Предупреждение неврозов у детей

Профилактика и лечение детских неврозов

Порой даже самые внимательные и любящие родители упускают из виду появление у своего ребенка первых симптомов нервного расстройства. Другие, заметив неладное, считают, что малыш преодолеет их самостоятельно с возрастом, и лишь немногие папы и мамы прилагают массу усилий, чтобы исправить ситуацию и помочь своему ребенку справиться с неврозом.

К сожалению, при возникшем детском неврозе, нелегко приходится всем членам семьи. Какие неврозы бывают у детей и почему они возникают – узнаем об этом подробнее.

Виды неврозов у детей

1. Невроз тревоги или страха. У ребенка возникают немотивированные приступы боязни и тревоги, в среднем они продолжаются 10-30 минут. Чаще всего они совпадают с отхождением ребенка ко сну, могут сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте дети, как правило, боятся оставаться одни, пугаются темноты, а также различных животных и мифических субъектов. Страхи школьников чаще имеют отношение к самой школе.

2. Невроз навязчивых состояний. Его подразделяют на:

  • обессивный невроз — типичны разного рода навязчивые действия: шмыганье носом, вздрагивание плечами и пр;
  • фобический невроз — боязнь замкнутых помещений, режущих и колющих предметов и пр.

3. Депрессивный невроз. Наиболее характерен для подростков. Выражается заниженной самооценкой, слезливостью, скудной мимикой и заторможенными движениями. Может пропасть аппетит, возникнуть бессонница.

4. Истерический невроз. Чаще встречается среди младших дошкольников. Может выражаться падением на пол, и сопровождаться криками и плачем, а также ударами о твердую поверхность, и, в редких случаях, приступами респираторного характера.

5. Астенический невроз. Картина этого невроза обусловлена несдержанностью, ярко-выраженной раздражительностью и плаксивостью. Как правило, при этом расстройстве отмечаются нарушения сна и аппетита. Характерен для детей, учащихся в средних и старших классах, вследствие чрезмерной занятости дополнительными внешкольными занятиями.

6. Ипохондрический невроз. Чаще наблюдается у подростков. Выражается в чрезмерной заботе о здоровье, необоснованном страхе перед различными заболеваниями.

7. Невротическое заикание. Чаще отмечается у мальчиков. Наиболее выражено в период становления речевых навыков – в 2-3 года, или в пятилетнем возрасте, когда речь значительно усложняется. Главная причина — психическая травма, например: сильный испуг или вынужденная разлука с родителями.

8. Невротические тики. Как и в предыдущем случае, этот невроз чаще характерен для мальчиков. Кроме психических факторов, причинами расстройства бывает местное раздражение, к примеру, блефарит, досаждающий малышу на протяжении длительного времени, это будет содействовать становлению привычки необоснованно потирать глаза. Такой невроз дает ребенку ощущение скованности, зажатости, стремление совершить навязчивое, но уже привычное действие или жест.

Как выбрать и что подарить девочке на 4 года — отличные подарки для самых лучших девочек.

9. Невротические расстройства сна. Выражаются тревожным сном, трудностями при засыпании, лунатизмом, преследующими ночными кошмарами. Чаще эти расстройства встречаются среди подростков и дошкольников. К сожалению, природа этого невроза до конца не изучена.

10. Невротическое расстройство аппетита — анорексия. Чаше встречается в раннем возрасте. Как правило, анорексия взаимосвязана с настойчивыми попытками взрослых насильно накормить малыша. Также причиной может быть любое отрицательное событие, совпавшее с приемом пищи (внезапный испуг, конфликт). Наблюдается ухудшение настроения во время еды, срыгивания, медленный прием пищи.

11. Невротический энурез — неосознанное опорожнение мочевого пузыря, как правило, в ночное время суток. Усугубляется после телесного наказания и психотравмирующих ситуаций.

12. Невротический энкопрез — неуправляемое выделение испражнений. Чаще наблюдается у мальчиков 6-9 лет. В большинстве случаев, страдающих от строгого воспитания. Встречается реже, чем энурез.

13. Привычные действия патологического характера. Например, сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос, раскачивание отдельными частями тела или всем туловищем в процессе засыпания.

Причины детских неврозов

Основная причина — психическая травма, но существенное значение имеют и следующие факторы:

1. Наследственность, анамнез беременности и родов, пол, возраст, перенесенные болезни.

2. Наличие психических травм.

3. Особенности воспитания, а также образование и семья.

Нередко невроз формируется вследствие хронического недосыпания и перегруженности ребенка в психическом плане.

Профилактика и лечение детских неврозов

Успешное лечение невроза следует ожидать только в том случае, если получится найти и устранить его истинную причину. Основное лекарство для ребенка – радость и смех. Благодаря моментам счастья стираются ненужные стереотипы у детей.

Врачи-психотерапевты могут предложить немало методик, которые помогают избавить ребенка от состояния невроза, к примеру: гипноз, гомеопатия, игровая терапия, лечение сказками. В крайних случаях приходится прибегать и к медикаментозным методам лечения. Но важнейшим лекарем для ребенка все же будет спокойная и благоприятная атмосфера в доме, отсутствие семейных конфликтов.

otebe.info

Предупреждение неврозов у детей. Часть 13.

В этой части речь идет об основах лечения неврозов: классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

Основы лечения неврозов.

Неврозы возникают в первую очередь под вилянием психологических воздействий, и в лечении их первое место занимает психотерапия, т.е. лечение психологическими методами. Врачи-педиатры всегда подчеркивают, что ребенок — это не просто взрослый в миниатюре, и лечение любых заболеваний его принципиально (а не только дозами) отличается от лечения взрослых. Это положение имеет особое значение и для психотерапии.

Нигде так тесно не переплетается психотерапия и психопрофилактика, как в детской практике. Все те методы воспитания, направленные на предупреждение неврозов, играют большую роль и в излечении.

Поэтом в основе преодоления невроза лежит воспитание «воли и здоровья», а не «бегства в болезнь»: борьба с плаксивостью, вспыльчивостью, распущенностью; укрепление силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, развитие так называемой второй сигнальной системы и ее связи с реальной действительностью; устранение срывов вследствие перенапряжения процессов возбуждения и торможение, т.е. все то, о чем шла речь в предыдущих частях.

Классическими методами психотерапии взрослых является рациональная, аналитическая и суггестивная терапия.

Рациональная психотерапия, т.е. лечение невроза при помощи разъяснения больному логических ошибок, приведших его к болезни, к детям мало применима, так как требует от больного высокого интеллектуального развития и резкого преобладания второй сигнальной системы (абстрактного мышления). Однако некоторые простейшие приемы рациональной терапии в виде спокойного разъяснения ребенку необоснованности, например, его невротических страхов и т.п. применяются и в детской практике.

Аналитическая психотерапия, заключающаяся в том, что больного специальными приемами заставляют вспомнить события и переживания, вызвавшие нервный срыв (и у взрослых в ряде случаев может вызвать опасную сосредоточенность на мыслях о своей болезни и неизлечимости ее), у детей совершенно неприемлема.

Суггестивная психотерапия в виде гипноза и внушения, на первый взгляд, казалось бы, очень подходит для применения ее в практике лечения детей, так как дети обычно легко внушаемы и поддаются гипнозу (за исключением самого раннего возраста) даже лучше, чем взрослые. Однако широкое применение гипноза и прямого внушения при лечении детей могут иметь и отрицательные последствия, так как, во-первых, гипноз повышает внушаемость ребенка и тем самым делает его беззащитным перед случайными дурными влияниями; во-вторых, дети, лечащиеся гипнозом, перекладывают ответственность за свои дурные проступки или дурные привычки на врача, поэтому сами с ними не борются (ребенок, лечившийся гипнозом от онанизма, на требование матери прекратить это, заявил: «я не виноват, я больной и лечусь!»).

Гипноз к дошкольникам применяется очень редко, лишь при особых исключительных обстоятельствах.

Однажды на прием в психоневрологический диспансер мать привела свою шестилетнюю дочку с сильными болями в голове, животе, ногах, слабостью в них. Хотя у девочки отсутствовало какое-либо органическое заболевание внутренних органов или нервной системы, состояние ее, несмотря на проводившееся разнообразное лечение, ухудшалось. Обстоятельства заболевания следующие. На лето девочка была отправлена в деревню к двоюродной бабушке. Старая женщина повела девочку с собой в церковь и потребовала , чтобы она била поклоны перед иконами, а когда девочка не захотела, пригрозила: «Вот увидишь, бог рассердится и отнимет здоровье, все будет болеть, ходить не сможешь». Под влиянием этого внушения девочка и заболела, а мать, забравшая ее из деревни, усугубила состояние дочки причитанием, что проклятая старуха наслала порчу и теперь уже никакие лекарства не помогут. В этом случае лечить девочку от ее болезни пришлось гипнозом, во время которого ей выло внушено, что «порча», сделанная бабушкой, теперь уже действовать не будет.

Если гипноз и прямое внушение в лечении детей применяется редок, то косвенное, или, как его называют иногда, чрезпредметное, внушение находит в детской психотерапии широкое применение. Ребенку авторитетно заявляют, что как только он потрет мазью больное место, боль сразу же успокоится, или что после проглатывания безобидной витаминки — сразу все пройдет (эффект плацебо).

Также в России и за рубежом широкое распространение в лечении и предупреждении различных нервных нарушений имеет так называемая аутогенная тренировка.

Этот метод самотренировки, или, иначе, самовнушения, предложенный известным немецким ученым Шультцем, включает в себя много приемов, заимствованных у индийских йогов, позволяющих им показывать чудодейственную власть над собственным организмом, но лишенных их мистической основы.

На методике аутогенной тренировки, приспособленной к особенностям детского возраста, можно остановиться несколько подробнее.

Если при воспитании и обучении детей уделяется много внимания их интеллектуальному физическому развитию, то умению владеть своими эмоциями и переживаниями (что не менее важно в жизни, чем приобретение знаний или трудовых навыков) не уделяется никакого внимания. Восполнить этот пробел в воспитании и призвана аутогенная тренировка (аутотренинг).

Чем моложе организм, тем легче он обучаем в любом отношении, в том числе и в тренировке своей вегетативной и эмоциональной сферы, и поэтому аутогенную тренировку, нам кажется, желательнее всего начинать в дошкольном возрасте (в старшей группе детского сада, так как сущность ее для малышей будет еще недостаточно понятна). Как показывает опыт по лечебному применению аутотренинга, дети крайне охотно занимаются им и очень легко осваивают все необходимые навыки.

В отличие от гипноза, аутотренинг у детей не имеет отрицательных сторон, не дает никаких осложнений. Методика его может быть различной и варьировать от конкретных условий, но хотелось бы как канву, предложить нижеследующую схему.

До начала упражнений надо объяснить детям в доступной форме, что эти занятия научат их быть здоровыми, сильными, смелыми, владеть своим телом и настроением, ничего не бояться, не злиться. Можно указать, что это является подготовкой профессиям, требующим смелости, спокойствия, умения владеть собой.

Упражнения ребенок может выполнять дома под наблюдением кого-либо из взрослых, ознакомленных врачом с основами этой методики, в пределах нижеизложенного.

Заниматься надо ежедневно по 3 раза в день; длительность упражнений вначале 1-2 мин, в дальнейшем — по 5-6 мин. Поза при упражнении: либо сидя с опущенной головой и руками, свободно лежащими на бедрах свободно расставленных ног («кучерская поза»), либо лежа на спине с руками, чуть согнутыми в локтях, лежащими вдоль туловища, с ладонями, опущенными книзу. Глаза закрыты.

Первая ступень аутогенной тренировки состоит из четырех упражнений. Первое упражнение заключается в том, что ребенок повторяет про себя: «моя правая рука стала очень тяжелой» 5-6 раз подряд; затем говорит мысленно фразу: «я совсем, совсем спокоен» и снова 5-6 раз — о тяжести в правой руке. Чтобы убедить ребенка, что его рука отяжелела, предлагают ее поднять и почувствовать, как это трудно. В конце каждого сеанса ребенку предлагают сделать три резких сгибания и разгибания в локтях, сопровождая их глубоким вдохом и выдохом, и после этого широко открыть глаза и убедиться, что тяжесть в руке полностью исчезла.

Через три дня такое же упражнение применяют для левой руки. На следующей неделе первые три дня вызывают тяжесть уже в обеих руках, в последующие три дня — и в руках, и в ногах. Тем самым первое упражнение делают на протяжении двух недель по 1-2 мин 3 раза в день.

Второе упражнение начинают с 3-ей недели. К самовнушению на появление тяжести в руках присоединяют мысленно фразу: «моя правая рука теплая, совсем теплая». Повторяют это, присоединяя к фразе: «моя правая рука тяжелая», в том же ритме и частоте, как и в предыдущем упражнении, соответственно через три дня переходя к внушению тепла в левой руке, затем в обеих руках и затем в ногах. Это занимает еще две недели. Через каждые 5-6 повторений говорят: «я совсем, совсем спокоен». Длительность сеанса здесь уже 3 мин, так как повторяют каждый раз и первое упражнение на тяжесть.

Третье упражнение начинают делать с 5-ой недели. При этом каждый раз к двум предыдущим самовнушениям (тяжести и тепла конечностей) присоединяют внушение теплоты в животе, для чего ребенок кладет руки на верхнюю часть живота и повторяет: «мой живот теплый, мягкий, от него идет тепло». Через каждый 5-6 повторений, как и раньше, говорит фразу: «Я совсем, совсем спокоен». Это упражнение занимает 4 мин.

У детей со склонностью к запорам или болям в животе можно добавить самовнушение о том, что кишечник будет функционировать хорошо и безболезненно.

Четвертое упражнение начинают с 7-ой недели (так как каждое предыдущее занимало по две недели). Здесь ко всем предыдущим самовнушениям присоединяют самовнушение: «я дышу совершенно спокойно», делая вдох на словах «я дышу» и выдох со словами «совершенно спокойно». Это упражнение занимает 5 мин и проводится в течение двух недель.

Итак, обучение первой ступени упражнений занимает примерно восемь недель.

На этом заканчивается первая ступень аутогенной тренировки, привязанная научить детей управлять простейшими функциями своего организма: тонусом мышц и сосудистой стенки, дыханием.

На фоне умения произвольно вызывать ощущения тяжести и расслабления в мышцах и приливы крови к заданному участку тела, регулировать дыхание можно приступить ко второй ступени аутогенной тренировки, имеющей, на наш взгляд, особое значение. Цель ее — научить ребенка владеть своими представлениями и переживаниями.

При обучении ребенка второй ступени аутотренинга надо одновременно продолжать тренироваться и в упражнениях первой ступени. Если ребенок овладел ею хорошо, то тренировку можно проводить ускоренными темпами, например, просто повторяя с закрытыми глазами по 3 раза каждое следующее самовнушение: «руки и ноги тяжелые», «мышцы расслаблены», «тепло разливается по конечностям, по животу», «спокойно, глубоко дышу», и по выполнении каждый раз этих самовнушений разучивать упражнения второй ступени.

Эти упражнения проводятся с открытыми глазами, без фиксации в определенной позе. Начинать их мы рекомендуем с гимнастики с воображаемыми предметами.

Ребенку предлагают (и показывают, как это делается) изобразить выжимание несуществующей штанги, причем подъем этот нужно делать с полным напряжением мышц, испытывая все те усилия, которые потребовались бы для выжимания реальной штанги. Так же растягивается с полной силовой нагрузкой воображаемый эспандер.

Подобные упражнения не только создают возможность образного представления и тренируют эмоциональную сферу ребенка, но и очень полезны для укрепления мышечного аппарата. Преимущество в последнем отношении такой гимнастики перед обычной физкультурой (которую она не исключает, а дополняет) в том, что организм работает с полной нагрузкой, но без угрозы надорваться, в то время как при работе с реальными тяжестями или сопротивлениями надо очень точно подобрать в каждом случае их массу: слишком малая не окажет достаточного влияния на развитие мышц, сердечно-сосудистой и других систем, а слишком большая может вызвать их повреждение.

В плане этой же работы с воображаемыми предметами детям предлагают бросать и ловить воображаемый мяч, прыгать через воображаемую скакалку или планку, проводить борьбу с воображаемыми зверями.

Все эти упражнения, охотно выполняемые детьми, развивают у них умение произвольно вызывать комплекс эмоциональных и мышечных ощущений.

После приблизительно месяца такой тренировки, на базе ее можно приступить к наиболее важной части — созданию заданного образа.

Ребенку предлагают разыгрывать в жизни спокойного смелого, веселого человека, никогда ничего не пугающегося, не плачущего, не злящегося.

Так как в процессе личного и видового развития определенные эмоции (страх, гнев, горе, радость и т.п.), искусственно демонстрируя ту или иную эмоцию с соответствующими движениями, позой, мимикой, тембром голоса и т.п., мы непроизвольно вызываем и соответствующие им переживания. Разыгрывая, например, «смелого пограничника», ребенок отучается бояться, «добрую няню» — злиться и т.п.

Дети обучаются этому искусству несравненно легче и быстрее, чем взрослые, и тем самым овладевают неоценимым в жизни умением не испытывать ненужных, отрицательных (вредных для здоровья самого ребенка и асоциальных по отношению к коллективу) эмоций. Такой ребенок не капризничает, не злится, не пугается и т.п. Как бы играя при любой, даже неблагоприятной, ситуации смелого, веселого, спокойного человека, он постепенно таким и становится, умея разрядить любой конфликт, не травмируя ни своей, ни чужой психики.

На базе овладения аутотренингом можно проводить у детей и различные лечебные самовнушения по искоренению тех или иных неврогенных заболеваний, но это уже входит в компетенцию врача-специалиста; обучение же детей профилактическому аутотренингу, о котором мы здесь рассказали, легко доступно воспитателям и родителям, которых врач ознакомит с этим методом.

Наряду с общими принципами психотерапии неврозов у детей, в зависимости от формы невроза делается упор на те или иные психотерапевтические приемы. При истерии, в основе которой, как мы уже говорили, лежит «бегство в болезнь», — стараться не доводить ребенка до истерических проявлений, но, если они возникли, следить, чтобы они никогда не принесли ему ни прямую, ни косвенную выгоду, одновременно всячески стимулируя выход из истерического состояния. У более старших детей, в отдельных случаях, где истерические проявления не ограничиваются истерическими приступами («капризами»), можно применять гипноз, внушение наяву, самовнушение, косвенное внушение.

При неврастении, в основе которой лежит снижение порога возбудимости, нужно укрепить и физическое состояние организма путем дачи лекарств, витаминов (по назначению врача), физкультуры, водных процедур и др. Широкое применение здесь может иметь и аутогенная тренировка. Таких детей надо разгрузить от стресса, так как длительное напряжение, как мы уже объясняли, снижает порог возбудимости. Школьникам иногда полезно, по согласованию с врачом, дать дополнительный день отдыха в неделю. Но не надо впадать и в другую крайность, создавая особые условия исключая все раздражители (кино, телевизор, компьютер, игры с друзьями и т.п.)

В этом отношении интересные опыты были проведены в зоопарках на животных, в частности на тупаях. Тупаи — это небольшие, обитающие в лесах Южной Азии, зверьки, относящиеся к отряду насекомоядных, но очень близкие к предкам обезьян, а значит, и человека. У них по некоторым признакам легко определить когда животное находится в стрессовом, а когда в спокойном состоянии. Выяснилось, что если более 50-60% времени бодрствования зверек находится в состоянии нервного напряжения, он в конце концов погибает. Но, если периоды нервного напряжения становятся ниже 10%, то зверек тоже постепенно гибнет.

При неврозах навязчивых состояний можно пользоваться методом постепенного угасания условных связей, как бы приучая ребенка к пугающему его явлению. Например, ребенка, боящегося собаки, постепенно приучают гладить игрушечную собачку, затем маленького щеночка и т.д. Мальчика, который после автомобильной катастрофы мог ходить, лишь держась за чью-либо руку, мы постепенно приучили держаться за ремень, другой конец которого находился в руке взрослого (врача, затем матери или старшей сестры), затем этот ремень заменили ему галстуком, потом этот галстук повесили ему на шею, за который он брался лишь при неожиданном шуме.

Можно вызывать «угасание» и связывая пугающее с приятным, как бы переделывая сигнальное значение раздражителя. Так, родителям мальчика, боящегося спущенных занавесей, мы предложили купить щенка, о котором давно мечтал сын, и спрятать его за занавесью. Когда мальчик пришел домой и увидев спущенную занавесь, стал, как всегда, в страхе пятиться от нее, оттуда выскочил долгожданный щенок, и после этого занавеси перестали быть сигналом страшного.

При навязчивых движениях иногда помогает проделывать эти движения 2 раза в день по несколько минут сознательно перед зеркалом. Танцюра (автор метода) объясняет эффект запредельным торможением в соответствующей области коры головного мозга, а мы — кортиколизацией (управляемостью) данных движений, но это практически безразлично.

Конечно, при лечении неврозов и других нарушений нервной системы наряду с психотерапевтическими (условно-рефлекторными) методами воздействия часто приходится применять и медикаментозную терапию по назначению врача. Надо помнить, что нет вообще абсолютно (хороших», безотказно действующих лекарств. Лекарство, которое прекрасно помогло одному нервному ребенку, может оказаться бесполезным и даже вредным для другого.

Одно и то же лекарство при одном и том же заболевании в зависимости от особенностей нервной системы ребенка может давать совершенно разный эффект: например, некоторые лекарственные препараты с успокоительным эффектом — детям с сильным типом высшей нервной деятельности надо назначать в относительно больших дозах, а детям со слабым типом — в очень малых, поскольку назначение им препарата в больших или даже средних дозах вызовет у них не успокоение, а возбуждение; в процессе лечения обязательно должна меняться и дозировка лекарства. Поэтому нельзя давать лекарство, которое помогло соседнему ребенку, без совета врача своему ребенку.

Чтобы излишне не привлекать внимания нервного ребенка к своей болезни, мы предлагаем по возможности давать назначенное врачом лекарство под видом общеукрепляющих препаратов (одновременно давая здоровым братишкам и сестренкам, например витамины); назначенные водные процедуры проводить как гигиенические мероприятия и т.п.

При лечении детских неврозов врачи стараются не пользоваться без крайней необходимости уколами и иными болезненными процедурами. Боль, является биологическим сигналом: «не делай этого!». Если ребенку было сказано, например, не трогать горячий чайник, а он его коснулся и обжег руку, боль в этом случае не может вызвать невроз, а явится лишь сигналом-предупреждением: «не делай этого больше!» . Совсем иначе влияет на нервную систему ребенка боль, причиненная лечебными процедурами. Она заставляет ребенка в следующий раз не даваться в руки врача или медсестры, причинившим боль, а так как его заставляют подчиняться им снова и снова, может наступить так называемая «сшибка» (предыдущий болевой опыт сигнализирует : «не давай руку сестре для укола», а мать заставляет: «дай!), в результате которой разовьется невроз.

В тех случаях, когда укол или другая болезненная процедура абсолютно необходимы, не надо обманывать детей, говоря, что будет «совсем не больно», или делать укол неожиданно. Нужно спокойно растолковать ребенку, что необходимо потерпеть, чтобы быть здоровым, и компенсировать эту боль чем-либо очень приятным.

В ряде случаев показано применение лечебной гимнастики, массажа, водных, иногда электропроцедур (например, электросна, осуществляемого специальным аппаратом, пропускающим через мозг больного ребенка импульсный ток низкой частоты и малой силы, действующий успокаивающе). Все это назначает врач после углубленного обследования ребенка.

Помните, что чем раньше вы обратите внимание на те или иные дефекты нервной системы ребенка и проконсультируйтесь со специалистом, тем быстрее и легче можно будет их исправить. Да и здорового ребенка неплохо показать хотя бы раз детскому психоневрологу, помня, что предупредить болезнь легче, чем ее вылечить.

www.psyworld.ru

Детский невроз — взгляд в будущее

Причины детских неврозов

Возникновение детских неврозов

В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.

Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.

Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.

При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе

Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).

Современные исследования детских неврозов

С точки зрения современных исследований, может существовать и генетическая предрасположенность к формированию детского невроза, с одной стороны к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых внешних средовых воздействий, а также генетический контроль за формированием психофизиологических функций.

Как правило, неврозы возникают легче, когда происходит ослабление нервной системы: инфекционными заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, переутомлением, психо-эмоциональным перенапряжением; возрастные кризисы, когда детская личность более уязвима.

Симптомы детских неврозов

Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения.

К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:

Лечение детских неврозов

Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое. Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения. И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.

Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е. занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.

Предупреждение детских неврозов

Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.

brainklinik.ru

Профилактика детских неврозов

Еще большее значение, чем лечение, имеет профилактика детских неврозов. Значение ее возрастает и еще вследствие того, что, предупреждая развитие неврозов в детском возрасте, она одновременно является предупреждением неврозов взрослого человека.

Естественно, что профилактика неврозов детского возраста состоит из воздействий на внешнюю среду — устранение раздражителей, вызывающих перенапряжение нервных процессов ребенка и мероприятий, направленных на укрепление этих процессов.

Профилактические мероприятия в отношении детских неврозов начинают с первых месяцев внеутробной жизни ребенка. Правильная профилактика состоит в строгом соблюдении режима питания и сна. Ребенок должен питаться в определенные часы. Если он проснулся и наступил час приема пищи, не следует откладывать кормление, ибо ожидание его вызывает у ребенка перенапряжение торможения.

Соответственный возрасту ребенка режим сна является обязательным условием нормального отдыха и восстановления нервных процессов младенца.

Ребенок первых месяцев жизни проводит во сне почти все свободное от приема пищи время. Постепенно количество часов сна уменьшается, трехмесячный ребенок должен спать 10—12 часов ночью и четыре раза днем по 1/2—1 часа; 4—6-месячный ребенок спит днем 2 раза. Годовалый ребенок должен спать 14—15 часов, пятилетний — 13—14, семилетний — 10—12 часов. В 10-летнем возрасте сон должен равняться 10 часам.

Н. И. Красногорский показал, что уменьшение количества сна на 2 часа вызывает у детей нарушения высшей нервной деятельности.

Следует помнить, что потребность во сне имеет индивидуальные колебания, в связи с чем некоторые дети должны спать несколько дольше. В то же время всякая ломка динамического стереотипа является трудной задачей для высшей нервной деятельности вообще и тем более для неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому не следует менять укрепившийся динамический стереотип, нарушать привычный для ребенка режим сна. Соблюдение режима питания и сна является также первой мерой укрепления, тренировки нервных процессов.

Позже тренировка торможения создается выработкой элементарного навыка опрятности — умения тормозить выполнение физиологических потребностей.

Ребенок должен иметь интересные для него игрушки, ибо они способствуют развитию его анализаторной деятельности и общей активности. В то же время не следует перегружать его изобилием игрушек, так как это ведет к угашению ориентировочного рефлекса, к постоянному исканию новизны и капризам ребенка.

Резкие звуки, крики, как пугающие ребенка сверхсильные раздражители, должны быть удалены из окружающей среды, хотя ребенок должен привыкать спать и отдыхать при наличии слабых и умеренных по силе раздражителей. Выработанная привычка спать в условиях полной тишины может создать перенапряжение нервных процессов при вынужденном изменении обстановки.

Дальнейшая профилактика детских неврозов состоит в правильном воспитании и создании благоприятных семейных условий. Распад семьи, уход одного из родителей создает нередко, если не всегда, непосильную для нервной системы ребенка трудность и вызывает развитие неврозов.

Такое же значение имеют ссоры, скандалы, взаимное недовольство между членами семьи. Необходимо исключить их не только из взаимоотношений между родителями ребенка, но и из отношений всех окружающих его людей.

Большое значение поэтому имеет борьба с алкоголизмом, являющимся основной причиной неблагоприятных бытовых условий, ссор, иногда драк, что способствует развитию неврозов у детей, воспитывающихся в таких условиях.

Воспитание ребенка должно быть ровным, он должен твердо усвоить понятия «нельзя» и «можно», причем необходимо постоянство в соблюдении этих требований со стороны воспитателей. То запрещение, то разрешение ребенку одного и того же поступка вызывает столкновение противоположных нервных процессов и может привести к возникновению невроза.

Слишком суровое воспитание, многочисленные ограничения и запреты сохраняют у ребенка пассивно оборонительную установку, способствуя развитию боязливости и неинициативности, излишнее баловство — ослабляет процесс торможения.

Воспитание должно выработать у ребенка правильный, соответствующий требованиям социальной среды, динамический стереотип поведения: отсутствие эгоизма и эгоцентризма, чувство товарищества, умение считаться с окружающими людьми, чувство долга, любви к родине, а также развить у него широкий круг интересов.

Этой цели легче достигнуть, воспитывая ребенка в коллективе — в детском саду, чем в индивидуальной семье, особенно при наличии в ней одного ребенка, что невольно делает его средоточием всех интересов и забот родных.

Фантазия является естественным свойством и потребностью ребенка; поэтому полностью исключить из его воспитания сказки и фантастические рассказы нельзя. Следует лишь ограничить их количество, соразмерить его с типологическими особенностями ребенка и чередовать с рассказами реалистического содержания, знакомящими с окружающим его миром. Чем впечатлительней ребенок, чем больше развито у него воображение, тем более нуждается он в ограничении количества передаваемых ему сказок. Сказки со страшным, пугающим детей, содержанием вообще допускаться не должны. Детям не следует разрешать смотреть телевизионные передачи для взрослых.

Развитие обеих сигнальных систем у ребенка должно идти равномерно. Большое значение в этом отношении имеют подвижные игры, ручной труд, гимнастика, спортивные упражнения (санки, коньки, лыжи, мяч, волейбол, купанье и т. д.).

Пребывание детей на свежем воздухе является необходимым условием укрепления их здоровья. Не следует забывать, что солнечные ванны для маленьких и возбудимых детей противопоказаны и их следует заменять воздушными ваннами, пребыванием не на солнце, а в тени.

Большую роль в профилактике детских неврозов играет предупреждение инфекционных заболеваний, ослабляющих высшую нервную деятельность и тем способствующих возникновению невротических детских заболеваний.

В школьные годы профилактика детских неврозов состоит, помимо уже сказанного, в устранении перенапряжения нервной системы ребенка учебными занятиями. Нервная система детей различна, их способности к учению также. Если для одного ребенка не составляет труда хорошо учиться в школе, участвовать в различных кружках, заниматься музыкой и т. д., для более слабого такая нагрузка оказывается непосильной.

Общее количество учебной работы для каждого ребенка должно быть строго индивидуализировано, чтобы не превосходить его силы.

Большая профилактическая работа лежит в этом отношении на школьных врачах.

Профилактика неврозов периода полового созревания состоит в совместном обучении и правильном освещении детям вопросов половой жизни.

Привычка видеть в детях другого пола товарищей по учению и играм препятствует возникновению преждевременного и нездорового любопытства. Своевременное ознакомление детей с вопросами половой жизни освобождает их от многих тревожных переживаний, опасений и необходимости решения непосильных для них вопросов.

При обнаружении у детей в пубертатном периоде черт мыслительного типа — склонности к анализу, резонерству, углублению в философские проблемы — следует включать их в физическую деятельность и регулярные спортивные занятия.

Профилактическое направление советской медицины не может остановиться на достигнутом этапе в борьбе с неврозами детского и зрелого периода жизни. Неврозы в Советском Союзе все еще существуют, напоминая о необходимости их полной ликвидации.

Немалое значение в развитии неврозов имеют пережитки капиталистического прошлого — алкоголизм, враждебность в отношениях, ссоры, иногда распад семьи, — устранение которых зависит от повышения общего идеологического и культурного уровня населения и от пропаганды медицинских знаний.

В развитии неврозов может иметь некоторое значение быстрое изменение условий современной жизни, рост технического прогресса, который требует от организации человека большой пластичности, развития новых форм приспособления к новым условиям жизни и деятельности. Стоит только вспомнить, какой скачок сделало человечество за последние 100 лет хотя бы в вопросе средств передвижения — от дилижанса и русской тройки до самолетов со скоростью, превышающей скорость звука. Естественно, что эволюция организма может несколько отстать от быстроты изменений внешней среды, вследствие чего уравновешивание организма со средой может нарушаться.

Поэтому профилактическое направление требует как изучения меняющихся условий среды и ее воздействий, так и углубленного изучения и понимания самого организма и особенно физиологии высшего органа приспособления его к этой среде — головного мозга.

Громадные возможности в понимании этой деятельности открывает эксперимент. Изучение здорового и патологического состояния нервной системы человека при помощи специально поставленных экспериментов, специально разработанных приемов исследования открывает самые интимные механизмы и законы нормальной высшей нервной деятельности и ее патологических изменений.

Отдавая должное достижениям клинической медицины великий физиолог и гуманист И. П. Павлов писал: «Только пройдя через огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем быть должна, то есть сознательной, а следовательно, всегда и вполне целесообразно действующей».

profmedik.ru

Неврозы. Профилактика неврозов у детей

Изучение психического состояния, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, тревогой, возникающей у нормальных детей в случае сильного эмоционального напряжения. Характеристика роли детского сада в предупреждении и профилактике неврозов у детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО «Удмуртский Республиканский Социально-Педагогический Колледж»

по дисциплине: «Возрастная анатомия»

Тема: Неврозы. Профилактика неврозов у детей.

Проверил: преподаватель: Торохова Елена Рудольфовна

Что такое невротизм невроз? Какие бывают неврозы

Предупреждение, профилактика неврозов

Роль детского сада

Список использованной литературы

психический эмоциональный невроз детский

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости, (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится поверхностно («само пройдет»), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”, “Привычка — вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: «тюфяк, разгильдяй, оболтус», то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых, и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы?

Судя по масштабу распространения этой проблемы — в недалеком будущем нам грозит «полная невротизация населения». Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Да, проблема важна, очень. Все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное — они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит — современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Что такое невротизм, невроз? Какие бывают неврозы

Невротизм — психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой. симптомы могут возникать у нормального ребенка в случае сильного эмоционального напряжения, когда малыш перестает чувствовать себя счастливым, любимым и уверенным.

Неврозы — при сверхсильном для ребенка раздражителе — травмирующем событии, с которым его психика не в состоянии справиться, он заболевает неврозом. Невроз — одна из форм нервно-психических расстройств. Больной неврозом обостренно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. Основными невротическими проявлениями у детей являются: невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи (энурез), отсутствие аппетита, речевые неврозы.

Какие бывают неврозы:

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.).

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверх ценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия и навязчивые страхи. В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий и невроз навязчивых страхов. Часто встречаются смешанные навязчивости.

Невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями — навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения — морганием, гримасничанье, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Навязчивые тикозные движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

5.Неврастения (астенический невроз).

Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

9.Невротические расстройства сна.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

13. Патологические привычные действия.

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

· Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3, 5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностю. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

Предупреждение, профилактика неврозов

Неврозы — заболевание излечимое, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза часто результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка, несвоевременного ее лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика нервности и неврозов у детей прежде всего сводится к устранению всех тех факторов, которые способствуют формированию слабого или неуравновешенного (возбудимого) типа нервной высшей деятельности.

ПРОФИЛАКТИКА НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ должна начинаться с самого раннего возраста. Особое место в предупреждении «нервности» принадлежит режиму и индивидуальному подходу к ребенку. Режим должен быть составлен с учетом возрастных и нервно-психических особенностей ребенка. Ребенка следует постепенно знакомить с окружающими предметами и оберегать от всяких травмирующих нервную систему моментов. С ранних лет нужно приучать ребенка к самостоятельности, избегать изнеженности и заласкивания, ибо в противном случае легко развивается беспомощность, боязливость, пугливость и нерешительность. Так как страхи, запугивания, психические переживания, а также чрезмерное возбуждение нервной системы ребенка вызывают различные неврозы, чаще всего нарушение сна, расстройство аппетита (анорексия), заикание, ночное недержание мочи и т. д., необходимо со дня рождения ребенка создать вокруг него спокойную обстановку. В профилактике нервных заболеваний большую роль играет гимнастика, спорт, влажные обтирания, сон на воздухе и другие виды закаливания. Физкультура укрепляет нервную систему, регулирует обмен веществ, улучшает кровообращение, способствует правильному и гармоническому развитию всей моторики, развивает волю и настойчивость. Для предупреждения истощения нервной системы и возможных срывов в поведении ребенку школьного возраста необходимо установить строгий распорядок дня с точным чередованием часов занятий и отдыха. Во время занятий нельзя отвлекать ребенка посторонними разговорами — нужно выключить радио. Особый надзор требуют книги, которые читает школьник. Необходимо также регламентировать посещение кино, театра, цирка и просмотр телевизионных передач. В профилактике нервных заболеваний, большое место занимает гигиена беременности и особенно ограждение беременной от различных психических переживаний. Для предупреждения неврозов необходимо независимо от возраста и характера деятельности при любой работе правильно чередовать труд и отдых и особо тщательно соблюдать режим рабочего дня. Работникам умственного труда очень полезно регулярно заниматься посильным физическим трудом, особенно в выходные дни и во время отпуска. В ряде случаев целесообразно временно изменить условия быта больного: направить его в общий или ночной санаторий. Хорошо успокаивает нервную систему охота, рыбная ловля, путешествие по воде, легкий туристический маршрут, поездка в деревню и т. п. Нужно, однако, помнить, что длительное пребывание на солнце (солнечные ванны), особенно с непокрытой головой, действует неблагоприятно. Не последнее место в предупреждении нервных заболеваний принадлежит также питанию. Пища должна быть разнообразной, с достаточным количеством белков, жиров, углеводов и витаминов; нельзя допускать длительных перерывов в приеме пищи.

Личная гигиена, гигиена половой жизни, нормальное отправление физиологических потребностей, борьба с глистами, тщательное и своевременное лечение всех заболеваний являются могучими факторами в профилактике заболеваний нервной системы. В предупреждении нервных заболеваний значительное место занимает борьба с курением, употреблением спиртных напитков, опия, морфина и других наркотиков.

Профилактика инфекционных заболеваний нервной системы должна проводиться по тем же методикам, как и профилактика всех инфекционных заболеваний (см. гл. II Инфекционные болезни).

В профилактике травматических поражений и профессиональных заболеваний нервной системы большое место принадлежит соблюдению всех правил охраны труда.

Надо помнить, что взрослые могут травмировать ребенка и словом, и несправедливым к нему отношением.

Родители и воспитатели должны разговаривать с детьми спокойным тоном, без раздражения, не применять телесных наказаний, ибо они не только причиняют боль, но и озлобляют, оскорбляют ребенка.

Роль детского сада в предупреждении неврозов у детей

Отрыв ребенка от родителей при раннем помещении в ясли — серьезное эмоциональное потрясение для него. Дефицит контакта с родителями не может быть полностью восполнен воспитателями детского учреждения. Мальчики более чувствительны к разлуки с матерью, чем девочки. Следует отметить, что ребенок, до 1г.6м. не способен привязываться ни к какому другому лицу, кроме матери. Он воспринимает чужих людей с чувством страха и тревоги. При отрыве от родителей страх перед чужими легко перерастает в страх одиночества, темноты. Следствием травмирующего опыта разлуки ребенка с родителями при раннем помещении его в детское дошкольное учреждение является развитие невроза.

В дошкольных учреждениях и дома ребенку надо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности. Особого внимания в детском учреждении требуют дети с расстройством речи: во-первых, потому что таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности; во-вторых, ребенку, страдающему расстройством речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от2 до3лет). При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становиться неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, движениями рук и ног. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.

Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их сверстников исправиться, если они к ним будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нем о его недостатке.

Ребенок поступает в дошкольное учреждение с прогнозом, какую степень тяжести адаптации можно у него ожидать. Если в выписке из поликлиники такого прогноза нет, то врач детского учреждения должен сам на основе анамнеза и состояния здоровья прогнозировать характер адаптации.

В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей. Воспитателя заранее предупреждают, когда придет новенький. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Вновь поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской и заботой.

Чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, нужно многое преодолеть, в первую очередь, самим родителям. Взрослые обычно думают, что в страхах их детей виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не они сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье, в условиях неправильного воспитания и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве «последней капли» или толчка. Чтобы ребенок вылечился от страха, родителям нужно преодолеть:

1. недостаточную эмоциональную отзывчивость и отликаемость;

2. чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям детей;

3. неспособность пойти на жертвы во имя ребенка, в том числе экономического характера;

4. собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для детей;

5. ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении с детьми;

6. непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем;

7. нервные расстройства, если они имеют место, а также неадекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутствие психологической защиты.

Только с учетом всех этих изменений можно обеспечить надежный эффект освобождения ребенка от невротического заболевания и навязчивых страхов. Для того, чтобы помочь ребенку в избавлении от навязчивых страхов, кроме перечисленных рекомендаций, родители и воспитатели должны постараться развить в себе следующие качества:

1. понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать беды вашего ребенка, любить его и ценить его здоровье;

2. доброта и искреннее желание помочь ребенку;

3. способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы;

4. способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;

5. готовность к переменам;

6. контроль за своими чувствами и поступками;

7. терпение и последовательность;

8. согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;

9. вера и положительные результаты лечения (если ваш ребенок в нем нуждается).

Совместными усилиями, большим желанием и стремлением, любовью, терпением и лаской нужно помочь ребенку как можно скорее избавиться от страхов и начать жить нормальной жизнью.

Список использованной литературы

5. Чабовский А.П. Основы педиатрии и гигиены дошкольного возраста. М.,1980 г.

6. Захарова А.И. Неврозы у детей и подростков — Л.,1982 г.

7. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание»и №2010 «Воспитание в дощк. Учреждениях». — М.: Просвещение, 1988. — 336с.

8. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. — М.:АСТ — ПРЕСС КНИГА., 2007г.

Размещено на Allbest.ru

Формирование и развитие голоса у детей. Физиология голоса у детей. Болезни органов голосового аппарата, их профилактика. Гигиена и охрана голоса детей. Мероприятия по гигиене голоса детей. Правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата.

Утомление — защитная, охранительная реакция от чрезмерного истощения организма, особенности его развития у детей и подростков. Виды и признаки утомления и переутомления. Физиолого-гигиенические основы режима дня детей как восстановительная профилактика.

Исследование расположения и отделов головного мозга человека. Изучение функций промежуточного, среднего и продолговатого мозга. Строение мозжечка. Особенности развития головного мозга у детей первых лет жизни. Органы зрения и слуха у новорожденных детей.

Изучение реакции физической работоспособности детей, занимающихся спортом. Обзор особенностей крови и кровообращения у детей школьного возраста. Исследование методики для определения частоты сердечных сокращений, расчет показателей сердечной деятельности.

Главные ошибки в структуре питания человека. Общие рекомендации по питанию для детей и взрослых. Питание детей в различном возрасте. Питание детей во время учебы и экзаменов. Формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста.

Научное исследование сущности сна — особого состояния сознания человека и животных, включающего в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Физиологические механизмы сновидений. Гигиенические требования организации сна детей и подростков.

История зубной гигиены. Стоматологические заболевания: причины, осложнения, симптоматика, лечение. Мифы и правда о профилактике кариеса. Биодобавки в предупреждении заболеваний пародонта и полости рта; правила ухода за зубами: питание, флоссы, щетки.

Анатомо-физиологические особенности у детей раннего возраста. Разнообразные и очень важные функции, которые выполняет печень. Функциональные возможности печени у маленьких детей. Ферментативная система у новорожденных. Нарушение обезвреживающей функции.

Общая характеристика конституциональных типов людей. Конституциональная предрасположенность к заболеваниям. Изучение этапов и методики профилактики нарушений осанки у детей и взрослых. Энергетическая значимость собственного суточного рациона питания.

Характеристика анатомо-физиологических и нервно-психических особенностей развития подростков. Изучение теорий подросткового возраста. Параметры и формула полового развития девочек и мальчиков. Нервно-психологическое состояние в подростковом возрасте.

otherreferats.allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation