Обследование детей с заиканием речевая карта

Речевая карта (логопедическое обследование детей 5-6 лет)

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________

Дата поступления в группу _________________________________________________________

Жалобы родителей _______________________________________________________________

Данные о речевом развитии________________________________________________________

Уровень общего развития __________________________________________________________

Состояние мелкой моторики _______________________________________________________

Общее звучание речи голос_________________________________________________________

Речевое дыхание _________________________________________________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

Губы (толстые, тонкие, короткие)____________________________________________________

Зубы (N,редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, отсутствуют резцы) ________

Небо (высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое)_______________________________

Язык (массивный, маленький, укороченный) _________________________________________

Прикус, челюсти __________________________________________________________________

Отметить характер нарушения звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звуков.

та-да-та__________________ са-ша__________________ ба-па________________________

да-та-да__________________ за-жа__________________ да-та________________________

ка-га-га__________________ ла-ра__________________ га-ка________________________

кот-год ___________________ бочка-почка________________ вата – фата ______________

том-дом __________________ усы-уши___________________ коза – коса ______________

лак-рак ___________________ гора-кора__________________ мишка – миска ___________

а) Выделение ударного гласного из начала слова:

Алик____________ утка____________ Оля_______________ эхо_________________

б) Выделение гласного в конце слова:

мука____________ кенгуру _________ ведро_____________ шары_______________

в) Выделение конечного согласного в слове:

лук______________ нос______________ суп_______________ сом_________________

г) Выделение начального согласного в слове:

банка_____________ сани_____________ крыша____________ рама________________

Слоговая структура слова

Сковорода______________________ ткачиха ___________________ фотограф __________________

стихотворение _________________ клубника __________________ строительство _____________

телефонистка __________________ электричество ______________ велосипедист______________

Водопроводчик чинит водопровод_______________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик _______________________________________________

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки____________________________________

Грамматический строй речи:

а) употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах:

Откуда идут дети?____________________________________________________________________

На кого смотрят дети?_________________________________________________________________

Чем мальчик ест суп?__________________________________________________________________

Чем мальчик режет хлеб?_______________________________________________________________

С кем играет девочка?_________________________________________________________________

Чем покрыт стол?_____________________________________________________________________

Где спит кошка?______________________________________________________________________

б) преобразование единственного числа имён существительных во множественное:

стол___________________ чашка___________________ карандаш______________________

дом___________________ стул____________________ дерево_________________________

окно__________________ ведро___________________ пчела__________________________

огурец________________ воробей_________________ платье_________________________

яйцо__________________ утенок___________________ ухо____________________________

в) употребление предлогов в речи:

на_______________ над_______________ к________________ у__________________

около____________ из-под____________ в________________ с__________________

за_______________ из-за______________ под______________ между______________

г) словообразование (образование уменьшительной формы существительных):

чашка__________________ яблоко____________________ стул_________________________

цветок_________________ жук_______________________ ведро________________________

кукла__________________ лист______________________ дом__________________________

шар___________________ гриб______________________ мяч__________________________

д) образование прилагательных от существительных:

металл_________________ дерево____________________ бумага________________________

стекло_________________ кожа_____________________ резина________________________

мех____________________ пластмасса________________ фарфор_______________________

е) согласование прилагательных с существительными:

синий шар_____________________ красный зонт ______________________

синяя ваза_____________________ красная лампочка ___________________

синее перо_____________________ красное яблоко______________________

синие брюки___________________ красные туфли______________________

ж) согласование существительных с числительными:

1 цыплёнок – 2 цыплёнка – 5 цыплят____________________________________________________

1 матрёшка – 2 матрёшки – 5 матрёшек__________________________________________________

1 ведро – 2 ведра – 5 вёдер_____________________________________________________________

а) назвать части предметов и показать их:

Чайник: крышка, ручка, носик донышко _________________________________________________

Земляника: корень, стебель, лист, лепесток, ягода__________________________________________

Машина: кабина, кузов, колеса, стекло, сиденье, руль_______________________________________

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин-__________________________________________________

Помидор, огурец, репа, свекла, лук -_____________________________________________________

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики -________________________________________________

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка -_____________________________________________

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка -______________________________________________

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка -____________________________________________________

Корова, коза, свинья, лошадь, овца -______________________________________________________

Волк, медведь, лиса, еж, заяц, белка -_____________________________________________________

Петух, курица, утка, индюк, гусь -_______________________________________________________

Воробей, ворона, сорока, голубь -________________________________________________________

Бабочка, стрекоза, пчела, кузнечик, муха-_________________________________________________

Автобус, троллейбус, поезд, самолет -____________________________________________________

в) называние детёнышей:

коровы___________________ козы____________________ лошади_____________________

курицы__________________ утки_____________________ волка_______________________

лисы____________________ медведя_________________ льва________________________

кошки___________________ собаки__________________ тигра_______________________

белки___________________ ежа_____________________ индюка_____________________

барана__________________ скворца_________________ орла________________________

г) Приставочные глаголы:

«Что сделала машина?»: уехала, съехала, выехала, переехала, заехала, объехала_________________

д) подбор антонимов к словам:

большой___________________ чистый___________________ широкий_________________

холодный__________________ мокрый___________________ старый___________________

тупой______________________ высокий__________________ сладкий__________________

светлый____________________ твёрдый__________________ горячий__________________

е) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? (лисий)______________________________________________________________________

Чья шляпа? (мамина) ____________________________________________________________________

Чьи очки? (бабушкины)__________________________________________________________________

Чьи кроссовки? (папины)_________________________________________________________________

б) составление рассказа по сюжетной картинке

в) составление рассказа по серии сюжетных картинок

Заключение логопеда (речевой диагноз)

Автор: Неткачева Елена Сергеевна

pedportal.net

Речевая карта для учащихся с заиканием

учащихся (с заиканием)

3.Год и место рождения________________________________________________________________

5.Оставался ли на второй год в каком классе, причина________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из какого учреждения прибыл: _____________________________________

Дата ГМПМПК:____________________, № протокола:__________________

6.Домашний адрес_____________________________________________________________________ 7.Жалобы учителя или родителей _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Состояние зрения, слуха и органов артикуляции._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Анамнез:

а)протекание беременности и роды________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б)ранее развитие ребенка (до2лет)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)данные о ходе развития речи:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г)состав семьи, речь семьи:____________________________________________________________________

Время появления заикания _____________________________________________________

Предполагаемые причины ______________________________________________________

Как проявилось заикание _____________________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________________________________________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_________________________________________________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи_________________________________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено____________________________________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В общении со сверстниками___________________________________________________

В незнакомой обстановке_____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________

Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________

Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________

Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________

Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________

Состояние просодических компонентов речи.

Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________

Сила голоса________________________ Высота_____________________________

Тембр______________________ Особенности модуляций______________________

Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________

Внешняя (физическая) симптоматика заикания .________________________________

Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)

Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________

Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________

Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________

Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________

Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________

Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________

Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________

Степень заикания _____________________________________________________________

III . Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________

. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.

I . Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________

II . Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:

а) произвольные ______________________________________________________________

б) непроизвольные ____________________________________________________________

а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________

б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________

3. Изменение стиля речи________________________________________________________

III . Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________

IV . Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка.

Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________

– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________

– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________

Общая характеристика речи (внятность речи, словарный запас, грамматический строй) примеры

Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова:______________________________________________________________________

(определить количество, последовательность и место слов в предложении)

2.Слоговой анализ и синтез________________________________________________________________________

3.Фонематический анализ:______________________________________________________________________ Предикативный словарь ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Словарный запас (в активе, в пассиве ) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура слова___ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Грамматический строй___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) составление рассказа по картинке _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) составление рассказа по серии картин _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

  • Главная
  • Детский сад
  • Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста
  • Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

    обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

    Домашний телефон ___

    Сведения о родителях:

    Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ___

    Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

    Национальный язык ___ Двуязычие___

    Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

    Дата заполнения речевой карты___

    Неблагоприятные факторы развития ___

    До года___ После года___

    Ушибы, травмы головы___

    Судороги при высокой температуре___

    Голову держит с (в норме: с 1, 5 мес.) ___ __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ___

    Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.) ___Стоит с (в норме: с 10 — 11 мес.) ___

    Ходит с (в норме: с 11 — 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме: с 2, 5 — 3 мес.) ___

    Первые зубы появились в (в норме: 6 — 8 мес.) ___

    Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) ___

    Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

    Гуление в (в норме: с 2-х мес.) ___ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.) ___ ___

    Первые слова (в норме: около года) ___

    Первые фразы (в норме: от 1, 5 до 2-х лет) ___

    Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

    Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___

    Отношение членов семьи к речевому дефекту___

    Занимались ли с логопедом ___

    Исследование поведения и эмоциональной сферы

    1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___

    2. Адекватность эмоциональных реакций___

    Исследование неречевых психических функций

    1. Исследование слухового восприятия.

    • Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

    • Определение направления звука___

    • Восприятие и воспроизведение ритма___

    • Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ___

    • Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

    • Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

    • Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___

    • Складывание картинок из частей (4 — 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___

    • Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) ___

    Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___

    Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___

    Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

    Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) ___

    Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___

    Исследование состояния моторной сферы

    1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений) .

    Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

    Кинестетическая основа движений:

    Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

    Кинетическая основа движений:

    Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ___

    • Навыки работы с карандашом:

    Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

    • Манипуляции с предметами:

    Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

    Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

    • Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

    4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

    • Движения нижней челюсти:

    Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений___

    «лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»___

    • Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___

    Исследование состояния импрессивной речи

    1. Пассивный словарь.

    • Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

    • Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) ___

    • Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

    • Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

    2. Понимание различных форм словоизменения.

    • Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)

    • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

    • Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

    • Дифференциация глаголов с различными приставками

    (показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

    3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

    • Понимание текста, сказка «Колобок»___

    4. Состояние фонематического восприятия.

    • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

    мышка — мишка ___ почка — бочка ___

    катушка — кадушка ___ корка — горка___

    • Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам) :

    речка — редька ___ коза — коса ___ лук – люк___ ___ рейка — лейка ___

    Исследование состояния экспрессивной речи

    Характер экспрессивной речи:

    1. Активный словарь.

    • Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

    • Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

    Нос ___ рукав___

    живот___ кабина машины___

    • Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

    Стул, стол, шкаф___

    Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

    Ответить на вопросы:

    Как передвигаются птицы? (летают) ___

    Как передвигаются рыбы? (плавают) ___

    Как передвигается змея? (ползает) ___

    Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

    Как передвигается человек? (ходит) ___

    Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___

    А как подает голос корова? (мычит) ___

    А как подает голос петух? (кукарекает) ___

    • Назвать предъявленные цвета.

    Красный ___ ___ Голубой

    Оранжевый ___ ___ Синий ___

    Желтый ___ ___ Белый ___ ___

    Зеленый ___ Чёрный ___

    • Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) .

    Солнце какое? (круглое) ___

    Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

    Огурец какой? (овальный) ___

    2. Состояние грамматического строя речи.

    • Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .

    Рот — рты___ Лев — львы ___

    Река — реки___ Ухо — уши ___

    • Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам)

    Шаров ___ Берёз ___

    Ключей ___ Окон ___

    • Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) .

    Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

    • Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) .

    Где сидит снегирь? (на дереве) ___

    Где стоит машина? (в гараже) ___

    У кого кукла? (у девочки) ___

    Где едет машина? (по дороге) ___

    • Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

    Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

    • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам) .

    Забор — заборчик ___ Носок — носочек ___ Лента — ленточка ___ Окно — окошечко ___

    • Образование названий детенышей животных.

    У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

    3. Состояние связной речи.

    Пересказ текста из нескольких предложений.

    Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

    4. Исследование фонетической стороны речи.

    Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

    Самолет ___Микстура ___

    Скворец Парашютист ___

    Фотограф Погремушка ___

    Сестренка развешивает простыни. ___

    В универсаме продают продукты. _

    Парашютисты готовятся к прыжку. ___

    Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

    произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З, искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .

    с с’ з з’ ц ш ж ч щ л л’ р р’ н н’ м м’ j

    т т’ д д’ к к’ г г’ х х’ в в’ ф ф’ п п’

    5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

    • Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

    • Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

    • Продолжительность речевого выдоха ___

    • Сила голоса ___

    • Модуляция голоса ___

    6. Особенности динамической стороны речи.

    • Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

    • Ритм (нормальный, дисритмия) ___

    • Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ___

    • Употребление основных видов интонации ___

    7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

    • Повторение слогов с оппозиционными звуками.

    ба-па-ба па-ба-па ___

    да-та-да ___ та-да-та ___

    га-ка-га ка-га-ка ___

    за-са-за са-за-са ___ _

    та-тя-та ___ тя-та-тя ___

    • Выделение начального ударного звука из слов.

    Астра арка_ ___

    Осень ___ озеро __

    Улей ___ уши___

    Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___

    Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

    Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторные, гностико-практический) , так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой) .

    Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития.

    Мною была составлена речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.

    Речевая карта для дошкольного логопункта

    Опубликовано: LogoPortal.ru 12.11.2012|3 комментариев

    Речевая карта для обследования детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи с элементами лексико-грамматического недоразвития, была составлена для работы на логопункте.

    Обычно на дошкольный логопункт зачисляют более двадцати детей-логопатов. На каждого оформляется определенная документация. Это отнимает много времени, которое можно использовать на работу с детьми.

    Преимущество данного варианта речевой карты в удобстве и скорости заполнения (подчеркнуть нужный вариант) . А образцы речи мы записываем на аудио в начале и в конце года. Их всегда можно сравнить и увидеть результат работы.

    По желанию каждый может карту дополнить или сократить.

    Устиненко Алла Васильевна,

    • Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________

    2. Исследование зрительного восприятия

    • Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики:красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный) _____________________________________________________________________________________________________________________________

    • Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ________________________________________________________________________

    Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

    • Ориентировка в пространстве(показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________

  • Ориентировка в схеме собственного тела(показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) __________________________________________________________________

• Складывание картинок из частей(4 — 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) _______________________________________________________

• Складывание фигур из палочек по образцу(«домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) ____________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _______________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) _________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений) .

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ________

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________

• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________

«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________

• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) _________________________

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы) ______________________________________________________________________

  • Понимание действий(показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
  • Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
  • • Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна) ___________________________________________________________________________

    • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
    • носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

      • Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)

      (показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________

      • Понимание предложений (по предложенным картинкам)

      Тестовая речевая карта

      Опубликовано: LogoPortal.ru 05.03.2015|0 комментариев

      Краткая аннотация статьи: Суще­ствует достаточно широкий выбор методической литературы, по­священной проблеме дидактического и методического обеспече­ния логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

      В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

      Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мною была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

      Тестовая речевая карта – главный инструмент логопеда в системе диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей.

      В начале учебного года учителя-логопеды проводят тщательную всестороннюю диагностику, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В итоге проведения диагностики, должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной способности.

      Однако для организации эффективного коррекционного воздействия и построения продуктивной логокоррекционной работы необходимо не только выявить речевое нарушение, но и осуществлять контроль за динамикой речевого развития.

      В последнее время широкое распространение в системе коррекционной работы получила практика проведения тестовой диагностики детей дошкольного возраста. С их помощью учителя-логопеды могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их речевом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки. Но, как правило, подобная форма отслеживания результатов работы объёмна и требует затраты большого количества времени.

      Существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

      В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

      Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мной была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

      Данная Тестовая Речевая Карта разработана на основе тестовой диагностики обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т. В. Кабановой, О. В. Домниной .

      Инновационная сущность предлагаемой Тестовой Речевой Карты заключается в том, что результаты, выявленные в процессе диагностики, могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных компонентов речевой системы.

      Качество и эффективность коррекционной работы с детьми контролируется логопедом два раза в год:

      1. на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы; на основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальный план логокоррекционной работы на каждого ребёнка.
      2. в конце – с целью отслеживания формирования правильной речи ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов, что позволяет получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической коррекционной работы и скорректировать обнаруженные пробелы.
      3. Двухступенчатая система Речевой Карты позволяет оперативно получить данные о развитии всех компонентов речевой системы у детей и осуществлять коррекционную поддержку ребёнка, отслеживая динамику в его речевом развитии.

        К тестовым заданиям прилагается иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

        Данная Тестовая Речевая Карта является универсальной формой проведения систематической и профессиональной диагностики речевого развития детей, которая способствует глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

        Тестовая речевая карта дошкольника для детей 5 лет:

        Тестовая речевая карта дошкольника для детей 6 лет:

        Картинный материал к тестовым речевым картам:

        Список использованной и рекомендуемой литературы

      4. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/д., 2011
      5. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., 2008
      6. Кабанова Т. В., Домнина О. В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М., 2008

      Борискина Виталия Сергеевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26», г. Алексин

      Оформление речевой карты

      Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.

      Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных.

      Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

      Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

      Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.

      Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов: – бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи” (Приложение 1) ; – “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ” (Приложение 2) .

      Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.

      Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише) , значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.

    • Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд. Дом “Образование плюс”, 2009.
    • Грибова О. Е. “Технология организации логопедического обследования” Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008.
    • Злобенко М. П., Ерофеева О. Н., Морозова И. В., Мишуткина Э. П. “Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста” Г. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2010.
    • Козырь Т. В. “Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении” Ж “Дошкольная педагогика № 4 (июль, август) , 2003.
    • Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж “Ребенок в детском саду” № 3,2005 г, № 4, 2005.
    • Логинова В. И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997.
    • Логинова В. И, Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика Москва. “Просвещение”, 1988.
    • Микляева Н. В. “Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста”. Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007.
    • Никитина Е. Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. “ Логопед” № 2, 2010.
    • Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.
    • Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск , 2005.
    • Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.
    • Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. “Академ А” , 1996.
    • Фотекова Т. А. “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” Москва . Аркти, 2000.
    • Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: festival@1september.ru Телефон: +7(499)249-52-53

      Другие статьи по теме:

      Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

      Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому.

      Дидактические игры для детей дошкольного возраста

      Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателя.

      Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста таблица

      5 3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен.

      Отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста

      Статья «Логоритмика как одно из средств профилактики отклонений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста» «Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развити.

      Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развит.

      Предметные картинки для детей дошкольного возраста

      Дидактические упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вам некоторые дидактические игры, которые я использую в своей работе с деть.

      Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог.

      Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

      Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

      Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким.

      Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

      Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.. В основном дети прав.

      Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием Критерии оценки монологической речи Уровень выполнения задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных кар.

      Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка — могучий ис.

      Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

      Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече.

      Методы речевого развития детей дошкольного возраста

      Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу.

      raguda.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation