Поведение подростков стрессе

/ 49.аддиктивное поведение детей и подростков

Человек – существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом. Таких людей называют аддиктами, а их поведение аддиктивным. Суть аддиктивного поведения – это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Способы достижения аддикций самые разнообразные – начиная с видов деятельности и заканчивая приемом веществ.

Психологическая сущность аддиктивного поведения заключается в уходе человека от реальности, которая его не удовлетворяет. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта. Попытка отгородиться от внешних воздействий проявляется в виде какой-либо деятельности, или употреблении химических веществ. Причем способы избавления от психического дискомфорта являются для человека болезненными. Эта болезненность проявляется в социальной дезадаптации и неконтролируемом стремлении человека повторить выбранный способ поведения.

Психология аддиктивного поведения различает химические и нехимические аддикции. В целом эти разновидности зависимого поведения можно представить в виде классификации:

1. Нехимические адикции:

гэмблинг (тяга к азартным играм);

аддикция отношений или созависимость;

шопинг (аддикция к трате денег);

2. Химические аддикции:

3. Промежуточная группа аддикций:

Аддиктивное поведение подростков

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне.

Профилактика аддиктивного поведения

Прежде чем начинать бороться с аддиктивным поведением человека, стоит помнить ряд нюансов. Аддикт – человек, неадекватно воспринимающий реальность, у него нарушена самооценка, он не осознает своих проблем и почти постоянно живет в стрессе. Болезненное состояние психики аддикта способствует развитию астмы, возникновению головных болей, тахикардии, аритмии, язвенной болезни желудка и прочих соматических недугов. Психологическая профилактика аддитивного поведения должна заключаться в отдельном подходе к каждой группе видов отклоняющегося поведения.

1. Профилактика наркомании и алкоголизма:

прежде всего, необходимо помочь человеку осознать свою проблему;

аддикт должен изменить отношение к окружающему миру и к самому себе;

необходимо провести осторожную работу с механизмами психологической защиты ;

аддикцию должен заменить интерес к чему-либо безопасному в психологическом плане.

2. Профилактика труголозима и шопоголизма:

развивайте в человеке навыки коммуникации;

аддикт должен научиться слушать других;

обучайте человека придерживаться не только сугубо своей точки зрения;

аддикт должен научиться проявлять себя в общении с другими.

Если принятые меры профилактики аддикции не помогли, либо поведение человека уже не поддается непрофессиональной коррекции, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Прежде чем вы это сделаете, стоит помнить – аддикция это, прежде всего, проблема расстройства психики. Все физические проявления и состояния организма – это уже следствие аддикции. Поэтому избавление человека от зависимого поведения должно проходить с помощью медицинских препаратов и психотерапевтического вмешательства.

studfiles.net

Протесты подростков: кто виноват, и что делать?

Пережить подростковый возраст непросто и самим подросткам, и окружающим взрослым. «Период бурь и страстей», — как его называют психологи, — определяется многочисленными психофизиологическими изменениями, которые напрямую влияют на подростковое поведение.

И все-таки не каждое поведение подростка можно назвать нормальным. В этом возрасте дети склонны переходить грань «нормы» в стороны неадекватности или девиантности (отклонения в поведении).

Особенно большой проблемой для взрослых является протестное поведение подростков. Протестное – от слова протест. Очевидно, что подросток протестует против чего-либо или кого-либо. Но почему? И что при этом делать взрослым?

Протестное поведение подростков может проявляться в трех вариантах: негативизм, упрямство и строптивость. Один вариант поведения часто плавно переходит в другой. Поведение при этом различно, а реакция взрослых и пути выхода из ситуации идентичны.

Подростковые протесты: кто виноват?

Ситуация 1. Конфликт между учителем литература Анны Ивановны и учеником 9 класса Андреем достиг своего апогея. Андрей тихо сидит на уроках, выполняет контрольные работы, но не выходит к доске и не отвечает на вопросы педагога. Анна Ивановна утверждает, что он просто игнорирует её. Она пробовала ставить Андрею неудовлетворительные оценки, ругать, беседовать по душам, но ученик не идет на контакт вообще. С другими педагогами Андрей не конфликтует, и проблем в отношениях нет. Последней каплей терпения стало игнорирование вызова к доске при присутствии школьной администрации.

Ситуация 1 описывает НЕГАТИВИЗМ – вариант протестного поведения, при котором ребенок не выполняет указаний и просьб взрослого только потому, что его об этом попросили. То есть подросток реагирует на само обращение взрослого. Ситуация школьного обучения, которая характеризуется как деятельностно-личностная, переходит в личностно-деятельностную, когда на первый план выступает отношение к взрослому.

Ребенок действует не по своему желанию, а даже иногда, наперекор ему. Самое главное для него в этой ситуации не выполнить желаемые для взрослого действия.

Чем больше взрослый использует свою власть, тем сильнее ребенок сопротивляется воздействиям.

Негативизм может быть пассивным и активным.

Вариант пассивного негативизма, описанный в ситуации 1, подразумевает молчаливый отказ от действий и игнорирование взрослого. При этом подросток не связан с последствиями и не боится их.

Активный негативизм характеризуется грубостью, дерзостью, истериками.

В любом случае подросток является неуправляемым.

Почему ребенок ведет себя негативно?

Причина негативного подросткового поведения кроется в накапливаемом эмоционально-негативном отношении к конкретному взрослому (отсюда и название девиации — негативизм). На протяжении долгого времени взрослый, по мнению ребенка, игнорирует его потребности и желания. Негативизм не появляется после единичного конфликта, имеющего яркую эмоциональную окраску. Этот вариант протестного поведения «срабатывает» по принципу снежного кома. Обида накапливается длительное время. В «копилку» негативных эмоций по крупицам добавляются игнорирование со стороны взрослого, требования, препятствующие проявлению самостоятельности, высказывания, унижающего ребенка.

Отношения «разваливаются» в процессе обычной деятельности или впоследствии простого высказывания педагога. Момент негативизма проявляется отказом от действий. При этом педагог требует совершения определенных действий, добавляя: «когда с тобой разговаривает учитель» или «когда тебе говорит взрослый». Эти фразы указывают на взаимодействие с собой, что в корне противоречит желаниям подростка.

Ситуация 2. Лена решает уйти из школы после 9 класса и поступить в техникум. Отличница учебы, послушная девочка своим решением шокирует родителей и учителей. Выбор профессии парикмахера не вписывается в большие планы родителей. Педагоги и родители приводят доводы о сдаче ЕГЭ, поступлении в университет, но девочка забирает из школы документы и поступает в профессиональное учреждение.

В какой-то момент взрослым кажется, что Лена понимает их, но на решение девочки это не оказывает влияния.

Ситуация 2 демонстрирует УПРЯМСТВО. В данном случае упрямство связано с решением уйти из школы, что является судьбоносным моментом. Но этот вид протестного поведения очень часто проявляется в обыденных ситуациях:

  • подростки просят купить что-то конкретное из одежды или обуви, и настаивают на своем решении, даже если очевидно, что эта вещь им не подходит;
  • прогулки под дождем только потому, что так решили;
  • отказ от головных уборов в холодное время года;
  • обувь на высоком каблуке даже в неподходящих ситуациях.
  • УПРЯМСТВО – это такое поведение, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется очень сильно, а потому что он это попросил (потребовал). Психологически упрямство связано с тем, что ребенок связан со своим первоначальным решением.

  • Конфликты взрослых, в которых не наблюдается взаимных уступок. Долгое время ребенок видит упрямое поведение взрослых по отношению друг к другу. Постепенно такое поведение воспринимается ребенком, как норма, и он начинает сам занимать подобную позицию.
  • «Негибкость» родителей в общении с ребенком. Часто родители не идут на уступки ребенку, боясь потерять свой авторитет. Другой вариант такого поведения это необоснованные требования взрослых. Единственным обоснованием является само требование: «я так сказал», «потому что надо» и др. С детства ребенок не видит уступок и объяснений.
  • Эмоциональный конфликт, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно. Иногда подросток неуверен в своем выборе, сомневается в его правильности и единственным выходом является связь с первоначальным решением.
  • Перевозбудимость нервной системы. Жизнь подростков перенасыщена эмоциональными потрясениями и волнениями, которые взрослым кажутся неважными. Ежедневные переживания борьбы за свое место в обществе сверстников делают ребенка подросткового возраста настороженным и готовым к протестной деятельности.
  • Запреты и ограничения деятельности подростков, установленные взрослыми в большом количестве. В этом случае такое поведение определяется протестом на запреты.
  • Подростковое упрямство очень беспокоит и родителей, и педагогов. Взрослым становится трудно, а порой и просто невозможно оказывать воспитательные воздействия. Какой смысл в постоянных объяснениях, если всё упирается в первичное, возможно, даже неправильное решение ребенка.

    Многие взрослые могут привести примеры из собственной юности, когда были связаны с первоначальным решением, являющееся неверным.

    Ситуация 3. Родителей Сергея вызвали в школу. Причина: поведение подростка. Сергей пропускает занятия, не реагирует на замечания педагогов, не выполняет домашние задания. Дома сын не выполняет обязанностей, в контакт с родителями не вступает. Основное время он проводит за компьютером или с телефоном в наушниках. Попытки поговорить по душам были, вначале, проигнорированы, а затем, при усилении тона требований, грубо отвергнуты.

    Нарушение отношений сразу со всеми взрослыми носит название – СТРОПТИВОСТЬ. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость безлична и не связана с собственным решением, она направлена против общих норм воспитания и жизни ВООБЩЕ.

    Ребенка не устраивает навязываемый образ жизни. Они считают, что окружающие взрослые не должны предъявлять требований. При этом подростки шокируют жизненными наблюдениями типа:

    — «А чего вы добились в жизни, уважая моральные ценности?»

    — «Зачем мне в жизни математика и физика, если моя судьба быть охранником?»

    Подростковый возраст не приемлет этического отношения к людям. Юношеский максимализм ставит штамп «неудачник» на всех, кто не соответствует его ценностям и направленности. Естественно, что под эту гребенку попадают и родители, и педагоги.

    Воспитательные воздействия оказываются просто невозможными.

    Строптивость может привести к потере контроля над подростком. Подросток легко подпадает под влияние криминогенной или другой идейной группировки (например, скинхеды, религиозные братства), цели которых соответствуют его жизненным убеждениям.

    Главная причина строптивости — нарушения взаимопонимания со взрослыми и ошибки воспитания.

    Так кто же виноват? Ответ очевиден – взрослый.

    Подростковые протесты: что делать?

    Протестное поведение делает подростка неуправляемым. Оно разрушает дисциплину в классе, делает невозможным контакт родителей с ребенком. Большинство взрослых бессильно в подобной ситуации.

    Коррекция протестного поведения – это долгий путь воздействий. Длительное время ребенок накапливал негатив, который вылился в устойчивое поведение. Однако следует помнить, что основная причина все-таки в психофизиологических особенностях подросткового возраста, а, значит, со временем протестная реакция на воздействия взрослых будет ослабевать.

    Сталкиваясь с протестным поведением подростков, следует соблюдать ряд правил:

    1. Помните, что это поведение легче предотвратить, реагируя сразу на обиды детей, и обосновывая все свои требования.
    2. При формулировках требований не используйте фраз, указывающих на собственное превосходство: «я сказал», «педагог требует», «ты со взрослым разговариваешь» и др.
    3. Не ведите конфликта в присутствии других. Найдите объяснение протестному поведению подростка в плохом самочувствии или других причинах, не привлекая внимания к себе.
    4. Постарайтесь найти общий язык с ребенком, предложив душевный диалог и разобравшись с ситуацией.
    5. Не оставляйте ребенка долгое время наедине со своими мыслями.
    6. Контролируйте круг общения и интересы ребенка, не допуская влияния идейных группировок.
    7. Помните, что только внимание любовь и терпение помогут ребенку справиться с собственным негативизмом и научиться позитивно принимать окружающий мир.

      useful.one

      Основные причины и формы поведения подростков

      Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

      Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

      Причины агрессивного поведения детей

      Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

    8. желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
    9. намерение получить желанную вещь;
    10. желание всегда и во всем быть главным;
    11. определенная защита и скорейшая месть обидчику;
    12. желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
    13. Агрессивное поведение у малышей — желание добиться своего

      Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

      Воспитание волевого поведения ребенка

      Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства — гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

      Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

      Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

      Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

      Возрастные особенности воли у детей разного возраста

      Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

      Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

      Виды агрессии у детей

      Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

      Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

      Что такое тревожность — определение

      Основные причины детской тревожности

      Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

      Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

      Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

    14. Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
    15. Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
    16. Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
    17. Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
    18. Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
    19. Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.
    20. Типы тревожных детей — характеристика

      Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

      Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

      Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

      Способы снижения тревожности на групповых занятиях

      В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

      Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

    21. формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
    22. укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
    23. Общение с детьми — развеивает страхи

      Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

      Разновидности асоциального поведения подростков

      В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

      Формы асоциального поведения подростков

      Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

      Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

      Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

      Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

      Причины нарушений поведения у подростков

      Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

      Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

      Конфликтная форма поведения — нарушение запретов

      В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

      Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

      Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

      К такой разновидности поведения относятся следующие:

    24. периодические побеги из дома, бродяжничество;
    25. выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
    26. различные суицидальные действия;
    27. раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
    28. ранние половые контакты и сексуальная девиация;
    29. мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.
    30. Поведенческие нарушения у подростков

      Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

      Условия возникновения агрессии

      Важная психологическая помощь: советы родителям

      Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

      Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

      Проблемы в семье — частая причина агрессивности

      Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

      Мотивация для подростков — важный фактор устранения агрессивности

      Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

      Основные способы коррекции тревожности

      Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

      detki.guru

      Поведение подростков стрессе

      Копинг – это действия человека, с помощью которых он борется со стрессом. Термин копинг походит от английского «coping» или также «to cope with», что означает справиться со стрессом. Копинг составляет в себе когнитивный, поведенческий и эмоциональный элементы, которыми обеспечивается сохранение целостности личности и противостояние внешним или внутренним факторам, которые вызывают напряжение или создают слишком сложные обстоятельства и ситуации, с которыми человек не может справиться, поскольку количество его ресурсов ограничено.

      Копинг-стратегии образовались у индивида, чтобы он мог определенно реагировать на возникшую кризисную ситуацию, и от степени значимости этой ситуации для него. Относительно особенностей кризисной ситуации и своего отношения к ней, человек будет действовать определенным образом, выражая при этом истинные эмоции и переживания разной степени интенсивности через свое поведение. Основными характеристиками такой ситуации есть значимые чувства, их интенсивность, психическая напряженность, изменение самооценки, смена мотивации, внутренние переживание, с помощью которых ведется переработка травмы, связанной с кризисной ситуацией и значимая потребность в психокоррекции и поддержке.

      Совладение с собой, со своими переживаниями зависит от самой личности, ее характерологических особенностей и действительной ситуации. Один человек способен абсолютно по-разному относиться к одной и той же ситуации в разное время, когда она травматическим образом воздействует на него.

      Феномен совладения с травматической ситуацией возник относительно не так давно, поэтому даже нет единственной классификации копинг-стратегий, почти каждый исследователь, интересовавшийся этой темой, создает собственную классификацию.

      Копинг-стратегии – это такие комплексы действий, которые применяются относительно определенной стрессовой ситуации. Это своего рода индивидуальные привычные схемы, благодаря которым человек может быстрее выйти из проблемной ситуации, поскольку никому не хочется долго перебывать в состоянии кризиса, это выводит из равновесия. Бывает два вида направленных тактик поведения.

      Копинг поведения стратегии проблемно-ориентированные , они направлены на саму ситуацию и желание ее исправить, найти быстрее выход из нее, активно действовать.

      Копинг поведения стратегии эмоционально-ориентированные , соответственно, ориентированы на особенности эмоционального состояния, реакции связанные со стрессовой ситуацией, чувства человека и переживания.

      Копинг-стиль определяет поведение, исходя из трех типов реакции на стрессовую ситуацию. В животном мире это ступор, убегание, атака, относительно человеческого поведения, они называются капитуляция, избегание, сверхкомпенсация.

      Копинг механизмы – это механизмы совладания, которые определяют адаптацию человека к стрессовой ситуации, успешную или нет. Также их определяют, как тактику поведения человека в ситуации угрозы, особенно в обстоятельствах адаптации к угрозе благополучию психологическому и физическому, также личностному и социальному.

      Копинг механизмы могут иметь такие формы: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Когнитивные формы выражаются в переключении мыслей с болезненной темы на более позитивную, отвлечение от мыслей о последствиях кризиса, принятии сложившейся ситуации, проявление стоицизма, игнорирование проблемы, уменьшение ее серьезности, стремление создавать впечатление, что ничего не произошло, сравнение ранее похожих ситуаций, изучение информации, необходимой для преодоления кризиса, религиозность, придание новому состоянию нового смысла.

      Эмоциональные формы включают в себя переживания возмущения, агрессию, противостояние, подавления чувств, изоляция, уход в себя, перекладывание ответственности, фатализм, самобичевание, капитуляция, злость, раздражительность, из более адекватных – сохранение спокойствия, самообладания, равновесия.

      Поведенческие формы копинговых механизмов выражаются через: отвлечение, смене рода деятельности, уходом в работу с головой, заботой о других, когда нужно думать более всего за собственное благополучие, альтруизм, стремление к избеганию, исполнение собственных желаний, компенсирование, удовлетворение потребностей, желание перебывать наедине, в спокойствии, поиск поддержки, понимания, стремление к сотрудничеству.

      Специфика копинг механизмов очень близка к работе защитных механизмов психики. Как видно они делятся на конструктивные и неконструктивные, или адекватные и неадекватные, или активные и пассивные. Если человек собирается работать с психотерапевтом в направлении поиска выхода из стрессовой ситуации, то наиболее продуктивными в таком русле будут: сотрудничество на протяжении консультативного процесса, стремление к поддержке, адекватная степень игнорирования стрессового обстоятельства, взгляд на него с юмористической стороны, терпеливость, самообладание, стоицизм, противостояние проблеме, альтруизм, эмоциональная разрядка. Иногда психотерапевту сложно провести конструктивную модификацию психологических защитных механизмов или их полное устранение, даже когда будет создана эмпатическая связь с пациентом, с помощью которой слабеет необходимость в защитных механизмах, поэтому акцентируется внимание на том, чтобы развить копинг механизмы.

      Изучение проблематики копинг стратегий подвели исследователей к понятию копинг ресурсы. Ресурсный подход определяет, что существует распределение ресурсов, следовательно, объясняющий, что человеку удается сохранить психическое здоровье и приспособится к сложившейся ситуации. Ресурсный подход также рассматривает многообразие ресурсов: внешних – моральная, эмоциональная и материальная помощь от социальной среды; личностных – способности и умения человека. Также существует теория, в которой копинг ресурсы делятся на материальные и социальные. Большинство исследователей сходятся во мнении, что лучшим ресурсом для совладания со стрессом является оптимизм. Но он должен быть здоровым, поскольку слишком оптимистической настрой может быть преградой в адекватном восприятии текущего события.

      Важным ресурсом является самоэффективность, она связана с познавательными процессами, то есть убеждениями людей об их способности к совладанию. Такие убеждения способствуют организованности и собранности собственных ресурсов, поиску новых.

      Ресурсы и копинг-стратегии могут влиять друг на друга. Например, если у человека нет желания общаться с людьми из его социального круга, соответственно у него не будет много друзей. Здесь видно, что копинг стратегия имела влияние на ресурсы.

      Существует уникальный опросник, с помощью которого исследуются базовые стратегии человеческого поведения. Его называют индикатор копинг-стратегий, следовательно, его идея заключается в том, что все базовые стратегии поведения человека можно разделить на три группы: решение проблем, социальная поддержка, избегание.

      Первая группа копинг-стратегий – это разрешение проблем. Индивид использует все ресурсы, которые у него имеются для поиска всех доступных методов эффективного решения в сложившейся проблемной ситуации. Он считает, что вся ответственность лежит на нем, и он должен сам найти способ, как улучшить ситуацию.

      Вторую группу становит поиск социальной поддержки – человек очень активно начинает искать решение в сложившейся ситуации, используя советы значимых близких и ища поддержки среди окружающих. Он уверен, что один не в состоянии что-либо предпринять и также, не уверен в правильности и эффективности собственных вариантов, поэтому считает нужным, заручится поддержкой из внешней среды.

      Третью группу индикатор копинг-стратегий определяет, как избегание. Человек считает нужным закрыться в себе, никому не рассказывать о своей проблеме, избегать всевозможных попыток взаимодействия с ним окружающих, желает совсем уйти от решения проблемы, избавится от мыслей о ней, жить, как будто ничего не произошло. Придерживаясь избегания, человек использует также некоторые пассивные способы, как, например, злоупотребление алкоголем, наркотиками, различные зависимости. Также может начинать болеть, и если это случается, то решает затянуть этот процесс, не лечится, он считает, что, таким образом, оттягивает решение проблемы. Но если случается, что даже такой способ не подходит, то в скором времени он приходит к самому серьезному и решающему методу – суициду.

      Копинг стратегия избегания – это один из важнейших способов преодоления ситуации вовремя формирования псевдособладающего или дезадаптивного поведения. Такая копинг-стратегия служит способом преодоления или послабление дистресса у человека, находившегося на немного низшем уровне развития личности. Человек, пользующейся подобной стратегией, является недостаточно развитым в плане личностных и средовых копинг ресурсов и умения быстрого и адекватного способов разрешения проблем. Важно заметить, что эта тактика может быть адекватной или неадекватной, зависимо от самой проблемы, ее интенсивности, от личностных особенностей, возраста и состояния системы ресурсов, имеющихся в человека.

      Самым эффективным и адекватным вариантом в решении проблемы есть использование и синхронизация трех типов копинг стратегий поведения, зависимо от обстоятельств. Бывает, что человек вполне может сам на себя положиться и справиться со сложившимися обстоятельствами без постороннего вмешательства. Иногда, он не чувствует в себе уверенности, поэтому ищет поддержки в окружающей среде. Используя тактику избегания, человек прогнозирует возможные неудачи или последствия, поэтому эму удается избежать неприятностей. Если используется все время одним человеком одна и та же тактика, то в скором времени он может эмоционально выгореть, у него не останется сил для жизнедеятельности.

      Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

      Как уже говорилось, существует много разных теорий к классификации копинг стратегий. Психологи Фолкман и Лазарус активно изучали тему: «копин-стратегии и стресс» и создали наиболее популярную классификацию, в которой они выделяют восемь базовых стратегий.

      Перечень этих копинг-стратегий:

      — составления плана решения проблемы, который будет предполагать усилия для внесения изменений к ситуации, использование аналитического подхода в составлении алгоритма действий, применяемых к совладанию со стрессом;

      — конфронтационный копинг, включает в себя наполненные агрессией попытки и меры для преодоления стрессового раздражителя, высокая степень враждебности, готовность к решению с применением риска;

      — принятие на себя ответственности по решению ситуации, и признание собственной роли при появлении проблем;

      — усиленный самоконтроль по регулированию эмоций и собственных действий;

      — усиленные действия по поиску положительных сторон, достоинств в имеющемся положении дел, положительная переоценка;

      — направленность на поиск поддержки в ближайшем окружении;

      — дистанцирование, когнитивно-поведенческие старания по изолированию от стрессовой ситуации, уменьшению ее важности, существенности;

      — избегание-бегство, усиленные попытки в избегании проблемы или ее последствий.

      В свою очередь, они систематизируются в четыре группы. Первая группа имеет такие тактики: планирование решения, конфронтация, принятие ответственности за решение. Именно, благодаря их активному взаимодействию достигается усиления связи между ними, что укрепляет их действие и укрепляет связь справедливости взаимодействия и эмоционального фона личности. Использование тактик подразумевает то, что человек будет активно самостоятельно действовать, пытаться изменить проблемные обстоятельства, вызвавшие стресс, проявлять желание быть полноценно информированным относительно этого случая. Следовательно, человек обращает свое внимание на особые условия взаимодействия, на справедливость и анализирует эти особенности. Благодаря этому процессу обеспечивается существенное влияние оценки справедливости на общее состояние человека, его эмоции и чувства.

      Во второй группе имеются копинг стратегии самообладания и положительной переоценки. Они являются очень действенными. Их сила способствует связи справедливости во взаимодействии и эмоциями людей. Такие процессы происходят потому, что данные копинг стратегии есть предусловием для самоконтроля человека за состоянием, поиск решения выхода из стрессовой ситуации через ее модификацию. Личности, которые используют эти копинг стратегии, воспринимают условия взаимодействия, как инструмент, с помощью которого осуществляется задуманное. Хорошим примером может быть то, что люди, попавшие в стрессовые обстоятельства, пытаются искать в них позитивный аспект, новый смысл, новую идею, думать о них, как о новом опыте. И следствием этого процесса является большое влияние и существенность оценки справедливости, как условие взаимодействия.

      В третьей группе копинг стратегий имеются такие стратегии: дистанцирование и избегание. Используя такие стратегии, совсем не происходит влияние на связь справедливости взаимодействия и эмоций. Такое случается, потому что человек отказывается изменять как-то свое состояние или ситуацию, он просто уходит от всей ответственности. Личности, применяемые стратегию избегания не желают получать какую-либо информацию об условиях взаимодействия, поскольку они в нем не принимают участие и не придают этому важного значения, следовательно, она никаким образом не влияет на их состояние.

      В четвертой группе стратегий – поиск социальной поддержки. Ее применение также не имеет влияния на связь справедливости взаимодействия и эмоциями. Поскольку такая стратегия не предполагает того, что человек сам ищет и находит решение в проблемной ситуации, как и не имеет направленности на уход от проблемы. И такой человек не интересуется дополнительной информацией.

      Копин стратегии и стресс, их взаимодействие лучше понимаются в процессе исследования. Особенно зарубежные автора уделили больше внимания этой теме, они определили совладание, как интериндивидуальный и интраидивидуальный подходы. Однако, все равно, в любом случае опираются на самоотчет испытуемых об их поведении, как основный методологический прием в исследовании копинг стратегий, конкретных действий и стресса.

      В интериндивидуальном подходе для изучения копинг стратегии методика используется, как инструмент исследования, таким является опросник о способах совладания. Используя его засады, стали развиваться другие методики. Наиболее распространенная в исследовании копинг стратегии методика WCQ. В ее основе пятьдесят вопросов, которые составляют восемь шкал, и вычисляет две основные стратегии совладания: эмоционально-фокусированный и проблемно-фокусированный копинг в особенных стрессовых ситуациях (например, боль, болезнь, потеря).

      Согласно, интраиндивидуальному подходу, исследуются стили, которыми пользуется личность в своем совладающем поведении. Основу этих стилей составляют личностные переменные в роли устойчивых диспозиционных структур. Для этого исследования используется методика «Шкала совладания».

      Третьей для изучения копинг стратегии методика «Многомерного измерения копинга», ее используют в эмпирических изучениях совладающего поведения. Является очень доступным и качественным отечественным материалом.

      Канадскими исследователями-психологами по клинической психологии и психологии здоровья, была разработана популярная методика C1SS. Она включает сорок восемь утверждений, группированных в три фактора. Каждый, из которых имеет шкалу, состоящую из шестнадцати вопросов. В третьем факторе – избегание, имеет две субшкалы – это личностное отвлечение и социальное отвлечение. В этой методике хорошо и надежно измеряется основные три стиля совладания. Первый стиль – ориентированный на принятие решения в стрессовой ситуации, то есть, проблемно-ориентированный копинг стиль, второй – эмоционально-ориентированный, и третий стиль – стиль с ориентацией на избегание от проблемной или стрессовой ситуации. Данная методика, точнее ее факторное строение, валидизировано по выборкам студентов, учащихся на старших курсах университета и адекватных здоровых взрослых людях.

      Копинг стратегии у подростков

      Копин стратегии и стресс подростков в разные периоды возраста по-разному проявляются и взаимодействуют. С возрастом когнитивные копинги (эмоционально–ориентированные, позитивная переоценка, позитивный внутренний диалог, переключение и управление вниманием, копинг избегания) все более сильно появляются и становятся еще разнообразней. Но существуют также данные, согласно которым, дети с возрастом все реже нуждаются в социальной поддержке, в ситуации со стрессом.

      Классификаций подростковых копинг стратегий так же много, как и общих классификаций. В основном во многих теориях выделяются такие основные стратегии, как разрешение проблем, поиск поддержки, избегание. Выделяются также три плоскости, которыми происходит реализация стратегий в поведении: когнитивная, поведенческая, эмоциональная сферы.

      Виды копинг-стратегий поведения можно распределить, учтив их уровень адаптивных возможностей.

      Жизненные события меняются с огромной быстротой и проблем среди них немало, поэтому и разнообразие решений таких жизненных ситуаций очень большое. Вначале подросткового периода 10-11 лет происходит проявление специфических черт, среди которых основными является направленность на общение со сверстниками, стремление утверждать свою самостоятельность и личностную независимость. Подростки начинают отдаляться от своих родителей, отчуждаются от взрослых. Сильно выражается направленность на противостояния, желание демонстрировать себя, как взрослого человека, отстаивать свои права, независимость. Но наряду с такими героическими порывами к самостоятельности, все же присутствует желание получать от взрослых помощь, ощущать их защиту и поддержку. Самым важным фактором во взрослении ребенка и формировании подростка, как личности является общение со сверстниками и старшими подростками. В этот период – 14-15 лет очень большая восприимчивость сознания, так что, поскольку общение отыграет главную роль и определяет ведущую деятельность, это влияет на всю дальнейшую жизнь подростка, зависимо от того насколько он будет подпадать под влияние этой компании.

      Повышенная комформность к правилам и ценностям группы, к которой подросток принадлежит, определяет его стремление к удовлетворению своей потребности в занятии почтенного положения среди сверстников. Подростковый возраст очень бурный, наполнен продуктивным развитием познавательных процессов. Он характеризуется становлением целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания, теоретического и творческого мышления, логической памяти и избирательности. Центральным новообразованием личности в этом периоде есть выход сознания на новый уровень, укрепление Я-концепции, в которой выражается стремление понять себя, свою истинную личностную природу, свои способности и особенности, понять свою уникальность, отличие от других.

      Копинг стратегии подростков до конца не изученные.

      В зависимости от успеваемости подростка у него будет разная копинг стратегия. В тех, у кого хорошая успеваемость характеризуются высокой выраженностью копинг стратегии «разрешение проблем», немного меньше выражена стратегия «поиска социальной поддержки» и не выражено «избегание». У подростков средней успеваемости ведущей копинг стратегией есть «поиск социальной поддержки», «разрешение проблем» на втором месте и наименее выражено «избегание от проблем». А у подростков с наихудшей успеваемостью наиболее выражена и всех троих стратегия «избегания», «поиск социальной поддержки» на втором месте и «разрешение проблем» на последнем. Это объясняется тем, что ученики, которые не успешны, им мешают хорошо учиться внутренние психологические травмы, или особенности их развития, вследствие чего они не научились адекватно реагировать на стрессовую ситуацию, и выбирают наиболее легкий способ решения проблемы – вообще игнорировать ее, убежать и не искать решения. Если в подростковом возрасте сформируется определенная копинг стратегия, она может остаться ведущей на всю жизнь, поэтому очень важно обеспечить ребенку необходимые нормальные условия, в которых он будет развиваться, как взрослая личность.

      psihomed.com

      Девиантное поведение подростков

      Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

      Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

      Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

      Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу. Первую консультацию можно получить на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

      Что такое девиантное поведение?

      Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

      Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

    31. Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
    32. Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
    33. Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.
    34. Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

    35. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
    36. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

    Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.
  • Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

    Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека адаптироваться к социальным правилам и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

    Девиантное поведение подростков

    Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

    Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

    Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

    Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.
  • Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  • Социальное окружение.
  • Условия воспитания.
  • Физическое развитие.
  • Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

    Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

    Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

    Признаки девиантного поведения

    По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

    • Оно отличается от общепринятого.
    • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
    • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
    • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
    • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
    • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
    • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
    • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
    • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
    • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
    • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
    • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
    • Оно выражается агрессией и упрямством.
    • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.
    • Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

      Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

    • Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
    • Нанесение увечий.
    • Уничтожение своего творчества.
    • Нарушение питания.
    • Формы девиантного поведения

      Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

    • Уголовная преступность.
    • Наркомания.
    • Алкоголизм.
    • Азартные игры.
    • Проституция.
    • Самоубийство.
    • Психическое расстройство.
    • Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

    • Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
    • Финансовые пирамиды.
    • Проститутки.
    • Великие ученые.
    • Шантажисты.
      1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
      2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
      3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.
      4. Другими формами девиантного поведения подростков являются:

      5. Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
      6. Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
      7. Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
      8. Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. Подросток становится агрессивным, жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
      9. Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.
      10. Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

        Причины девиантного поведения

        Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

        Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

        Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

        Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

        Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

      11. Страхи.
      12. Комплексы.
      13. Недостаточный надзор.
      14. Невыраженная агрессия.
      15. Мечтательность и фантазерство.
      16. Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

        Классификация девиантного поведения

        Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

      17. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
      18. Преступность.
      19. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
      20. Мелкие проступки.
      21. Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
      22. Нарушение норм морали.
      23. Уклонение от общественной деятельности.
      24. Нарушение поведения в общественных местах.
      25. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
        • Агрессивное поведение.
        • Аффективное поведение.
        • Семейные конфликты.
        • Антисоциальные формы поведения.
        • Негативное отношение к учебе.
        • Низкий уровень интеллекта.

        перейти наверх

        Профилактика девиантного поведения

        Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

        Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

        На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

        Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

      26. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
      27. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.
      28. Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

        Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

        Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

        Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

        psymedcare.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation