Молитвы при психических расстройствах

Храм святителя Василия Великого

Краткая классификация и особенности психических расстройств

Извините за беспокойство, но тревога за судьбу близкого мне человека побуждает меня написать это письмо. Хочу описать историю болезни моей жены N. Нам обоим по 50 лет, православные. Но путь к православию был очень извилистым, через различные восточные премудрости и, в частности, через трансцендентальную медитацию, которую мы бросили на этапе «полетов», почувствовав энергии далеко не божественные. Конечно, мы прошли покаяние, но не так, видимо, легко отделаться от этой бесовщины. И вот в 1994 году произошло нечто такое, что св. отцы называют прелестью. После праздника Рождества Пресвятой Богородицы моя жена, совершая домашние молитвы, стала видеть светящиеся и оживающие иконы, кроме Распятия. Одновременно с этим к ней потекли сильные посторонние внушения, побуждающие ее вынести из комнаты Распятие и не допускать окропления св. водой себя и помещения. При этом внушались еще мысли о ее каком-то высоком предназначении. В некоторые моменты мне удавалось убедить ее в ложности происходящих видений, но из-за слабой воли к сопротивлению и давней жажды чудес, она вновь впадала в эти состояния. Потом ей было внушено, что я, священники и Церковь вообще, являются ее врагами, и это было показано ей в страшных образах. Затем ей начали внушаться мысли, что она такая грешница, которую невозможно простить, что она хулила Святаго Духа. В нее вселился жуткий страх, и она уже пребывала в истериках. Пришлось прибегнуть к психиатрической помощи, и она попала в психиатрическую больницу. После шоковой терапии она быстро пришла в себя, но в течение месяца, все-таки, находилась в больнице.

Необходимо еще отметить, что до этого она занималась практикой Иисусовой молитвы без должного руководства и во весь период недуга в течение нескольких дней почти беспрерывно повторяла эту молитву. К тому же, все случившееся произошло на фоне умственного утомления, связанного в тот период со сложными переводами с иностранного языка и нервного потрясения после потери зубов. В больнице ей поставили диагноз » вегетососудистая дистония».

После больницы все было спокойно до Рождественского поста, хотя она и испытывала тревогу по поводу случившегося. Эта тревога побуждала ее часто исповедоваться, а с началом поста ей стало казаться, что она чего-то не доисповедует. Появились волнение, суетливость, нарушился сон. Четвертого декабря она причастилась, и в нее вошел страх, что она не исповедала один грех и теперь ее душу ждет вечная погибель. На следующий день наступило некоторое просветление в ее сознании, и мы договорились поехать в Троице-Сергиеву Лавру к о. Герману, но когда настал момент отъезда, последовал целый каскад отговорок. Я стал кропить ее св. водой, но она стала сопротивляться вплоть до драки. После окропления она несколько успокоилась, и мне удалось опять уговорить ее поехать в Сергиев Посад, но она теперь поставила условие ехать не к о. Герману, а к мощам преп. Сергия.

По приезде в Лавру получили благословение о. Германа па отчитку, но она стала сопротивляться и пришлось силой держать ее весь молебен. К концу молебна она несколько успокоилась. Но после молебна она опять начала укорять меня, что привел ее на отчитку, однако с благоговением приложилась к мощам преп. Сергия. Набрав св. воды из источника мы вернулись домой. По приезде на нее опять было нападение. Я окропил ее св. водой и ей стало легче. Ночью на нее было совершено страшное нападение. Ее трясло на койке, она лаяла и рычала по-собачьи. Когда она садилась в койке, то делала броски, подобно собачьим. Пробовал кропить ее св. водой и читать молитвы — стоял страшный крик. В таком состоянии пришлось отправить ее в психбольницу.

После этого случая она еще три раза с такими же симптомами попадала в больницу. В больнице ее приводят в сознание в течение 2-4-х дней, а последующие три недели отводятся па восстановительный период.

В промежутках между обострениями болезни она вполне нормальный православный человек: исполняет домашние молитвы, ходит в церковь, исповедуется и причащается. Перед кризисом ею начинают овладевать помыслы, которым она не сопротивляется в силу слабой воли и отсутствия духовного руководства. Наступает бессонница, что-то стягивает голову в затылке, взгляд становится тусклым, холодным; меня воспринимает как ближайшего врага. Затем появляются страх погибели души и истерика с собачьим лаем и конвульсиями. Будучи в больнице, она, после того как приходит в себя, принимает просфоры, св. воду. Я заказываю сорокоусты о ее здравии в нескольких монастырях. По выходе из больницы она принимает лекарства.

Для того, чтобы мне правильно, как мне кажется, строить свои взаимоотношения с женой во время кризисов и после них, я выстроил для себя версию ее заболевания, которая сводится к тому, что Господь попустил эти бесовские нападения за грехи наши, для вразумления и спасения души.

«Духовная сущность психических расстройств»

hramnagorke.ru

В чем причина психических заболеваний?

Излечимы ли психические заболевания?

Можно ли душевнобольному помочь без лекарств?

Допустимо ли кодирование для лечения алкоголизма?

На эти и другие вопросы отвечает православный психотерапевт Дмитрий Авдеев.

— Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

— Все в свое время. Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, и проч. – ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное (соответствующее нормальному состоянию сознания – ред.) поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

Я уже 20 лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей – алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни – ред.), и не ставить знак равенства между понятиями “неизлечимость” и “тяжесть”. Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

Например, шизофрения – это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: “язвенная болезнь: состояние ремиссии”. Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: “Доктор, я – алкоголик, и 20 лет уже не пью”. Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость – огромный.

Главная проблема – адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Я порой встречаюсь с ситуациями, когда приходит мама и говорит: “Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!” Какое выражение она употребляет: “не сдам”! Она делает своему сыну медвежью услугу.

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критика к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

— Что такое соматизация? Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно “психосоматика”. Согласно статистике 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия “артритическая личность”, “язвенная личность”, “коронарная личность”. О последней группе в 1970 году в США вышла монография “Поведение типа А и ваше сердце”. Авторы называют этих людей “амбициозные персоны” и пишут о том, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер – болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть – характер – болезнь.

Есть даже такое понятие в медицине – “алекситимия” (психологическая характеристика личности – ред.). Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Стремительный ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются “синдром хронической усталости” и чувство опустошения?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? “Радость моя, Христос воскресе!” – встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

Безусловно, я не снимаю таких понятий, как “депрессия истощения”, как усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Нет, нельзя. Уныние – это греховная страсть, а депрессия – это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.

Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

Истерия – это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? “Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!” У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ – вот духовная составляющая истерического поведения.

— В Вашей практике Вам приходилось встречаться со случаями одержимости? Или это сложно определить?

— Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В “Основах социальной концепции РПЦ” четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и других зависимостей. Допустимы ли такие методы?

— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту процедуру: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает, нелюдим. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство – это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.

Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (комплекс психических и физических расстройств – ред.). И все наркологические центры разнятся только сервисом, больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют!

Только в Церкви лечат наркоманию. Там мы, действительно, видим ремиссию. Никогда не забуду одного юношу, который сказал: “Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни”.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с “невидимыми духами”, агрессивны, вызывают у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: “Домолился!”. Но нет, нет, нет – Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни – что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А “Социальная концепция” расставила все точки.

Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: “Спасибо вам, доктор, что Вы из года в год повышаете наш статус в Церкви”.

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался “пастырская психиатрия”. И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

«Церковное слово», № 7, 2008, Минск

www.pravmir.ru

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев: «Вера никогда не приведет к шизофрении»

Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

— Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость, — огромный.

Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?

— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.

Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?

— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет  — Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.

Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

— Нам иногда приходят вопросы по вашей теме, я прочитаю несколько.

«Можно ли использовать гипноз и кодирование для лечения алкоголизма и других зависимостей? Не опасно ли это для души?»

— Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.

Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся — комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

— «Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»

— Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.

И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

— «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»

— Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой — еле-еле или совсем не может ее решить.

— «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»

— И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия — больше ничего.

www.pravoslavie.ru

Каким святым надо молиться?

3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Бог отделил для Себя одного святого — Иисуса, которому надо молиться! И Бог слышит Его!

Флор и Лавр — «небесные» лекари животных.

Икона «Царская семья» изображает святого Императора Николая Второго, Императрицу Александру, а также их детей – Анастасию, Марию, Татьяну, Ольгу и Алексия. Царская семья была расстреляна большевиками 14 июля. Именно в этот день чтится память святых страстотерпцев. Кроме того, икона царской семьи почитается 7 февраля, то есть в день памяти исповедников и новомученников Российских, если этот день выпадает на воскресенье. Если праздник выпадает в другой день недели, то его отмечают в первое воскресенье после 7 февраля. Происходит исцеления от многих болезней, включая болезни ног, тяжелого гепатита, перелома ключицы и поражения поджелудочной железы.

Иконе «Царская семья» молятся по многим причинам, в том числе об укреплении семьи, о благочестии, о правильном воспитании детей, о сохранении целомудрия и чистоты.

Архимандрит Ипполит (Халин) — российский святой, исцеляющий от многих недугов.

Дни празднования: 17 апреля, 17 октября

Икона «Усекновение главы Ионны Предтечи». Празднование — 11 сентября. В этот день совершают молебное пение о страждущих недугом винопития.

Святой Иоанн Креститель вел трезвенный образ жизни, но умер от удара меча по наветам недоброжелателей во время пьяного пира.

Ливанский христианский монах — Святой Шарбель. Святой Шарбель продолжает исцелять от физических недугов и психических болезней!

Господь Бесконечно Святый!

Ты вдохновил Своего отшельника монаха на то, чтобы жить и умереть подобно Иисусу, дав ему силу для избавления людей от болезней. Мы умоляем тебя, Господь, послать нам милость любить и служить Тебе, подобно Шарбелю.

Всемогущий Господь, позволивший своему святому творить многочисленные чудеса и оказывать милости, снизойди до нас. (имя), чтобы мы тоже ощутили проявление его особой милости.

Помоги нам через святого Шарбеля обрести здоровье. Да будет так. Отец наш, слава Тебе.

Икона находится в базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах справа от спуска в Пещеру Рождества, у стены, в деревянном киоте. Почитается как чудотворная. Это, пожалуй, единственная икона Божией Матери, на которой Она улыбается. Образ был написан в России и передан в Вифлеем императрицей Елизаветой, после того, как она перед ним исцелилась от тяжёлой болезни.

В некоторых источниках по иконографии под таким же названием упоминается чудотворная икона Божией Матери, которая находилась в Кашоэтском соборе в Тифлисе.

Преп.Иосиф Волоцкий — небесный покровитель православного предпринимательства и хозяйствования (бизнесменов).

преп. Спиридон Триумифунский — помогает в жилищных проблемах.

Ксения Перербуржская — исцеляет человека, помогает в других вопросах.

Молитвы, обращенные к Ксении Петербургской, способны укрепить брачные узы и предотвратить ссоры и скандалы в семье. Молодые люди обращаются к ней за помощью в поиске второй половинки. Просят ее и при возникающих трудностях, нелегком судьбоносном выборе и для привлечения в жизнь удачи. Многие признаются, что молитвы, обращенные к блаженной, помогли преодолеть тяжелый недуг и успешно справиться с последствиями болезни. К иконе приходят все, кому нужна помощь: матери, просящие о долгожданном ребенке, родители, обеспокоенные судьбой своих детей. Неиссякаемая череда паломников славит эту уникальную женщину, которая и после смерти продолжает дарить людям веру в Высшие силы и надежду на светлое будущее. Она покровительствует всем нуждающимся и защищает их от превратностей судьбы.

Илья Муромец — Говорят, что мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного.

Николай Чудотворец — исцеляет человека, помогает в других вопросах. К Святому Николаю Чудотворцу обращаются как к Покровителю об успехе в делах, об исцелении от болезней, о защите семейного очага, в грусти и унынии, за детей, вдов и сирот, о сострадании к беззащитным, о помощи в бедности и нужде, о покровительстве во время путешествий на море и на суше. К нему обращаются даже язычники, мусульмане и буддисты. По молитвам этому святому каждый получает очень быструю помощь от Бога. Сложно перечислить все добрые дела, совершенные святым Николаем Угодником. Он и сегодня являет чудеса тем людям, которые прибегают к его помощи.

Икона Божией Матери «Саринское Благоухание»

18 января – празднование. Помогает при душевных, физических и нервных расстройствах, при сахарном диабете. Уберегает от самоубийств. Помогает в чадородии.

Великомученик Феодор Стратилат

21 февраля – день памяти.

Помогает обрести мужество, силу духа и победить врагов.

Икона Божией Матери Феодоровская

27 марта – празднование. Помогает женщинам удачно выйти замуж, бездетным семьям обзавестись потомством, роженицам разрешиться от бремени при трудных родах. Помогает наладить отношения между супругами, исцеляет болезни, особенно женские.

Эта икона почитается как покровительница невест, устроительница семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогает в трудных родах.

Преподобная Мария Египетская

12 апреля – день памяти.

Покровительствует кающимся женщинам. Избавляет от страстей, душевной боли, печали, дурных мыслей, искушения и внезапной смерти.

Равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

24 мая – день памяти.

Молятся о помощи в учении.

Преподобный Кирилл Белозерский

22 июня — день памяти.

Молятся о здоровье, достатке и мире.

Первоверховные апостолы Петр и Павел

12 июля – день празднования.

Молятся об умножении веры. Апостол Павел помогает предпринимателям, апостол Петр – рыбакам и больным людям.

Икона Божией Матери Страстная.

16 августа – день празднования.

Молитвы к этой иконе приносят утешение в скорбях, помогают при психических и других недугах. Обращаются с молитвой об избавлении от беснования.

Молятся об исцелении от холеры, слепые и расслабленные, от пожара.

Икона Божией Матери Владимирская.

8 сентября – день празднования.

Эта икона – заступница и защитница во многих житейских нуждах, хранительница дома.

Молятся во время бедствия и нашествия врагов о смягчении злых сердец, а также об исцелении от телесных и душевных болезней.

Покров Пресвятой Богородице

14 октября – день празднования.

Молятся о милости и заступничестве Божией Матери, о ниспослании любви, терпения, благодушия и исполнении желаний. Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение.

Великомученик Дмитрий Солунский

8 ноября – день памяти.

Молятся об облегчении головных и глазных болезней.

Икона Божией Матери «Тихвинская»

Молятся об исцелении детей, сохранении и здравии младенцев. Помогает обрести и счастье материнства. Молятся о здравии душевном и телесном, просят защиты от врагов.

Икона Божией Матери «Иерусалимская»

Наиболее почитаемая икона на Святой земле. Ей молятся в скорби, печали и унынии, при болезнях глаз. Просят помощи в зачатии детей.

Иверская икона Божией Матери

Перед этой иконой молятся при тяжелых обстоятельствах, об утешении в бедах, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали.

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Перед этой иконой молятся о правильном выборе супруга или супруги, для разрешения тяжелых семейных проблем. Помогает сохранять молодость, чистоту и целомудрие.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Ей молятся об исцелении тяжелых болезней.

Икона Божией Матери «Жировицкая»

Перед этой иконой молятся при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.

Икона Божией Матери «Семистрельная»

Молитвы к этой иконе не только исцеляют болезни, но и смягчают душевную боль, избавляют от чувства гнева и обиды, защищают от врагов. Ей молятся об умягчении сердец тех, кто приближается к вам со злыми помыслами.

Икона Божией Матери «Целительница»

Само название этой иконы говорит, что к ней обращаются с молитвами об исцелении всевозможных недугов.

Казанская икона Божией Матери

Это образ заступницы всего народа. К ней обращаются в семейных нуждах, молятся за детей, ею благословляют на брак. Просят помощи в исцелении и заступления в тяжелые времена. Одним из первых чудес от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться перед этой иконой в глазных болезнях и о прозрении слепых очей душевных и телесных.

Икона Божией Матери Смоленская.

Если в трудной ситуации вы не знаете, как поступить, обратитесь с молитвой к этой иконе. Также «Смоленской» Богоматери молятся о сохранении Отечества, благополучии в пути путешествующих.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Защитница от пожаров, стихийных бедствий, связанных с огнем и молнией.

Икона Божией Матери «Знамение»

Прославилась огромным количеством чудес. Перед этой иконой молятся для защиты от недругов, во время эпидемий, для прозрения духовного и телесного.

Икона Божией Матери «Троеручица» Ей молятся при болезнях рук, ног, душевном беспокойстве.

Параскева Пятница — покровительница домашнего очага, хранительница семейного счастья.

Исцеление болезней ног, почек, печени, псариоза, особенно часто бесплодия женщин.

Ее прославляют в 10-ю пятницу по Пасхе.

Исцеление опухолей, душевно больных и от нервных болезней.

Икона Божией Матери «Державная»

Перед этой иконой молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране и сохранении России. Также ей молятся о благополучии в доме и семье.

Спас Вседержитель Иисус Христос

Главный врач душ и тел, который ведает обо всем и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.

Она считается покровительницей от внезапной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. В католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников. Великомученице Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Святого Причастия в день кончины, и есть предание, что Святая сама причащает тех, кто сподобился кончины в день ее памяти.

По молитвам св. великомуч. Варвары подаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали.

В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.

Великомученица Анастасия Узорешительница

4 января – день памяти. Традиционно ей молятся родные и близкие о заключенных в темницах. А также женщины во время родов и кормления ребенка грудью.

Святой мученик Трифон Апамейский

14 февраля – день памяти. Молятся об изгнании бесов и исцелении от различных болезней.

Святой благоверный Ярослав Мудрый

5 марта – день памяти. Считается небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов. Молятся о ниспослании мудрости и ума.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

13 апреля – день памяти. Молятся об избавлении от врагов, бед и скорбей.

Блаженная старица Матрона Московская

2 мая – день памяти. Ей молятся о счастливом замужестве и благополучии детей, о ниспослании помощи в любых проблемах, бедах и скорбях, об исцелении от самых разных недугов.

1 июня – день памяти. К помощи святого обращаются, чтобы укрепить страну, отразит угрозы врагов, умножить веру, укрепить семью.

7 июля день празднования. Молятся о благополучии заключенных, об избавлении от головной боли, плохих мыслей и соблазнов.

1 августа – день памяти (обретения нетленных мощей). Молятся о хорошей торговле, об избавлении от болезней, о даровании наследников, о хорошем отношении между мужем и женой.

30 сентября – день памяти. Молятся об избавлении от одиночества, о любви и счастье в доме.

8 октября – день памяти. Молятся об успешной учебе, избавлении от гордыни, о помощи в любой беде, в любом затруднении.

1 ноября – день памяти. Молятся об исцелении от самых тяжелых недугов и вредных привычек (алкоголизм, наркомания), о помощи в учебе, о духовной и телесной поддержке в старости.

Святая великомучиница Екатерина. Святая Екатерина, точней — ее иконография, имеет богатую историю и святая почитается во всем христианском мире: православии, католичестве, лютеранстве, армяно-григорианском мире и коптском.

В западном мире святая Екатерина считается покровительницей учащихся, в православии — помощницей при родовспоможении, целительницей и молитвенницей при исходе души.

25 ноября отмечается день святой Екатерины в католичестве, в православии он приходится на 24 ноября по старому или 7 декабря по новому стилю.

В западном мире святая Екатерина считается покровительницей учащихся, в православии — помощницей при родовспоможении, целительницей и молитвенницей при исходе души. МОЛИТВА ( http://www.youtube.com/embed/MmGuK9mjMJM?feature=player_embedded )

Эта икона способствует созданию крепкой семьи, сохраняет благополучие в доме и поддерживает духовное единение между поколениями.

Как защищает икона

Оберегая душевное и телесное здоровье, икона святой Фотины сохраняет благополучие в доме. Она способствует созданию крепкой семьи, поддерживает духовное единение между разными поколениями. Вы и ваши дети будете защищены от греховных умыслов, от всякого зла.

В чем помогает икона С иконой святой Фотины человек обретает уверенность в собственных силах, учится не отступать перед трудностями. Образ дарит свет вдохновения в работе. В обыденных делах позволяет помнить о главном, о том, кто мы есть. Также икона помогает обрести физическое здоровье. С молитвой к святой обращаются при болезнях, сопровождающихся повышенной температурой тела, при заболеваниях кожи и опорно-двигательного аппарата.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великю с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и угешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Архангел Михаил. Обращение с молитвой к архангелу Михаилу защитит душу верующего от всех неблагоприятных воздействий со стороны противоборствующих Всевышнему сил. Он – первый защитник и помощник тем, кто свидетельствует о Боге и во всем следует закону Божию. Также он является защитником душ умерших на их пути к Престолу, дабы их не захватили служители антихриста. Ему же молятся о защите воинов и воинства, так как он сам является предводителем всего ангельского войска, как мы уже сказали выше.

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Архангела Михаила помогает при желании избавиться от сомнений в вере, от духовной некрепости, которые происходят от искушений, преодолеть которые иногда сложно без помощи свыше, их много, и мы часто чувствуем, как вера наша ослабевает. Один из главных помощников здесь – архистратиг Михаил, стоящий на защите Божиих законов. Также он является небесным покровителем военных. Тут уместно вспомнить об особом его покровительстве Жанне д’Арк (см. раздел «Какое чудо произошло»). Из воинской истории России мы знаем, что одним из первых линейных кораблей с 52 пушками на борту стало судно «Архангел Михаил», спущенное на воду в 1713 году. Название его содержало прошение к архангелу об особом покровительстве новому молодому русскому военному флоту. Корабль строился на верфях Архангельска, также названного в честь архистратига небесного воинства. Также к нему за помощью могут обращаться те, кто занимается строительством, имеет строительные профессии, поскольку он считается и их небесным покровителем.

Когда-то он научил мучеников Флора и Лавра управлять лошадьми – так что он – небесный покровитель всех коннозаводчиков, конюхов, жокеев, всех, кто имеет отношение к конному спорту и разведению лошадей или содержит их в частном владении.

Дни памяти установлены Православной Церковью 8/21 ноября — Собор архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных; 6/19 сентября – воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех. Празднование в Православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю).

Отдельно совершается празднование 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах).

В католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября.

Дарья Римская — небесная благодетельница всех девушек с именем Дарья. Именная икона Дарьи помогает им принимать правильные решения в жизни. Наставляет на путь ведущий к благочестивому образу жизни. Молитва у иконы святой избавляет от скорби и болезненных недугов. Подвиг ее был в том, что она не перед какими мучениями не вернулась обратно в язычество. И осталась при своих взглядах, хотя большинство людей их не разделяли. День памяти иконы мучеников Дарьи и Хрисанфа отмечают 19 марта. Вместе с ними вспоминают в этот день святых: Клавдия Трибуна и его жену Иларию, его сыновей Иасона и Мавра.

Святая мученица Наталия (вышивка крестом). Святой Наталье молятся о счастье в браке, о покровительстве семейному очагу. Образ Св.Натальи на вышивке очень милый, женственный.

Свяиая мученица Галина. Святой мученице Галине Коринфской молятся об утешении, стоянии в вере, чистоте духовной и даровании благочестия.

Святая Любовь. 30 сентября день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Святая Тамара сохраняет от стрел вражьих, от прелести бесовския и козней диавольских, избавляет от мук.

Память святой Тамары — 1/14 мая по н.ст.

Святая мученица Татьяна (вышивка крестом). Святая мученица Татиана (Татьяна) жила в конце II – начале III века в Риме. С детства она воспитывалась в христианской вере, отличалась добродетелью и трудолюбием. Она приняла мученическую смерть после того, как отказалась поклоняться языческим богам. В России Святая Татьяна является покровительницей студентов. Считается, что молитва, обращенная к мученице, помогает не только в учебе, но и в служебных делах, способствует карьерному росту. Святая является защитницей всех женщин с именем Татьяна.

Празднование св.м. Татьяне — 25 января.

Перед иконой Троицы хорошо читать исповедальные молитвы – они будут обращены сразу к Тому, перед кем мы исповедуемся в храме. Самые серьезные, самые глубокие и драматические ситуации могут быть разрешены по молитве перед этим троичным образом.

День Святой Троицы (Троицын день), Пятидесятница, Сошествие Святого Духа (Духов День) – один из важнейших праздников Православия, переходящий двунадесятый.

Считается, что молитвы перед этой прекрасной иконой вразумляют верующих, наполняют их сердца благодатью, даруют мудрость. Перед ее высокочтимым образом молятся об укреплении родной страны, о защите, о просвещении и умягчении обидчиков.

Святой Праведной Анне — матери Пресвятой Богородицы часто молятся об исцелении от бесплодия.

Благодаря образу Святой Ирины Македонской Вы обретете уверенность, икона защитит Вас от опасностей, поможет укрепить волю. С верой Вы добьетесь успеха в работе и учебе.

В чем помогает икона?

Имя Ирина, которое в переводе с греческого языка означает «мир, благоденствие», носят многие женщины. Они всегда могут рассчитывать на заступничество своей святой покровительницы, икона помогает им во всех жизненных обстоятельствах. К образу Святой Ирины Македонской обращаются с молитвой о здоровье и благополучии в доме.

День памяти святой великомученицы Ирины — 5 мая.

28 августа — память равноапостольного князя Владимира.

Вонифатий Римский (Тарсийский) (III век — 14 мая 290) — это раннехристианский мученик. Святой Православной, Католической и Армянской церквей. День памяти: 19 декабря.

Помолиться о нём могут все родители детей, больных подобным образом. Молитва святому Александру Медему поможет по их вере.

В 1946 году Тереза приступила к организации новой монашеской общины «Миссионерки любви», которая посвятила себя заботе о больных и обездоленных.

Сестра Бахита — католическая святая. Она исцеляет, милосердствует, монашествует. Она причислена к лику святых в 2000 г.

Птица Симур — икона для больных БАС (болезнью Лу Герига, боковым амиотрофическим склерозом)

Это универсальный образ для моленья. Кем бы ни был ваш небесный хранитель — архангел Михаил, Николай Чудотворец или матушка Матрона — ваша молитва перед этим образом будет услышана каждым из них. Попросите поддержки на всех жизненных перепутьях — и вы почувствуете её обязательно! Какие чаще всего молитвы слышала икона Всех Святых? Наверное: «Отцы небесные, заступники милостивые, молите Бога за нас!»

Памяти Всех Святых — так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. На иконе изображены Архангел Михаил, Иоан Креститель, Александр Невский, Святой сученик Вонифатий, Георгий Победоносец, Святые мученики Гурий, Самон и Авив, пророк Божий Илия, Иоанн Кронштадтский, Святая Блаженная Ксения Петербургская, Святитель Николай, Святитель Спиридон Тримифунтский и Серафим Саровский, Преподобный Сергий Радонежский, Великомученик врач Пантелеймон, Святая великомученица Анастасия Узорешительница, Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павл, Блаженная Матрона Московская, Святая великомученица Варвара, Преподобные Сергий и Герман.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Апостолы от 12-ти (ближайшие ученики Христа)

Матф.10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

Святому Апостолу Андрею молятся об обращении к христовой вере народов России, о заступлении Отечества, об успехе в морском (ратном) деле. Андрей Первозванный издревле считается покровителем рыбаков и моряков. Во времена Киевской Руси Андрей Первозванный был покровителем всего государства, а в императорской России — покровителем Военно-морского флота России. Апостолу Андрею молятся о целомудрии и благополучном замужестве дочерей. Павел и Андрей Первозванный считаются небесными покровителями гидов-переводчиков и преподавателей иностранного языка.

13 декабря – день памяти. МОЛИТВА

2. Икона Апостола Петра (Симона) Апостолу Петру молятся о благоустроении церковном, умножении веры при маловерии, при искушениях и гонениях, о вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты, помощи в учебе, исцелении от различных недугов, например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве.

День памяти — 12 июля. МОЛИТВА

4. Апостол Иаков Зеведеев. Ему молятся об успехе в рыболовстве. Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Апрель 30. МОЛИТВА

5. Апостол Филипп. Молятся при сеянии хлебов, так и во время жатвы хлеба. МОЛИТВА

6. Апостол Нафанаил (Варфотомей) Ему молятся об исцелении и совершении житейских дел. Дни памяти — 5 мая, 24 июня, 13 июля, 7 сентября (перенесение мощей). МОЛИТВА

7. Икона апостола Матфея Поскольку святой апостол и евангелист Матфей до призвания Господом на следование за ним был мытарем – сборщиком податей и налогов, то и сегодня его считают покровителем финансистов, бухгалтеров, работников таможни, налоговых служб. Также к нему прибегают с просьбами о душевном исцелении. МОЛИТВА

8. Икона апостола Фомы 17 апреля — день воспоминаний. Апостолу Фоме молятся при беспокоящем душу неверии, как самому прошедшему это тяжкое состояние.

День памяти — 18 октября по н.с. МОЛИТВА

9. Иаков Алфеев (сын Алфея) Память — 30 июня (13 июля) в Соборе 12 апостолов, 9 октября (22 октября).

10. Апостол Фаддей (Левит). Фаддей помогает в безвыходных ситуациях, а также тем, кто содействует распространению его почитания. Дни памяти — 17 января, 3 сентября. МОЛИТВА.

11. Симон Зилот (Кананит). Апостолу Симону Зилоту особенно молятся о счастии в браке и о покровительстве семейному очагу.

13. Апостол Матфий. Память апостола Матфия совершается: в Православной церкви (по юлианскому календарю): 9 августа и 30 июня;

в Католической и Англиканской церквях: 14 мая. МОЛИТВА

www.bee-book.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation