Подозрение на психическое расстройство

Как не пропустить психическое расстройство у ребенка и что делать в этих случаях

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.
  • Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

    Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве — обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

    Расстройства пищевого поведения — такие, как анорексия, булимия и обжорство — достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

    Расстройства аффекта, такие как депрессия и биполярное расстройство, способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

    Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

    В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

    Основные признаки психического заболевания у детей

    Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

    Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

    Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием — серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

    Нехарактерное поведение. Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

    Сложность концентрации. Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

    Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

    Физические симптомы. По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

    Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы — часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

    Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

    Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

    Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

    Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще — нет никакой панацеи в виде таблеток от психического расстройства.

    Общие действия специалистов

    Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

    Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

    Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

    Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку — одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

    Общие терапевтические подходы

    Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

    Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

    Врач может порекомендовать прием определенных лекарств, если это действительно необходимо, таких как стимуляторы, антидепрессанты, успокаивающие препараты, антипсихотические препараты или стабилизаторы настроения.

    В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом — без лекарственных средств будет не обойтись.

    Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

    В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также — о том, как справиться с трудным поведением.

    Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

    Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

    Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

    Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

    onevroze.ru

    Признаки психических заболеваний у детей (часть 1)

    Родителям очень сложно идентифицировать психические заболевания у своих детей. В результате многие дети, которые могли бы вовремя начать лечение, не получают необходимую помощь. Специалисты клиники Майо помогут понять, какими могут быть признаки психических расстройств у детей, и посоветовать, как можно помочь своему ребенку справиться с ситуацией.

    Почему родителям так сложно определить психическое заболевание у детей

    Это обычное явление, когда ребенок успевает войти во взрослую жизнь прежде, чем удается определить, есть ли у него психическое заболевание. К сожалению, многие родители не знают, какими бывают признаки и симптомы психических заболеваний у детей. И хотя многие взрослые знают определенные сигнальные флажки, все равно они далеко не всегда могут отличить признаки реальной проблемы от нормального детского поведения. Можно, конечно, порассуждать, что в определенные моменты своей жизни каждый ребенок показывает некоторые из этих признаков. Но все не так просто. Очень часто препятствием для обращения родителей за медицинской помощью для ребенка, по отношению к которому возникли подозрения на психическое заболевание, могут быть опасения по поводу его стигматизации (негативного выделения обществом индивидуума из социальной группы), связанной с психическими заболеваниями, применения некоторых лекарственных препаратов и стоимости лечения.

    Какие проблемы переживают дети с психическими расстройствами?

    Дети могут страдать целым рядом психических заболеваний, испытывая определенный комплекс проблем.

    Тревожные расстройства. Дети, которые страдают тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальные фобии и генерализованное тревожное расстройство, испытывают постоянное беспокойство, которое мешает их повседневной жизни.

    СДВГ (ADHD). Такое состояние обычно состоит из комбинации проблем, таких как трудности поддержания внимания, гиперактивность и импульсивность поведения.

    Аутизм. Аутизм — одна из самых серьезных проблем в развитии, входящих в группу так называемых расстройств аутистического спектра, которые проявляются в раннем детстве (как правило, в возрасте до трех лет). Хотя симптомы и степень тяжести меняются, все расстройства аутистического спектра влияют на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

    Расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия, булимия и переедание, являются серьезными расстройствами психики. Дети могут стать настолько заняты вопросами питания и веса, что не смогут сосредоточиться на других, более серьезных проблемах.

    Расстройства настроения. Расстройства настроения, такие как депрессия и биполярное расстройство, могут заставить ребенка испытывать стойкое чувство подавленности или экстремальные перепады настроения.

    Шизофрения. Это хроническое психическое заболевание вызывает у ребенка потерю связи с реальностью (психоз).

    Какие тревожные признаки психического заболевания у детей?

    Признаки, предупреждающие что у ребенка может быть психическое заболевание:

    Изменения настроения. Присмотритесь к ребенку внимательнее, если вы заметили, что он в течение двух недель и более печален или у него проявляются серьезные перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома и в школе.

    Непреодолимые чувства. Чувство непреодолимого страха без причины может сопровождаться сильным сердцебиением, учащенным дыханием. У ребенка также может появиться сильное беспокойство и боязнь, которые могут мешать ему в повседневной жизни.

    Изменения в поведении. Они включают в себя кардинальные изменения в поведении или личности, а также опасное или неконтролируемое поведение. Частые драки с применением оружия или высказывание желания тяжело ранить других детей также являются предупреждающими признаками.

    Трудности с концентрацией. Ищите признаки проблем с фокусировкой или с усидчивостью, оба эти признака могут привести к ухудшению успеваемости в школе.

    Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частые рвоты или использование слабительных средств может указывать на расстройство пищевого поведения.

    Физический вред. Иногда нарушения психического состояние здоровья приводит к мысли о самоубийстве или к фактическим попыткам членовредительства или самоубийства.

    Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети, пытаясь справиться со своими чувствами, начинают употреблять наркотики или алкоголь.

    Что следует делать, если возникли подозрения, что ребенок страдает психическими проблемами?

    Если вы обеспокоены психическим здоровьем своего ребенка, обратитесь к врачу. Опишите его поведение. Поговорите с учителем своего ребенка, близкими друзьями или другими знакомыми, чтобы узнать, замечают ли они изменения в поведении вашего ребенка. Поделитесь этой информацией с врачом.

    zdorovo.ua

    Подозрение на психическое расстройство

    Психические расстройства – это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов.

    Причины психических расстройств

    Нервно психические заболевания и расстройства вследствие многочисленности факторов, их провоцирующих, неимоверно разнообразны. Нарушения психической деятельности, какой бы этиологии они ни были, всегда предопределены отклонениями в функционировании головного мозга. Все причины делятся на две подгруппы: экзогенные факторы и эндогенные. К первым относятся внешнее воздействие, например, употребление отравляющих веществ, вирусные заболевания, травмы, ко вторым – имманентные причины, включающие хромосомные мутации, наследственные и генные недуги, расстройство психического развития.

    Устойчивость к расстройствам психической деятельности зависит от специфических физических характеристик индивидов и общего развития их психики. Разные субъекты имеют различные реакции на душевные муки и проблемы.

    Выделяют типичные причины отклонений психического функционирования: неврозы, неврастению, депрессивные состояния, воздействие химических или токсических веществ, травмы головы, наследственность.

    Беспокойство считается первой ступенькой, ведущей к изнурению нервной системы. Люди, нередко, склонны рисовать в своей фантазии различные негативные развития событий, которые в действительность никогда не воплощаются, но провоцируют излишнюю напрасную тревожность. Такое беспокойство постепенно накаливается и по мере нарастания критической ситуации может трансформироваться в более серьезное расстройство, что ведет к отклонению психического восприятия индивида и к нарушениям функционирования различных структур внутренних органов.

    Неврастения является ответной реакцией на длительное воздействие травмирующих ситуаций. Ей сопутствует повышенная утомляемость и истощаемость психики на фоне гипервозбудимости и постоянной раздражительности по мелочам. При этом возбудимость и сварливость являются защищающими средствами от окончательного сбоя работы нервной системы. К неврастеническим состояниям больше склонны индивиды, характеризующиеся повышенным чувством ответственности, высокой тревожностью, не высыпающиеся люди, а также обремененные множеством проблем.

    В результате серьезного травмирующего события, которому субъект не пытается противостоять, наступает истерический невроз. Индивид просто «убегает» в такое состояние, вынуждая себя ощущать всю «прелесть» переживаний. Это состояние может характеризоваться длительностью от двух-трех минут до нескольких лет. При этом чем более длительный период жизни он затрагивает, тем сильнее будет выражено психическое расстройство личности. Лишь изменив отношение индивида к собственному недугу и приступам, можно добиться излечения данного состояния.

    Депрессию также можно отнести к невротическим нарушениям. Она характеризуется пессимистичным настроем, хандрой, отсутствием радости и желания что-либо менять в своем существовании. Депрессивному состоянию обычно сопутствует бессонница, отказ от еды, интима, отсутствие желания заниматься повседневными делами. Нередко депрессия выражается в апатичности, тоскливости. Человек в депрессии как бы пребывает в собственной реальности, не замечает других людей. Некоторые ищут выход из депрессивного состояния в спиртных или наркотических веществах.

    Также тяжелые психические расстройства может провоцировать прием различных химических препаратов, например, лекарственных средств. Развитие психоза вызывает поражение других органов. Следствием черепно-мозговой травмы нередко становится наступление проходящего, длительного и хронического нарушения психической деятельности.

    Психические расстройства практически всегда сопутствуют опухолевым процессам головного мозга, а также иной грубой патологии. Также наступают психические расстройства после употребления токсических веществ, например, наркотических средств. Отягощенная наследственность нередко приумножает риск возникновения сбоев в работе, но далеко не во всех случаях. Нередко, наблюдаются психические расстройства после родов. Многочисленные исследования свидетельствуют, что деторождение имеет прямую связь с приумножением частоты и распространенности патологий психики. При этом этиология остается до конца не ясной.

    Симптомы психических расстройств

    Основными проявлениями поведенческого отклонения, болезни психического расстройства, всемирная организация здравоохранения называет нарушения мыслительной деятельности, настроения или поведенческих реакций, выходящие за границы существующих культурно-нравственных норм и убеждений. Другими словами, психологический дискомфорт, нарушения деятельности в различных сферах – все это является типичными признаками описываемого расстройства.

    Кроме того, у пациентов, страдающих психическими расстройствами, нередко могут наблюдаться различные симптомы физического, эмоционального, когнитивного, и перцептивного характера. Например: индивид может чувствовать себя несчастным или сверхсчастливым несоизмеримо произошедшим событиям, могут наблюдаться сбои в выстраивании логических взаимосвязей.

    Основными симптомами психических нарушений являются повышенная утомляемость, быстрая неожиданная смена настроений, неадекватное реагирование на событие, пространственно-временная дезориентация, расплывчатое осознание окружающей действительности с дефектами восприятия и нарушениями адекватного отношения к собственному состоянию, отсутствие реакции, испуг, спутанность сознания или появление галлюцинаций, нарушение сна, засыпания и пробуждения, тревожность.

    Часто у индивида, подвергшегося стрессовому воздействию и характеризующегося неустойчивым психическим состоянием, могут зарождаться навязчивые идеи, выражающиеся манией преследования либо же различными фобиями. Все это приводит впоследствии к затяжной депрессии, сопровождаемой периодам непродолжительных неистовых эмоциональных всплесков, устремленных на выработку каких-либо неосуществимых планов.

    Нередко, пережив сильнейший стресс, связанный с насилием или утратой близкого родственника, субъект с неустойчивой психической деятельностью, может произвести подмену в самоидентификации, убедив себя, что той личности, пережившей в действительности все это больше не существует, ее заменила совершенно иная личность, которая не имеет отношения к случившемуся. Таким образом, человеческая психика как бы прячет субъекта от страшных навязчивых воспоминаний. У такой «подмены» часто бывает новое имя. Пациент может не откликаться на имя, данное при рождении.

    Если субъект страдает психическим расстройством, то у него может наблюдаться расстройство самосознания, которое выражается в растерянности, деперсонализации и дереализации.

    Кроме того, люди с психическими расстройствами подвержены ослаблению памяти или полному ее отсутствию, парамнезии, нарушению мыслительного процесса.

    Бред также является частым спутником психических расстройств. Он бывает первичным (интеллектуальным), чувственным (образным) и аффективным. Первичный бред изначально появляется в качестве единственного признака нарушения психической деятельности. Чувственный бред проявляется в нарушении не только разумного познания, но и чувственного. Аффективный бред всегда возникает вместе с эмоциональными отклонениями и характеризуется образностью. Также выделяют сверхценные идеи, которые в основном появляются в результате реально существующих обстоятельств, но впоследствии занимают значение, не соответствующее их месту в сознании.

    Признаки психического расстройства

    Зная признаки и особенности психических расстройств, проще предотвратить их развитие либо выявить на ранней стадии возникновения отклонения, нежели лечить запущенную форму.

    К явным признакам психического нарушения относят:

    — появление галлюцинаций (слуховых или зрительных), выраженных в беседах с самим собой, в ответах на вопросительные высказывания несуществующего человека;

    — затрудненность концентрации при выполнении поставленной задачи или тематического обсуждения;

    — изменения в поведенческом реагировании индивида в отношении родни, нередко возникает резкая враждебность;

    — в речи могут наличествовать фразы с бредовым содержанием (например, «я сам во всем виноват»), кроме того она становится замедленной или быстрой, неравномерной, прерывистой, сбивчивой и очень сложной для восприятия.

    Лица с психическими расстройствами нередко стремятся себя защитить, в связи с чем в доме запирают все двери, зашторивают окна, тщательно проверяют любой кусочек пищи либо полностью отказываются от приемов пищи.

    Также можно выделить признаки психического отклонения, наблюдаемые у женского пола:

    — переедание, ведущее к ожирению или отказ от еды;

    — нарушение половых функций;

    — развитие различных страхов и фобий, появление беспокойства;

    У мужской части населения также можно выделить признаки и особенности психических расстройств. Статистика утверждает, что сильный пол гораздо чаще страдает нарушениями психической деятельности, нежели женщины. Кроме того, пациенты мужчины характеризуются более агрессивным поведением. Итак, к распространенным признакам относят:

    — неаккуратность внешнего облика;

    — присутствует неаккуратность во внешнем виде;

    — могут длительное время избегать гигиенических процедур (не мыться и не бриться);

    — быстрые смены настроений;

    — зашкаливающая ревность, переходящая всякие границы;

    -обвинение окружения и мира во всех возникающих проблемах;

    — унижение и оскорбление в процессе коммуникативного взаимодействия своего собеседника.

    Виды психических расстройств

    Одной из наиболее часто встречаемых форм психических недугов, которую переносит двадцать процентов населения планеты в течение жизни, является психическое расстройство личности, связанное со страхом.

    К таким отклонениям относят генерализованный страх, различные фобии, панические и стрессовые расстройства, навязчивые состояния. Страх далеко не всегда представляет собой проявление заболевания, в основном, он являет собой естественную реакцию на опасную ситуацию. Однако нередко страх становится симптомом, сигнализирующим о возникновении ряда нарушений, например, половой перверсии или аффективных расстройств.

    Ежегодно депрессия диагностируется приблизительно у семи процентов женского населения и трех процентов мужского. У большинства индивидов депрессия случается один раз за их жизнь и переходит в хроническое состояние довольно редко.

    Также одним из часто встречаемых видов сбоев в психической деятельности является шизофрения. При ней наблюдаются отклонения в мыслительных процессах и восприятии. Пациенты с шизофренией постоянно пребывают в тяжелом депрессивном состоянии и часто находят успокоение в алкогольных напитках и наркотических препаратах. У шизофреников зачастую наблюдается апатичность и тяготение к изоляции от социума.

    При эпилепсии помимо сбоев в функционировании нервной системы, больные страдают эпилептическими припадками с судорогами во всем теле.

    Биполярное аффективное расстройство личности или маниакально-депрессивный психоз характеризуется аффективными состояниями, при которых у пациента сменяются симптомы мании депрессией либо наблюдаются одновременно проявления мании и депрессии.

    Недуги, связанные с расстройством питания, например, булимия и анорексия, тоже относятся к формам расстройств психики, поскольку по прошествии времени серьезные нарушения режима питания провоцируют возникновение патологических изменений в человеческой психике.

    Среди других часто встречаемых отклонений в психических процессах у взрослых выделяют:

    — зависимость от психоактивных веществ;

    — отклонения в интимной сфере,

    — дефекты сна, такие как инсомния и гиперсомния;

    — дефекты поведения, спровоцированные физиологическими причинами либо физическими факторами,

    — эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

    Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

    — расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

    — эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

    — экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

    Нервно-психические расстройства

    Современный скоростной жизненный ритм заставляет людей подстраиваться под различные условия среды, жертвовать сном, временем, силами для того чтобы все успеть. Все успеть у человека никак не получится. Расплатой за постоянную спешку является здоровье. Функционирование систем и слаженная работа всех органов имеет прямую зависимость от нормальной деятельности нервной системы. Воздействия внешних условий среды негативной направленности могут вызвать болезни психического расстройства.

    Неврастения – это невроз, зарождающийся на фоне психологической травмы или переутомления организма, например, вследствие недосыпа, дефицита отдыха, продолжительной напряженной работы. Неврастеническое состояние развивается поэтапно. На первом этапе наблюдается агрессивность и повышенная возбудимость, расстройство сна, неспособность к концентрации внимания на деятельности. На втором этапе отмечается раздражительность, которой сопутствует усталость и равнодушие, снижение аппетита, неприятные ощущения в эпигастральной области. Также могут наблюдаться головные боли, замедление или учащение пульса, слезливое состояние. Субъект на этом этапе часто принимает «близко к сердцу» любые ситуации. На третьем этапе неврастеническое состояние переходит в инертную форму: у пациента доминирует апатичность, угнетенность и вялость.

    Навязчивые состояния являются одной из форм невроза. Им сопутствует тревожность, страхи и фобии, чувство опасности. Например, индивид может чрезмерно переживать из-за гипотетической потери какой-нибудь вещи или опасаться заразиться тем или иным недугом.

    Неврозу навязчивых состояний сопутствует многократное повторение одинаковых мыслей, которые не имеют значимости для индивида, совершение серии обязательных манипуляций перед каким-нибудь делом, появление абсурдных желаний навязчивого характера. В основе симптомов лежит чувство боязни поступить наперекор внутреннему голосу, даже если его требования абсурдны.

    Подобному нарушению обычно подвержены совестливые, боязливые индивиды, неуверенные в собственных решениях и подчиненные мнению окружения. Навязчивые страхи подразделяются на группы, например, существует страх темноты, высоты и т.п. Они наблюдаются у здоровых лиц. Причина их зарождения связана с травмирующей ситуацией и одновременным воздействием конкретного фактора.

    Предупредить появление описываемого психического расстройства можно, повышая самооценку, приумножая уверенность в собственной значимости, вырабатывая независимость от окружающих и самостоятельность.

    Истерический невроз или истерия обнаруживается в повышенной эмоциональности и желании индивида обратить внимание на себя. Нередко подобное желание выражается довольно эксцентричным поведением (умышленно громкий смех, наигранность в поведении, слезливые истерики). При истерии может наблюдаться снижение аппетита, повышение температуры, изменение веса, тошнота. Так как истерия считается одной из сложнейших форм нервных патологий, лечат ее при помощи психотерапевтических средств. Она возникает вследствие перенесения серьезной травмы. При этом индивид не сопротивляется травмирующим факторам, а «убегает» от них, вынуждая ощущать себя вновь болезненные переживания.

    Результатом этого становится развитие патологического восприятия. Больному пребывание в истеричном состоянии нравится. Поэтому таких пациентов довольно сложно вывести из такого состояния. Диапазон проявлений характеризуется масштабностью: от топанья ногами до катанья в конвульсиях по полу. Своим поведением больной пытается извлечь выгоду и манипулирует окружением.

    Женский пол более склонен к истеричным неврозам. Для предупреждения возникновения приступов истерии полезным оказывается временное изолирование людей, страдающих психическими расстройствами. Ведь, как правило, для индивидов с истерией важно наличие публики.

    Выделяют также тяжелые психические расстройства, которые протекают хронически и могут привести к инвалидности. К ним относят: клиническую депрессию, шизофрению, биполярное аффективное расстройство, диссоциативное расстройство идентичности, эпилепсию.

    При клинической депрессии больные ощущают себя подавленными, неспособными радоваться, трудиться и вести привычную социальную деятельность. Лица с психическими расстройствами, вызванными клинической депрессией, характеризуются плохим настроением, вялостью, утратой привычных интересов, отсутствием энергии. Больные не в состоянии «взять в руки» себя. У них наблюдается неуверенность, понижение самооценки, обостренность чувства вины, пессимистические представления о будущем, расстройство аппетита и сна, понижение веса. Кроме того, могут отмечаться и соматические проявления: нарушения функционирования ЖКТ, боли в области сердца, головы и мышцах.

    Точные причины появления шизофрении доподлинно не изучены. Данный недуг характеризуется отклонениями в мыслительной деятельности, логике суждений и восприятии. Больным свойственна отстраненность мыслей: индивиду кажется, что его мировоззрения созданы кем-то посторонним и чужим. Кроме этого, характерен уход в себя и в персональные переживания, изоляция от социального окружения. Часто люди с психическими расстройствами, спровоцированными шизофренией, испытывают двойственные чувства. Некоторые формы недуга сопровождаются кататоническим психозом. Пациент может пребывать в неподвижном состоянии часами, или выражает двигательную активность. При шизофрении также может отмечаться апатия, ангедония, эмоциональная сухость даже в отношении самых близких.

    Биполярным аффективным расстройством именуется эндогенный недуг, выражающийся в сменах фаз депрессий и маний. У пациентов отмечается то взлет настроения и общее улучшение состояния, то спад, погружение в хандру и апатию.

    Диссоциативным расстройством идентичности именуется психическая патология, при которой у пациента отмечается «разделение» личности на одну либо несколько составных частей, выступающих как отдельные субъекты.

    Эпилепсия характеризуется возникновением судорог, которые спровоцированы синхронной активностью нейронов определенной зоны мозга. Причинами недуга могут быть наследственные или иные факторы: вирусное заболевание, черепно-мозговая травма и др.

    Лечение психических расстройств

    Картина лечения отклонений психического функционирования складывается, основываясь на анамнезе, знаниях состояния пациента, этиологии конкретного заболевания.

    Для лечения невротических состояний применяют седативные средства вследствие их успокаивающего эффекта.

    Транквилизаторы, преимущественно, назначают при неврастении. Препараты данной группы способны снизить тревожность и снять эмоциональную напряженность. Большинство из них также снижает тонус мускулатуры. Транквилизаторы, преимущественно, оказывают снотворный эффект, нежели порождают изменения восприятия. Побочные действия выражаются, как правило, в ощущении постоянной усталости, повышенной сонливости, расстройствами в запоминании информации. К негативным проявлениям также можно отнести тошноту, понижение давления и снижение либидо. Чаще применяются Хлордиазепоксид, Гидроксизин, Буспирон.

    Нейролептики являются самыми востребованными при лечении патологий психики. Действие их заключается в уменьшении возбуждения психики, понижении психомоторной активности, снижении агрессивности и подавлении эмоциональной напряженности.

    К основным побочным эффектам нейролептиков можно отнести негативное воздействие на скелетную мускулатуру и появление отклонений в обмене дофамина. К наиболее часто применимым нейролептикам относят: Пропазин, Пимозид, Флупентиксол.

    Антидепрессанты применяются при состоянии полной подавленности мыслей и чувств, снижении настроения. Препараты этого ряда увеличивают болевой порог, снижая тем самым боли при мигренях, спровоцированных психическим расстройствами, повышают настроение, снимают апатичность, вялость и эмоциональную напряженность, нормализуют сон и аппетит, повышают активность психики. К негативным воздействиям этих препаратов относят головокружение, тремор конечностей, помрачение сознания. Наиболее часто применяют в качестве антидепрессантов Пиритинол, Бефол.

    Нормотимики регулируют неадекватное проявление эмоций. Применяются с целью профилактики расстройств, заключающих в себе несколько синдромов, которые проявляются поэтапно, например, при биполярном аффективном расстройстве. Кроме того, описываемые препараты обладают противосудорожным эффектом. Побочное действие проявляется в дрожании конечностей, увеличении веса, нарушении работы ЖКТ, неутолимой жажде, которая за собой впоследствии влечет полиурию. Также возможны появления различных высыпаний на кожной поверхности. Наиболее часто применяют соли лития, Карбамазепин, Вальпромид.

    Ноотропы являются самыми безвредными среди лекарственных средств, способствующих излечению психических патологий. Они благоприятно воздействуют на когнитивные процессы, усиливают память, повышают устойчивость нервной системы к воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда побочные эффекты выражаются в виде бессонницы, головных болей и нарушений пищеварения. Наиболее часто применяют Аминалон, Пантогам, Мексидол.

    Также при психических расстройствах рекомендована коррекционная психотерапия в соединении с медикаментозным лечением.

    Кроме того, широко применяется аутогенная тренировка, гипнотехники, внушение, реже используется нейролингвистическое программирование. Кроме того, важным является поддержка родни. Поэтому если близкий страдает психическим расстройством, то нужно понимать, что он нуждается в понимании, а не осуждении.

    psihomed.com

    Психические расстройства

    Психические расстройства

    Психические расстройства – это общее понятие, которое включает в себя не только психические заболевания, но и состояния психики, отличные от нормальных. Не каждое психическое расстройство является медицинской проблемой, так как не всегда его причины кроются в наличии органической патологии. Согласно статистике, каждый четвёртый человек на земле имеет (или испытывал когда-либо в жизни) то или иное расстройство поведения или психики.

    Причины возникновения

    На сегодняшний день причины некоторых психических патологий достоверно не известны. Однако в зависимости от типа расстройства, существуют определённые факторы, способствующие их развитию. Так, выделяют биологические, психологические факторы и факторы среды.

    Некоторые психические заболевания могут иметь генетическое происхождение, то есть передаваться по наследству. Таким образом, это является первой биологической причиной. Также существует множество патологий и заболеваний, ведущих к повреждению определённых участков головного мозга, что может спровоцировать поведенческие и психические изменения.

    Факторы окружающей среды в большой степени влияют на психическое здоровье человека. Так, статистически было установлено, что душевные болезни и расстройства чаще встречаются среди малообеспеченного населения. Кроме того, бесконечно возрастающий уровень стресса в обществе, безусловно, часто является причиной возникновения многих психических расстройств.

    Психологическим фактором называют комбинацию неблагоприятной наследственности (биологического фактора) и реакции на экзогенные раздражители (факторы окружающей среды).

    Симптомы психических расстройств разнятся в зависимости от типа расстройства, согласно классификации. Однако можно выделить перечень характерных для нарушения психики признаков. Основными симптомами являются нарушения мышления, поведения и настроения. Люди с психическими расстройствами часто могут не адекватно оценивать ситуацию и своё положение в ней, испытывать эмоции несоразмерные произошедшей ситуации, то есть слишком сильно расстраиваться или радоваться чему-либо, а иногда — вообще не проявлять никаких чувств. У таких людей могут нарушаться причинно-следственные и логические связи, внезапно возникать резкие и категорические суждения о чем-либо или о ком-либо (даже о самом себе). Также при многих видах психических расстройств у пациентов наблюдается нарушение в привычных формах поведения, иногда, выходящие за рамки общественной морали. Человек может спонтанно демонстрировать чрезмерную агрессивность или наоборот — апатичность.

    Также существует много симптомов, характерных для определённых видов психических расстройств, включая галлюцинации, навязчивые идеи, нарушения сна, потерю памяти, депрессию и т.д.

    Психическое расстройство может быть диагностировано на основании возникновения определённых поведенческих расстройств и наличия (или отсутствия) определённых соматических заболеваний. Диагноз может быть выставлен врачом-психиатром.

    Согласно МКБ-10 психические расстройства подразделяют на следующие группы:

  • органические, симптоматические расстройства — расстройства, спровоцированные явными нарушениями или травмами головного мозга;
  • психические расстройства, вызванные применением психоактивных веществ — как следует из названия, к этой категории относятся психические дисфункции, спровоцированные употреблением психоактивных веществ, включая наркотики, алкоголь и лекарственные препараты;
  • шизотипические расстройства — категория бредовых расстройств психики, включающая шизофрению и многие острые психические расстройства;
  • аффективные расстройства — расстройства настроения и поведения;
  • невротические — расстройства, связанные с физическими факторами и факторами окружающей среды;
  • поведенческие расстройства, связанные с физиологическими нарушениями;
  • возрастные расстройства поведения и личности;
  • умственная отсталость;
  • нарушение психологического развития;
  • эмоциональные и поведенческие расстройства, начавшиеся в детском возрасте;
  • неуточнённые расстройства.
  • При обнаружении у себя или близких каких-либо симптомов психического расстройства (изменения в поведении, мышлении или эмоциональных реакциях) рекомендуется обратиться к психиатру для обследования.

    Лечение психических расстройств зависит от их типа. Применяется как медикаментозное, так и психотерапевтическое лечение. При тяжёлых психических расстройствах может понадобиться госпитализация в психиатрическую клинику. Лечение лёгких расстройств может проходить амбулаторно и путём посещения сеансов психотерапии.

    Следует помнить, что многие психические расстройства без надлежащей терапии имеют свойство прогрессировать и несут потенциальную опасность как для самого пациента, так и для окружающих.

    В качестве профилактики психических расстройств рекомендуется не поддаваться стрессу, отводить достаточно времени для отдыха и вести активную социальную жизнь.

    www.likar.info

    Тесты на психические расстройства как один из способов диагностики заболевания

    Под психическим здоровьем понимают слаженность и адекватную работу психических функций человека. Психически здоровой личность можно считать тогда, когда все её познавательные процессы находятся в пределах нормы.

    Под психической нормой понимают среднестатистический показатель оценки познавательных функций, характерный для большинства людей. Психическая патология же считается отклонением от нормы, при которой страдают мышление, воображение, интеллектуальная сфера, память и другие процессы. Согласно статистическим данным, каждый пятый человек страдает психическим заболеванием, треть из них не подозревает о своей болезни.

    К наиболее встречающимся психическим расстройствам можно отнести фобии, панические атаки, депрессии, алкогольные и психотропные аддикции, патологии пищевого влечения и расстройства сна. Для диагностики вероятных психопатологических отклонений существуют специальные тесты на выявление психических расстройств. Данные методики определяют склонность человека к тому или иному психическому заболеванию. Достоверный диагноз ставится психиатром на основе сбора анамнеза, патопсихологического наблюдения и скрининга вероятных психических отклонений.

    Диагностика психических расстройств

    Для того, чтоб диагностировать психическое заболевание, психотерапевту необходимо изучить внешний вид человека, его поведение, собрать объективный анамнез, исследовать познавательные процессы и соматоневрологическое состояние. Среди наиболее встречающихся тестов на психические расстройства выделяют определённую специфику исследования:

  • депрессивные расстройства;
  • уровень тревожности, страхи, приступы паники;
  • навязчивые состояния;
  • расстройства пищевого влечения.

Для оценки депрессивных состояний используют следующие методики:

  • шкалу Занга для самооценки депрессии;
  • шкалу депрессии Бека.
  • Шкала Занга для самооценки депрессии позволяет определить степень выраженности депрессивных состояний и наличие самого депрессивного синдрома. Тест состоит из 20 утверждений, которые необходимо оценить от 1 до 4, в зависимости от встречающихся состояний. Методика оценивает уровень депрессии от лёгкого её проявления до тяжёлых депрессивных состояний. Данный метод диагностики является довольно эффективным и достоверным, им активно пользуются многие психиатры и психотерапевты для подтверждения диагноза.

    Шкала депрессии Бека также выявляет наличие депрессивных состояний и симптомов. Опросник состоит из 21 пункта, с 4 утверждениями в каждом. Вопросы теста заключаются в описании симптомов и состояний депрессии. Интерпретация определяет степень выраженности депрессивного состояния или его полное отсутствие. Существует специальная подростковая версия данной методики.

    При оценке уровня тревожности, фобий и страхов пользуются следующими опросниками:

  • Шкала Занга для самооценки тревоги,
  • Опросник структуры актуальных страхов личности;
  • Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру.
  • Шкала Занга для самооценки тревоги позволяет определить страхи и уровень тревожности респондента. Тест состоит из 20 вопросов, которые распределены по двум шкалам – аффективные и соматические симптомы. Каждому вопросу-утверждению необходимо присвоить уровень встречающихся симптомов, от 1 до 4. Опросник выявляет уровень тревожности или его отсутствие.

    Опросник структуры актуальных страхов личности, предложенный Ю. Щербатых и Е. Ивлевой определяет наличие страхов и фобий у человека. Методика состоит из 24 вопроса, которые необходимо оценить по степени выраженности того или иного признака. Каждому вопросу соответствует шкалы с определённой фобией, например, страх пауков, темноты, смерти. Если испытуемый набрал более 8 баллов по одной из шкал, это может указывать на наличие у него определённой фобии.

    Шкала самооценки реактивной тревожности по Спилбергеру определяет пациентов, больных неврозами, соматическими заболеваниями и тревожными синдромами. Опросник состоит из 20 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 4. При интерпретации результатов тестирования не стоит упускать тот факт, что уровень тревожности значительно повышается перед важной, значимой жизненной ситуацией, например, при защите дипломной работы у студентов.

    В качестве теста на выявление такого психического расстройства как навязчивый невроз используют:

  • Обессивно-компульсивную шкалу Йеля-Брауна.
  • Данный метод диагностики навязчивостей состоит из 10 вопросов и двух шкал. Первая шкала характеризует степень выраженности навязчивых мыслей, а вторая – действий. Шкалой Йеля-Брауна эффективно пользуются психиатры для определения выраженности обессий и компульсий у пациента. В психиатрических клиниках данную методику проводят каждую неделю, чтобы проследить динамику развития расстройства. Результаты опросника определяют выраженность навязчивого состояния от субклинического проявления до тяжёлых стадий.

    При постановке диагноза при расстройствах пищевого влечения используют:

    В 1979 году канадскими учёными был разработан тест на определение анорексии и булимии. Методика состоит из 31 вопроса, 5 из которых являются дополнительными. Испытуемый отвечает на прямые вопросы, и присваивает каждому ранг от 1 до 3. Если в результате исследования сумма баллов превышает 20, то у пациента высокий риск развития расстройства пищевого влечения.

    Среди методик, определяющих склонность к тому или иному психическому заболеванию и психопатизации, выделяют:

  • Я-структурный тест Г. Аммона;
  • Тест акцентуаций характера;
  • Опросник определения уровня невротизации и психопатизации;
  • Тест Роршаха.
  • Я-структурный тест Гюнтера Аммона применяется для выявления неврозов, агрессивности и тревожности, фобий и пограничных состояний. Тест включает 220 вопросов и 18 шкал. Опросник помогает определить конструктивные или деструктивные черты и функции.

    Тест Акцентуаций характера представлен несколькими модификациями, наиболее популярным вариантом является вариант методики, предложенный А.Е. Личко, отечественным психиатром и доктором медицинских наук. Под акцентуацией характера понимают – ярко выраженную черту характера, крайний предел психической нормы. Опросник состоит из 143 вопросов, определяющих тип акцентуированной личности. Данная диагностическая методика не является тестом на психические расстройства, она определяет психопатии и акцентуации. У психически здоровых людей акцентуации с возрастом сглаживаются, а при психопатологии – усиливаются и перерастают в расстройства, например, психоастенический тип акцентуаций часто проявляется при шизоидном расстройстве, а сенситивный тип – при навязчивом неврозе.

    Опросник определения уровня невротизации и психопатизации исследует уровень агрессивности, склонности к неврозам и другим психическим расстройствам. Методика состоит из 90 вопросов и двух шкал (невротизация и психопатология). Данный тест часто используют психиатры для подтверждения диагностики неврозов.

    Тест чернильных пятен Роршаха направлен на исследование когнитивной сферы, конфликтов и особенности характера личности. Методика состоит из 10 карточек, на которых изображены симметричные чернильные кляксы. Испытуемый должен описать, что он видит на картинках, какие ассоциации у него возникают, двигается ли изображение и т.д. Смыслом теста является то, что психически здоровый человек рассматривает и включает в работу воображения всё чернильное пятно, а личность с психическим отклонением оперирует частями рисунка, часто нелогично и абсурдно. Достоверный анализ данной методики проводит психотерапевт из-за сложности интерпретации и разнообразия теоретических основ Роршах-техники.

    Однако ни одна из вышеперечисленных методик не может диагностировать психическое заболевание в полной мере. Достоверный диагноз ставит психиатр на основе клинических наблюдений, индивидуальных исследований, анамнеза и психодиагностических методик.

    onevroze.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation