Эмоциональные состояния стресса

/ Эмоциональные состояния

Министерство здравоохранения Российской федерации

ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет

Кафедра психологии и педагогики

Заведующий кафедрой: Атаманюк А. Б.

Преподаватель: Атаманюк А. Б.

студентки 102 группы

Короткова Дарья и

психологии и педагогики

Г. Иркутск, 2015 г.

Эмоциональные состояния и их характеристика

Влияние эмоциональных состояний на человека

Термин «эмоции» (франц. emotion — волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трехкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие — неудовольствие (приятное — неприятное); напряжение — расслабление, освобождение от напряжения, возбуждение — успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием последних на чувства, телесные же реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоциональные явления — субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее — астеническими.

Эмоции и чувстваэто своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроениенаиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других — плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя, иногда, кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффектбыстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккумуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, не умеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стрессэмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрацияглубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страстьглубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать, во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Эмоции оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Переживаемые эмоции накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Эмоции часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.

Подводя итог сказанному ранее, можно сказать о том, что жизнь человека наполнена множеством событий, которые играют определенную роль. У нас есть цели и планы на будущее. В процессе их достижения мы совершаем действия, а они в свою очередь придают эмоциональную окраску нашей жизни. Человек всегда находится в каком-либо эмоциональном состоянии, а степень долготы пребывания зависит от того, какие эмоции мы получаем большую часть времени. Так же стоит отметить, что мы никогда не можем находиться в одном состоянии всегда, существует определенная последовательность, но так или иначе на протяжении всей жизни человек побывает во всех эмоциональных состояниях, будь то аффект или чувства, стресс или настроение.

studfiles.net

Конфликтные эмоциональные состояния: психическая напряженность, тревожность, страх, страдания, стресс, фрустрация;

Состояние психической напряженности– это психическое состояния ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. К состояниям эмоциональной психической напряженности, активно влияющим на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, прежде всего, следует отнести: состояние тревожности, страха, стресса, фрустрации, аффекта, страдания. Рассмотрим некоторые их них.

Состояние тревожности – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой опасности, в ситуации ожидания неблагоприятного развития событий, беспредметный страх, часто связанный с неудачами в социальном взаимодействии. Тревожность – это особое психическое состояние, возникающее в результате предчувствия человеком неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Состояние тревожности побуждает индивида к конкретизации источника опасности, активному исследованию тревожной ситуации или, наоборот, общей дезорганизации поведения, фиксации мнимой непреодолимой опасности. Состояние тревожности может быть обусловлено не только реальной ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она субъективно представляется индивиду в его сознании, какое он ей придает значение, какой смысл в нее вкладывает.

Роль субъективного фактора при оценке влияния состояния тревожности на поведение того или иного участника судопроизводства велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких особых эмоций, а для другого – с учетом его индивидуально-психологических особенностей – явиться источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их поступки, неадекватные формы поведения.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам.

О переживании субъектом состояния тревоги свидетельствуют различные физиологические, а также определенные внешне наблюдаемые поведенческие признаки (напряженное выражение лица, сниженная активность, заторможенность), нарушение вегетативной нервной системы, познавательной деятельности, нередко проявляемые в неадекватной оценке угрожающей обстановки в сторону ее еще большего усложнения, вплоть до принятия решения суицидального характера.

Человек в состоянии тревожности ощущает свою беспомощность, неопределенность собственного положения, неуверенность, беззащитность перед надвигающейся опасностью. При этом данное состояние нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воздействием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что отрицательно воздействует на его активность, а порой и вовсе парализует ее.

При рассмотрении тревожности различают: личностную тревожность (в качестве устойчивого свойства индивида) и ситуативную тревожность (как временное состояние психики в виде реакции человека на возникшую угрозу, которая появляется и исчезает вместе с ней). Личностная тревожность определяется особенностями, свойствами характера, темперамента человека и отражает внутренний динамический конфликт его личности. Лица, с высоким уровнем личностной тревожности более склонны к застреванию на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга. Они часто бывают нерешительными, живут в постоянном беспокойстве, озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач и т.д. Ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией. Личностная тревожность развивается из ситуативной, особенно если последняя часто переживается человеком. В результате этого периодически повторяющееся состояние тревоги постепенно переходит в новое качество личности – свойство характера.

Страх – это, безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоции страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого — часто недостаточно достоверного и преувеличенного прогноза. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней. Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве познавательных психических процессов: снижается уровень и острота восприятия, нарушается мышление, воспоминания о пережитом становятся фрагментарными, отрывочными и т. д. Все эти признаки имеют немаловажное значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания.

Страдание – это эмоциональное состояние, содержанием которого является физическая и/или нравственная боль. Это чувства, эмоции человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье. Выделяют три психологические функции страданий: 1) страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо; 2) страдание побуждает человека предпринять определенные действия для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной страданий; 3) страдание обеспечивает «негативную мотивацию», которая необходима для того, чтобы заставить человека решать свои проблемы. Характерными признаками страдания, которые могут быть установлены и использованы в суде, являются поведенческие признаки и психическое состояние человека: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей; человек испытывает одиночество, изолированность особенно от тех, кто заботится о нем; он чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов; испытывает уныние, упадок духа; его посещают мысли о профессиональной непригодности, о смысле жизни; в большинстве случаев у человека понижается общий физический тонус, нарушается сон, аппетит и т. д.

В законодательстве РФ упоминается две разновидности данного класса эмоциональных состояний:

1) нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную реакцию в виде отрицательных переживаний;

2) физические страдания связаны с причинением человеку физической боли, мучений, всегда сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истязаниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом, в том числе и перенесенных нравственных страданий.

В юридической практике страдание рассматривается в числе понятия морального вреда, который подразумевает именно наличие физических или нравственных страданий, причиненных действиями (бездействием), посягающими на нематериальные блага граждан (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.) или его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, авторства и т.д.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Стресс (в переводе с английского означает «напряжение») – это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося опасного положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Введено данное понятие канадским ученым Г. Селье в 1936 году. Согласно его определению стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

В развитии стрессового состояния выделяются три стадии: реакция тревоги, стадии сопротивления и истощения. На первой стадии под воздействием стрессора активизируется симпатическая нервная система. Человек при этом может переживать тревожное эмоциональное состояние (если стрессор носит угрожающий характер) или душевный подъем (если стрессор в принципе связан с позитивным прогнозом). На второй стадии надпочечники начинают выделять в кровь гормон кортизол, и происходит мобилизация организма. Здесь человек может максимально эффективно решать задачи, требующие значительного усилия, которое выходит за рамки обычных. Если же действия стрессоров продолжается, наступает третья стадия – истощения. Если на третьей стадии возможности для мобилизации организма исчерпаны, то возникает дистресс. Именно дистресс ведет к значительным нарушениям, как психической активности, так и физического здоровья человека.

Сильный эмоциональный стресс обычно сопровождается эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя, страдания, тревоги, подавленности, депрессии, что внешне проявляется в мимике, жестах, речи, поведении человека.

Особый интерес в уголовно-правовом отношении представляют факты, свидетельствующие о том, что в стрессовом состоянии у человека заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к завышению этой оценки. Данную закономерность необходимо учитывать при расследовании преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны, при оценке суицидных поступков и т. д.

Как известно, в жизни любого человека нередко возникают стрессовые ситуации, предрасполагающие к возникновению у него состояния стресса.

Можно выделить следующие психологические признаки состояния стресса в профессиональной деятельности: слишком часто возникающее ощущение усталости, раздражения; повышенная возбудимость; постоянная раздражительность при общении с людьми; чувство, что вы не вполне справляетесь с повседневными заботами, или чем-то еще, с чем до того вы справлялись успешно; потеря интереса к жизни, работе; постоянный или возникающий от случая к случаю страх заболеть; постоянное ожидание неудачи; чувство, что вы плохой, или даже ненависть к самому себе; трудность с принятием решений; потеря интереса к другим людям; постоянное чувство едва сдерживаемого гнева или ярости; чувство, что вы являетесь объектом враждебности со стороны коллег; утрата чувства юмора и способности смеяться; безразличие к домашним делам, внешности; страх перед будущим (ощущается как нечто фатально неизбежное); страх перед собственной несостоятельностью; чувство, что никому нельзя доверять; пониженная способность к концентрации, невозможность сосредоточиться на чем-либо; слишком частые ошибки в работе, неспособность завершить, вовремя закончить начатую работу; сильный страх открытого или замкнутого пространства или страх перед уединением.

У юристов состояние стресса может возникнуть под влиянием таких экстремальных условий профессиональной деятельности, как:

1) ситуации, вызывающие необычайно сильные эмоциональные реакции: наблюдаемое и осознаваемое нарушение общественного порядка и понимание своего долга в пресечении нарушения и восстановлении порядка; наблюдаемые лишения, разруха: гибель людей, трупы, жертвы, страдания, горе людей, их нужда, переносимые тяготы, материальный ущерб, призывы о помощи; применение табельного огнестрельного оружия, как для защиты граждан, так и в целях собственной безопасности; нападение на сотрудников правоохранительных органов в целях захвата оружия; оказание преступными элементами сопротивления сотрудникам органов правоохраны, ранение сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей, захват их в качестве заложников;

2) участие в поддержании правопорядка и оказании помощи гражданам в зонах чрезвычайных обстоятельств: при землетрясениях, ураганах, лесных пожарах, авариях на химических, экологически опасных производствах, атомных электростанциях, при катастрофах, разрушениях зданий, а также при различных социальных катаклизмах (массовые беспорядки, террористические акты, захваты заложников и самолетов, действия незаконных вооруженных формирований, групповое сопротивление силам правопорядкам и др.). В подобных чрезвычайных обстоятельствах на психику сотрудников правоохранительных органов оказывают сильное воздействие и такие дополнительные экстремальные морально-психологические факторы, как резкая активизация криминального элемента, мародерство, кражи, грабежи, разбои, бандитизм и др.;

3) участие в антитеррористической операции, в пресечении преступных действий бандформирований и других антисоциальных проявлений; круглосуточное наблюдение за действиями местного населения на предмет их связи с бандформированиями;

4) участие в раскрытии и расследовании преступлений, рассмотрении уголовных дел в судах; осуществление сотрудниками правоохранительных органов служебно-боевой деятельности в сложной обстановке, в условиях резкого возрастания в последних годы количества убийств и других тяжких преступлений, повышения активности и профессионализма криминального элемента, использования ими оружия и других современных средств совершения преступлений, возрождение после долгого перерыва группового бандитизма, резкой активизации организованной преступности. Отмечается постоянный рост числа фактов оказания сопротивления сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей, вплоть до захвата их в качестве заложников. Происходит постоянное увеличение количества сотрудников, получивших ранения при исполнении служебных обязанностей. В результате одновременно с нервно-психическим напряжением сотрудники подвергаются значительным физическим перегрузкам;

5) дополнительную нервно-психическую напряженность у сотрудников различных правоохранительных органов и судей вызывают: сложность и ответственность принимаемых решений; необходимость выполнения большого объема сложной работы в условиях дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц; конфликтные ситуации, информационные перегрузки; интенсивные и длительные интеллектуальные, эмоциональные, волевые и физические нагрузки; ненормированный рабочий день (нередко возникает необходимость работать в выходные дни и в праздники); необходимость одновременного расследования в ограниченные процессуальные сроки большого количества уголовных дел.

Следует особо отметить такой экстремально-психологический фактор, как профессиональный риск. Как известно, элементы риска есть в любой профессии и любом деле. Однако в правоохранительной деятельности он присутствует практически постоянно, причем степень риска, вероятность неудачи здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения сроков, риск ухода преступника от ответственности, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения и т.п.

Как известно, стресс может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на человека и его деятельность. В последнем случае стресс называют дистрессом. Он оказывает отрицательное воздействие на психику, сознание, общее самочувствие человека, приводит к нарушениям адаптации и даже к психическим расстройствам личности болезненного характера, требующим вмешательства специалистов в области психиатрии. Вот почему острая реакция на тяжелый стресс (дистресс) включена в Международную классификацию болезней.

Следует учитывать, что один и тат же стрессогенный стимул (или стрессор) может либо вызвать, либо не вызывать болезненной стрессовой реакции: одни люди обладают как бы стойким иммунитетом к определенным сложностям, возникающим в процессе осуществления профессиональной деятельности, а вот у других в тех же случаях наблюдается нарушение психических функций и поведения.

Таким образом, реакция сотрудника правоохранительных органов на стрессоры профессиональной юридической деятельности зависит не только и не столько от внешних экстремальных условий этой деятельности, сколько от внутренних, психологических факторов, определяющих стрессоустойчивость поведения юриста.

Важнейшими психологическими факторами, определяющими стрессоустойчивость поведения юриста в экстремальных ситуациях, являются:

1) наличие у юриста высокой профессиональной подготовки, т.е. наличие устойчиво сформированных профессиональных знаний, навыков и умений. Как отмечает академик П.В. Симонов, высокий уровень вооруженности знаниями, умениями и навыками, осознаваемый или неосознанно ощущаемый субъектом, делает его спокойным, уверенным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстро изменяющейся обстановке. Тогда как недостаточная профессиональная подготовка в сочетании с доминированием тех или иных первичных потребностей сообщает характеру черты тревожности, озабоченности своим положением среди людей, ревнивого отношения к успехам других, зависимости от их покровительства и поддержки. Недостаточная подготовка не только уменьшает общественную ценность личности, но наносит ущерб и самой личности, обрекая человека на хроническое ощущение своей неполноценности;

2) наличие у юриста достаточных способностей к выполнению следственной, прокурорской и другой юридической деятельности. Способность к этим видам юридической деятельности определяется, прежде всего, достаточно высоким уровнем развития следующих качеств:

— социальная, нравственная, интеллектуальная зрелость личности (высокий уровень нравственного и правового сознания, социальная ответственность, честность, принципиальность, нравственная устойчивость, добросовестность, дисциплинированность, высокий общий уровень развития, развитый интеллект, сообразительность, гибкое, творческое мышление);

— психическая и эмоционально-волевая устойчивость личности (сильный тип нервной системы, нервно-психическая устойчивость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокий уровень самоконтроля и самообладания в критических ситуациях, решительность, смелость, способность брать на себя ответственность и т.п.).

Однако в юридической деятельности нередко возникают ситуации, когда способные, опытные сотрудники, обладающие не только специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и табельным оружием, при столкновении с агрессивными и провокационными действиями преступников и лиц, заинтересованных в сокрытии истины, оказываются психологически неготовыми к подобным экстремальным ситуациям, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки. Главная причина такого непрофессионализма заключается в отсутствии у них непосредственной психологической готовности к деятельности в типичных экстремальных ситуациях;

3) наличие непосредственной психологической готовности юриста к деятельности в различных экстремальных ситуациях. Она характеризуется:

— высокой бдительностью к возможным угрозам со стороны преступных элементов и заинтересованных лиц, обостренным вниманием и тщательным наблюдением за лицами, представляющими потенциальную угрозу, и обстановкой, любыми изменениями в них;

— полным самообладанием; мобилизованностью воли, устремлений, сил, умеренным чувством боевого возбуждения, профессионального азарта, прилива сил;

— полным пониманием происходящего и безошибочным разгадыванием намерений, хитростей и маскировок противника;

— моделированием различных экстремальных ситуаций, четким планом действий;

— психологической установкой на немедленные, решительные и высокоэффективные действия;

— сформированной личной установкой на выживание при возникновении любой экстремальной ситуации.

необходимой обороны и т.п.

4) следующий психологический фактор, определяющий стрессоустойчивость юриста в различных экстремальных ситуациях, — стабильность его повседневной личной жизни.

Установлено, что чем больше изменений происходит в жизни человека, тем он становится тревожнее и тем выше вероятность развития дистресса и связанного с ним психологического или соматического заболевания.

5) следующим психологический фактор, определяющий стрессоустойчивость поведения юриста в экстремальных ситуациях, заключается в соответствии уровня притязаний юриста на занятие определенной должности его способностям. Надо избегать двух крайностей: чрезмерно завышенной и чрезмерно заниженной оценки собственных способностей и возможностей. Не следует брать пример с великих. Лучше реалистически оценивать свои способности и сформировать соответствующий уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка. Как в накачивании мускулов – самое полезное усилие то, которое делается последним, через «не могу». Именно оно добавляет крепости мышцам. Так и в жизненной стратегии – обозначаемые цели должны быть чуть выше наших сегодняшних возможностей, чтобы был стимул развития. Но они не должны быть недостижимыми.

Однако не следует впадать и в другую крайность – чрезмерно занижать свои притязания из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на «судьбу — злодейку» и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не слабее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств профилактики стресса, повышения стрессоустойчивости;

6) к числу других факторов стрессоустойчивости юриста относятся:

— избегание ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным;

— формирование у себя толерантности, терпимо-объективного отношения к людям, их поведению, учения подмечать в них не только недостатки, человеческие слабости, но и достоинства. Как справедливо заметил Нодар Думбадзе, «человек – не фреска, на него нужно смотреть, прежде всего, с той стороны, с которой он смотрится».

Нетерпимость к другим людям, стремление видеть в них только недостатки приводят к необоснованной агрессии, фрустрации и гневу, что влечет за собой понижение стрессоустойчивости личности.

Важнейшим направлением развития личности юриста является формирование высших положительных, моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. В то же время юристу необходимо контролировать свои эмоции, когда они становятся фактором дезорганизации сознания (например, начинают препятствовать объективному и всестороннему расследованию преступления, логическому построению системы доказательств), т.е. владеть методами стресспреодолевающего поведения.

Для оптимизации эмоционального состояния психологи предлагают различные методы: техники нервно-мышечной релаксации (расслабления); дыхательные упражнения (техники регуляции дыхания для снижения чрезмерного стресса), техники самовнушения, аутогенную тренировку (АТ), медитацию, йогу и др., которые достаточно подробно изложены в соответствующей литературе.

Обратимся к методикам первой помощи в острой стрессовой ситуации:

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни.

2. Сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях:

А. Стрессовая ситуация застигла вас в помещении –

4. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, медленно опишите их внешний вид.

7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8. Набрав воды в стакан (в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1 – 2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

Б. Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения

10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею – пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попали в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредит умеренные занятия спортом или прогулка – словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но не переусердствуйте.

Особо актуальным для деятельности специалиста является повышение его психологической защищенности, использование им разнообразных форм и видов психологической защиты от негативного стресса, фрустрации. В самом общем виде ее можно представить в виде следующих правил сохранения душевного равновесия:

1) нет ситуаций, из которых нельзя найти более или менее приемлемый выход. Это правило требует от человека формирования у себя внутренней установки именно на такое поведение и использование преимущественно рациональных механизмов регулирования поведения;

2) продумайте ситуацию, снизьте уровень ее значимости, измените свое отношение к стрессогенному событию. С этой целью применяются следующие нехитрые приемы самоуспокоения:

— «зато» — извлечение пользы, чего-то положительного даже из неудачи, например: «Пусть я опоздал на последний автобус, зато подышу свежим воздухом и пройдусь…»;

— «могло быть и хуже» — сравнение собственных невзгод с чужим, еще большим горем («другому гораздо хуже»);

— «зелен виноград» — подобно лисице из басни Крылова, сказать себе, что то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и поэтому этого мне и не надо;

3) не сжигайте сегодняшнюю энергию переживаниями прошедшей или предполагаемой беды;

4) определите особенности своего темперамент и научитесь им управлять, чтобы справиться с душевной болью;

5) не выставляйте напоказ личные переживания, но и не оставайтесь долго наедине с горем, не замыкайтесь в беде. Попробуйте найти утешение в обращении к искусству, призовите на помощь чувство юмора;

6) если вы сдержанны и вам трудно раскрыть свое состояние даже близким людям, опишите случившееся домашнему животному, изложите на бумаге, а затем ее сожгите;

7) идите к людям с добром, желанием помочь. Помните: зло рождает зло, агрессия – агрессию, а добро – добро. Более счастливы и удачливы, более психологически защищены люди чуткие, внимательные, несущие радость, добро и внимание. Люди агрессивные разрушают свою психологическую защищенность, становятся более уязвимыми, утачивают уравновешенность и в конечном итоге оказываются в проигрыше;

8) боритесь до конца, не утрачивайте надежду на успех;

9) снизьте личностную значимость ситуации. Не спешите корить себя за ту или иную неудачу. Постарайтесь найти оправдание своим действия, как бы снизить неуспех, компенсировать его — это обычно смягчает последствия, объясняет случившееся;

10) замечайте и фиксируйте даже малозаметные свои удачи. Ведь они – результат ваших действий, вашего поведения. Успех окрыляет, рождает уверенность. Находите в своей жизни хорошие стороны, не утрачивая возможности получать от этого радость и удовольствие. Укрепляйте уверенность в себе, доверяйте своим силам и возможностям. Сила человека – в радости, но не в горе.

11) научитесь извлекать психологическую выгоду из создавшейся ситуации, какой бы сложной для вас она ни была. Старайтесь оценивать ситуацию с разных позиций. Это поможет вам изменить свое отношение к возникшим проблемам, повысить психологическую защищенность;

12) умейте на время отвлечься. Полезно на какое-то время забыть о трудностях, проблемах, переключить внимание на другие виды деятельности, отдых, общение с товарищами;

13) не предъявляйте чрезмерных требований к себе и окружающим. Не живите в страхе, что вы хуже других. Не завидуйте успехам других, принимайте это как должное и с радостью. Принимайте людей такими, какие они есть. Старайтесь видеть в людях как можно больше достоинств, не выказывайте раздражения к окружающим;

14) не торопите события, а если обстоятельства сильнее вас, не делайте из них трагедии. Помните, что все имеет свое начало и конец. Неудачи, страдания, вражда и ненависть имеют преходящий характера. Но и не затягивайте свои негативные переживания – это может привести к психическим и телесным заболеваниям;

15) постоянно проявляйте заботу о своем здоровье: в здоровом теле легче сохранить здоровый дух. Но не забывайте и о здоровье своего духа – огромной как созидательной, так и разрушительной силе, главенствующей над телом. Проявляйте заботу о нравственной, психологической, физической чистоте и опрятности.

Предлагаемые правила не выступают в качестве стандартного рецепта на все случаи жизни. Только благодаря ситуативно-целесообразному, творческому их применению возможно преодоление эмоционального напряжения, которое решающим образом сказывается на эффективном решении служебных задач.

Фрустрация (в переводе с латинского языка означает «катастрофа, крушение планов, тщетное ожидание») – это конфликтное, отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. Это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к принятию решения. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Признаки фрустрирующей ситуации:

1) Наличие сильной мотивированности (сильного желания) достичь цели (удовлетворить потребность). Если невозможно удовлетворить базовые «врождённые» потребности (например, потребность в безопасности), то фрустрация носит патогенный характер. Если невозможно удовлетворить приобретённые потребности (например, потребность ощущать свою значимость в обществе), то фрустрация не вызывает психических нарушений.

2) Наличие преграды, препятствующей достижению цели. Эти преграды могут быть: а) физические (например, стены тюрьмы); б) биологические (например, болезнь, старение); в) психологические (например, страх, интеллектуальная недостаточность); г) социокультурные (например, нормы, правила, запреты).

Выделяют три типа ситуаций, которые вызывают состояние фрустрации:

1) ситуация лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) ситуация потери (например, смерть близкого человека, потеря жилья и т. д.);

3) ситуация конфликта (например, любовный треугольник).

Психические состояния при потере, лишении и конфликте различны – агрессия и аутоагрессия, депрессия, двигательное возбуждение, апатия, стереотипия, регрессия. Можно выделить некоторые типичные состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они и проявляются каждый раз в индивидуальной форме — прежде всего, это агрессия. Типическое состояние в данном случае характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злобностью, в ряде случаев желанием на ком-то или на чем-то «сорвать зло», грубостью.

Выражением фрустрации можно считать фиксацию. Этот термин можно понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но, в противоположность агрессии, это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно; оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна. Однако фиксацию можно понимать и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать, анализировать фрустратор. Здесь уже проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – в ответ на действие фрустраторов – капризное поведение. Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность. Фрустрация может проявиться в депрессивных состояниях. Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя отождествлять с фиксацией, для которой характерна своеобразная маниакальность. Для депрессии типичны чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бы временного оцепенения. К типичным для фрустрации реакциям можно отнести регрессию. Регрессия – это возвращение к более примитивным, а нередко и инфантильным формам поведения, а также снижение под влиянием фрустратора уровня деятельности как той, которая блокируется, так и другой. Одной из типичных черт фрустрации является эмоциональность, поэтому и возникают эмоциональные реакции.

Фрустрация различается по длительности. Характеризующие фрустрацию психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или продолжительными настроениями, в некоторых случаях оставляющими заметный след в личности человека.

Фрустрация, как и всякое психическое состояние, может быть:

а) типичной для характера человека (например, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека неуверенного в себе);

б) нетипичной, но выражающей начало возникновения новых черт характера (например, агрессия может быть у человека сдержанного, но становящегося несдержанным вследствие воздействия фрустратора);

в) эпизодической, приходящей (бывают такие фрустраторы, которые у самого «мирного», спокойного человека вызывают агрессию, но это состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом).

Состояние фрустрации не ставит вопроса об освобождении виновного от ответственности за совершенное преступление, но она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего наказание в порядке ч. 2 ст. 61 УК РФ, если будет установлена в рамках экспертного исследования.

studopedia.su

Общая психология как наука

Эмоциональные состояния: тревога, фрустрация и стресс.

ТРЕВОГА — отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер» не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога восприятия. Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью (установкой) определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. Тревога как механизм развития неврозов — тревога невротическая — формируется на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики — например, от завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и прочего; она может привести к неадекватному убеждению о существовании угрозы со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и пр.

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

СТРЕСС — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений.

^ Специфика проявления аффекта, страсти, гнева и агрессии.

АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить.

Эмоции различаются по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие — низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны и др. Очевидно, что этот пестрый перечень может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций. Ниже мы попытаемся наметить отдельные тенденции и затруднения, характерные для этой проблемы. Так, Л.И. Петражицкий называл распространенное «академическое» различение собственно эмоций, аффектов, настроений, чувств, страстей, уродливой классификацией, сравнивая ее с рядом: «1) вода просто, 2) внезапный и сильный напор воды, 3) слабое и спокойное течение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому руслу». Разумеется, это справедливое сравнение не отвергает целесообразности выделения тех или иных подклассов эмоциональных явлений и направлено исключительно против попыток рассматривать их как классификацию в строгом смысле слова. Приведем пример — функциональную классификацию эмоций, которая является одной из самых разработанных. Так, обсуждая сферу смысловых образований человека, мы сталкиваемся с необходимостью различения: а) стабильных, фиксированных эмоционально смысловых переживаний; б) ситуативных, производных переживаний, вызываемых восприятием предметов. Таким образом, переживания разделяют на ведущие и производные. Ведущие переживания открывают субъекту значимость, или смысл самого предмета потребности. Они предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Ведущие эмоциональные переживания распадаются прежде всего на органические, или «низшие», и «высшие», соответствующие собственно человеческим потребностям. В отечественной литературе «высшие» ведущие переживания чаще всего выделяются в отдельный подкласс, называемый чувствами. В свою очередь, «низшие» ведущие переживания распадаются на такие, как пищевые, родительские, стадные; «высшие» – на этические, интеллектуальные, эстетические. Производные переживания возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они выражают отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим осуществление деятельности (страх, гнев).

^ Основные теории эмоций.

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций ^ П. К. Анохина . Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффек-тивной деятельности и поиски новых более успешных спосо­бов достижения цели.

^ Джеймс и независимо от него Ланге предложили «перифе­рическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигна­лов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоцио-генным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сиг­нал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил пара­доксом; «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боим­ся, потому что дрожим». Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Представляет интерес концепция Арноль­да, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выра­женным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Ар­нольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Концепция происхождения эмоций Джемса — Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные заме-

Высказанные У. Кенноном положения были развиты далее ^ П. Бардом . Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментах, выполненных на животных, удалось показать, что электрическими воздействиями на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев. В результате этих доработок концепция У. Кеннона получила новое, современное название теории эмоций Кеннона — Барда.

Следует также иметь в виду, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивные факторы. В связи с этим в последние годы были предложены новые концепции эмоций у человека, выводящие эти факторы на первый план. Одной из первой из них явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестннгсра. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т. е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие — диссонанс.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоцногенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания, возникающего у него.

^ С. Шехтер показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

Эмоции не просто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты, они еще и регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хебб, экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения в свою очередь зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, з слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.

^ Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт. Биндра выдвигает собственную концепцию о «центральном мотивационном состоянии» — комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично-видовых действий.

^ Физиологические, психологические и социально-психологические концепции.

Теория дифференциальных эмоций К.Изарда, когнитивная теория эмоций Шехтера.

И. Изард предположил, что новизна окружающей среды вызывает интерес, который, в свою очередь, способствует приспособлению. Успешное приспособление снижает возбуждение и вызывает радость, тогда как большое количество неусваиваемого материала может вызывать испуг, отвращение или страх. Таким образом, аффективные и когнитивные процессы взаимопроникают друг в друга с самого раннего начала жизни. И. Изард считает, что эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) нейронной активности мозга и соматической нервной системы; 2) деятельности поперечно-полосатой мускулатуры или мимической и пантомимической экспрессии; 3) субъективного переживания. Всего по И. Изарду существуют десять фундаментальных эмоций: 1)интерес – возбуждение; 2) удовольствие – радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев – ярость; 6) отвращение – омерзение; 7) презрение – пренебрежение; 8) страх – ужас; 9) стыд – застенчивость; 10) вина – раскаяние. Эти эмоции образуют основную мотивационную систему. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой – одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с перспективными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние. Существуют четыре основных типа мотивации по И.Изарду: 1) побуждения; 2) эмоции; 3) аффективно-когнитивное взаимодействие (эмоции сочетаются с мыслью, представлением); 4) аффективно-когнитивная структура. Побуждение – голод, жажда, усталость, боль, секс. 2. Эмоции — десять фундаментальных вышеперечисленных эмоций. 3. Аффективно-когнитивные структуры: интроверсия – экстраверсия; скептицизм; эгоизм; решительность; невозмутимость. Аффективно-когнитивное взаимодействие: эмоция – эмоция (горе – гнев; страх – стыд – вина); эмоция – побуждение ( интерес – секс; боль – страх – стыд – гнев); эмоция – аффективно- когнитивные структуры (интерес – интроверсия; удивление – интерес – удовольствие – эгоизм).

^ Шехтер и его соавторы (1966, 1971) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой, подходящей к ситуации, эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться как радость или как гнев (или как любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер (1975) предложил похожее рассмотрение эмоциональной активности. В одном хорошо известном эксперименте Шехтер и Сингер (1962) проверяли свою теорию следующим образом: в одной группе испытуемым вводили эпинефрин, вызывающий возбуждение, в другой — плацебо. Затем часть испытуемых получила «объяснение» о действии введенного препарата — либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно после этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая половина — в общество человека, находившегося в ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакой информации индивиды были более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно устойчивы. Среди испытуемых, следовавших эйфорической модели, дезинформированные или лишенные информации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верно информированная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинформация к имитации эмоционального поведения не привела. Аналогичные результаты были получены и на второй части испытуемых, оказавшихся в обществе человека, демонстрировавшего ярость. Теория Шехтера оказала огромное влияние на изучение эмоций, особенно в социальной психологии. Тем не менее рядом авторов она критиковалась. Так, Плутчик и Акс (1971) проверяли предположение Шехтера, рассматривая физиологические эффекты эпинефрина, а И. Изард поднял вопрос о том, почему повышенная аналитическая деятельность дезинформированных и вообще неинформированных групп не является объяснением возникновения эмоций. Эти испытуемые находились в незнакомой ситуации, созданной физиологическими ощущениями, которые не были объяснены или были искажены. Доказано, что в таких неопределенных ситуациях сообразительность субъектов или их тревожность могут привести к выбору чего угодно взамен продолжающейся неопределенности. Далее, если субъекты следуют модели и неосознанно имитируют ее мимические и пантомимическое выражения, то нейронная обратная связь от их выразительного поведения может вызвать наблюдаемую эмоцию. Предположение о причинной роли дифференцированной сенсорной обратной связи от комплекса лицевых изменений выглядит более убедительным, чем допущение сомнительных сигналов от недифференцированного физиологического возбуждения. Более значимым, однако, чем упомянутые опровержения, является тот факт, что два эксперимента, представляющие впервые описанные повторения эксперимента Шехтера—Сингера, не воспроизвели полученные этими авторами результаты. Маслач в неопубликованной работе показал, что гипнотически внушенное возбуждение вызывает отрицательно интерпретируемые внутренние состояния. Не все испытуемые сообщали о возникновении гнева или радости в зависимости от действия модели.

^ Информационная теория эмоций (Ш.В.Симонов. К.Прибрам и др).

Хотя наличие потребности представляет обязательное ус­ловие возникновения эмоции, оно вряд ли является единствен­ным и достаточным. Это положение явилось отправной точ­кой для построения П. В. Симоновым информационной тео­рии эмоций. Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно ко­торому отношение между эмоцией (Э), потребностью (ГТ), ин­формацией, прогностически необходимой для организации дей­ствий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенап­равленного поведения (С), выражаетсяформулой: Э = П(Н-С). Из данной формулы следует, что 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при нали­чии потребности — если система вполне информирована, что 2) при дефиците наличной информации появляется отрицатель­ная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсут­ствия информации, что 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогно­стически необходимую для удовлетворения данной потребнос­ти. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматичес­кой информации, необходимой для достижения цели (удовлет­ворения потребности).

rudocs.exdat.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation