Механизм психоэмоционального стресса

Физиологические механизмы стресса

Для успокоения нервной системы необходимо ликвидировать, разрядить. доминанту или же создать новую, конкурирующую (при помощи отвлекающих приемов). Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем легче ему создавать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-либо хобби, которое охватывает нас положительными эмоциями.

  • Вслед за появлением доминанты, развивается особая цепная реакция -возбуждаетсяодна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую железу — гипофиз— выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона(АКТГ). Под влиянием ЛКТГ надпочечники выделяют адреналин, норадреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается. В этой фазе организм подготавливаются для интенсивной мышечной нагрузки.
  • Но современный человек, в отличие от " первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

    Если человек не находит способа для выхода скопившейся энергии, то срабатывает третий механизм

    1. В кору головного мозга вновь и вновь продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделятся гормоны стресса.
    2. Следовательно, надо снизить для себя значимость этой проблемы (несбывшегося желания) или же отыскать пути для ее разрешения.

      Кора головного мозга

      (адренокортикотропный гормон АКДГ)

      выделяется адреналин и ноадреналин и др. сложные вещества, называемые гормонами стресса.

      Внутренние органы (оседает)

      К понятию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с англ. — frustration — расстройство (планов), крушение (надежд), обман.

      Фрустрация— состояние человека, вызываемое объективно

      непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути.

      Это психологическое состояние, характеризуется невозможностью реализовать значимую для человека ту или иную потребность в течение длительного, что в итоге воспринимается сознательно или бессознательно как ситуация угрозы.

      Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.

      Самой распространенной реакцией на фрустрациюявляется возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствие. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.

      Агрессивная реакция, быстро переходящая вгнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорблении, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

      В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), который сопровождается агрессивностью и не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональных проявлений.

      Существуют два пути возникновения стресса:

      · психологический, если стрессор преломляется через сознание человека, и оценивается человеком как угрожающее его социальному, психологическому или физическому благополучию.

      К примеру, если неуспешная сдача экзамена может повлечь цепь не желаемых для студента социальных или других перемен, сам экзамен выступает в качестве стрессогенного фактора. Стресс-фактором, несомненно, станет для человека информа ция о выявлении у него онкологического заболевания (угроза физическому существованию)

      И в этом случае проявления онкозаболевания дополнятся симптомами психоэмоционального стресса

      · физиологический, когда стрессогенный фактор( стрессор) не осознается человеком, но вызывает симптомы, характерные для стресса.

      К пример , прием большого количества кофеина способен вызвать весь набор физиологических признаков стресса.

      Для медицинских работников имеет значение понимание ятрогенного психоэмоционального стресса.

      Ятрогенный стресс— стресс, возникающий в результате сообщения медработником информации, которая способна ухудшить состояние больного. Обычно ятрогенные симптомы наслаиваются на уже имеющиеся, связанные с заболеванием, и утяжеляют клинику расстройства или вызывают новые психопатологические и физиологические нарушения.

      В настоящее время ученые различают эустресс(положительный, конструктивный) стресс, который мобилизует организм и в конечном счете улучшает качество жизни. Пройдя этап реакции тревоги, заканчивается адаптацией организма к новой ситуации, повышением его устойчивости. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов (внимание, память и др.) и процессов самосознания, осмысление действительности.

      Дистресс(отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). Когда стресс-фактор имеет большую интенсивность, продолжительность, и если имеет место неправильная его оценка, если сочетается несколько стресс-факторов, организм ослаблен по другим причинам (в силу наследственной или врожденной слабости защитных механизмов), то стресс может стать деструктивным. В таких случаях реакции адаптации достигают уровня истощения и запускаются процессы разрушения — защиты через болезнь.

      По статистике до 70% обратившихся в поликлиники по поводу различных соматических заболеваний имеют ту или иную форму депрессии.

      studopedia.ru

      У мужчины 55 лет на фоне психоэмоционального стресса возникли сильные жгучие боли за грудиной. В чем будет заключаться первая помощь?

      В каких ситуациях следует приступить к сердечно-легочной реанимации?

      а) при отсутствии у пострадавшего признаков сознания;

      б) при отсутствии у пострадавшего признаков сознания, дыхания и кровообращения;

      в) в случае, если с момента потери сознания прошло не более 5 минут;

      г) при наличии у пострадавшего признаков клинической смерти.

      32. Назовите наиболее быстрый способ остановки артериального кровотечения:

      а) наложение кровоостанавливающего жгута;

      б) наложение давящей повязки; в) пальцевое прижатие артерии;

      г) прямое давление на рану.

      33. Придание устойчивого бокового положения пострадавшему следует начать:

      а) с расположения одной руки пострадавшего под углом к его телу;

      б) с поворота нижней части его тела на бок;

      в) с расположения руки пострадавшего тыльной стороной ладони к его щеке;

      г) с расстегивания стягивающей одежды.

      34. Выбор способа переноски пострадавшего при оказании первой помощи зависит:

      а) от наличия средств переноски (носилок, строп) пострадавших;

      б) от предполагаемой дальности переноски;

      в) от желания пострадавшего;

      г) от количества участников оказания первой помощи, их физических возможностей и характера травм.

      35. Эффективность пальцевого прижатия артерии оценивается по следующим признакам:

      а) визуально по уменьшению или остановке кровотечения;

      б) по правильности нахождения точки пальцевого прижатия;

      в) по отсутствию болевых ощущений у пострадавшего при давлении в точку прижатия;

      г) по сохранению пульса ниже места прижатия.

      36. Пальцевое прижатие бедренной артерии выполняется:

      а) в верхней трети бедра двумя большими пальцами рук, плотно обхватывающими бедро;

      б) выше места ранения на несколько сантиметров с усилием, достаточным для остановки кровотечения;

      в) в области выступа седалищной кости основанием ладони всем весом тела;

      г) в паховой области кулаком, зафиксированным второй рукой, весом тела участника оказания первой помощи.

      Беременная женщина подавилась, не может ни говорить, ни кашлять, хватается за горло. Какую первую помощь необходимо оказать?

      а) 5 ударов между лопатками, если инородное тело не вышло – 5 толчков в живот;

      б) 5 ударов между лопатками, если инородное тело не вышло – 5 толчков в грудину;

      в) 5 ударов между лопатками, если инородное тело не вышло – 5 вдохов;

      г) 5 толчков в грудину, если инородное тело не вышло – 5 вдохов.

      72. Если при попытке оказать помощь пострадавшему его поведение угрожает вашей собственной безопасности, то вы должны:

      а) постараться усмирить пострадавшего, чтобы предотвратить нанесение вам увечья;

      б) попытаться успокоить пострадавшего, взяв его за руку, и обратиться к нему тихим голосом;

      в) говорить с пострадавшим властно, чтобы он вам подчинился;

      г) отойти на безопасное расстояние от пострадавшего, по необходимости вы звать скорую медицинскую помощь и ждать ее прибытия.

      Какое положение лучше занять пострадавшему с травмой груди?

      а) лежа, с приподнятыми ногами;

      г) лежа на левом боку.

      74. Транспортировать пострадавшего нужно:

      а) всегда, если он сам не может передвигаться;

      б) если у пострадавшего угрожающее жизни состояние;

      в) если нет возможности вызвать скорую медицинскую помощь;

      г) во всех перечисленных случаях.

      75. После того как вы произвели наложение кровоостанавливающего жгута, травмированную конечность необходимо:

      б) обездвижить и укутать;

      в) приподнять, обездвижить и укутать;

      76. Жгут можно ослаблять (снимать) не более чем:

      б) на 15–30 минут;

      77. Какое положение необходимо придать пострадавшему с подозрением на травму живота:

      а) полусидячее с наклоном в поврежденную сторону;

      б) лежа на спине с согнутыми в коленях и разведенными ногами;

      в) лежа на менее травмированном боку;

      г) лежа на боку с поджатыми ногами.

      У мужчины 55 лет на фоне психоэмоционального стресса возникли сильные жгучие боли за грудиной. В чем будет заключаться первая помощь?

      а) придать пострадавшему комфортное положение, обеспечив физический и эмоциональный покой, вызвать скорую медицинскую помощь, наблюдать за пострадавшим до ее прибытия; 6 Сборник тестовых вопросов и ситуационных задач для подготовки по предмету «Первая помощь при ДТП»

      б) уложить пострадавшего с приподнятыми нижними конечностями, дать таблетку нитроглицерина под язык, вызвать скорую медицинскую помощь, наблюдать за пострадавшим до ее прибытия;

      в) предложить пострадавшему посетить поликлинику, рекомендовать принять таблетку нитроглицерина под язык, проводить пострадавшего до поликлиники;

      г)позвонить родственникам пострадавшего, выяснить, какие лекарства он принимает, дать ему принять эти лекарства, уложить, обеспечить физический и эмоциональный покой, при сохранении болей в течение часа вызвать скорую медицинскую помощь;

      д) придать пострадавшему комфортное положение, обеспечив физический и эмоциональный покой, вызвать скорую медицинскую помощь, наблюдать за пострадавшим до ее прибытия, предложить больному принять назначенные ему лекарства.

      23. Укажите основную цель обзорного осмотра пострадавшего:

      а) оценить его общее состояние;

      б) обнаружить явные признаки наружного кровотечения (прежде всего, артериального);

      в) попытаться обнаружить ранения различных областей тела;

      г) определить, нуждается ли пострадавший в оказании первой помощи.

      24. При проведении компрессии грудной клетки давление руками осуществляется в следующую точку:

      а) верхняя половина грудины;

      б) середина грудной клетки;

      в) область сердца;

      г) нижняя часть грудины.

      25. Кровоостанавливающий жгут накладывается в следующих случаях:

      а) при артериальном кровотечении;

      б) при обильном венозном кровотечении;

      в) при всех видах сильного кровотечения;

      г) при определении большой лужи крови.

      26. К мероприятиям первой помощи относится все нижеперечисленное, кроме следующего:

      а) мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи, вызов скорой медицинской помощи;

      б) определение наличия сознания и признаков жизни у пострадавшего;

      в) мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации;

      г) мероприятия по применению обезболивающих средств при тяжелых травмах и шоке;

      д) мероприятия по осмотру пострадавшего, остановке наружного кровотечения и оказанию первой помощи при травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавшего;

      е) придание пострадавшему оптимального положения тела и контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение);

      ж) оказание психологической поддержки пострадавшему и передача его бригаде скорой медицинской помощи.

      27. При полной закупорке инородным телом верхних дыхательных путей оказание первой помощи следует начать с действия:

      а) попытаться удалить инородное тело резким ударом в верхнюю часть живота

      б) спросить пострадавшего: «Вы подавились? Разговаривать сможете?»;

      в) нанести несколько ударов в межлопаточную область, наклонив пациента вперед;

      г)вызвать скорую медицинскую помощь;

      д) попытаться вызвать рвоту у пациента, надавив двумя пальцами на корень языка; е) выяснить у пострадавшего, чем он подавился.

      28. Какую помощь следует оказать пострадавшему с предположительным переломом костей голени в случае, если травма получена в населенном пункте:

      а) зафиксировать голень подручными средствами, вызвать скорую медицин скую помощь;

      б) помочь пострадавшему принять удобное положение, вызвать скорую медицинскую помощь, приложить холод к месту предполагаемого перелома;

      в) зафиксировать голень транспортными шинами, приложить холод, доставить пострадавшего в травмпункт;

      г)зафиксировать голень транспортными шинами, дать обезболивающее средство, вызвать скорую медицинскую помощь, приложить холод к месту пред- полагаемого перелома.

      29. Выберите последовательность подробного осмотра пострадавшего, находящегося в сознании:

      а) голова, шея, грудная клетка, живот, ноги и руки;

      б) грудная клетка, голова и шея, ноги и руки, живот;

      в) голова, грудная клетка, живот, шея, руки и ноги;

      г) ноги и руки, голова и шея, грудная клетка и живот.

      30. Пальцевое прижатие сонной артерии производится:

      а) на боковой поверхности шеи позади грудинно-ключично-сосцевидной мышцы одним большим или несколькими пальцами по направлению к позвоночнику;

      б) на передней поверхности шеи снаружи от гортани указательным, средним и безымянным одновременно или одним большим пальцем по направлению к позвоночнику;

      в) на стороне повреждения двумя пальцами (указательным и средним) в области гортани ниже места ранения.

      Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

      Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

      Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

      © cyberpedia.su 2017-2018 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.

      Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

      cyberpedia.su

      Фазы стресса и его влияние на организм человека

      Влиянием стресса объясняется возникновение многих заболеваний. Перед тем как справиться со стрессом, обязательно нужно разобраться в причинах возникновения психоэмоционального напряжения – только так можно обезопасить себя от повторного рецидива.

      О том, как стресс влияет на организм человека и о том, какие существуют фазы развития стресса согласно учению Ганса Селье, вы узнаете из этой статьи.

      Три фазы развития стресса по Селье

      «Стресс (от англ. stress — напряжение) — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была»,определяет стресс Ганс Селье, создатель учения о стрессе. Жизнь без стресса невозможна. Селье предупреждает: «Стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть». И далее: «Стресс — это аромат и вкус жизни».

      Стресс и его влияние на человека стали предметом научных изысканий Селье, которым он посвятил всю свою жизнь. Ученый выделяет положительный стресс и вредоносный стресс, или дистресс.

      Ганс Селье назвал реакцию организма на различные факторы общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса. Он протекает трехфазно.

      I фаза стресса — реакция тревоги, которая вызвана усиленной выработкой глюкокортикоидных гормонов корой надпочечников, которые создают условия для борьбы со стрессом.

      II фаза стресса по Селье – фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, выработка глюкокортикоидов нормализуется, организм адаптируется. При этом признаки реакции тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости организма поднимается значительно выше обычного.

      III фаза стресса — фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно ослабевают возможности приспособления организма, вновь появляются признаки тревоги, но изменения в коре надпочечников и других органах уже необратимы, и, если воздействие стрессора продолжается, человек погибает.

      Эти три фазы стресса постоянно воспроизводятся в жизни человека. В любой ситуации вначале наступает реакция удивления или тревоги из-за неопытности или неумения справляться, ее сменяет фаза сопротивления, когда человек уже умеет справляться с возникшей задачей, после чего наступает фаза истощения, ведущая к утомлению.

      Психоэмоциональный стресс и его причины

      Психоэмоциональный стресс — одно из наиболее часто встречающихся состояний у современного человека. Эмоциональный стресс оказывает всесторонне разрушительное влияние на организм, подрывает здоровье. Хронический психоэмоциональный стресс подкрадывается незаметно. Еще совсем недавно к профессиям, требующим «особого напряжения», относились авиадиспетчеры и машинисты поездов. Сегодня в состояние «постоянного стресса» попадают уже целые социальные группы — бизнесмены, банкиры, депутаты, журналисты, водители машин.

      Наиболее частыми причинами психоэмоционального напряжения (стрессорами — факторами, вызывающими стресс) у человека являются эмоциональные раздражители. Любое воздействие на организм, заболевание, травма, физические и психические нагрузки, инфекционные агенты вызывают стресс.

      Хроническому влиянию стресса на организм человека особенно подвержены жители крупных городов. Стресс в небольших количествах даже полезен для организма (стимулируется образование глюкозы в печени, повышается уровень сахара в крови, жир интенсивнее извлекается из жировых депо, угнетаются воспалительные процессы, сопротивляемость организма внешним воздействиям повышается), тогда, как хронический стресс может принести огромный вред.

      Психоэмоциональный стресс является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний: инфаркта миокарда, гипертонической болезни, инсульта; язвенных поражений желудочно-кишечного тракта; онкологических процессов.

      Влияние психоэмоционального стресса на здоровье

      Как стресс влияет на организм и что является причинами его развития?

      Пагубное влияние стресса на организм проявляется следующими факторами:

      • нарушением функции сердца;
      • ростом алкоголизма и наркоманий;
      • резким увеличением частоты сексуальных нарушений;
      • повышением травматизма;
      • ростом числа самоубийств;
      • инвалидизацией общества.

      Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышения смертности людей и, в частности, внезапной смерти. Порожденные стрессом болезни обрывают жизнь, а в общемировых масштабах — несут угрозу самому существованию человека. Эмоциональный стресс стал проблемой выживания человечества и наряду с другими глобальными проблемами приобрел острую социальную значимость.

      Влияние стресса на организм таково, что в процесс вовлекаются практически все отделы симпатической нервной системы и надпочечники, выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов возрастает более чем в 10 раз по сравнению с состоянием покоя, что пагубно отражается на сердце.

      Существует множество типичных общечеловеческих причин развития стресса: возросший темп жизни, избыток информации, дефицит времени, снижение физической активности, урбанизация, неадекватное питание. Переедание, гиподинамия, избыточная масса тела предрасполагают к развитию дистресса, усугубляют его течение и вредное воздействие на организм в целом. Также велико влияние стресса на здоровье сердечно-сосудистой системы и на сексуальное здоровье в частности. В условиях постоянной жизни со стрессом особенно возрастает роль правильного питания как одного из главных факторов сохранения здорового сердца.

      Как самостоятельно справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом

      Если вы не знаете, как справиться со стрессом самостоятельно, чаще говорите о своих проблемах с близкими. Общение с любимыми, с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияют на нервную систему.

      Не изменяйте привычный ритм жизни. Часто люди, находящиеся в состоянии стресса, не могут выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых благотворно повлияют на настроение.

      Начните день с физических упражнений. Физическая нагрузка значительно улучшает настроение.

      Откажитесь от большого количества кофе, табака и алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, сигареты, алкоголь и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

      Ещё один эффективный способ, как справиться с психоэмоциональным напряжением и стрессом, — старайтесь достаточно отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, слушая музыку (конечно, не рок, поп, металл и др.), подумайте о чем-нибудь приятном.

      Следите за питанием. Пища должна быть низкокалорийной, свежей, богатой витаминами, сырыми фруктами и овощами.

      Чаще бывайте в общественных местах, ходите в театры, на концерты, в музеи.

      Доставляйте себе и своим близким радость. Любите. Регулярно занимайтесь сексом. Радуйтесь жизни.

      med-pomosh.com

      Психофизиологический механизм стресса 2 (стр. 1 из 4)

      ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      Факультет психологии и социальной работы

      Реферат на тему:

      Механизм развития стресса

      Выполнила: Шахурина А.Ю.,

      Проверила: Жилина Е.В.

      1. Понятие «Стресс» 4

      1.2. Виды стресса 6

      2. Психологические аспекты стресса 9

      3. Концепция стресса.

      Общий адаптационный синдром (ОАС) 12

      3.1 Механизм развития стрессовой реакции 13

      4. Последствия стресса 18

      Список литературы 22

      Приложение 1. 23

      Приложение 2. 24

      В данном реферате будет рассмотрено само понятие «стресс», виды стресса, его особенности и причины, и нейрофизиологический механизм развития стрессовой реакции.

      Стресс в настоящее время является одним из наиболее распространённых видов аффектов.

      Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

      Слово "стресс" пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие.

      Учение о стрессе возникло благодаря канадскому врачу и биологу Гансу Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

      По своей сути стресс — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

      В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»

      Ещё будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого учёного. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т. п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье назвал этот «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование — стрессом».

      Первые исследования стресса касались в основном его физиологических и биохимических реакций, хотя с самого начала было обнаружено, что конечный стрессорный эффект любого раздражителя (в т. ч. заболевания) зависит от совокупности внешних и внутренних условий в момент воздействия.

      Стресс оказался в центре внимания многочисленных исследователей. Сложную и кропотливую работу вели учёные по расшифровке механизма стресса, его причин и последствий.

      Понятие «стресс» подверглось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

      Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” ( в переводе с английского “страдание”)Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

      Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

      1.1 Виды стресса

      По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс (эмоционально положительный) и дистресс (эмоционально отрицательный).Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).

      Эустресс — это активизирующий стресс. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс — это разрушительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. Именно его следует избегать.

      Искусство саморегуляции — это искусство использования преимуществ эустресса и умение избегать дистрессов.

      В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса — 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны.

      При эустрессе давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса — усилено. При дистрессе оно становится учащенным.

      Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе она краснеет, при дистрессе — побледнение или появление красно-белых пятен на слов и букв коже. Эустресс вызывает чувство ощущение тепла или жара, дистресс — озноб.

      Закономерно, что и протекание психических процессов изменяется в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько шагов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности.

      Когда эустресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

      Память при эустрессе — улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

      Изменяется и речь. В состоянии эустресса это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий.

      Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

      1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

      2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

      3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, расовое напряжение и дискриминация.

      4. Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

      mirznanii.com

      Немедикаментозная коррекция физиологических механизмов психоэмоционального стресса тема диссертации и автореферата по ВАК 14.00.51, кандидат медицинских наук Корягин, Александр Алексеевич

      Оглавление диссертации кандидат медицинских наук Корягин, Александр Алексеевич

      Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР).

      1. Понятие стресса .

      1.1. Физиологические механизмы стресса.

      1.2. Системные механизмы адаптации и стресс.

      1.2.1. Синтаксические и кататоксические механизмы адаптации

      1.3. Микроциркуляция крови и стресс.

      1.3.1. Общие сведения о микроциркуляции крови и ее диагностика.

      1.3.2. Значимость микроциркуляции в формировании физиологических и патологических реакций.

      1.4. Особенности психоэмоционального стресса.

      1.4.1. Физиологические механизмы психоэмоционального стресса

      1.4.2. Психоэмоциональный стресс, витаминный и минеральный обмен.

      2. Лазерное низкоэнергетическое излучение.

      2.1. Физические основы лазерного излучения.

      2.2. Биологические эффекты лазерного излучения.

      3. Биологические активные вещества в коррекции стресса.

      3.1. Физиологические эффекты янтарной кислоты.

      3.1.1. Прямое действие сукцината на клеточный метаболизм.

      3.1.2. Физиологические эффекты янтарной кислоты, реализуемые на системном уровне.

      3.2. Механизмы действия соединений гиалуроновой кислоты.

      4. Электромиостимуляция мышц.

      5. Возможности коррекции психоэмоционального стресса на основе гармонизации физиологических показателей.

      Глава II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

      1. Объект исследования.

      2. Методы исследования.

      2.1. Общеклиническое и инструментальное обследование.

      2.2. Биохимические и другие лабораторные показатели.

      2.3. Оценка гемодинамических показателей.

      2.4. Психологические методы исследования.

      2.5. Устройство для электромиостимуляции и лазерофореза.

      2.6. Статистическая обработка.

      Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

      1. Психологическое тестирование при психоэмоциональном стрессе

      2. Программы адаптации при психоэмоциональном стрессе.

      2.1. Межсистемные взаимосвязи свертывающей , окислительной и иммунной систем при психоэмоциональном стрессе.

      2.2. Нарушения макро- и микроциркуляции крови при психоэмоциональном стрессе.

      3. Коррекция нарушенных программ адаптации.

      3.1. Электролазерная миостимуляция и лазерофорез с гиалуроновой и янтарной кислотой.

      3.1.1. Обоснование метода.

      3.1.2. Методика лазерофореза и электромиостимуляции.

      3.1.3. Результаты применения.

      Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Немедикаментозная коррекция физиологических механизмов психоэмоционального стресса»

      Актуальность исследования. Системные проявления физиологических механизмов психоэмоционального стресса, лежащие в основе различных психосоматических заболеваний, являются одной из малоизученных проблем современной физиологии и медицины . Тем не менее, за последние годы проведены значимые исследования в этой области ( Судаков К.В. 1996, 1997, 1998; Олейникова М.М., 2002; Володина Ю.О., 2003).

      Особая роль в генезе стресса отводится неблагоприятным техногенно-экологическим и социальным факторам внешней среды (экономической нестабильности, боевым действиям и росту терроризма), обусловливающим нарушение деятельности функциональных систем организма человека ( Меерсон Ф.З., 1999; Зилов В.Г. и соавт ., 2004; Rosh Р J., 1995).

      Выявлены зависимости свертывающей , окислительной, вегетативной и иммунной систем, а также состояния макро- и микроциркуляции крови при различной патологии внутренних органов ( Морозов В.Н., 1999; Хапкина А.В., 2002; Столяров И.А., 2002; Тутаева Е.С., 2002; Карасева Ю.В., 2003, Хадарцев А.А. и соавт., 2003; Бехтерева Т.Д., 2004).

      Определена возможность восстановительных и профилактических мероприятий при заболеваниях внутренних органов методами интервальной гипоксии , теплохолодовых нагрузок, эндогенных синтоксинов (экдистероидов, пир-роксана, низкоэнергетического лазерного излучения и др.), психологического воздействия ( Фудин А.Н., 2001; Чуксеева Ю.В., 2002; Киркина Н.Ю., 2002; Ку-пеев В.Г., 2003; Олейникова М.М. и соавт., 2003; Орлова М.А., 2004).

      Известен метод электростимуляции мышечного аппарата человека, который, способствуя утилизации жировой ткани в определенных пределах, оказывает положительное влияние на повышение мышечной активности, скоростной выносливости и восстановительных процессов ( Фролов В.А., Кривошеина Е.Н., 2004). Используется также низкоинтенсивное лазерное воздействие, которое усиливает сократительную способность мышц (Хадарцев А.А., Фудин Н.А. и соавт., 2003).

      Установлена значимость воздействия лазерного излучения и лазерофореза в комплексе восстановительных мероприятий ( Купеев В.Г. и соавт., 2001; Хадарцев А.А. и соавт., 2003).

      Однако, не были изучены системные проявления синтоксических и ката-токсических механизмов адаптации и микроциркуляции крови при психоэмоциональном стрессе, возможности его коррекции с использованием электролазерной миостимуляции в сочетании с лазерофорезом биологически активных веществ. Не уточнена значимость комплексной коррекции механизмов адаптации, как управляющего фактора в системе антистрессовых мероприятий.

      Цель исследования: изучение системных проявлений физиологических механизмов психоэмоционального стресса и выявление возможностей их доно-зологической коррекции у спортсменов.

      В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

      1. Провести психологическое тестирование спортсменов.

      2. Изучить физиологические корреляты свертывающей, окислительной, вегетативной и иммунной систем при психоэмоциональном стрессе у спортсменов.

      3. Определить характер нарушений центральной гемодинамики и микроциркуляции крови при психоэмоциональном стрессе.

      4. Выявить возможности электролазерной миостимуляции и лазерофореза сукцината натрия и гиалуроновй кислоты в устранении системных нарушений при коррекции стресса изучением показателей центральной гемодинамики и микроциркуляции крови.

      5. Определить возможности УФО-спектроскопии в комплексной диагностике психоэмоционального стресса.

      6. Выявить значимость психоэмоционального стресса в формировании программ адаптации и возможности управляющих ( корригирующих ) внешних воздействий.

      Научная новизна. Впервые изучены межсистемные проявления деятельности функциональных систем организма спортсмена при воздействии на него психоэмоциональных стрессорных нагрузок, показана их роль в формировании программ адаптации.

      Определен характер нарушений центральной гемодинамики и микроциркуляции крови при психоэмоциональном стрессе у спортсменов.

      Впервые установлена значимость УФО-спектроскопических данных в комплексной диагностике, как показателя нарушения гармонических системных взаимоотношений.

      Впервые выявлена возможность коррекции проявлений стресса способами, электролазерной миостимуляции и лазерофореза янтарной и гиалуроновй кислот.

      Практическая значимость. Результаты исследований могут быть использованы при изучении физиологических проявлений психоэмоционального стресса, и обусловленных им механизмов развития психосоматических и сома-тоформных расстройств .

      В практической деятельности спортивных врачей целесообразно использовать раннюю диагностику нарушений центральной гемодинамики и микроциркуляции крови в сочетании с УФО-спектроскопией кожи .

      Выявленные антистрессорные возможности способов электролазерной миостимуляции, лазерофореза янтарной и гиалуроновой кислот и тепло-холодовых нагрузок обеспечат немедикаментозную коррекцию программ адаптации с достижением оздоровительного, восстановительного и лечебного эффектов в условиях тренировочных сборов.

      Внедрение результатов работы в практику. Результаты исследований внедрены в работу ГУЛ НИИ новых медицинских технологий (г. Тула), Meдинцентра по обслуживанию дипломатического и корреспондентского корпуса и других инопредставительств ГлавУпДК (г. Москва), в тренировочный и педагогический процесс на кафедре физического воспитания и спорта Тульского государственного университета.

      Апробация работы. Результаты работы доложены на 2 Международных конференциях: I Международной научно-практической конференции «Реаби-литационно-восстановительны технологии в физической культуре и спорте высших достижений» (Тула, 26-27 мая 2004) и Международной конференции «Современные медицинские технологии ( диагностика , терапия, реабилитация и профилактика)» (Хорватия, У маг, 3-10 июля 2004).

      Апробация работы также осуществлена на совместном заседании ученого совета ГУЛ НИИ новых медицинских технологий и научной конференции кафедры внутренних болезней ТулГУ (2004).

      Публикации. По материалам исследования опубликовано 9 печатных работ, из них 1 — препринт, 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК , 3 статьи в сборниках трудов и 2 тезиса.

      Положения, выносимые на защиту:

      1. Психологическое тестирование позволяет определить особенности личности у спортсменов разных видов спорта.

      2. Изменения показателей свертывающей и вегетативных систем, центральной гемодинамики и микроциркуляции крови при стрессе у спортсменов соответствуют кататоксической направленности программ адаптации.

      3. УФО-спектроскопия кожи позволяет выявить нарушение гармонических межсистемных взаимоотношений.

      4. Электромиостимуляция в сочетании с лазерофорезом гиалуроновой и янтарной кислот является эффективной восстановительной технологией при психоэмоциональном стрессе у спортсменов.

      Заключение диссертации по теме «Восстановительная медицина», Корягин, Александр Алексеевич

      1. Психологическое тестирование позволило определить психоэмоциональное состояние спортсменов различных видов спорта, выявило напряженность психоэмоциональной сферы, граничущую с преморбидом и вероятностью психосоматических и соматоформных расстройств, а также позволило дифференцированно оценить половые нарушения.

      2. Динамика показателей свертывающей , окислительной, иммунной систем, катехоламинов и серотонина при психоэмоциональном стрессе соответствует формированию программ адаптации по кататоксическому типу, а после восстановительных мероприятий — активации синтоксических программ адаптации.

      3. Показатели центральной гемодинамики и микроциркуляции крови, определенные методами реовазографии и лазерной допплерфлоуметрии, синхронно с изменениями биохимических показателей при психоэмоциональном стрессе отражают его отрицательное воздействие, которое можно купировать электролазерной миостимуляцией в сочетании с лазерофорезом ГК и ЯК.

      4. УФО-спектроскопия отражает интимные системные процессы гармонии — дисгармонии при психоэмоциональном стрессе и может использоваться в оценке эффективности восстановительных мероприятий.

      5. Способ электромиостимуляции в сочетании с лазерофорезом биологически активных веществ (ГК и ЯК) является эффективным способом коррекции проявлений психоэмоционального стресса у спортсменов.

      1. При подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям необходимо проведение психологического тестирования для индивидуальной психологической подготовки и отработки профилактических мероприятий.

      2. Включение метода УФО-спектроскопии в комплексное обследование спортсменов целесообразно для получения интегральной информации о дисгармонии в деятельности функциональных систем организма.

      3. Изучение показателей свертывающей, окислительной, иммунной систем, катехоламинов и серотонина необходимо для выявления направленности формирования программ адаптации и контроля за эффективностью их коррекции с вектором направленности от кататоксического типа к синтоксическому и применимо в условиях подготовки спортсменов высокой квалификации.

      4. Изучение центральной гемодинамики методом реографии и микроциркуляции крови методом лазерной допплерфлоуметрии , подтверждающее системные нарушения гемодинамики, необходимо использовать не только в условиях специализированных учреждений, но и в профилакториях, при подготовке к соревнованиям и в межсоревновательный период.

      5. Разработанный способ электромиостимуляции с лазерофорезом биологически активных веществ (ГК и ЯК), эффективный в восстановительных мероприятиях при психоэмоциональном стрессе, нуждается в широком внедрении в повседневную практику спортивных врачей и реабилитологов, для чего необходимо налаживание производства соответствующей аппаратуры и расходных материалов (гелей биологически активных веществ).

      Список литературы диссертационного исследования кандидат медицинских наук Корягин, Александр Алексеевич, 2004 год

      1. Авсеенко Н.В., Лисинчук Л.Я., Сельков Е.Е. Математическая модель стабилизации циркадного ритма в клеточном энергетическом метаболизме // Биофизика.- 1987.- № 2.- С. 248-252.

      2. Агаджанян Н.А., Чижов А.Я. Классификация гипоксических состояний- М.:ММП « Экспоцентр »- «Крук», 1998.-24 с.

      3. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопр. философии- 1962.- № 7 С. 97-111.

      4. Бадиков В.И. Кровообращение // В кн.: «Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций» (под ред. К.В.Судакова).- М.: Медицина , 2000.-С. 319-365.

      5. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.-М.: Медицина, 1979.-295 с.

      6. Барабой В.А., Орел В.Э. Спонтанная хемилюминесценция сыворотки крови в норме и при воздействии ионизирующей радиации // Биохемилюми-несценция-М., 1983-С. 222-240.

      7. Барабой В.А., Брехман И.И. и др. Лучевое поражение как стресс // Пе-рекисное окисление и стресс 1992.- С. 72-82.

      8. Бехтерева Т.Л. Лечебно-диагностические возможности коррекции макрогемодинамики при заболеваниях внутренних органов и у здоровых лиц: Дис. к.м.н.-Тула, 2004- 165 с.

      9. Борисов В.И., Павлов С.Е. Транскутанная лазеротерапия хронических гастритов у спортсменов // В сб. тез. первого московского международного форума «Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века».- М.: « Паруса », 2000.-С. 19-21.

      10. Бранько В.В. Сравнительная эффективность ингибиторов АПФ в лечении недостаточности кровообращения, обусловленной постинфарктным кардиосклерозом: Автореф. дисс. канд. мед. наук.-М., 2000 26 с.

      11. Бреслав И.С. Паттерны дыхания Л., 1984.

      12. Бреслав И.С. Особенности регуляции дыхания человека. Физиология дыхания / Под ред. И.С. Бреслав, Г.Г. Исаева СПб.: Наука, 1994.- С. 473-524.

      13. Брилль А.Г., Брилль Г.Е., Киричук В.Ф. и др. Влияние излучения Не-Ne лазера на активацию и агрегацию тромбоцитов // Бюл. эксперим. биол. и мед.- 1999.- № 7.- С. 48-50.

      14. Брилль Г.Е., Панина Н.П. Влияние низкоинтенсивного лазерного излучения на генетический аппарат клетки: Учебное пособие Саратов, 2000.

      15. Буйневич К.А. Руководство к изучению внутренних болезней Калуга: Губернская типо-литография, 1909 — 149 с.

      16. Вейн Л.М., Молдовану И.В. Нейрогенная гипервентиляция .- Кишинев, 1988.

      17. Выготский JI.C. Психология искусства.-М.: Педагогика, 1987.-С. 155.

      18. Горизонтов П.Д. Гомеостаз, его механизмы и значение // Гомеостаз — М.: Медицина, 1981- С. 5-28.

      19. Гусак Ю.К., Лазарева Ю.В., Морозов В.Н. Роль плацентарных белков в поддержании физиологических функций при нормально и патологически протекающей беременности // ВНМТ.-1999 Т. 6, № 2 — С. 91-95.

      20. Давыденко Н.В. Особенности питания неорганизованной популяции мужчин нетрудоспособного возраста и их связь с распространенностью ишеми-ческой болезни сердца // Вопросы питания.- 1984.- № 2.- С. 12-15.

      21. Еськов В.М. Компартментно-кластерный подход в исследованиях биологических динамических систем: Монография.— Самара, 2003 — 198 с.

      22. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эппггейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины .- М.: МГУ Л, 2000 248 с.

      23. Карасева Ю.В. Системные психонейроиммунологические механизмы в адаптационных возможностях организма женщины : Автореф. дис. . д.м.н.— Тула, 2003- 39 с.

      24. Кидалов В.Н., Красильникова Н.А., Сясин Н.И., Хадарцев А.А., Якушина Г.Н. Проявление киральности в организме человека. Новые исследования на микроскопическом уровне // ВНМТ.- 2003.- № 3 С. 6-8.

      25. Козинец Г.И. Физиологические системы организма человека, основные показатели.- М.: « ТриадаХ », 2000.- 336 с.

      26. Козлов В.И. Современные тенденции развития лазерной доплеровской флоуметрии в оценке микроциркуляции крови // Применение лазерной доплеровской флоуметрии в медицинской практике: Материалы первого Всероссийского симпозиума. М., 1996. — С. 3-12.

      27. Колесников Г.Ф., Шпак В.В., Полубелов А.А. Опыт разработки экспериментальных устройств для многоканальной электронейростимуляции нервно-мышечных структур // Медицинская техника.— 1986.— № в.— С. 31-36.

      28. Кузнецова Т.Н., Павлов С.Е., Афонякин И.В. Лазеры в предсоревнова-тельной подготовке пловцов-спринтеров // В сб. тез. первого московского международного форума «Спортивно-медицинская наука и практика на пороге XXI века».-М.: « Паруса », 2000 С. 79-81.

      29. Купеев В.Г. Диагностические и лечебно-восстановительные технологии при сочетанной патологии позвоночника, внутренних органов и систем: Автореф. дис. д.м.н-Тула, 2003.-38 с.

      30. Либих С.С. Вопросы психоанализа в клинической практике.- СПб.: Медицинская академия последипломного образования, 1993- С. 3-11.

      31. Маколкин В.И., Бранько В.В., Богданова Э.А. и др. Метод лазерной допплеровской флуометрии в кардиологии.- М., 1999 50 с.

      32. Малышева В.В., Замотринский А.В., Малышев И.Ю. Роль белков теплового шока в формировании стрессустойчивости у разных генетических линий животных // Бюлл . эксперим. биол. и мед.- 1994 -Т. 118.-№ 7- С. 11-13.

      33. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Морозова- М.: Изд-во Ин-та компьютерных исследований, 2002 — 656 с.

      34. Масякин П.Н. Характеристика нарушений микроциркуляции у больных неспецифическими заболеваниями легких по данным лазерной допплеров-ской флоуметрии: Дис. к.м.н.-Тула, 2004- 125 с.

      35. Материалы ВОЗ : Разработка и практическое применение диетологических рекомендаций, сформулированных применительно к продуктам питания. Доклад Объединенного консультативного совещания экспертов ФАО/ВОЗ — Женева, ВОЗ, 1999 155 с.

      36. Матчин Е.Н., Потапов B.JI. Применение повязок содержащих гиалуро-новую кислоту в комплексном лечении обожженных // Информационное письмо-Тула, 1998.-24 с.

      37. Мач Э.С. Лазер-Допплер флоуметрия в оценке микроциркуляции в условиях клиники. // Материалы первого Всероссийского симпозиума « Применение лазерной доплеровской флоуметрии в медицинской практике ».- М., 1996.— С. 56-64.

      38. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика М., 1981.- 144 с.

      39. Меерсон Ф.З. Адаптивная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации.- М.: Hypoxia Medical LTD, 1993- 331 с.

      40. Мельников А.Х. Основные механизмы организации физиологических ритмов при адаптации: Автореф. дис. д.м.н.-Тула, 1997.-49 с.

      41. Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики-Тула, 1997 -196 с.

      42. Морозов В.Н. Системные механизмы адаптации при криовоздействии и способы их коррекции: Автореф. дис. .докт. мед. наук.-Тула, 1999.-45 с.

      43. Морозов В.Н., Хадарцев А.А., Гусак Ю.К., Дармограй В.Н., Лазарева Ю.В. Роль вентромедиального ядра гипоталамуса в активации кататоксических и синтоксических программ адаптации // ИЛ № 61-101-01.- Рязань: Рязанский ЦНТИ , 2001.-5 с.

      44. Морозов В.Н., Хадарцев А.А. Дармограй В.Н. и др. Адаптивные механизмы при нанесении криотравмы сильной интенсивности // ИЛ № 61-073-02.— Рязань: ЦНТИ, 2002.- 3 с.

      45. Морозов В.Н., Карасева Ю.В., Морозова В.И., Хадарцев А.А., Гусак Ю.К. Психонейроиммунологические показатели в диагностике плацентарной дисфункции // В сб. « Медицинские аспекты квалитологии ».- Львов, 2003.— С. 154-159.

      46. Ноздрачев А.В., Пушкарев Ю.П. Характеристика медиаторных превращений.— Л.:«Наука», 1980.-230 с.

      47. Олейникова М.М. Диагностика и немедикаментозная терапия психофизиологических нарушений в восстановительном периоде инфаркта миокарда: Автореф. дис. к.м.н.-Тула, 2002.-26 с.

      48. Олейникова М.М., Михайлова А.А., Зилов В.Г., Разумов А.Н., Хадарцев А.А., Малыгин В.Л., Котов B.C. Психосоматические и соматоформные расстройства в реабилитологии (диагностика и коррекция ): Монография Тула, 2003.- 120 с.

      49. Орлова М.А. Возможности интервальной гипоксической тренировки как метода реабилитации физиологических функций студентов // «Экопедаго-гика».- М., 2004-С. 149-155.

      50. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения поведения животных М.: Наука, 1938.- С. 45.

      51. Перцов С.С., Коплик Е.В., Краузер В. и др. Катехоламины надпочечников крыс Август и Вистар при остром эмоциональном стрессе // Бюлл. экспе-рим. биол. и мед.- 1997 Т. 123, № 6.- С. 645-648.

      52. Першин С.Б., Кончугова Т.В. Стресс и иммунитет .- М.: Крон-Пресс, 1996.- 160 с.

      53. Репин Ю.М., Старцев В.Г. Механизм избирательного поражения сердечно-сосудистой системы при психоэмоциональном стрессе // Вестник АМН СССР.-1975.-№8.-С. 71.

      54. Румянцева Г.М., Соколова Т.Н. Терапия.- 2002.- Т. 4(2).- С. 8-10.

      55. Саркисов Д.С. Об антагонистической регуляции функций как важнейшем механизме поддержания гомеостаза // Клин, медицина 1990.- № 8 — С. 7-12.

      56. Саркисов К.Г., Дужак Г.В. Лазерная допплеровская флоуметрия как метод оценки состояния кровотока в микрососудах // Методология флоумет-рии.-М., 1999.-С. 9-14.

      57. Свядощ A.M. Неврозы: Руководство для врачей СПб.: Питер, 1997-С. 301-318.

      58. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме М.: Медгиз, I960 — С. 254.

      59. Селье Г. На уровне целого организма М.: Наука, 1972.-122 с.

      60. Селье Г. Стресс без дистресса .- М.: Прогресс, 1982 125 с.

      61. Системы комплексной электромагнитотерапии : Учебное пособие для вузов / Под ред. A.M. Беркутова , В.И. Жулева, Г.А. Кураева, Е.М. Прошина-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.- С. 289-291.

      62. Смулевич А.Б. Депрессии в обшей медицине .- М.: Медицинское информационное агенство.- 2001.- 253 с.

      63. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности // Методы психологической диагностики — М.: « Москва », 1990.- С. 3-68.

      64. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики.- М., 1990 Вып. 2.—97 с.-13980. Соколов Е.И., Подачин В.П., Белова Е.В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы-М.: Наука, 1980.-С. 190.

      65. Спиричев В.Б. Обеспеченность витаминами // Клиническая медицина.— 1987.-Т. 65, № 8.-С. 140-145.

      66. Субботина Т.Н., Туктамышев И.Ш., Хадарцев А.А., Яшин А.А. Электродинамика и информатика живых систем. Том 5. Введение в электродинамику живых систем: Монография / Под общ. ред. А.А.Яшина.- Тула: ТулГУ, ГУЛ НИИ НМТ, 2003.-440 с.

      67. Судаков К.В. Системные функции мозга в условиях действия блокато-ров синтеза белка и олигопептидов // Вестник РАМН 1992 — № 7 — С. 40-47.

      68. Судаков К.В. // Пат. Физиология.- 1995.- № 1.- С. 3-8.

      69. Судаков К.В. Нейрофизиологические основы доминирующей мотивации // Вестник РАМН .- 1993.- № 7 С. 42-48.

      70. Судаков К.В. Голографический принцип системной организации процессов жизнедеятельности // Успехи физиологических наук.- 1997 Т. 28, № 4.-С. 3-32.

      71. Судаков К.В. Новые акценты классической концепции стресса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.-1997.-Т. 123, № 2 С. 124—130.

      72. Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация // Терапевтический архив 1997.- № 1 — С. 70-74.

      73. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу-М., 1998.-263 с.

      74. Судаков К.В. Голографический принцип системной организации поведения: развитие представлений И.П. Павлова о ядре и рассеянных элементах анализаторов // Российский медико-биологический вестник.- 1999 — № 1-2.-С. 8-14.

      75. Судаков К.В. Некоторые аспекты диагностики и профилактики дисфункций, порождаемых психоэмоциональным стрессом // Материалы научногосимпозиума « Проблемы Севера, настоящее и будущее ».- М.: Фонд им М.Ю. Лермонтова , 2000- С. 22-23.

      76. Теппермен Дж., Теппермен X. Физиология обмена веществ и эндокринной системы,- М., 1989 653 с.

      77. Фурдуй Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов.- Кишинев: Штинца, 1986.

      78. Хадарцев А.А. Комплексные немедикаментозные способы лечения заболеваний органов дыхания в пульмонологическом стационаре: Дисс. . д.м.н.-Тула, 1991.

      79. Хадарцев А.А., Купеев В.Г., Зилов В.Г., Дедов В.И., Троицкая Е.А. Фитолазерофорез в лечении заболеваний внутренних органов. Учебное пособие- Тула: Тульский полиграфист, 2001.- 26 с.

      80. Хадарцев А.А., Фудин Н.А., Сазонов А.С., Реутов С.С. Электролазерная миостимуляция в спорте: Методическое пособие — Тула — Москва, 2003- 16 с.

      81. Хадарцев А.А., Фудин Н.А., Корягин А.А., Сазонов А.С., Реутов С.С., Филатова И.В. Электролазеромагнитная миостимуляция и лазерофорез биологически активных веществ: Препринт — Тула: « Тульский полиграфист », 2003 — 42 с.

      82. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера Л.: ЛНПИФК, 1976.- С. 25.

      83. Хапкина А.В. Системный анализ механизмов адаптации при крио-травме: Автореф. дис. к.б.н.-Тула, 2002 23 с.

      84. Хаханашвили М.М. Теоретические предпосылки возникновения и развития проблемы стресса // Сб. науч. докл.: 1-ые чтения им. А.А. Сперанского.-М., 1998.-С. 3-10.

      85. Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья — Владикавказ, 2000.- 175 с.

      86. Чумаков В.И. Как найти дорогу в « метаболическом хаосе»?- Ставрополь: СГМА, 2000 127 с.

      87. Чучалин А.Г., Абросимов В.Н. Кашель ( патофизиология , клиническая интерпретация, лечение).- Рязань: ООО «Бюро рекламы «Мила», 2000.— 104 с.

      88. Шутеу Ю., Бэндилэ Т., Кафрицэ А. и др. Шок (пер. с румынского).-Бухарест: Военное изд-во, 1981.-515 с.

      89. Щеглов Л.М. Психосоматическая модель сексуальных расстройств .— СПб.: СПб. Медицинская академия последипломного образования, 1993- С. 3-29.

      90. Юматов Е.А. Системный подход как концептуальная основа исследования эмоциональных стрессов // Вестник АМН СССР 1982 — № 2 — С. 63-69.

      91. Alexander F., French Т., Pollock G. Psychosomatic specificity // University of Chicago Press Chicago, 1968.

      92. Backe J. Pranayama-Ein Beitrag zur Therapie des Asthma bronchiale // Krankenpflege J 1990,28 (7-8): 400.

      93. Barlow P., Sidani S. Metal imbalance and hyperactivity // Acta Pharmacol. Toxicol.- 1986 Vol. 59 (supple 7).- P. 458^62.

      94. Cannon W. The Wisdom of the body.- N.Y.: Norton a. Co., 1932.- P. 312.

      95. Cerna O., Ginter E. // Lancet.- 1978 Vol. 1.- P. 1055-1056.

      96. Cho K., Little H.J., Shin J.H., Sun C.K. Corticosterone induced cell death in dopaminsensitive ventral segmental area neurones in the rat // Phisiol. Prac.— 1998.-Vol.511.-P.48.

      97. Darnel G. Antivitamine. Harmlose Stogge order Vitaminkiller // Ali-menta.- 1999 Vol. 38, № 4-5.- P. 3-7.

      98. Drossman D.A., Creed F.H., Svedlund J., Toner B.B., Whilehead W.E. Psychosocial aspects of the functional gastrointestinal disorders // Gut- 1999 45 (Suppl.II): 1125-1130.

      99. Fagrell B. Peripheral vascular diseases // Laser-Doppler Floumerty. Klu-wer Academic Publ. Dordrect- 1990 P. 201-215.

      100. Folks D. G., Kinney F.G. The role of psychological factors in gastrointestinal conditions. A review pertinent to DSM-1V. // Psychosomatics 1992 — 33 (3): 257-270.

      101. Fontana R.J., Hussain K., Schwartz S.M., Moyer C.A., Su G.I., Lok A.S. Emoiional distress in clinic hepatitis С patients not reseiving antiviral therapy. // J. Hepatol.- 2002.- 306 (3): 401-407.

      102. Hathaway S., Mckinley J., Basic readings on the MMPI in psychology and medicine. Minneapolis 1956-P. 48.

      103. Hess W.R. Das Zwischehhirn Basel, 1949- P. 178.

      104. Lehman C.L., Cheung R.C. Depression, anxiety, post-traumatic stress ans alcohol-related problems among veterans with chronic hepatitis C. // Am. J. Gastroenterol.- 2002 97 (10): 2640-2646.

      105. Levi L. Stress and distress in response to phychsocial stimuli // Acta med. Scand.- 1972.- Vol. 191.- Supply.- P. 528.

      106. Mayer E.A., Craske M., Naliboff B.D. Depression, anxiety and the gastrointestinal system. // J. Clin. Psychiatry 2001- 62 (Suppl. 8): 28-36.

      107. Mc Intosch Loura J., Hong Kay E., Sapoly Robert M. Glucocorticoids may alter antioxidant ensyme capacity in the brain: Baseline studies // Brein Res-1998.-№ 1-2.-P. 209-214.

      108. Omura J. Critical evalution of the methods of measurement of «Tingling threshold», «Pain threshold» by electrical stimulation // Acupunc. and Electrother.-1977.- Vol. 2, № 3.- P. 161-236.

      109. Pennebaker J.W., Traue H.C. Inhibition and Psychosomatic Processes. In Emotion, Inhibition and Health / Edited by H.C. Traue, J.W. Pennebaker Bern, Ho-grefe Huber Publ.- 1993: 146-164.

      110. Rao R.H. Pressor doses of angiotensin 2 increase hepatic glucose output end dekrease insulin sensitivity in rats // J. Endocrinol 1996.- № 2 — P. 311-318.

      111. Sundin O., Ohman A., Palm T. et al. Cardiovascular reactivity, Type A behavior and coronary heart disease: comparisons between myocardial infarction patients and controls during laboratory-induced stress // Psychophysiology- 1995-Vol. 32.-P. 28-35.

      В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

      www.dissercat.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation