От чего может начаться заикание

От чего может начаться заикание

От чего может возникнуть заикание?

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга,результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова

фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована. Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к дефекту речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Обычно заикание начинается с 2-3х лет, преимущественно у мальчиков.

Как можно помочь заикающемуся ребенку?

В случае появления у ребенка заикания, необходимо прежде всего обратиться к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. Нужно говорить ребенком спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, можно помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

Питание четырех — пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.

В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса (пение,например)

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, т. д.

При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

Как надо вести себя родителям с ребенком,который начал заикаться?

· Взять себя в руки и не паниковать.

· Попытаться разобраться в причинах дефекта.

· Создать дома спокойную обстановку.

· Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

· Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

· Исключить шумные игры и шумные детские компании.

· Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

· Помочь избавиться от страхов.

· Выработать уверенность в себе.

· Найти правильную тактику воспитания.

· Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

· При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

· Научить правильно общаться.

· Постараться не ломать его стереотипы.

· Повременить с оформлением в детский сад.

· Как можно реже ходить в гости.

· Не приглашать часто к себе гостей.

· Ослабить нервное напряжение.

· Отвлекать ребенка от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

· Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

· Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо.

· Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

статья подготовлена Ольгой Анисимович (педагог-психолог)

www.r-vmeste.ru

Испуг у ребенка: как лечить, причины и последствия испуга

Появление испуга можно связать с рефлексом осторожности. Это как бы защитная реакция организма. Как правило, беспокойное поведение ребенка продолжается недолго. Но бывают случаи, когда испуг носит затяжной характер. Все зависит от того, в какой атмосфере растет ребенок. Если родители проводят жесткое воспитание, повышают на малыша голос, бьют его, то это может вызвать испуг, провоцирующий стойкое невротическое расстройство.

Что такое испуг у ребенка? Как лечить его? Об этом и пойдет речь в этой статье.

Основные признаки испуга

Покажут испуг у ребенка признаки:

  • плохой сон;
  • частое замирание;
  • вздрагивание;
  • расширение зрачков;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • втягивание головы в плечи;
  • повышенная возбудимость;
  • ухудшение сна;
  • кошмары;
  • частый плач во сне;
  • боязнь одиночества, темноты или какого-либо объекта;
  • истерические проявления;
  • плохой аппетит;
  • дрожание конечностей.
  • Ребенок боится чего-то, часто просится на руки, ведет себя капризно, беспокойно. Малыш может требовать, чтобы родители легли с ним спать и включили в комнате свет. Он будет часто пробуждаться в течение ночи.

    Основные причины невротического расстройства ребенка

    Определить причину такого явления у взрослого ребенка, как правило, труда не составляет. А вот как объяснить испуг у младенца?

    Спровоцировать испуг у ребенка могут:

  • громкие крики или резкие звуки;
  • крупные животные устрашающего вида;
  • природные явления, к примеру, молния или гром;
  • стрессы;
  • появление чужого человека;
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • различные заболевания инфекционного характера;
  • соматические болезни.
  • Ребенку в любом возрасте очень важно пребывание в состоянии защищенности. Даже к детскому саду детей рекомендуется приучать постепенно. В первые дни мама должна быть рядом. Так малыш поймет, что причин для волнения нет.

    Испуг у детей дошкольного возраста зачастую связан с напряженной конфликтной обстановкой в семье. Постоянное пребывание матери в плохом настроении может пагубно отразиться на состоянии ребенка.

    Ребенок боится наказания, окрика, страх одиночества, темных комнат и сказочных персонажей — все это результат неправильного воспитания и безразличного отношения родителей к эмоциональной сфере ребенка.

    К точно такому же результату, как это ни парадоксально звучит, может привести излишняя опека родителей, которые сужают круг общения своего чада, не дают возможности развить ребенку такие качества, как самостоятельность и активность.

    Ребенок подрастает, его жизненный опыт становится богаче, и страхи могут уйти сами по себе. Но бывает такое, что они остаются надолго и со временем станут проявляться еще ярче.

    Сила испуга зависит от внезапности пугающего явления, негативного в прошлом опыта, повторяющихся травм. Некоторые реагируют на испуг истерикой, у некоторых начинаются приступы паники. Если ребенок уже начал разговаривать, то может начать заикаться или же ребенок и вовсе перестать разговаривать. Иногда страх не забывается слишком долго, то ребенок может замкнуться в себе, а это вызовет ухудшение способности к обучению.

    Испуг, полученный днем, порождает ночные кошмары, вызывающие беспочвенные страхи и агрессивное поведение. Так страх и агрессивность могут стать чертами характера.

    Испуг у ребенка, признаки которого многочисленны, врачами не выделяется в отдельное заболевание. Опасность таится в том, что сильный страх может стать пусковым механизмом для развития фобии — устойчивого чувства страха перед каким-либо объектом или явлением.

    Стойкие страхи могут спровоцировать заболевание сердечно-сосудистой системы. Вследствие тяжелых травм психики может возникнуть недержание мочи, заикание и ночное хождение. Поэтому детей с наличием испуга следует показать невропатологу, логопеду, сделать кардиограмму сердца.

    Основные методы лечения заболевания

    Как преодолеть испуг у ребенка? Как лечить патологию? Кто-то доверяет рецептам народной медицины, кто-то предпочитает обратиться к детскому невропатологу. В любом случае ребенок должен быть рядом с матерью, которая сможет его успокоить.

    Как вылечить испуг в домашних условиях? В семье должна царить спокойная атмосфера, малышу надо петь колыбельные песни, чаще брать его на руки, гладить спинку, ручки и ножки. Это поможет ребенку расслабиться, и он перестанет хныкать. Все эти методы эффективны в отношении совсем маленьких детей.

    Как снять испуг у подростка? Следует установить точную причину такой реакции. После этого можно выбрать соответствующий способ лечения. В случае появления страха к определенной вещи или человеку, следует сблизить ребенка с ними. Здесь надо делать все медленно. Необходимо убеждать, что данный объект не представляет никакой опасности. После этого чувство страха покинет подростка.

    Что делать, если ребенок испугался посещения врачебного кабинета? Надо убедить ребенка в том, что гораздо лучше лечить болезнь на ранних этапах, чем запустить ее и долго мучиться. При этом разговор с подростком должен протекать дружелюбно и спокойно.

    Испуг зачастую сопутствует началу посещения школы. В особенности такое явление наблюдается в тех случаях, когда родители ставят перед ребенком непосильные для него задачи, ориентируют на высший результат, постоянно устремляют к высоким целям.

    Совокупность страхов может быть снята только доброжелательной атмосферой, созданной педагогами. В этом случае важная роль отводится сотрудничеству учителей и родителей, которые сообща могут наметить общие подходы к снятию уровня тревожности у ребенка, помочь ему осознать свой социальный статус.

    Применение народных средств

    Как устранить испуг у ребенка? Как лечить это явление, ни один врач точно не подскажет, так как определенных методик лечения не существует. Только при сильном проявлении испуга психотерапевтами назначаются лекарственные препараты.А родителей мучает вопрос, как вылечить ребенка от испуга и можно ли что-либо предпринять в домашних условиях.

    Большое количество способов для снятия страха предлагает народная медицина:

  • Распространенный способ. Сразу после испуга следует выпить стакан подслащенной сахаром воды.
  • Используются молитвы. Молитва от испуга «Отче наш» в совокупности со святой водой является весьма действенной силой. Ребенок должен пить воду трижды в день по три глотка. Утром и вечером умываться этой водой, читая молитву. Также действенная молитва от испуга «Богородице Дево, радуйся».
  • Сильнейшим народным методом является яблоко с ладаном. С этой целью в яблоке проделывается отверстие, в которое кладется 2—3 г ладана. После этого яблоко запекается духовке полчаса. Первая половина яблока съедается утром, а вторая вечером.
  • Кофе с мятой. Для приготовления отвара молотый кофе засыпается в кастрюлю. Туда же добавляется свежая мята. Смесь заливается водой и ставится на водяную баню. После закипания надо дать ребенку подышать паром. Такая ингаляция поможет снять нервное напряжение. Подойдет она как для взрослых, так и для детей.
  • Молоко с медом и мелиссой. Свежее молоко следует прокипятить, добавить в него мелиссы. Дать прокипеть в таком состоянии еще немного. После этого остудить молоко и добавить в него ложку майского меда. Давать пить ребенку по полстакана пять раз в день.
  • Обливания холодной водой. Процедура проводится три раза в день. Температура воды должна составлять 10 градусов. Первые дни обливают ноги по колени, после можно обливать все тело. Продолжительность лечения составляет 10 дней.
  • Можно ли травами побороть испуг у ребенка? Как лечить, подскажут справочники народной медицины. В рецептах используются травы с успокаивающим эффектом. На их основе делаются ванны или отвары для питья.

  • Для приготовления сбора берется 50 г корня дягиля, 100 г ромашки, 50 г хмеля 100 г листьев крапивы 50 зверобоя, 50 г вереска, 50 г мелиссы. Травы перемешиваются. Чайная ложка смеси заваривается стаканом кипятка. Настой пьют по полстакана по утрам и вечерам.
  • Эффективный сбор, помогающий избавить ребенка от испуга и от невротического расстройства взрослых. Берется 4 части вереска, 3 части сушеницы, 3 части пустырника и 1 часть валерианы. Смесь заливается двумя литрами кипятка и настаивается два часа. В течение дня пьется по пять глотков через каждый час.
  • Берется одна чайная ложка корней купены. Ее заливают одним стаканом воды и кипятят 10 минут. Пьется перед едой по четверти стакана.
  • Прекрасным методом является принятие ванны с хвоей или ромашкой, которые оказывают успокоительное воздействие.
  • Профилактические меры

    Для недопущения риска возникновения испуга следует стараться больше беседовать с ребенком о его страхах, объяснять ему, что причин для боязни нет. Также полезно закалять ребенка, давать ходить ему босиком по камням и траве. Прекрасным средством укрепления нервов является глина. Ее можно заменить обычным пластилином.

    Относитесь к ребенку с любовью, проявляйте в отношении к нему заботу, ласку и терпение. Тогда и страхов у него не будет.

    Возникновение заикания от испуга

    Что может вызвать заикание у детей? Причины и лечение будут описаны ниже.

    Понятно, что любой ребенок может чего-то испугаться. От чего же некоторые дети начинают заикаться, а некоторые нет? Может ли страх вызвать подобное нарушение у взрослого человека? Стоит ли ждать, что недуг пройдет сам без лечения?

    Психофизиологическая основа

    Многие логопеды отмечают, что такая проблема, как заикание возникает у лиц с определенным типом нервной системы.

    К факторам, предрасполагающим к появлению заикания, относят:

  • слабость высшей нервной деятельности, которой сопутствует повышенная тревожность, раздражительность слезливость и ранимость;
  • генетическая предпосылка;
  • частые инфекционные заболевания;
  • астеническое состояние;
  • органическое нарушение центральной нервной системы;
  • психологическое давление (ребенок боится наказания, осуждения).
  • Заикание от стрессовой ситуации может возникнуть и у взрослого человека и подростка, а недостаточно развитый речевой аппарат ребенка чутко реагирует на разные отрицательные факторы.

    Перечисленные выше причины вовсе не свидетельствуют о том, что ребенок под влиянием испуга сразу же станет заикой, но вероятность появления такого изъяна в детском возрасте высока.

    Как бороться с таким явлением, как заикание у детей? Причины и лечение объяснит только врач. Родители должны обратиться за помощью к специалисту. Многие полагают, что такой дефект речи рано или поздно пройдет самостоятельно без вмешательства профессионала. Такой взгляд на существующую проблему в корне ошибочен.

    Бесспорно, встречаются случаи, когда заикание от испуга проходит само по себе, но такое бывает крайне редко. Более того, в дальнейшем любой стресс или новый испуг может вызвать еще большие проблемы с речью, избавление от которых станет проблематичным. Поэтому советуется обратиться к специалисту.

    Рекомендации общего характера

    К общим рекомендациям по излечению заикания можно отнести:

  • соблюдение распорядка дня;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье;
  • укрепление общего здоровья малыша.
  • Занятия дают возможность освободить речь заикающегося ребенка от напряженности, устранить неправильность произношения и привить четкость, ритмичность и плавность артикуляции.

    Сначала ребенок выполняет задания совместно со специалистом, затем переходит к самостоятельным упражнениям в устном рассказе. Закрепление полученных навыков происходит в ежедневном общении с другими людьми. Степень сложности упражнений подбирается в соответствии с развитостью речи ребенка.

    Упражнения на дыхание

    Такие занятия помогают сделать голос естественным и свободным. Они оказывают благотворное влияние на дыхательную систему в целом. Упражнения способствуют тренировке диафрагмы, заставляю ее участвовать в процессе образования голоса, учат глубоко дышать, что способствует подвижности голосовых связок. Такой способ лечения дополняется расслабляющими методиками.

    Как правило, применяется точечный массаж. Курс лечения посредством этого метода выбирается в соответствии со сложностью конкретного случая. Во время процедур массажист оказывает воздействие на определенные точки тела. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после первого сеанса. Точеный массаж способствует регуляции нервной системы.

    Применение компьютерных программ

    Использование этого способа обладает высокой степенью эффективности. Метод способствует синхронизации слухового и речевого центра ребенка. Малышом произносятся слова в микрофон, а программой автоматически задерживается речь на долю секунды. Ребенок слушает свое произношение и пытается под него подстроиться.

    Речь малыша становится плавной. При помощи программы проигрываются конкретные ситуации, возникающие при общении с другими людьми. К примеру, включаются такие эмоции, как гнев, удивление, недовольство. Ребенок должен дать ответ в микрофон. Затем сама программа оценивает его ответ и советует, что следует улучшить.

    Применение медикаментов

    Этот способ является вспомогательным, включающимся в комплекс общего курса. Ребенку могут быть прописаны лекарственные средства против судорог, транквилизаторы. также назначаются препараты, способствующие нейтрализации блокирующих веществ, которые мешают правильной функциональности нервной системы. Назначаются различные ноотропы.

    При надобности лекарственное лечение дополняется приемом успокоительных настоев. К примеру, используется отвар пустырника.

    fb.ru

    Эпилепсия (Падучая болезнь)

    Эпилепсия — это психоневрологическая болезнь, которая носит хронический характер. Основной характерной особенностью эпилепсии является склонность больного к периодически повторяющимся припадкам, которые возникают внезапно. При эпилепсии могут проявляться припадки разных типов, однако, основой таких припадков является аномальная активность нервных клеток в головном мозге человека, из-за которой возникает электрический разряд.

    Падучая болезнь (так называют эпилепсию) известна людям еще с самых древних времен. Сохранились исторические сведения о том, что этим заболеванием страдали многие известные люди (эпилептические припадки случались у Юлия Цезаря, Наполеона, Данте, Нобеля и др.).

    На сегодняшний день сложно говорить о том, насколько в мире распространено это заболевание, так как много людей просто не осознают, что у них проявляются именно симптомы эпилепсии. Еще часть больных скрывают свой диагноз. Так, существуют данные о том, что в некоторых странах распространенность болезни может составлять до 20 случаев на 1000 человек. К тому же около 50 детей на 1000 человек, по крайней мере, один раз в жизни имели припадок эпилепсии в тот момент, когда у них сильно повышалась температура тела.

    К сожалению, до сегодняшнего дня нет метода, позволяющего полностью излечить это заболевание. Однако, используя правильную тактику терапии и подбирая подходящие медикаменты, врачи достигают прекращения припадков примерно в 60–80% случаев. Болезнь только в редких случаях может привести как к смерти, так и к серьезным нарушениям физического и умственного развития.

    До сегодняшнего дня специалистам точно не известны причины, по которым у человека начинается приступ эпилепсии. Периодически эпилептические припадки происходят у людей с некоторыми другими заболеваниями. Как свидетельствуют ученые, признаки эпилепсии у человека проявляются в том случае, если повреждается определенная зона головного мозга, но при этом полностью она не разрушается. Клетки головного мозга, которые пострадали, но при этом все же сохранили жизнеспособность, становятся источниками патологических разрядов, из-за которых и проявляется падучая болезнь. Иногда последствия припадка выражаются новыми повреждениями головного мозга, и развиваются новые очаги эпилепсии.

    Специалистам до конца не известно, что такое эпилепсия, и почему одни больные страдают от припадков, а у других их вообще нет. Также неизвестно объяснение тому факту, что у одних больных припадок бывает единичным, а у других припадки повторяются часто.

    Отвечая на вопрос, передается ли по наследству эпилепсия, врачи говорят о влиянии генетической расположенности. Однако в целом проявления эпилепсии обуславливаются как наследственными факторами, так и влиянием окружающей среды, а также заболеваний, которые пациент перенес раньше.

    Причинами симптоматической эпилепсии может быть опухоль головного мозга, абсцесс мозга, менингит, энцефалит, воспалительные гранулемы, сосудистые расстройства. При клещевом энцефалите у больного наблюдаются проявления так называемой кожевниковской эпилепсии. Также симптоматическая эпилепсия может проявляться на фоне интоксикации, аутоинтоксикации.

    Причиной травматической эпилепсии является черепно-мозговая травма. Особенно выражено ее влияние в том случае, если такая травма была повторной. Припадки могут проявляться даже через несколько лет после травмы.

    Классификация эпилепсии осуществляется с учетом ее происхождения, а также типа припадков. Выделяется локализуемая форма болезни (парциальная, фокальная). Это лобная, теменная, височная, затылочная эпилепсия. Также специалисты выделяют генерализованную эпилепсию (идиопатическая и симптоматическая формы).

    Идиопатическая эпилепсия определяется в том случае, если ее причина не выявляется. Симптоматическая эпилепсия связывается с наличием органического поражения мозга. В 50-75% случаях имеет место идиопатический тип заболевания. Криптогенная эпилепсия диагностируется в том случае, если этиология эпилептических синдромов неясна либо неизвестна. Такие синдромы не являются идиопатической формой болезни, но и симптоматическая эпилепсия при таких синдромах определяться не может.

    Джексоновская эпилепсия – это форма болезни, при которой у пациента происходят соматомоторные или соматосенсорные припадки. Подобные приступы могут быть как фокальными, так и распространяться на иные участки тела.

    Рассматривая причины, которые провоцируют появление приступов, врачи определяют первичную и вторичную (приобретенную) формы болезни. Вторичная эпилепсии развивается под воздействием ряда факторов (болезни, беременность).

    Посттравматическая эпилепсия проявляется судорогами у пациентов, которые ранее перенесли повреждение головного мозга вследствие травмы головы.

    Алкогольная эпилепсия развивается у тех, кто систематически употребляет алкоголь. Это состояние является осложнением алкоголизма. Для него характерны резкие судорожные припадки, которые периодически повторяются. Причем, через некоторое время такие припадки появляются уже независимо от того, употреблял ли больной алкоголь.

    Эпилепсия ночная проявляется приступом болезни во сне. Вследствие характерных изменений активности головного мозга у части пациентов во сне развиваются симптомы приступа – прикусывание языка, упускание мочи и др.

    Но какая бы форма заболевания не проявлялась у больного, каждому человеку важно знать, как оказывается первая помощь при приступе. Ведь как помощь при эпилепсии иногда необходима тем, у кого припадок случился в общественном месте. Если у человека развивается припадок, нужно следить за тем, чтобы не была нарушена проходимость дыхательных путей, предупредить закусывание и западение языка, а также не допустить травмирования больного.

    В большинстве случаев первые признаки болезни появляются у человека еще в детстве или в подростковом возрасте. Постепенно интенсивность и частота припадков нарастает. Часто интервалы между припадками сокращаются от нескольких месяцев до нескольких недель или дней. В процессе развития недуга часто заметно меняется характер припадков.

    Специалисты выделяют несколько типов таких припадков. При генерализированных (больших) судорожных припадках у больного развиваются ярко выраженные судороги. Как правило, перед приступом появляются его предвестники, что может отмечаться и за несколько часов, и за несколько суток перед припадком. Предвестниками является высокая возбудимость, раздражительность, изменения в поведении, аппетите. Перед началом припадка часто у больных отмечается аура.

    Аура (состояние перед припадком) проявляется у разных больных эпилепсией по-разному. Сенсорная аура – это появление зрительных образов, обонятельных и слуховых галлюцинаций. Психическая аура проявляется переживанием ужаса, блаженства. Для вегетативной ауры характерны изменения в функциях и состоянии внутренних органов (сильное сердцебиение, боли в эпигастрии, тошнота и др). Моторная аура выражается появлением двигательных автоматизмов (движения рук и ног, запрокидывание головы и др.). При речевой ауре человек, как правило, произносит бессмысленные отдельные слова или восклицания. Сенситивная аура выражается парестезиями (чувство холода, онемения и др.).

    Когда припадок начинается, больной может кричать и издавать своеобразные хрюкающие звуки. Человек падает, теряет сознание, его тело вытягивается и напрягается. Замедляется дыхание, бледнеет лицо.

    После этого во всем теле или только в конечностях появляются подергивания. При этом расширяются зрачки, резко повышается артериальное давление, выделяется слюна изо рта, человек потеет, кровь подступает к лицу. Иногда непроизвольно выделяется моча и кал. Больной в припадке может прикусывать язык. Потом мышцы расслабляются, судороги исчезают, дыхание становится более глубоким. Постепенно возвращается сознание, но еще примерно на протяжении суток сохраняется сонливость и признаки спутанности сознания. Описанные фазы при генерализированных припадках могут проявляться и в иной последовательности.

    Больной не помнит о таком припадке, иногда, впрочем, сохраняются воспоминания об ауре. Продолжительность припадка – от нескольких секунд до нескольких минут.

    Разновидностью генерализованного припадка являются фебрильные судороги, которые проявляются у детей до четырехлетнего возраста при условии высокой температуры тела. Но чаще всего имеют место только несколько таких приступов, которые не переходят в истинную эпилепсию. Как следствие, есть мнение специалистов о том, что фебрильные судороги к эпилепсии не относятся.

    Для фокальных припадков характерно только вовлечение одной части тела. Они бывают моторными или сенсорными. При таких приступах у человека возникают судороги, паралич или патологические ощущения. При проявлениях джексоновской эпилепсии припадки перемещаются от одной части тела к иной.

    После того, как судороги в конечности прекращаются, в ней еще около суток присутствует парез. Если такие припадки наблюдаются у взрослых, то после них происходит органическое поражение головного мозга. Поэтому очень важно сразу же после припадка обращаться к специалистам.

    Также у больных эпилепсией часто происходят малые судорожные приступы, при которых человек на определенное время теряет сознание, однако при этом он не падает. В секунды приступа на лице больного проявляются судорожные подергивания, наблюдается бледность лица, человек при этом смотрит в одну точку. В некоторых случаях больной может кружиться на одном месте, произносить какие-то бессвязные фразы или слова. После окончания приступа человек продолжает заниматься тем, что делал до этого, и не помнит, что с ним произошло.

    Для височной эпилепсии характерны полиморфные пароксизмы, перед началом которых, как правило, на протяжении нескольких минут наблюдается вегетативная аура. При пароксизмах больной совершает необъяснимые поступки, причем, они иногда могут быть опасными для окружающих. В некоторых случаях имеют место тяжелые изменения личности. В периоде между приступами у больного присутствуют серьезные вегетативные нарушения. Болезнь в большинстве случаев протекает хронически.

    Диагностика эпилепсии

    Прежде всего, в процессе установления диагноза важно провести детальный опрос, как пациента, так и его близких людей. Здесь важно узнать все детали, касающиеся его самочувствия, расспросить об особенностях припадков. Важной информацией для врача являются данные о том, имелись ли случаи эпилепсии в семье, когда начались первые припадки, какова их частота.

    Особенно важным является сбор анамнеза, если имеет место детская эпилепсия. Признаки у детей проявления этого заболевания родители должны заподозрить как можно раньше, если для этого имеются основания. Симптомы эпилепсии у детей проявляются аналогично заболеванию у взрослых. Однако диагностика часто затрудняется ввиду того, что часто описанные родителями симптомы свидетельствуют о других болезнях.

    Далее врач проводит неврологическое обследование, определяя наличие у пациента головной боли, а также ряда других признаков, которые свидетельствуют о развитии органического поражения головного мозга.

    Пациенту обязательно проводится магнитно–резонансная томография, позволяющая исключить болезни нервной системы, которые могли бы спровоцировать судороги.

    В процессе электроэнцефалографии регистрируется электрическая активность мозга. У больных эпилепсией при таком исследовании выявляют изменения — эпилептическую активность. Однако в данном случае важно, чтобы результаты исследования рассматривал опытный специалист, так как эпилептическая активность регистрируется и примерно у 10% здоровых людей. Между приступами эпилепсии у больных может наблюдаться нормальная картина ЭЭГ. Поэтому часто врачи изначально с помощью ряда методов провоцируют патологические электрические импульсы в коре мозга, а тогда проводят исследование.

    Очень важно в процессе установления диагноза выяснить, какой тип припадка имеет место у пациента, так как это определяет особенности лечения. Тем пациентам, у которых наблюдаются разные типы припадков, назначают лечение с применением комбинации препаратов.

    Лечение эпилепсии – это очень трудоемкий процесс, который не похож на терапию других недугов. Следовательно, схему, как лечить эпилепсию, должен определять врач после установления диагноза. Лекарства от эпилепсии нужно принимать сразу же после того, как были проведены все исследования. Речь здесь не идет о том, как вылечить эпилепсию, а, прежде всего, о предупреждении прогресса недуга и проявления новых припадков. И больному, и его близким людям важно доступно объяснить смысл такого лечения, а также оговорить все другие моменты, в частности то, что при эпилепсии нельзя обойтись исключительно лечением народными средствами.

    Лечение болезни всегда длительное, причем, прием препаратов должен быть регулярным. Дозировку определяет частота проявления припадков, продолжительность болезни, а также ряд других факторов. В случае неэффективности терапии препараты заменяются другими. Если же результат лечения положительный, то дозы лекарственных средств постепенно и очень аккуратно снижают. В процессе терапии необходимо в обязательном порядке отслеживать физическое состояние человека.

    При лечении эпилепсии применяются разные группы препаратов: противосудорожные, ноотропные, психотропные средства, витамины. В последнее время врачи практикуют применение транквилизаторов, которые расслабляющее воздействуют на мышцы.

    При лечении этого недуга важно придерживаться сбалансированного режима труда и отдыха, правильно питаться, исключить алкоголь, а также другие факторы, провоцирующие припадки. Речь идет о перенапряжении, недосыпании, громкой музыке и др.

    При правильном подходе к лечению, соблюдении всех правил, а также при участии близких людей состояние больного значительно улучшается и стабилизируется.

    В лечении детей, больных эпилепсией, наиболее важным моментом является правильность подхода родителей к его осуществлению. При детской эпилепсии особое внимание обращается на дозировку препаратов и ее коррекцию по мере роста малыша. Изначально за состоянием ребенка, который начал принимать определенный препарат, должен следить врач, так как некоторые лекарственные средства могут вызвать аллергические реакции и интоксикацию организма.

    Родители должны учитывать, что провоцирующими факторами, влияющими на возникновение припадков, является вакцинация, резкий подъем температуры, инфекции, интоксикации, ЧМТ.

    Стоит консультироваться с врачом перед тем, как начинать лечение медикаментозными препаратами других болезней, так как они могут не сочетаться со средствами против эпилепсии.

    Еще один важный момент – позаботиться о психологическом состоянии ребенка. Необходимо объяснить ему, по возможности, об особенностях болезни и позаботиться о том, чтобы малыш комфортно чувствовал себя в детском коллективе. Там должны знать о его болезни и уметь помочь ему во время приступа. А самому ребенку необходимо осознать, что в его заболевании нет ничего страшного, и стыдиться недуга ему не нужно.

    Чтобы избежать припадков больным следует полностью исключить алкоголь, курение, полноценно высыпаться каждый день. Стоит соблюдать диету, в которой преобладает молочная и растительная пища. Важен правильный образ жизни в целом и внимательное отношение человека к состоянию организма.

    medside.ru

    Почему немеют ступни ног — причины

    Полная или же частичная потеря чувствительности ступней ног возникает в ряде достаточно разнообразных причин, которые провоцируют нарушение кровотока. Нередко защемление нервных корешков также может способствовать потере чувствительности. В зависимости от того, какую симптоматику и степень боли испытывает человек, то можно установить истинную причину патологии.

    Нередко симптомы недомогания в конечностях (онемение) может сочетаться с сильной болью в области поясницы, в руках и грудной клетке. Встречается, что у пациентов немеют не только ноги, но и руки во время движения или даже в состояния покоя. Например, человек может сидеть за рулем автомобиля и у него резко начинают неметь конечности. Что же делать в таком случае? Не исключено, что ноги будут сильно мерзнуть на холоде (морозе) и из-за этого появляются «бегающие мурашки» на коже.

    В 90% клинических случаев ступни начинают неметь из-за патологии, определяемой как остеохондроз поясничного отдела позвоночник. В результате этого происходит раздражение нервных корешков, защемление их, а также возникают различные неврологические расстройства.

    Если у пациента постепенно развивается ишиас или же воспалительный процесс седалищного нерва, то не исключено, что это отразится на конечностях. Абсолютно всегда необходимо исключать патологические процесс в кровеносных сосудах (например, варикоз вен, а также тромбоз), а также нарушения эндокринной системы в виде сахарного диабета или же последствия после получения механической травмы.

    Наиболее распространены неврологические признаки онемения стоп (приведены ниже):

    Если у вас немеют ступни ног во время береременности, то это является скорее нормой, нежели патологией. Это происходит из-за того, что в этот период на позвоночник приходится достаточная большая нагрузка. К тому же матка стремительно растет и влияет на патологическое защемление нервных волокон. Помимо этого у женщины может начаться растягиваться и так называемая повздошно-поясничная мышца, что и вызывает болезненные ощущения во время ходьбы и дополнительно приводит к повышенному тонусу матки. Подобное состояние у беременных требует медицинской корректировки и своевременной консультации врача.

    Стоит отметить еще одну причину, которая может стать причиной онемения ступней ног – это острый дефицит микро и макроэлементов, чаще всего сопровождающийся судорогами ног в ночное время суток.

    Почему немеет правая ступня?

    Правая ступня может неметь из-за защемления нервных корешков и в дальнейшем – развития остеохондроза. Патологические симптомы распространяются по всей внешней части голени, а также колену. При этом у человека немеет не только ступня, но также и большой палец ноги. Если же начинается стремительное ухудшение ситуации, то это стопа человека настолько слабеет, что у него даже нет возможности подняться на носочки и передвигаться на дальние расстояния. Причем, такие действия, как наклон туловища, повороты в стороны, а также кашель провоцируют усиление боли и онемения не только в стопе, но и по всей конечности. Если больной резко поднимает ногу вверх, то это приводит к усилению онемения и иррадированию боли в поясницу справа.

    Если у человека немеет не только стопа или же мизинец, то это говорит о развитии грыжи. Изначально в таком случае начинает неметь мизинец и только после эти ощущения переходят на пятку. Если не лечить заболевание и не обращаться к врачу, то в результате развития заболевания начинает снижаться так называемый рефлекс Ахиллова сухожилья и человек уже не может без специальной медицинской помощи встать на ноги. Характерным признаком является то, что болезненные ощущения усиливаются во время сиденья на чем-то твердом, а также во время ходьбы или же подъемах ног.

    Если же онемение стопы сопровождается покраснением кожи, отеком, снижением подвижности и т.д., то обратиться нужно за помощью к врачу-ортопеду. Это, как правило, говорит о более системном поражении тканей, а также об ожоге или же начинающемся артрите. Нередко стопа немеет при синдроме Рейно. Поэтому, чтобы окончательно подтвердить или же опровергнуть вероятность патологии, нужно все же посетить медицинское учреждение.

    Основные причины онемения стопы

    Итак, с жалобами на онемение правой или же левой пятки, пациенты обращаются достаточно часто к врачу-хирургу или же травматологу. Причем, больные говорят о том, что у них усиливается болезненная симптоматика во время ходьбы или же даже в положении сидя. Это уже говорит о натяжении седалищного нерва, которое характеризуется такой сильной болью, что у человека возникают судороги. Некоторые могут просыпаться ночью с невыносимой болью и ощущением покалывания в конечностях.

    Для того, чтобы назначить лечение, врач должен отвергнуть или же подтвердить следующие причины онемения стопы:

  • Воспалительный процесс межпозвоночной грыжи поясничного отдела позвоночника;
  • Спондилолистез;
  • Ишиас;
  • Воспалительный процесс седалищного нерва;
  • Боль на фоне развития сахарного диабета или же такой вредной привычки, как алкоголизм;
  • Туннельный синдром;
  • Пяточная шпора;
  • Варикоз;
  • Тромбоз;
  • Ревматоидный артрит;
  • Инсульт;
  • Рассеянный склероз;
  • Синдром Рейно;
  • Наличие опухоли головного мозга;
  • Обморожения и травмы;
  • Неврома.
  • Вероятное направление лечения

    Существует несколько направления лечения онемения ступней ног:

  • Манипуляционные методы;
  • Лечение лекарственными препаратами в виде Диклофенак, Ксефокам, Мидокалм, Мелоксикам, а также кортикостероиды;
  • Физиотерапевтические методы в виде обработки ультразвуком, фонофорезом, а также электрофорезом;
  • Иглоукалывание;
  • Физическая терапия.
  • medportal.su

    От чего прививка АДС-М

    В понимании многих людей прививки должны проводиться однократно или максимум три раза. Этого достаточно для выработки иммунитета. Но существуют такие вакцины, которые делают постоянно, до глубокой старости через определённые промежутки времени. Такой вакциной является АДС-М — прививка от дифтерии и столбняка.

    Что это за инъекция и зачем её делать на протяжении всей жизни? От чего прививка АДС-М и как часто её делают?

    Зачем делать прививку от дифтерии и столбняка

    Несколько десятков лет назад слова дифтерия и столбняк приводили в ужас не только людей, в семье которых были больные таким недугом. Врачи опасались диагностировать именно эти болезни. Они из разряда тех, от которых намного легче провести профилактику, чем излечиться. Если человеку повезло выжить после перенесения одного из этих заболеваний, то осложнения нередко беспокоили его на протяжении всей оставшейся жизни. В наше время случаи заболеваемости встречаются все реже благодаря прививке от дифтерии и столбняка.

    Дифтерия и столбняк относятся к группе острых бактериальных инфекционных болезней. Источник заражения — больной человек, а в случае со столбняком разносчиками инфекции могут быть ещё и животные.

    Дифтерия поражает верхние дыхательные пути. Клинические проявления при этом следующие:

    • незначительное повышение температуры, слабость, увеличение шейных лимфоузлов;
    • боль в горле, отёк тканей шеи, затруднение при проглатывании пищи, в том числе и жидкой;
    • воспаление слизистой оболочки глотки, увеличение миндалин;
    • отличительными прогностическими признаками болезни является появление налёта на миндалинах, который может переходить на соседние ткани.
    • Осложнения дифтерии: поражение сердца, паралич мышц шеи и мягких тканей, нарушение работы нервной системы. В тяжёлых и запущенных случаях — смерть. Во сколько лет делают прививку от дифтерии? Введение первой комплексной вакцины начинают спустя три месяца после рождения ребёнка.

      Симптомы столбняка отличаются, так как поражается в большей степени нервная ткань. Для заболевания характерно:

    • повышенная температура, слабость;
    • напряжение и спастические сокращения мышц лица;
    • напряжённость мышц шеи, туловища и конечностей;
    • затруднение дыхания;
    • смерть может наступить из-за резкого спазма дыхательной мускулатуры.
    • Обе болезни поражают нервную ткань, они не поддаются лечению обычными и даже сверхсильными антибактериальными препаратами. Заболевания переносятся намного легче или случаи встречаются реже, если своевременно полностью проведена вакцинация. С этой целью делают прививку АДС-М — детям и взрослым. Согласно календарю первые инъекции (АКДС — комплексная вакцина с коклюшем) проводят в 3, 4,5 и 6 месяцев. Первая ревакцинация должна быть в 18 месяцев. Вторая ревакцинация АДС-М должна быть в 7 лет, затем в 14. После чего её повторяют каждые 10 лет на протяжении всей жизни. Возраст не является ограничением для профилактики таких тяжёлых заболеваний — дифтерия и столбняк могут поразить человека в любой момент его жизни.

      Что за прививка АДС-М

      Различных вариантов профилактики дифтерии и столбняка так много, что невольно задумываешься — нужна ли каждая из них? Какой состав прививки АДС-М и что обозначает каждый символ? В одной дозе вакцины АДС-М — 0,5 мл вещества содержится:

    • 5 единиц дифтерийного анатоксина;
    • 5 единиц связывания столбнячного анатоксина;
    • вспомогательные вещества: тиомерсал, формальдегид, алюминия гидроксид.
    • В обычной упаковке АДС-М ампулы по 1 мл, то есть в каждой содержатся по 10 единиц каждого анатоксина.

      В чём отличие именно этой вакцины? АДС — эти символы обозначают анатоксин дифтерийно-столбнячный очищенный адсорбированный жидкий. Под заглавной буквой «М» имеется в виду уменьшенное содержание антигенов.

      Вакцина АДС, к примеру, содержит 60 единиц дифтерийного и 20 единиц столбнячного анатоксинов. То есть количество активных единиц против каждого заболевания значительно увеличено. Чем ещё АДС отличается от АДС-М? Это показания к применению. Для каждого из этих препаратов существуют чёткие критерии введения.

      Выпускается вакцина АДС-М в виде суспензии желтовато-белого цвета. Каждая ампула содержит 1 мл вещества — это двойная доза анатоксина. Согласно инструкции вакцины АДС-М её применяют:

    • для профилактики дифтерии и столбняка у детей начиная с шестилетнего возраста;
    • используют у подростков и взрослых людей каждые 10 лет;
    • вакцину АДС-М вводят взрослым, не получавшим прививку последние 20 лет;
    • в редких случаях прививку АДС-М делают в качестве замены АКДС или АДС вакцин у детей с сильными реакциями или поствакцинальными осложнениями на указанные препараты;
    • детям четырёхлетнего возраста, ранее не получившим АКДС.
    • Вакцина АДС-М — это препарат, который используется для поддержки иммунитета на протяжении всей жизни.

      Куда делают прививку АДС-М? Согласно новым инструкциям препарат вводят внутримышечно в передненаружную часть бедра или глубоко подкожно в подлопаточную область (подросткам и взрослым).

      Противопоказания для применения АДС-М

      Существуют как постоянные, так и временные противопоказания вакцинации АДС-М.

      К постоянным противопоказаниям относят:

    • выраженную реакцию на вакцину АДС-М при прошлом её введении;
    • осложнения после первой или последующих прививок.
    • Временные противопоказания следующие.

    • Не рекомендуется прививать АДС-М женщин в период беременности и кормления грудью.
    • Реакция на прививку от дифтерии и столбняка возможна при обострении хронических заболеваний.
    • Не прививают АДС-М в период острых инфекционных заболеваний.
    • Во время активного проявления аллергических болезней. Прививают человека через 2–4 недели после выздоровления.
    • Не рекомендуется делать прививку в период продромальных явлений. В этом случае активных проявлений острого инфекционного заболеваний нет, но человек себя чувствует плохо, его беспокоит ощущение ломоты в суставах, лёгкая слабость. Вакцинацию в таком случае откладывают до улучшения самочувствия.
    • В случае когда был нарушен график вакцинации вводят половинную дозу препарата, а затем делают ревакцинацию — RV2 спустя месяц и RV3 не менее чем через 30–45 дней после предыдущей.

      Реакция на прививку АДС-М

      После введения анатоксина возможны некоторые местные или общие реакции.

      1. Местно в области введения вакцины АДС-М может появиться уплотнение ткани или интенсивное красное окрашивание. Чаще всего это бывает при несоблюдении правил асептики или после введения некачественной вакцины. Что делать, если сделали прививку от столбняка и дифтерии и она покраснела? Такая реакция может быть в течение двух-трёх дней и проходит самостоятельно.
      2. Возможны аллергические реакции как в месте введения вещества, так и всего организма — крапивница, отёк Квинке, анафилактический шок. Чтобы избежать последствия сильной реакции и осложнений важно в течение первых 30 минут после вакцинации оставаться под наблюдением медработников.
      3. Температура после АДС-М и кратковременное лёгкое недомогание возможны. Это чаще зависит от реакции организма на введение анатоксина.
      4. Все наиболее серьёзные осложнения по типу поражения нервной системы, воспаления оболочек мозга и коллапс могли встречаться в случае введения вакцины с коклюшем — АКДС.

        АДС-М хорошо переносится, осложнения и реакции на эту прививку бывают при неправильном поведении самого человека. Они возможны при расчесывании места инъекции, если человек вопреки запрету намочил его, в течение двух дней после вакцинации посещал места большого скопления людей. В таких случаях реакция могла возникнуть не на саму прививку. Самый часто задаваемый вопрос врачу — можно ли мыться после прививки от дифтерии и столбняка? В целом можно, но нельзя мочить место введения анатоксина.

        При появлении осложнений рекомендуется о них сообщить врачу. Многие состояния лечатся симптоматически. Доктор может назначить жаропонижающие средства, болеутоляющие и противоаллергические.

        Аналогичные вакцины от дифтерии и столбняка

        Существует несколько аналогов вакцины от дифтерии и столбняка:

        На любую из этих прививок осложнения минимальны и чаще зависят от человеческого фактора. Все они переносятся хорошо. Вещества включают одни и те же анатоксины, но стабилизаторы могут быть разными.

        Подведём итоги. В каком случае нужно делать прививку АДС-М? Для формирования иммунитета от дифтерии и столбняка. Прививают всех взрослых начиная с 14 или 16-летнего возраста (старый календарь) и каждые 10 лет при отсутствии противопоказаний. Любой непривитый человек относится к группе риска — эти люди не только могут заболеть сами, они заразят других людей, в том числе и детей, у которых ещё слабый иммунитет. Одна прививка АДС-М непросто избавит от очередной бумажной волокиты в поликлинике, она, возможно, спасёт родного человека от гибели!

        privivku.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation