Каган в Е Аутизм у детей

Каган в Е Аутизм у детей

Веденина М.Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. – М.: Добро, 1998, с. 9—50.

Веденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом // Дефектология, 2003, № 6.

Гилберт К., Питере Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. С. 144.

Грэндин Т., Скариано ММ. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Дидактика плюс, 2001.

Дилигенский Н.Г. Слово сквозь безмолвие. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.

Каган В.Е. Аутизм у детей.—Л.: Медицина, 1981.

Каган В.Е. Неконтактный ребенок.—Л.: Медицина, 1989.

Костин И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом // Дефектология, 1997, № 1, с. 27—35.

Костин И.А. Работа по развитию социально-бытовых навыков аутичных подростков и юношей // Дефектология, 1981, № 2, с. 52—59.

Костин И.А. Клуб подростков и взрослых с последствиями раннего детского аутизма // Дефектология, 2000, № 4, с. 63—70.

Лебединская К. С, Лукашова И.Д., Немировская СВ. Клиническая характеристика синдрома раннего детского аутизма. – СПб.: Ранний детский аутизм. / Под ред. ТА. Власовой, В.В. Лебединского, К.С.Лебединской.-М.: НИИД АПН СССР. 1981. С. 4—24.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 1 // Дефектология, 1987, № 6, с. 10—16.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение 2 // Дефектология, 1988, с. 10—15.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ. и др. Дети с нарушением общения. – М.: Просвещение, 1989.

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.—М.: Просвещение, 1991.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / Психология аномального ребенка. Хрестоматия / Под ред. В.В.Лебединского. М.К. Бардышевской. Т. 2.—М: ЧеРо, 2002, с. 486—493.

Лебединский В.В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг ММ. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Либлинг ММ. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (начало) // Дефектология, 1997, № 4, с. 80—86.

Либлинг ММ. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом (продолжение) //Дефектология, 1998, №1, с. 69—80.

Манелис HT. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы. // Школа здоровья. 1999. Т. 6. №№ 2, 3. С. 6—21

Никольская О.С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. // «Школьный психолог», приложение к газете «Первое сентября» 2002, №№ 7-9, 11.

Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг ММ. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.

Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2003.

Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

Осорина М.Б. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999.

Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение.—М.: Медицина, 2003.

Asperger H. «Autistic psychopathy» in childhood / in Autism and Asherger syndrome // Ed by U. Frith. – Cambridge: Cambridge University Press. 1991, p. 37—93.

Autism in adolescents and adults // Eds: Schopler E., Mesibov G. – NY: Plenum Press. 1983.

Autism, Nature, Diagnosis & Treatment //Ed. by G. Dawson. – N.Y. – L.: The Guilford Press, 1989.

Autism: a reappraisal of concepts and treatment / Eds: M. Rutter, E. Schopler. – New York etc., Plenum Press, 1978.

Behavioral issues in autism // Eds: E. Schopler, G. Mesibov. – New York etc.: Plenum Press, 1994.

Bettelheim B. The empty fortress. -N.Y-L: Free Press, 1967, p. 468.

Cantwell D., Bacer L, Rutter M., Family factors. // in M. Rutter, E. Schopler (Eds) Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. – NY-L.: Plenum Press, 1978, p. 269—296.

Letter V. Epidemiology of Autistic Conditions in Young Children. Part 1. Prevalence in Classic Reading in Autism / Ed by Anne M. Donnellan. – NY.—L.: Teachers College, Columbia University Press. 1985, p. 105—134.

Ornitz EM. Biological homogeneity or heterogeneity // In Rutter M., Schopler E. (edd.) – Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. – NY: Plenum Press. 1978. P. 243—250.

Ornitz EM., Ritvo E.R. Perceptual Inconstancy in Early Infantile Autism // In Classic Reading in Autism/Ed by Anne M. Donnellan.-N.Y.—L.: Teachers College. Columbia University Press, 1985, p. 142—178.

Mundy, P. Sigman, M. Specifying the Nature of the Social Impairment in Autism // Ed. by G.Dawson. – NY – L.: The Guilford press, 1989, p. 3—22.

Preschool issues in autism//Eds: E. Schopler, M. E. Van Bourgondien, M. M. Bristol. – New York etc.: Plenum Press, 1993.

Rimland B. The Etiology of Infantile autism: The Problem of Biological versus Psychological Causation. // In Classic Reading in Autism / Ed by Anne M. Donnellan. – NY.—L.: Teachers College, Columbia University Press, 1985, p. 84—104.

Rutter M. Diagnosis and Definitions. // In M.Rutter, E.Schopler (Eds) Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. – NY – L.: Plenum Press, 1978, p. 1—26.

Social behavior in autism // Eds: E. Schopler, G. Mesibov. – New York etc.: Plenum Press, 1986, p. 382.

Tinbergen E.A., Tinbergen, N. Early childhood autism: An etiological approach. Advances in Ethology // J. of Comparative ethology. Suppl. №10.—Berlin: Paul Perry, 1972.

Welch M. Holding-Time. – New York (NY): Saimon and Shuster, 1988.

WingL. Social, Behavioral and Cognitive Characteristics: An Epidemiological Approach, in M.Rutter, E.Schopler (Eds) Autism: A reappraisal of Concepts and Treatment. – NY – L.: Plenum Press, 1978, p. 47—62.

Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation. // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 1981. JVbll. P. 31—33.

www.razlib.ru

2. Башина В. М. Клиника ранней детской шизофрении: (Клинико-катамнестическое исслед.): Авто-реф. лис. д-ра мед. наук. М., 1977.41 с.

3. Башина В. М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журнал невропатологии и психиатрии. 1974. Вып. 10: 1538-42.

5. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения: Статика и динамика. М.: Медицина, 1980. 248 с.

6. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика) // http://psychiatry.ru/library/lib.

7. Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов В. С, Симашкова Н. В. и др. Организация специализированной помоши при раннем детском аутизме: (Методические рекомендации). М., 1989.

8. Башина В. М., Пивоварова Г. Н. Синдром аутизма у детей // Журнал невропатологии и психиат-. рии, 1970. Т. 10. Вып. 6. С. 941-943.

9. Беттелъхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический Проект: Традиция, 2004. 783 с.

10. Блейер Е. Аутистическое мышление. Одесса: Пол!граф, 1927. 81 с.

11. Бобкова К. А. К вопросу об интеллектуальных расстройствах при шизофрении в пубертатном возрасте // Вопросы психоневрологии детей и подростков. Т. 3. Л., 1936. С. 63—87.

13. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 9. С. 1379.

14. Выготский Л. С. К проблеме психологии шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1932. Т. 1. Вып. 8. С. 352-364.

15. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 323 с.

16. Гиляровский В. А. Профилактика нервных и психических болезней детского возраста // Гиляровский В. А. Профилактика нервных и психических заболеваний. М., 1928.197 с.

17. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М.: Гос. мед. изд., школа ФЗУ им. Арт. Халатова, 1932.229 с.

18. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М.: Госиздат, 1932.231 с.

19. Иванов Е. С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: Учеб. пособие / Е. С. Иванов, Л. Н. Де-мьянчук, Р. В. Демьянчук; МУСиРим. Р. Валленберга, Ин-тспеи. педагогики и психологии. СПб.: Дидактика Плюс, 2004.

20. Иванов ?. С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб.: МУСиР им. Р. Валленберга, 1997.

21. Каган В. ?. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981.208 с.

22. Карвасарская И. Б. В стороне: Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.70 с.

23. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. С. 153-238.

24. Лебединская К. С. Клинико-психологический подход к проблеме раннего детского аутизма в СССР. М., 1979.

25. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

26. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М , 1985.

27. Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

28. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.

29. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.218 с.

30. Международная классификация болезней (МКБ-10): Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: АДИС, 1994. 300 с.

31. Мнухин С. С, Исаев Д. Н. //Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний / Под ред. С. С. Мнухина.Л., 1969. С. 122-131.

32. Мнухин С. С, ЗеленецкаяА. Е., Исаев Д. Н. Осинлроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей//Журнал невропатологии и психиатрии. 1967.№ 10. С. 1501—1506.

33. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Пер. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-еврознак; М.: Олма-Пресс| 2003. 511с.

34. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.342 с.

35. Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2005. 224 с.

36. Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1938.

37. Осипов В. П. Курс общего учения о душевных болезнях. Берлин: Госиздат, 1923. 738 с.

38. Осипова Е. А. К вопросу о сужении группы конституциональных психопатий // Вопр. детской психиатрии. М., 1940.

39. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Ав-тореф. лис. канд. психол. наук. М., 1997.

40. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро, 1997. 496 с.

41. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М.: Мир, 2000. 656 с.

42. Ранний детский аутизм / Под ред. Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской (ротапринт). М., 1981.112 с.

43. Симеон Т. П. Невропатии, психопатии, реактивные состояния младенческого возраста. М.;Л., Гос. мел. изл-во, 1929. 256 с.

44. Соловьева 3. А. К вопросу о негативной фазе развития в пубертатном возрасте // Вопр. психоневрологии детей и подростков. Л., 1936. Т. 3. С. 43-60.

45. Сухарева Г. Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте // Вопр. педологии и детской психоневрологии. М., 1925. Вып. 2. С. 157-187.

46. ШипицынаЛ. М. Детский церебральный паралич: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред, лед., психол. и мед. учеб. заведений /Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук; Ин-т спец. педагогики и психологии МУСиР им. Р. Валленберга. М.: Дидактика Плюс: Ин-т общегуманитарных исслед., 2003. 519 с.

47. Anthony E. An experimental approach to the psychopathology of childhood autism. Brit. J. Med. Psycho)., 1958. Vbl. 31. P. 211.

48. Asperger H. Die «Autistischen Psychopaten» im Kindesalter // Arch. Psychiat. Nervenkr. 1944. Vol. 117. S. 76-136.

49. Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»?// Cognition. 198S. Vol. 21. N1. P. 37-46.

50. Campbell M., Schay J. Pervasive Developmental Disorders //Kaplan H. I., Sadock B. J. (Eds.) Comprehensive Textbook of Psychiatry. 6th ed. Baltimore: Williams and Willcins, 1995. P. 2277-93.

51. Despert L. Reflections on early infantile autism. J. Autism. A Child Schisoph., 1971, \bl. 4. P. 363.

52. Frith ?/. Cognitive development and cognitive deficit //The psychologist. 1992.N5.P. 13-19.

53. Gillberg C. Autism and autistic-like conditions // Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. London: Mac Keith Press; 1992. P. 1295-1320.

54. Gillberg СAutism: neurobiological correlates // Current Opinion in Psychiatry. 1989; 2:93-97.

55. Gillberg C, Coleman M. The Biology of the Autistic Syndromes // Clinics in Developmental Medicine. Mac Keith Press, 1992. N 126. P. 317.

56. Haznedar M., Buchsbaum M. S., Wei T.-C. etal. Am J. Psychiatry. 2000; 157(12): 1994-2001.

57. Hobson R. P. Beyond the cognition: the theory of autism // Autism: nature, diagnosis and treatment. N. Y: Guildford press, 1989.

58. Hobson R. P. The autistic child’s appraisal of expression of emotion //J. of child psychology and psychiatry. 1986. Vol. 27. P. 321-342.

59. KannerL. Autistic disturbances of affective contact// Nervous Child. 1943. Vol. 2. P. 217.

60. Krevelen van Am. D. On the relationship between Early Infentile autism and autistic Psychopathy // Acta Paedopsychiatrica. 1963. \fel. 30. N 9-10. P. 303-323.

61. Lutz I. Toward better understanding of infantile autism as a disturbance of Ego activity and Ego imprint // Int. J. Ment. Health. 1974. Vol. 3. N 1. P. 74.

62. MahlerM. S. Symbiose und Individuation. Stuttgart: Klett, 1972.

63. Mahler M., Purer M., Settlage C. Sever Emotional Disturbances in Childhood: Psychosis The Syndrome of Infantile Autism (Kanner)//American Handbook of Psychiatry. N.Y., 1959. Vol. 1. P. 824-830.

64. MeltyffA. N., Gopnik A. The role of imitation in understanding persons and developing a theory of mind // Understanding other minds: perspectives from autism. Oxford, 1993.

65. Nissen G. Early infantile autism // Arch. Psychiat. Nervecr., 1963. \fol. 204, N 6. P. 531.

66. Rimland B. infantile autism. New York: Appleton Center-Crafts. 1964.

67. Rutter M. Child schizophrenia reconsidered // J. Autism. Child Schizophrenia. 1972. Vol. 4. P. 315.

68. Rutter M., Maughan В., Martimore P., Outston J. Fifteen Thousand Hours: Secondary Schools and Their Effects on Children. Cambridge, Massachusetts. Harvard University Press, 1979.

69. Smalley S. L. Autism and genetic. Autismus bei Kindern. Berlin; Hamburg, 1988.

70. Weber D. Autistische syndrom // Psychiatrie der Gegenwart. Berlin: Springer, 1988. Vol. 7. S. 57-87.

71. WingL. Early childhood autism. Oxford, 1976.

texts.news

АУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)

Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку. Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.

Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.

По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Лечение и исход заболевания.

Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

www.krugosvet.ru

Подборка книг и статей по Аутизму [DOC, PDF]

Majtreya · 19-Июн-10 14:38 (7 лет 10 месяцев назад, ред. 19-Июн-10 14:45)

Формат : DOC, PDF

Описание : Родители детей с диагнозм аутизм остро нуждаются в литературе, где были бы описаны практические рекомендации обучения и взаимодейстивя с особым ребенком. Данная подборка книг призвана хоть как то восполнить информационный голод.

Материал будет полезен родителям детей-аутистов, психологам, педагогам и дефектологам.

Рамачандран В. и Оберман Л. «Разбитые зеркала: Теория аутизма» (статья из журнала «В мире науки» №3-2007 (16 стр.) .DOC

Аутичный ребёнок — проблемы в быту (методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков) (73 стр.) .DOC

Башина В.М. Ранний детский аутизм (7 стр.) .DOC

Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом (5 стр.) .DOC

Башина В.М., Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом (7 стр.) .DOC

Бейкер Б.Л. Путь к независимости (Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам) (249 стр.) .DOC

Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика (84 стр.) .DOC

Вейс Т.Е. Ранний детский аутизм (20 стр.)

Гилберт К., Питере Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие (75 стр.) .DOC

Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (84 стр.) .DOC

Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие (47 стр.) .DOC

Дольто Ф. Исцеление аутистов (11 стр.) .DOC

Егорова Е. Человек дождя не вырастет в России (6 стр.) .DOC

Занятия по модификации поведения для аутичных детей (84 стр.) .DOC

Иванов Е.С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция (40 стр.) .DOC

Из родительского опыта (13 стр.) .DOC

Йоханссон И. Особое детство (98 стр.) .DOC

Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей (33 стр.) .DOC

Каган В.Е. Детский аутизм: медицинский и немедицинский подходы (3 стр.) .PDF

Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми (29 стр.) .DOC

Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье (3 стр) .DOC

Костин И.А. Клубная форма работы с подростками и взрослыми с последствиями синдрома РДА (17 стр.) .PDF

Костин И.А. Особенности оказания помощи в адаптации в подростковом возрасте (13 стр.) .DOC

Морис К. Услышать Голос Твой. История Триумфа Одной Семьи Над Аутизмом (227 стр.) .DOC

Ловаас Книга Я (115 стр.) .DOC

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом (208 стр.) .DOC

Мастюкова Е.М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме (13 стр.) .DOC

Медведева Т.П. Творческая мастерская для детей и родителей (17 стр.) .DOC

Бардышевская М.К., Бардышевскпй Н.В., Львова И.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведннкова Н.И., Шарова Г.В. Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ (72 стр.) .DOC

Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей. (6 стр.) .DOC

Морозова С.С.Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах (201 стр.) .DOC

Морозов С., Морозова Т. Детский аутизм (7 стр.) .DOC

Назлоян Г.М. Аутизм. Границы понятия (13 стр.) .DOC

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М Аутичный ребёнок: пути помощи (116 стр.) .DOC

Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. (215 стр.) .DOC

Никольская О. С., Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская Дети и подростки с аутизмом: психологическое сопровождение (118 стр.) .DOC

Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом (3 стр.) .PDF

Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком (145 стр.) .DOC

Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. (137 стр.) .DOC

Понимание аутизма. Физиологический базис и биомедицинское вмешательство в ранний детский аутизм. (42 стр.) .DOC

Потехина Т.Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения (23 стр.) .DOC

Никольская о., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе (16 стр.) .DOC

Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми (75 стр.) .DOC

Сатмари П. Дети с аутизмом (104 стр.) .DOC

Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети (129 стр.) .DOC

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Часть 2: психотерапия детского аутизма (48 стр.) .DOC

Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми (4 стр.) .DOC

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма (61 стр.) .DOC

Черкасская А.А. Занятия с аутистами в Эрмитаже (3 стр.) .DOC

Шипицина Л.М.,Первова И.Л. Социальнае реабилитация детей с аутизмом (21 стр.) .DOC

Шипицина Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия (113 стр.) .DOC

Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (159 стр.) .DOC

Эванс К. Арт-терапия для детей с аутизмом (12 стр.) .DOC

Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. (88 стр.) .DOC

rutracker.org

Психологическое исследование синдрома раннего детского аутизма и его коррекция тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Сотникова, Алла Пантелеевна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Сотникова, Алла Пантелеевна

Глава I. Теоретический анализ подходов к синдрому раннего детского аутизма и его коррекции.

1.1. Развитие понимания проблемы детского аутизма и его коррекции.

1.2. Я-отрицательное как один из центральных психологических механизмов раннего детского аутизма .

Глава 2. Методы исследования и результаты диагностики.

2.1. Методы диагностики.

2.2. Характернейтка изучаемых детей.

Глава 3. Психологическая коррекционная работа.

3.1. Цель, задачи, методы, содержание психокоррекции .

3.2. Обсуждение результатов психокоррекционной работы.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологическое исследование синдрома раннего детского аутизма и его коррекция»

Ранний детский аутизм в течение последних десятилетий привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен как определенными достижениями в области клинического изучения синдрома р.д.а, так и малой разрешенности неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.

Актуальность данной проблемы определяется причинами разного порядка.

Во-первых» достаточно высокой распространенностью р.д.а: 6-10 на 10 ООО детей (LWin ajL’9 направление, определяющее аутизм как эмоциональное нарушение, вырабатывающееся в настоящее время в определенную психологическую школу, представителями которой являются В.В.Лебединский, 0.С„Никольская, В.М.Ба-шина, В.Е. Каган и др.

Многообразие теорий, объясняющих механизмы возникновения данной патологии с совершенно различных позиций, мнение специалистов о том, что вероятнее всего невозможно наПти общее основание для объяснений психологическом природы синдрома раннего детского аутизма , важность задачи оказания наиболее эффективной помощи аутичным детям обусловили актуальность теш нашего исследования.

Пель исследования: выявление механизмов нормирования синдрома р.д.а. и создание методики психокоррекционной работы, направленной на преодоление его симптомов.

Объект исследования: дети, страдающие синдромом раннего детского аутизма.

Предмет исследования: механизм формирования симптомов синдрома р.д.а.

Гипотеза исследования состояла в том, что, во-первых, одним из основных механизмов, нормирующих и поддерживающих симптоматику аутизма выступает Я-отрицательное, важнейшей характеристикой которого является отсутствие потребности в выделении и утверждении себя в системе человеческих отношений; во-вторых, исходя из этого мы полагаем, что используя методы работы, направленные на формирование Я-положительно-го, создание позитивного опыта общения, взаимоотношений и деятельности, мы можем снизить проявления симптомов раннего детского аутизма (негативизма, агрессии и т.д.) и способствовать социальное адаптации аутичных детей.

Для реализации Поставленной цели, а также проверки выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1). Изучить разработанность данной проблемы и ввделить подходы и методы коррекции синдрома р.д.а.;

2) выявить механизм формирования симптомов синдрома р.д.а., разработать соответствующие методы диагностики;

3) исследовать основную симптоматику раннего детского аутизма;

4) разработать методику коррекционнои работы, направленную на преодоление симптомов синдрома р.д.а.;

5) разработать некоторые методические рекомендации для практических психологов о причинах и механизмах возникновения данной патологии и способах коррекции симптомов синдрома р.д.а. с целью психопрофилактики и психокоррекции данном аномалии психического развития.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались методы: тестирование, наблюдение, беседа, методы психологической коррекции.

В качестве испытуемых выступили ’22 ребенка с синдромом р.д.а. в возрасте 5-8 лет. С 14-ю из них проводилась психо-коррекционная работа в течение 1-2 лет на базе Центра лечебной педагогика города Москвы.

Центральным понятием в работе является раннего детского аутизма.

Общепринятыми клиническими критериями синдрома раннего детского аутизма или "синдрома Кайнера" являются:

— отсутствие или ослабленное проявление "комплекса оживления" к людям и его наличие по отношению к неодушевленным предметам;

— экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самими близкими людьми, отсутствие "контакта глаз" в общении;

— амбивалентность аффекта с одновременным переживанием удовольствия и страха;

— склонность к ритуализацаи поведения и стереотипным действиям, которые проявляются в консервативных отношениях с даром, страхе изменение в нем;

— особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не ввязанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций (О.С.Никольская, 1985).

Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выделен и изучен один из важнейших центральных механизмов, лежащий в основе симптоматики аутизма.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что на основе определенного понимания синдрома раннего детского аутизма разработана система психокоррвкцаонной работы, а также методические рекомендации для практических психологов по применению данной методики с целью социальном адаптации аутичных детей.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Сотникова, Алла Пантелеевна

Результаты работы подтвердили гипотезу о Я-отрицатель-ном как о центральном механизме синдрома раннего детского х Методы, соответствующие этапам психокоррекционной работы представлены в приложении. аутизма , преодоление которого ведет к снятию обусловленных им симптомов аутизма (негативизма, агрессии, "стены" между ребенком и миром людей, "слепоты" на мир человеческих отношений) и формированию Я-положительного, а также накапливанию опыта обшения, отношений и деятельности теперь уже на основе реализации Я-положительного.

1. Результаты изучения аутичных детей, их .диагностики и психокоррекционной работы доказали гипотезу о том, что центральным механизмом синдрома раннего детского аутизма является Я-отрицательное, которое заключается в отсутствии потребности в выделении и утверждении себя в мире людей.

-С одной стороны Я-отрицательное — это центральный механизм, который формируется вследствие определенных первичных дефектов Ц.Н.С. этих детей. С другой стороны Я-отрицательное обуславливает симптоматику аутизма: уход от общения, выстраивание "стены" между собой и человеческим миром, агрессию и негативизм, "слепоту" на мир людей.

2. Содержание и этапы психокоррекционной работы с этими детьми связаны с учетом этого механизма, направлены на постепенное преодоление Я-отрицательного, формирование Я-положительного ребенка и его реализации в опыте ребенка.

3. Наличие у ребенка Я-отрицательного является важнейшей причиной необходимости использования методов игровой терапии, которые позволяют, не затрагивая сразу и непосредственно Я ребенка, накапливая положительный опыт общения и деятельности, в то же время осуществлять постепенные преобразования Я ребенка, его самосознания.

4. Использованные нами этапы и содержание психокоррекционной работы привели к постепенному преодолению Я-отрицательного, формированию Я-положительного и на его основе становлению положительного опыта обшения, отношений и деятельности.

В психокоррекционной работе мн решали следующие задачи, используя определенные приемы:

I этап. Его задачей является снятие, преодоление у ребенка ощущения угрозы вторжения в его Я, установление контакта с ребенком.

Применяется прием — "игра рядом" в ситуации психолог -ребенок. На протяжении всей коррекционной работы используются приемы опосредованного обращения к ребенку; отсутствует обращение к ребенку по имени.

П этап. Его задачей является введение психологом элементарных действий, которые побуждают ситуативную ответную реакцию ребенка.*

Ш этап. Его задача — "одушевление" игрушек. Это означает начало реализации Я ребенка в действии и отношении с "одушевленными" персонажами.

IV этап. Задачей его является разыгрывание различных ситуаций, введение речевого общения между игрушками.

V этап. Его задача — развенчивание Я-отрицательного и утверждение Я-положительного наряду с накапливанием положительного опыта общения, совместных действий.

VI этап. Его задачей является переход от общения посредством игрушек к непосредственному обшению психолога с аутичным ребенком.

УП этап. На нем решается задача отработки навыков общения, игр, отношений с другими детьми, занятий, сначала с помощью .психолога.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сотникова, Алла Пантелеевна, 1995 год

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии , М.; 1994.

2. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Канне-ра. Журн, невропатол, и психиатр., 1974, в. 10.

3. Башина В.М, Катамнез больных с синдромом раннего инфантильного аутизма. Журн. невропатол. и психиатр., 1977, в. 10.

4. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. М.; Медицина, 1980.

5. Башина В.М., Пивоварова Г.Н. Синдром аутизма у детей (лит. обзор). Журн, невропатол. и психиатр., 1970, в. 6.

6. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Алеф", 1992,6, Блюмина М.Г. Шизофреноподобный вариант фенилкетенурии.-ЗВурн. невропатол. и психиатр., 1975. в. 10.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.; Педагогика, 1968.

8. Вейс Т.Й. Опыт работы в Кэмпхилл-общинах. М., 1992.

9. Венгер Л,А. Восприятие и обучение. М.; Просвещение, 1969,

10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии, М.; Просвещение, 1973.

11. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. -М.; Медицина, 1971.

12. Вроно М.Ш. О раннем детском аутизме (синдром Каннера).-Педиатрия, 1976, № 7.

13. Вроно М.Ш., Башина В.М, Синдром Каннера и детская шизофрения. Журн. невропатол. и психиатр., 1С75, в. 0.

14. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.; Издание экспериментального дефектологического института, 1936 (ротапринт).

15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.; Педагогика, 1956.

16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.; Педагогика, I960.

17. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч., т.4. М.; Педагогика, 1984.

18. Выготский Л.С. Основы дефектологии, дефект и компенсация. Собр. соч., т.5, М.; Педагогика, 1983.

19. Выготский М.С. Развитие игры в детском возрасте. -Ж. «В.П.», 1966,

20. Гиппенрейтер М.В. Некоторые особенности перцептивного развития аутичных детей. Дипл.работа МГУ, 1981.

21. Гуревич М.О. К учению о шизофреноподобнок конституции.-Сб.: "К детской психологии и психиатрии". Ред. М.О.Гу-ревич. Орел; Госиздат, 1922.

22. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В кн.: Принцип развития в психологии. — №.; Наука, 1978.

23. Запорожец А.В., Венгер Л.А. (ред.). Восприятие и действие. М.; Просвещение, 1967.

24. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М.; МГУ , 1969.

25. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. -М.; МГУ, 1971.

26. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии, М.; МГУ, 1973.

27. Исаев Д.Н. Диагностика шизофрении у детей и подростков.- В кн.: Алкогольные и экзогенно-органические психозы.- JI.; Медицина, 1978.

28. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Шизофрения и аутистические синдромы у детей. Сб.: У1 Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. Всесоюзное об-во невропатол. и психиатр.-М.; 1975, т.З.

29. Каган В.Е. Диагностика и лечение аутизма у детей. Метод, рекомендации, Л.; 1976 (ротапринт).

30. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.; Медицина, 1981.

31. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М., Бук-мастер, 1993.

32. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.; Медицина, 1971.

33. Кудрявцева В.П. Нарушения речи у детей при шизофрено-‘ подобных синдромах (значительная задержка развития),-В кн.: Вопросы психиатрии. М.; Медицина, 1956.

34. Кудрявцева В.П. К вопросу о дефектных состояниях у детей младшего школьного возраста, заболевших шизофренией в раннем возрасте. В кн.: Клиника, патогенез и лечение нервно-психических заболеваний.-М.;Медицина,1970.

35. Лебединская К.С., Дукашова И.Д., Ыемаровская С.В. Коническая характеристика синдрома раннего детского аутизма. В сб.: Ранний детский аутизм . Ред. Т.А.Власова, В.В.Лебединский, К.С.Лебединская. — М.; 1981 (ротапринт ) „

36. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. М.; 1989.

37. Лебединский В.В. Роль асинхронна развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении. Вестник МГУ, серия 14 Психология, 1980, № I.

38. Лебединский В.В., Никольская О.С, Патопсихологическая структура раннего детского аутизма. С.: Ранний детский аутизм. Ред. Т.А.Власова, В.В.Лебединский, К.С.Лебединская. — М.; 1981 (ротапринт).

39. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ-линг. Эмоциональные нарушения в детском возрасте ж их коррекция. М.; 1990.

40. Лебединский В.В., Новиков Е.Ю. О формировании понятий у детей, больных шизофренией. Журн. невропатол. и психиатр., 1975, в. II.

41. Лебединский В.В., Ояихейко О.С. (Никольская). Игротерапия при шизофрении раннего детского возраста. Журн. невропатол. и психиатр., 1972, в, II.

42. Лебединский В.В., Спиваковекая А.С., Раменская О.Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией. Дефектология, 1974, № 4,

43. Лукашова И.Д. Анализ генетических и средовых причин раннего начала шизофрении. Автореф. дис, канд.мед. наук. — М.; 1973.

44. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Ы.; МГУ, 1973.

45. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношении. -М.; 1994.

46. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего инфантильного аутизма или синдроме Каннера. -Журн. Невропатол, и психиатр., 1967, в, 10.49. lipoma B.C. Проблемы генезиса личности. М.; 1985.

47. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе, М.; Просвещение, 1990.

48. Нешровская С.В. Основы медикаментозной терапии раннего детского аутизма. В сбв: Ранний детский аутизм. Ред. Власова Т.А., Лебединский В.В., Лебединская К.С. -М.; 1981 (ротапринт).

49. Непомнящая Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.; 1978.

50. Непомнящая Н.И. О целостном подходе в психологии. Системные исследования. М.; 1987.

51. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. -М.; Педагогика, 1992.

52. Никольская O.G. Психологическая коррекция раннего детского аутизма» З^грн. невропатол. и психиатр., 1980, в. 10.

53. Никольская О.С. Психологическая характеристика и психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма. В кн.: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития.Ред. К.С.Лебединская.-М.; Педагогика, 1982.

54. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Ульянова Р.К. ГГсихоло-го-педагогическая коррекция раннего детского аутизма.-В кн.: "Ранний детский: аутизм". Ред. Власова Т.А., Лебединский В.В., Лебединская К.С.- М., 1981, (ротапринт).

55. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. -МА, 1978.

56. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. /Под ред. М,И.Лисиной.- М., 1974.

57. Орлов ЮАМ. Самопознание и самовоспитание характера.- М., Просвещение, 1987.

58. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./Под ред, Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера. М., 1988.

59. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., Интел: Гех, 1995.

60. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии.//Вопросы психологии, 1984, № 4.

61. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью.//Вопросы философии, 1982, Jfc 3.

62. Плаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М., 1932.

63. Плаже Ж. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1969.

64. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития.//Вопросы психологии, 1994, Jfe I.

65. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М., Медицина, 1974.

66. Поляков Ю.Ф., Мелешко Т.К., Алейникова С.М. Изучение особенностей формирования аномалий мышления. Журн. невропатол. и психиатр., 1980, в. I.

67. Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И.Анциферовой. M.t 1978.

68. Психология формирования и развития личности. /Под ред. Л.И.Анциферовой. М.t 1983.

69. Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. М,, 1964.

70. Раттер М. Помощь трудным детям. М., Прогресс, 1987.

71. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. /Под ред. М.В. Равич-Щербо. М., 1988.

72. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

73. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. M.t 1957.

74. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

75. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действи! у детей в процессе обучения. М., 1987.

76. Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. -М., АМН СССР. Ин-т психотерапии. М., 1949.

77. Смирнова Е.О., Рошка Г.И. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни.//Вопросы психологии, 1987, $ 3.

78. Соотношение биологического и социального в человеке. /Под ред. В.М.Бавдикова, Б.Ф. Ломова . М., 1975.

79. Спиваковскал А.С. Психологические всследования игровой деятельности детей, страдающих шизофренией. Автореф. дисс. канд. психол . наук. — Ы., 1974.

80. Спиваковскал А„Св Нарушения игровой деятельности.1. МГУ, 1980.

81. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. /Вопросы психологии. -1981, Л 2.

82. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореф. дис. докт, психол. наук. Тбилиси, 1984.

83. Сухарева Г.Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии.-М., Медгиз, 1925, в. 2.

84. Сухарева Г.Е. К проблеме структуры и динамики детских конституциональных психопатии ( шизоидные формы). -Журн, невропатол, и психиатр., 1930, в, 6.

85. Сухарева Г.Е» Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. Журн. невропатол, психиатр., 1970, в. 10.

86. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.-М., Медицина, 1974.

87. Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста.//Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.

88. Тугаринов В.А. Личность и общество, М., 1965.

89. S3. Уайт Б. Первые три года жизни. М,, 1982.

90. Усова А.П. Творческие игры дошкольников. М., Учпедгиз, 1947,

91. Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх,//Дошкольное воспитание, 1964, № 5.

92. Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе,//Вопросы психологии, 1981, & 6.

93. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе„//Вопросы психологии, 1985, $ 6,

94. Фельдштейн Д.И, Психология развития личности в онтогенезе, М., 1989х

95. Фельдштейн Д.И. К проблеме социального развития личности, //Вопросы психологии, 1990, 1& 3.

96. Фигурин М.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М,, 1949.

97. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве./Канд. дис. М,, 1948.

98. Фрейд А. Норма и патология детского развития. Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., 1980.

99. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". М., 1926.

100. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. М., Наука, 1913.

101. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., Прогресс, Универс., 1993.

102. Чистякова М.И, Психогимнастика. ж*, Просвещение, 1990,

103. Шорохова Е.В. Тенденции исследовании личности.//Проблемы психологии личности. М., 1989.

104. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.

105. Эйдемиллер Э.Г., Ностицкий В.В.Семейная психотерапия. -Л., Медицина, 1990.

106. НО. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., I960.

107. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

108. Эльконин д.Б.,Коссаковски А. Основные этапы психического развития. М„, Педагогика, 1978.

109. Юрьева О.П. 0 типах дазонтогенеза у детей, больных шизофренией. Журн. невропатол. и психиатр., 1970, в.8.

110. Юрьева О.П. Клиника вялотекущей шизофрении у детей и подростков. Автореф. дисс. доктора мед. наук. — М., 1971.

111. Юстицкий В.В., Эйдемиллер Э.Г. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями’, акцентуациями характера, неврозами и неврозопо-добными состояниями. Методические рекомендации. I., 1987.

112. Юстицкий В.В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям.// Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Вильнюс, 1977.

113. Юстицкий В.В., Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия . -Л., Медицина, 1990.

114. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

115. Bartak L., Rutter M., Special educational treatment of autistic children: A comparative study. J. of Child Psychol, and Psychiat. 1973, v 14, pp.161-179.120.

116. Berlin J.M., Psychotherapheutic Work with Parents of Psychotic Children, in Rutter M., Scholper E. /eds/ Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment, -NY-L.: Plenum press. 1978, pp.303-312.121.

117. Bettelheim B. The empty fortress. -NY-L: Free press 1967, 468 p. 122.

118. De Myer, m, Barton, S., De Myer, W., Nort, J., Allan, J., Steele, R., Prognosis in autism. A follow-up study-J. of Autism and Child Schizophrenia. 1973, v 3, pp. 199-245.123.

119. Des Lauriers A., Play, Symbols and Development of Language, in Rutter M., Schopler E., /eds/ Autism: A Reappraisal of124.

120. Despert L. Some consideration relating to the genesis of autistic behavior in children. -Am. J. of Orthopsychiatry. 951, v.21, pp.335-350.125.

121. Howlin P., The Assesment of Social Behavior, in Rutter M.,

122. Schopler E. /eds/ Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. NY-L,

123. Plenim Press. 1978, pp 63-70.126.

124. Hutt S.J., Hutt C., Lee D., Ounsted C., A behavioual and electroencephalographic study of autistic children.- J. Psychiatric Research. 1965, v. 3, pp. 181-197

125. Kanner L., Autistic disturbances of affective contact. -Nervous Child. 1943, v 2, pp. 217-250.128.

126. Ornitz E. Development of sleep patterns in autistic children.

127. C.D. Clemente, D. Purpura and F. Mayer /eds/. Sleep and the maturingnervous system. -NY: Acad. Press, 1972, pp. 148-164131.

128. Rimland B. Infantile autism. -NY.: Appleton-Centure-Crofts. 1964, 282 p.132.

129. Rutter M., Diagnosis and Definition, in Rutter M., Schopler E. /eds/ Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. Plenum press. -NY-L: 1978, pp. 1-26.133.

130. Tinbergen E., Tinbergen N., Early choldhood autism un etiological approach. -10 Supplement to J. of Comparative Ethology: Paul Parey-verlag.- Berlin-Humburg. 1972, p.117.134.

131. Wing L. Diagnosis, Clinical Description and Prognosis, in L.Wing /eds/ Early choldhood autism /2d ed/ -Oxford: Pergamon press. 1976, pp. 15-64

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation