерических сумеречных расстройствах.

Пуэрилизм. Эта форма истерической реакции очень близка к синдрому псевдодеменции и нередко рассматривается как его разновидность. Основное в картине пуэрилизма (термин предложен E. Dupre, 1903) — ребячливость, детскость поведения на фоне истерически суженного сознания. Наиболее часто симптомами пуэрилизма являются детская речь, моторика и эмоциональные реакции. Больные говорят с детскими интонациями, шепелявят, бегают мелкими шажками, строят карточные домики, играют в куклы. Надувая губы или топая ногами, они просят взять их «на ручки», обещают «вести себя хорошо». В отличие от стереотипной дурашливости больных шизофренией с гебефреническим возбуждением симптоматика при пуэрилизме значительно более разнообразна, изменчива, с яркой эмоциональной окраской переживаний. Кроме того, симптомы пуэрилизма, как правило, сочетаются с другими истерическими проявлениями.

Для истерического синдрома бредоподобных фантазий, впервые описанного K. Birnbaum в 1908 г., характерны нестойкие, не имеющие тенденции к систематизации идеи величия, богатства, особой значимости. В фантастически-гиперболизованной форме они отражают стремление больных к реабилитации и уходу от травмирующей ситуации. Например, больной говорит о том, что ему предложен высокий пост, он известен и знаменит, собирается жениться на популярной актрисе. Содержание таких фантазий очень изменчиво и в значительной мере зависит от внешних моментов (разговоров окружающих, вопросов врача и т. п.). Синдром бредоподобных фантазий может смениться явлениями псевдодеменции или пуэрилизма, а при дальнейшем ухудшении состояния — истерическим ступором.

Синдром регресса личности [Бунеев А. Н., 1945; Фелинская Н. И., 1968] характеризуется распадом психических функций, сопровождающимся утратой навыков человеческого поведения. Больные лишаются речи, навыков самообслуживания, передвигаются на четвереньках, едят руками, не держат на себе одежду.

Истерический ступор [Raecke К., 1901] сопровождается выраженным психомоторным торможением, мутизмом, явлениями помрачения сознания (истерически суженное сознание). Поведение больных при этом отражает напряженный аффект (страдание, отчаяние, злобу). По наблюдениям Н. И. Фелинской (1968), структура синдрома включает рудиментарную симптоматику, свойственную состояниям (пуэрилизму, псевдодеменции и др.), предшествовавшим формированию истерического ступора.

Особое место среди истерических психозов занимают психические эпидемии, получившие большое распространение в период Средневековья. Коллективная истерия охватывала в то время около 2—8 % жителей некоторых городов [Lemkau P. W., 1973]. Эпидемии одержимости с разнообразной картиной истерических расстройств (судорожные припадки, параличи, истерические галлюцинации и др.) чаще всего наблюдались в женских монастырях и приютах. Среди других форм массовых психозов упоминаются истерические пляски, имевшие явные черты экстатических состояний, охватывавших сотни и даже тысячи людей [Якубик А., 1982], а также эпидемии ликантропии, проявляющейся в истерических приступах лая и воя. Психические эпидемии (кликушество, меряченье, одержимость «икоткой») встречались в северных областях России [Токарский А., 1893; Яковенко В. И., 1911; Урюпина М. Д., 1974; Медведева В. В., 1980].

Существует мнение, что психические эпидемии, возникновению которых способствовали малограмотность и суеверие населения, остались в далеком прошлом. Такой оптимистический подход представляется недостаточно обоснованным. Психические эпидемии не исчезли. В конце XX в. они так же реальны, как в Средневековье, но видоизменились в соответствии с новой эпохой. «Героями» истерических эпидемий 90-х годов становятся не только уфологи, сатанисты, приверженцы оккультизма и другие обладатели мистического опыта, но и «специалисты» по массовому гипнозу, якобы освобождающие аудиторию от разных болезней, «заряжающие» воду и проводящие «оздоровление» даже через газеты, а также проповедники экзотических диет, «здорового» образа жизни и т. п., концепции которых бесконтрольно и быстро множатся с помощью средств массовой информации, телекоммуникации и электронной почты. Контагиозные механизмы возникновения эпидемии истерии в наше время опосредованы сведениями, циркулирующими в книгах, газетных и журнальных статьях, телепередачах, сериалах и фильмах, демонстрируемых по телевидению или через Интернет [Showalter E, 1997].

studfiles.net

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ наряду с неврозами составляют группу психогенных заболеваний, т.е. обусловлены психической травмой.

Для них характерно соответствие содержания психопатологических проявлений травмирующему фактору и исчезновение их после ликвидации причины. Реактивным психозам в отличие от неврозов свойственна большая острота и тяжесть симптоматики; наряду с психомоторными и аффективными расстройствами, бредом и галлюцинациями наблюдаются также истерические нарушения, нередко протекающие с явлениями расстроенного сознания (диссоциативные реакции). Больные утрачивают способность критически оценивать свое состояние, координировать поступки и адекватно вести себя в сложившейся ситуации.

В качестве психической травмы, вызывающей реактивный психоз, могут выступать трагические события личного и общественного характера, коллизии, представляющие угрозу для жизни, индивидуально значимые патогенные ситуации. Существенным звеном в патогенезе реактивных психозов является психическая астенизация, связанная чаще всего с психическим или соматическим истощением (вынужденное бодрствование, ранения, соматические заболевания).

Выделяют следующие формы реактивных психозов:

Острые аффективно-шоковые реакции — наиболее острые формы реактивных психозов — возникают в связи с внезапными, чрезмерными по силе воздействия событиями (землетрясение, пожар и др.). Реакции проявляются либо в виде психомоторного возбуждения с беспорядочными движениями (гиперкинетические), стремлением куда-то бежать («бег по кругу»), либо в виде субступора или ступора с отказом от еды, утратой речи (гипокинетические).

Реактивные депрессии чаще всего возникают в связи с психогенными травмами, приобретающими для больного значение невосполнимой утраты (смерть близкого человека и др.); большое значение имеет также конституциональное предрасположение. В клинической картине наряду с подавленностью, слезливостью, соматовегетативными расстройствами и нарушениями сна нередко выступают массивные истерические проявления (рыдания со стонами, заламывание рук, обмороки). Сознание концентрируется на подробностях происшедшего несчастья, причем тема пережитого не дезактуализируется даже в тех случаях, когда депрессия приобретает затяжное течение. При приступах отчаяния, иногда возникающих на начальных этапах психогенной аффективной реакции, возможны тяжелые суицидальные попытки.

Критерии реактивной депрессии по К. Ясперсу:

а) возникают после воздействия психотравмы;

б) психотравма постоянно звучит в высказываниях;

в) при разрешении психотравмирующей ситуации депрессия нивелируется. Если этого не происходит, то это не реактивная депрессия, а какой-то эндогенный процесс.

Реактивные бредовые психозы:

А) паранойяльный бред (неправильное толкование речи окружающих).

Б) параноидные психозы – наблюдаются слуховые и зрительные иллюзии в аспекте психотравмирующей ситуации. Характерны острота проявлений, элементарность, образность и эмоциональная насыщенность бреда, возникающего на фоне выраженного аффекта страха и тревоги; иногда появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Чаще всего наблюдается бред преследования и отношения. Вслед за неясными опасениями (все вокруг как-то странно переглядываются, ведут себя необычно) и нарастающей подозрительностью у больных вдруг возникает ощущение смертельной опасности. Им кажется, что они окружены врагами, родственники уже уничтожены, вокруг слышат зловещий шепот, а иногда и отчетливые голоса недоброжелателей, замышляющих убийство. Реактивный параноид в большинстве случаев протекает остро и проходит через несколько дней после госпитализации, наблюдаются также бредовые реакции, возникающие по механизму индукции (сообщенный психоз), и сутяжные реакции.

Ятрогенный бред – «нестерильное» слово медицинского работника. Например, врач больному с язвенной болезнью желудка говорит: «Что-то Вы Иван Петрович не важно выглядите, а я хотел Вас выписать» — больной начинает думать, что у него рак и его хотят выписать, что бы он доделал все домашние дела.

Индуцированный бред – оптимально совпадает с реально происходящими событиями. Он возникает у совершенно здоровых людей, находящихся в длительном контакте с психически больным, особенно если тот до болезни для них был человеком значимым. И люди, которые не так давно смотрели ему в рот, просто не видят, что сейчас под действием болезни уважаемое лицо несет полную бессмыслицу – и начинают искренне разделять его патологические убеждения, особенно если сами не сильно разбираются в обсуждаемом предмете. Так, например, глава одной семьи, по специальности физик-ядерщик, в начале своей болезни вдруг начал убеждать домочадцев, что в водопроводной воде находятся радионуклиды, и для избавления от них… воду из-под крана нужно процеживать через газетку. Вся семья, конечно, поверила, потому что они в ядерной физике не понимают ничего, а он же вроде как специалист… И на протяжении довольно долгого времени домочадцы исправно процеживали воду через газету.

Бред преследования тугоухих (иноязычный бред). Встречается в виде бреда отношений и бреда преследования.

Истерические психозы чаще всего наблюдаются во время войны, а также в связи с судебно-следственной ситуацией и в период тюремного заключения. Они многообразны, одни проявления могут трансформироваться в другие.

А) Псевдодеменция – проявляется утратой элементарных знаний, неправильными ответами и действиями. Больные не ориентируются, не дают анамнестических сведений, могут быть суетливы или наоборот двигательно заторможены (стереотипное поведение, позы).

Б) Пуэрелизм – регресс поведения к детскому возрасту (преобладают ребячливость, капризность, детская речь и моторика).

В) Ганзеровский синдром (тюремный синдром) – поведение напоминающее примитивную симуляцию, т.к. больные совершают нелепые действия. Например, носок одевают на голову, одежду на изнанку и т.п.

При истерических психозах степень выраженности охранительного торможения и его предпочтительная локализация определяет ту или иную форму реактивных психозов.

Методика клинического разбора случая болезни.

Общие анкетные сведения.

1. Имя, фамилия, отчество?

3. Ваша национальность?

4. Вы холосты (не замужем), женаты (замужем)?

5. Образование (высшее, среднее, начальное)?

6. Кто Вы попрофессии?

7. Где Вы работаете?

8. Чем Вы занимаетесь?

9. Вы на пенсии? По инвалидности или по возрасту?

11. Какой группы?

12. Ваш домашний адрес?

13. Адрес Вашей работы?

14. Дата рождения?

15. Место рождения?

16. Ваш домашний, рабочий телефон?

1. На что Вы жалуетесь?

2. Что случилось с Вами?

3. Что еще беспокоит?

4. Что Вас привело в больницу?

5. Как Вы себя чувствуете?

6. Есть еще какие-нибудь жалобы?

Наследственность и семейный анамнез

1. Сколько человек в семье?

2. У Вас есть дети и сколько?

4. Ваши родители живы, умерли?

5. От чего они умерли, в каком возрасте?

6. У Вас есть братья, сестры?

8. В Вашей семье кто-нибудь (был) серьезно болен?

9. В Вашей семье были (есть) больные эпилепсией (шизофренией, др. психическими заболеваниями)?

10. У Вас в семье есть (были) душевнобольные или покончившие жизнь самоубийством?

11. В Вашей семье еще кто-нибудь имеет подобные жалобы?

История жизни и развития заболевания

1. Каким по счету ребенком Вы были в семье?

2. Сколько лет было Вашим родителям, когда Вы родились?

3. Не было ли у матери самопроизвольных выкидышей?

4. Как протекали беременность и роды у Вашей матери?

5. Как Вы развивались в детском возрасте? (прорезывание зубов, начало стояния и ходьбы, развитие речи)

6. Не было ли детских ночных страхов (сноговорения, снохождения, ночного недержания мочи, судорожных явлений, заикания)?

7. Какая была успеваемость в школе?

8. Были ли друзья в школе, сколько?

9. Вы легко заводите друзей?

10. С какого возраста Вы начали работать?

12. Сколько лет Вы работаете на данном предприятии (по данной профессии).

13. Если меняли работу, почему?

14. Какие санитарные условия у Вас на работе?

15. Какие производственные вредности у Вас на предприятии?

16. работа ночная ( дневная, сменная)?

17. Какая у Вас квартира?

18. на каком этаже? Сколько комнат?

19. Сколько человек проживает на данной площади вместе с Вами?

20. Какие санитарные условия у Вас дома?

21. Помещение сухое (сырое, теплое), хорошо (плохо) проветриваемое?

22. Каковы материальные условия в Вашей семье?

Перенесенные болезни и вредные привычки

1. Какими болезнями Вы болели в прошлом?

2. Какие болезни Вы перенесли в детстве?

3. Какими детскими болезнями болели?

4. Вы болели венерическими болезнями?

5. У Вас не было инфекционных заболеваний (туберкулез, менингит, энцефалит)?

6. Не было ли у Вас черепно-мозговых травм?

7. У Вас есть повышенная чувствительность к каким либо лекарствам?

8. Вы курите? Сколько сигарет в течение дня?

9. У Вас есть пристрастие к спиртным напиткам (наркотикам, лекарственным препаратам)?

10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки, и какие?

11. Возникает ли у Вас похмелье?

12. Много ли Вам нужно выпить, чтобы захмелеть?

Характер больного до начала психического заболевания

1. Каким Вы были по характеру в детстве (общительным или замкнутым, смелым или робким, энергичным или спокойным)?

2. Какие у Вас были отношения с родителями, учителями, товарищами?

3. Каким Вы были по характеру в зрелом возрасте?

История настоящего заболевания

1. Когда появились первые признаки психического заболевания?

2. Как давно Вы болеете?

3. Вы лечились по поводу своей болезни?

4. В чем состояло лечение?

5. Наступило ли улучшение после лечения?

6. Болезнь нарастала постепенно или были периоды улучшения?

7. С чем Вы связываете начало заболевания и его обострения?

Выявление психических расстройств (ощущения, восприятия, представления)

Не слышите ли Вы окликов, шумов, посторонних звуков, голосов?

Знакомый ли голос, мужской или женский, ясно ли слышится. Откуда идут голоса (локализация голосов)?

Что говорят (содержание)? Слышите ли сейчас что-нибудь? Прислушайтесь.

Видит ли он тех, кто с ним говорит? Если видит, то где, какие они по виду, знакомые или нет, страшно ли ему?

Что он еще видит (кроме тех, кто с ним говорит)? А сейчас что-нибудь видите?

Не чувствуете ли неприятных запахов? Какие?

Не испытываете ли Вы на себе чье-нибудь прикосновение, давление, сжатие, не притрагивается ли кто-нибудь к Вам и т.п.?

не отчуждено ли «Я»,речь, движения?

Не изменен ли вкус пищи?

Не ощущаете ли посторонних запахов?

Не меняются ли части тела (схема тела)?

Не изменились ли предметы по величине, перспективе, по форме расположения, нет ли колебания почвы и т.п.?

Критика к обманам восприятия.

Выявление психических расстройств (память, ассоциации)

У вас есть какие нибудь нарушения памяти?

— У вас хорошая (плохая) память?

— Вы хорошо запоминаете прочитанное, заучиваете наизусть?

— Вы помните мое имя?

— Сколько времени вы находитесь в больнице?

— Какое сегодня число?

— Где вы сейчас находитесь?

— Что вы сегодня ели на завтрак?

— Изложите переносный смысл пословиц и поговорок.

Отметить: особенности запоминания, воспроизведения

— длительность сохранения информации

— кратковременная и долговременная память

— отношение к особенностям собственной мнестической деятельности.

Ассоциативный процесс: скорость

— фиксация на тех или иных событиях

— наличие патологических проявлений.

Выявление психических расстройств (мышление)

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation