Переход стресса в болезнь на какой стадии

Общий адаптационный синдром развивается в несколько стадий. При этом могут последовательно возникать стадии:

1) тревоги (мобилизации, или аварийная стадия);

В первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, которая в конечном итоге способствует восстановлению и развитию второй стадии. При этом резистентность организма может быть повышена и по отношению к другим раздражителям (так называемая перекрестная резистентность). Однако в зависимости от обстоятельств может развиться повышение чувствительности (перекрестная сенсибилизация). Во второй стадии происходит выздоровление. Но если действие патогенного раздражителя продолжается, и защитные силы организма иссякают, наступает третья стадия — стадия истощения.

В качестве иллюстрации стадийного развития ОАС можно привести колебания весовых показателей у крыс, которых подвергали ежедневному строго дозированному патогенному раздражению электрическим током. В стадии мобилизации вследствие катаболических влияний общего адаптационного синдрома наступило падение веса животных, в стадии резистентности, несмотря на продолжающееся раздражение, происходила обычная для крыс прибавка в весе. В этот период у крыс развилось не только «привыкание» к ежедневному действию раздражителя, но они были, как показали опыты, более устойчивы к гипоксии, к токсическим дозам кортикотропного гормона передней доли гипофиза (АКТЕ) и другим патогенным воздействиям. Однако продолжающееся раздражение затем привело к развитию стадии истощения и новому падению веса животных.

Начальным звеном (пусковым механизмом) адаптации организма к необычным условиям являются быстро и кратковременно действующие рефлекторные процессы (защитные рефлексы, разнообразные сосудодвигательные, секреторные, трофические рефлексы).

По афферентным путям (адреналин, гистамин, продукты распада поврежденных тканей и т.д.) происходит последующее включение гормональных реакций, обеспечивающих более длительное действие чрезвычайных приспособительных механизмов. Включение в реакцию адаптации эндокринных желез, как это показано в опытах, осуществляется через гипоталамус, поэтому правильнее говорить о роли системы: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Реактивность этой системы во многом зависит от коры головного мозга, ретикулярной формации, тонуса вегетативной нервной системы. Существует и обратная связь: гормоны — нервная система. Гормоны гипофиза и коры надпочечников играют большую роль в исходах заболеваний и развитии стадии резистентности. Так, при недостаточности коры надпочечников различные повреждения (например, травма при хирургических операциях) могут быть чрезвычайно опасны для жизни больного, если не будет своевременно предпринята соответствующая гормональная терапия (кортизон и др.).

В настоящее время трудно объяснить, за счет каких механизмов усиление гормональной активности передней доли гипофиза и коры надпочечников повышает резистентность организма. Здесь, возможно, играют роль изменения обмена веществ (гипергликемия), повышение детоксицирующих свойств организма, защитные вещества, освобождающиеся при распаде лимфоцитов, изменение функции ретикулоэндотелиальной системы, печени, изменение клеточного состава костного мозга, влияние на реактивность сердечно-сосудистой системы и т.д.

В экспериментах было показано, что передозировка различных гормональных препаратов гипофиза (содержащих АКТГ) или гормонов коры надпочечников может вести при некоторых условиях к понижению резистентности организма к инфекциям, к развитию различных патологических процессов. Это дало Селье основание выдвинуть идею о так называемых болезнях адаптации, согласно которой клиническая картина заболеваний во многом зависит не от патогенной причины, а от влияния кондициональных (обусловливающих) факторов и особенностей гормональной реакции организма при различных стрессовых состояниях.

psyera.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Психология саморегуляции деятельности педагога»

предназначена для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета. Деятельность педагога предполагает владение не только теоретическими знаниями, но и способами, приемами психологической саморегуляции, оптимизации психического состояния организма.

Содержание дисциплины включает знакомство с отдельными диагностическими и исследовательскими методиками. Данная дисциплина позволяет применить полученные теоретические знания на практике в рамках практических семинарских занятий.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

по дисциплине «Психология саморегуляции деятельности педагога» Выберите правильный вариант ответа

1. С какой стадии начинается стресс? а) со стадии адаптации;

б) со стадии тревоги;

в) со стадии резистентности; г) со стадии истошения.

1. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса?

а) шитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников; г) корковое вещество надпочечников.

3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс?

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса; в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.

4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс?

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; г) недостаток нужной информации.

5. Что общего у биологического и психологического стресса?

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимушественное влияние на социальный статус человека; в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.

6. Укажите пример «психологического» стресса. а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры; г) травма, связанная с падением.

7. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса в болезнь?

г) на любой из перечисленных.

8. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода? а) стадия адаптации;

б) стадия тревоги;

в) стадии истощения.

9. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса и Дж. Аодсона, соответствует эустрессу?

а) отсутствие эмоций;

б) средний уровень эмоционального возбуждения; в) чрезмерно выраженные эмоции.

10. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих равных особенностях)?

а) слабый и короткий;

б) слабый и длительный; в) сильный и короткий.

11. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки; б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.

12. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, относится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности; б) родительские сценарии;

в) условия труда;

г) прогноз будущего.

13. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, не относится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) общественный статус;

г) установки и ценности человека.

14. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, формируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости; б) характер протекания беременности у матери;

в) черты личности;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.

15. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые; б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремяшиеся к карьерному росту.

16. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека? а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга; г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

17. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных сил организма и срыва работы органов по принципу

«слабого звена» после: а) стресса

б) внутреннего конфликта; в) депрессии

18. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции; б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции; г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции

19. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания?

а) к поведенческой; б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; г) к физиологической.

20. К какой форме проявления стресса относится головная боль? а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

21. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению общего эмоционального фона;

б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям; в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

22. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру?

г) к сверхвысокому.

23. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса?

24. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций; в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

25. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами поведения?

а) стресс, вызванный ошибками мышления;

б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические потребности;

в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлексов;

г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами.

26. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программами поведения?

а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма; б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потребности личности;

в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;

г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями личности.

27. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание их действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира?

28. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки негативной генерализации?

г) во что бы то ни стало.

29. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный неразделенной любовью?

а) физиологические потребности; б) безопасности и стабильности;

г) уважения и признания; д) самореализации.

30. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен?

в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).

31. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой, но наиболее выгодной в долговременном плане?

а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);

32. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные катастрофы?

а) к условиям жизни и работы; б) к межличностным факторам;

в) к политическим и экономическим факторам; г) к чрезвычайным обстоятельствам.

33. К какой области каузальной классификации стрессов относится страх темноты?

а) к области мудрого принятия;

б) к области конструктивных действий; в) к области субъективных стрессов;

г) к области саморегуляции.

34. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов? а) вредные характеристики производственной среды;

б) тяжелые условия работы; в) отношения с руководством;

г) чрезвычайные обстоятельства.

35. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров? а) условия замкнутого пространства;

б) угольная пыль;

в) низкая температура;

г) ожидание возможной аварии.

36. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам? а) срыв поставок продукции;

б) длительная работа;

в) высокий темп деятельности; г) повышенная ответственность;

д) значительные физические нагрузки.

37. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъективных причин?

а) низкая самооценка; б) неуверенность в себе; в) страх неудачи;

г) нехватка знаний, умений и навыков.

38. Явление деперсонализации, которое сопровождает синдром эмоционального выгорания, это:

а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой;

б) циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);

в) формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.

39. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов, считается наиболее стрессогенной?

40. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса? а) повышенная статическая нагрузка;

б) изменение режима сна и бодрствования; в) эмоциональные переживания;

г) уверенность в себе; д) неуверенность в себе.

41. Какой фактор, вызывающий стресс у медицинских работников, назван не верно?

а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций пациентов; в) монотонный режим работы;

г) низкая заработная плата.

42. Какой из перечисленных факторов, влияющих на развитие стресса, отсутствует у бизнесмена — владельца компании?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) некомпетентные подчиненные;

в) недобросовестные партнеры; г) конкуренты;

д) зависимость от своего начальника.

43. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим;

г) к психологическим.

44. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь? а) к физическим;

45. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж? а) к физическим;

б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.

46. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологическая обратная связь?

а) к методам самопомощи;

б) к методам, требуюшим участия другого человека; в) к техническим методам.

47. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным? а) усовершенствование орудий и средств труда;

б) воздействие цветом и функциональной музыкой; в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха; г) рациональная организация рабочих мест.

48. Кто является основателем аутогенной тренировки? а) И. Шульц;

49. Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно? а) умение вызывать ощущение тяжести в конечностях;

б) умение вызывать ощущение тепла в конечностях;

в) умение вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

г) умение вызывать ощущение тепла в области лба.

50. Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на совершенствовании поведенческих навыков?

а) аутогенная тренировка; б) медитация;

г) активное слушание.

51. Функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы — это .

52. Эустресс — это:

а) нормальная физиологическая стадия стресса б) патологическая фаза стресса.

53. Нарушения психомоторики могут проявляться: а) дрожжании рук

б) изменении ритма дыхания в) дрожжании голоса

г) в избыточном напряжении мышц д) все ответы верны

е) ни один ответ не верен

54. Каковы признаки посттравматического стрессового расстройства? а) повышенная тревожность

б) повышенная агрессивность

в) немотивированная бдительность г) пониженное настроение

д) нарушение памяти е) все ответы верны

55. Ответная реакция человека на стресс зависит от: а) типа высшей нервной деятельности

б) адекватности самооценки

в) саморегуляции человека г) все ответы верны

56. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно применяют люди для снятия нервно-психического напряжения.

а) нервно-мышечная релаксация б) медитация

г) физические упражнения д) религия

57. Психологи — авторы различных направлений:

1. Гештальт-терапия а) Ф.Перлз

2. Семейная терапия б) В.Сатир

3. Гипнотерапия в) М.Эриксон

4. НЛП г) Дж.Гриндер

1. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?

а) пульс учащается

б) пульс становится реже в) давление понижается г) давление повышается д) все ответы верны

59. Расставьте в правильной последовательности основные стадии развития стресса, согласно концепции Ганса Селье:

60. Иоганн Шульц создал свое направление самовнушения, которое назвал аутогенной тренировкой в:

«ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

В процессе изучения курса «Психология саморегуляции деятельности педагога» студенты заводят словарь, в котором фиксируют основные понятия по данной дисциплине.

Арттерапия –(терапия искусством) – средство свободного самовыражения и самопознания. Виды: музыкальная терапия, танцевальная терапия,рисование, лепка из пластилина, глины, создание коллажей…

Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод самовнушения путем концентрации внимания на эмоционально-положительных объектах; методика, мышечной и психической релаксации (расслабления), управления вегетативными функциями посредством вызывания представлений приятных ощущений.

Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы,

когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Человек субъективно испытывает мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние.

Дистресс –негативная психотравмирующая форма стресса. Деструктивный, разрушающий стресс.

Медитация –интенсивная сосредоточенность сознания на абстрактном объекте размышления, отвлечение от всех конкретных объектов, высокая сосредоточенность внимания как способ высшей психической саморегуляции.

Посттравматическое стрессовое расстройство— отставленная затяжная реакция на действие длительного и особо тяжелого стресса.

Психическое самоуправление– (саморегулирование)-сознательное

воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Релаксация– уменьшение напряжения, расслабление. Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин (аутотренинг).

Стресс— (давление, напряжение), или адаптационный синдром.

Стресс – универсальная, неспецифическая реакция организма на повреждения. Конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение.

Стресс социальный– состояние крайнего психического перенапряжения в условиях социальных коллизий, резкой смены социальных

систем, затрудняющих социальную адаптацию личности.

Стрессоры– внешние и внутренние сверхсильные неблагоприятные воздействия (психические и физическиетравмы). Различают: физиологические, психологические, экологические стрессоры.

Эустресс– адекватный, конструктивный стресс.

lektsii.org

Что такое риск 3 гипертонической болезни 3 степени

Гипертоническая болезнь одна из самых распространенных патологий. По статистике повышенным артериальным давлением страдает примерно 30% населения России. Артериальная гипертензия 3 стадии опасна своими осложнениями, из-за повышенного артериального давления происходит дисфункция всех органов человека. В данной статье мы выясним какие необходимо принять меры если диагностирована гипертоническая болезнь 3 степени риск 3 что это такое, возможные симптомы и лечение гипертонии.

Что такое гипертония III стадии? Это болезнь для которой характерно увеличение показателей артериального давления, выше нормы. Причины возникновения артериальной гипертензии 3 стадии кроются в нарушении тонуса кровеносных сосудов. С проблемами повышенного давления одинаково сталкиваются как женщины, так и мужчины старше 40 лет.

В ходе развития гипертонической болезни выделяют три стадии.

1 степень. Первая стадия гипертонической болезни сопровождается периодическими подъемами артериального давления. Состояние человека нормализуется без посторонней помощи. Профилактические меры и соблюдение лечебной диеты, помогают стабилизировать цифры артериального давления.

2 степень. Характеризуется частым повышением давления. Справиться с этой формой гипертонии можно только при помощи приема лекарственных средств.

3 степень. Наиболее серьезной, считается гипертоническая болезнь 3 стадии, поскольку она поражает органы-мишени, к ним относятся: почки, сердце, сетчатая оболочка глаза и головной мозг. Повышенное содержание холестерина усугубляет положение, на сосудистых стенках образовываются атеросклеротические бляшки и происходит сужение сосудов. В результате это приводит к негативным последствиям.

Возникает риск образования серьезных заболеваний — острая сердечная недостаточность, атеросклероз, инсульт и инфаркт миокарда.

Более подробно мы остановимся на гипертонической болезни III стадии. Артериальная гипертензия этой формы характеризуется повышением цифр артериального давления, они находятся выше отметки 180 на 110 мм ртутного столба. Данные цифры артериального давления считаются смертельными для человека. Однако организм приспосабливается к неблагоприятным условиям, и если контролировать показатели давления, проводить своевременное медикаментозное лечение, строго соблюдать рекомендации лечащего врача, вероятность летального исхода сводится к нулю.

Главной причиной образования гипертонии 3 стадии является халатное отношение к своему здоровью. Поскольку своевременное лечение начальных проявлений болезни, позволяет не допустить возникновение 3 стадии риск 3.

К вспомогательным можно отнести следующие факторы риска:

  • стресс, постоянное перенапряжение;
  • наследственная предрасположенность;
  • продукты питания с высоким содержанием вредных для здоровья человека веществ;
  • дисфункция почек. Нарушение в работе почек приводит к скоплению лишней жидкости в организме;
  • высокий уровень холестерина;
  • люди старше 40;
  • малоактивный образ жизни;
  • лишний вес;
  • сахарный диабет;
  • вредные привычки.

Гипертоническая болезнь 3 степень риск 3 что это такое? Патология выражается в двух видах рисков — III и IV (число факторов риска способствовавших развитию болезни). При гипертонии ческой болезни 3 стадии 3 степени риск возникновения сердечно-сосудистых осложнений (ССО) составляет примерно 20%. При гипертонии третей стадии риск 4 существует угроза поражения важных органов человека на 30% и выше. В зависимости от того какой орган из-за высокого давления наиболее подвергся патологическим видоизменениям, 3 степень риск может стать причиной возникновения следующих патологий: ретинопатиия, инсульт, почечная недостаточность, атеросклероз, расслоение аневризмы аорты, либо инфаркт миокарда.

Симптомы гипертензии 3 стадии

Признаки повышенного артериального давления трудно не заметить, поскольку они ярко выраженные, вызывают острые ощущение и недомогание. Главный симптом — это критическое значение артериального давления, которое провоцируют другие проявления патологии.

Артериальная гипертензия 3 степени риск 3 сопровождается следующими симптомами:

  • сильные боли в области сердца;
  • сонливое состояние;
  • ухудшение памяти;
  • озноб сопровождающийся потовыми выделениями;
  • покраснение кожи шеи и лица;
  • не проходящие импульсивные боли в затылочной части головы;
  • отеки ног;
  • чувство тревоги и страха;
  • частые головокружения;
  • потемнение в глазах;
  • рвота;
  • в пальцах рук и ног снижается чувствительность.
  • Запущенная гипертония третьей степени способствует формированию сбоев работы внутренних органов. Пациентам которым поставлен такой диагноз присуждают 2 группу инвалидности. 1 группу инвалидности дают при гипертонии 3 степени риск 3, если у больного происходит полное снижение работоспособности.

    Лечение гипертензии 3 стадии риск 4

    Пациентам с диагнозом гипертония 3 степени риск 4 требуется незамедлительное назначение гипотензивной терапии, она подразумевает снижение повышенных значений артериального давления, с помощью медикаментозных препаратов, без влияния на первопричину формирования артериальной гипертензии 3 стадии.

    Современная медицина располагает огромным ассортиментом лекарственных средств, для лечения патологии.

    Медикаменты делятся на несколько категорий в зависимости от принципа механизма воздействия на организм человека:

    krov.expert

    ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ (СТАДИИ) РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНИ

    В развитии болезни обычно различают четыре периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни. Такая периодизация сложилась в прошлом при клиническом анализе острых инфекционных болезней (брюшной тиф, скарлатина и т. д.). Другие болезни (сердечно-сосудистые, эндокринные, опухоли) развиваются по иным закономерностям, и потому приведенная периодизация к ним мало применима. А.Д. Адо выделяет три стадии развития болезни: начало, стадию собственно болезни, исход.

    Латентный период (применительно к инфекционным болезням — инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Особенности латентного периода важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляции в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

    Продромальный период — это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот период проявляется ярко (крупозная пневмония, дизентерия), в других случаях характеризуется наличием слабых, но четких признаков болезни. При горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори — пятна Вельского-Коплика-Филатова и т. д. Пятна Вельского-Филатова-Коплика обнаруживаются чаще всего на слизистой оболочке щек против малых коренных зубов, реже — на слизистой оболочке губ, десен, иногда на конъюнктиве глаз. Каждое из этих пятнышек представляется в виде мелкой, величиной с маковое зернышко, белесоватой папулки, окруженной узкой каймой гиперемии (сосудистой сеткой).

    Эти пятнышки, расположенные группами и иногда в большом изобилии, не сливаются между собой. Они довольно прочно сидят на своем основании и не снимаются тампоном. Симптом Вельского — Филатова — Коплика держится 2 — 3 дня; его нередко можно обнаружить еще в 1-й и даже на 2-й день высыпания. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

    Период выраженных проявлений, или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с его обострением, причем новые обострения иногда заметно отличаются от первичных проявлений болезни.

    Исход болезни. Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

    Выздоровление — процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению нормальных отношений организма со средой, у человека — прежде всего к восстановлению трудоспособности.

    Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление — это состояние, при котором исчезают все следы заболевания и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной.

    При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда (сращение листков плевры, сужение митрального отверстия). Разница между полным и неполным выздоровлением относительна. Выздоровление может быть практически полным, несмотря на стойкий анатомический дефект (например, отсутствие одной почки, если вторая полностью компенсирует ее функцию). Не следует думать, что выздоровление начинается после того, как миновали предшествующие стадии болезни. Процесс выздоровления начинается с момента возникновения болезни.

    Представление о механизмах выздоровления формируется на основании общего положения о том, что болезнь есть единство двух противоположных явлений — собственно патологического и защитно-компенсаторного. Преобладание одного из них решает исход болезни. Выздоровление наступает тогда, когда комплекс приспособительных реакций оказывается достаточно сильным, чтобы компенсировать возможные нарушения. Из механизмов выздоровления различают срочные (аварийные) и долговременные.

    К срочным относятся такие рефлекторные защитные реакции, как изменения частоты дыхания и сердечных сокращений, выделение адреналина и глюкокортикоидов при стрессовых реакциях, а также все те механизмы, которые направлены на сохранение постоянства внутренней среды (рН, содержание глюкозы в крови, давление крови и т. д.). Долговременные реакции развиваются несколько позже и действуют на протяжении всего заболевания. Это прежде всего включение резервных возможностей функциональных систем. Сахарный диабет не возникает при потере даже 3/4 панкреатических островков. Человек может жить с одним легким, с одной почкой. Здоровое сердце при нагрузке может выполнять работу в пять раз большую, чем в состоянии покоя.

    Усиление функции нарастает не только вследствие включения ранее не работавших структурно-функциональных единиц органов (например, нефронов), но также в результате повышения интенсивности их работы, что в свою очередь вызывает активизацию пластических процессов и увеличение массы органа (гипертрофия) до уровня, когда нагрузка на каждую функционирующую единицу не превышает нормальную.

    Включение компенсаторных механизмов, как и прекращение их деятельности, зависит прежде всего от нервной системы.

    Последовательность этапов компенсации можно проследить на примере хромоты при повреждении одной ноги:

    1) сигнализация о нарушении равновесия из преддверно-улиткового органа;

    2) перестройка работы моторных центров и мышечных групп с целью сохранения равновесия и возможности передвижения;

    3) вызванные стабильным анатомическим дефектом постоянные комбинации афферентаций, поступающих в высшие отделы центральной нервной системы, и образование временных связей, обеспечивающих оптимальную компенсацию, т. е. возможность ходьбы с минимальной хромотой.

    Рецидив — новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения, например возобновление приступов малярии после более или менее длительного интервала. Наблюдают рецидивы воспаления легких, колита и т. д.

    Переход в хроническую форму означает, что болезнь протекает медленно, с длительными периодами ремиссии (месяцы и даже годы). Ремиссия (от лат. remissio — уменьшение, ослабление), период течения хронической болезни человека или животного, характеризующийся ослаблением или исчезновением её признаков. Такое течение болезни определяется вирулентностью возбудителя и главным образом реактивностью организма. Так, в старческом возрасте многие болезни приобретают хронический характер (хроническая пневмония, хронический колит).

    Терминальные состояния — постепенное прекращение жизни даже при, казалось бы, мгновенной смерти. Значит, смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

    Преагония может быть различной продолжительности (часы, сутки). В этот период наблюдается одышка, снижение артериального давления (до 7,8 кПа — 60 мм рт. ст. и ниже), тахикардия. У человека отмечается затемнение сознания. Постепенно преагония переходит в агонию.

    Агония (от греч. agon — борьба) характеризуется постепенным выключением всех функций организма и в то же время крайним напряжением защитных механизмов, утрачивающих уже свою целесообразность (судороги, терминальное дыхание). Продолжительность агонии — 2-4 мин, иногда больше.

    Клинической смертью называют такое состояние, когда все видимые признаки жизни уже исчезли (прекратилось дыхание и работа сердца, однако обмен веществ, хотя и минимальный, еще продолжается). На этом этапе жизнь может быть восстановлена. Именно поэтому стадия клинической смерти привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов.

    Биологическая смерть характеризуется необратимыми изменениями в организме.

    Опыты на животных, прежде всего на собаках, позволили детально изучить функциональные, биохимические и морфологические изменения на всех этапах умирания.

    Умирание представляет собой распад целостности организма. Он перестает быть саморегулирующейся системой. При этом сначала разрушаются системы, которые объединяют организм в единое целое, прежде всего — нервная система. В то же время низшие уровни регуляции в какой-то мере сохраняются. В свою очередь отмечается определенная очередность умирания различных отделов нервной системы. Наиболее чувствительна к гипоксии кора большого мозга. При асфиксии или при острой кровопотере сначала наблюдается активизация нейронов. В связи с этим возникает двигательное возбуждение, учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления.

    Затем наступает торможение в коре, имеющее защитное значение, так как на некоторый срок может сохранить клетки от гибели. При дальнейшем умирании процесс возбуждения, а затем торможения и истощения распространяется ниже, на стволовую часть головного мозга и на ретикулярную фармацию. Эти филогенетически более древние отделы мозга наиболее устойчивы к кислородному голоданию (центры продолговатого мозга могут переносить гипоксию в течение 40 мин).

    В такой же последовательности происходят изменения в других органах и системах. При смертельной кровопотере, например, в течение первой минуты дыхание резко углубляется и учащается. Затем нарушается его ритм, вдохи становятся то очень глубокими, то поверхностными. Наконец, возбуждение дыхательного центра достигает максимума, что проявляется особенно глубоким дыханием, которое имеет выраженный инспираторный характер. После этого дыхание ослабляется или даже приостанавливается. Эта терминальная пауза длится 30-60 с. Затем дыхание временно возобновляется, приобретая характер редких, сначала глубоких, а потом все более поверхностных вздохов. Вместе с дыхательным центром активизируется сосудодвигательный. Тонус сосудов повышается, сокращения сердца усиливаются, но вскоре прекращаются и тонус сосудов снижается.

    Важно отметить, что после прекращения работы сердца система, генерирующая возбуждение, продолжает функционировать еще довольно долго. На ЭКГ биотоки отмечаются в течение 30-60 мин после исчезновения пульса.

    В процессе умирания происходят характерные изменения обмена веществ, обусловленные главным образом все углубляющимся кислородным голоданием. Окислительные пути метаболизма блокируются, и организм получает энергию за счет гликолиза. Включение этого древнего типа обмена веществ имеет компенсаторное значение, но низкая его эффективность неизбежно приводит к декомпенсации, усугубляющейся ацидозом. Наступает клиническая смерть. Прекращается дыхание, кровообращение, исчезают рефлексы, но обмен веществ, хотя и на очень низком уровне, все еще продолжается. Этого достаточно для поддержания «минимальной жизни» нервных клеток. Именно этим объясняется обратимость процесса клинической смерти, т. е. в этом периоде возможно оживление.

    Весьма важным является вопрос о сроках, в течение которых возможна и целесообразна реанимация. Ведь оживление оправдано только в случае восстановления психической деятельности. В.А. Неговский и другие исследователи утверждают, что положительных результатов можно достичь не позднее, чем через 5-6 мин после начала клинической смерти. Если процесс умирания продолжается долго, приводя к истощению резервов креатинфосфата и АТФ, то период клинической смерти еще короче. Наоборот, при гипотермии оживление возможно даже через час после наступления клинической смерти. В лаборатории Н. Н. Сиротинина было показано, что оживить собаку можно через 20 мин после смерти в результате кровотечения с последующим полным восстановлением психической деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что в мозге человека гипоксия вызывает большие изменения, чем в мозге у животных.

    Реанимация, или оживление, организма включает ряд мероприятий, которые направлены прежде всего на восстановление кровообращения и дыхания: массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца. Последнее мероприятие требует наличия соответствующей аппаратуры и может быть проведено в специальных условиях.

    studopedia.ru

    Переход стресса в болезнь на какой стадии

    Буквально только что оклемался от поразившего меня гайморита и, поразмыслив, решил написать про развитие болезни — через какие стадии она развивается и как их распознать. Основа — курс патофизиологии от Литвицкого в двух томах, купил сегодня. Очень советую, хорошая книга.

    Предболезнь (ни болезнь, ни здоровье) — я бы не назвал это первой стадией. Например, предболезнь при простуде — это хорошо знакомые нам симптомы: разбитость, вялость. Но важное отличие от продромальной стадии заболевания — еще можно не заболеть, если принять определенные меры. Если вы привыкли прислушиваться к голосу своего организма, то точно вычислите, когда эта фаза начинается.

    Из-за чего она возникает? Как правило, причина — перенапряжение приспособительных реакций организма в связи с воздействием на него различных повреждающих факторов. Организм как бы дает нам понять, что все, хватит, остановись! В этот период любое воздействие, которое в обычных условиях непатогенно, то есть не вызывает болезнь, может ее вызвать. Очень часто это происходит после какого-либо заболевания: только что выкарабкались и давай себя нагружать по полной. А тут вам подлянка от организма — осложнение или другая болезнь. Хронический стресс, повторный стресс, какие-либо экстремальные нагрузки (спорт, например) — и вот уже хвораем снова.

    Что делать при простуде в эту стадию? Все прекрасно знают — если в этот период начать профилактику (известными народными средствами), то можно и не заболеть. Я бы отметил главное обстоятельство — чтобы не заболеть, надо исключить действие провоцирующих факторов — стресс, переутомление, холод и тому подобное.

    Еще одно — все симптомы на этой стадии не являются специфичными для какой-то болезни, легко спутать просто усталость от работы с усталостью перед болезнью. Но я считаю, что лучше перебдеть, как говорится.

    Латентная стадия болезни (инкубационная)

    Это период скрытого развития болезни, никаких клинически достоверных признаков еще нет. Длится он от момента воздействия патогенного агента на организм до первых признаков болезни. На уровне физиологии эта стадия характеризуется прогрессирующим снижением адаптивных сил организма по отношению к причине заболевания. И я бы даже сказал, что не заболеть уже невозможно.

    Продрома (стадия предвестников)

    На этой стадии выявляются первые неспецифические признаки болезни — недомогание, быстрая утомляемость, раздражительность, болезненность в мышцах и суставах, снижение аппетита, головная боль и так далее. Длится эта стадия от момента появления первых симптомов болезни до развития типичной клинической картины. И, как я уже писал выше, эта стадия уже неминуемо приводит к развернутой клинической картине болезни.

    Продрома является результатом недостаточности адаптивных процессов, направленных на нормализацию функций организма в условиях действия патогенных факторов. То есть вроде бы и хочет организм сопротивляться, но уже не может.

    Стадия выраженных проявлений болезни (разгара)

    На этой стадии проявляются типичные для болезни местные и общие симптомы. Также могут развиться и осложнения, например, гипертонический криз при гипертонической болезни. Но несмотря на это, в стадии разгара болезни организм продолжает защищаться, хоть и недостаточно для того, чтобы болезнь преодолеть. И все наши усилия — чай с медом, с малиной, постельный режим и так далее — направлены как раз на то, чтобы помочь, но не на лечение самой болезни. Лечит болезнь именно сам организм плюс те лекарства, которые вы принимаете (например, антибиотики убивают бактерии).

    Стадия исходов болезни

    Почему во множественном числе? Потому, что исходов может быть много:

  • выздоровление полное — наступает, если все-таки защитные силы организма полностью справились с причиной болезни и ее последствиями и восстановился гомеостаз (постоянство внутренней среды организма — давление, состав крови и так далее). Но что самое интересное — полное выздоровление не означает, что вы вернулись в то же состояние, в котором были до болезни: меняется активность иммунной системы, метаболизма (обмена веществ), развиваются многие другие адаптивные изменения. Лично у меня после болезни зачастую бывает прилив сил;
  • выздоровление неполное — если после болезни все же остаются какие-то ее проявления или нарушения функций организма, то выздоровление называется неполным;
  • рецидив — повторное появление или повторное усиление симптомов болезни после их устранения или ослабления. Причем симптомы, как правило, те же, что и при первичной болезни. Из-за чего возникают рецидивы? Развитие рецидивов обычно является результатом действия причины, вызвавшей первый эпизод болезни (нефиг лететь на работу, как только от задницы отлегло!), снижения адаптивных сил орагнизма;
  • ремиссия — временное ослабление (неполная ремиссия) или устранение (полная ремиссия) болезни. В некоторых случаях ремиссия является закономерным этапом болезни (например, при генитальном герпесе, малярии и т.д.), за которым следует рецидив. В таком случае ремиссия является неполной и не является выздоровлением. Могут быть сезонные ремиссии (тот же герпес, некоторые психичекие заболевания) или ремиссии при заболевании, терапия при котором не приводит к полному выздоровлению (например, терапия больных раком);
  • осложнение — патологичекий процесс, состояние или реакция, развивающаяся на фоне основной болезни, но не характерная для нее. Например, у меня гайморит возник на фоне обычной вирусной простуды. Как я это определил? Да просто: вирусные простуды не приводят к значительному повышению температуры тела (до 38 и выше). Вот и у меня три дня было 37-37.2, и уже вроде начал выздоравливать. Так нет же, поперся праздновать 8 марта. Вечером пришел домой — 38.3, жар и озноб. На следующий день нос заложило — на тебе, гайморит, получи и распишись 14 уколов в задницу и скажи спасибо, что прокол не делали.
  • переход в хроническую форму — это неблагопрятный исход болезни, несмотря на то, что вроде симптомы сошли почти на нет. Хронику гораздно труднее лечить и не всегда это удается. К тому же, при хроничеких заболеваниях в организме могут происходить различные необратимые изменения;
  • смерть — казалось бы, все понятно. Но и тут есть этапы — предагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Пояснять не буду, скажу лишь, что первые четыре этапа обратимы, биологическая же смерть — нет. Если интересно узнать об этих этапах — пишите в комментариях, постараюсь написать про это статью.
  • Вот, собственно, и все, о чем я хотел вам сегодня поведать. Вы спросите, а нахрена все это надо было писать? Отвечу — лично для меня четкое представление о стадиях болезни очень полезно. Например, это источник оптимизма — заметил у себя признаки выздоровления — ура! Также выявление и устранение патогенных факторов на стадии предболезни значительно повышает шансы не заболеть. Ну и родственникам своим поможете, знакомым — дадите вовремя по котелку (сиди дома, дурень, забей на работу!) хотя бы.

    blogmedika.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation