Лепка для детей с умственной отсталостью

Конспекты занятий для детей с умственной отсталостью

Тема: «Тепло семейного очага» (беседа)

Цель: 1. познакомить с понятиями «семейный очаг»;

2. развить умение применять эти понятия на практике (в группе);

3. воспитывать в группе добрые, семейные отношения между детьми и взрослыми.

Знакомство с понятиями «семейный очаг», «тепло семейного очага» (рассуждения детей, ответы на вопросы).

Составление семейного портрета нашей группы (рисование, аппликация)

Результат работы, обсуждение.

— Что такое «семейный очаг»?

— Как вам живется в группе?

Разработала: Овсянко Л.В

Тема: Рисование (Зима пришла).

Цель: 1. Повторить признаки зимы;

2. Учить рисовать зиму;

3. Воспитать чувство прекрасного;

Материалы и оборудование:

Белые листы бумаги, цветные карандаши (мелки восковые, краски, гуашь – по выбору детей).

Рассказать детям о признаках зимы, какие зимние забавы детей

зимой, нарисовать картинку «Зима пришла».

а) Выбор рабочего материала (лист бумаги, по выбору детей – краски, карандаши, мелки, гуашь);

б) Выбор цвета, для создания композиции, основного образа (зимние забавы детей, зимний пейзаж);

в) Рисование основного образа;

г) Работа над цветной гаммой;

д) Оформление работы.

3. Просмотр работы, обсуждение.

Цель: Закрепить умение сгибать бумагу в четверо в разных направлениях, хорошо заглаживая сгибы; учить заготовить выкройку и делать из нее игрушку; воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.

Бумага, картон, карандаши, ножницы, цветные карандаши.

Из квадратного листа сделать стрелку.

Отогнуть угол (шея лебедя).

Отогнуть уголок (голова лебедя).

2. Выполнение работы.

а) выбор рабочего материала;

б) выбор цвета для создания основного образа, своей композиции;

в) изготовление основного образа по плану;

г) работа с деталями;

д) оформление работы

Цель: учить работать с пластелином, развивать мелкую маторику, воспитывать любовь к природе.

Раскатать два столбика из белого пластелина, придать форму ножек. Слепить верх из красного пластеина (форма шляпки).

Украсить шляпку белыми пятнами. Посадить грибы в траву;

2. Выполнение работы:

а) выбор рабочего материала (пластелин);

б) выбор цветного для создания композиции (белый, красный, зеленый);

в) лепка основного образа;

г) работа над цветовой гаммой;

д) оформление работы.

3. Просмотр работ, обсуждение.

Тема: Дикие и домашние животные

Цель: 1) Познакомить с дикими и домашними животными

2) Развивать умение различать животных по классам

3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания

— Виды каких животных вы знаете?

-Какие животные относятся к диким животным?

— Какие животные относятся к домашним животным?

— Где живут дикие животные?

— Где живут домашние животные?

2) Выполнение работы

-Показ диких животных.

— Показ домашних животных.

— Их отличия и сходства.

3) Результат работы, обсуждение

— С кем познакомились?

— Какие виды животных запомнили?

Тема: Работа на огороде (сбор зрелых плодов и корнеплодов)

Цель: 1) ознакомить с созревшими плодами и корнеплодами;

2) развивать умение видеть зрелые плоды и корнеплоды, умение их собирать;

3) воспитывать умение трудиться помогать друг другу в работе, быть дружными и взаимно – вежливыми;

— Какое время года?

— Какой урожай собирают осенью с огорода?

— Что мы будем собирать?

— Распределение вида работ

— Выбор территории, где будем работать

— Начало уборки урожая

— Окончание работы на огороде;

— Кто работал хорошо?

— Зачем мы выполняли эту работу?

Тема: Зимушка – зима (беседа).

Цель: 1) познакомить с приметами зимы;

2) развивать умение определять предметы зимы, развить кругозор;

3) пробудить эстетическое воспитание у детей.

— Какие месяцы считают зимними?

2. Выполнение работы

— Покажите на картинке зимний пейзаж.

— Нарисуйте узоры на окне.

— Какие стихи знаете о зиме?

— Назовите приметы зимы.

3. Результат работы, обсуждение

— Что узнали нового?

Разработала: воспитатель 4 гр. Овсянко Л.В

Номер материала: ДБ-178421

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке с детьми с умеренной умственной отсталостью «Медвежата»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке с детьми с умеренной умственной отсталостью «Медвежата»

Государственное казенное учреждение города Москвы

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

с умеренной умственной отсталостью

Лазута Татьяна Павловна

Цель занятия: совершенствовать умение лепить из пластилина.

— закреплять знания детей о медведях (где живут?чем питаются)

— закреплять умение скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную и овальную формы;

— учить прищипывать мелкие детали,сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета,различать оттенки коричневого цвета ;

— формировать умение правильно передавать расположение частей при их соединении;

— побуждать к активному общению, развивать речь;

— продолжать формировать умение сочетать речь с движениями.

— развивать мелкую моторику пальцев рук;

— продолжать стимулировать речевое и умственное развитие детей;

— развивать произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность;

— обогащать активный и пассивный словарный запас;

— развивать умение узнавать, различать оттенки коричневого цвета;

— развивать желание доводить начатое дело до конца;

— развивать речь, умение слышать воспитателя.

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— воспитывать бережное отношение к животным, природе;

— формировать интерес и положительное отношение к игре, желание участвовать в общем действии.

Наглядно-дидактический материал: игрушка медведь.

Оборудование: пластилин коричневого цвета, клеенка или дощечка раскатывания пластилина, стека, салфетка, сосновые, еловые шишки.

Предварительная работа. Чтение сказок «Маша и медведь» и «Три медведя», просмотр мультфильма «Маша и медведь». Рассматривание вместе с детьми предметных картинок с изображением медведей. Уточнения цвета и строения. Чтение загадок и потешек о Мишке.

Воспитатель — Здравствуйте, ребята! (Ответы детей.)

-А теперь сядем все вместе за столы, приготовимся к работе.

«Где наши глазки? Где наши ножки? Где наши спинки? Где наши ручки?»

Воспитатель – Посмотрите, кто к нам пришел. Кто это?

Воспитатель показывает медвежонка.

— Правильно, это медведь. Очень многие дети любят играть такой игрушкой. Медведей любят все. Недаром про них придумано немало сказок и стихов. Например, вот это стихотворение знают очень многие дети:

Уронили мишку на пол…

— Кто продолжит дальше рассказывать его?

Дети рассказывают стихотворение.

— А знаете ли вы, как ходит медведь? Покажите.

Дети идут вразвалочку, изображая походку медведя.

— Да, вот так неуклюже передвигаются медведи и медвежата по лесу. Но они могут и быстро бегать, ловить рыбу, влезать на высокие деревья, разыскивая мед.

Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»

— А еще медведи любят есть малину. Вот поэтому медвежата жаже в холодные зимы никогда не болеют. А наш Мишутка грустный, у него нет друзей.

Воспитатель — Не грусти, Мишутка, мы вылепим тебе друзей, правда, ребята? (Ответы детей.) Вот только какого цвета пластилин нам нужно взять для работы? (Ответы детей.) Правильно, мы должны взять пластилин коричневого цвета. Но у меня в коробочке есть два коричневых оттенка: светлый и темный.

Воспитатель показывает два бруска пластилина.

— Какой же из них нам выбрать? (Ответы детей.) Правильно, нам нужен пластилин темно-коричневого цвета.

— Из каких фигур мы будем делать наших медвежат? На что похожа голова? (Шар.) А туловище? (Большой овал.) На что похожи ручки и ножки? (Маленькие овалы.) Сможем мы их сделать? Как мы будем лепить шар?

Дети делают кругообразные движения ладонями. Воспитатель скатывает ком пластилина в шар.

— А как вылепить большой овал?

Дети делают прямые движения ладонями. Воспитатель раскатывает большой цилиндр.

— Так же мы сделаем ручки и ножки.

Воспитатель делает четыре заготовки.

— Посмотрите, у нас есть шар, но он не похож на голову медвежонка. Что нам нужно сделать для этого? Правильно, нам не хватает ушек.

Воспитатель показывает прием прищипывания мелких деталей.

— Вот теперь голова нашего медвежонка почти готова. Чтобы сделать туловище, мы скруглим углы нашей заготовки.

Воспитатель показывает детям приемы работы.

— Так же мы закруглим концы ручек и ножек Мишутки. Осталось только собрать все детали.

Воспитатель соединяет детали, обращая внимание детей на тщательность операции примазывания деталей и сглаживания поверхности вылепленной игрушки.

— Вот какой медвежонок у меня получился! Не хватает только глаз и рта.

Воспитатель рисует стекой глаза и рот.

— Смотрите, мой медвежонок улыбается и приглашает вас поиграть с ним, походить по лесу, пособирать шишки.

Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение про косолапого мишку, при этом идут вразвалочку,изображая походку медведя, и собирают с пола шишки.

-А какими будут ваши медвежата? (Ответы детей.)

-Чтобы вашим пальчикам было легче работать, их нужно подготовить. Сделаем пальчиковую гимнастику.

Дети делают пальчиковую гимнастику, сочетая речь с движениями.

Ну, а вместе кулачок!

Дети растирают ладошки, под руководством воспитателя лепят медвежат.

Работы детей выставлены на стенде.

Воспитатель — Сколько медвежат идут у нас по лесу! А куда они идут?

Вот, например мой медвежонок…

Мишка по лесу идет,

Мишка ищет, где взять мед.

Пчелы мед ему не дали,

От своего жилья прогнали.

Пошел медвежонок за малиной,

Там набрал ягод корзину,

Съел и думает: «Пора

Идти спать мне до утра».

-А ваши медвежата что делают в нашем лесу?

Дети рассказывают свои истории о медвежатах, которые они придумали.

-Чем мы сегодня занимались? Как мы лепили медвежат?

-Ребята, вы большие молодцы! Мишутке у вас понравилось, у него теперь есть друзья. Он вам очень благодарен!

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому» Государственное казенное учреждение города Москвы Детский дом – интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города.

www.maam.ru

Обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учени­ками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимы­ми для выполнения несложных работ в особо созданных услови­ях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимос­тью познания материалов, их свойств и качеств, требует различе­ния предметов, включенных в трудовую деятельность, что при­водит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные ка­чества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальней­шей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие де­тей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются та­ким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного про­цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний позна­вательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень из­делий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук — обе руки до локтя на столе , учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.

Дети должны получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):

Раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;

Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);

Вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);

Делить глину на части;

Сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);

Соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);

Лепить буквы: А, О, У.

Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки) делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.

Выработка умений и навыков работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно, отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба ; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

Изготовление изделий: коллекция цветной бумаги (2-3 цвета); «книжечка» (из двух листов бумаги), «закладка».

Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету или чередуя); на листе бумаги, образуя определенный рисунок.

Складывание изделий , состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т.д., правильно соотнося части.

Размотка трикотажного срыва.

Сортировка по цвету.

Намотка на катушку.

Закрепление умение и навыков, полученных в первом классе.

Умение и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно;

Сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

Изготовление изделий: «Наборная линейка» (без загиба боковых сторон), «мебель» из бумаги («стол, скамейка») – без применения клея.

Знакомство с использованием гуммированной бумаги. Наклеивание готовых геометрических фигур из гуммированной бумаги в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме.

Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей: домик с крышей, гриб, морковка с зеленью и т.д. Выполнение изделий из гуммированной бумаги елочных украшений, цветных флажков без применения ножниц.

Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе.

Закрепить навыки: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.

Приобрести новые навыки лепки.

Отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).

Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка), из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты, рыба, лопата, корзина с фруктами, тарелка с продуктами).

Буквы: А, О, У, М, П, Н, Т, Р, Ш, Л, Х.

Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы, большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия, их детали из пластилина определенного цвета.

Сортировка ниток по цвету.

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.

Наматывание на катушку, клубок, картон.

Плетение косички из толстых шнурков.

III класс (68 часов).

На занятиях по элементарному конструированию соблюдается преемственность с предметом «предметно – практическая деятельность».

Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в первом и втором классах. Отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).

Защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).

Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.

Лепка более сложных форм из двух – пяти частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).

Соединения деталей примазыванием (матрешка, цыпленок);

Прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).

Передавать форму простых, знакомых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда).

Лепка их по представлению (без показа образца). Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу. Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.

Закрепление навыков, полученных в первом классе.

Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.

Изготовление изделий: «тетрадь» из трех — четырех листов бумаги с обложкой, «наборная линейка» с загибом боковых сторон.

Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т.д.).

Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос. Для более сильного состава детей и детей, получивших дошкольную подготовку: знакомство с крахмальным клейстером и его свойствами; умение пользоваться клейстером; приемы работы с кистью. Наклеивание вышеуказанных форм и изготовление изделий с применением клея.

Экскурсия в картонажно- переплетную мастерскую школы, в книжный магазин или магазин канцелярских принадлежностей.

Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.

Плетение косичек из толстых, цветных шнуров или мотков ниток.

Завязывание узелков на концах.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.

Повторение более трудных разделов программы для 2-3 классов. Повторение того, что недостаточно усвоено детьми данного класса.

Повторение работы по конструированию. Выполнение известных построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Несложные объемные изделия из природных материалов (изготовление по образцу ежика, цветка и т.д.).

Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».

Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.

Работа с пластмассовым конструктором или металлоконструктором. Упражнения в приемах работы ключом и отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседнев­ной жизни.

Уроки самообслуживания являются средство активно­го познания окружающей действительности. Практическая дея­тельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разно­образие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного отно­шения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к лич­ной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культу­ры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществ­ляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопас­ности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:

— части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);

— предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;

— действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым — красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

Совершать под присмотром и с помощью воспитателя утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, расческу, полотенце.

Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: носки, рубашки, платье, пальто и т.д.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром взрослого. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т.д.).

Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.

Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению воспитателя или учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь ходить попарно и знать свое место на прогулке. Участвовать в физкультзарядке. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы. Закрепление ранее приобретенных навыков, уметь мыть ноги. Уметь пользоваться носовым платком. Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны, застегивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать колготки, расправлять складки воротничка. Знать, в каком порядке надевать разные части одежды. Учить различать лицевую сторону от изнанки, застегивать и расстегивать пуговицы, различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Введение дежурств. Помощь старшим в сервировке стола, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные продукты питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар и т.д.) .

Заправлять постель под присмотром воспитателя, вечером приготовить ее на ночь. Вытирать ноги, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды.

Уметь содержать в чистоте и опрятном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. Участвовать в линейке.

Навыки, связанные с гигиеной тела.

Закрепление умения показывать и называть части тела. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Навыки и правила утренней зарядки и обмывания тела до пояса. Уметь следить за чистотой рук и ног; мыть руки без напоминания воспитателя после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот.

Уметь самостоятельно, без помощи воспитателя выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, причесывание, чистка зубов).

2. Навыки одевания и раздевания.

Аккуратно, без напоминания воспитателя складывать и убирать, снятые с себя предметы одежды.

3.Навыки, связанные с приемом пищи.

Без напоминания мыть руки перед едой. Учить детей мыть посуду под присмотром старших.

Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи щеткой. Уметь различать, все ли пуговицы на месте. Уметь выстирать мелкие вещи: воротники, платки, носки и т.д.

Навыки поведения и самообслуживания.

Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды, вытереть клеенку, накрывать стол скатертью. Уметь заправить постель, встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.

Без напоминания прибирать за собой после еды, занятий.

Помогать младшим детям при совершении туалета.

Помогать старшим: принимать участие в дежурствах по уборке класса, спальни, столовой; мыть чайную посуду, вытирать пыль с мебели, поливать цветы.

1. Навыки, связанные с гигиеной тела.

Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.

Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.

Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинки стула и складывание перед сном. Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.

Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.

Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.

Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила владения нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитье по проколам.

Практическая работа. Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.

Уход за жилищем.

Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.

Наш дом. Название мебели и ее назначение. Гигиенические правила уборки в классе. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).

Дежурство по классу.(Подготовка для доски мела, влажной тряпки, удаление пыли со столов, стульев, подоконников).

Практическая работа. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок).

Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правил пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.

Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.

Особое место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «ХБТ» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начинается с IV класса и является продолжением предмета «Самообслуживание».

В ходе занятий воспитанники учатся дифференциро­вать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Большое внимание уделяется уходу за жилищем.

Занятия по ХБТ проходят в специально выделенном помещении, в котором соответствующим образом оборудуется интерьер жилой комнаты. Здесь необходимо предус­мотреть наличие шкафа с одеждой и обувью, зеркала, различной электробытовой техники и т.п., а также плиты, полки с посудой и другими предметами обихода. Выделяется также особое место для обучения воспитанников стирке мелких вещей.

В кабинете необходимо иметь в достаточном количестве и соответствующих размеров различный инвентарь: два ведра для мытья полов, швабру, тряп­ки, детские халаты, фартуки и т.д. В помещении должна быть аптечка с перевязочным материалом и медикаментами для оказа­ния первой помощи пострадавшему.

Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществ­ляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопас­ности. Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках трудового обучения, СБО, ОБЖ, а также в повседневной деятельности.

Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. Смена одежды и обуви по сезонам. Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья. Приемы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки. Сушка мокрой обуви. Ежедневное вытряхивание и чистка щеткой своей одежды.

Виды жилых помещений: общежитие, квартира, индивидуальный дом. Правила поведения в квартире. Ежедневная, периодическая и генеральная уборка. Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Правила ухода за мебелью.

Приготовление пищи. Повторение и закрепление санитарных и гигиенических требований при приготовлении пищи.

Повторение и закрепление пройденного.

Научно-методические основы организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (2003 года издания). Обучение и воспитание детей с умеренной.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Учреждение создает условия для максимального развития учащихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозго­вой деятельности (ретроградная А.) либо последовавших непо­средственно.

Цель: формирование у детей приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе.

docs.likenul.com

Работа и занятия с особыми детками

Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

Как работать с особенными детками?

Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

metodbv.ru

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для детей с умственной отсталостью 6 класс

Данная разработка представляет собой адаптированную рабочую программу по математике для учащихся 6 класса с умственной отсталостью, обучающихся по индивидуальному маршруту в общеобразовательной школе. Ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010; программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Просмотр содержимого документа

«Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для детей с умственной отсталостью 6 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Славская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

МО учителей математики, на заседании МС приказом

физики и информатики Протокол № 1 директора

Протокол № 1 от 29 августа 2016г. школы №136/1

от 24 августа 2016 г. от 30 августа 2016 г

________Киселева Л.И. _________ Петравичене Н.П. _______КиселевВ.И

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Математика»

для детей с умственной отсталостью

(срок реализации – 1 год)

Составитель: Петрова Е.В.,

соответствие занимаемой должности

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ 8

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ 11

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 17

5. КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 19

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. и нормативно-правовой базы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Минобразования России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1994 от 3 июня 2011 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учебных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 г.»;

Приказ Минобразования России от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г.

№1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.1996 г. № 1058 и от 15.01.1997 г. № 38;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.1178-02; п.2.9. Требования к режиму образовательного процесса;

Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;

Приказ Министерства образования Правительства Калининградской области от 22.08.2013г.№865/1 «Об утверждении регионального базисного учебного плана в Калининградской области в 2013/2014 учебном году»;

Приказ Министерства образования Правительства Калининградской области от 24.12.2009 № 1229\1 «Об организации апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в 2009-2011 годах»;

Закон Правительства Калининградской области «Об образовании» от 02.06.2009 №346;

Политика в области качества Министерства образования Правительства Калининградской области, от 01.02.2010 г.;

Устав МБОУ «Славская СОШ»

Предлагаемая программа по математике ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 224с. и рабочую тетрадь по математике для 6 класса под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.

Цель изучения курса математики:

расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи изучения курса математики:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Коррекционно-развивающие задачи обучения математике в 6 классе:

1. Совершенствование сенсомоторного развития:

— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

— развитие навыков каллиграфии;

— развитие артикуляционной моторики.

— зрительно-моторной координации и др.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

— развитие зрительного восприятия и узнавания;

— развитие зрительной памяти и внимания;

— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

— развитие пространственных представлений ориентации;

— развитие представлений о времени;

— развитие слухового внимания и памяти;

— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

— навыков соотносительного анализа;

— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

— умения планировать деятельность;

— развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по математике решаются коррекционно-развивающие задачи:

коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения упражнений, заданий

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь)

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений

коррекция и развитие зрительного восприятия

развитие слухового восприятия

коррекция и развитие тактильного восприятия

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений)

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математическое образование в основной школе по специальной (коррекционной) программе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления. В 5-9 классах из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность.

На всех годах обучения особое внимание обращается на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100) , с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, включаются в содержание устного счета на уроке.

В старших классах в устный счет вводятся примеры и задачи с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в 2 действия.

Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.

Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8, а об объеме – в 9 классах. В результате выполнения разнообразных практических работ школьники получают представление об измерении площади плоских фигур, об измерении объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема.

Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях (перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).

Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение математики в 6 классе по специальной коррекционно-развивающей программе для умственно отсталых детей отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). По данной специальной коррекционно-развивающей программе для умственно отсталых детей по рекомендации ПМПК обучается один учащийся 6 «Б» класса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000.

Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.

Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц.

Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.

Обозначение римскими цифрами чисел ХIII—ХХ.

Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени.

Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.

Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки и ||. Уровень, отвес.

Высота треугольника, прямоугольника, квадрата.

Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства.

Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Сб.1. – 232с.

Математика. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 224с.

Рабочая тетрадь по математике под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2008.

Методика преподавания математики в коррекционной школе М.Н.Перова.

Основы дефектологии В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов.

Дефектология (словарь-справочник) Б.П.Пузанов.

Материалы к урокам математики И.Г.Уткина.

Сборник упражнений по математике Т.В.

Путешествие по стране геометрии В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврич.

Дидактические игры на уроках математики В.Г.Коваленко.

Развитие познавательных способностей детей на уроках математики С.И.Волкова, Н.Н.Столярова.

Сборник задач с экономическим содержанием Г.Г.Шмырева, Н.Е.Фуртат.

Средства обучения математике в школе М.И.Моро, А.М.Пышкало.

Математика (предметные недели в школе) Л.В.Гончарова.

Нестандартные уроки С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина.

Дидактические игры и упражнения А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.

Дидактические игры и упражнения по математике. М.Н.Перова. 15.0бучение наглядной геометрии во вспомогательной школе В.В.Эк, М.Н.Перова.

Живая математика Я.И.Перельман.

Считай, смекай, отгадывай В.П.Труднев.

Занимательная математика Я.И.Перельман.

Изучение геометрического материала в 5 — 6 классах. Пособие для учителя — дефектолога. О.Д. Бибина.

Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова.

Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова.

Методика обучения элементам геометрии. М.Н. Перова.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation