Эмоциональные состояния стресс и аффект

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ: ТРЕВОЖНОСТЬ, ФРУСТРАЦИЯ, СТРЕСС, АФФЕКТ

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности Личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Стресс – давление, напряжение, комплексный процесс, включает физиологические и психические компоненты. Стрессорами могут быть неожиданности, неблагоприятные воздействия, проблемные ситуации. Значимой является не интенсивность стрессора, а его личная значимость для человека. Может быть положительным и отрицательным, может повысить мотивацию, улучшить познавательные процессы. Селье – теория стресса:: как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных, неспецифичных реакций организма, которые подготавливают его к физической активности. Стрессорами могут быть реальные и воображаемые раздражители. Стресс усиливает и перераспределяет психические и физические резервы, носит защитно-приспособительный характер. Адаптационный синдром: тревога – стабилизация (адаптация) – истощение (может не наступить, если адаптивных резервов достаточно). Сила и длительность раздражителей.

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

1. нарастание напряженности;

2. еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта;

3. сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля;

4. упадок сил, разбитость, безразличие.

Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.

helpiks.org

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс (от англ. sress — напряжение) — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию — таковы типичные картины стрессовой ситуации. Сверхсильные раздражители — стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) — организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 — 1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров.

При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п. Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств — силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности — интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип «жертвы» и тип «достойного поведения». Остро негативная форма стресса — дистресс опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида. Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» — острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами — крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д. При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально — психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия — жестокость, мстительность, агрессивность и т. п. Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция — возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая «грызня», члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации. Возможен и неадаптивный «уход» от стрессовой ситуации — индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от «давления жизни» в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние — дистресс (от англ. distress — горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных «сражений». Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправленности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм. Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения. Существует прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть своим тревожным эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда — нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть, и после этого уже не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях. Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Аффект — эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. «Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий». Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, «сшибку» нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией — расстройством памяти. Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

* на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

* на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

* на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов — моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания. Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств. Аффективные действия эмоционально — импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель. Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль. Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

studbooks.net

Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)

Стресс (от англ. stress – напряжение) –вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс– тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. (Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля. Автомобиль попал в аварию. – таковы типичные картины стрессовой ситуации).

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом приспособительных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях внезапного возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907–1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса * . Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п

* См.: Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.

Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.).

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности– интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип "жертвы" и тип "достойного поведения" ** .

** См.. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. С. 28–39.

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе ("хорошем" стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет "стресс жизни" – острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами – крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия – жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция – возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностным особенностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповай "грызня", члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный "уход" от стрессовой ситуации – индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от "давления жизни" в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний*.

В каждой из приведенных ниже шести групп ответов отметьте одну букву (а, б или в) в позициях, которые соответствуют вашему характеру

1. а) В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.

б) Если ь игре вы теряете несколько очков или если представитель (представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые ваши знаки внимания, то вы сдаетесь и "выходите из игры".

в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.

2. а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.

б) Вы сидите и ждете "у моря погоды".

в) Вы ищите предлог увильнуть от работы.

3.а) Вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить дело.

б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас "подстегивать".

в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.

4. а) Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.

б) Когда вам отвечают "нет", вы реагируете совершенно спокойно.

в) Вам с трудом удается выражать свои чувства и тревоги.

5. а) Вам часто становится скучно.

б) Вам нравится ничего не делать.

в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.

6. а) Вы быстро ходите, едите и пьете

б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.

в) Вы сдерживаете свои чувства.

Ответ по категории "а" дает 6 очков, "б" – 4 очка, "в" – 2 очка.

Подсчитайте очки, и у вас получится:

24–36 очков. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь и др.

18–24 очка. Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если вы набрали намного больше 18 очков, то вам можно посоветовать терпимее быть к окружающим. Это позволит вам добиться улучшения вашего межличностного статуса.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее влияние – австресс (буквально: "хороший стресс"), так и угнетающее влияние – дистресс (от англ. distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправденности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная, разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов являетсярационализация надвигающегося отрицательного события, всесторонний его анализ, снижение степени его неопределенности, оживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует и прием предельногомысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий,формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. (Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть. И после этого уже и не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.) Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект(от лат. affectus – душевное волнение, страсть)– это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение большой опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызываетимпульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиоло-гической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без. социальной покрышки при помощи больших полушарий*.

* Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 2. М., 1951. С. 461.

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии. На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На второй – перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов – определенные моральные качества личности, жизненный опыт и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т. е. побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта не отличаются ни наличием осознанных конкретных целей, ни осознанной тактикой.

Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.

Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума*.

* См.. Кант И. Соч Т. 6. М., 1966. С. 496.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. На дальнейших стадиях человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку действие нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Поскольку состояние аффекта влияет на квалификацию преступления и меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется судебно-психологическая экспертиза.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов:

studopedia.ru

Виды эмоциональных состояний

продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или

раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым — значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции. Эмоции— это непосредственное, временное переживание какого- нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или «гиперстенических») эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу «астенических» — печаль, тоска, апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может

вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с

идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение.

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-нем облике.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект

— сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.

Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения подставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей.

Отличительная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой

состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью

функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе — этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей- хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

Фрустрация. Фрустрация — психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Страсть. Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с потребностями, избирательна и всегда предметна — направлена на определенный вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно

выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

scicenter.online

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation