Логопедическое планирование для детей с умственной отсталостью

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях СКШ VIII вида, класса социальной адаптации является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.
  • Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

    1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
    2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
    3. Развитие понимания речи.
    4. Развитие ручной моторики.
    5. Развитие речевой моторики.
    6. Развитие активной речи.

    Примерная структура логопедического занятия

    Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

    1. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
    2. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
    3. Развитие элементарных произносительных навыков.
    4. Развитие понимания обращённой речи.
    5. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
    6. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
    7. Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

      Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      «Конспект логопедического занятия «Животные» (для детей с глубокой умственной отсталостью)»

      Конспект логопедического занятия для детей с ТНР с глубокой умственной отсталостью

      «Животные» (Обобщающий урок)

      Цели: — закрепить знания о животных (названии, голосах, жилищах, детенышах); формировать умение работы на компьютере;

      — корректировать произношение, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику;

      — воспитывать любовь к животным.

      Оборудование: Игрушки-животные, кукла Доктор Айболит (или картонная фигурка), пазлы, волшебный мешочек, компьютер.

      Разработка темы «Животные».

      Слушание стихов о животных (восприятие текста).

      Собрать целое из частей (разрезные доски).

      Животные и их жилища (пазлы).

      Следы животных и их детёнышей.

      Волшебный мешочек (достать корм для животных).

      — Здравствуйте, ребята! Начнём наше занятие. Сейчас сядет тот, чье имя я назову. Аня, Артём, Вадим.

      — Ребята, давайте сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы они хорошо работали.

      Слушание стихов о животных. Выбрать животное, о котором говорилось в стишке. Назвать животное.

      (Игрушки стоят в ряд на демонстрационном столе)

      Уронили мишку на пол,

      Оторвали мишке лапу,

      Всё равно его не брошу,

      Потому что он хороший!

      (Как мишка рычит? Ы-Ы-Ы!)Зайку бросила хозяйка,

      Под дождём остался зайка,

      Со скамейки слезть не мог,

      Весь до ниточки промок.

      (Как зайка прыгает? Показать 2-мя пальцами прыжки)Идёт бычок качается,

      Вздыхает на ходу:

      «Ох, доска кончается,

      (Как бычок мычит? Му-у-у!)Лисонька-лисичка,

      Хвостом следу заметает.

      (Как лисичка тявкает? Тяв-тяв-тяв!)Собрать животное из разрезных досок.

      ( курица, собака, кошка, собака)

      — Как они голос подают?

      Поселить животных в жилища.

      — А кто это к нам идет в гости? Это доктор Айболит!

      Что он нам скажет?

      Айболит: Ребята, животные гуляли по лесу, заблудились, а когда вернулись домой, то забыли, где они живут. Помогите им, пожалуйста.

      ( Сложить пазлы: кошка – на подушке

      Собака – в будке

      Лягушка – в болоте

      Лошадка – в конюшне

      Курица – в курятнике,

      Мышка – в норке).Айболит: Ой, спасибо, ребята, помогли животным, теперь они все в своих домиках!

      — А теперь давайте сделаем зарядку для тела.

      Ветер дует нам в лицо,

      Ветерок все тише-тише,

      Деревцо всё выше-выше.

      — А теперь попрыгали, как зайчики!

      Животные и их детеныши.

      — На этой картинке нарисованы животные и их детёныши, к которым ведут следы. Помогите животным дойти до деток (пальчиками по следам).

      На плакате картинки: домик и лес. Распределить животных на диких и домашних (лиса, заяц, медведь, собака, кошка, корова)

      — А теперь животных надо покормить. Из волшебного мешочка доставайте один предмет и угостите одно животное.

      — Что это? (Сыр). Кого угостим? (Мышку). и т.д.

      ( Мышке – сыр плавленый в фольге, собаке – косточку, кошке – молоко в коробочке, зайцу – морковь). Задание на компьютере.

      — Помогите мышке собрать сыр в корзинку, но так, чтобы не задеть кота.

      Итоги. Награждение. (Дети получают по конфете).

      Домашнее задание. (Повторить названия животных и их голоса).

      Размер файла: 20 kB Загрузок: 2

schoolfiles.net

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Степура Юлия Михайловна, учитель-логопед первой категории МАОУ Боровской СОШ

«Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» И.П.Павлов

В Федеральном законе об утверждении государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью рекомендованы адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (вариант 2)

Дети с умеренной (F 71) и тяжелой (F 72) умственной отсталостью: — выраженное недоразвитие мыслительной деятельности — нарушение базовых психических функций, памяти и мышления — своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи — затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи — ограниченное восприятие обращенной речи и ее ситуативное понимание

Дети с глубокой умственной отсталостью (F 73) — часто не владеют речью — постоянно нуждаются в уходе и присмотре — тяжелые и множественные нарушениях развития — сочетанные нарушения — не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние

Группы детей с точки зрения их потребности в специальных условиях 1 группа 2 группа 3 группа Дети с ТМНР, имеющие тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании. Интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития. У детей нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на просьбы, обращения. В случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию илисамоагрессию. У детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Можетотмечатьсязамедленный темп, недостаточная согласованность и координация движений. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости.

Специальная индивидуальная программа развития Цель: обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Структура специальной индивидуальной программы развития — общие сведения о ребёнке; — характеристика, приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; — индивидуальный учебный план; — содержание образования в условиях организации и семьи; — организация реализации потребности в уходе и присмотре; — перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; — перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; — перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; — средства мониторинга и оценки динамики обучения

Планируемые результаты освоения обучающимися с уме­ре­н­ной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Цель логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).

Задачи: Создавать условия для возникновения речевой активности детей Обеспечить необходимую мотивацию Учить понимать обращенную речь Формировать предпосылки развития речи Учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему; Формировать у детей невербальные формы коммуникации; Развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей. Развивать звуковую культуру речи; Учить понимать и выполнять простейшие инструкции; Развивать слуховое внимание и восприятие; Развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция)

infourok.ru

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Расловская средняя общеобразовательная школа

Судиславского района Костромской области»

зам.директора по УВР

Директор МОУ «Расловская СОШ»

коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью

период реализации 2017 – 2018 гг

Умственное и речевое развитие учащихся тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитие познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии обучающихся.

Логопедическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными умственной отсталостью, вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у большинства учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида, носят характер системного недоразвития, т е страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

Несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматических сторон речи, а также фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые учащиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. При письме наблюдаются следующие ошибки:

infourok.ru

Логопедическое планирование для детей с умственной отсталостью

рабочие программы для детей с умеренной умственной отсталостью . общего образования для обучающегося с ЗПР, 1 класс, форма обучения, индивидуальная. . отделении №2 Разработали коллектив ГБОУ Школа № 1391 ДО №2 г. . Календарно-тематическое планирование учителя- дефектолога .

23 сен 2017 . Календарно-тематическое планирование по всем предметам учебного плана второго отделения, . "Музыка и движение" для 1 класса надомного обучения для учащегося с умеренной умственной отсталостью.

19 апр 2014 . 2. Рабочая программа составлена на основе программ: программа . программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной . программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. . Учебно-справочное пособие для учащихся 5 класса. . Наш дом.

7 дек 2015 . развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью. . Дом, в котором я учусь (изучение школьной библиотеки и правил поведения в ней, экскурсия ); . Календарно-тематическое планирование II четверть .

Конкурс «Презентация к уроку» Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом» Конкурс «Электронный . Учащиеся 2-4 классов VIII вид. 1.2. . На каждый класс выделено 2 часа в неделю. . Тематическое планирование ( Приложение 1). . В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью .

Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношению и . развитию речи на тему "От звука к тексту" для учащихся 2 класса коррекционных школ . Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих . Урок по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью.

Рабочие программы составлены для индивидуального обучения на дому . составлена для ребенка с умеренной умственной отсталостью ,а также . Программа предназначена для обучающихся 2 вида, имеющих умственную отсталость. . календарно-тематическое планирование по математике 6 класс.

17 янв 2016 . Календарно-тематическое планирование по СБО на 2 полугодие . программе вспомогательной школы 1 отделения ( 8 класс, 9 год обучения) · + . обучения для учащегося с умеренной умственной отсталостью.

22 июл 2016 . Тематическое планирование с определением основных видов учеб. деятельности обучающихся. 7. . В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать . Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью . Примерный годовой учебный план АООП (вариант 2)

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . 2. Структура специальной индивидуальной программы развития . . При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой . Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование программы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Письмо и развитие речи. (обучение на дому).

Календарно-тематическое планирование уроков труда в 9 классе (для детей с глубокой умственной отсталостью).

— программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы).

(с умеренной умственной отсталостью). надомное обучение.

Календарно-тематическое планирование занятий.

2. Календарно-тематическое планирование. 3. Содержание курса. 4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков.

обучения по индивидуальному учебному плану на дому.

Индивидуальные учебные планы предусматривают различные формы организации учебного процесса: обучение на дому с учителем, обучение в общем классе (по системе гибких

Оценка достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью на дому при

hibridge.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation