Невроз это по фрейду

Теория невроза по З. Фрейду

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

Список использованной литературы

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В.Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности. В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе — как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения — это проявление заторможенного процесса самореализации. Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний. Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием.

После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом» ментальной жизни является мозг и нервная система.

Наука о человеческой психике стояла на пороге великих открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста.

В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику «Сальпетриер». В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко — доктора И. Бернгейма (1837-1919) «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену окрыленным.

На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса и что им открыт новый метод лечения истерии (катарсический). Фрейд делает вывод о «энергетической теории», по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений (о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение». По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.

По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму «наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида».

2. Пути образования симптомов невроза, их смысл

Невротический симптом, по мнению сторонников психоанализа, является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Обе разошедшиеся было силы снова встречаются в симптоме, как будто примиряются благодаря компромиссу — образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив — он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция — это каждый раз эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

Невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются.

Известно, что Я проявляет некоторую заинтересованность в возникновении и последующем существовании невроза. Симптом поддерживается Я, потому что у него есть такая сторона, благодаря которой он дает удовлетворение вытесняющей тенденции Я. Кроме того, разрешение конфликта путем образования симптома является самым удобным и желательным выходом из положения. Бывают случаи, когда даже врач должен признать, что разрешение конфликта в форме невроза представляет собой самое безобидное и социально допустимое решение. Если можно сказать что у невротика каждый раз перед лицом конфликта происходит бегство в болезнь, то следует признать, что это бегство вполне оправдано, и врач, понявший это положение вещей, отойдет в сторону, щадя больного.

1. Психоневроз — который обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов — давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возикновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

5. Травматический невроз — который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом — другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний.

4. Психотерапевтические подходы к неврозу в рамках психоанализа

В процессе психотерапии психолог, работающий в рамках психодинамической теории использует следующие приемы:

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые раскрывают подсознательные чувства клиента;

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций;

· Возникновение симптома обуславливается символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения».

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

2. Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов / А.В.Морозов. — М.: Академический проект.; 2003. — 288 с.

3. Романин А.Н. Основы психоанализа / Учебник. — Ростов — н./Д.: Феникс, — 2003. — 320 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. /Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

5. Фрейд З. О психоанализе. Лекции / З.Фрейд. — Мн.: Харвест, — 2005. — 416 с.

Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. «Новые пути в психоанализе» — системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

Понятие неврозов, их сущность, основные формы, течение и причины возникновения. Роль дефектов воспитания в неправильном формировании личности. Характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний и истерических неврозов, их прогнозирование и лечение.

Анализ теории З. Фрейда — австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и «культурный» психоанализ.

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповом комплексе», их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

Неврозы как психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности. Основные факторы, влияющие на этиологию неврозов. Виды неврозов у дошкольников и младших школьников: страх, навязчивое состояние, депрессия, истерия.

otherreferats.allbest.ru

З. ФРЕЙД О РЕЛИГИИ (Романов А.В.)

З. ФРЕЙД О РЕЛИГИИ (Романов А.В.)

Суеверия. В рабо­те «Психопатология обыденной жизни» (1901) Фрейд говорит о сход­стве между паранойей и суеверием. В восприятии человека какие-то события могут не иметь рациональных, контролируемых разумом внешних и внутренних оснований. События эти воспринимаются в качестве случайных. Поступки самого человека, определяемые бессознательными причинами, не имеющие, поэтому, видимой мотивационной необходимости, также оцениваются в качестве случайных. Их реальная причина находится за порогом сознания. (На самом деле они не случайны). Индивид, носитель подобной «случайной» и «немотивированной» формы поведения, стремится объяснить свои реакции. В рамках рационализации, подобно параноику, он помещает, проецирует источник собственного поведения во внешний мир. Суеверие оказывается проекцией вовне причин тех форм поведения, мотивы которых не осознаются.

Религия как универсальный невроз

Во время аналитических сеансов происходит обсуждение с пациентом таких проблем как смысл страдания, давление чувства вины, диалог с совестью, индивидуальная ответственность, иррациональные фобии. Все эти проблемы – независимо от использования конфессиональной символики – являются религиозными проблемами.

У пациентов, страдающих невро­зом навязчивых состояний действие защитных механизмов осуществляется, зачастую, в форме суеверий, магии, религиозных ритуалов.

Религия – невроз навязчивых со­стояний. В первой религиоведческой работе «Навязчи­вые действия и религиозные обряды» (1907) Фрейд сравнивает неврозы навязчивости с религиозными ритуалами. При всем внешнем различии оба этих феномена объединяет общая основа –подав­ление природных бессознательных влечений человека, воздержание от удовлетворения прежде всего деструктивных и сексуальных влечений. Невротический комплекс навязчивых состояний, проявляющийся в навязчивых действиях в отношении навязчивых образов и объектов Фрейд рас­сматривает в качестве аналога религиозности.

Подавленное, вытесненное в бессознательное, не может не проецироваться вовне. Навязчивый невроз – это патологическая копия религии. Невроз Фрейд определяет как индивидуальную религиозность. Религию – как всеобщий невроз навязчивых со­стояний.

+ Религиозные ритуалы подобны действию невротиков.

— Неврозы навязчивых со­стояний – это неконтролируемые мысли, страхи, переживания тревоги, которые преследуют человека и не зависят от его воли. Так же как и транслируемая ими реальность, для человека они носят объективный характер.

— Спасение от неврозов навязчивых со­стояний их носителями связывается с осуществлением ритуальных действий. Ритуалы – это повторяющиеся стереотипные действия, лишенные непосредственного смысла и неадекватные ситуации. Человек понимает бессмысленность своих поступков, но не может от них избавиться. Он полагает, что они защитят его от незримой, но реальной угрозы. Если, к примеру, индивид переполнен устойчивым состоянием агрессии, он воспринимает внешний мир как чуждый, враждебный, «нечистый». Он становится более склонным к повторяющимся омовениям, носящим для него ритуальный характер. Ритуальные невротические действия человек объясняет и рационализирует, находя для них «разумные» основания.

— Поведение невротика имеет символический характер – наряду с устойчивыми описками, оговорками, формами забывания. Оно полно скрытого смысла как проявление неосознанных, репрессированных мотивов и представлений.

— Религиозность отождествляется им с психопатологией. При этом необходимо помнить, что Фрейд ориентирован на концепцию религиозности закона. В этом качестве религия есть основа подавления «инстинктов», тем самым она формирует неврозы и патологические тенденции в целом.

Религия для Фрейда в качестве системы запретов и норм проецируется на уровне суперэго. Религия – культурный феномен. Обуздывая человека, она является формой его защиты против собственных влечений, которые, не удовлетворяясь, вытесняются в бессознательное. Тем самым формируются неврозы. Религиозные табу и запреты непосредственно ограничивают человека, а обряды и ритуалы символизируют отречение чело­века от «греховных» стремлений.

Но с другой стороны, в ре­лигиозных образах базовые влечения обретают символическое удовлетворение. Тем самым внутриличностный конфликт меж­ду сознательным и бессознательным теряет свою силу.

В древних религиях, как отмечается Фрейдом, потребности, в которых человек отказывал себе, проецировались на образ Бога. Их удовлетворение разрешалось только в качестве служения Ему, во имя Бога. В боге человек находил свое бессознательное, т. е. свою целостность. (В весенних вакханалиях, посвященных Вакху, высвобождалось репрессированное либидо.) Боги символизировали бессознательные мотивы и черты личности. (Афина – мудрость и умения человека, Арес и Марс – агрессию, Юнона – женское начало и т. д.)

Словом, в основу психо­аналитического понимания религии Фрейдом была положена способность чело­века к вытеснению, сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний.

Бог – идеализированный образ отца. В работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910) Фрейд определяет связь между образом отца и верой в Бога. Религиозность определяется чувством зависимости, опытом беспомощности человека – нуждающегося в защите от самого своего рождения. Потребность в защите – одна из базовых потребностей человека. Неудовлетворенность ее ведет к неврозу. Религия, в рамках проекции на образ Бога компенсируя недостаточность защищенности человека, устраняет данную разновидность невроза. (Но при этом в рамках принципа «обмена неврозами» формируется невротический комплекс собственной неполноценности) Всемогущий и любящий Бог-Отец защищает фрустрированного человека. Бог по Фрейду есть абсолютизированный образ отца.

Религия на различных уровнях (в соответствии с уровнем потребности) устраняет неврозы (связанные с чувством беззащитности), религия и формирует неврозы (те из них, которые определяются чувством собственной недостаточности, «греховности»). Что возвращает нас к классическому тезису Фрейда: религия есть универсальный невроз.

Человек может подпадать под власть коллективного невроза. Это проявля­ется в виде фанатичной одержимости религиозной доктриной, в гонениях на инакомыслящих и «еретиков», в религиозной агрессии, в терроризме «во славу Бога», в сакральных убийствах и самоубийствах.

Религия происходит из Эдипова комплекса. Корни религии по Фрейду произрастают из детских комплексов, определяясь действием прежде всего комплекса Эдипа. В книге «Тотем и табу. Психология первобыт­ной культуры и религии» (1913) Фрейд осуществляет анализ психологии народов. Он обращается к классической идее тождества, параллелизма онто­генеза и филогенеза. Он исходит из уподобления индивидуального и общественного развития.

Фрейд выдвигает три постулата. 1) Уподобление психики первобытного человека и ребенка. (Ребенок – это «маленький дикарь».) 2) Отождествление ребенка и невротика. (Устойчивые состояния страха, к примеру в темной комнате у ребенка, порождают устойчивые образы зловещих демонов, «барабашек».) 3) Невротика и первобытного человека. (. общее, что имеет­ся между ними, к инфантилизму. )

Проекция. Мифологическое миросозерцание, простираю­щееся и на новейшие религии, есть проецированная во внешний мир психология.

Р. – психотерапия. 1) Религия устраняет ответственность. Религия защищает от невротического заболевания верующих, тем, что лишает их ком­плекса родителей, которое определяет сознание вины как индивида, так и всего человечества. Религия уничтожает возможность ответственности и связанное с ним чувство вины. Неверую­щий же вынужден в одиночку справляться с этой задачей.

Тотем, табу и невроз

Инцестуальность – объединяет первобытного человека, ребенка и невротика. Страх перед инцестом дикарей есть типичная инфантильная черта и свидетель­ствует о сходстве с психической жизнью невротиков, чья либидозная направленность также носит кровосмесительный характер. В рамках древних культур осознание угрозы инцестуальных стремлений проявлялось в жестких табу по их пресечению. Они вытеснялись в сферу бессознательного, откуда оказывали влияние на культуру и поведение человека. Отрицание инцестуальности врослыми есть форма отвержения кровосмесительности, имевшей место в древности. Согласно психоанализу первый либидозный опыт ребенка инцестуален: он направлен на мать или отца. Что является основой отождествления ребенка, дикаря и невротика.

табу и ам­бивалентность чувств. Ограничения развитых нравственных систем коренятся в запретах древних табу.

Фрейд выявляет сходство между невротическими запретами у нервноболь­ных и табу древних людей. Оба вида запретов являются следствием страха. Они ведут к ограничениям в естественных проявлениях, к «воздержанию». Посредством табуирования вытесненные в бессознательное «греховные» стремления осуществляются в ритуалах и навязчивых действиях. Отношение к вытесненному у человека характеризуется – по формуле «и хочется и колется» – двойственностью, амбивалентностью. К примеру, невротическая боязнь прикосновения к чему-либо является следствием детского опыта, когда влечение к мастурбации, прикосновению к половым органам сочеталось со строгим родительским запретом. Влечение вытесняется в бессознательное. Удовлетворение влечения и стремления к запрету символически проявляется, в частности, в невротической чистоплотности, в ритуалах омовения.

Так же и первобытные табу, по Фрейду, представляют собой запреты в отношении «искусительных» влечений. В рамках амбивалентного отношения стремление совершить деяние, приносящее наслаждение, сочеталось у них со страхом нарушения табу.

Выявились два основные табу: 1. Не убивать тотемное животное и 2. Табу на представителей противоположного пола своего тотема, т. е. табу на инцест. То и другое являло собой искушение, одновременно – инфантильные желания, составляющие основу неврозов.

Но, подчеркивая различие, Фрейд отмечал, что табу – социаль­ный феномен, а не невроз.

Анимизм и магия. В анимизме и магии, подчеркивает Фрейд, преобладает «всемогущество мыслей», от которых, в восприятии невротика, зависит реальность. Невротик, подобно дикарю и суеверному человеку, с помощью своих мыслей, посредством магии, колдовства пытается изменить окружающий мир.

Нарциссизм – Типол. Р. в работе «Тотем и табу». Наряду со стадией аутоэротизма и периодом выбора объекта, необходимо ввести третью, промежуточную стадию – нарциссизма. Она характеризуется тем, что для индивида либидозным объектом ста­новится не другое лицо, а он сам. Фрейд соотносит нарциссическую установку с идеей всемогущества мыс­лей у дикарей и невротиков. Анимистическая фаза развития человека соответствует нарциссизму, религиозная – стадии выбора внешнего объекта любви, определяющейся привязанностью к родителям. Научная стадия характеризует состояние зрелости человека, отказывающегося от принципа удовольствия и приспосабливающегося к реальности.

Происхождение религии – тотемизм.

инфантильного возвращения тотема.

теории происхождения тотемизма — номиналистическую (по наименованию), социологическую, психологическую.

В детских страхах перед животными проявляются тотемистские установки, а сам тотемизм производен от комплекса Эдипа.

В первобытном сообществе всем правил жестокий и ревнивый ­отец, подавлявший все притязания сыновей на женщин и доминантность в орде. По закону действия больших чисел, если существует устойчивая мотивация, то в истории рано или поздно она осуществляется и в соответствии с посылкой, согласно которой примитивный человек немед­ленно превращал свои мысли в действие, однажды изгнанные сыновья объединились, убили и съели своего отца, положив тем конец его владычеству. Их отношение к отцу отличалось двойственностью, амбивалентностью в соответствии с формулой Овидия: «люблю и ненавижу». Любовь, доверие, благоговение перед ним сочеталось с ненавистью, завистью, страхом, желанием его убить. Прохождение комплекса Эдипа, согласно взглядам Фрейда, характеризует развитие как индивида, так и человечества в целом. Отношение мальчика к отцу также амбивалентно. Он стремится встать на место отца в отношении матери. Детские влечения носят кровосмесительный, инцестуозный характер.

Древние сыновья в акте поедания отца в собственном восприятии отождествляются с ним и его силой. Но после его убийства они переживают раскаяние и чувство вины, которые порождают запрет на то, к чему они так стремились. Дабы достичь облегчения, они переносят амбивалентные чувства с отца на тотемное животное. На место отца ими ставится тотем. Они утверждают недопустимость убийства тотема, как заместителя отца, и отказываются от освободившихся женщин своего рода и тотема.

Таким образом, из комплекса Эдипа и сознания вины перед отцом возникают два основных табу тотемизма: запрет на убийство животного-тотема и запрет на инцестуальные отношения с женщинами своего тотема. Табу на инцест способствует формированию социальной организации, т. к. устраняет соперничество между братьями, между членами рода. Табу на тотемные животные способствует возникновению религии.

Тотем символически замещает отца. Корни религии, по Фрейду, заключены в отцовском комплексе. За тотемизмом таится драма каждого мальчика.

К сакрализированному запрету убивать тотем присоединяется запрет убивать тех, кого он символизирует – членов своего рода. Запрет убивать брата со временем трансформируется в заповедь «не убий».

Обожествленное тотемное животное заменяется образом Бога.

Бог творится по образу и подобию отца. Бог является «превознесенным отцом», это идеализированный образ отца. Заместителем отца стал Бог.

Тотем является первой формой отца: тотем – это и первопредок..

И в христианстве Бог-Сын устремлен занять место Бога-Отца. Сын как и Отец становится Богом. «Религию Отца» вытесняется «религией Сына».

Человек, в силу извечного противоречия между Ид и Суперэго на уровне Я человек испытывает чувство страха и вины. Каждый человек чувствует себя преступником («пере-ступающим» нормы). Стремления Я гармонизировать Сверх-Я и Оно обречены на неудачу. Я – это, по Фрейду, «льстец», «оппортунист», «лжец». «Базиакальное» чувство вины позднее трансформируется в иудо-христианскую концепцию первородного греха. В соответствии с ней человек изначально виновен перед Богом (даже если ничего не совершил).

Искупление греха осуществляется посредством жертвоприношения – убийства Бога-Сына. Сын является жертвенным агнцем. Одновременно Иисус Христос есть «пастырь» «овнов»-христиан.

Причастие – тотемная трапеза. Смысл тотемистского вкушения животного заключен в приобщении к сакральной силе тотема, являющегося живым богом. Христианское причастие содержит мотивы тотемной трапезы. Согласно технологии в рамках таинства причастия происходит вкушение тела и крови живого Бога – в виде просфоры и вина. Тотемизм есть также кровный союз с богом. «Союз» означает «завет» – Ветхий и Новый Завет.

Тотемизм произошел из комплекса сыновней вины, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все более поздние религии для Фрейда были попытками разрешить ту же проблему.

Критики и сам Фрейд отмечали определенную «широту обобщения», произведенного в работе «Тотем и табу». Фрейд писал, что он сам не вполне уверен в несомненности своего суждения в отношении «великого события» в истории человечества — отцеубийства в древности детьми их ревнивого отца.

В работе «Будущее одной иллюзии» (1927) Фрейд усилил критическую составляющую в анализе религии. Неумолимая природа своей жестокостью и мо­щью вызывает у человека чувство тревоги. Защищаясь от приро­ды и собственной тревоги, человек стремится персонифицировать природу по образу своему и подобию. Тем самым он защищается от собственной беспомощности. Природа теряет свое безличное начало и уподобляется живому существу, с которым можно договориться, задобрить его. Человек же уподобляется ребенку в темном лесу. Он ощущает беспомощность перед миром и нуждается в защите. Силы природы в человеческом восприятии трансформируются в образы богов.

Созданные человеком боги устраняют страх перед природой, примиряют с судьбой, предстающей прежде всего в виде неизбежности смерти, вознаграждают за страдания в жизни. Религия делает беспомощность людей более приемлемой. В ней компенсируется недостаточность значимого: зло наказывается, добро и страдания вознаграждаются – если не при жизни, то после смерти. Значимые характеристики различных богов объединяются, образуя идею единого всеблагого Бога. Отношение че­ловека к Богу отождествляется с от­ношением ребенка к всесильному отцу. Они характеризуются непосредственностью, интимностью и инфантильностью. В соответствии с классической идеей Ф. Шлейермахера, религия по Фрейду порождается состоянием зависимости и беспомощности человека. Религия является формой психологической защиты.

Критика. Несмотря на выявление связи между тотемизмом и христианством, Фрейд не конкретизирует пути трансформации сакрального животного в богочеловека.

Он определил связь между отцовским комплексом и состоянием беспомощности человека.

Амбивалентное отношение к отцу трансформируется в двойственное – «люблю и ненавижу» – отношение к Богу, характерное для всех религий.

Взрослый человек, осознающий себя беспомощным «овном» перед природными силами, продолжает нуждаться в защите от всесильных демонов и богов, позднее – от Бога-Отца.

Религия как общечеловеческий навязчивый невроз, соответству­ющий детскому неврозу, проистекающему из Эдипова комплекса, по мере «взросления» человечества должна устраниться. Подобно тому, как в процессе развития, преодолевая комплекс Эдипа, ребенок свою привязанность с родителей переносит на иные объекты. По мере достижения зрелости и устранения индивидуального и общечеловеческого ин­фантилизма, устраняется и религиозность.

Психологические защиты – удел невротиков. Они порождаются неврозами и формируют их. Без изменения отношения человека к действительности, без психологических защит, жизнь для человека экзистенциально невыносима. Беспомощность человека становится в большей степени переносимой.

Вероучения противоречат разуму потому, что проецируют всеобщие желания человечества. Религия – иллюзорное исполнение древнейших навязчивых желаний чело­вечества.

В работе «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921) Фрейд отмечает, что как и в армии, в церкви формируется одна и та же иллюзия, согласно которой верховный властитель – в церкви Иисус Христос, в войске полководец – в одинаковой степени любит каждого члена общности. Христос является проекцией образа любящего отца для каждого члена религиозной массы. Верующие называют себя братьями во Христе и по любви. Любовь к единоверцу отражает любовь, которую питает к членам церкви сам Христос. Но при этом вне сострадания и любви оказываются индивиды, не принадлежащие верующей общине. По определению они не любят Христа и Христос их не любит. «Религия любви» проявляет жестокость и немилосердность к тем, кто к ней не принадлежит.

«Будущее одной иллюзии», – тайна силы религиозных представлений как иллюзий кроется в силе человеческих желаний. Религиозные иллюзии не зависят от желания и воли человека и сравнимы по степени неправдоподобности с бредовыми идеями. Они недоказуемы, но и неопровержимы.

И с психиатрической точки зрения, если бы религии не было, ее необходимо было «придумать» и использовать. «Иллюзорный» проективный образ все­могущего Бога является опорой для многих людей. Без этого образа люди лишаются подчас последнего утешения в жизни.

В его «критике» религии, отмечал Фрейд, нет ничего оригинального и опасного. Он не был первым в осуществлении подобного рода анализа. И на фоне Фейербаха и Ницше не сказал ничего нового. Кроме того, если человек действительно верит, его невозможно лишить веры.

Л. Фейербах «Сущность христианства» (1841), «Сущность религии» (1845) и «Лекции о сущности религии» (1851). В своих трудах Фейер­бах высказал такие мысли, которые в несколько иной форме были воспроизведе­ны Фрейдом. В частности, немецкий философ писал о том, что Бог есть выраже­ние Я человека, который, и в этом заключается тайна религии, объективирует свою сущность, Бог — это «слеза любви», пролитая в глубоком уединении над челове­ческими страданиями, вера объективирует всемогущество человеческого чувства, человеческих желаний, желание есть источник и самая суть религии, религия — «младенческая сущность» человечества, противоположность между божественным и человеческим — «только иллюзия». Немецкий философ также подверг критике суждения различных авторов, касающиеся необходимости веры в религиозные догматы и не требующие каких-либо доводов рассудка и разума.

Фрейд полагал, что времена инквизиции с соответствующим сжиганием еретиков на костре завершены и изложение собственной позиции для него не опасно.

Представи­тели церкви в начале запретили распространение «еретических» и «атеистических» произведений Фрейда среди верующих. Спустя три десятилетия они использовали психоаналитические аргументы для обосно­вании вероучения, и сам Фрейд был признан одним из крупнейших христианских теологов XX века.

Общее. Религия – это форма психологической защиты человека от чуждых ему общества и природы. Религия – это форма защиты культуры от человека посредством ограничения влечений Id, ограничения «инстинктов», которые ведут к хаосу.

Религия – это иллюзия, в рамках которой желаемое выдается за действительное. Религиозная мораль опирается на веру в Бога-Отца – всесильного, строгого и заботливого. Эта иллюзорная основа морали ненадежна. Необходимы более прочные основания нравственности в виде разума и науки.

kursak.net

Теория невроза по З. Фрейду

История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории. Типы неврозов в классическом психоанализе. Учение Фрейда о причинах и методах их лечения. Пути образования симптомов, их смысл и типы. Психотерапевтические подходы к неврозу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

1. История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории

После 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что «телесным органом» ментальной жизни является мозг и нервная система.

В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику «Сальпетриер». В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-1893), по мнению которого причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет, продолжая без особого успеха испытывать различные фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных, Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко — доктора И. Бернгейма (1837-1919) «Внушение и его применение в качестве терапии», в которой описывались результаты лечения невротиков методом гипнотического внушения.

Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний.

Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название «вытеснение». По мере развития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений, выдвижение учения о бессознательном.

По мере того, как психоанализ из метода объяснения и лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы личности. Фрейд исследовал всю гамму «наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида».

По Фрейду, симптомы психических заболеваний представляют собой вредные для всей жизни или, по крайней мере бесполезные акты, на которые лицо часто жалуется как на вынужденные и связанные для него с неприятностями или страданиями. Их главный вред заключается в душевных затратах, которых стоят они сами, а в дальнейшем в затратах, необходимых для их преодоления. При интенсивном образовании симптомов оба вида этих затрат могут привести к чрезвычайному обеднению личности в отношении находящейся в ее распоряжении жизненной энергии

Невротический симптом, по мнению сторонников психоанализа, является результатом конфликта, возникающего из-за нового вида удовлетворения либидо. Обе разошедшиеся было силы снова встречаются в симптоме, как будто примиряются благодаря компромиссу — образованию симптомов. Поэтому симптом так устойчив — он поддерживается с двух сторон. Известно, что одной из сторон конфликта является неудовлетворенное, отвергнутое реальностью либидо, вынужденное искать других путей для своего удовлетворения

На вопрос о том, откуда берется симптом, отвечают впечатления, которые приходят извне, были когда-то в силу необходимости сознательными и с тех пор благодаря забыванию могут стать бессознательными. Цель симптома, его смысл, тенденция — это каждый раз эндопсихический процесс, который, возможно, сначала был сознаваем, но не менее вероятно, что он никогда не был в сознании и навсегда остался в бессознательном

3. Типы неврозов в классическом психоанализе

1. Психоневроз — который обусловлен причинами, относящимися к прошлому и объясним только в терминах личности и истории жизни. Существуют три типа психоневрозов: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между Эго и Ид.

2. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему и объясним в терминах сексуальных привычек пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд разграничил две формы: неврастению, как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия облегчения от полового возбуждения. Существуют различия в симптомах актуальных неврозов и психоневрозов: в обоих случаях симптомы происходят из либидо, но симптомы актуальных неврозов — давление в голове, ощущение боли, раздражение в каком-либо органе представляют собой исключительно соматические процессы, в возикновении которых совершенно не участвуют все сложные душевные механизмы.

3. Нарциссический невроз, при котором человек не способен к образованию переноса.

4. Невроз характера — в этом случае симптомы являются чертами характера.

5. Травматический невроз — который вызывается потрясением. Фрейд отмечал, что при травматических неврозах, особенно тех, которые вызваны ужасами войны, для нас несомненен эгоистический мотив Я, стремящийся к защите и выгоде, который в одиночку еще не создает болезнь, но санкционирует ее и поддерживает, если она уже началась.

6. При неврозе переноса, который вызывается в ходе психоанализа, пациент проявляет навязчивый интерес к психоаналитику.

По словам З.Фрейда названия указанных неврозов все употребляются, однако, их содержание неопределенно и неустойчиво. Названные формы невроза иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическим заболеванием.

И в причине и в механизме всех возможных форм неврозов всегда действуют одни и те же факторы, только в одном случае главное значение в образовании симптомов приобретает один из этих факторов, в другом — другой. Так, фантазии, превращающиеся в симптомы, нигде не проявляются более явно, чем при истерии; противоположные или реактивные образования Я господствуют в картине невроза навязчивых состояний.

1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово;

2. «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые раскрывают подсознательные чувства клиента;

4. Анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения;

5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу.

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения.

· Психоаналитик утверждает, что психоневрозы обусловлены невротическим конфликтом между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, предотвращающего непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является невротическим только в том случае, если одна сторона бессознательна и/или если он разрешается путем применения механизмов защиты, отличных от сублимации.

· Психоанализ рассматривает симптом как проявление компромисса между подавляемым желанием и требованием подавляющего фактора.

· Сложную роль в невротическом конфликте играет Супер-Эго. Именно Супер-Эго заставляет чувствовать себя виноватым даже за символическую или искаженную разрядку, которая проявляется как симптомы психоневроза. Сознательно она ощущается весьма болезненно. Таким образом, все части психического аппарата участвуют в формировании невротического симптома.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.

2. Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов / А.В.Морозов. — М.: Академический проект.; 2003. — 288 с.

3. Романин А.Н. Основы психоанализа / Учебник. — Ростов — н./Д.: Феникс, — 2003. — 320 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. /Лекции. — М.: Наука, 1989. — 456 с.

5. Фрейд З. О психоанализе. Лекции / З.Фрейд. — Мн.: Харвест, — 2005. — 416 с.

Психологические теории неврозов и школы, занимающиеся коррекцией невроза. Понятие, типы, механизмы формирования и уровни неврозов по Перлзу. Элементы гештальт-терапии, применяемые при лечении неврозов. Принцип саморегуляции функционирования организма.

Невроз как невротический конфликт между частями психики, который ведет к фрустрации разрядки инстинктивных побуждений. Этиология невроза и его ядро. Невротический симптом как результат разрешения конфликта. Факторы, влияющие на формирование неврозов.

Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. «Новые пути в психоанализе» — системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

Анализ теории З. Фрейда — австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и «культурный» психоанализ.

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповом комплексе», их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

Общая характеристика и причины невроза как функционального расстройства нервной системы. Внешние проявления у детей, больных истерическим неврозом. Семь черт неправильного воспитания по А.И. Захарову. Единые необходимые условия профилактики неврозов.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);

— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);

— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности фрейд всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в «бессознательное» и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином «цензура», а сам процесс подавления — «вытеснением». Переживания, которые оказались вытесненными в «бессознательное», получили название «комплексов». Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые «цензурой» виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;

— вытесненного «аутоэротического комплекса» и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению «военного невроза» с чувством страха за свою жизнь;

— скрытых «гомосексуальных комплексов», приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда «вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому», обозначаются Фрейдом термином «конверсия» («конверсионная истерия»). Таким образом, причина болезни, по Фрейдy, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на невроз восстановлении в памяти («вскрытии») сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние «бессознательного» на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением

к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений «Я» по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной невроз стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к «сверхкомпенсации»: заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.Ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с «горячего» на «холодное» к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

Великая депрессия остается классическим примером финансового кризиса рыночной экономики. Изучение методов выхода из неё, которые были применены разными странами, может оказаться полезным для проверки моделей кризиса на соответствие реальности. Модель финансового кризиса в виде роста денежного пузыря [1] должна быть проверена на основе анализа имеющихся исторических материалов, показывающих, как развивались предыдущие кризисы и какие меры оказались успешными в их преодолении. Наиболее интересным.

Новость была добавлена: 07.04.2015. 11:16

Нас находят по запросам:

Астенический невроз что это такое

Клиника неврозов на шаболовской

Излечим ли невроз

Наследственные психические заболевания

Обсессивно компульсивный невроз

Народные средства при неврозе

Лечение депрессии народными средствами

Смешные статусы о депрессии

Бросил курить депрессия

Тест депрессии зунга

Дерево жизни депрессия

Лечение неврозов препараты

Шкала депрессии бека

Форум невроз навязчивых состояний

Как избежать послеродовую депрессию

В процессе лечения имипрамином быстро наступило улучшение, апатия исчезла, пациентка начала готовиться к экзаменам.

Повышается чувство вины, появляется безразличие к окружающему миру, появляются мысли о смерти и самоубийстве.

Если вы правильно питаетесь, то ваш организм будет нормально функционировать, а значит, и чувствовать вы себя будете хорошо.

При длительном сокращении мышцы микроциркуляция в ней нарушается, метаболиты не удаляются кровью, а раздражают болевые рецепторы, которые вызывает рефлекторный спазм.

Сильное желание скушать сладкое, что, как правило, приводит к лишним килограммам.

Общие положения Перед использованием классификации важно изучить это общее введение, а также внимательно прочитать дополнительные вводные и разъяснительные тексты, помещенные в начале некоторых отдельных категорий.

Для того чтобы возникла неврастения, необходимо психическое травматизирование, растяженное во времени, длительными повторными травмами, которые значимы для личности.

За начало стабилизирующей фазы лечения был принят последний оценочный визит во время купирующей фазы терапии.

Препарат с 1995 г.

Для восстановления правильного физиологического положения грудного и шейного отдела позвоночного столба при заболевании межреберной невралгией проводятся курсы лечебного массажа, мануальной терапии, лечебной физкультуры.

Таким образом, проявления психической дезадаптации в своей основе являются комплексом гомеостатических и адаптационных реакций, динамично развивающихся при воздействии психотравмирующей ситуации, где личностная информация, воспринимаемая как негативная, сопровождается резкой активацией энергетических и соответствующих ультраструктурных адаптационных процессов.

Выраженным снотворным действием нейролептики в обычных дозах не обладают, но могут вызывать дремотное состояние, способствовать наступлению сна и усиливать влияние снотворных и других успокаивающих (седативных) средств.

Для таких людей только абсолют должно ассоциировать с престижными группами, только абсолют должно связывать с выдающимися институтами.

На первом месте должны стоять медико-педагогические мероприятия (изменение неблагоприятной обстановки, правильная организация занятий и т.

Психические расстройства при эпилепсии Огромный вклад в классификацию психических расстройств при эпилепсии сделал М.

Это касается и состояния здоровья, что может вести к появлению ипохондрической настроенности, и поведения окружающих, когда женщине кажется, что близкие люди теряют к ней интерес.

К тому же, у большинства женщин сексуальная жизнь после родов становится еще насыщеннее и ярче.

Поверьте, вы почувствуете колоссальное облегчение.

Может быть, спросить его прямо?

Оказывать хотя бы небольшие знаки внимания супругу.

В последующих периодах заболевания основным патогенетическим фактором становится патологическое состояние еще более периферически расположенных вазомоторных аппаратов — клеточных элементов симпатических ганглиев и окончаний их на периферии.

Плаксивость, зачастую, внезапна, приступами больные, как правило, пытаются её контролировать, что даётся им с большим трудом.

Благодаря наличию в слизистой оболочке носа большого количества кровеносных сосудов проходящий через нос воздух согревается и увлажняется.

Опыты проводились в Центре изучения приматов Университета Висконсин.

Затем еще через несколько месяцев я опять обнаруживаю еще одну почту созданную им в тайне от меня.

Динамические сдвиги этих показателей позволили получить объективную информацию о функциональном состоянии центральной нервной системы больных неврозами как на фоне однократного приема транквилизаторов, так и в ходе двухнедельной курсовой терапии.

Все, что он пишет, не только интересно, но главное — важно и практично.

Кроме того, накопившиеся знания и опыт помогают ощущать собственную значимость и уникальность.

При обострении влечения, наркоман отказывается от приёма лекарств, ищет поддержки у других больных находит её у более психопатезированных, которые в свою очередь нередко начинают точно такие же жалобы.

В последнее время возрастает интерес к проблемам нарушения сна при неврозах у детей.

Исключение, возможно, составляет характеристика качества социальной адаптации, методика проведения которой соответствует рекомендуемым в литературе (Рустанович А.

Беременность может воскресить чувства у женщин, которые пережили эмоциональное, сексуальное, физическое или словесное унижение.

Этим объясняются навязчивые богохульные мысли у религиозного человека, влечение совершить действие, которого больной боится.

Занятие жизненной позиции и выработка для ее поддержания определенных личностных качеств определяется личностным смыслом, личностным значением, которые должны ответить на вопрос ради чего совершается или должно быть совершено то или иное действие.

К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным — психогимнастику, проективный рисунок, музыкотерапию, хореотерапию и др.

В процессе развития психиатрии выделились и сложились отдельные ее отрасли: детская психиатрия, гериатрическая психиатрия (психиатрия позднего возраста), биологическая психиатрия, социальная психиатрия, военная и судебная психиатрия, а также психофармакология.

Другое учреждение данного типа — психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Картина депрессии дополняется исчезновением желаний, интересов, пессимистической оценкой всего окружающего, идеями собственной малоценности и самообвинения.

Почти все проявления неврозов стали сводиться к соматическим и вегетативным расстройствам.

Доступ к личным данным и медицинской информации могут получить только пациент и его лечащий врач.

Абу Мустафа-19752 Пишет:

При этих нарушениях целесообразно как можно более раннее применение шокового внушения в состоянии релаксации или гипноза, что, наряду с другими методиками гипнотерапии, рассмотрено нами ранее (Гарбузов В.

В далеко зашедших случаях все указанные нарушения формируются в картину своеобразного эпилептического слабоумия.

Таким образом, у такого препарата существует наименьшая возможность вызывать дневную сонливость и уменьшение работоспособности, однако повышается возможность развития ранней утренней инсомнии, дневной тревоги в период применения препарата, а также ребаунд инсомнии и ребаунд тревоги после отмены препарата.

В качестве вспомогательного средства, облегчающего ее проведение, во многих случаях роль их неоценима.

Но внутреннее напряжение не получает мышечной разрядки, что жизненно необходимо при неврозах-стрессах.

Увы, на сегодняшний день содержать подобное структурное подразделение под силу не всякому местному бюджету и зачастую качественно лечить депрессию бывает попросту негде.

Наиболее существенными в формировании неврозов им видятся традиции, по которым в обществе запрещено или не поощряется прогнозирование человеком отрицательного исхода собственной деятельности и субъективно значимых событий, что формирует так называемую антиципационную несостоятельность — характерную черту личности потенциального пациента с неврозом.

История разработки концепции невроза и создания психодинамической теории. Типы неврозов в классическом психоанализе. Учение Фрейда о причинах и методах их лечения. Пути образования симптомов, их смысл и типы. Психотерапевтические подходы к неврозу.

Фрейд невроз, эндогенная депрессия что это такое, лечение невроза навязчивых состояний

lovewithyou.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation