Как отличить зпр от умственной отсталости

Умственная отсталость и аутизм

Вопрос о том, что происходит с проблематичным ребёнком, волнует родителей, врачей и педагогов. Случаи могут быть самыми странными и атипичными, а ребёнок и есть ребёнок — «достучаться» до него не так уж и просто. Однако специалисты знают о том, что существуют нозологические единицы. Обособленны они в первую очередь для того, чтобы за постановкой диагноза появилась адекватная схема терапии или коррекции состояния. Диагнозы же ставятся по принципу «чего больше, что ярче, что смутно присутствует, а чего нет вовсе». Выявляются основные симптомы или признаки и уже они соотносятся с синдромом, болезнью или расстройством. Так, аутизм не только может быть, но непременно в какой-то мере присутствует при шизофрении, но это не означает, что у ребёнка аутиста шизофрения. Тем не менее, некоторые люди так странно устроены, что не только мамочки, но и учителя или воспитатели детских садов утверждают, что аутизм это шизофрения. Мнение совершенно не соответствует действительности, и говорить тут не о чём.

Возьмём три основные проблемы, которые вызывают путаницу. Про шизофрению просто забудем, поскольку детская шизофрения встречается крайне редко, редчайшие случаи. Чаще же всего на повестке дня вопрос:

  • задержки психического развития;
  • аутизма;
  • умственной отсталости.
  • Не нужно думать, что сами состояния так уж похожи, если описывать их особенности словами. Скорее — похожи дети с какими-то явными или подозреваемыми отклонениями. Молчать часами, быть малоконтактными, или вообще ушедшими в себя целиком, или, напротив, гиперактивными они могут в силу самых разных причин. Если за психическими и интеллектуальными отклонениями стоит какая-то явная, видная глазами, подтверждённая клиническими исследованиями болезнь, то тут, с точки зрения диагностирования, всё намного проще. Если же это нечто, что имеет черты аутизма, а при этом уровень IQ не высок, наблюдается неспособность ребёнка справляться с задачами, которые не составляют особого труда для сверстников, то диагносту может потребоваться изрядно потрудиться. Это может быть вообще всё, что угодно, хоть одни из симптомов детской эпилепсии. Мы не ставим перед собой целью написать практическое руководство по диагностике и лечению проблем интеллектуального и психического развития у детей. Поэтому сразу укажем на главное в этих трёх состояниях…

    Умственная отсталость и аутизм

    Детский аутизм — выражается преимущественно в самоотстранённости ребёнка от коллектива, построение стены отчуждения. При этом он стремится упорядочить всё вокруг себя, не любит новизны, может быть агрессивным. Даже если он активен, то преимущественно сам по себе. Общаются аутисты чаще всего с людьми, которым делают исключение. Обычно — один или двое, к примеру, мама и тётя психолог. Аутизм может быть вызван органическими заболеваниями головного мозга или другими причинами. Существуют атипичные формы, при которых наблюдается умственная отсталость, однако есть и атипичные варианты без неё.

    Аутизм с умственной отсталостью — это такая же умственная отсталость, как и всякая другая, но на первом месте в индивидуальной картине находятся черты аутизма.

    Задержка психического развития

    В виде обособленной нозологической единицы не существует. Это понятие, которое отражает нестандартное, искажённое формирование когнитивности, чаще выражается в виде недостаточного для возраста уровня развития речи и мышления, или в виде расстройств эмоционально-волевой сферы. В отличие от олигофрении, вызванной органическими причинами, такое состояние чаще всего является обратимым. Спустя какой-то срок ребёнок может восстановить речевые навыки, способность обучаться и выровнять свои эмоции. Однако это верно в основном для ситуаций, когда задержка вызвана психогенными причинами.

    Так в чём же разница?

    Отличие аутизма от ЗПР в том, что в последнем случае чаще всего наблюдается инфантилизация, а не нежелание устанавливать контакт с кем-либо. Но возможны любые смешанные варианты течения. Устанавливать, что это — аутизм или задержка развития, искать отличия можно только в силу выработки адекватной схемы коррекции. К примеру, если имеются специфические расстройствами учебных навыков и задержка речевого развития, а всё это сочетается с задержкой развития интеллекта, то ребёнку нужны особые виды коррекции, включая занятия с логопедом. Ребёнок аутист при этом во всём том не нуждается. Он не общается со сверстниками или учителями, но прекрасно говорит дома и с его речью всё хорошо.

    Во всех случаях не следует ждать, что вот тут будет чёткий список признаков аутизма, а вот тут ЗПР, и будет видно в чём разница. Дети с ЗПР могут по внешним признакам быть такими же аутистами. Причина же может лежать в том, что они стесняются того, что плохо говорят или опасаются насмешек, неприятия коллективом. Аутистов же с ними роднит то, что они тоже могут иметь низкий или какой-то особый статус умственного развития. Чего-то они не понимают, не любят, а что-то готовы делать снова и снова. И это что-то может быть достаточно сложным для других их сверстников.

    Всё то, что вмещает в себя понятие «задержка развития» может быть следствием различных соматических болезней, включая болезни матери до родов, во время беременности. И это более роднит ЗПР с олигофренией, а дети и взрослые с умственной отсталостью достаточно часто становятся аутистами по неволе.

    Чистый аутизм можно было бы назвать сознательным выбором ребёнка, этим в основном и состоит отличие олигофрении, ЗПР. При задержке в развитии дети просто такие, но они хотели бы быть другими. Впрочем, далеко не факт, что стать такими же, как и все другие, не хотят аутисты в школьном возрасте.

    Практика показывает, что существует определённый водораздел. При необратимом поражении каких-то участков головного мозга не имеет никакого смысла пытаться добиться от ребёнка того, чтобы он стал таким же, как все, как будто бы у него нет и не было расстройства или болезни. В остальных случаях грамотные занятия, часто индивидуальные, могут серьёзно улучшить ситуацию. Ребёнка в состоянии имбецильности нужно воспринимать таким, каким он получился. А вот со многими аутистами, детьми с задержкой психического развития и подозрениями на умственную отсталость лёгкой степени очень даже нужно работать в плане их развития и коррекции ситуации.

    psycholekar.ru

    Чем отличается олигофрения от задержки психического развития?

    Олигофрения представляет собой синдром врожденного или приобретенного недоразвития интеллекта, нарушения психического развития. У больных с диагнозом олигофрения симптомы отличаются в зависимости от степени умственной отсталости, характерной для этой патологии.

    Проявления и степени олигофрении

    Основные признаки олигофрении включают:

  • Отставание умственного, физического, психического развития.
  • Недоразвитие речи.
  • Нарушение абстрактного мышления.
  • Нарушение узнавания людей.
  • Затруднение или невозможность выполнения элементарных навыков самообслуживания.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Важно! Выявить признаки олигофрении у детей можно еще в детском возрасте. Такие дети отличаются вялостью, у них позже проявляются эмоции.

    Представляет собой наиболее простую, легкопротекающую психическую недоразвитость. Нарушение абстрактного мышления проявляются неспособностью к обобщению предметов, событий, объедения их по какому-либо признаку. Больные не могут видеть ситуацию целиком. Они определяют только внешние очевидные стороны

    Нарушается зрительное восприятие предметов, ориентирование их относительно пространства. Это значительно тормозит возможность ознакомления с окружающим их миром и его познание. С большим опозданием происходит становление речи. Решение примитивной задачи сводится к методу проб и ошибок, которые многократно повторяют.

    Такие дети могут обучаться в школе. Однако им крайне сложно воспринимают материал. Лишенные пытливости ума, не могут создать своего мнения, поэтому часто придерживаются мнения других. Попадая, таким образом, легко под полное влияние, внушение. Математика является для них чрезвычайно сложным предметом.

    Несмотря на то, что больные олигофренией не могут осуществлять анализ ситуаций, не исключено их относительно комфортное ориентирование в привычных ситуациях. Возможно усиление проявления примитивных инстинктов. Это может проявляться вульгарным распущенным поведением.

    По характеру они могут быть как добродушными и приветливыми, так злобными, агрессивными и мстительными. Могут быть как малоподвижными, так и иметь повышенную двигательную возбудимость. Несмотря на выраженные нарушения психического развития при олигофрении у детей, симптомы соматических нарушений у них не определяются.

    Это средняя степень нарушения психического развития. Такие дети очень поздно начинают говорить. Речь их так и остается недоразвитой. Они не могут произносить сложных фраз. Выражения их просты и примитивны. Недостаток слов они компенсируют жестами и эмоциональной мимикой.

    Считать они если и научаться, то это закончиться пальцами одной руки. Координация их движений нарушена. Они размашисты, резкие, неуклюжие. Такой ребенок поздно начинает держать голову, садиться, ходить.

    Такие больные испытывают большие трудности в элементарном самообслуживании. Самостоятельно есть, пить для них проблематично, поэтому они нуждаются в посторонней помощи. Однако их можно обучить элементарным действиям, которые они будут выполнять благодаря тренировкам и подражанию.

    Абстрактное мышление исключается. Таких детей можно научить отличать предметы, изображения, однако собрать их, объединив каким-то признаком для них невозможно. Отсутствие воли. Даже примитивное задания такой ребенок может выполнить только под контролем. Без него отвлекается и забывает о том, что делал. В поведении нередки эмоциональные вспышки разной эмоциональной окрашиваемости. Такие бальный часто очень привязаны к близким.

    Это самая тяжелая олигофреническая степень. У таких больных сильная умственная отсталость. Они абсолютно необучаемы. Движения их неуклюжи и не целенаправленны. Речь либо отсутствует, либо имеет место в виде произношения коротких слов. Эмоции проявляются только простейшие: одобрение или негативизм. Как правило, они малоподвижны, не контролируют мочеиспускание и дефекацию.

    Причина идиопатии в генетических повреждениях. У таких людей имеются органические патологии головного мозга, которые проявляются сопутствующими неврологическими нарушениями, дефектами органов чувств, аномалиями формирования и развития внутренних органов. Им необходим постоянный уход, опека. Проявления олигофрении отличаются не только по степеням, но и индивидуальны для каждого больного.

    Олигофрения не является синонимом задержки психического развития. В отличие от ЗПР, олигофрения характеризуется тотальным недоразвитием мозговых функций, в то время как при ЗПР недоразвитие имеет мозаичный характер. Кроме того, при ЗПР преобладает эмоциональное, а не интеллектуальное недоразвитие.

    Такие дети гораздо легче подаются обучению и при определенной настойчивости и старании они могут достигать вполне нормального уровня интеллекта. Кроме того, при олигофрении у больных не наблюдается способности понимать и использовать принципы решения интеллектуальных задач, переносить их на аналогичные задания.

    При олигофрении реабилитация больных предусматривает их лечение, обучение элементарным навыкам самообслуживания и, по возможности трудовым навыкам. Помощь им должна осуществляться в психоневрологических кабинетах поликлиник, диспансерах.

    golmozg.ru

    Как отличить зпр от умственной отсталости

    Приветствую Вас Гость | RSS

    • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
    • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
    • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
    • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
    • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
    • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
    • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
    • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
    • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)
    • ( читать целиком )

      Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

      Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

      Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

      1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
      2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
      3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.

      Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» — развитие логического мышления.

      Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:

    • Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
    • Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
    • Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
    • Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
    • Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
  • Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
  • Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
  • Особенность: развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы, среди ошибок у детей нормы преобладают р-л, ж-ш, у детей с ЗПР з-с, и-л.
  • grablace.clan.su

    4. Зпр и умственная отсталость (олигофрения).

    Прежде, чем назвать отличия этих дефектов, следует отметить черты сходства. И те, и другие дети на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями. И те, и другие не владеют навыками, соответствующими школьной программе. После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме, счете дети с ЗПР и умственно отсталые обнаруживают сходные ошибки.

    1) При ЗПР нарушен темп развития детей; аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы (лобных областей и их связей с другими областями коры и подкорки). В случае коррекционно-воспитательной работы может наступить полная обратимость симптомов. Характерна неравномерность формирования психических функций, отмечаются как повреждения, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В отличие от олигофренов, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.

    При умственной отсталости основным патогенетическим фактором является органическое поражение коры больших полушарий головного мозга, поэтому не возникает обратимости симптоматики в процессе компенсации. Поражение носит тотальный, необратимый характер.

    2) Наблюдаются отличия в высшей нервной деятельности. Для детей с ЗПР характерна большая сила нервных процессов (возбуждения и торможения), большая подвижность и менее выраженная склонность процесса возбуждения к иррадиации.

    3) При ЗПР моторика в большинстве случаев достигает значительного уровня развития. Движения скоординированы, целенаправленны, отличаются ловкостью, четкостью.

    У умственно отсталых детей моторика недоразвита в целом. Движения плохо скоординированы, замедлены, неловки. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно рук. Наблюдается плохая переключаемость с одного движения на другое. Дети не умеют выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации.

    4) При ЗПР нет грубых нарушений произношения,лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. Дети хорошо понимаютсказки и рассказы. В чтении, письме, счете обнаруживают такие же ошибки, как и олигофрены, но всегда пытаются понятьпрочитанное, прибегая к повторному чтениюбез указаний учителя. Они имеют больший запасслов, чем олигофрены, могут передать содержание сказки, рассказа, не испытывая трудностей в подборе слов, фраз, быстрее усваивают правильную артикуляцию.

    У детей с умственной отсталостью имеются грубые дефекты речи: значительно нарушена артикуляция, они плохо усваивают значения слов, у них не развит фонематический слух, затруднен звуковой анализ слова, имеются значительные дефекты произношения, бедность словаря, трудности формулирования мыслей, овладения грамматическим строем. Дети с умственной отсталостью недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения; не имеют желания понять прочитанное, поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен.

    6) Дети с ЗПР, в отличие от олигофренов, в игре активны, инициативны, самостоятельны, продуктивны. Нарушений в их игровой деятельности не наблюдается (отставание только в учебной деятельности). Отставания также не наблюдается в рисовании, слушании и воспроизведении сказок и рассказов. У детей-олигофренов игры носят элементарный, подражательный характер; изобилуют стереотипными действиями. В их играх нет сюжетов, они не умеют принимать на себя роли, не используют предметы-заместители, поскольку не развито отвлеченное мышление. Это свидетельствует о тотальном отставании в развитии детей с умственной отсталостью.

    7) У детей с ЗПР познавательная деятельность относительно сохранна, имеется достаточный уровень развития способностей к обобщению и отвлечению. У детей с умственной отсталостью недоразвитие познавательной деятельности выявляется при решении любой задачи, требующей способности к отвлечению и обобщению, установлению логических связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Наибольшие трудности представляет отграничение умственной отсталости от ЗПР церебрально-органического происхождения, поскольку в обоих случаях имеет место недоразвитие сложных форм мышления. Различие заключается в том, что для детей с ЗПР характерна сохранность пространственных и зрительных представлений, моторики, речи, тогда как у олигофренов, особенно в раннем детстве недоразвиты все стороны психики.

    8) Дети с ЗПР способны принимать помощь взрослого, усваивать принцип решения задания и переносить его на аналогичные задачи, они сами замечают свои ошибки. Недоразвитие высших психических функций носит временный характер. Обучаемость и возможности компенсации выше, чем у умственно отсталых детей. Оказание своевременной педагогический помощи, стимуляция деятельности детей с ЗПР позволяют выделить у них зону ближайшего развития, в несколько раз превышающую потенциальные возможности умственно отсталых детей. Дети-олигофрены малочувствительны к помощи взрослых: требуются десятки показов и повторений, прежде чем действие будет усвоено. Они не замечают своих ошибок. Характерно общее устойчивое недоразвитие психики.

    Дифференциальную диагностику ЗПР и умственной отсталости с целью их разграничения следует проводить в виде обучающего эксперимента.

    studfiles.net

    18. Сходство и отличие детей с зпр от умственной отсталости.

    1. Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

    2. В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

    3. В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

    4. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)

    5. При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

    6. Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

    7. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

    8. Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

    9. Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

    19. Классификации детей с ЗПР Власовой-Певзнер и Лебединской.

    Классификация Власовой, Певзнер.

    1. Психический и психофизический инфантилизм. Нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

    2. Астенические состояния. Резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально астеническая (повышенная истощаемость, утомляемость нервной системы).

    3. Церебрально – органическая форма ЗПР. (завышенная истощаемость нервной системы).

    Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на

    — ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

    — ЗПР соматогенного происхождения (причина — перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

    — ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

    — ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина — мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

    studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation