Нарушения речи при аутизме

Особенности речевых нарушений у детей с аутизмом

Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Речь у аутичных детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Уже в первый год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым. На второй и третий годы жизни дети — аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений (например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Дима», не заменяя слово «тебя» на «меня»). Недостаточное развитие способности к функциональной речи, как считается, является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра. Так, при попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку, и сами редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми. Детям — аутистам трудно играть в игры, требующие воображения, и переходить от отдельных слов — обозначений к связному языку.

Среди аутичных детей есть большая группа, для которой характерно крайне стереотипное поведение, страхи, стремление к постоянству в окружающем, значительное недоразвитие и своеобразие речи. Без специальной, целенаправленной работы в таких случаях спонтанная коммуникативная речь не формируется. У всех детей этой группы обнаруживаются более или менее стойкие нарушения звукопроизношения, которые часто исправляются в процессе общей психолого-педагогической коррекции. Трудно преодолевается еще одно нарушение речевого развития у этой группы детей — реверсия местоимений, то есть использование ребенком второго и третьего лица вместо первого.

У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в раннем возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отраженной речью близких. Иногда после 2-2,5 лет отмечается регресс, который не достигает полного мутизма: появляются эхолалии без обращения, изредка — простые аграмматичные фразы, редко употребляются обращения, прямые утверждения и отрицания. Большинство таких детей интеллектуально сохранны и нередко одарены. Они рано осознают свою речевую несостоятельность, очень переживают по этому поводу, что может привести к невротическим расстройствам.

По данным исследований, базовые показатели владения языком, в том числе словарный запас и правописание, у высокофункциональных детей — аутистов 8-15 лет оказались не хуже, чем у контрольной группы, а у взрослых аутистов — даже лучше. В то же время обе возрастные группы аутистов показали сниженные результаты в сложных задачах, требующих использования образного языка, оценивающих способности понимать речь и делать выводы. Поскольку первое впечатление о человеке зачастую составляют по его базовым языковым способностям, исследования позволяют предположить, что люди при общении с аутистами склонны переоценивать степень их понимания.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. Этот подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется.

Методы поведенческого вмешательства, в частности прикладной анализ поведения формируют речь формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Это тоже процесс достаточно не быстрый, и часто приходится его начинать от обучения ребенка просто повторять движения за обучающим, через формирование имитации и подражания звукам до первых настоящих слов. На первых порах такая речь носит характер отдельных звуков, слогов, она часто механическая и лишена интонаций. Требуется достаточно упорная работа окружающих, родственников, педагогов, чтобы придать речи ребенка оттенки и сделать ее более натуральной. Часто у детей-аутистов вообще не удается развить экспрессивную речь, тогда более целесообразным считается развивать другие, неречевые формы общения — использование систем альтернативной коммуникации — карточки с рисунками, язык жестов и др. Альтернативные системы коммуникации, в частности, карточки с нарисованными предметами или действиями являются прекрасным, и часто единственным способом наладить общение с неговорящим (мутичным) ребенком и дают хороший толчок к общему развитию речи.

Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов. На основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности. На занятиях отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.

Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлять эмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; давать аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно.

При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не по дате рождения) , чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка.

Логопедическая работа с аутичными детьми должна проходить

1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.

2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.

3. Требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится логопедическая работа: не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, кроме того, необходимо помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.

4. Программа по коррекции речевых нарушений разбатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.

5. Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.

6. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда очень длительной.

Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

При правильно построенной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Очень важно! Для того, чтобы в должной степени развить речь малыша с РАС, особенно неговорящего, нужны четко скоординированные и длительные (часто — несколько лет) усилия целого ряда специалистов: логопеда, АВА-тераписта, психолога и др. И это практически невозможно, если родители устраняются из работы с собственным ребенком.

autism-info.ru

Аутизм. Часть 5. Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции

Первичная звуковая травма тормозит развитие речи у ребенка, и нужные речевые навыки не появляются в положенный срок. Обычно отмечается запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Когда лепет и гуление возникают, они обычно не интонированы (мало окрашены эмоционально) и не обращены к взрослому.

Часть 1. Причины возникновения. Воспитание ребенка с аутизмом

Часть 2. Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям

Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

Часть 4. Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом

Часть 6. Роль семьи и окружения в воспитании аутичных детей

В этой статье рассмотрим особенности развития речи у аутичных детей. Напомним, что возникновение аутизма связано, прежде всего, с травмой в звуковом векторе, в результате чего ребенок отгораживается от мира, значительно снижается его обучаемость и способность к контакту с окружающими. Развитие всех навыков и свойств психики, обусловленных векторами ребенка, нарушается уже как следствие. В силу того, что связь с внешним миром у ребенка нарушена, не реализуется основная цель вербальной коммуникации: не устанавливается контакт со слушателем.

Первые слова и фразы, как правило, тоже появляются позже, но иногда наоборот наблюдается слишком ранний старт речи. Объединяет эти два разных типа речевого развития то, что в обоих случаях речь не обращена к другому человеку, и первые слова, как правило, вычурные, мало употребляемые, необычные. Порой наблюдается и регресс речи на уровне отдельных слов.

При синдроме Аспергера ребенок может говорить много и взахлеб, цитирует целые энциклопедии, но совершенно не умеет слушать. Обратная связь с собеседником ему мало интересна. Тем не менее, в раннем возрасте развитие такого ребенка редко тревожит родителей, напротив, вызывает ощущение того, что в семье растет маленький гений. Его речь обычно аффективно насыщена, есть склонность к декламации. Проблемы начинаются позже, уже в школьном возрасте, когда выясняется, что адекватно вести себя в коллективе и усваивать школьную программу ребенок не может.

При синдроме Каннера картина речевого развития совсем другая. Речь развивается с серьезной задержкой, плохо интонирована и долго остается на стадии так называемых «эхолалий» (неосмысленных повторов услышанных прежде слов или фраз). Тем не менее, при качественной коррекции и усилиях родителей, именно такой ребенок позже начинает использовать эхолалии в целях коммуникации.

Форма речи долго остается неправильной (например, ребенок вместо «я хочу сок» будет говорить «ты хочешь сок», то есть повторять фразу в той форме, которую услышал от родителя). Но так или иначе это уже дает старт тому, что речь начинает использоваться по назначению – для установления связи с другими людьми.

Методы коррекции речевого развития аутичных детей

Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно понимать, что работать следует именно над формированием способности ребенка к диалогу и сотрудничеству.

Для неречевых детей коррекцию следует начинать с развития пассивного словаря (пассивный словарь – это количество слов, значение которых ребенок понимает). Например, перед ребенком на столе ставят несколько предметов бытового назначения (чашка, ложка и.т.д.). По просьбе взрослого («дай» или «покажи») ребенок должен выбрать нужный предмет. Когда пассивный словарь ребенка достаточно наработается (хотя бы около 200 слов, обозначающих предметы быта, домашнего обихода), можно переходить к работе с карточками.

Работа с карточками проводится следующим образом: возле реального предмета нужно положить карточку с соответствующим изображением. Это позволяет в дальнейшем, перейти к работе с книжными пособиями. А в случае, если активная речь ребенка так и не разовьется, с помощью карточек он сможет общаться с окружающими. Некоторые родители и специалисты также используют жестовый язык, чтобы обеспечить в будущем аутичному ребенку возможность взаимодействия с внешним миром.

Для аутичного ребенка, который все-таки обладает какими-то навыками собственной речи, основной задачей на первых порах становится налаживание диалога с другим человеком, развитие способности слышать и воспринимать обращенную речь. Для этого можно использовать различного рода стихи и потешки, построенные в диалоговой форме. Например:

Взрослый: На машине ехали

Взрослый: До угла доехали

Взрослый: Паровозом ехали

Ребенок: Чух-чух, чух-чух

Взрослый: В огород заехали

Ребенок: Чух-чух, чух-чух.

Можно придумать и другие варианты игр, в которых «право голоса» переходит от одного игрока к другому. Например, передаем по кругу мяч, и каждый игрок говорит по 1 слову известного всем стихотворения.

Специалисты отмечают, что для некоторых аутичных детей немалую пользу приносят музыкальные занятия, на которых нужно не говорить, а пропевать различные звуки, а затем – песни. Особенно актуально это для тех деток, у которых проявляется заикание или другие логопедические нарушения.

Часто у детей с аутизмом наблюдается значительный разрыв между способностью говорить отдельные слова и фразовой речью. В этом случае можно использовать работу с карточками и картинками. Например, на картинке мальчик со стаканом. Прилагаются карточки со словами. Нужно собрать фразу «Он пьет» («она спит», «кошка ест» и.т.д., в зависимости от текущего уровня развития ребенка). Через время карточки со словами убираются и ребенка просят рассказать, что происходит на картинке. Позже можно переходить к незнакомым картинкам.

Если у ребенка уже наработана способность к диалогу, важно учить его отвечать на вопросы к картинкам, давать краткое описание, пересказывать услышанный текст.

Родителям аутичных детей с синдромом Аспергера также важно понимать, что основная задача человеческой речи – не самопрезентация, а способность устанавливать контакт с другими людьми. Даже если ребенок выглядит маленьким гением, но не слышит никого кроме себя – над этим надо работать, иначе с серьезными проблемами вы столкнетесь уже при школьном обучении.

Те же стихи и потешки с очередностью реплик не будут лишними и для такого ребенка. Возможно, ему вы сможете предложить более сложный вариант подобных упражнений: к примеру, устроить домашний кукольный театр, где также присутствует очередность реплик разных героев.

Подытоживая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что для развития навыков и умений аутичного ребенка, ему важно прежде всего обеспечить звуковую экологию, а также чувство защищенности и безопасности, которое во многом базируется на сбалансированном психологическом состоянии матери. Базовое понимание звукового вектора дает совершенно иное осмысление происходящего с ребенком и проблемы аутизма в целом. Эти темы раскрываются в том числе и в других статьях, а подробнее вы можете узнать об этом на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь и сейчас.

www.yburlan.ru

Дети с тяжелыми нарушениями речи или ТНР

Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории

Ведь, как известно, вначале было слово…

А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом

Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир

И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность

Гиппократ упоминал о большинстве современных форм речевых расстройств: потере голоса и речи, заикании, косноязычии и проч.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности

А оно, в свою очередь, влияет на психику

При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме

Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве

Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком

Учится произносить звуки

Запоминает слова и их формы

Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми

Осознает смысловую наполненность речи

Начинается процесс примерно в 1,5-3 года

К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование

К устной речи на уроках подключается письменная

Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет

На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас

При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых

Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий

Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух

Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения

Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией

Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия

Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности

Таким мальчикам и девочкам

сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности

Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его

Особенно это касается вербальной информации

Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал

При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные

Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает

Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно

При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность

Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд отклонений

При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом

Существуют три уровня общего недоразвития речи

  1. На первом уровне у 4-5-летнего ребенка отсутствуют или резко ограничены средства речевого общения

  2. Его словарный запас – это звукоподражания, которые при произношении нередко сочетаются с активной жестикуляцией

  3. Второй уровень – это когда ребенок все же владеет несколькими словами, но они сильно искажены

    При этом в речи таких детей можно различить несколько грамматических форм

    Мальчики и девочки, относящиеся к этому уровню общего недоразвития речи, сильно отстают в данном аспекте от своих сверстников

  4. На третьем уровне недоразвития ребенок владеет словами и даже речевыми конструкциями, однако все равно не могут свободно общаться

Ребенок с тяжелым нарушением речи читает стихотворение

Причины тяжелых нарушений речи у детей

Почему это происходит?

Для того чтобы процесс формирования речи нарушился, должна быть веская причина, а часто целый их комплекс

Среди основных врачи называют

Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство)

Родовые травмы речевой области, которая располагается на макушке

Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг

Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть»

Неправильно сформированный прикус

Недостаточная подвижность языка и губ

Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалические

Серьезные травмы головы с сотрясением мозга

Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности

Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч.

Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием

Тяжелые речевые нарушения у детей: классификация

Существует два основных типа классификаций данных проблем

Согласно ей, тяжелые речевые нарушения делятся, исходя из причин их возникновения, а также патологических проявлений болезни

Смотрите также:Дисграфия у детей

Нарушения голоса – афония, дисфония

Нарушения темпа речи – брадилалия, тахилалия

Нарушения звукопроизношений – заикание, дислалия, дизартрия

Распад речи – афазия

Недоразвитие речевых центров коры мозга – алалия

Смотрите также:Алалия: что это?

Существует также психолого-педагогическая классификация тяжелых нарушений речи у детей

Она используется для комплектования спецгрупп для мальчиков и девочек с речевыми отклонениями дошкольного возраста

Сторонники данной классификации выделяют общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонетико-фонематические речевые проблемы

Тяжелые нарушения речи у детей: какие принять меры

В первую очередь, родители такого ребенка должны осознать всю важность формирования полноценной речевой деятельности

Ведь именно она запускает множество процессов, происходящих в головном мозге, именно на ней строится общение человека с окружающими

Очень важно как можно раньше выявить все существующие речевые недостатки

И желательно начать принимать соответствующие меры не позже 5-летнего возраста

Зачастую основную ответственность по исправлению тяжелых речевых нарушений мамы и папы особенных детей возлагают на педагогов, психологов, дефектологов и логопедов

Это не совсем верный путь

Именно родители, в первую очередь, должны обеспечить ребенку комфортные условия для восстановления речевой деятельности

И мама, и папа, и другие близкие родственники должны активно помогать врачам и педагогам

Официальная медицина умалчивает об этом, но в большинстве случаев немеханического повреждения органов речи огромную роль может сыграть специальная диета

Очищение детского организма от токсинов значительно ослабит нагрузку на мозг и улучшит его работу

Таким образом, основа лечения тяжелых речевых нарушений – это благоприятные условия для развития детского организма, которые включают в себя

Правильное питание, подобранное индивидуально для конкретного ребенка

Восполнение дефицита питательных веществ, необходимых растущему организму

Формирование маленького человечка в экологически безопасной среде – качественные посуда, одежда, игрушки

Активная социальная жизнь – позитивное общение со сверстниками, походы в кино, в театры, в музеи, семейные поездки и путешествия, походы, пикники

Регулярные занятия по развитию речи

Восстановление процессов становления психики

Но самое главное – теплая, дружественная атмосфера в семье, полное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь

Очень важно проявлять тактичность по отношению к ребенку, не тыкать в его болезнь, не демонстрировать его отклонение других людям, не осуждать его за это

Особенности воспитания детей с теми или иными тяжелыми речевыми нарушениями в семье

Так, например, для заикающегося ребенка обязательным условием восстановления являются сон днем и различные речевые ограничения

Можно практиковать дома режим молчания и допускать периодическое общение шепотом

Также специалисты рекомендуют помогать чаду в том случае, если он застопорился при произнесении слова – договаривать за него

Дети, страдающие сенсорной алалией, должны жить в четко выстроенном речевом и звуковом режиме

Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо как можно меньше общалось с окружающими, не смотрело телевизор и не слушало радио

Также эффективной мерой в лечении алалии может стать отсутствие игрушек и картинок, то есть, своеобразный зрительный голод

Именно на такой эмоционально ровной почве занятия с логопедом дадут наилучшие результаты

При дизартрии очень важен грамотно выстроенный режим дня – достаточное количество сна и бодрствования

Им важно развивать моторику, а потому родители могут организовать как можно большей действий для ребенка, которые с ней связаны: захватывание, удерживание в руках и перекладывание предметов

При этом очень важно отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка

Таким образом, постепенно у малыша, страдающего дизартрией, будут формироваться необходимые для жизни навыки самообслуживания

Лечение ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями – это целая комплексная программа, которая должны проводиться регулярно и целенаправленно

Тогда вас ждет успех, а ребенка – полноценное здоровье

Лечение аутизма у детей. Аутизм. Метод восстановления

Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

apicorrection.com

Нарушение речи у детей

Такая проблема, как задержка речевого развития у детей, стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги дошкольных учреждений жалуются на то, что детки поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна. Поэтому уже сегодня во многих группах детского сада проводят дополнительные занятия с логопедами. Такая картина наблюдается не только в нашей стране.

Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. С чем связана такая патология? На что следует обратить внимание родителей при задержке речи у ребенка ? Где искать помощи в решении проблемы? Ответить на все эти актуальные вопросы мы попробуем в нашей статье.

Норма речевого развития у ребенка

Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие малыша, необходимо искоренять как можно раньше. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии неблагоприятных факторов, мешающих крохе правильно произносить слова. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих квалифицированной помощи логопеда.

Отметим, что практически все дошкольники неправильно произносят звуки. Однако такие нарушения носят временный характер, поэтому по мере созревания речевого аппарата ребенка его звукопроизношение постепенно совершенствуется. Помочь малышу избавиться от «возрастного косноязычия» способна правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих его взрослых людей. Помните о том, что дети, подобно губке, впитывают любую информацию, копируя поведение, привычки и даже речь родителей. Поэтому когда взрослые начинают «сюсюкать» с малышом или же в семье присутствует картавость, то велики риски того, что он долгое время будет подражать взрослым.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Предлагаем вам рассмотреть, какие факторы влияют на задержку речевого развития у малышей. Как оказалось, их немало. Например, различные неблагоприятные воздействия могут возникнуть как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов.

При поражениях нервной системы плода недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Среди причин, вызывающих повреждение мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения малыша, несовместимость крови мамы и плода по резус-фактору, заболевания центральной нервной системы.

Различные болезни, сопровождающие малыша в первые годы жизни, также могут повлиять на развитие речи. Особенно опасными являются частые вирусные и инфекционные недуги, менингиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Причиной задержки речи у ребенка дошкольного возраста может стать травма черепа, сопровождающаяся сотрясением мозга. Наследственные факторы (такие как врожденные дефекты речи, патологии верхней губы и челюсти, мягкого и твердого неба, а также изменения формы и величины зубов, подъязычной уздечки) нередко приводят к нарушению речевого развития малыша.

Таким образом, большая роль в возникновении проблем с речью принадлежит генетическим факторам. В этих случаях дефект может проявить себя под влиянием даже незначительных неблагоприятных факторов.

Нарушения социально-бытовых условий жизни, приводящие к подавлению эмоционально-волевой сферы крохи, довольно часто провоцируют дефицит развития речи. А если эти факторы сочетаются с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то патологии речевого развития у малышей дошкольного возраста приобретают более стойкий характер.

Тяжелое нарушение речи у детей

Основными признаком особо тяжкой патологии в развитии речи является резкая выраженная ограниченность средств общения при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Такие детки обладают скудным речевым запасом или совсем не говорят. При этом они способны понимать обращенную к ним речь, но не могут в словесной форме общаться с окружающими. Это ведет к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в чтении и письме. Ребенок становится замкнутым, апатичным. Существуют и другие виды тяжелых речевых нарушений. Рассмотрим их подробно.

Нарушение речи у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта

Врожденная или приобретенная глухота приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей. Следовательно, детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать. Частичная или полная глухота является наиболее распространенной патологией, приводящей к нарушению речевого развития.

Дефекты речи наблюдаются и у детей с нарушением зрения. Замедленность формирования речевого навыка проявляется из-за недостаточности активного взаимодействия ребенка с патологией зрения в отношении с окружающими людьми. Он не имеет возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, поскольку отсутствует четкий образ движения губ во время разговора, из-за чего он часто допускает ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов делают рассказы таких деток информативно бедными, непоследовательными, нелогичными. Наблюдается снижение внешнего проявления эмоций.

У детей с нарушением интеллекта задерживается развитие активной речи, ведь они значительно хуже своих здоровых сверстников понимают обращенную к ним речь. Такие дети трудно общаются с взрослыми, редко участвуют в беседах, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Выполнение поручений и заданий становится значительно осложненным для малышей с нарушением интеллекта.

Нарушение речи у детей с аутизмом

Отметим, что у таких «особенных» малышей на ранних этапах речь может быть абсолютно нормальной, причем по темпу ее развития иногда ребенок обгоняет даже своих здоровых сверстников. Но в возрасте 1,5 лет речь утрачивается: малыш перестает говорить с окружающими, хотя иногда может продолжать вести беседу с самим собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей жестикуляции и имитационного поведения.

При раннем детском аутизме отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые словесные инструкции, при этом косвенно можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. Малыши с ранним детским аутизмом недостаточно используют жесты и интонацию в общении, редко имеют полноценную речь, отличаются нарушением общей и мелкой моторики.

Нарушение речи у детей с ДЦП

Речь детей с детским церебральным параличом имеет некоторые отклонения или нарушения, что негативно сказывается на развитии и общении ребенка. При ДЦП сильно страдают некоторые участки головного мозга, участвующие в непроизвольных движениях. Речевые и двигательные механизмы на ранних стадиях формирования скелета уже «поломаны», поэтому такие дети отстают в развитии.

При лечении нарушений речи на фоне ДЦП перед логопедом встает серьезная задача определить, чем вызваны дефекты. А именно: вследствие неправильного развития мозговых клеток или недостаточностью социальных контактов.

Дизартрия — эта форма нарушения речи более часто встречается у детей с ДЦП и патологиями нервной системы, когда кроме неправильного произношения наблюдается нарушение тонуса языка.

Развитие детей с нарушениями речи

Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение — овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.

Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью — при чтении и письме.

Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводят логопедические занятия. В некоторых случаях для обследования нездоровых малышей создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты — психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Медики выясняют, какой именно компонент речевой деятельности нарушен: лексика, фонетика или грамматика, а затем назначают соответствующее лечение.

Профилактика речевых нарушений сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению патологии. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков.

Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичные меры не «сработали», и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи. При этом помощь таким детям должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог справиться с проблемой.

Лечение детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.
nashidetki.net

Нарушения речи при аутизме

Коммуникативные нарушения в виде феноменов игнорирования-отвержения, характерные для детского аутизма и аутистических синдромов у детей, сопровождаются задержкой и извращением развития внимания, необходимого для полноценного восприятия внешних и внутренних сигналов различной модальности и формирования не только различных видов перцепции, но также интеллектуальных функций (памяти, мышления и др.) и речи. Можно предполагать, что дефицит и дефектность внимания при аутистических проявлениях у детей должны отразиться и на показателях нейрофизиологических исследованиях (ЭЭГ, зрительные, слуховые и соматосенсорные вызванные потенциалы).

По определению Солсо Р.Л. (2002), внимание, как высшая психическая функция, характеризуется концентрацией умственного усилия на сенсорных или мыслительных событиях и направлено на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, а также на целенаправленное выполнение каких-либо действий. По активности включения сознания, вовлечению волевого компонента в психическую деятельность различают активное (произвольное) или пассивное (непроизвольное) внимание. Основными характеристиками внимания являются: объем, распределение и степень концентрации. Объем определяется количеством одновременно охваченных вниманием разнородных объектов или явлений.

Процесс концентрации внимания зависит от интереса к объекту и сопровождается увеличением уровня возбуждения в коре мозга и одновременным торможением активности других отделов коры. Автоматизация того или иного вида деятельности сопровождается совершенствованием распределения внимания, снижает напряженность сосредоточения и уменьшает как силу очага возбуждения в коре головного мозга, так и его тормозящее воздействие на другие зоны коры. При слабости распределения внимания и недостаточной автоматизации объем его сужается. В процессе онтогенеза и обучения процессы концентрации и распределения внимания с возрастом определенным образом автоматизируются, уменьшаются «затраты» мозга на фиксацию конкретного объекта или явления, генерализованное «диффузное» внимание становится более конкретным, осознанным и произвольным, при этом существенно возрастает его объем и адекватность распределения.

В филогенезе функции восприятия и внимания прошли путь от относительной недифференцированной и неспецифичной регистрации к все более осознанной и произвольной регуляции. В результате в организме человека системы, обеспечивающие внимание, несут в себе элементы, заложенные на разных стадиях эволюции, и поэтому многосложны. Наиболее примитивное пространственное (амбьентное) внимание впервые возникло у древнейших рептилий, динозавров, связано с локализацией движущихся объектов в пространстве. На более поздних этапах развития возникло фокальное (предметное) внимание, связанное с идентификацией отдельных предметов, требующее использования памяти и постепенного вовлечения более сложных форм социального познания. амбьентное внимание – более примитивное, но функционирует значительно быстрее, чем фокальное. Регуляция амбьентного внимания связана с подкорковыми структурами и корой заднетеменного отдела мозга, а фокального – с нижневисочными и лобными областями коры (Величковский Б.М., 1982, 2006).

В дальнейшем филогенезе происходит формирование высшей формы внимания, чувствительной к вниманию другого человека, обеспечивающей межличностную коммуникацию. Медиобазальные отделы височной области полушарий важны для поддержания декларативной памяти и обеспечения процессов избирательного внимания. В височных долях мозга находятся нейроны, воспринимающие направление взгляда другого человека, которые начинают работать уже в конце первого – начале второго месяцев жизни: младенца начинают привлекать в окружающих лицах, прежде всего, глаза.

высшие корковые механизмы внимания, контрольно-координа­ционные функции, как отмечает Б.М.Величковский (2006), осуществляются преимущественно в передних отделах поясной извилины вблизи от медианных отделов префронтальной коры. Передняя поясная извилина примыкает к орбитофронтальным и вентромедианным отделам префронтальной коры, которые участвуют в процессах саморегуляции и мотивационного обеспечения деятельности, что подтверждает предположение о филогенетическом родстве внимания и мотивации. Эти отделы весьма чувствительны к отклонениям в порядке протекания действий, к ошибкам, причем, как в собственной деятельности, так и в действиях другого человека.

Функция внимания тесно взаимосвязана с работой структур зеркальных систем нейронов, расположенных также в префронтальной зоне (вблизи центра Брока). Очевидна зависимость зеркальной системы нейронов от фиксации и концентрации внимания. Для функционирования «зеркальных нейронов» требуется, прежде всего, «регистрация» пришедшего вызванного афферентного сигнала, концентрация внимания на нем, без чего невозможно в последующем формирование общей эмпатии, модального сопереживания и перцептивно-эмоциональной имитации (зрительной, слуховой, соматосенсорной и др.), а затем и возникновение феноменов имитации действий и обучения.

Чтобы возник контакт с внешней средой и стало возможным ее отражение и реагирование, необходимы инструменты регистрации внешнего воздействия, обращения (фиксации) внимания на него, внутренней переработки (интерпретации) сигнала, планирования и реализации адекватного ответа, направленного на адаптацию или отвержение. Игнорирование (невосприятие), отсутствие фиксации внимания на внешнем воздействии, препятствуют возникновению ответной реакции.

Болезнь, функциональные нарушения, равно как и другие патологические реакции, являются своеобразным ответом на воздействие среды; они подразумевают наличие приема информации, «фиксации внимания» на воздействии и, в конечном счете, являются своеобразной формой адаптации к среде, в определенном смысле защищающей организм, орган или клетку от полома, разрушения. С другой стороны, и собственные ответные реакции нередко могут быть чрезмерными, саморазрушающими, от чего организм «огражден» и, в определенном смысле, «защищен» при игнорировании.

По-видимому, функция внимания универсальна, как важнейший компонент реагирования живого на внешние воздействия. Наряду с характеристиками внимания, как высшей корковой функции, функции сознания, очевидно, существуют аналоги (эквиваленты) функции внимания и на других, более «низких» уровнях интеграции ЦНС. Иными словами, существуют вертикальные функциональные системы, обеспечивающие внимание, и горизонтальные системы на разных уровнях интеграции. Вероятно, какой-то эквивалент внимания может иметься и на клеточном уровне.

Внимание к пришедшим сигналам необходимо для запуска ответной осознанной реакции. При игнорировании пришедших в кору сигналов, невосприятии, «невнимании» к ним осознанная реакция отсутствует. Неожиданные «острые» сигналы, запускающие вздрагивание и другие старт-рефлексы – проявление диссолюции, экстремального сбоя процесса сознательного коркового внимания и перехода на более примитивные «субсознательные» тревожные способы реагирования. Такие сигналы не успевают стать предметом сознания и коркового внимания и замыкаются в виде эквивалентов «внимания» на нижележащих уровнях интеграции ЦНС.

Поступление афферентных сигналов в сенсорную анализаторную систему определенной модальности не сразу и не всегда становится предметом внимания. Внимание – запуск, включение перманентного обратного самоконтроля поступления сенсорных афферентных сигналов на всех этажах интеграции ЦНС с непрерывной циркуляцией импульсов по «этажным» афферентно-эффекторным кольцам. афферентные сигналы, пришедшие на любой уровень интеграции, могут считаться «принятыми» на данном «этаже» лишь в случае запуска циркуляции импульсов по кольцевым системам, объединяющим данный уровень с нижележащими уровнями обработки афферентной информации снизу вверх, начиная с рецепторного аппарата. В противном случае пришедшая информация оказывается проигнорированной на данном «этаже». Таким образом, выбор между принятием или игнорированием информации осуществляется с участием функции внимания.

На уровне высших корковых функций внимание тесно связано с осознанием перцептивной информации (некоторые авторы отождествляют внимание с сознанием). Однако осознание – не результат, а процесс, характеризующийся перманентным перцептивным самоконтролем, осмыслением хода информационного афферентного потока. В этом случае свершается акт внимания к конкретным сигналам. Не реализовавшийся акт внимания сопровождается игнорированием поступившей информации, по крайней мере, на данном (корковом) интеграционном этаже, хотя на нижележащих уровнях она может оказаться «принятой». На нижележащих горизонтальных уровнях протекают аналогичные «субсознательные» эквиваленты «коркового, сознательного» внимания, также разграничивающие принимаемые сигналы на игнорируемые или отвергаемые.

Внимание разграничивает все поступающие сигналы на те, которые подлежат ответной реакции, и те, которые должны проигнорироваться и остаться неотвеченными. В определенном смысле функция внимания служит распознаванию и различению «своих», подлежащих ответу сигналов, и «чужих», которые игнорируются. Однако игнорирование – это не всегда выбор организма; оно может быть обусловлено неспособностью «заметить», зафиксировать вниманием определенные сигналы. в происхождении феномена игнорирования существенную роль играет недостаточность зеркальных нейронов, а также топически близких к ним зон, имеющих отношение к функции внимания.

Очевидно, функции внимания тесно взаимосвязаны с развитием коммуникации у ребенка. Описанные у детей с аутизмом недостаточность зеркальных нейронов, отсутствие внутреннего сопереживания и имитации, игнорирование поступающей информации, очевидно, находятся в тесной патогенетической взаимосвязи с имеющимися у них нарушениями концентрации внимания. реакции игнорирования при аутизме носят, по-видимому, первичный характер по отношению к более активным реакциям негативного отвержения. Вторично возникающие реакции негативизма и отвержения связаны с восприятием поступивших, но проигнорированных сигналов как «чужих», и направлены на минимизацию влияния этих сигналов на организм в целом, ЦНС и ее отдельные структуры.

Дизонтогенетические аспекты детского аутизма, феномена экспансии функциональных систем на среду, происхождения неаутистических реакций игнорирования и отвержения рассмотрены нами ранее (Скворцов И.А., 2001, 2008). Очевидно, что при аутизме дефицит внимания может распространяться не только на внешние, «чужие» стимулы, но и на собственные вертикальные и горизонтальные афферентные потоки импульсов. Это нарушает не только интеграцию ЦНС в целом, но и развитие мозга на основных этапах онтогенеза, задерживая и извращая формирование и перцептивных, и двигательных, и речевых, и общих коммуникативных функций. Создается своеобразный «порочный круг».

Блок функции концентрации внимания может возникать на уровне коры, субкортикальных подкорковых структур и т.п. Угнетающее влияние на функцию внимания генерализованного состояния возбуждения, напряжения мозга (при аутизме, шизофрении, стрессе) в клинике характеризуется уплощенной (как бы подавленной, угнетенной) электроэнцефалограммой. При внутриутробном или перинатальном поражении нервной системы дефицит внутримозговых связей (за счет их нарушения или недоразвития) приводит к парадоксальной перегрузке «разрозненных, неинтегрированных» нейрональных сетей функциональных систем (что и регистрируется на ЭЭГ) и сопровождается дефицитом внимания (отсюда – эффект сочетанного синдрома беспорядочной немотивированной моторной гиперактивности и дефицита внимания).

Возможно, что этот механизм нарушения распределения внимания и «игнорирования» навязанных сигналов, характерный для аутизма, как наиболее яркой формы нарушения коммуникативных функций, отчасти объясняет изменения при аутизме вызванных зрительных, слуховых, соматосенсорных потенциалов (ВП). Нами нередко наблюдается отсутствие зрительных, слуховых, соматосенсорных ВП у детей с аутизмом, другими состояниями, сопровождающимися дефицитом внимания, при сохранности у них движений, экспрессивной речи (по крайней мере, эгоцентрической), формального зрения и слуха. Эта «аутистическая» диссоциация между сохранными функциональными возможностями и выраженным нарушением ВП требует детального изучения. Возможно это своеобразный эквивалент феномена «игнорирования-отвержения».

реагирование (или нереагирование) коры на пришедшие «вызванные» («чужие») афферентные сигналы, должно отличаться от характера приема собственного эндогенного потока афферентной информации, и обусловлено игнорированием или неприятием «чужих» сигналов, вызванных стимуляцией. Отсутствие корковых ответов может быть связано не столько с нарушением проводимости по центральным волокнам ЦНС и с неприходом вызванных сигналов в кору, сколько с дефицитом функции распределения внимания и нерегистрацией или игнорированием пришедших к коре сигналов. Вероятно, имеется определенный «временной и функциональный промежуток» между приходом вызванного афферентного импульса в кору и формированием коркового ВП, причем, его продолжительность зависит от концентрации, объема и распределения внимания.

Установлено, что «когнитивные» компоненты ВП на значимый раздражитель характеризуются позитивным сдвигом, в то время как в ответ на игнорируемый сигнал регистрируется негативный сдвиг потенциала, то есть сдвиг, обратный по полярности тому, который возникает при запоминании, что свидетельствует об активном торможении процессов памяти.Однако ненужная или проигнорированная информация все же воспринимается (сохранены компоненты ВП), хотя и не запоминается – передача сведений в структуры гиппокампа блокируется (Иваницкий А.М., 2005). Характерно, что как внимание, так и память имеют непосредственное отношение к развитию у ребенка коммуникативных функций.

По данным А.М.Иваницкого, в регуляции внимания участвуют медиаторы ацетилхолин и глутамат, а памяти – дофамин. Сопоставляя взаимодействие внимания и памяти, можно предположить, что мнестические нарушения при болезни Альцгеймера и церебральном атеросклерозе, особенно на ранних этапах болезни, связаны не столько с ослаблением самой памяти, сколько с нарушением способности сосредоточивать внимание на нужной информации.

С целью изучения роли нарушений функции внимания при аномалиях развития коммуникации нами проведено сопоставление состояния двигательных и речевых функций с показателями вызванных (зрительных, коротколатентных слуховых и соматосенсорных) потенциалов мозга и данными ЭЭГ у 137 детей с детским аутизмом, атипичным аутизмом, аутистическим и аутистикоподобным синдромами и у них (таблицы 1 и 2).

Как видно из представленных таблиц, при аутизме и аутистических синдромах у большинства больныхсохранены мануальные и педальные движения, несмотря на несформированность или отсутствие вызванных потенциалов (ВП), в частности, корковых соматосенсорных вызванных потенциалов (ССВП). Частота сохранности мануальных и педальных движений несколько выше при детском аутизме (ДА) и атипичном аутизме (АА) – от 78,9% до 100%, чем при аутистическом синдроме (А.С.) и аутистикоподобном синдроме (А.-П.С.) – частота сохранности движений соответственно от 55,2% до 89,6%.

Таблица 1. Двигательные и речевые функции при нарушениях зрительных, коротколатентных слуховых и соматосенсорных вызванных потенциалов у детей с аутистическими синдромами.

sites.google.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation