Основная форма шизофрении

Основная часть Классификации и психопатологические критерии шизофрении

Вопрос о классификации шизофрении со времени ее выделения в самостоятельную нозологическую форму остается дискуссионным. Единой для всех стран классификации клинических вариантов шизофрении до сих пор нет. Однако существует определенная преемственность современных классификаций с теми, которые появились при выделении шизофрении в нозологически самостоятельное заболевание. В этом отношении особого внимания заслуживает классификация E. Kraepelin, которая до настоящего времени используется как отдельными психиатрами, так и национальными психиатрическими школами.

E. Kraepelin выделял кататоническую, гебефреническую и простую формы шизофрении. При простой шизофрении, возникающей в юношеском возрасте, он отмечал прогрессирующее оскудение эмоций, интеллектуальную непродуктивность, утрату интересов, нарастающую вялость, замкнутость, он подчеркивал также рудиментарность позитивных психотических расстройств (галлюцинаторных, бредовых и кататонических нарушений). Гебефреническую шизофрению он характеризовал дурашливостью, разорванностью мышления и речи, кататоническими и бредовыми расстройствами. Как простой, так и гебефренической шизофрении свойственно неблагоприятное течение, в то же время при гебефрении E. Kraepelin не исключал возможности возникновения ремиссий. При кататонической форме описывалось преобладание кататонического синдрома в форме как кататонического ступора, так и возбуждения, сопровождаемых выраженным негативизмом, бредовыми и галлюцинаторными включениями. При выделенной позднее параноидной форме отмечалось доминирование бредовых идей, обычно сопровождаемых галлюцинациями или псевдогаллюцинациями.

В дальнейшем были выделены также циркулярная, ипохондрическая, неврозоподобная и другие формы шизофрении.

Основным недостатком классификации E. Kraepelin является ее статистический характер, связанный с главным принципом ее построения, — преобладание в клинической картине того или иного психопатологического синдрома. Дальнейшие исследования подтвердили клиническую неоднородность указанных форм и их различный исход. Например, совершенно неоднородной по клинической картине и прогнозу оказалась кататоническая форма, обнаружилась неоднородность острых и хронических бредовых состояний, гебефренического синдрома.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10, ВОЗ) имеются следующие формы шизофрении: параноидная простая, гебефренная, кататоническая, недифференцированная и резидуальная. В классификацию заболевания включены также постшизофреническая депрессия, «другие формы» шизофрении и шизофрения неутонченная.

/F20 — F29/ Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Шизофренические расстройства в целом характеризуются фундаментальными и характерными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Как правило, сохраняется ясное сознание и интеллектуальные способности, хотя с течением времени могут появиться некоторые когнитивные нарушения. Расстройства, свойственные шизофрении, поражают фундаментальные функции, которые придают нормальному человеку чувство своей индивидуальности, неповторимости и целенаправленности. Зачастую наиболее интимные мысли, чувства и действия как-будто становятся известными другим или ими разделяются. В таких случаях может развиться разъяснительный бред, будто существуют естественные или сверхъестественные силы, которые воздействуют, часто причудливым образом, на мысли и действия человека. Такие люди могут рассматривать себя как центр всего того, что происходит. Нередки слуховые галлюцинации, комментирующие поведение или мысли человека. Восприятие также часто нарушается: цвета или звуки могут казаться необычно яркими или качественно измененными, а малозначащие черты обычных вещей могут казаться более значимыми, чем весь предмет в целом или общая ситуация. Растерянность также часто встречается на ранних стадиях заболевания и может привести к мысли, что повседневные ситуации обладают необычным, чаще зловещим, значением, которое предназначено исключительно для данного человека. Характерным нарушением мышления при шизофрении является то, что незначительные черты общей какой-либо концепции (которые подавлены при нормальной целенаправленной психической деятельности) становятся преобладающими и заменяют те, которые более адекватны для данной ситуации. Таким образом, мышление становится нечетким, прерывистым и неясным, а речь иногда непонятная. Прерывание мыслей и вмешивающиеся мысли также представляют собой частое явление, и у больных появляется ощущение отнятия мыслей. Характерно поверхностное настроение с капризностью и неадекватностью. Амбивалентность и волевые расстройства могут проявиться как инертность, негативизм или ступор. Возможны кататонические расстройства. Начало заболевания может быть острым с выраженными нарушениями поведения или постепенным, с нарастающим развитием странных идей и поведения. Течение заболевания также обнаруживает значительное многообразие и никоим образом не означает неизбежное хроническое развитие или нарастающий дефект (течение определяется по пятому знаку). В некоторых случаях, частота которых варьирует в разных культурах и популяциях, выздоровление может быть полным или почти полным. Мужчины и женщины заболевают примерно одинаково часто, но у женщин имеется тенденция к более позднему началу болезни.

Хотя четких патогномоничных симптомов нет, для практических целей целесообразно разделить вышеуказанные симптомы на группы, которые являются важными для диагностики и часто сочетаются, такие как:

а) эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, их радиовещание (открытость);

б) бред воздействия, влияния или пассивности, отчетливо относящийся к движениям тела или конечностей или к мыслям, действиям или ощущениям; бредовое восприятие;

в) галлюцинаторные голоса, представляющие собой текущий комментарий поведения больного или обсуждение его между собой; другие типы галлюцинаторных голосов, исходящих из какой-либо части тела;

г) стойкие бредовые идеи другого рода, которые неадекватны для данной социальной культуры и совершенно невозможны по содержанию, такие как идентификация себя с религиозными или политическими фигурами, заявления о сверхчеловеческих способностях (например, о возможности управлять погодой или об общении с инопланетянами);

д) постоянные галлюцинации любой сферы, которые сопровождаются нестойкими или неполностью сформированными бредовыми идеями без четкого эмоционального содержания, или постоянные сверхценные идеи, которые могут появляться ежедневно в течение недель или даже месяцев;

е) прерывание мыслительных процессов или вмешивающиеся мысли, которые могут привести к разорванности или несообразности в речи; или неологизмы;

ж) кататонические расстройства, такие как возбуждение, застывания или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор;

з) «негативные» симптомы, такие как выраженная апатия, бедность речи, сглаженность или неадекватность эмоциональных реакций, что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности; должно быть очевидным, что эти признаки не обусловлены депрессией или нейролептической терапией;

и) значительное и последовательное качественное изменение поведения, что проявляется утратой интересов, нецеленаправленностью, бездеятельностью, самопоглощенностью и социальной аутизацией.

Обычным требованием для диагностики шизофрении является наличие, как минимум, одного четкого симптома (или 2-х менее отчетливых симптомов), принадлежащего к группе а) — г), или 2 симптомов из д) — и), которые должны отмечаться на протяжении большей части эпизода длительностью один месяц или более. Состояния, отвечающие этим требованиям, но продолжающиеся менее месяца (независимо от того, находился больной на лечении или нет), должны быть квалифицированы как острое шизофреноподобное психотическое расстройство (F23.2х) или перекодироваться, если симптомы продолжаются в течение более длительного периода.

Оценивая состояние ретроспективно, в части случаев становится очевидным, что продромальные явления могут предшествовать острому психотическому эпизоду на протяжении недель или даже месяцев. К продромальным симптомам относятся: утрата интереса к работе, к социальной деятельности, к своей внешности, к гигиеническим привычкам, что сочетается с генерализованной тревогой, легкой степенью депрессии. Из-за трудности установления времени начала заболевания, критерий наличия расстройств в течение одного месяца имеет отношение только к вышеупомянутым специфическим симптомам, а не к продромальному непсихотическому этапу.

Диагноз шизофрении не должен ставиться при наличии выраженных депрессивных или маниакальных симптомов, если только шизофренические симптомы не предшествовали аффективным расстройствам. Если шизофренические и аффективные симптомы развиваются одновременно и равномерно представлены, следует ставить диагноз шизоаффективного расстройства (F25.-) даже если шизофренические симптомы оправдывали бы диагноз шизофрении. Также не следует диагностировать шизофрению при наличии явных признаков болезней мозга или при наличии состояний лекарственной интоксикации или отмены. Аналогичные расстройства, развивающиеся при наличии эпилепсии или других болезней мозга, должны кодироваться как F06.2х, а вызванные наркотиками — как F1х.5хх.

Типы течения шизофренических расстройств классифицируются путем использования следующего пятого знака:

F20.x1 эпизодический с нарастающим дефектом;

F20.x2 эпизодический со стабильным дефектом;

F20.x3 эпизодический ремиттирующий (рекуррентный);

F20.x9 период наблюдения менее года.

Наличие или отсутствие состояния ремиссии:

Состояние или отсутствие во время наблюдения у больного ремиссии и ее типа классифицируется путем использования следующего шестого знака:

F20.xх4 неполная ремиссия;

F20.xх5 полная ремиссия;

F20.xх6 отсутствие ремиссии;

F20.xх8 другой тип ремиссии;

F20.xх9 ремиссия БДУ.

/F20.0/ Параноидная шизофрения

Это наиболее часто встречающаяся форма шизофрении в большинстве стран мира. Клиническая картина характеризуется относительно стабильным, часто параноидным, бредом, обычно сопровождающимся галлюцинациями, особенно слуховыми, расстройствами восприятия. Расстройство эмоциональной сферы, волевые и речевые нарушения, кататонические симптомы слабо выражены.

Примеры наиболее часто встречающихся параноидных симптомов:

а) бред преследования, отношения и значения, высокого происхождения, особого предназначения, телесных изменений или ревности;

б) галлюцинаторные голоса угрожающего или императивного характера или слуховые галлюцинации без вербального оформления, как-то свист, смех, гудение;

в) обонятельные или вкусовые галлюцинации, сексуальные или другие телесные ощущения. Могут возникать зрительные галлюцинации, но они редко выступают как основной симптом.

В острых стадиях могут быть выраженными расстройства мышления, но они препятствуют отчетливому присутствию типичных бредовых или галлюцинаторных расстройств. Аффект менее изменен, чем при других формах шизофрении, но обычны некоторая эмоциональная неадекватность и расстройства настроения, такие как раздражительность, внезапный гнев, страхи и подозрительность. Присутствуют, но не являются ведущими в клинической картине «негативные» симптомы, такие как эмоциональная сглаженность и измененные волевые функции.

/F20.1/ Гебефреническая (гебефренная) шизофрения

Форма шизофрении, при которой выражены эмоциональные изменения, отмечаются фрагментарность и нестойкость бреда и галлюцинаций, безответственное и непредсказуемое поведение, часто встречается манерность. Аффект неглубокий и неадекватный, часто сопровождается хихиканьем, самодовольством, самопоглощенной улыбкой, величественными манерами, гримасами, манерностью, проказами, ипохондрическими жалобами и повторяющимися выражениями. Мышление дезорганизовано, речь разорвана. Имеется тенденция к изоляции, поведение бесцельное и лишено эмоциональной окраски. Эта форма шизофрении обычно начинается в возрасте 15-25 лет и имеет плохой прогноз из-за быстрого развития «негативных» симптомов, особенно из-за уплощенного аффекта и утраты побуждений.

К тому же, выражены нарушение эмоциональной сферы и побуждений, расстройство мышления. Могут присутствовать галлюцинации и бред, но они не являются ведущим симптомом. Влечение и решительность утрачены, цели потеряны и таким образом поведение больного становится бесцельным и бессмысленным. Поверхностное и манерное увлечение религией, философией и другими абстрактными теориями создают трудности в том, чтобы следить за мыслью больного.

/F20.2/ Кататоническая шизофрения

Обязательными и доминирующими при этой форме шизофрении являются психомоторные расстройства, которые могут варьировать в крайних вариантах от гиперкинезов до ступора, или от автоматического подчинения до негативизма. Вынужденные позы могут сохраняться в течение длительного времени. Важным признаком состояния могут быть эпизоды агрессивного поведения.

Кататонические феномены могут сочетаться с грезоподобным (онейроидным) состоянием с яркими сценоподобными галлюцинациями.

Необходимы общие критерии диагноза шизофрении (F20.ххх). Изолированные кататонические симптомы могут возникать транзиторно в контексте любой формы шизофрении. Для диагноза кататонической шизофрении необходимо установить следующие формы поведения в клинической картине:

а) ступор (снижение реакции на окружающее, спонтанных движений и активности) или мутизм;

б) возбуждение (недобровольная моторная активность, не подвластная внешним стимулам);

в) застывания (добровольное принятие и удерживание неадекватной или вычурной позы);

г) негативизм (бессмысленное сопротивление или движение в противоположном направлении в ответ на все инструкции или попытки изменить позу или сдвинуть с места);

д) ригидность (удержание ригидной позы в ответ на попытку изменить ее);

е) восковая гибкость (удерживание частей тела в приданном им положении);

ж) другие симптомы, такие как автоматическая подчиняемость и персеверация.

Необходимо иметь в виду, что кататонические симптомы не имеют диагностического значения для шизофрении. Они могут также быть спровоцированы болезнями мозга, метаболическими заболеваниями, алкоголем или лекарственными препаратами, а также возникать при аффективных расстройствах.

/F20.3/ Недифференцированная шизофрения

Необходимы общие диагностические критерии для шизофрении (F20.ххх), однако клиническая картина не укладывается ни в одну из вышеупомянутых групп или обнаруживает признаки нескольких подтипов без отчетливого доминирования свойственных одному из них диагностических характеристик. Эта рубрификация должна использоваться только для психотических состояний (резидуальная шизофрения или постшизофреническая депрессия не должны включаться) и только после того, как была попытка квалифицировать состояние как одну из 3-х предшествующих категорий.

/F20.4/ Постшизофреническая депрессия

Депрессивный эпизод, который может быть продолжительным и возникает как последствие шизофрении. Некоторые шизофренические симптомы должны сохраняться, но они уже не доминируют в клинической картине. Эти сохраняющиеся шизофренические симптомы могут быть позитивными или негативными, хотя последние встречаются чаще. Пока не установлено, и в целом не является существенным для диагноза — были ли депрессивные симптомы лишь приоткрыты в результате разрешения более ранних психотических симптомов или это новая симптоматика, присущи ли они шизофрении или являются психологической реакцией на нее. Такие состояния недостаточно глубоки, чтоб отвечать критериям тяжелого депрессивного эпизода (F32.2 и F32.3х). Часто невозможно решить какие симптомы связаны с депрессией, а какие с нейролептической терапией, либо с нарушенными побуждениями и уплощенным аффектом при шизофрении. Такие депрессивные состояния связаны с повышенным суицидальным риском.

/F20.5/ Остаточная шизофрения

Хроническая стадия в течении шизофрении, при которой наблюдается отчетливый переход от ранней стадии (состоящей из одного или более эпизодов с психотической симптоматикой, отвечающим общим критериям шизофрении) к последующей, характеризуемой длительно сохраняющимися, хотя и необязательно необратимыми негативными симптомами.

Данный код соответствует понятию стойкого шизофренического дефекта, включающего и конечное состояние при шизофрении.

Для достоверного диагноза необходимы следующие критерии:

а) отчетливые негативные шизофренические симптомы, то есть психомоторное замедление, сниженная активность, эмоциональная сглаженность, пассивность и отсутствие инициативы; бедность речи, как по содержанию, так и по количеству; бедность невербальной коммуникативности (бедность мимики, контактности во взгляде, модуляции голоса и позы); недостаточность навыков самообслуживания и социальной продуктивности;

б) наличие в прошлом хотя бы одного отчетливого психотического эпизода, отвечающего критериям шизофрении;

в) наличие периода, хотя бы в один год, при котором интенсивность и частота ярких симптомов (бред, галлюцинации) были бы или минимальными или значительно редуцированными при наличии негативных шизофренических симптомов;

г) отсутствие деменции или другой мозговой патологии; отсутствие хронической депрессии или госпитализма, которые могли бы объяснить наличие негативных нарушений.

/F20.6/ Простой тип шизофрении

Нечастое расстройство, при котором отмечается постепенное, но прогрессирующее развитие странностей в поведении, неспособность соответствовать требованиям общества, снижение общей продуктивности. Бредовые расстройства и галлюцинации не отмечаются, и расстройство имеет не столь отчетливый психотический характер как гебефренная, параноидная и кататоническая формы шизофрении. Характерные негативные признаки резидуальной шизофрении (то есть уплощение аффекта, утрата побуждений и так далее) развиваются без предшествующих отчетливых психотических симптомов. При нарастающей социальной бедности, может появиться бродяжничество, а больной становится самопоглощенным, ленивым, с отсутствием какой-либо цели.

В данной рубрике рассматривается простой тип шизофрении как вариант непрерывнотекущей злокачественной шизофрении (F20.60х).

Диагноз простой шизофрении ставится при наличии прогрессирующего развития заболевания с характерными негативными симптомами шизофрении без выраженных галлюцинаторных, бредовых и кататонических проявлений и при существенных изменениях поведения, проявляющихся выраженной утратой интересов, бездеятельностью и социальной аутизацией.

/F20.8/ Другой тип шизофрении

F20.8хх1 Ипохондрическая шизофрения

F20.8хх2 Сенестопатическая шизофрения

F20.8хх3 Детский тип шизофрении

В эту подрубрику включаются случаи шизофрении, манифестирующей в детском возрасте, характеризующиеся специфическим возрастным своеобразием и полиморфизмом клинической картины, в том числе возникающие в раннем детстве случаи шизофрении с выраженным дефектом олигофреноподобного типа.

/F20.9/ Шизофрения неуточненная

/F21/ Шизотипическое расстройство

Это расстройство характеризуется чудаковатым поведением, аномалиями мышления и эмоций, которые напоминают наблюдаемые при шизофрении, хотя ни на одной стадии развития характерные для шизофрении нарушения не наблюдаются. Какой-либо превалирующей или типичной для шизофрении симптоматики нет. Могут наблюдаться следующие признаки:

а) неадекватный или сдержанный аффект, больные выглядят эмоционально холодными и отрешенными;

б) поведение или внешний вид — чудаковатые, эксцентричные или странные;

в) плохой контакт с другими, с тенденцией к социальной отгороженности;

г) странные убеждения или магическое мышление, влияющие на поведение и несовместимые с субкультуральными нормами;

д) подозрительность или параноидные идеи;

е) навязчивые размышления без внутреннего сопротивления, часто с дисморфофобическим, сексуальным или агрессивным содержанием;

ж) необычные феномены восприятия, включая соматосенсорные (телесные) или другие иллюзии, деперсонализация или дереализация;

з) аморфное, обстоятельное, метафорическое, гипердетализированное или стереотипное мышление, проявляющееся странной, вычурной речью или другим образом, без выраженной разорванности;

и) эпизодические транзиторные квази-психотические эпизоды с иллюзиями, слуховыми или другими галлюцинациями, бредоподобными идеями, возникающие, как правило, без внешней провокации.

Расстройство носит хронический характер с колебаниями в интенсивности. Иногда оно выливается в четкую шизофрению. Точное начало трудно определить, а течение носит характер личностных расстройств. Чаще эти расстройства встречаются у лиц, генетически связанных с больными шизофренией и относятся, как считают, к части генетического «спектра» шизофрении.

F21.1 Латентная шизофрения

F21.2 Шизофреническая реакция

F21.4 Псевдопсихопатическая (психопатоподобная) шизофрения

F21.5 «Бедная симптомами» шизофрения

F21.8 Шизотипическое личностное расстройство

F21.9 Неуточненное шизотипическое расстройство

Следует отметить: в эту подрубрику включается также и «паранойяльное развитие личности».

F22.02 Поздняя парафрения

F22.03 Паранойяльная шизофрения с сенситивным бредом отношений

F22.82 Паранойяльная шизофрения

F23.1х Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении

Острое психотическое расстройство, которое соответствует критерию острого полиморфного психотического расстройства (F23.0х), но где дополнительно имеются постоянные, типичные шизофренические симптомы.

F23.2х Острое шизофреноформное (шизофреноподобное) психотическое расстройство

Острое психотическое расстройство, при котором психотические симптомы относительно стабильны и отвечают критериям шизофрении (F20.-), но которые длятся менее одного месяца. Полиморфные неустойчивые черты, описанные в подрубрике (F23.0х) отсутствуют. Если шизофреническая симптоматика устойчива, диагноз следует изменить на шизофрению (F20.-).

F24 Индуцированное бредовое расстройство

Редкое бредовое расстройство, которое разделяется двумя или более лицами с тесными эмоциональными контактами. Только один из этой группы страдает истинным психотическим расстройством; бред индуцируется у других членов группы и обычно проходит при разлучении. Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по содержанию бредом преследования или величия. Бредовые убеждения передаются таким образом лишь в особых обстоятельствах. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

/F25/ Шизоаффективные расстройства

Это эпизодические расстройства, при которых выражены как аффективные, так и шизофренические симптомы, чаще одновременно, по крайней мере в течение нескольких дней. Их отношение к типичным расстройствам настроения (F30.- — F39.-) и к шизофреническим расстройствам (F20.-) не уточнено. Для таких расстройств введена отдельная категория, так как они встречаются слишком часто, чтобы их игнориро-

вать. Другие состояния, при которых аффективные симптомы накладываются или являются частью предшествующего шизофренического расстройства, или сосуществуют, перемежаются с другими хроническими бредовыми расстройствами, классифицируются в рубриках F20.- — F29. Не соответствующие аффекту бредовые расстройства или галлюцинации при аффективных расстройствах (F30.2х, F31.2х, F31.5х, F32.3х или F33.3х) сами по себе не оправдывают диагноза шизоаффективного расстройства.

Больные, страдающие рекуррентными шизоаффективными эпизодами, особенно с маниакальным типом, а не депрессивным, обычно выздоравливают полностью.

Диагноз шизоаффективного расстройства может быть поставлен только в том случае, если выражены как шизофренические, так и аффективные симптомы одновременно или последовательно в течение нескольких дней во время одного и того же приступа, и приступ вследствие этого не отвечает критериям ни шизофрении, ни маниакального или депрессивного эпизода. Термин не должен применяться в случаях, где шизофренические симптомы выражены в одних приступах, а аффективные — в других. Довольно часто, например, больные шизофренией обнаруживают депрессивные симптомы как следствие психотического эпизода (смотри постшизофреническая депрессия F20.4хх). Некоторые больные страдают рекуррентными шизоаффективными приступами, которые могут быть либо маниакального, либо депрессивного типа, или носить смешанный характер. У некоторых больных бывают один или два шизоаффективных приступа, которые перемежаются типичными приступами мании или депрессии. В первом случае — диагноз шизоаффективного расстройства был бы правильным. Во втором — появление редких шизоаффективных эпизодов не снимает диагноз биполярного аффективного расстройства или рекуррентного депрессивного расстройства, если в остальном клиническая картина достаточно типична.

Исследования закономерностей развития шизофрении, проведенные на кафедре психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и в Научном центре психического здоровья РАМН под руководством А. В. Снежневского, показали обоснованность динамического подхода к проблеме формообразования и важность изучения зависимости между типом течения болезни и его синдромальной характеристикой на каждом этапе развития заболевания.

По результатам этих исследований были выделены 3 основные формы течения шизофрении: непрерывнотекущая, рекуррентная (периодическая) и приступообразно-прогредиентная с разной степенью прогредиентности (грубо-, средне- и малопрогредиентная).

К непрерывнотекущей шизофрении были отнесены случаи заболевания с постепенным поступательным развитием болезненного процесса и четким разграничением его клинических разновидностей по степени прогредиентности — от вялого с нерезко выраженными изменениями личности до грубопрогредиентного с выраженностью как позитивных, так и негативных симптомов. Вялотекущая шизофрения отнесена к шизофрении непрерывнотекущей. Но учитывая, что она имеет ряд клинических особенностей и в вышеуказанном смысле ее диагностика является менее определенной, описание этой формы дается в разделе «Особые формы шизофрении». Это нашло отражение и в приведенной ниже классификации.

Для приступообразного течения, отличающего рекуррентную, или периодическую, шизофрению, характерно наличие фазности в развитии болезни с возникновением отчетливых приступов, что сближает эту форму заболевания с маниакально-депрессивным психозом, тем более что аффективные расстройства занимают здесь значительное место в картине приступов, а изменения личности выражены нерезко.

Промежуточное место между указанными типами течения занимают случаи, когда при наличии непрерывнотекущего болезненного процесса с неврозоподобными, паранойяльными, психопатоподобными расстройствами отмечается появление приступов, клиническая картина которых определяется синдромами, сходными с приступами рекуррентной шизофрении или с состояниями иной психопатологической структуры, свойственными приступообразно-прогредиентной шизофрении.

Приведенная классификация форм течения шизофрении отражает противоположные тенденции в развитии болезненного процесса – благоприятную с характерной приступообразностью и неблагоприятную со свойственной ей непрерывностью. Эти две тенденции наиболее четко выражены в типичных вариантах непрерывнотекущей и периодической (рекуррентной) шизофрении, но между ними существует множество переходных вариантов, создающих континуум течения болезни. Это необходимо учитывать в клинической практике.

Классификация форм течения шизофрении Научного центра психического здоровья РАМН, ориентированная не только на наиболее типичные варианты ее проявлений, но на атипичные, особые формы заболевания:

studfiles.net

Виды и формы шизофрении

Шизофрения — пожалуй, наиболее известное, но, несмотря на это, самое загадочное из психических заболеваний. Многочисленные и разнообразные симптомы, отсутствие единой четкой картины заболевания, разнообразные варианты течения, неоднозначный прогноз — все это усложняет и запутывает всякого, кто пытается разобраться в том, что же представляет из себя шизофрения. Какие существуют виды шизофрении — или, иначе говоря, как именно может проявляться и протекать эта болезнь?

Исторически, еще с начала 20 века, выделялось четыре формы шизофрении: параноидная, кататоническая, гебефреническая и остаточная или резидуальная. В современной западной классификации болезней DSM-IV был выделен также пятый, недифференцированный вариант шизофрении, а в Международной Классификации болезней добавлены еще два вида — постшизофреническая депрессия и простая шизофрения.

Параноидная шизофрения

Ведущими симптомами при этой разновидности заболевания являются бред и галлюцинации (соответственно выделяются бредовый и галлюцинаторный варианты — в зависимости от того, какой симптом преобладает в клинической картине).

Бредом называют стойкие ложные умозаключения, не соответствующие реальности и не поддающиеся переубеждению, а строящиеся на основании субъективной логики больного. Бредовые идеи обычно формируются в рамках одной тематики — это может быть бред ревности, величия, воздействия, ипохондрический, изобретательства, — в соответствии с этим меняется и поведение больного, как правило, приводя к социальной дезадаптации и невозможности выполнения своих рабочих и семейных обязанностей больным.

Галлюцинаторный вариант характеризуется наличием у пациента галлюцинаций — обычно при шизофрении они бывают слуховыми — в виде «голосов», произносящих слова и фразы различного содержания: комментирующие, осуждающие, угрожающие, приказывающие. Такие «голоса» могут звучать как извне, так и внутри головы больного — в этом случае они трактуются пациентом как «сделанные», наведенные, насильственные (такой вариант называют псевдогаллюцинациями).

Кататоническая шизофрения

Кататоническая шизофрения проявляется преимущественно двигательными нарушениями при формально ясном сознании, и проявляется в виде заторможенности (ступора) или возбуждения. При кататоническом ступоре возникает обездвиженность, напряжение в мышцах, неестественная поза, отсутствие речи. Возбуждение проявляется в виде резких, импульсивных поступков: больной может закричать, побежать, стать агрессивным по отношению к окружающим или к себе самому.

Следует отметить, что при кататоническом ступоре или возбуждении поведение больных не связано с бредовыми идеями или галлюцинациями, а также с нарушением сознания — пациент находится в сознании, он ориентирован и слышит обращенную к нему речь (позже, при улучшении состояния, пациенты помнят и могут рассказать, что происходило вокруг) — однако он не может при этом управлять своими движениями или говорить, все его действия происходят насильственно, независимо от его желания.

Гебефреническая шизофрения

Гебефреническая форма представляет собой наиболее неблагоприятный с точки зрения прогноза вариант течения шизофрении, так как заболевание в этом случае начинается с подросткового возраста, и основные нарушения происходят в эмоционально-волевой сфере больного. Внешне это проявляется выраженной неадекватностью, неуместной дурашливостью в поведении и внешнем виде, уплощением эмоций (настроение у больного, как правило, бессодержательно-веселое), отсутствием глубины привязанностей и переживаний. Быстро нарастает негативная симптоматика (так называемый «дефект»), больной становится полностью неспособен к работе и социальной деятельности.

Остаточная или резидуальная шизофрения по сути представляет собой хроническую стадию течения заболевания, когда после перенесенного психоза у пациента остается так называемая негативная симптоматика: притупление эмоций, снижение волевой активности, пассивность и безынициативность, бедность речи, психомоторная заторможенность.

Дополнительные виды шизофрении

Недифференцированная форма шизофрении — вариант, при котором присутствуют психотические симптомы (такие как бред, галлюцинации, кататоническая или гебефренная симптоматика), однако их выраженность или их сочетание не соответствуют критериям ни одного из вышеуказанных видов шизофрении (как правило, это бывает при малом периоде наблюдения за больным или отсутствии достоверной информации о развитии симптомов заболевания — то есть при отсутствии у специалиста возможности сформировать четкую клиническую картину и анамнез заболевания).

Постшизофреническая депрессия — депрессия, развивающаяся у больного после перенесенного психотического эпизода, иногда при этом сохраняются остаточные психотические переживания.

Простая шизофрения — характеризуется постепенным (в течение многих лет) нарастанием негативной симптоматики при отсутствии перенесенных психотических эпизодов. То есть острых проявлений заболевания (таких как бред, галлюцинации или кататония) у больного в течение жизни не наблюдалось, однако постепенно в течение жизни у него нарастают такие симптомы как эмоциональное обеднение, снижение волевой активности, аутизация, — что в конечном итоге приводит к формированию характерного шизофренического эмоционально-волевого «дефекта».

Таким образом, несмотря на многолетнюю историю и широкое распространение разных форм шизофрении, данное заболевание по-прежнему является непростым для диагностики в силу неоднородности клинической картины и преобладания совершенно различных симптомов при разных видах шизофрении. Однако стоит помнить о том, что для правильного установления диагноза и своевременного, качественного оказания медицинской помощи необходимо консультироваться у специалиста. Шизофрения является непростым, но поддающимся лечению заболеванием — и современная психиатрия позволяет справиться с ее симптомами.

Врачи-психиатры клиники «Психическое здоровье» успешно работают со всеми видами заболевания, добиваясь стойких ремиссий.

psyclinic-center.ru

Гретера форма шизофрении

«Гретера форма шизофрении» в книгах

Лекарство от шизофрении

Лекарство от шизофрении Наш страх – это источник храбрости для наших врагов. Томас Манн Уайти Балджера отправили в государственную тюрьму Атланты. Первые несколько месяцев прошли достаточно спокойно. Здесь не было особенной дедовщины, да и Джеймс Джозеф Балджер быстро

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Бухгалтерский баланс (форма № 1). Образцы отчетных форм, в частности формы № 1, облегчены, поскольку сняты расшифровки статей, в том числе нематериальных активов,

Заговор от шизофрении Из письма:«Уважаемая Наталья Ивановна, пишу вам из Питера. Скажите, есть ли у Вас такие молитва или заговор, которые помогли бы в моей беде. Мой сын из армии пришел инвалидом. Не знаю уж, что с ним там сотворили, но на голове у него я обнаружила швы.

От шизофрении Из письма:«Дорогая целительница Наталья Ивановна, моя дочь заболела шизофренией и болеет пять лет. Она часто лежит в больнице, и ей все хуже и хуже. За эти годы я познакомилась со многими родными, чьи родственники лежали вместе с моей Галей. Недавно я

Заговор от шизофрении Сажают больного человека на стул, вокруг стула чертят угольком круг. Голову больного накрывают новым белым платком. Руки его должны лежать на коленях. Зажигают восковую белую свечу. Встают за спиной у больного и читают заговор, держа в руках свечу, не

От шизофрении (приобретенной)

От шизофрении (приобретенной) Из письма: «Пишу Вам из глубинки, из далекого села, про которое Вы вряд ли слышали. Мне вчера исполнилось 32 года. Я не замужем, так как мой любимый болен шизофренией, таким он вернулся из армии. А я по-прежнему его люблю, хотя понимаю, что для меня

От шизофрении Читать на воду и умывать больного 40 дней.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ой ты, мати сыра земля, по тебе проходит жизни тропа, идут по тебе четвероногие, ходят по тебе двуногие. По Божию позволению, по своему разумению. С Божией помощью раб Божий (имя)

При вялотекущей шизофрении

При вялотекущей шизофрении 50 г заманихи 20 г пасифлоры 20 г амфоры безлистной 15 г травы пустырника 50 г меда весеннего 300 г семидесятиградусного спирта Настаивать три недели. Употреблять по одной ч. ложке три раза в день до

Для лечения шизофрении

Для лечения шизофрении Сначала читают молитву «Достойно есть», а затем такой заговор: Ивово лыко, ивовый прут, Как ты гнешься, ломаешься, Во три раза кольцом сгибаешься, Так и ты, хворь, согнись, сломись, Во три раза кольцом свернись. Будь, ум, у раба (имя) крепок, силен, Святою

Заговор от шизофрении Посадите больного человека на стул, попросите его положить руки на колени и вокруг стула начертите угольком круг. Голову больного накройте новым белым платком. После этого зажигают восковую белую свечу. Затем встаньте за спиной у больного и, держа в

Заговор от шизофрении

Заговор от шизофрении Читают по вечерним зорям: На высокой горе, в Сеанской земле, В тереме сидела Солнцева дева. Пела дева губами, глядела очами, Молилась Богу перстами. Не богатырь могучий к ней подступал, А змей огненный Полкан подлетал, Красоту Солнцевой девы

Что такое пресс-форма и литейная форма?

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма — это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

47. Шубообразная форма шизофрении, особые формы шизофрении

47. Шубообразная форма шизофрении, особые формы шизофрении Приступообразно-прогредиентная (шубообразная) шизофрения.Шубообразная шизофрения – самая частая среди всех форм шизофрении. Сущность приступообразно-прогредиентного типа динамики шизофрении заключается в

Неврозоподобная форма шизофрении

Неврозоподобная форма шизофрении В относительно большой части случаев бывает невозможно, по крайней мере вначале, поставить диагноз, так как распознавание колеблется между неврозом или заострением психопатии и шизофренией. Иногда лишь месяцы или годы спустя

Шизофрении нет? Если человек, в общем и целом, доволен собой, а им довольны другие люди, если он без особого для себя напряжения выполняет обыденные обязанности, которые на него наложила семья или общество, то вне зависимости от того, что творится в его голове, его НЕЛЬЗЯ (!)

slovar.wikireading.ru

Классный час как основная форма воспитательной работы

Классный час как основная форма воспитательной работы

Деятельность классного руководителя начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера- это значит найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия

Чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят,которых

воспитываешь в частности.

Зная особенности учащихся, их интересы, склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный воспитательный план

Иногда классный руководитель ошибочно полагает, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения.

Бесспорно они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников. Формы: задушевный разговор, консультации, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск в решении проблемы, задачи.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.

Известные ученые считают:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».

«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-

ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников

системы отношений к окружающему миру ».

« Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы,

а час классного руководителя».

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Советы по организации классного часа

Содержание классных часов следует проводить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Функции классных часов

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с

учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в

определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы

Различные формы проведения классного часа .

? Игровой классный час

? Посещение театра, кинотеатра, выставки

? День открытых дверей

? Вечер вопросов и ответов

? Круглый стол с острыми углами

? Классный час – размышление

Организация классного часа

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.

Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.

Тема классного часа может быть написана на доске или плака те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю щейся личности или цитату из известной книги. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хо чется.

Продолжительность классного часа

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Требования к проведению классных часов

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Тематика классных часов

Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с

анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями

и задачами на предстоящий учебный год.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является координатором.

Тематика классных часов разнообразна :

Час доверительных бесед «Почему мне так трудно?» «Мои достоинства и недостатки». Практические занятия «Как быть привлекательной» Разговор по душам «Красота. Гордость. Достоинство» (для девушек). «Общение с прекрасным полом». «Сексуальная культура» (для мальчиков). Индивидуальные беседы «Гигиена подростка».

Как мы помогаем друг другу. Если друг с тобою рядом. Знаешь сам – помоги другому. О выполнении общественных поручений. Личность и коллектив. Что значит «активная жизненная позиция»? Могут ли быть права без обязанностей. Общественное поручение — под общественный контроль. Чем силен коллектив. О правах и обязанностях учащихся. Тренинг «Способы общения». «А без друзей на свете трудно жить…» «Комплимент – дело серьезное». «Конфликт – неизбежность или…» Общение и уважение. Конкурс проектов «Школа – второй дом» «А я могу рассказать»

Учение и труд рядом идут. Хочу и надо в твоей учебе и поведении. «Учеба. Только ли твое личное дело?». Устный журнал «За страницами твоего учебника». Книга в твоей жизни. Без внимания не добудешь знания. Живая газета «Хочу все знать». «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Умеешь ли ты готовить уроки. Твой любимый предмет. Знание – сила. В мире занимательных наук. Что нам мешает учиться без троек. Новости науки и техники. Мир знаний и знания в Мире. Как развивать ум и память. Как пользоваться библиотечным каталогом. Уединение с книгами лучше общения с глупцами. Правильно ли я распределяю свое время? Свободен ли ты в свободное время.

Патриотическое воспитание. Экологическое воспитание.

Давайте родную природу беречь. О красоте родного края. Человек и природа – одно целое. Каково будущее нашей планеты? Наш класс в борьбе за экономию и бережливость. Знай цену вещам. Мое и наше. Наш друг – природа. Хлеб и его истинная цена. Возьми в пример себе героя. «Гражданином быть обязан…» Молодежь и политика. Инсценированный праздник «Где родился, там и сгодился». «Частная и публичная жизнь гражданина» Викторина «Знаешь ли ты политические термины». Устный журнал «Военные династии» Диспут «Что значит жить достойно?» «Государство для меня – я для государства» Лекция «Молодежь в борьбе за самоопределение». «Поэзия войны» Устный журнал «По страницам истории» «Ты и твое имя» «История города Звенигорода» «Гербы городов Московской области» «Знамена современных родов войск» «Памяти павших будьте достойны» «Есть такая профессия – Родину защищать» «Знаешь ли ты чины и звания родов войск» «Красная книга Московской области» Конкурс экологических сказок. «Цифры и факты: экологические катастрофы». Правила поведения на воде. «Как учиться, чтобы не лечиться» Роль растений в жизни человека. Практикум «Человек и водоемы». Экскурсия на природу «Дружно за руки возьмемся»

Моя семья — моя крепость. Достоинство. Милосердие. Дари добро… Как научиться быть вежливым? Поговорим о человечности. В человеке все должно быть прекрасно. Улыбка мамы. Любовь и долг. Чем мы обязаны взрослым? Как я строю свои отношения со старшими. Перед матерью в вечном долгу. Дружат девочки и мальчики. Умеем ли мы дружить. Культура – это доброта к людям. За честь класса. Дисциплина и дисциплинированность. О скромности и вежливости. Глубоко ранит острый меч, но много глубже – злая речь. Старшеклассники – союзники педагога. Вежливость на каждый день. Вопросы, которые тебя волнуют. О единстве слова и дела. За что мы ценим человека? О культуре подлинной и мнимой. Умеешь ли ты ухаживать за больным? Подарки в жизни человека. Простые нормы нравственности. В мире вежливости. Мораль в жизни человека. Этика общения и правила этикета в жизни человека. Правила хорошего тона. Поведение и культура. Игра «Дарите комплименты» Вечер вопросов и ответов «Счастье – это состояние души» Вечер отдыха «Моя родословная» «Азы народного этикета» «Имидж делового человека» «Дом. Тепло семейного очага» «Брачные церемонии у народов мира». «Дамы и кавалеры в общении». «Семейные праздники». «Сервировка праздничного стола» «Семейные реликвии». «Человек в семье» «Учитесь говорить друг другу комплименты». «Как готовить себя к семейной жизни». «Супружеская неверность: за против». «От любви до ненависти – один шаг». «Поведение человека в чужом доме». «Любовь и брак». «Шалость, злонамеренный поступок, вандализм». Акция «Сотвори добро». «Что в человеке самое главное» Поговорим в кругу друзей «Поговорим о том, о сем…» (С приглашением родителей) «Если переступить черту» «Самая любимая на свете»

Ваше здоровье в ваших руках. Уроки Мойдодыра. Тропинка к здоровью. Молодость и здоровье. Только здоровому жизнь интересна. Ущерб, нанесенный алкоголем. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Диспут «Болезнь или преступление». Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах? «Привлекательная внешность? Не проблема». «Вредные Привычки? У нас их нет!». «Суд над сигаретой». «Резервы богатырского здоровья» «Наркомания: мифы и реальность». «Чистая вода – для хвори беда» «Гигиена – страж здоровья» «Движение – это жизнь» «Питание и здоровье» «Лечебные силы природы» «Спид – чума века». Устный журнал «Пять минут о здоровье».

Труд — умелые руки любит. Порядок в классе – дело нас самих. Утренник «Хлеб – всему голова». Наши мамы и папы на работе. Каждому – дело по душе. Выставка – смотр поделок «Это мы можем делать сами». «Есть много профессий, хороших и разных». Операция «Добрые дела — людям». Конкурс сочинений «Самая лучшая профессия». Честь и хвала рабочим рукам. Редкие профессии. Учеба и твоя будущая профессия. Красота и величие человека труда. Изготовление наглядных пособий. Встречи с представителями разных профессий. Сам себе бухгалтер. Арифметика быта. Мы и закон. Тематический вечер «Ты выбираешь, тебя выбирают». «Планирование карьеры». «Если хочешь стать боссом». Деловая игра «Устройство на работу». «Экономика вокруг нас». «Разумные и неразумные потребности». «Качество и эффективность учебного труда». «В чем заключается культура учебного труда». Политинформация «Экономика города». «В мире интересных профессий» «Трудовой экспресс»

«Что такое художественный вкус» «Таланты и поклонники» Заочная экскурсия «Художественные музеи мира» Вернисаж «Очей очарованье» «Как выбрать подарок». Конкурс «Стихотворения о любви». Вечер бардовской песни. «Музыка бунта» Обмен впечатлениями «Был обычный день осенний» «Культура одежды» «Народные песни» «В мире увлечений» Игра-представление «Осенний листопад»

Режим и как его соблюдать. Сделал дело- гуляй смело. Зачем человек спит? Душа – это мой внутренний мир. Умей делать добрые поступки. Чем сердиться – лучше помириться. Какой я? Чем я отличаюсь от других? Мой мир общения. Умей помочь себе. Как научиться познать себя. Как научиться управлять собой. Приемы развития внимания, памяти. Давайте поговорим. Общение и речь. Как правильно говорить? О красоте, добре и зле. Мой внутренний мир. Эмоции и чувства, возникающие у людей. Привычки и любимые занятия. Я и окружающий мир. Умение слушать. Навыки общения с людьми. Умение вести разговор. Уверенное и неуверенное поведение. Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с агрессией. Что такое проблема? Мозговой штурм. Умение сказать «нет». Твое терпение. Хороший ли ты слушатель? Уроки привлекательности. Я в мире людей или живи в согласии с другими. Индивидуальность или чем я отличаюсь от других.

Что ты знаешь о своих правах и обязанностях. Задержан милицией. Как себя вести? Правовые основы современного общества. «Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с законом». «Мораль и право». Демократия и свобода слова –что это такое. «Добро и зло. Причины наших поступков». Права работника и работодателя. Собственность, права и обязанности. «Брак. Его правовые нормы». Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии». Ролевая игра «Устройство на работу». «Что должен знать пешеход»

Тема заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам. На них формируется опреде лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам.Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако, в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя, очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классный час. И правильно. Это должно быть потребностью, гармонично вплетаться в систему школы. Сам классный руководитель должен чётко представить себе значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдёт от себя и рассудит по-своему: кто решит, что на классном часе прежде всего надо решать организационные вопросы (их за неделю накапливается огромное количество). Кто-то это время отдаст на откуп детям: пусть организуют интересные игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов назвать можно столько, сколько классных руководителей.

Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.

Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation