Причины стрессов у современных подростков

Основные причины стрессов

Стресс является реакцией организма на переживания, перенапряжение или однообразие жизни. Небольшой стресс необходим для каждого, потому что он активизирует мыслительный процесс. Однако когда стрессов очень много, организм утрачивает способность разрешать проблемы, возникает риск развития заболеваний.

Природа и причины стресса подробно изучены и довольно сложны, они объединены с гормональной, нервной и сосудистой системой. Сильный стресс негативно сказывается на здоровье. Он понижает защитные функции иммунной системы, в нем кроется причина развития большинства болезней (желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых).

Объективные причины возникновения стресса связаны с переменами. Все, даже положительные перемены приводят к нарушению эмоционального равновесия, которое поддерживается человеком.

В основном люди отождествляют стрессовые факторы с неприятными событиями, к примеру, тяжелый рабочий график, утрата чего-то существенного и дорогого. К этим факторам относятся и позитивные обстоятельства – получение вознаграждения, супружество, повышение заработной платы. Это хорошие факторы, однако от них также зависят объективные причины стресса.

Данные факторы, позитивные они или негативные способствуют стрессу, в зависимости от того, как воспринимаются обстоятельства. У человека, который воспринимает неудачи как обучающий профессиональный опыт, стресс выражается в виде небольшого эмоционального беспокойства. Для человека, который очень сильно переживает из-за неудач, стресс чреват развитием заболеваний, таких, как депрессия и помутнение рассудка. Как видно, причины стресса имеют относительный характер.

Объективные причины стресса бывают внешними и внутренними.

Внешними причинами являются профессиональные издержки, жизненные перипетии, которые находятся под человеческим контролем. Внутренние причины находятся в человеческом рассудке, и в основном являются результатом воображения. Это разделение условное, потому что причины возникновения стресса взаимосвязаны.

Основные объективные факторы

  1. Финансовые отношения. Покупка машины или квартиры, потеря денег вследствие воровства или проигрыша, долги.
  2. Работа. Иногда создается впечатление, что карьера и работа вызывают постоянный стресс. Потому что большинство людей главным жизненным приоритетом считают поддержание своей профессиональной занятости.
  3. Здоровье и безопасность. Вопросы здоровья все время болезненно воспринимаются людьми, потому что такие проблемы чреваты развитием заболеваний и являются косвенной угрозой для жизни.
  4. Семья. Конфликтные взаимоотношения в семье могут являться тяжелым стрессом. Это состояние может затянуться на длительное время и иметь последствия в виде серьезных заболеваний.
  5. Личные связи. Отношения эмоционального характера с друзьями, профессиональные взаимоотношения с сотрудниками и посторонними людьми часто порождают стрессовое состояние.
  6. Личные проблемы. Людям присуще контролировать себя и окружение. Если этот профессиональный самоконтроль слабеет, у человека возникает стрессовое состояние.
  7. Смерть. Потеря родного человека или ожидание смерти является серьезным источником стресса.
  8. Невозможность самовыражения. Люди стараются самовыражаться и исполнять профессиональные ведущие роли, но далеко не всем это удается.

Предпосылки стресса на работе

Стресс могут спровоцировать объективные причины, которые связаны с работой и профессиональной деятельностью предприятия. Причины стресса на работе бывают следующие:

  • Непомерно большая нагрузка. Когда на одного профессионального сотрудника ложится очень много обязанностей, которые требуют продолжительного напряжения физических и интеллектуальных способностей, здоровья, расходования личного времени. У человека появляются такие симптомы, как беспокойство, фрустрация, ощущение безысходности, сожаления из-за утраты времени и сил.
  • Недостаточная рабочая нагрузка. Сотрудник, находящийся без работы, которая отвечает его профессиональным возможностям, также зачастую переживает фрустрацию и волнение касаемо своей ценности.
  • Конфликт ролей. Это результат неправильного распределения прав и профессиональных обязанностей на предприятии. Он может возникнуть как следствие неформальных взаимоотношений сотрудников, существования альтернативных лидеров и ценностей, профессиональных отношений между сослуживцами. В такой обстановке у человека может возникать ощущение эмоционального напряжения и тревоги, потому как он стремится одновременно быть принятым группой и следовать указаниям руководства.
  • Неопределенность ролей. Она появляется в ситуации, когда сотрудник не уверен, чего от него ждут. В этом случае профессиональные требования не отличаются противоречивостью. Человек переживает от неясности и неустойчивости своего положения, в итоге он может перерабатывать или недорабатывать. Работник должен иметь точное представление об ожиданиях начальства. Человек должен знать, что делать и какая будет последующая оценка его работы.
  • Неинтересная работа. Отсутствие событий и однообразие в работе способны вызвать у профессионального человека чувство пустоты и бесполезности собственного существования. Время при такой работе тянется очень медленно, и появляются последствия, симптомы эмоционального напряжения.
  • Переизбыток информации. Очень большое количество информации для профессиональной обработки может спровоцировать психологические стрессы различной тяжести. Зачастую проявляется в операторских специальностях.
  • Неблагоприятные физические обстоятельства. Жара, холод, неприятные запахи, очень яркое или плохое освещение, повышенная влажность, шум — тоже могут стать поводом для профессионального стресса.
  • Повышенная ответственность. Очень большая профессиональная ответственность вместе с отсутствием возможности полностью контролировать обстановку может спровоцировать серьезный хронический стресс сотрудника и развитие заболеваний.
  • Факторы стресса у подростков

    Причины, вызывающие нарушение внутреннего психологического баланса подростка, могут быть абсолютно любые. В числе причин: скрытая обида, чувство зависти к успешному однокласснику, непредвиденные обстоятельства, насилие в школе.

    Провоцирующих моментов как действительных, так и придуманных, довольно много. Подросток с неокрепшей нервной системой очень сложно переживает подобные ситуации. Порой достаточно малейшей неудачи, и развитие симптомов заболеваний, таких, как депрессия или моральная травма гарантированы.

    С 12 лет у тинэйджеров происходит гормональный взрыв. Это сопровождается изменениями психики, нередкими сменами эмоционального состояния, а временами и развитием физиологических заболеваний.

    Родители обязаны в это время научить ребенка преодолевать нахлынувшие эмоции и держать их под контролем, адекватно реагируя на разные жизненные обстоятельства. Умение контролировать собственные эмоции и оценивать обстоятельства со стороны — это основные составляющие гармоничной личности.

    Самые распространенные объективные причины стресса у современных подростков следующие:

  • недовольство своим внешним видом (вес, рост, фигура);
  • проблемы в семье (ссоры, драки, развод родителей, скандалы, смерть родных);
  • взаимоотношения в школе (проблемы с друзьями и педагогами);
  • безответная любовь;
  • опасные увлечения (спиртное, наркотики, субкультуры).
  • Продолжительное действие стресса на неокрепший организм может спровоцировать более тяжелые последствия во взрослой жизни. Поэтому родители обязаны срочно вывести ребенка из этого эмоционального состояния.

    Причины детского стресса

    Детский стресс и его причины зависят от возраста. В дошкольном возрасте ребенок привязан к семье и частично к детскому саду. Затем появляется большая роль школы. Поэтому объективные причины необходимо искать там, где существует основная эмоциональная и физическая привязанность ребенка.

    Основными причинами стресса у детей считаются следующие:

  • ситуация в семье – появление на свет второго ребенка, расставание с родными, ссоры, развод родителей, беспокойные родители;
  • авария, несчастье, горе – смерть члена семьи, кардинальное изменение жизненной обстановки;
  • социальные — боязнь людей, детей, конфликты, соперничество, ссоры;
  • страхи — навеянные родителями, осознанные, бессознательные и возрастные;
  • телевизор, компьютер — высокое эмоциональное напряжение;
  • медицинские — травмы, боли, страх перед врачами, уколами;
  • остальные причины – приучение ребенка к горшку, изменение обстановки в его комнате.
  • Помимо этого, один стресс имеет серьезные последствия в остальных сферах. К примеру, развод родителей может способствовать развитию агрессии по отношению к другим людям, как следствие у ребенка могут появиться проблемы в школе.

    Иногда симптомы эмоционального стресса выражаются в виде развития болезней. При продолжительном стрессе болезнь может приобрести хронический характер. Поэтому для того чтобы вылечить малыша от заболеваний, нужно устранить детский стресс и его причины.

    myvsd.ru

    Причины стресса у современных подростков

    Подростковый возраст сам по себе доставляет массу проблем и самому подростку, и окружающим его людям – родителям, родственникам, педагогам, друзьям. Сложный период в жизни подростка может ещё более осложняться стрессовыми ситуациями. Причиной стресса могут стать самые банальные вещи: страстная любовь, если она остаётся без ответа, ненависть к сопернику, злость к подруге, малейшее непонимание со стороны родственников, друзей. Впечатлительные подростки превращают в настоящую душевную драму обычные бытовые ситуации, что обращается для них серьёзными стрессами. Такое явление в наши дни становится достаточно обычным.

    В определённом возрасте меняется психика подростка, он постепенно взрослеет. В это время само взросление становится серьёзным стрессом, и остаётся мало шансов вырасти гармоничным и доброжелательным человеком. Последствиями подростковых стрессов обычно становятся комплексы неполноценности, фобии, замкнутость. Серьёзными причинами возникновения стрессов у подростков можно считать ситуации насилия, опасности, развод родителей, смерть близких людей. Стресс в любом возрасте таит в себе опасность, но именно у подростков он оставляет наиболее глубокий след в психике.

    Возможные причины стресса у современных подростков:

  • Несогласие между родителями, пьянство, скандалы, драки;
  • Болезнь родных людей;
  • Школьные неурядицы, необоснованные требования учителей, несправедливые оценки, конфликты с одноклассниками;
  • Перегрузки из-за внешкольных занятий;
  • Смена школы, необходимость привыкать к новому коллективу, другим учителям;
  • Первая влюблённость, безответная любовь;
  • Любые конфликты или недопонимания в окружении подростка.
  • Мальчики обычно расстраиваются из-за маленького роста, связывают с ним свою непопулярность. Девочки переживают из-за непропорционального роста, низкой популярности среди одноклассников, друзей.

    По каким симптомам можно определить, что у подростка развивается стрессовое состояние? Пожалуй, это тот вопрос, ответ на который должны знать все родители, чьи дети вступают в подростковую стадию развития.

    Широко распространённая симптоматика стрессового состояния подростков:

  • Отдаление от сверстников, от близких людей;
  • Замкнутость, стремление к одиночеству;
  • Нежелание разговаривать по телефону, общаться с друзьями, близкими;
  • Частая забывчивость;
  • Рассеянное внимание, витание в облаках, невозможность сосредоточиться;
  • Постоянное усталое, утомлённое состояние;
  • Отсутствие сна, в то же время внешне сонное состояние;
  • Отсутствие аппетита, или чрезмерный аппетит;
  • Угрюмость, измученность, апатичность;
  • Циклическая смена настроения;
  • Появление раздражительности, агрессии;
  • Внезапная, необоснованная гиперактивность;
  • Панический страх;
  • Частое курение, появление тяги к алкоголю;
  • Чрезмерное стремление похудеть.
  • Список можно расширять или варьировать, так как в каждом индивидуальном случае стресс проявляется разными симптомами.

    Что делать родителям, если они заметили явные изменения в поведении, состоянии своего ребёнка? Прежде всего, не лезть с расспросами, стать ещё более тактичным, чутким. Как можно более тонко, но как можно чаще проявлять свою любовь во всех её формах. Привлекать подростка к семейным делам, наводить на интересующие темы разговоров, побуждать подростка открыться, поделиться горем. Исключить из общения шантаж, наказания, даже замечания по поводу поведения подростка. Дать возможность подростку самому принимать решение, как поступить в ситуации. Весьма важно встречное желание со стороны самого подростка. Так можно будет общими усилиями бороться за психическое здоровье ребёнка.

    Опубликовано: 21/01/2014 Автор: Антон Машнин Категория: Психология

    blog-mashnin.ru

    Не напрасно многие родители с опаской ожидают, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В этот период юные парни и девушки особенно ранимы. Случается, что срывы происходят по малейшему поводу, нервы постоянно напряжены, а управление собственными эмоциями и поведением становится невозможным. Малейшее недопонимание, пустяковая проблемка – и подросток превращается в вулкан, испепеляющий на своем пути и родителей, и учителей, и одноклассников. Каковы причины стресса у современных подростков? Как исправить ситуацию? Давайте разбираться.

    Причины стресса у детей в подростковом возрасте настолько разнообразны, что перечислить их все невозможно. Затаенная или открытая обида, серьезные неприятности, критические ситуации (и реальные, и надуманные), проявленное по отношению к подростку насилие в любой его форме – все это в подростковом возрасте может вызвать стресс. Если взрослый человек со зрелой нервной системой это переживает спокойно, то у ребенка появляется внутренняя паника или депрессия, вызывающие психологические травмы.

    С двенадцатилетнего возраста организм ребенка учится справляться с бурей гормонов, что зачастую проявляется психологическими страданиями и даже физическим недомоганием. Родители подростка обязаны научить его контролировать эмоции, управлять ними, что гарантирует формирование целостной и гармоничной личности.

    Если выделить наиболее частые причины подросткового стресса, то они будут, скорее всего, такими:

    • недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
    • ситуация в семье (ссоры, насилие, смерть близкого человека, развод, драки, алкоголизм);
    • отношения с одноклассниками и учителями (соперничество, завышенные требования, смена школы, неуспеваемость, отсутствие друзей);
    • влюбленность (как ответная, так и безответная);
    • опасные увлечения (приобщение к различным субкультурам, наркотики, алкоголь).
    • Продолжительное пребывание в подобном психологическом состоянии для подростка чревато серьезными проблемами, поэтому родители должны знать, как снять стресс у ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

      Следует принимать меры, если вы обнаружили у ребенка следующие симптомы стресса:

    • хроническое недосыпание, усталость, повышение и снижение аппетита, сонливость, апатия;
    • отдаление от родителей, друзей, замкнутость;
    • резкая смена настроения;
    • падение самооценки;
    • отсутствие концентрации внимания;
    • пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам;
    • чрезмерное увлечение похудением.
    • Не секрет, что продолжительный стресс часто бывает причиной ухудшения физического здоровья. От стресса у ребенка даже температура может повышаться! Ученые доказали, что взрослый человек, который в подростковом возрасте длительное время пребывал в подобном состоянии, чаще болеет, а его иммунитет значительно ослаблен. Что уж говорить об ухудшении психического здоровья? Подросток не может думать ни о чем, кроме своей проблемы, постоянно ищет выход. Хорошо, если он будет найден, ведь в последнее время случаи суицида в среде подростков перестали быть редкостью.

      Борьба со стрессом и его профилактика

      Пусть ребенок считает себя в возрасте 12-15 лет взрослым, но родительское внимание ему просто необходимо! Важно создать в семье доверительные и теплые отношения в дружеском формате, ведь для ребенка в этом возрасте «дружеский» совет часто значит больше, чем «родительский». Конечно, доверие, предоставление свободы и возможности самостоятельного принятия решений – это риск, но без этого полноценного человека воспитать невозможно!

      Лучшая профилактика стресса у детей – любовь, внимание, понимание, забота, доверительные отношения. Подросток, который уверен в том, что близкие в любой ситуации поддержат, не отвернутся, помогут, защищен от стресса надежным щитом под названием «семья»!

      womanadvice.ru

      Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

      Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

      В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

      Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

      Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

      Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

      В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

      Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

      Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

      НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

      1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
      2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
      3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
      4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
      5. Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

        В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

        А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

        Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

        Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

        С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

        Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

        Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

        На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

        Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

        Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

        С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

        По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

        По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

        Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

        Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Стресс у детей. Причины, симптомы и лечение

        Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

        Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

        Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

        Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

        Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

        Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

        Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма. Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации. В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

        Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

        Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

        Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

        Симптомы стресса у детей

        Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

        Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

        Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

        Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

        Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

        При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

        Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

        Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

        Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

        Как же бороться со стрессом у детей?

        Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

        Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

        Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

        Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

        В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

        www.7gy.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation