Отличительные факторы тахилалии и заикания таблица

Этиология, патогенез, клиника брадилалии и тахилалии

Брадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание. Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. В других случаях брадилалия является следствием перинатального поражения ЦНС (алкогольного синдрома плода, резус-конфликта, родовых травм и др.), общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

В клинике неврологических заболеваний брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии. Брадилалия характерна для некоторых психических нарушений, например, олигофрении. В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

К причинам психологического плана относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения

Тахилалия — нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

allrefrs.ru

Классификация заикания

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. )

Первые попытки создания классификации относятся 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клиничес­кой картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции: органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной не устойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963).

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им при­суща психофизическая заторможенность, нервно-психичес­кие нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Вла­совой (1958)и др.

Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неурав­новешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их лич­ности, а развитие заикания способствует усилению их не­уравновешенности и появлению черт общей детской нервно­сти; детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутроб­ного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые за­болевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, нако­нец, — детей, у которых до заикания имелись признаки тя­желого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заи­кания (тоническая, клоническая), некоторые этиологичес­кие факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников пред­ставлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е гг. XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержан­ного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у не­вротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подрост­ков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания.

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психасте­ников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной не­рвной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения централь ной нервной системы различного генеза; невротические рас­стройства; психопатии; вялопрогредиентная гнизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другим факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до, 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникнове­ния заикания примерно столько же, сколько в первые три; года. В период до пубертатного возраста число заикающих­ся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заи­кания возможно в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляло к середине 50—60 гг. XX в. 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немно­гим более 1% (по М. Е. Хватцеву). В настоящее время отмечается тенденция роста статистических показателей заикания.

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на уси­ление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

studfiles.net

Отличительные факторы тахилалии и заикания таблица

(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

В Заикании выделяют две группы симптомов: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

Основным внешним симптомом Заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, т.к. его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые или артикуляционные судороги.

Отмечаются 3 формы нарушения дыхания при Заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а, а, а»); размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); вокальная, свойственная детям (дети протягивают гласные в словах).

В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (К, Г, П, Б, Т, Д); реже и менее напряженно – щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т.п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты Заикания имеет ритм речи.

Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

В проявлениях Заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще больше приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин, рассматривая Заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

Феномен фиксированности – это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека.

По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживает их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже – в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т.д.

Различают три степени заикания

· Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

· Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

· Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания:

· Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.

· Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает

· Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения. Но в первую очередь – от желания самого заикающегося. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в высокой степени.

Почему Заикание считается тяжелым речевым нарушением? С какой бы точки зрения не рассматривали заикание, всегда логопатологи отмечают комплексность симптоматики: речевые судороги, нарушение речевого дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания, логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения, психологические сложности (логоневроз, склонность к самоанализу, уловки оборонительного характера, невротический тип личности….). В современной логопедии принято говорить о триаде заикания – речевые судороги, страх речи и желание скрыть дефект.

Причины. Очень часто родители говорят «Ребенок заикается после того, как его напугала собака, корова…». Испуг мог стать спусковым механизмом, но не причиной заикания. Ведь в детстве всех нас пугали если не собаки, то громкие звуки, ссоры и т.д., но далеко не каждый из нас заикается. Чаще всего заикание возникает при уже имевшейся предрасположенности, при особенном строении коры головного мозга. Современные исследования говорят, что есть 3 варианта возникновения заикания:

1. Заикание появляется «на фоне отстающего речевого онтогенеза». При этом у детей не было «испуга» (психотравмирующей ситуации), но вербальная (словесная) речь появилась позже нормы, при этом у ребенка может наблюдаться общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, соматическая ослабленность (заболевания), трудности с определением правого и левого… В этом случае заикание возникает по причине того, что мозг не справляется с возросшей речевой нагрузкой. Поэтому, когда в детском саду такому ребенку дают на заучивание трудные для понимания и воспроизведения стихи (длинная строчка, много длинных слов со сложной слоговой структурой, с большим количеством стечений согласных), детский мозг просто не успевает обработать весь этот поток информации, происходит временной сдвиг – запинка, снова запинка, добавим сюда неприятные эмоции («Повтори!», «Неправильно!», «Ты не будешь рассказывать стишок Деду Морозу!») — здравствуй, заикание. Подчас даже занятия по развитию речи могут дать заикание, т.к. это тоже увеличение речевой нагрузки. Это не значит, что не стоит заниматься с маленькими детьми исправлением речи. Просто делать это нужно осторожно, может быть, растянув это во времени, плавно увеличивая нагрузку, как можно больше хваля ребенка, следить за эмоциональным состоянием, больше использовать сопряженную речь, учить ребенка произносить слова плавно. Иногда приходится прерывать занятия с логопедом или добавлять занятия с психологом (который, на самом деле, больше работает с родителями).

2. Во втором случае мозг ребенка изначально «готов к заиканию». Такое бывает, когда мозг не определился – какое из полушарий главное, левое или правое. За вербальную речь отвечает левое полушарие, за правильное распределение речевых единиц во времени. А правое полушарие образное, в нем информация хранится «в картинках». И если картинок может быть одномоментно наложено друг на друга несколько, то речевой поток строго последователен. Представьте, если за речь возьмется отвечать правое полушарие, которому абсолютно все равно, что в какой последовательности выдать на поверхность. Именно тут и происходит сбой в программе, речевая судорога – эмоции — заикание.

3. Третий случай – невротическое заикание. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Также возникает заикание у ребенка с изначальным неврозом развития, когда отношения с миром у ребенка некомфортны или неадекватны. «Наследственное» заикание может быть в случае, если родители передали своему ребенку тип нервной деятельности (иногда говорят темперамент) или же свой невроз – тревожная мама «заражает» неврозом ребенка.

Механизм. Заикание составляют несколько взаимосвязанных вещей – прежде всего речевая судорога, которая может проявиться сильно с самого начала или нарастать постепенно (в зависимости от типа заикания), к ней добавляются эмоции (беспокойство, страх) – в этот момент происходит фиксация дефекта. До этого момента заикание достаточно легко обратимо, если взрослые поведут себя правильно, избавят ребенка от стрессогенной ситуации, снимут негативные эмоции, успокоят ребенка и главное – не будут паниковать сами, обратятся к специалисту (к психологу и логопеду) – до 50% случаев заикания проходят сами собой. Но это относится только к случаям с маленькими детьми, когда проявилась только судорога, а не вся триада заикания. Но если судороги прочно связались в сознании ребенка со страхом речи… В дальнейшем к этим двум компонентам добавляется третий корень заикания – осознание дефекта, проявляющееся в уловках, желании скрыть дефект. Древо заикания зацвело пышным цветом. Т.е. если есть осознание дефекта, если мысль о речи вызывает страх – заикание само собой никуда не исчезнет.

Итак, в основе заикания лежит рассогласование в работе «компьютера» — человеческого мозга, который в силу разных причин выдает и принимает речевые сигналы в неправильной последовательности (например, голосовые складки сомкнулись раньше, чем пошел выдох, сигнал в мозг отправляется об «ошибке», обратно с запаздыванием поступает сигнал об исправлении ошибки, снова смыкание, запаздывание, снова ошибка – получается судорога). Но пока нет фиксации и осознания — рано говорить о заикании.

Поэтому у детей иногда стоит говорить о запинках, как о естественных детских итерациях (повторы слогов или звуков). Они бывают, когда ребенку еще не хватает словарного запаса, чтобы в полном объеме передать маме свои мысли, чувства и главное эмоции. Например, он съездил в цирк. Там было столько всего нового, красочного, веселого…. Попробуй, расскажи спокойно маме об этом, когда и слов-то таких еще не знаешь. Вот и получается: «Ма, ма, ма, а там, там, там… обезьянки, ки, ки и слоны, и собачки, ки, ки…» — все эти «ки, ки» — это способ протянуть время, чтобы подобрать следующее слово. В детских итерациях нет ничего страшного, это естественное явление. Но из них можно вырастить чудесное невротическое заикание, если взрослые, вместо того, чтобы успокоить ребенка, поддержать, подсказать слово – начинают пугаться сами: «Ах, он заикается! Не торопись, повтори еще раз правильно. », малыш видит, что мама вместо радости испытывает почему-то страх, значит, ему тоже нужно испугаться. Замечаете, как на запинку накладывается та самая отрицательная эмоция? До заикания осталось совсем чуть-чуть…

Иногда заикание может быть симптомом каких-либо психических или неврологических проблем. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у логопеда, психолога и невропатолога.

Лечение. Прогноз. Всех заикающихся волнует вопрос – а лечится ли заикание? Да, лечится. Существует несколько работающих и дающих очень хорошие результаты методик. Это методика Л.З. Андроновой-Арутюнян, методика Ю.Б. Некрасовой и методика Н.Л. Карповой. Если вы мечтаете о «таблетке» — разочарую, такую не придумали. И вряд ли придумают, ведь вы уже поняли, что заикание – это проблема личности, а не химических процессов в организме. Для преодоления заикания, для полного избавления от него, потребуется активное участие самого заикающегося, упорный труд, поддержка близких. Совместная работа логопеда и заикающегося, при возможной поддержке невропатолога и психолога – результат достижим. По методике Андроновой (Вероятность излечения 95%)основной курс длится 24 дня, самостоятельное закрепление качественной бессудорожной речи – в течение года. Часто задают вопрос – как вылечиться самому, как облегчить заикание, как быстро и безболезненно, быстро и легко избавиться от заикания? Не стоит искать легких путей, например таблетки от заикания, чтобы облегчать заикание – его нужно раз и навсегда победить. А попытки «облегчения» — может быть это тоже уловка заикания?

Выражаю огромную благодарность Лилии Зиновьевне Андроновой-Арутюнян, которая преподавала нам курс заикания, дала нам свою методику, и научила нас результативно лечить заикание.

«Со всей ответственностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

sites.google.com

Брадилалия может быть самостоятельным нарушение м темпа речи, а также наблюдается в кл инике некоторых форм психических заболеваний: олигофрении, последствиях менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях ЦНС, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных лиц. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где являются обычной формой речи.

экзогенные фактор ы (интоксикации и т.п.);

психологические причины (воспитание, подражание и т.д.).

Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

замедленность темпа внешней и внутренн ей речи;

замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);

монотонность голо са;

удлинение пауз между словами;

растянутое произн ошение звуков.

Неречевая симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симп томатика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.

Комплексные методы лечения заикания у подростков и взрослых

Система лечения заикания для заикающихся подростк ов разработана главным обра зом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при лечении заикания у заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система лечения заикания рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; профилактику рецидивов.

Диагностический этап включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом, психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациен ты получают необходимые консультации , организуются встречи заикающихся для профилактики рецидивов заикания.

(см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный Н.А. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие. Перед началом курса лечения заикания проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

При поступлении заикающихся в стационар проводится подробное медицинское и логопедическое обследование, в результате которого осуществляется дифференциальная диагностика и определяется план индивидуальной работы. Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.

1. Подготовительный этап лечения заикания (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях. и т.д.

www.webkursovik.ru

Часовой пояс: UTC

Тахилалия как нарушение темпа речи.

а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;

б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);

в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Внешняя речь может быть устной и письменной, внутренняя речь — языковая.

Этапы развития речи: доречевой период (гуление, крики), лепетная речь, модулированный лепет, понимание речевых сигналов; слоговая, словарная, фразовая речь.

В зависимости от причин возникновения и механизмов развития различают: нарушения речи функционального генеза, которые могут быть нейрогенными в виде первичных (заикание, мутизм, афония, дисфония, логофобия) и вторичных логоневрозов, а также социально обусловленными, включающими неполноценную языковую среду (дислалия, задержка речевого развития) и педагогическую запущенность (задержка психического и речевого развития); нарушения речи органического генеза, которые могут быть ненейрогенными — при пороках развития (ринолалия, механическая дислалия, дефекты речи у безгортанных) и мышечной слабости органов артикуляции, тугоухости и нейрогенными — при очаговых (первичные — дизартрия, алалия, афазия, агнозия и вторичные речевые расстройства) и диффузных поражениях головного мозга.

Людей с нарушением речи отличает критичность к речевой недостаточности, но патология речи тормозит формирование у них потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.

Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме. Причины нарушения речи — наличие небольшой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте, неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит внимания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.

По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 — 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Быстрая невнятная речь (тахилалия, баттаризм) может быть у детей из семей, где есть быстро и нормально говорящие лица. Некоторые авторы считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма и значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием.

Куршев В. А. (1967) наблюдал 8 детей, которые не контактировали в момент развития быстрой речи с быстро говорящими родителями и были в окружении медленно говорящих, и все-таки стали говорить быстро. Этот факт указывает на связь этого дефекта речи с наследственностью. Автор считает, что быстрый темп речи обусловлен быстрым темпом мышления, и что тахилалия — мыслительно-речевое нарушение.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. D. Weiss (1950) считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения (В. М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959). В. М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.

Различают: чистые формы тахилалии, функциональную тахилалию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Флоренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966); параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим симптомокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими расстройствами (В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская).

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ.

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battarismus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumultus Sermonis, Brudeln, Balbutiement, Praeceps, Tachiphemia и др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания,тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с его нарушениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоответствием между желанием говорить и речемоторной возможностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется.

М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Механизм баттаризма и анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать.

Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к своеобразным формам синтаксических аграмматизмов или к расстройствам речи органического порядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИ ТЕМПА РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Родители и воспитатели несут большую ответственность не только за правильное речевое развитие детей, но и за предупреждение речевых дефектов.

Часто, не обладая необходимыми знаниями, родители или воспитатели, не подозревая этого, бывают повинны в возникновении у детей патологического нарушения темпа речи.

Прежде всего и родители, и воспитатели должны заботиться о здоровом развитии нервной системы ребенка. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики, резкие переходы в обращении с детьми от суровости к чрезмерной ласковости, испуг, страх, пребывание среди нервных, возбудимых, очень беспокойных детей.

Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Старшие должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Сознательная дисциплина, постоянно хорошее настроение, желание быть во всем образцовым, выдержанность, собранность ребенка обеспечивают устойчивость его нервной системы против неблагоприятных раздражений извне и поэтому предохраняют от нервной, очень торопливой речи, т. е. от появления тахилалии.

Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь и в семье, и в детском саду, он и сам в конце концов будет говорить правильно.

Так же внимательно нужно следить за явлениями итерации (повторениями звуков, слогов, слов). Выше уже отмечалось, что она естественна для детского возраста, но при нервной ослабленности ребенка может перейти в заикание.

Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод. Он состоит из ряда направлений:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).

2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).

3. Специальные виды лечебной физкультуры.

4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).

Продолжительность занятий 9 — 10 мес.

Вся указанная работа проводится обязательно в коллективной форме, пусть небольшой, но группой. Ю. А. Флоренская подчеркивала, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.

На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).

На первых порах детям бывает очень трудно выдерживать такой непривычный для них замедленный темп речи. Для этой цели логопед должен «задавать» нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.

На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т. д.

Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи. После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.

1. Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи

// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. — М.: МГПИ, 1978. —

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

logopedy.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation