Научные исследования стресса

"КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока — мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс [1,4]. При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [1,2,4]. Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико — от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии [5]. Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера. Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая — парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 — 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония ( 50/80 — 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью ( ± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки [3,4] и условно-рефлекторной регуляции [6]. Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности [4], однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий [6]. В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. — М.: Изд-во РУДН. 1997. — 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. — 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции [1,3,5,9] и нейро-лингвистического программирования [2,7,11], которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы [8,9]. В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье [4,6,8,10]. Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 — 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение — “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения [5], данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене [2,7,11]. Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности [1,2,7,11,12]. Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз — ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия [12].

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р<0.01); артериального систолического давления с 124.2±2.1 до 116.2±2.3 мм рт. ст. (р<0.01); индекса напряжения регуляторных систем по Баевскому с 281.9±35.2 до 148.9±15.6 условных единиц (р<0.001). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам “АТ-1” позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Средний уровень ситуативной тревожности в этой группе студентов, измеренный по методике Спилбергера, уменьшился с 55.4±2.1 до 43.1±2.0 баллов (р<0.001).

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. — Воронеж, 1994. — С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. — 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. — Л.: Медицина, 1973. — 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. — 1983. — №5. — С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. — Алма-Ата, 1970. — 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. — №6. — С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. — 2000. — №3. — С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. — №5. — С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. — Kansas City: Outcome Publ., 1987. — 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» — St.Petersburg, 1999. — P.154-155.

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Научные исследования стресса

Полноценный сон является необходимым условием для сохранения работоспособности и благополучия человека. Получается, что от качества сна зависит качество жизни человека. Пренебрежение сном может привести к сбою всех систем в организме и повлиять на эмоциональную.

Психология отказа от религии

Для многих людей религия – это основная часть их идентичности, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир. Вполне логично, что изменение этого важнейшего аспекта самого себя будет иметь значительные психологические последствия. Религиозные люди понимают.

Техника релаксации. Упражнение Макароны. Возраст 4-8 лет

Уважаемы читатели ПсиБлога, в рамках нашей рубрики «В помощь психологу» предлагаем вашему вниманию релаксационное упражнение «Макароны» для детей 4-8 лет. Упражнение применяется как техника релаксации в индивидуальной или групповой работе с детьми.

Трудоголизм – это зависимость?

Вопреки распространенному мнению, трудоголизм измеряется не только количеством часов, проводимых на рабочем месте. Ведь многие из нас неоднократно наблюдали людей, полных воодушевления и желания закончить важный проект, даже несмотря на то, что им придется сильно.

Влияет ли возраст на образование новых клеток головного мозга?

Ученым впервые удалось установить, что головной мозг здоровых людей старшего возраста способен производить такое же количество новых клеток, как и мозг молодых людей. До настоящего момента вопрос об образовании новых нейронов у пожилых людей оставался открытым.

Любовь или зависимость?

Мы часто слышим или произносим фразу «Я тебя люблю!». Но мало кто задумывается, действительно ли это любовь или то, что мы хотим считать любовью. Нередко любовь путают с эмоциональной зависимостью, которая является суррогатом любви и эмоциональной близости. Когда.

Теория социального научения

В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи: Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы. Поведение человека.

Что такое зеркальные нейроны?

Вы идете по парку и видите, как случайному прохожему в лицо летит фрисби. Автоматически вы сочувствуете ему. Если вы смотрите забег и болеете за того или иного бегуна, ваше сердце начинает биться быстрее, особенно тогда, когда он близок к финишной черте. Наблюдая за.

Побочные эффекты психотерапии

Психотерапия является универсальным способом лечения депрессии и тревожного расстройства и помогает большинству прибегнувших к ней людей. Однако есть люди, которым психотерапия не только не помогает, но и ухудшает их состояние. Это объясняется тем, что психологическое.

Ты не моя жена! Что такое синдром Капгра?

Синдром Капгра – это такое расстройство, когда в результате повреждения мозга пациент начинает верить, что его родственники — самозванцы или заменены двойниками. Впервые данный синдром описал французский психиатр Жозеф Капгра в 1923 году. В своей работе он.

xn--90aennpco.xn--p1ai

11. Методы научного исследования

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.

Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):

концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;

операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;

логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

12. Два уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, их основные методы

В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания.

Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Теоретический научный метод

Эмпирический научный метод

теория (др.-греч. ?????? «рассмотрение, исследование») —система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

гипотеза (др.-греч. ???????? — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;. — прикладное исследование.

закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом.

наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение. Виды: — непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; — опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование —отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

классификация —объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:

анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

аналогия — это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

13. Сущность и принципы применения методов:

1) Исторического и логического

Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.

Исторический метод основывается на выявлении и анализе противоречий в развитии объектов, законов и закономерностей развития техники.

В основе метода лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

Логический метод – это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей и раскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность. Объективной основой логического метода является то обстоятельство, что сложные высокоорганизованные объекты на высших стадиях своего развития сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса.

Логический метод в сочетании с историческим выступают как приемы построения теоретических знаний. Ошибочно отождествлять логический метод с теоретическими построениями, также как отождествлять исторический с эмпирическими описаниями: на основе исторических фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Если применяется логический метод, эти закономерности выявляются в очищенном от случайностей виде, а применение исторического метода предполагает фиксацию этих случайностей, но не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию и раскрытие их внутренней логики.

Историко-генетические методы – один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений.

И. Д. Ковальченко определил содержание метода как «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта». Отличительными чертами метода И. Д. Ковальченко считал конкретность (фактографичность), описательность, субъективизм.

По своему содержанию историко-генетический метод в наибольшей степени соответствует принципу историзма. В основе историко-генетического метода лежат преимущественно описательные технологии, однако результат историко-генетического исследования только внешне имеет форму описания. Основная цель историко-генетического метода состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления, особенностей развития и последствий, т. е. анализе причинности.

Сравнительно-исторический метод – научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.

Историко-типологический метод – один из основных методов исторического исследования, в котором реализуются задачи типологии. В основе типологии лежит деление (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно однородные классы (типы) с учетом присущих им общих значимых признаков. Типология требует соблюдения ряда принципов, центральным из которых является выбор основания типологии, позволяющего отразить качественную природу как всей совокупности объектов, так и самих типов. Типология как аналитическая процедура тесно связана с абстрагированием и упрощением действительности. Это отражается в системе критериев и «границ» типов, которые приобретают абстрактные, условные черты.

Дедуктивный метод – метод, который заключается в получении частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Иначе говоря, это движение нашего мышления от общего к частному, отдельного. Например, из общего положения, все металлы имеют электропроводность, можно сделать дедуктивный умозаключение о электропроводность конкретного медной проволоки (зная, что медь — металл). Если выходные общие положения являются установленной научной истиной, то благодаря методу дедукции всегда можно достать верный вывод. Общие принципы и законы не дают ученым в процессе дедуктивного исследования сбиться с пути: они помогают правильно понять конкретные явления действительности.

Все естественные науки получают новые знания с помощью дедукции, но особенно большое значение дедуктивного метода в математике.

Индукция – метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, который дает возможность получить общий вывод на основе отдельных фактов. Иначе говоря, это движение нашего мышления от частного, частного к общему.

Индукция реализуется в виде следующих методов:

1) метод единой сходства (во всех случаях при наблюдении какого-либо явления проявляется лишь один общий фактор, все остальные — различные, следовательно, этот единственный подобный фактор и является причиной данного явления);

2) метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-либо явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, во многом подобные и различаются только одним фактором, присутствует только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и является причиной данного явления )

3) соединен метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов);

4) метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз вызывают определенные изменения другого явления, то отсюда следует вывод о причинной связи между этими явлениями);

5) метод остатков (если сложное явление обусловлено многофакторной причиной «причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления — другие факторы, составляющие вместе общую причину этого явления).

Родоначальником классического индуктивного метода познания был Ф. Бэкон.

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.

Первый – тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.

Второй – составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.

Третий – создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.

Синхронический – применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий.

Периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании. Диахронный метод подразумевает исследование определённого явления в его развитии либо исследование смены этапов, эпох в истории отдельно взятого региона.

Ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.

Актуализации – историк пытается прогнозировать, давать практические рекомендации на основании «уроков истории».

Статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.

Биографический метод — метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.

studfiles.net

Научные исследования: йога, старение и мозг

На протяжении нескольких последних десятилетий было открыто, что наш мозг претерпевает изменения в зависимости от того, чем мы занимаемся и как часто мы этим занимаемся. Этот феномен, известный как нейропластичность, имеет место, начиная с рождения и до самой старости, до тех пор, пока сознание стимулируется какими-либо сложными и непривычными задачами. Возникающие сейчас теории и исследования показывают, что практика йоги может влиять на нейронные сети, меняя когнитивный, эмоциональный и поведенческий опыт, и даже изменять функционирование вегетативной нервной системы под воздействием стресса.

Йога усиливает связи между мозгом и телом

Одна из первых статей на тему влияния йоги на мозг, опубликованная в «Frontiers in Human Neuroscience», выдвигала предположение о том, что практика йоги (с регуляцией дыхания, медитацией, удержанием поз и этическими предписаниями) усиливает интероцепцию – передачу информации на вышележащие и нижележащие уровни мозговых взаимосвязей. Эти нейронные сети, в свою очередь, возвращают информацию телу. Такая петля обратной связи способствует улучшению саморегуляции, что является важнейшим компонентом стрессоустойчивости и психологического благополучия.

Последующая статья в том же журнале поддержала точку зрения о том, что практика йоги запускает сложный двунаправленный обмен информацией между нейронами, включающий как нисходящие когнитивные процессы, так и восходящую физиологическую обратную связь.

«Нисходящие» когнитивные процессы относятся к концептуально-обусловленным ментальным явлениям, на которые влияют наши мысли, ожидания, ценности и верования. Другими словами, опираясь на уже существующее знание мы ищем информацию и тот опыт, который «заполнит готовые бланки». Это позволяет нам использовать уже известную систему отсчёта вместо прояснения каждой ситуации заново, с нуля. Например, если вы столкнётесь с гремучей змеёй на своей тропе, то скорее прибегните к предварительному знанию о том, что гремучие змеи ядовиты, чем выставите руку, чтобы проверить на практике что произойдёт, когда она вас укусит.

В противоположность этому, «восходящие» процессы переработки опираются на информацию от тела и от эмоциональных центров мозга. В них сенсорная информация из окружающей среды фильтруется через мозговые структуры, связанные с эмоциями, до того, как будет спроецирована в структуры более высокого порядка, «мыслительные центры», для интерпретации. Восходящая переработка информации имеет место, когда вы реагируете прежде, чем подумать, к примеру, жмёте на тормоза своего автомобиля, когда на вашем пути появляется пешеход. Только после того, как авария была предотвращена, вы начинаете анализировать то, что произошло.

Оформляющаяся сейчас теория и доказательства свидетельствуют, что регулярная практика йоги усиливает как нисходящие, так и восходящие нейронные взаимодействия. Это может происходить за счёт того, что йога обучает нас управлению физиологической реакцией на стресс и балансирует систему саморегуляции нашего организма в ходе практики. В частности, мы учимся управлять физическим, эмоциональным и психологическим напряжением, которое высвобождается в процессе выполнения различных поз, дыхательных и медитативных техник, что укрепляет нашу способность к нахождению внутреннего баланса в сложных жизненных ситуациях.

Йога может стать буфером, смягчающим возрастные отклонения в здоровье

В исследованиях выдвигается предположение, что регулярная йога может привести к изменениям мозга на структурном и функциональном уровне. Например, исследование Villemure и коллег, в котором мозг практикующих йога-экспертов сравнивался с контрольной группой методом функционально-магнитного резонанса (ФМРТ). В данном исследовании было обнаружено, что люди, длительное время практикующие йогу не демонстрируют тех возрастно-зависимых отклонений в общем объёме серого вещества головного мозга по сравнению с контрольной группой. В добавок к этому, годы практики непосредственно влияют на возрастание объёма мозга в зонах, ассоциированных с исполнительными функциями, эмоциями и регуляцией стресса, в связи с чем авторы исследования приходят к заключению о том, что йога способна повышать когнитивные функции мозга, психологическую устойчивость, а также защищать от возрастных нарушений.

В другом исследовании, сопоставлявшем результаты опытных йогов и медитаторов с контрольной группой, Gard с коллегами обнаружили, что практикующие йогу и медитацию имеют значительно большую функциональную взаимосвязь между хвостатым ядром (caudate nucleus; участвует в контроле медленных и плавных произвольных движений – прим.пер.) и несколькими областями коры головного мозга, ответственными за эффективность познавательных процессов. Это позволяет предположить, что у людей, регулярно практикующих йогу и медитацию, может повышаться общий уровень ментального здоровья, наряду с повышением умственной и поведенческой гибкости, что является ключевым фактором устойчивости и управления стрессом.

Телесная осознанность – другой важный аспект практики йоги, который начинают изучать экспериментаторы. В одном исследовании команда европейских учёных проверяла продемонстрируют ли опытные практики йоги более высокие уровни проприоцептивной осознанности и самотрансценденции, по сравнению с контрольной группой. Результаты показали, что опытным йогам присущ более высокий уровень телесной осознанности (о чём свидетельствовала большая зависимость в регуляции поведения от телесных сигналов и меньшая – от визуальных), чем участникам, не практикующим йогу. Испытуемые-йоги с наиболее высоким уровнем самотрансценденции оказались также значительно более настроенными на телесные потоки информации.

Хотя многое ещё только предстоит изучить, появляющиеся сейчас исследования свидетельствуют о том, что йога воздействует на нейрофизиологические и нейрокогнитивные механизмы, связанные с саморегуляцией, психическим здоровьем и управлением стрессом. Более того, регулярная практика йоги может затормаживать эффекты старения и увеличивать устойчивость к жизненным проблемам и стресс-факторам.

Так что как бы вы на это не смотрели, йога приносит пользу не только для тела и сознания, но также и для вашего мозга.

Gard, T., Noggle, J., Park, C., Vago, D. & Wilson, A. (2014). Potential self-regulatory mechanisms of yoga for psychological health. Frontiers of Human Neuroscience.

Schmalzl, L., Powers, C. & Henje Blom, E. (2015). Neurophysiological and neurocognitive mechanisms underlying the effects of yoga-based practices: Towards a comprehensive theoretical framework. Frontiers of Human Neuroscience.

Villemure, C., Ceko, J., Cotton, V.A. & Bushnell, M.C. (2015). Neuroprotective effects of yoga practice: Age- experience-, and frequency-dependent plasticity. Frontiers in Human Neuroscience.

Gard, T., Taquet, M., Dixit, T. Holzel, B.K., Bradford, C. et al. (2015). Greater widespread functional connectivity of the caudate in older adults who practice Kripalu yoga and Vipassana meditation than in controls. Frontiers in Human Neuroscience.

Fiori, F., David, N. & Aglioti, S.M. (2014). Processing of proprioceptive and vestibular body signals and self-transcendence in Ashtanga yoga practitioners. Frontiers in Human Neuroscience.

Priecajamies, ka Tu baudi un dalies ar musu portala lasitavas rakstiem.

Velamies vien atgadinat — zinasam bez prakses nav nekadas vertibas!

Apmekle musu portala notikumu Kalendaru , atrod sev piemerotako un sac praktizet!

garavasara.com

Исследование. ТОП-10 научных исследований аутизма 2017 года

Список основных научных публикаций уходящего года по генетике, диагностике и лечении аутизма по версии научного Фонда Симонсов

Каждый год мы просим исследователей аутизма решить, какие исследования, опубликованные в течение года, изменили наши знания об аутизме в наибольшей степени. Затем мы подсчитываем голоса и определяем 10 победителей.

Исследование. Когда люди с аутизмом удивили ученых

Несколько известных ученых рассказывают о неожиданных уроках, которые преподали им люди с аутизмом

Особенности людей с аутизмом – это не просто тема научных исследований. Мы попросили нескольких известных ученых, которые специализируются на изучении аутизма, рассказать о случаях, когда человек с аутизмом научил их чему-то неожиданному. В результате, мы услышали истории о сострадании, честности и о том, как трудно быть «как все». Вот примеры таких историй.

Исследование. Родительский стресс и депрессия

Почему помощь нужна не только детям с аутизмом, но и их родителям

Большинство родителей детей с инвалидностью или хроническими заболеваниями испытывают повышенный уровень стресса. Однако существующие данные научных исследований говорят о том, что от самого сильного стресса страдают именно родители детей в спектре аутизма.

Исследование. Дети и взрослые с аутизмом могут не смотреть в глаза по разным причинам

У некоторых взрослых с аутизмом контакт глазами вызывает дискомфорт, но дети с аутизмом обычно равнодушны к нему

В рамках многих видов терапии для детей и взрослых с аутизмом их поощряют поддерживать контакт глазами. Однако важно понять, насколько оправдан такой подход, ведь есть огромная разница между обучением людей с аутизмом уделять внимание тому, что их не интересует, и принуждением их к чему-то неприятному.

Новости Фонда: Прошла пресс-конференция, посвященная первому в России исследованию превалентности РАС

В ней приняли участие ученые и представители министерств образования и здравоохранения

Международную команду возглавит присутствовавшая на конференции Елена Григоренко, руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, профессор Йельского университета (США), профессор медицинской школы Бейлора, заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета и глава экспертного cовета фонда «Выход». В работе примут участие эпидемиолог Морин Деркин, профессор здравоохранения и педиатрии Университета штата Висконсин (США), медицинский статистик Джулия Бенуа, профессор Хьюстонского университета (США), а также сотрудники Лаборатории, на базе которой, в рамках гранта РФФИ, и будет проводиться исследование.

Интервью. «Если неизвестно количество людей с РАС — игнорировать аутизм слишком просто»

Что такое превалентность аутизма, и почему очень важно определить ее в России

В России впервые будет проведено исследование по превалентности расстройств аутистического спектра (РАС) среди детей. Данное исследование позволит определить, как часто встречается аутизм в России, а это, в свою очередь, необходимо для принятия решений по предоставлению социальных и образовательных услуг детям и взрослым с РАС. Дизайн исследования будет разработан в сотрудничестве с профессором Моурин Дёркин, доктором наук в области эпидемиологии и профессором здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин (США), у которой есть большой опыт в проведении аналогичных исследований в США и других странах мира.

Исследование. Билингвизм (двуязычие) может быть плюсом для ребенка с аутизмом

Данные исследований о том, как может повлиять контакт с двумя языками на развитие ребенка с аутизмом

Педиатры, педагоги и логопеды традиционно советуют многоязычным семьям говорить с детьми с аутизмом и другими задержками развития только на одном языке — на доминирующем языке региона, где они живут. Однако несколько исследований показали, что дети с аутизмом могут учиться двум языкам так же хорошо, как и одному, и многоязычная среда может быть даже более благоприятной для них.

Новости Фонда: В Москве психиатр из США рассказала о роли препаратов в лечении аутизма

Предлагаем вашему вниманию запись видеотрансляции лекции и переведенную на русский язык презентацию доктора Ведер

24 июля в лектории ВДНХ состоялась лекция «Медикаментозные вмешательства при РАС» Натали Даницы Ведер, детского и подросткового психиатра в «Child Mind Institute» – крупнейшей, независимой и некоммерческой национальной организации США, которая занимается проблемами психического здоровья детей.

Исследование. Основы генетики аутизма

Базовая информация о последних данных генетических исследований аутизма

По мере прогресса подобных исследований, ученые выявили множество разных генетических изменений, которые могут привести к аутизму. Но чем лучше ученые разбираются в человеческой ДНК, тем сложнее оказывается ее влияние на развитие аутизма.

Исследование. Аутизм встречается у девочек гораздо чаще, чем считалось ранее

Новый анализ существующих исследований показал, что соотношение мальчиков и девочек с аутизмом составляет 3 к 1

Новые данные говорят о том, что девочкам с аутизмом чаще ставят неверные диагнозы, их позже диагностируют или не диагностируют вообще.

outfund.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation