Неврозы в психологии

Неврозы в психологии

В работе психолога часто возникает задача проведения диагностики между органическим заболевани

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по клинической психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по клинической психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека

Понятие «невроз» употребляется с 1776 г. Это позволило выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нарушением нервной деятельности.

При всех формах неврозов у больного сохраняется критическое отношение к болезни.

Для невроза характерны следующие особенности:

1) патологические нарушения являются обратимыми независимо от длительности;

2) психогенное происхождение;

3) наличие эмоционально-аффективных и соматовеге-тативных нарушений.

В основе выделения различных форм неврозов лежат разные признаки.

1. Этиологический (вина, фрустрация, агрессия и т. д.).

2. Ситуационный и реактивный.

3. Информационный (недостаток или избыток информации).

4. Конституционный и реактивный по генетическому фактору.

5. По признакам профессии.

6. По событиям в жизни общества.

В настоящее время выделяют три основные формы неврозов:

3) невроз навязчивых состояний. Неврастения (от греч. asthenos – «слабый») – слабость нервов.

Выделяют три стадии данного заболевания:

1) нарушение активного торможения (проявляется в виде раздражительности и возбудимости);

2) лабильность возбудительных процессов (раздражительная слабость);

3) преобладание слабости, истощаемости, вялости, апатии, пониженного настроения, сонливости и т. д.

Слабость при неврастении выражается в постоянном чувстве усталости. При этом у больного возникает ощущение, как будто он совершал физическую работу, появляются жалобы на головную боль, учащенное сердцебиение, боли в животе, расстройства половой сферы и т. п.

Считается, что неврастенией чаще страдают люди, занимающие руководящие должности, так как на работе они пребывают в постоянном напряжении.

Термин «истерия» происходит от греч. hystera – «матка», так как во времена Платона считалось, что эта болезнь связана с хождением матки по телу женщины (значительно чаще истерия встречается у женщин). Однако в дальнейшем были обнаружены те же симптомы и у мужчин.

Неврозы составляют до 1/3 всех неврологических болезней.

Выделяют следующие виды неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.

Неврозы. Понятие «невроз» употребляется с 1776 г. Это позволило выделить из ряда соматических заболеваний

Для невроза характерны следующие особенности

Наблюдается ли бред при психопатиях, неврозах, в чем их отличие от бреда при психозах? Психопатия – тотальная и относительная стабильность патологических черт характера.

Невроз – это заболевание нервной системы функционального характера, возникающее в результате. Лечение депрессии.

Невроз – это заболевание нервной системы функционального характера, возникающее в результате перена. подробнее ».

У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения.

Неврозы. Понятие «невроз» употребляется с 1776 г. Это позволило выделить из ряда соматических заболеваний пси. подробнее ».

Применение: неврозы, сопровождающиеся страхом, напряжением, неукротимая рвота и икота, рвота беременных, кожный зуд в дерматологии.

cribs.me

Неврозы (от греч. neuron — жила, нерв) — группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии Н. определенную роль играют след. факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание); факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы и т.п.). Для клинической картины Н. характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.). Среди неврозов выделяют неврастению, Неврозы страха, истерический Неврозы и Неврозы навязчивых состояний.

неврастения является следствием перенапряжения, истощения н. с., переутомления. Термин «неврастения» ввел М. Бирд в 1869г. (букв.: «нервная астения, слабость»). Клиническое проявление неврастении — синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т.п.). работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости.

Чувство страха в клинической картине различных Н. занимает большое место. Если синдром страха — ведущий, можно говорить о Н. страха. Непосредственной причиной Н. страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т.п.). ( См . Фобии.) При истерическом Н. ( см . Истерия) клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, астазия, абазия), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерная черта указанных расстройств — это как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия.

Н. навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) — кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения ( см . Каспера симптом) и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного.

В лечении Н. наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями ведущая роль принадлежит психотерапии. (Е.Т. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Неврозы (от греч. nёuгоn — нерв) — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе к-рых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д. Это противоречие — невротический конфликт, закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднение с поиском выхода из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование симптомов Н.

Клинически выделяются три основные формы Н.: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. Основными симптомами неврастении, возникающей преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах, являются раздражительная слабость (возбудимость в сочетании с легкой ис-тощаемостью), лабильность эмоций, неустойчивое настроение, часто пониженное ( см . Депрессия)

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврозы (греч. neuron — нерв, -osis — суффикс, обозначающий болезнь) — термин введен W. Cullen [1776]. Психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений [Карвасарский Б.Д., 1980]. Для них характерны: обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности; психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной Н., особенностями системы отношений, присущей личности больного, и патогенной конфликтной ситуации ( см . Конфликты невротические); специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Критерии диагностики Н. сформулированы A.M. Вейном [1982]:

  1. наличие психотравмирующей ситуации (психогения должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
  2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  3. выявление характерного типа невротического конфликта;
  4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

При всем многообразии выделения различных форм невротических синдромов общепризнанным остается признание трех классических форм Н. в качестве основных — неврастении (астенического Н.), истерического Н. и Н. навязчивых состояний. В.В. Ковалев [1976] дополнил статический принцип классификации Н. характеристикой их динамики, выделив в ней стадии невротической реакции, невротического состояния и невротического развития.

  • Невроз анагапический(греч. an — отрицание, agape — вечеря любви во имя Бога, то есть совместная трапеза близких по духу людей) [Levy-Bianchini, 1953] — невротические состояния, развивающиеся у одиноких, покинутых людей и рассматриваемые либо как следствие травм детского или юношеского возраста (третирование, грубое обращение — физическое или моральное), либо как результат односторонней чрезмерно сильной привязанности к родителям или замещающим их лицам. Не имеет специфической клинической картины, характеризуется обширной гаммой невротических реакций вплоть до антисоциальных тенденций и поступков [Porot A., 1965].
  • Невроз актуальный — невротические проявления наблюдаются только во время воздействия вызвавших его, то есть не утративших актуальности, факторов. Термин применяется в психоанализе. В генезе Н.а. психоаналитики значительную роль придают сексуальным факторам, в том числе сексуальным расстройствам «текущего дня», инфантильным, детским переживаниям. К Н.а. S. Freud относил и неврастению и невроз страха.
  • Невроз астенический — клиническая картина определяется доминированием астении. Возникает в связи с продолжительно воздействующей психогенией или длительным недосыпанием, умственным либо физическим переутомлением, психотравматическим воздействием, опасной для жизни ситуацией. Характерна раздражительная слабость, повышенная возбудимость и легкая истощаемость. Быстрое появление и нестойкость эмоциональных реакций. Агрипния. Часто — гипотимия. Син.: неврастения (греч. neuron — нерв, а — отрицание, sthenos — сила) [Beard G.M., 1869, 1880, van Deusen E.H., 1869], болезнь Бирда, американская болезнь, американское нервное истощение.
  • Невроз аффективно-шоковый. См. Н. испуга.
  • Невроз военного времени. Неврозы, преимущественно истерические, возникающие в военное время, особенно в районе боевых действий. Более сложной оказывается диагностика Н. при наличии нетяжелой травмы головы. См. Н. травматические.
  • Невроз декомпенсации [Foelkel Н., 1963]. Неврозоподобные состояния, выявляющиеся в начальных стадиях органических заболеваний головного мозга. Так, например, неврозоподобное состояние может быть первым симптомом опухоли головного мозга.
  • Невроз депрессивный. Характеризуется психогенно обусловленным выраженным снижением настроения в сочетании с астеническими симптомами. В советской психиатрии большинство исследователей относят Н.д. к неврастении, однако зарубежные авторы [Storing G., 1938; Weitbrecht H.J., 1952; Muller-Hegemann D., 1967 и др.] рассматривают его как самостоятельную форму, вошел он и в Международную статистическую классификацию 9-го пересмотра. Часть случаев, квалифицируемых как Н.д., при дальнейшем наблюдении оказываются стертыми, атипичными формами эндогенной депрессии (См. Депрессия невротическая, Депрессия латентная). Важную роль играет длительная психотравмирующая ситуация. Дифференциальную диагностику Н.д. от легких форм эндогенной депрессии облегчает различная реакция на транквилизаторы и антидепрессанты; первые эффективны при Н.д., вторые — при эндогенной депрессии [Свядощ А.М., 1982].
  • Неврозы детские. Н., наблюдающиеся в детском возрасте. Отличаются своеобразием. Незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания болезни, глубокой внутренней переработки объясняют преобладание у детей моносимптомных Н. и относительную редкость общих Н., наблюдающихся лишь начиная с 10-12-летнего возраста [Ковалев В.В., 1979]. К моносимптоматическим Н.д. относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна, аппетита (психическая анорексия), невротические энурез и энкопрез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм, трихотилломания, яктация).
  • Невроз двигательный. Проявляется главным образом двигательными расстройствами — заиканием, функциональными судорогами, тремором, психогенными обратимыми параличами. Сборное понятие, включающее в себя другие формы Н. (логоневроз, Н. истерический и т.д.). Син.: Н. кинетический, мотилитетневроз.
  • Неврозы желания и опасения [Leonhard К., 1963] — различаются по их психогенезу. При первых речь идет о желательности заболевания (истерические неврозы), при вторых — невротическое развитие возникает в связи с опасениями (невроз навязчивых состояниях, логоневроз заикания). Н. инфантильный. Н., симптоматика которого в облегченной форме проявлялась уже в детском возрасте, что позволяет психоаналитикам видеть и в их генезе роль либидонозных моментов. Не смешивать с неврозами детского возраста.
  • Невроз информационный [Хананашвили М.М., 1974] — форма патологии высшей нервной деятельности, возникающей вследствие длительной работы мозга в условиях неблагоприятного сочетания таких факторов, как необходимость обработки и усвоения большого объема информации, постоянного дефицита отведенного на эту работу времени и высокого уровня мотивации, то есть высокой значимости информации. Существенное значение придается влиянию на развитие болезни таких (вторичных) факторов, как индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, генетическое предрасположение, астенизация организма, интеркуррентные соматические заболевания. Автором не выделена сколько-нибудь специфическая клиническая картина информационных неврозов, поэтому более правомерно рассматривать концепцию информационных неврозов как одно из звеньев патогенеза неврозов, выделенное при рассмотрении проблемы с позиций теории информации и учения о высшей нервной деятельности.
  • Невроз ипохондрический — характеризуется преобладанием в клинической картине тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии объективных для этого оснований. Чаще всего возникает у тревожно-мнительных или астеничных людей, у акцентуированных и психопатических личностей. Часты алгические и сенестопатические симптомы, всевозможные варианты нозофобий, кардиофобии, канцерофобии. Ипохондрии с выраженными навязчивыми страхами А.М. Свядощ [1982] относит к Н. навязчивых состояний, а те, в основе которых лежит «бегство в болезнь», механизм условной приятности или желательности болезненного симптома, — к истерическим Н.
  • Невроз испуга — вызывается сверхсильными раздражителями, угрожающей жизни ситуацией, может возникнуть при виде неожиданной гибели близкого человека. Роль играет не физическая мощность раздражителя, а психологически-личностная значимость психической травмы. Чаще наблюдается у лиц со слабым типом нервной системы и с недостаточной подвижностью психических процессов. психогения, как правило, является чрезвычайно сильной, внезапной, кратковременной, одномоментно действующей. Форма Н. страха. Син.: Н. аффективно-шоковый.
  • Невроз истерический — невротическое состояние, вызванное действием психической травмы, в патогенезе которого играет роль механизм «бегства в болезнь», «условной приятности или желательности болезненного симптома» [Свядощ A.M., 1982]. В основе истерии, по И.П. Павлову [1932], лежит слабость нервной системы, главным образом коры головного мозга, преобладание подкорковой деятельности над корковой и первой сигнальной системы над второй. Характерны большое разнообразие клинических проявлений, роль в их возникновении внушения и самовнушения, повышенная эмотивность. Психогенная травма, вызывающая Н.и., характеризуется меньшей интенсивностью, чем, например, при шоковых психических реакциях, но большей продолжительностью воздействия.
  • Невроз кардиофобический(греч. kardia — сердце, phobos — страх) — Н., характеризующийся преобладанием в клинической картине навязчивых страхов, связанных с опасениями тяжелого заболевания сердца, смерти от его внезапной остановки и т.д. См. Кардиофобия, Н. ипохондрический, Н. навязчивых состояний.
  • Невроз компульсивный — см. Н. навязчивых состояний, Компульсии.
  • Неврозы моносимптоматические [Сухарева Г.Е., 1959] — формы неврозов, наблюдающиеся преимущественно у детей, особенно в переходные возрастные периоды. В клинической картине доминирует один синдром, остальная симтоматика выражена нерезко. Различаются моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами — неврозы органов (психогенная анорексия, привычная рвота); моносимптоматические неврозы с речевыми расстройствами — логоневрозы; моносимптоматические неврозы с преимущественно двигательными расстройствами — тики; психогенные реакции протеста; изменение характера ребенка под влиянием неблагоприятных условий воспитания; патологические реакции в переходные возрастные периоды.
  • Неврозы навязчивых состояний. Характеризуется преобладанием в клинической картине навязчивых состояний — воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий. В генезе играют роль: психическая травма; условно-рефлекторные раздражители, ставшие патогенными в связи с их совпадением с другими, вызвавшими ранее чувство страха; ситуации, ставшие психогенными в связи с конфронтацией противоположных тенденций [Свядощ A.M., 1982]. Может возникнуть при различных типологических особенностях, но чаще всего у психастенических личностей.
  • Невроз обсессивный. См. Н. навязчивых состояний.
  • Неврозы ожидания [Kraepelin E., 1908]. Невротическое состояние, характеризующееся наличием конституционально-предрасполагающих факторов (тревожная мнительность, эмоциональная лабильность), затруднением в осуществлении той или иной привычной функции (речь, ходьба, глотание, мочеиспускание, половой акт и т.п.), чувством тревожного ожидания неизбежной неудачи. Формы проявления — заикание, «заикающаяся походка», «заикающееся письмо», «заикающееся мочеиспускание», тревожное ожидание бессонницы и т.д. E. Kraepelin относил Н.о. к понопатиям. В отечественной психиатрии И.о. рассматривается либо как форме навязчивых состояний [Свядощ A.M., 1959, 1971], либо как синдром тревожного ожидания в клинике различных форм пограничной патологии, особенно неврастении и психастении [Ушаков Г.К., 1978]. При этом подчеркивается его моносимптомная очерченость и монотематическое содержание, наклонность к периодичности течения.
  • Невроз пенсионный. Возникает в связи с переходом па пенсию. Большую роль играют нарушение привычного уклада жизни, вынужденное бездействие, утрата прежних интересов, не компенсируемая появлением новых. Часто к этому присоединяется одиночество (См. Н. анагапический), соматическое неблагополучие. Клиническая картина не является однообразной, во многом определяется преморбидными личностными особенностями и социальными, микросредовыми факторами.
  • Неврозы послеродовые [Friedrichs H., 1951]. Невротические расстройства, возникающие после родов и вызванные эмоциональной незрелостью, астенизацией, боязнью не справиться с материнскими обязанностями.
  • Невроз рентный(нем. Rente — пенсия, регулярный доход с капитала, имущества, земли, по облигациям, не требующий предпринимательской деятельности). Форма Н. истерического, возникающего у лиц, пострадавших в какой-либо ситуации и претендующих на компенсацию, не всегда правомерно. Часто сочетается с кверулянтскими установками.
  • Невроз речи — см . Заикание, Логоневроз.
  • Неврозы системные [Мясищев В.Н., 1959] — нарушения систем (органов пищеварения, дыхания, кровообращения, половой и т.д.), в возникновении и течении которых играет роль психогенный или условнорефлекторный механизм. Они обусловлены затруднениями во взаимоотношениях человека с окружающей средой, которые по условиям деятельности вызывают перенапряжение в определенной системе, что находит свое выражение преимущественно в нарушении функционирования этой системы или органа. Отличие Н.с. от общих неврозов заключается в нарушении анатомо-физиологической системы, периферический конец которой находится во внутреннем органе, а центральный — в коре большого мозга, в нарушении нормальных психофизиологических отношений между деятельностью органа и психической деятельностью. В то же время Н.с., как и общие, связанны с перенапряжением и патогенными условиями. Понятие Н.с. предложено вместо старого термина «неврозы органов». По И.М. Аптеру [1966], системный невроз является понятием динамическим, он может перерастать в общий невроз, и, наоборот, в клинической картине общего невроза со временем могут стать доминирующими расстройства преимущественно какой-либо одной системы. В связи с этим существует точка зрения, согласно которой системные нарушения рассматриваются как один из синдромов общего невроза [Карвасарский Б.Д., 1980].
  • Неврозы социальные [Weizsacker V., 1929] — три формы так называемых социальных неврозов:

1. Неврозы взлета, наблюдающиеся у людей, которые стремительно возносятся по лестнице социальной иерархии и не могут адаптироваться к своему новому общественному статусу.

2. Неврозы падения, возникающие при снижении социального положения больного.

3. Неврозы правоты — разновидность рентных неврозов, однако цель больного заключается не только и не столько в том, чтобы добиться ренты, а в достижении торжества справедливости.

  • Неврозы страха [Freud S., 1892]. Основной симптом — появление, чаще острое, чувства тревоги, страха. Страх немотивирован, не зависит от ситуации или каких-либо представлений, лишен фабулы. Интенсивность его колеблется. Возникает после тяжелой, иногда затяжной, психической травмы. Имеются данные о роли наследственного предрасположения. Возможно физиогенное возникновение чувства страха, например, при остром приступе стенокардии. Часто невротические страхи у детей носят приступообразный характер, прослеживается тенденция возможного их перехода в невротическое формирование личности.
  • Невроз травматический [Oppenheim H., 1889] — понятие введено в конце XIX века на основе наблюдений над невротическими картинами, возникшими у пострадавших в железнодорожных авариях. Интерес к Н.т. особенно усилился с началом I мировой войны. Выделялось острое начало по типу психического шока (в тяжелых случаях наблюдается «психоз испуга»). В последующем характерно депрессивно-ипохондрическое состояние с выраженными истерическими проявлениями (функциональные параличи, мутизм, расстройства чувствительности) и начинающими играть все большую роль рентными установками. Происходит так называемое травматическое Развитие Личности. Указывалось на значительную неоднородность случаев Н.т. — наряду с типичным невротическим развитием личности, преимущественно по истерическому типу, наблюдались случаи прогредиентного течения органической патологии, возникновение эпилептических припадков, развитие параноидных картин, у некоторых больных манифестировал шизофренический процесс [Бунеев А.Н., 1935].
  • Невроз фобический — см. Н. навязчивых состояний, Навязчивые состояния.
  • Невроз характера — термин, введенный психоаналитиками, для обозначения стойких невротических состояний, возникших в качестве сублимации или вытеснения образовавшихся в раннем детстве и неприемлемых для «Я» сексуальных переживаний, инфантильных либидонозных конфликтов. В его формировании в основном принимают участие отдельные черты характера, соответствующие инфантильным желаниям. См. H. инфантильный. Син.: характер невротический, характероневроз.
  • Невроз школьный. Особая форма Н. страха. Наблюдается, главным образом, у учащихся младших классов. Характерны стойкий страх посещения школы, сопровождающийся реакциями пассивного протеста, истерические реакции (например, истерические рвоты). Генез их объясняется страхом разлуки с матерью, боязнью трудностей, связанных с обучением, насмешек сверстников.
  • Невроз шоковый — см. Н. испуга.
  • Невроз экспериментальный — нарушение высшей нервной деятельности у животных, вызываемое искусственно с целью изучения этиопатогенеза неврозов человека. Впервые экспериментальные модели Н. были созданы И.П. Павловым и его сотрудниками на собаках.
  • Невроз ятрогенный(греч. iatros — врач, -genes — порождаемый) [Frankl V.] — Н., возникший в связи с ятрогенией. Чаще всего протекает с симптомами нозофобии, тревожных опасений за свое здоровье. Разновидность Н. навязчивых состояний.
  • Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    Невроз — Функциональное (принципиально обратимое) психическое расстройство, обусловленное острой или хронической чрезвычайно значимой для данной личности психотравмирующей ситуацией, проявляющейся главным образом дезинтеграцией функций эмоциональной, вегетативной и эндокринной систем, обусловленной изменением деятельности структур лимбико-ретикулярного комплекса. Возникает невроз под влиянием невротизирующей ситуации при недостаточности механизмов психологической защиты. Клиническая картина при неврозе определяются не характером эмоциогенной ситуации, а главным образом особенностями личности больного. Этим может быть объяснено ее многообразие.

    Понятие «невроз» ввел в 1769г. шотландский врач Кeллен (W. Сullen, 1710–1790), который предложил «понимать под термином “невроз” все те причудливые расстройства рассудка или движения, которые не сопровождаются лихорадкой как основным проявлением болезни и не зависят от местного поражения какого-либо органа, а обусловлены общим страданием, от которого специально зависят движение и мысль».

    Невроз вегетативный — стойкое повышение возбудимости вегетативной нервной системы обычно на фоне пониженного настроения, эмоциональной лабильности с преобладанием чувства неудовлетворенности, опасений, страха.

    Оксфордский толковый словарь по психологии

  • Устаревшее – болезнь нервов.
  • Личностное или умственное расстройство, возникшее не в результате какой-либо известной неврологической или органической дисфункции, то есть психоневроз это значение, ставшее доминирующим со времен Фрейда, использовалось:
    • описательно, чтобы обозначить идентифицируемый симптом или группу связаннь симптомов, которые, хотя и являются мучительными и болезненными, относительно легки, в том смысле, что восприятие действительности остается не затронутым, и в общем люди, страдающие неврозом, придерживаются соци-альных норм;
    • этиологически, чтобы указать на причинную роль бессознательных конфликтов, которые вызывают тревогу и приводят к использованию защитных механизмов, в конечном счете, приводящих к наблюдаемым симптомам.
    • В рамках этой концепции выделяется ряд специфических неврозов, начиная с оригинальных Фрейдовских четырех подтипов: тревожного, фобического, обсессивно-компульсивного и истерического, и в более широком понимании, включая депрессивный, деперсонализированный, характера, нарцисси-ческий, органа и т.д. Размытость этих различных синдромов, невозможность определить черты, которые могли бы надежно охарактеризовать каждый из них и служить для различения его с другими, а также присущая им многозначность привели к тому, что использование основного термина, как для описания, так и для обозначения этиологического процесса лишило этот термин какой-либо последовательности (или даже согласованности) в значениях.

      А) Использование фразы невротическое расстройство в качестве родового термина для обозначения любого устойчивого психического расстройства, которое беспокоит индивида, воспринимается им как неприемлемое и чужеродное, но при котором сохраняется контакт с реальностью и нет никакого очевидного органического нарушения. Невротическое расстройство, таким образом, выполняет описательную роль в отношении невроза, но нейтрально по отношению к этиологическим факторам. Этот лексический прием использовался в Международной классификации болезней.

      Б) Устранение термина, как обозначения психиатрического диагноза, сопровождаемое перераспределением различных выделявшихся ранее неврозов по другим диагностическим категориям. Такое решение этой терминологической проблемы было предпринято в Руководстве по диагностике и статистике Американской психиатрической ассоциации, в котором введены различные специализированные термины для каждого рассматривавшегося ранее невротического расстройства.

      Заключительное замечание: сам термин невроз, несомненно, не исчерпает себя в ближайшее время. Он глубоко внедрился как в специальную литературу, так и в обиходную речь. Принцип «семантической инерции» предполагает, что этот термин будет продолжать использоваться в специальной литературе (особенно авторами с психоаналитической подготовкой) для обозначения того, что многие считают этиологическим процессом, и в популярной литературе в отношении того, что в замечательной фразе Эрнста Беккера обозначено как «неудачная попытка неуклюжей лжи о действительности». Специальные формы можно найти в соответствии с алфавитным порядком определяющих терминов. См. невротический и следующие термины.

      предметная область термина

      ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ — словообразование. Происходит от лат. hystera — букв. матка. Категория. Форма невроза. Специфика. Характеризуется наличием различной клинической симптоматики, часто проявляющейся в виде судорожных припадков, астазии-абазии, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. При этом наиболее характерными являются небольшая глубина переживаний, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей наиболее характерно возникновение энуреза, заикания, анорексии.

      НАРЦИССИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ — невроз, характеризующийся такой чрезмерной самовлюбленностью, что нормальная любовь к другим невозможна. В классической теории психоанализа – такой невроз может препятствовать формированию переноса у индивида. О не психоаналитической характеристике см. нарциссическое расстройство личности.

      ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (traumatic NEUROSIS) — психиатрическое заболевание, симптомы которого

    • развиваются непосредственно после неожиданного, вызывающего шок переживания (см. шок),
    • не могут быть объяснены как результат Органического повреждения мозга или любой другой части тела, и
    • содержат стереотипные действия или «приступы» частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются переживания.

    Травматический невроз отличается от других неврозов тем, что его симптомы, включая травматические сновидения, не поддаются интерпретации. Другими словами, травматический невроз лишен бессознательного смысла ( см . также Бессознательный). Он, однако, имеет свое специфическое назначение, а именно: дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и перерабатывая. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переносят в ПСИХОНЕВРОЗЫ. Последний, похоже, имеет место только в тех случаях, когда симптомы оказываются выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе.

    www.persev.ru

    Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

    Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

    В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

    Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

    К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

    Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

    Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

    Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

    Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

    В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

    Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

    Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

    В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

    Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

    Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

    Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

    Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.

    Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

    По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

    Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

    studfiles.net

    Лучшие YouTube-каналы о психологии

    Своевременно обратиться к психологу так же важно, как вовремя пойти к врачу: чем раньше вы начнете лечение, тем быстрее получите результат. Для тех, у кого нет возможности проходить личную терапию, мы сделали подборку видеоканалов о психологии.

    1. Practical Psychology, 1 158 203 подписчика

    Англоязычный канал, который поможет совместить изучение языка с получением новых знаний, а также доставит зрительное удовольствие качественным видеорядом.

    Для тех, кто хочет познакомиться с азами психологии: анимированные обзоры книг, видеоролики, учебные пособия по личному развитию, финансовой грамотности, основам взаимоотношений и другим темам. Авторы канала отвечают на все комментарии к видео, значит, можно задать вопрос и получить ответ.

    Основные темы: уверенность в себе, развитие харизмы и талантов, публичные выступления, саморазвитие.

    Время и частота выхода: три раза в неделю.

    2. Дмитрий Карпачев, 133 422 подписчика

    Автор канала — психолог, занимающийся частной практикой, и телеведущий. Карьеру телеведущего начал в 2011 году в шоу «Дорогая, мы убиваем детей» на одном из украинских телеканалов.

    На канале можно найти ответы на вопросы, касающиеся отношений между полами, семейных кризисов, воспитания, теме отцов и детей. Подача материала простая: ведущий берет проблему и разбирает пути ее решения.

    Основные темы: отношения и роли в семье, воспитание детей.

    Время и частота выхода: раз в неделю.

    3. Неврозы Мегаполиса, 40 379 подписчиков

    Канал ведет Алексей Красиков, психолог-консультант и персональный тренер. Одна из «фишек» — разбор писем подписчиков: Алексей читает сообщение, звонит автору и разбирает проблему, дает рекомендации и домашние задания. Разговор транслируется на канале.

    Для разборов выбираются популярные темы: как сказать «нет» начальнику, как справиться с перфекционизмом. Подача материала довольно жесткая: Алексей говорит правду «в лоб». Есть видео о том, как лечить вегетативные нарушения, бороться с депрессией и не сойти с ума от навязчивых мыслей.

    Основные темы: неврозы и другие навязчивые состояния, страхи.

    Время и частота выхода: 2-3 раза в неделю.

    4. Зигмунд Тренд, 18 062 подписчиков

    Канал, созданный недавно, летом 2017 года, на котором психолог Ольга Кузнецова разбирает тренды из мира кино и музыки с точки зрения психологии. Среди героев выпусков Оксимирон и Гнойный, Юрий Дудь и Олег Тиньков, Юрий Хованский и Ксения Собчак. Легко и с юмором Ольга анализирует тип личности каждого героя.

    Основные темы: тип личности, черты характера.

    Время и частота выхода: нерегулярно.

    5. SimplePsychology (Простая психология), 10 224 подписчика

    Информационный канал для тех, кому интересны история и теория психологии. Здесь собраны видео по различным отраслям психологии: общей, возрастной, гендерной, поведенческой, психологии сознания, возникновение и развитие психологии как науки, личности, открытия и эксперименты.

    Контент хорошо структурирован: в плейлистах можно найти подборки по физиологии, бихевиоризму, отечественной психологии, поведенческой терапии. Здесь же собраны ролики по темам из области практической психологии: общение, коммуникация, лидерство, манипуляции, отношения.

    Основные темы: история психологии, социальные эксперименты, интервью с психологами и психиатрами.

    Время и частота выхода: видео выходят четыре раза в неделю.

    10 мобильных приложений, которые помогут избавиться от тревоги, бессонницы, депрессии и аэрофобии

    Сегодня мобильные телефоны и планшеты сопровождают нас с первых минут пробуждения до последних секунд перед сном. Психологи и психотерапевты решили воспользоваться новыми технологиями, чтобы помочь нам справиться с неприятными симптомами распространенных недугов.

    Испанский стыд: почему нам неловко за других

    Вы можете смотреть «Дневник Бриджит Джонс»? Я нет. «Забавные» ситуации, в которые попадает главная героиня, вовсе не кажутся мне таковыми. Нет, они вызывают у меня жгучее чувство стыда и желание немедленно нажать на «стоп». И я знаю, что не одна такая. Более того: тому, что мы с собратьями по несчастью чувствуем, даже есть название — испанский стыд.

    www.psychologies.ru

    Неврозы невротиков, или о том, как нормальные люди занимаются самообманом

    Неврозы появляются, когда мы сталкиваемся с деструктивными противоречивыми или просто очень необычными переживаниями, с которыми наш разум справиться не способен. Эти переживания уходят в бессознательное. Невроз – это способ, которым подавленный в бессознательное «материал» дает о себе знать, когда прорывается за покровы защитных механизмов нашей психики. В быту неврозы – это обычные негативные переживания, которые проявляются в усиленной и навязчивой форме. Невротик – типичный персонаж мыльной оперы, у которого вместо здоровых отношений – любовная истерия, вместо реальных достижений – самоутверждение, а вместо здравомыслия – инфантильная эгоистичность. В общем, невроз – это такое нормальное состояние современного человека.

    На фото отцы – психоанализа: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Зигмунд Фрейд, Стэнли Холл, Карл Юнг

    Существует мнение, что психоанализ Зигмунда Фрейда зародился благодаря озарению, которое его настигло во время сеанса гипноза. Этот сеанс проводил учитель Фрейда – Жан Мартин Шарко. Фрейд наблюдал, как загипнотизированному человеку давали команду – после пробуждения от гипноза – раскрыть зонтик. Действие с зонтиком происходило в помещении и потому выглядело особенно бессмысленным. Будучи в здравом уме после завершения гипноза, человек раскрывал зонтик, и когда его спрашивали о причине этого действия, всегда находился «рациональный» ответ. Человек, например, мог сказать, что «с потолка течет», или, что он проверяет работоспособность зонтика. Фрейд понял, что люди периодически совершают действия, не осознавая истинных побуждений для их совершения. При этом все мы находим «рациональное» объяснение таким действиям, в котором сами можем быть искренне уверенны. Этот механизм психологической защиты Фрейд назвал «рационализацией».

    Человек априори не способен понять своим умом жизнь, потому что наш ум – лишь малая крупица жизни. Но сам ум при этом может свято верить, что «все понятно» и «никаких чудес не бывает». В этом проявляется механичность ума. Все «непонятные» процессы вытесняются в бессознательное. Задача ума при этом – лишь подобрать подходящее рациональное объяснение – самообман, на который мы купимся. Вроде как: «все понятно – можно успокоиться и двигаться дальше». Человек не способен воспринять чудо, потому что не готов его переварить, потому что чудо может травмировать его психику. Все слишком необычное и непривычное в нашей жизни подменяется рационализирующим объяснением ума. Поэтому наша жизнь такая нормальная, такая серая и привычная. Мы просто не замечаем жизни. Мы не осознаем происходящее. Мы спим в грезах ума, который «знает», и который своим знанием лишает нас истины.

    Другой механизм психологической защиты, о котором я говорю чуть ли не в каждой статье – проекция. Суть его заключается в том, что человек – склонен приписывать другим людям, или внешним явлениям то, что происходит в его собственном уме. Например, если у человека плохое настроение, он видит мир мрачным, а если хорошее – то в радужных тонах. Сам мир при этом не меняется, он остается за пределами ума. Меняются – проекции, сквозь которые мы на мир смотрим.

    Фрейд и его последователи считали, что человек «рационализирует» и «проецирует» лишь иногда, пребывая в состоянии невроза. Однако по моему субъективному мнению, «нормальный» человек этим занимается практически непрерывно. Мы живем, не замечая жизни. Все, что мы знаем – это наша проекция и рационализация жизни. Мы всеми силами защищаемся от осознания собственного бытия здесь и сейчас. А «рационализации» и «проекции» по Фрейду – это случаи, когда самообман настолько очевиден, что не заметить его уже просто сложно. Когда, видя белое, человек говорит «черное», а глядя на «черное» начинает объяснять это падением курса доллара, механизмы самообмана психологической самозащиты ума раскрывают себя со всей очевидностью.

    Неврозы «здоровых» людей

    Фрейд считал, что бессознательный «материал» остается бессознательным, потому что мы непрерывно расходуем свою психическую энергию на защиту от этого «материала». Мы тратим силы на блокирование и подавление болезненных впечатлений, вытесняя их в бессознательное. Отсюда берут свои названия соответствующие механизмы психологической защиты: «подавление» и «вытеснение». Когда, по словам Фрейда, вытесненный материал становится доступным для сознания, психическая энергия освобождается, и может быть использована эго для достижения «здоровых» целей. Иными словами, избавляясь от неврозов, мы, ко всему прочему, можем пополнить запасы жизненной энергии, которая доселе растрачивалась на подавление этих неврозов в подсознании. Плюс к этому, устранение «блоков» сознания, и высвобождение неврозов, расширяет сознание и повышает наши интеллектуальные способности. Однако здесь не все так просто.

    «Блоки» сознания, или иначе – механизмы психологической защиты – это не какая-то ошибка природы, от которой однозначно необходимо избавляться. Они помогают нам адаптироваться к происходящей жизни. Блоки защищают наше беспомощное эго от безусловной реальности, и помогают «ужиться» с подавленными переживаниями. Их глобальное разрушение – чревато стремительным съездом крыши расколом психики. Однако, как выше уже было отмечено, «плата» за такую «крышу» – остановка в развитии. Психологические «проблемы» – часть нашего взросления. Механизмы психологической защиты, подавляя неудобные для эго переживания, блокируют наше развитие. Блоки сужают сознание и ограничивают восприятие. Вместо наших хранителей, механизмы психической защиты, становятся нашими надзирателями. Как быть?

    Имеет смысл работать с теми «блоками», проявление которых беспокоит в текущий момент жизни. То есть нам не стоит стремглав бросаться в пучину подсознания, отвоевывая у него все возможные психические территории, по принципу Наполеона: «главное ввязаться в драку, а там – будет видно…» В такой «драке» слишком легко – лишиться головы. Что-то схожее происходит с людьми во время употребления психотропных препаратов. Сознание под психоделиками хаотично выныривает в мирах за пределами обыденного ума. Это может быть интересно и увлекательно, а может столкнуть с такими пластами бессознательного, от которых человек потом будет шарахаться всю жизнь. Стоит осваивать техники «растворения», используя которые мы не вскрываем хаотично подсознание, но работаем с тем, что уже проявляется в нашей жизни. То, что уже проявлено – это и есть ступень, которую мы прорабатываем. А впереди паровоза – бежать попросту небезопасно. На этом пути мы обретаем терпение, сохраняя понимание: «это – не реальность такая, а временное переживание».

    Психоанализ предлагает вытесненный в бессознательное материал сделать доступным для сознания. Через обострение, мы проживаем подавленное переживание и освобождаемся от невроза, высвобождая психическую энергию для дальнейшего роста. И здесь, я смею утверждать – то же самое нам предлагают духовно-эзотерические учения. К примеру, в тантрических учениях продвинутому адепту секты предлагают созерцать боль, которая во время однонаправленного созерцания начинает растворяться. Между сгоранием кармы в индуизме и освобождением от неврозов в психологии можно поставить вполне рациональное равенство. Наше мировоззрение – всего лишь способ рационализировать безусловную реальность. И чем более привычным, правильным и нормальным кажется нам знание, тем ярче в нем проявлен наш рационализирующий самообман.

    Это – одна из причин, по которой мне до сих пор не хочется называть себя психологом. Слишком очевидно, что психология, также как и различные духовно-эзотерические учения и прочие науки – просто способ ума очередной раз совершить этот величайший самообман – сделать безусловную запредельную реальность – знакомой и понятной. И progressman.ru в этом смысле – не исключение.

    Неврозы Адлера и Хорни

    Ученик Фрейда – психолог Альфред Адлер рассматривал неврозы как «стратегию самозащиты эго». В быту невроз выступает как оправдание, или своеобразное «алиби», которое защищает «престиж личности». Так, например, инстинктивные животные влечения обрастают гламурными эффектами и всякими «рациональными» пояснениями. В этом отношении невроз становится способом «взросления» и «развития» невротика. Обратите внимание на кавычки. Вместо реального развития, невротик удовлетворяется показным развитием, когда успех не столько достигается, сколько изображается. И если жизнь тревожит его иллюзии о собственном «величии», невротик переживает невроз. Невротический стиль жизни характеризуют: неуверенность в себе, низкая самооценка, эгоистичные цели, повышенная ранимость, тревога, проблемы в общении и пр. Адлер выделял три основные жизненные «задачи», в которых высвечивается невротический конфликт: работа, дружба и любовь – самые важные и зачастую самые проблематичные сферы жизни. Основные причины невроза по Адлеру идут из нашего детства. Среди них: физические страдания, избалованность, чрезмерная опека, или наоборот – игнорирование и отвержение.

    Психолог Карен Хорни считала, что в отличие от здоровых людей, невротик зависит от чужого мнения, от партнера, от своей «скромности», гордыни, власти, престижа, славы, амбиций и др. Зависимость от чужого мнения приводит к тому, что невротик нуждается в положительных оценках и одобрении окружающих. Невротик переоценивает значение отношений, и крайне боится быть брошенным, поэтому иногда склонен избегать отношений вообще. Невротик часто нуждается в защите и покровительстве. Невротик проявляет излишнюю скромность и неуверенность, поэтому страшится открыто выражать свои мысли. При этом невротик нуждается во власти и престиже, чтобы стать объектом восхищения. Невротик боится критики, поэтому избегает совершать ошибки и терпеть неудачи, в результате чего склонен уклоняться от новых начинаний, увязая в зоне комфорта. Как видим, исходя из этих признаков, здоровых людей в нашем обществе практически нет. Как любят говорить психологи: «все мы родом из детства».

    progressman.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation