От чего у детей заикание

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.
  • Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

    Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

    Формы заикания у детей

    По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
  • Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

    В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.
  • Стадии заикания у детей

    В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  • Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  • Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  • Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  • Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.
  • Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

    К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

    Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

    Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

    Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

    При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

    В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

    Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

    www.neboleem.net

    Заговоры и молитвы от заикания у детей: бабушкин способ вылечить ребенка

    Заикание является одной из распространенных детских проблем, с медицинской точки зрения – это нарушение речи, встречающееся у детей раннего возраста (примерно до семи лет), характеризуемое частым повторением определенных звуков или слогов. Заговоры и молитвы от заикания детей, это старинный и зачастую довольно эффективный способ избавиться от этого неприятного недуга.

    Во времена наших бабушек это был единственный способ лечения детей. Многие до сих пор считают эту методику эффективной.

    Современные дети подвержены различного рода стрессовым ситуациям, способным привести к заиканию. Неустойчивая детская психика довольно восприимчива, поэтому оснований для развития заикания – множество. К таковым можно отнести дефекты нервной системы ребенка, формируемые в следствии каких-то определенных заболеваний, стрессовые ситуации и излишнюю детскую впечатлительность.

    И все же часто встречаемая причина заикания у ребенка — сильный испуг. Он может быть основан на страхе быть брошенным, боязни темноты и даже прочтенной на ночь страшной сказки.

    Почитайте вот эту статью: Заговор от испуга ребенка. Вам будет это интересно…

    Зачастую избавиться от заикания на ранних этапах не вызывает особых проблем – достаточно лишь устранить причину, которая привела к возникновению недуга или просто дать ребенку почувствовать себя спокойнее и увереннее. Можно позаниматься с логопедом или взять уроки пения. Иногда вылечиться от заикания помогают травяные успокаивающие сборы или нетрадиционные методы – точечные массажи или иглоукалывание.

    Случается и так, что в лечении заикания у детей не помогают ни врачебные методики, ни авторские разработки (материалы тех, кто сумел самостоятельно излечиться), ни гипноз, ни дыхательные упражнения, и даже – лекарственные препараты.

    Ребенок начинает испытывать постоянный стресс, меняются отношения с родственниками, учителями, одноклассниками и прочим окружением, формируются комплекс неполноценности и чувство одиночества. В подобных случаях стоит обратиться к народным способам лечения заикания, при которых используются специальные молитвы и заговоры.

    Читать заговор от заикания ребенка следует его матери или бабушке, то есть самым близким родственницам по женской линии.

    Заговор на молоко и мед — верный способ вылечить заикание ребенка.

    Самими действенными считаются заговоры, которые довольно просты. Кроме того, основные составляющие для проведения обряда есть у каждого в доме. Чаще всего, это серебряная ложка, а также молоко и мед в небольших количествах. Помните, что именно в родителях заключена огромная целебная сила, которая способна помочь ребенку преодолеть недуг.

    Для проведения ритуала следует восемь дней подряд давать ребенку выпить три чайные ложки молока с одной капелькой меда. Самое главное – текст заговора, который важно прочитать над каждой ложкой:

    «Никому другому, ни себе, ни (имя ребенка) ни поперхиваться, да не заикиваться, чисто-чисто разговаривать. Да будет так».

    Еще один вариант – произвести заговор от заикания ребенка с использованием зеленой свечи. Подходящий день для проведения ритуала — пятница (дневное время).

    Необходимо зажечь свечу и над сидящим на стуле ребенком прочитать молитвы Святым врачам – великомученикам и целителям Пантелеймону, Косме и Домиану. Затем – проговорить и сам заговор:

    «Пес лежал, кошка прибежала и все слизала. Ты, собака, не скули, а ты, кошка, поскорее приходи и плохое забери, ты же, раб Божий (имя малыша), чисто говори. Будешь чисто говорить, где захочешь — ходить, других понимать, свой язык уважать» — и произнести троекратное «аминь».

    После следует дать малышу выпить освященной воды и перекрестить. Данный ритуал важно проводить каждую пятницу в течение месяца. Зеленая свеча поможет и в том случае, если каждый вечер перед сном зажигать ее в комнате ребенка – свет от нее разгонит все детские страхи.

    Лечение ячменя народными средствами — заговор от ячменя.

    Все заговоры проводятся на убывающую луну, но день для их проведения зависит от возраста ребенка. Тем, кому нет 5 лет – подойдут понедельник и среда, для тех, кто постарше – вторник и четверг. Нельзя также рассказывать посторонним о проведении исцеляющего обряда.

    Православные молитвы

    Православные люди верят в целительную силу молитв

    Победить любую болезнь можно под влиянием заботы, терпения и истинной веры.. К сожалению, какого-то определенного единого молитвенного обращения от заикания не существует. Важно просто как можно чаще от всей души обращаться к Высшему и, веруя, просить его излечить ребенка от данного заболевания.

    Очень сильная молитва от заикания ребенка всегда связана с каким-то православным святым. Чтобы излечить малыша от недуга, родителям следует обратиться со словами о помощи к тем, кому они больше доверяют: Пресвятой Богородице (перед ней молятся о здравии детей), святой заступнице Матроне Московской, пресвятому Симеону Богоприимцу, целителю Пантелеймону, великомученику Георгию Победоносцу, Агапиту Печерскому или Антонию Великому, Николаю Чудотворцу.

    Можно провести следующий ритуал, во время которого попросить Отца Небесного помочь, читая всеобъемлющую «Отче наш»: выстриженную у ребенка прядь волос положить в углубление на дверном косяке, где стоит отметина о его росте, и замазать воском, расплавленным от церковной свечи. После прочтения молитвы следует обратиться к Всевышнему, приговаривая:

    «Господи, помоги ребенку избавиться от недуга, когда перерастет он указанные отметки».

    Помните, что во время проведения лечения важно давать ребенку пить святую воду. При этом можно заговор от заикания читать на воду. В комнате, где отдыхает малыш, необходимо поставить икону Святого Заступника, который будет охранять его сон. А сам ребенок, впрочем, как и те, кто проводит обряд, должны быть обязательно крещенными. Знайте, что только родительская любовь и вера в действенные силы молитвы способны навсегда избавить вашего малыша от столь неприятной проблемы как заикание.

    Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

    gadalkindom.ru

    По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей — 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

    Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

    Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться?

    С заиканием сталкивались еще наши предки. Теорий его появления — море, но окончательную формулировку понятия дал наш ученый Павлов, благодаря которому и разобрались в самой природе неврозов.

    Откуда берется заикание — изучаем причины

  • Наследственность.Наличие у родителей неврологический заболеваний.
  • Нарушения в развитии головного мозга (иногда — еще в период беременности).
  • Определенный характер ребенка.Неспособность приспособиться к внешней среде (холерики).
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Сахарный диабет.
  • Рахит.
  • Незрелость головного мозга.
  • Случаи травм, ушибов или сотрясения мозга.
  • Частые простуды.
  • Инфекции ушей и дыхат/путей.
  • Психологические травмы, ночные страхи, частые стрессы.
  • Энурез, быстрая утомляемость, частая бессонница.
  • Неграмотный подход к формированию детской речи (слишком быстрая или слишком нервная речь).
  • Резкое ухудшение условий проживания.
  • Позднее развитие речи со стремительным «наверстыванием» упущенного речевым аппаратом.
  • Куда обратиться за помощью заикающемуся ребенку – диагностика заикания и специалисты

    Преодолеть заикание непросто. В каждом случае (за исключением того, когда ребенок просто подражает родителю) придется потратить немало сил, и лишь комплексный подход может гарантировать результат.

    Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях что реально поможет избавиться от логоневроза?

    Коррекция — когда уже пора начинать?

    Конечно же, чем раньше, как говорится, тем лучше. Следует понимать, что заикание — это испытание для малыша. Оно не только мешает выражать свои мысли, но и является существенным препятствием для общения со сверстниками. Начинать нужно еще «вчера»! В самом раннем детстве. Еще до обучения в школе родители должны свести к минимуму все проявления болезни. Если данный речевой «дефект» едва дал о себе знать — бегом к специалисту!

    Как определить, что ребенок становится заикой?

  • Малыш начинает говорить мало или отказывается говорить вовсе. Иногда на сутки-двое. Начиная разговаривать, заикается.
  • Перед отдельными словами кроха вставляет лишние буквы (прим. — И, А).
  • Остановки в речи возникают либо в середине фразы, либо в середине слова.
  • Ребенок невольно повторяет первые слова в речи или первые слоги слов.
  • Дальше следует определить — каков тип заикания. Потому что схема лечения во многом будет зависеть конкретно от него.

    • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно — у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
    • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.
    • К кому пойти лечиться, и какова схема лечения?

      Безусловно, лечение заикания, независимо от причины появления — это исключительно комплексный подход! И к лечению приступают лишь после полного всестороннего обследования малыша.

      В первую очередь, следует обратиться к психологу, неврологу и логопеду.

    • В случае невротического заикания доктором, которого придется посещать чаще других, станет именно детский психолог. В его схему лечения входит обучение папы с мамой наиболее эффективным мерам общения с малышом; снятие напряжения — как мышечного, так и эмоционального; поиск лучших методов релаксации; повышение эмоциональной стабильности ребенка и пр. Кроме того, придется заглянуть к неврологу, который пропишет препараты для снятия мышечных спазмов и специальные успокаивающие средства. Ну и без логопеда тоже будет не обойтись.
    • В случае неврозоподобного заикания основным врачом станет логопед-дефектолог. Психотерапии здесь отведена второстепенная роль. Работа логопеда (запасайтесь терпением) будет длительной и регулярной. Основная задача врача — обучить малыша правильной речи. Без невролога, к сожалению, тоже не обойтись — медикаментозное лечение будет способствовать более успешной работе логопеда.
    • Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

      Лечение у специалистов носит не рекомендательный, а обязательный характер, если вам нужен результат. Но и сами родители (прим. — может, даже в большей степени) могут помочь малышу справиться с заиканием.

    • Создайте в своем доме атмосферу спокойствия, любви и понимания. Это важнейшее условие. Ребенку должно быть хорошо!
    • Обязательное условие — четкий режим дня. Причем, на сон тратим не меньше 8-ми часов!
    • Не торопимся, общаясь с малышом. Не говорим «скороговорками», не повышаем голос. Только медленно, спокойно, нежно и четко. Рекомендуется о том же попросить и воспитателя в детском саду.
    • Никаких скандалов в доме! Никаких стрессов для ребенка, повышенных тонов, ссор, негативных эмоций, резкой жестикуляции и взрывных интонаций.
    • Чаще обнимайте ребенка, говорите с ним ласково.
    • Категорически нельзя подгонять кроху , когда он приходит к вам с просьбой или хочет что-то рассказать. Слишком занятые родители частенько «отбривают» детей фразами вроде «ну давай, говори уже, а то я занята!». Этого делать нельзя! И перебивать малыша тоже строго не рекомендуется.
    • И побольше одобрительных слов и жестов для вашего малыша. Даже, если его успехи совсем незначительны.

      Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

      www.colady.ru

      Заикание — можно ли вылечить логоневроз у детей без медикаментов?

      Логоневрозом у детей называют известный всем синдром заикания — судорожное расстройство речи, не позволяющее произносить звуки в правильной последовательности. Ребенок, страдающий логоневрозом, не испытывает болезненных ощущений в процессе речи, но ощущает значительный психологический дискомфорт.

      «Заике» не доступно спокойное выражение своих мыслей, ребенок волнуется и стыдится своей особенности. Логоневрозы полностью излечимы. Насколько эффективным будет лечение зависит от желания больного избавиться от заикания.

      Различают тоническую и клоническую форму логоневроза. Иногда происходит формирование смешанной формы заболевания, в которой в одинаковой степени проявляются тонические и клонические признаки.

      У ребенка, страдающего тоническим логоневрозом, в процессе речи отмечаются непроизвольные паузы. Звуки произносятся затяжным, пролонгированным способом.

      При клоническом логоневрозе речь ребенка включает частые навязчивые повторения: словесные, звуковые.

      Физиологические причины заикания заключаются в несогласованности работы речепроизводящего аппарата и системы управления процессом речи. Определенная зона головного мозга, отвечающая за речевые функции работает некорректно.

      Заикание может быть обусловлено болезнями эндокринной системы, тяжелыми инфекционными заболеваниями. А вот глубинные психологические причины кроются в прошлых психических потрясениях — испугах, психических травмах, нервных срывах.

      Возможно, всему виной строгие и подавляющие методы воспитания, практикуемые взрослыми. Какими бы ни были причины развития расстройства, наличие такой особенности отравляет жизнь многим детям.

      В большинстве случаев заикание возникает в период первичного формирования речи в возрасте 3-5 лет. Еще одна группа риска — 15-17 летние подростки, входящие в фазу полового созревания.

      Симптомы логоневроза выражаются:

    • принужденными паузами;
    • затрудненным произнесением либо частыми повторениями звуков, слогов, иногда слов;
    • спазмами компонентов аппарата речи (губы, язык, гортанные мышцы);
    • артикуляционными судорогами.
    • Симптомы проявляются ярче в моменты эмоционального переживания или нервного потрясения.

    • судорожные гримасы;
    • напряжение лицевых мышц, тики;
    • ребенок моргает;
    • губы дрожат;
    • дыхание прерывается судорогами, из-за чего ощущается нехватка воздуха.
    • Также отмечаются невротические симптомы в виде:

    • психического напряжения;
    • тревожности;
    • подавленного настроения;
    • страха;
    • чувства неполноценности;
    • чрезмерной потливости;
    • нарушений сна;
    • сниженного аппетита.
    • Симптомы проявляются четче по мере развития заболевания. Начальная стадия характеризуется эпизодическими нарушениями. Со временем симптомы укореняются, приобретают постоянный, интенсивный характер, проявляются чаще, особенно при нервном возбуждении.

      Тяжелые формы логоневрозов порождают в сознании ребенка навязчивый страх — логофобию — устойчивое речевое расстройство.

      Лечение заикания у детей в большей мере психотерапевтическое. Если органические поражения мозга отсутствуют, необходимости в медикаментозной терапии нет.

      Логопедические занятия

      Логопедическое лечение освобождает речь от напряженности, устраняет дефекты произношения, воспитывает четкую артикуляцию, делает речь плавной, выразительной.

      Первичное лечение проходит при поддержке логопеда, затем ребенку предстоит поупражняться в устной речи самостоятельно. Для закрепления эффекта пациенту предоставляется возможность потренироваться в простом общении с другими детьми.

      Насколько сложными будут упражнения определит степень речевых нарушений у ребенка.

      Дыхательные упражнения

      Лечение дыхательными методиками направлено на тренировку силы, свободы и естественности голоса. Терапевтический эффект распространяется на органы речи и дыхания одновременно.

      Тренировка диафрагмы благотворно влияет на процесс голосообразования, дыхание углубляется, голосовые связки становятся более подвижными, плотнее смыкаются при произнесении звуков.

      Лечение дыхательными методиками обычно совмещается с релаксационными упражнениями.

      Понадобится ли лечение точечным массажем зависит от сложности логоневроза. Суть процедуры заключается в воздействии на определенные акупунктурные точки спины, лица, грудной клетки, ног.

      Лечение заикания точечным массажем восстанавливает нервную регуляцию речи, эффект заметен после первого курса терапии.

      Компьютерные программы

      Существую специальные нео-методики — компьютерные программы, задача которых состоит в синхронизации слухового и речевого центров пациента. Упражняясь с помощью компьютерных методик, ребенок постепенно приобретает способность говорить плавно, без запинок.

      Комплексное лечение может дополняться противосудорожными препаратами, транквилизаторами, анксиолитическими ноотропными средствами (Тенотен Детский).

      Иногда используются нейтрализаторы, которые снимают блокирующее действие веществ, сдерживающих нормальное функции центров нервной системы. Если ребенок не может преодолеть нервное напряжение, прописывают успокаивающие травяные отвары, настойки.

      Профилактика логоневрозов целесообразна с точки зрения психоневрологического источника данного типа расстройств. Простые жизненные принципы могут качественно снизить вероятность заболевания либо предотвратить возникновения заикания вообще:

    • Оградите ребенка от психологических травм и нервных потрясений.

    Доминирующий стиль воспитания, категорические запреты везде и во всем, эмоциональное давление, насильственная разлука с близкими, страхи — не для вашего малыша, если вы хотите видеть его здоровым и счастливым.

  • Старайтесь фильтровать информационный поток, в котором находится ребенок.
  • Телепередачи и книги (в которых употребляются сложные термины, иностранные слова либо нестандартная лексика) не подходящие по возрасту могут стать причиной заикания.

    • Соблюдайте режим, сбалансируйте питание.
    • Здоровый образ жизни, крепкий сон, прогулки, пища, богатая микроэлементами и витаминами сохранят соматическое здоровье.

      Любовь и забота о ребенке не выражается в безграничной вседозволенности. Иначе малейший запрет или отказ превратится в психологическую травму. Но ваш малыш должен чувствовать себя в безопасности. Вы — его мир.

      lecheniedetej.ru

      От чего у детей заикание

      От чего может возникнуть заикание?

      В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

      Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

      Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к дефекту речи.

      Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

      Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

      Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

      Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

      Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

      Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

      Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

      Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

      У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

      Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

      Можно ли перевоспитать речь заикающегося ребенка?

      В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

      Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

      Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

      Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

      Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

      Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

      В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

      Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

      Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.

      При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

      Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

      Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

      Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

      Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

      При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

      Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

      При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

      После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

      1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
      2. Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
      3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
      4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
      5. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
      6. Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
      7. Гласные звуки произноси широко и громко.
      8. Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
      9. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
      10. Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
      11. Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
      12. Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
      13. Говори громко, четко, выразительно.
      14. Как надо вести себя родителям с ребенком,

        который начал заикаться

      15. Взять себя в руки и не паниковать.
      16. Попытаться разобраться в причинах дефекта.
      17. Ликвидировать их.
      18. Создать дома спокойную обстановку.
      19. Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.
      20. Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
      21. Исключить шумные игры и шумные детские компании.
      22. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
      23. Помочь избавиться от страхов.
      24. Выработать уверенность в себе.
      25. Найти правильную тактику воспитания.
      26. Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
      27. При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
      28. Научить правильно общаться.
      29. Постараться не ломать его стереотипы.
      30. Повременить с оформлением в детский сад.
      31. Как можно реже ходить в гости.
      32. Не приглашать часто к себе гостей.
      33. Ослабить нервное напряжение.
      34. Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
      35. Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
      36. Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
      37. Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
      38. Как не надо вести себя родителям с ребенком,

      39. Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
      40. Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.
      41. Впадать в панику.
      42. Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
      43. Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
      44. Ссориться, конфликтовать, пугать.
      45. Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
      46. Постоянно ломать стереотипы.
      47. Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

      vildetsad3.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation