Понятие умственная отсталость в специальной психологии

28. Понятие «умственная отсталость» степени олигофрении, их психологическая характеристика.Классификация м.С. Певзнер

Понятие «умственная отсталость» является собирательным, к нему принадлежит как олигофрения, так и деменция.

Олигофрения это стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.

Степени умственной отсталости:

Идиотия (глубокая интеллектуальная недостаточность) представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные зачатки симпатических чувств.При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.

Имбецильность (умеренная и тяжелая интеллектуальная недостаточность) характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда.

Дебильностъ (легкая интеллектуальная недостаточность) — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет нагляднообразный характер, доступны определенная оценка конкретной си¬туации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

1)неосложненную;2)с преобладанием процессов возбуждения или торможения;3) со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями;4)с психопатоподобным поведением;5)с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.

27.Общее психическое недоразвитие:определение олигофрении, причины возникновения, структура нарушенного развития, клинико- патогенетическая классификация г.Е. Сухаревой

Олигофрения – это стойкое недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.

Клинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой (1965) выделяет следующие формы олигофрении: неосложненные, осложненные и атипичные.

При неосложненной форме олигофрении, имеются лишь черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны

осложненную форму олигофрении, при которой психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы. Осложненные формы чаще имеют натальную (родовые травма и асфиксия) и постнатальную (инфекции первых 2 — 3 лет жизни) этиологию. В этих случаях более позднее время поражения мозга является причиной не только недоразвития, но и повреждения систем, находящихся в состоянии определенной зрелости.

Атипичные формы олигофрении, по Г.Е.Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности пора¬жения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. Так, при олиго¬френии, обусловленной ранним травматическим поражением моз¬га, нарушения памяти будут выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций. При лоб¬ной же олигофрении на первый план выступает нарушение целе¬направленности, превалирующей по своей массивности над не-достаточностью процессов отвлечения и обобщения.

studfiles.net

Определение понятия «умственная отсталость» в современной специальной психологии. добавить

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга,имеющим диффузный характер мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией. В результате травм головного мозга, различных заболеваний центральной нервной системы происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков.

Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование заболевания. Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопато-логическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. Степени выраженности нарушений интеллекта и тенденции использования в науке следующих дефениций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность». Значение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений.

2.Цель, задачи и содержание курса математики в школе VIII вида

Цели и содержание математического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках и учебных пособиях по математике. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пересмотру целей и содержание образования в соответствии с поставленными обществом требованиями.

Исходя из общих целей средней общеобразовательной школы, из специфики математики как науки, ее роли и места в современной системе наук, в технике и производстве, ее значение в жизни современного общества, определяются цели обучения математике в средней общеобразовательной школе.

Цели — это планируемые результаты обучения, на достижение которых будет направлена совместная деятельность учителя и ученика в процессе обучения математике.

Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; 3) рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Поэтому, можно сказать, что МПМ — дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко задачи МПМ — можно сформулировать так:

Зачем надо учить математике? — Цели обучения

Что надо изучать? — Содержание обучения

Как надо обучать математике? — МПМ.

С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи ММ входит разработка методов построения школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.

2.3Содержание методики математики составляют вопросы её общих теоретических основ (общая методика математики) и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса (частные методики математики).

Школьное математическое образование — это организационный процесс и результат усвоения предусмотренных программой математических знаний, умений и навыков, а так же приёмов мышления и способов познания. Оно включает в себя обучение математике и связанное с ним воспитание. Поэтому предметом МПМ является математическое образование, к основным компонентам которого относится: 1) содержание (математическая информация, подлежащая изучению); 2) структура (система построения и последовательность изучения информации); 3) методы и средства подачи и усвоения учебной информации; 4)деятельность учителя на уроке; 5) интерес учащихся к изучению математики, в сочетании с обучением и воспитанием. Предметом методики математики (ММ) является обучение математике, которая представляет собой научную область, занимающуюся исследованием процесса обучения в математике, где бы он ни происходил (от дошкольников до ВУЗов). Под ММ (методикой математики) будем понимать область, предметом которой является обучение математике в средней общеобразовательной школе.

3. не нашлаПеречислите способы определения размеров предметов или их сравнения в младшем школьном возрасте на уроках математики.

1.Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей с умственной отсталостью (психологическая характеристика)

Физиологические механизмы психической жизни человека. Функциональная организация человеческого мозга с позиций современной нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.В. Симонов и др.).

Причины патологии нервной деятельности. Особенности ВНД детей с умственной недостаточностью (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.).

Расстройства высших психических функций при поражении головного мозга (А.Р. Лурия и др.).

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями нейродинамических процессов, с поражением лобных отделов коры головного мозга. Учет патологии ВПД в организации коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей.

2.Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание, система и принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Учебные программы по естествознанию для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Анализ программ.

Принципы построения курса естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Преемственность программы по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 1-4 классов и программы по природоведению для детей, обучающихся в 5-х классах с программами по естествознанию для учащихся старших классов.

3.Проанализируйте по предложенной схеме Программу специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (биология, любой класс по выбору).

Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.

lektsii.org

Понятие умственная отсталость в специальной психологии

Приветствую Вас Гость | RSS

Правильное определение понятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия «умственная отсталость». Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить — в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь, например в школу для алаликов, тугоухих и т. д.

Причиной умственной отсталости является

  • поражение головного мозга ребенка
    • недоразвитие плода,
    • болезнь,
    • ушиб и т. д.
    • Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

      Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

      Для анализа этого определения необходимы некоторые пояснения.

      «Что же он, по-вашему, олигофрен?»

      — «Нет, он просто органик, он со временем выправится».

      Такие формулировки могут создать у неспециалистов впечатление, будто олигофрения — это нечто отличное от органического поражения головного мозга. В действительности

    • при олигофрении имеет место более тяжелое,

    более тотальное органическое поражение головного мозга

    имеют в виду не столь тотальное поражение,

    которое может быть компенсировано несколько быстрее.

  • Могут быть и такие локально обусловленные признаки органического поражения головного мозга, которые не так быстро компенсируются, либо даже остаются не вполне компенсированными на протяжении всей жизни. Таковы, например,

  • недостатки пространственных представлений,
  • не резко выраженные дефекты речи.
  • При соответствующем разумном выборе профессии человек с недоразвитием пространственных представлений может стать крупным специалистом в какой-либо области. Однако при этом он может, например, заблудиться в многоэтажном доме или в переулках города.

  • Однако термин «недоразвитие» многозначен.

    Так можно обозначить задержку темпа психического развития,

    при которой можно предполагать, что в ближайшем будущем

    за 2-3 года ребенок догонит сверстников.

    предполагается значительная тяжесть недоразвития.

    Речь идет о дефекте, при котором без вспомогательной школы

    школьнику в будущем едва ли удастся стать в ряды трудящихся.

  • Однако, несмотря на тяжесть дефекта, не может быть уверенности в его необратимости. Прогресс медицины и компенсаторные силы детского организма могут многое изменить. Важно лишь подчеркнуть, что при определении понятия «умственная отсталость» речь идет не о кратковременной задержке темпа психического развития, а о довольно длительном его нарушении. Поэтому вернемся к данному выше определению умственной отсталости.

    В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, слабослышащий ребенок.

  • отстают от своих сверстников по умственному развитию,
  • им часто бывают свойственны дурные привычки и склонности;
  • К началу школьного обучения у них нет стремления учиться;
  • В классе они не могут сосредоточить свое внимание

    на объяснении учителя,

    • им неинтересно на уроке,
    • не хочется выполнять домашние задания,
    • эти дети не умеют учиться, думать;

    В результате они не усваивают

    программу школьного обучения.

    При этом мешают занятиям всего класса.

  • Создается впечатление, что у них стойко нарушены познавательные процессы. В связи со сказанным у некоторых педагогов возникает стремление перевести таких детей во вспомогательные школы. Можно ли отнести таких педагогически запущенных детей к числу умственно отсталых, если даже согласиться с учителями в том, что у них не развиты познавательные процессы и в какой-то мере осталась неразвитой психика в целом? Нет. Поскольку у педагогически запущенных детей нет органического поражения головного мозга, нервные процессы нормальны, их можно и нужно обучать в массовой школе. Опыт показывает, что при соответствующем воспитании такие дети могут в дальнейшем нормально развиваться.

    Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного им ребенка имеются признаки гидроцефалии, т. е. водянки головного мозга. Следует ли из этого, что ребенок подлежит переводу во вспомогательную школу как умственно отсталый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной деятельности и умственных способностей. Такие дети нередко встречаются в массовой школе.

  • нарушение познавательной деятельности
  • органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение
  • свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.

    Следует обратить внимание еще на один элемент нашего определения понятия «умственная отсталость». В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например:

    • тяжелое инфекционное заболевание,
    • сотрясение мозга,
    • голод,
    • приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми. Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно. Для этой цели должны быть использованы экспериментально-психологические методики.

      Наряду с преходящими астеническими состояниями у некоторых детей наблюдаются столь стойкие и длительные нарушения умственной работоспособности, что они практически лишают их возможности обучаться в массовой школе. Напрасно некоторые психоневрологи пытаются с помощью неточного диагноза — «задержка психического развития» — удержать их в массовой школе. После трех, а иногда и шести лет бесплодного мучительного второгодничества в массовой школе они в конечном счете переводятся во вспомогательные школы.

      grablace.clan.su

      Специальная психология, или психология аномального развития, — отрасль психологии, изучающая людей,

      txt fb2 ePub html

      на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

      Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

      Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

      1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, явл

      Основные понятия и проблемы специальной психологии

      1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.

      Компенсация психических функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

      2. Существуют два типа компенсации психических функций:

      внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

      межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур.

      У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.

      3. Теории компенсации:

      по Л.С. Выготскому. А. Адлер:

      компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;

      формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;

      человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;

      основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности — в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

      компенсация — синтез биологического и социального факторов;

      включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта; понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за 1 собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной пер-

      личной причине проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития ребенка; подчинение специального воспитания социальному, их взаинезависимость; включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества; «частные дефекты не делают еще носителя их дефективным»; компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому): недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций — мышления, речи;

      задержанное развитие — замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; дефицитарнае развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример — ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; дисгармоническое развитие — диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения — выявляется вид нарушения: общий дефект или «частный дефект». Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем);

      время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление «недоразвития психических функций», чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);

      системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты;

      нарушения межфункциональных взаимодействий — появляются при аномалиях психического развития.

      Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:

      временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;

      ассоциативные связи — чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;

      иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку

      Нарушения психического развития могут быть вызваны как 1 биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.) Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

      5. Развитие психики детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским). Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Общие закономерности развития психика:

      цикличность психического развития (сложная организация во времени);

      неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных); пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации); соотношение биологических и социальных факторов.

      Особенности развития психики:

      6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:

      снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

      трудность словесного опосредствованно;

      замедление процесса формирования понятий.

      Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

      1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, явл. Основные понятия и проблемы специальной психологии. 1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.

      В специальной психологии выделяются следующие отрасли: — тифлопсихология — психология слепых; — сурдопсихология — психология глухих; — олигофренопсихология — психология умственно отсталых.

      Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии

      Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том

      психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и.

      Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблем. подробнее ».

      отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видовчеловеческой деятельности.

      Основной задачей психологии является учение законов психическойдеятельности в ее развитии.

      Основные понятия налоговой психологии. В налоговой психологии используются несколько понятий, отражающих особенности восприятия индивидом государственных доходов, налоговой системы.

      Основные тенденции развития психологии на современном этапе.

      Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Выготский)

      Обязательно нужно организовать специальную среду для ребенка, хотя бы уголок, в котором он сам будет поддерживать порядок.

      Начало положили работы в области судебной психологии: — проблема психологии преступника

      Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом при

      Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и.

      cribs.me

      Теоретические аспекты изучения нарушений интеллекта у детей

      Клиническая характеристика умственной отсталости

      Понятие «умственная отсталость» (олигофрения) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). [7]

      Согласно современным научным представлениям, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

      Любая вредность, действующая на организм, не закончивший своего формирования, физиологического роста, может привести к общей или частичной задержке его развития. Достаточно длительное и сильное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в его дифференцировании, а, следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность и формы умственной отсталости зависят от времени влияния повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов, локализации и распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности. Умственная отсталость характеризуется рядом общих клинических признаков. Ведущий признак — общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии — врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет — страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.

      Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующуюся общим необратимым недоразвитием мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

      Олигофрения — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. [8]

      При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).

      В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

      1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

      2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

      3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. [9]

      Дебильность (лат. — слабый, хилый) — легкая степень умственной отсталости. Среди всех умственно отсталых лиц лица с дебильностью составляют около 85-90%. Несмотря на общий признак умственной отсталости — недоразвитие всей психики в целом — лица с дебильностью и по своим личностным, и по социальным особенностям имеют свою индивидуальность, что существенно отличает их от страдающих имбецильностыо или идиотией. Они часто поступают в массовую общеобразовательную школу, но уже в самом начале своего обучения успевают очень плохо, не могут полноценно усвоить даже элементарный учебный материал. В ряде случаев неплохая механическая память, усидчивость, настойчивость родителей и усилия педагогов позволяют больным освоить программу начальной школы, обучение в старших классах им недоступно. Справляясь с программой каждого класса массовой школы за 2-3 года, лица с дебильностью заканчивают не более 3-4-х классов и переводятся на обучение во вспомогательные школы. Такие лица приобщаются к тому или иному виду неквалифицированного труда, все трудовые процессы выполняют механически, чисто подражательно. Их интересы сконцентрированы преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей, их мало занимает общественная жизнь, еще в меньшей степени интересуют отвлеченные вопросы и события.

      Лица с дебильностыо все же способны обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, учитывая предшествующий практический опыт, они проявляют достаточную целенаправленность и активность. Чем легче степень дебильности, тем большим словарным запасом и набором отдельных понятий оперирует больной. Большинство больных с дебильностью с возрастом все более правильно оценивают складывающуюся ситуацию, лучше контролируют свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей. При умеренной и легкой дебильности они достаточно хорошо адаптируются к повседневным требованиям, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, не нуждаются в помощи психиатра, «растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными».

      Примерно 10% умственно отсталых лиц страдают имбецильностью (лат. — слабый, незначительный). Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников. Ориентируясь в знакомой обстановке, совершенно теряются в новой ситуации. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность. Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях.

      Идиотия (греч. — невежество) является наиболее тяжелой степенью умственной отсталости. У больных с идиотией практически не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода.

      Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых.

      По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:

      — легкую (IQ в пределах 40-69),

      — умеренную (IQ в пределах 35-49),

      — тяжелую (IQ в пределах 20- 34),

      — глубокую (IQ ниже 20). [9]

      Данное традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, является условным. Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой.

      Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность.

      Клиническая картина умственной отсталости проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Особенно это положение касается тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша. [10]

      Больные нередко обращают на себя внимание уже своим внешним видом: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Нередко имеются дефекты слуха, зрения, речи, пороки развития внутренних органов.

      Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями. В таких случаях понимание речи начинается раньше, чем умственно отсталые лица начинают говорить (немота без глухоты). В других случаях недостаточность речи больше связана с дефектом высших психических функций, чем двигательных. Речь при этом бедна запасом слов, построение фраз детское. Часто отмечаются неправильное соотношение между отдельными частями предложения, аграмматичное построение фраз, отсутствие в них спряжения и склонения. Такую речь дополняют неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, затруднения при переходе от слога к слогу, от слова к слову. При достаточно развитой устной речи может быть недоразвита способность к чтению и письму. [10]

      Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).

      Процесс восприятия часто ограничен различными дефектами органов чувств, но и при хороших зрении и слухе восприятие внешних впечатлений затрудняется из-за недостаточности активного внимания. При тяжелой умственной отсталости страдает и пассивное внимание. При всяком психическом напряжении умственно отсталые лица устают гораздо быстрее, чем их здоровые в психическом отношении сверстники.

      Отмечаются и заметные нарушения памяти. Они могут быть обусловлены неспособностью удержать в памяти воспринятые образы или устанавливать связь с прошлым опытом. Даже в случаях хорошей механической памяти больные способны к восстановлению только отдельных деталей, они не воспроизводят сложной картины событий, сложного комплекса впечатлений, что связано с недостаточностью ассоциативного процесса, способности к умозаключению. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии.

      Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий больные не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений. [11]

      У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

      Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

      Общим характерным признаком для эмоционально-волевой сферы этих лиц является преобладание не столько тонких дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Эмоциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Возбудимость, эгоцентризм могут быть у внушаемых и робких больных. [10]

      В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна. После употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией, у больных могут легко возникать быстро проходящие психотические расстройства. Психозы могут протекать со зрительными галлюцинациями, двигательным возбуждением, страхами, депрессиями. Усугубление их интеллектуальной недостаточности может наступить и в психотравмирующей ситуации. [11]

      Итак, в зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм — синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания — монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом.

      Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т.н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ. Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея — Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития. [9]

      Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.

      Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией. [9]

      Таким образом, умственная отсталость как форма нарушения интеллекта — это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.

      studbooks.net

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation