Приемы преодоления стресса

Приемы преодоления стресса

«Стресс — это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете.» Ганс Селье «отец» теории стресса

Преодоление стресса определяется как “усилия, направленные на снижение влияния стресса на состояние индивида” (Эдвардс, 1988). Преодоление стресса, равно как и сам стресс, испытываемый на работе, является комплексным и динамическим процессом. Усилия, связанные с разрешением данных проблем, диктуются оценкой текущей ситуации либо как угрожающей и чреватой нанесением ущерба, либо вызывающей беспокойство (то есть по существу стрессовой). Преодоление — это индивидуальный процесс, нивелирующий взаимосвязь между стрессом и его последствиями.

Механизмы преодоления этого состояния индивидуальны и зависят от конкретной ситуации: то, что прекрасно помогает одному человеку, абсолютно неприемлемо для другого. То, что подходит для одной ситуации, может быть неприменимо для другой.

Конечно же, эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Очень важным во время борьбы со стрессом, является знание способов снятия стресса. Различные стрессы занимают различные эмоциональные уровни, различен также их характер и степень серьёзности. Соответственно различны и способы снятия стресса, зная их, каждый сможет избежать последствий влияния стресса на физическое и психическое состояние.

Во-первых, это способ, направленный непосредственно на устранение причин стресса. Имеется в виду стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить, и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.

На самом деле существует много способов расслабиться и отдохнуть — будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или… просто бездельничанье. Выбор зависит только от человека.

В-третьих, — активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.). Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

У каждого из нас есть свои проблемы…

Кто-то успешно справляется с ними, используя свои проверенные методы, а кто-то предпочитает воспользоваться услугами психоаналитика.

Но вовсе не обязательно прибегать к помощи незнакомого человека, ведь человек может сам легко справиться со стрессом.

Специалисты убеждены: одним из самых простых способов избавления от стресса является простое его «запивание». Дело в том, что одним из самых явных последствий стресса является обезвоживание организма.

Простейший способ справиться с этой проблемой — это пить как можно больше.

Правда, тут нужно учитывать, что пить нужно не все подряд, а только чистую воду и свежевыжатые соки, которые быстро утоляют потребность организма в жидкости.

Если говорить про всеми любимые кофе и чай, то эти напитки, наоборот, увеличивают скорость выделения жидкости из организма. Преимущество этого способа состоит также в том, что, в отличие от первого, он гораздо безопаснее для фигуры, особенно, если вы будете употреблять воду, а не соки.

Теперь вспомним про банальную потребность нашего организма в полноценном сне.

При современном ритме жизни многие люди уже забыли, что такое нормальный сон.

Ученые из США говорят о том, что время до сна определяется каждым человеком индивидуально, в соответствии с его потребностями, однако в сутки не рекомендуется спать менее семи часов.

Помните о том, что хроническое недосыпание, которое на данный момент свойственно большинству людей нашей чудесной планеты, крайне негативно сказывается на здоровье.

Кроме того, уже ни для кого не секрет, что крепкий сон — это замечательный и очень приятный способ борьбы со стрессом. Поэтому, старайтесь выделять достаточное количество времени на сон.

Некоторые специалисты в области психологии, рекомендуют «сжигать» все свои проблемы.

Психологи предлагают уникальный способ борьбы со стрессом.

Своим пациентам они советуют записывать все своим переживания и негативные эмоции в отдельную тетрадь, описывая при этом все в мельчайших подробностях.

Когда все ваши мысли будут зафиксированы в письменном виде, вы можете порвать листы или сжечь их.

Если верить специалистам, то такой способ позволяет быстро снять нервное перенапряжение и избавить вас от негативных эмоций.

Ученые из Японии давно придерживаются того мнения, что лучше всего выплескивать свои негативные эмоции при помощи физических упражнений.

Но рекомендуются не просто приседания и махи руками, а более специфичные формы разрядки, такие как битье посуды или других предметов интерьера.

Вы не поверите, но в начале двадцатого века во Франции изготовители посуды выпустили целую серию дешевой фарфоровой посуды, которая предназначалась специально для того, чтобы ее били.

При этом, основатели фирмы призывали всех приобретать дешевые тарелки и чашки, чтобы не копить в себе отрицательную энергию и всегда иметь под рукой данную посуду.

Кто знает, может это и вправду самый лучший способ разрядки?

Освойте какую-нибудь дыхательную практику.

Она пригодиться вам, когда вы столкнетесь с какой-нибудь негативной ситуацией.

Дело в том, что если мы сдерживаем себя и не выплескиваем на окружающих весь поток негативных эмоций, то они не исчезают, а копятся внутри, что приводит к тому, что мы начинаем проявлять агрессию против самих себя, настраиваемся на «самоуничтожение». Некоторые специалисты считают, что избежать этого можно просто научившись «выдыхать» стрессы.

Самой простой дыхательной методикой в этом случае будет просто сделать десять глубоких вдохов и выдохов.

Это же простое упражнение поможет вам не сорваться на окружающих. Когда почувствуете, что эмоции вас захлестывают, выполните это упражнение, после чего, вы наверняка сможете совладать с собой.

Ученые из Германии советуют «замораживать» стресс.

Специалисты из этой страны убеждают, что нервное напряжение поможет снять обычный холод.

Когда попадаете в ситуацию, которая вводит вас в состояние сильного волнения, выйдете на три минуты на холод, не надевая верхнюю одежду.

Когда вы ненадолго оказываетесь в среде с минусовой температурой, ваш мозг начинает активно вырабатывать гормон радости — серотонин.

Правда, следует отметить, что главное при использовании этого способа — не затягивать процесс, так как в противном случае не долго и простуду заполучить!

Этот способ также очень и очень действенен. Все что вам придется сделать — это представить себя режиссером, а всю ситуацию превратить не более чем в театральное действие. Представьте, что вас все, что происходит, вовсе не касается, вы наблюдаете за всем этим со стороны и потому можете адекватно оценить все происходящее и найти наиболее оптимальное решение сложных задач.

Заметно снизить стресс позволяет элементарная организация труда:

— уборка в конце рабочего дня рабочего места от лишних бумаг, инструментов, приборов, мусора и др.;

— ежевечернее (в конце рабочего дня) планирование следующего дня с указанием приоритетности каждого дела, при этом завтра необходимо придерживаться составленного плана;

— руководителю надо подумать о делегировании подчиненным некоторых своих полномочий;

— недопустимо пропускать обед или перерывы, на это время лучше покинуть рабочее место, иначе отдых не будет полноценным;

— во время перерывов желательно выполнить несколько физических упражнений (махи руками, ногами, несколько приседаний), хорошо, если удастся подобрать подходящий комплекс упражнений, также эффективна энергичная ходьба (прогулки).

После работы можно заняться спортом, своим хобби или просто прогуляться по улице.

Физические упражнения — один из лучших способов справиться со стрессом. Выделяют обычно упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы, на растяжение и силовые упражнения. Можно заниматься каким-то одним видом либо придумать себе комплекс, включающий по несколько упражнений каждого вида. Эффективны для снижения стресса также глубокое диафрагмальное дыхание, аутогенная тренировка и медитации. Так же я бы посоветовала бы йогу, ведь отдых и расслабление просто необходимы для хорошего самочувствия, как и физическая нагрузка. Йога включает в себя эти компоненты.

Итак, обобщая сказанное, отмечу важные методы, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

v укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;

v изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;

v изменение отношения к ситуации;

v уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Конечно же важна организация рабочей среды, в которой поощряются доброжелательные взаимоотношения: каждый понимает, что может рассчитывать на поддержку других.

По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психического равновесия. К таким принципам относятся:

1. Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

2. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

3. Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

4. Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.

Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение.

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы преодоления стресса:

1. Разработать систему приоритетов в своей работе. Оценить свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Научиться говорить “нет”, когда работник уже не сможет взять на себя больше работы.

3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с начальником. Необходимо понимать его проблемы и помочь ему понять ваши. Научить начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Попросить устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимать обвинительно-агрессивной позиции; просто объяснить, какие конкретные проблемы создают противоречивые требования.

5. Сообщить своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны (неопределенность ролей).

6. Обсудить чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Объяснить, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найти время для отключения и отдыха. Обратится к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходить время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Уход от однообразия позволяет снизить эффективно риск стресса и повысить стрессоустойчивость.

Советы начальникам по снижению стресса у сотрудников и повышению производительности:

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо:

1. Оценить способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешать работникам отказываться от выполнения какого- либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко описать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Использовать двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных (обратную связь).

4. Использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступать в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Повышая таким образом уровень стрессоустойчивости сотрудников и заботясь о их здоровье, руководитель принесёт пользу не только им, но и общему делу.

Современная жизнь любого человека связано с большими перегрузки, возникающие в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников. Способ противостояния этим перегрузкой известен — это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций.

studbooks.net

Приемы профилактики и коррекции состояния стресса

Методы измерения стрессовой реакции. Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилактического характера, а также методов и средств оперативной регуляции (коррекции) состояний стресса привлекает к себе внимание ученых различных областей научного знания о человеке.

Одним из методов профилактически стресса является измерение стрессовой реакции.

Учеными выделены следующие методы измерения стрессовой реакции.

Химические методы измерения, – например, лабораторный анализ крови на различные гормоны.

Электромиографические методы (ЭМГ) – оценка влияния стрессовой реакции на поперечно-полосатую мускулатуру. ЭМГ может рассматриваться как косвенное определение мышечного напряжения (измеряется электрохимическая активность нервов, иннервирующих ту или иную мышцу). Практическое преимущество использования ЭМГ — регистрации стрессовой реакции состоит в доступности для измерения практически всех мышечных групп.

Гемодинамические способы измерения. Предусматривают оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Наиболее распространенными критериями оценки здесь выступают периферический кровоток и частота сердечных сокращений.

Электрокожные методы измерения. Заключаются в оценке влияния стресса на электрические характеристики кожи (например, кожно-гальваническое сопротивление – КГС; кожный потенциал – КП).

Психологические методы. Связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции.

В 1967 г. учеными Р. Холмсом и О. Рае была разработана Шкала оценки социальной адаптации (Табл. 4). Шкала представлена 42 событиями из жизни человека. Каждое событие «пробаллировано».

При работе со Шкалой испытуемым предлагается пометить галочкой те события из представленного списка, которые им пришлось пережить за последний год. Для того, чтобы получить общий балл, свидетельствующий об уровне социальной адаптации испытуемого, необходимо суммировать количество отмеченных баллов. Общий балл, превышающий 150 единиц, определяется как жизненный кризис. При этом, от 159 до 199 баллов рассматривается как легкий кризис, от 200 до 299 баллов – умеренный кризис, а свыше 300 баллов – серьезный кризис.

Шкала оценки социальной адаптации

Разрыв семейных отношений

Смерть близкого родственника

Собственная болезнь или травма

Вступление в брак

Увольнение с работы

Примирение с супругом

Выход на пенсию

Изменение в состоянии здоровья члена семьи

Ожидание рождения ребенка

Появление нового члена семьи

Перемены в бизнесе

Изменение в финансовом положении

Смерть близкого друга

Перемены в характере работы

Изменение количества конфликтов с супругом

Кредит под большие проценты

Лишение возможности погасить кредит

Изменение служебных обязанностей

Сын или дочь покидают дом

Неприятности с родственниками супруга

Выдающиеся личные достижения

Супруг перестает или начинает работать

Начало или завершение учебы

Изменения в условиях жизни

Пересмотр личных привычек

Проблемы с начальством

Изменения в графике или условиях работы

Перемена места жительства

Смена места учебы

Изменения в проведении досуга

Изменения в религиозной активности

Изменения в социальной активности

Изменения в режиме сна и бодрствования

Изменения в количестве общих встреч семьи

Изменения в привычках, связанных с принятием пищи

Мелкие нарушения закона

Наиболее валидной и достоверной методикой, предназначенной для оценки влияния длительного стресса на структуру личности, по мнению ученых, можно считать Миннесотский многофакторный личностный тест (MMPI). Данный тест состоит из 10 основных клинических шкал:

Психостения (тревожность как черта личности).

Гипомания (проявление энергии).

Социальная интроверсия (стремление к одиночеству).

Клиенту (пациенту) предлагается 550 утверждений-высказываний, которые впоследствии, будут оцениваться по матрице в соответствии с обозначенными шкалами.

Определенный интерес представляют Шкала тревоги Тейлора, состоящая из 50 утверждений-высказываний; Шкала субъективного стресса, направленная на изучение ситуационных эффектов, вызываемых у человека стрессом (состоит из 14 описательных выражений, при помощи которых пациент может описать свои субъективные реакции в стрессовой ситуации).

Отечественным ученым Ю.В. Татурой предлагается Тест на интенсивность стресса. В рамках данного теста выделяется четыре группы симптомов стресса.

— стойкие головные боли;

— неопределенные болевые ощущения;

— спазматические, резкие боли в области живота;

— нарушение функционирования кишечника;

— сердцебиения (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно, часто);

— чувство нехватки воздуха на вдохе;

— неосознаваемое сжатие кулаков или челюстей;

— частые простудные заболевания;

— различные инфекционные заболевания;

— беспричинное возобновление болезненных состояний, имевших место ранее;

— быстрое увеличение или потеря массы тела;

— ощущение покалывания в конечностях;

— мышечное напряжение, частые боли в области шеи и спины;

— чувство комка в горле;

— двоение в глазах, затруднение при рассматривании предметов.

— ухудшение концентрации внимания;

— «туннельное» зрение (нарушения периферического зрения);

— плохие сны, кошмары;

— постоянные негативные мысли;

— нарушение суждений, спутанное мышление;

— импульсивность мышления, принятие поспешных решений.

— беспричинная повышенная раздражительность;

— мрачные настроения, депрессии;

— суетливость в движениях, действиях;

— подверженность приступам гнева;

— циничный, неуместный юмор;

— ощущение нервозности, боязливости, тревоги;

— потеря уверенности в себе;

— уменьшение удовлетворенности собственной жизнью;

— потеря аппетита или переедание;

— увеличение проблем в семье;

— неспособность рационально распределять время;

— избегание дружеских отношений с окружающими;

— антисоциальное, девиантное поведение, лживость;

— неспособность к развитию;

— низкая продуктивность деятельности;

— «склонность» к авариям, травмам;

— более интенсивное курение и употребление алкоголя;

— систематическое доделывание работы дома;

— отсутствие времени для отдыха.

Каждый из выше названных симптомов оценивается в 1 балл. Уровень стресса до 10 баллов считается нормой. Более 10 баллов – требующим принятия определенных мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на очень высокий.

Приемы управления функциональными состояниями. Анализ материалов психологических исследований показал, что все стрессовые факторы можно разделить на пять групп:

Повседневные неприятности (в семье, на работе, в транспорте и т.д.).

Сложные события периодического характера (неудачи при поступлении в вуз, увольнение с работы, уход на пенсию и т.д.).

Непредвиденные, неожиданные события, стимулирующие возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (опасная болезнь, трагическая ситуация в семье и т.д.).

Неприятности, конфликтные ситуации на работе и (или) в семье (несправедливость в отношениях коллег по работе, разлад в семье и т.д.).

Стихийные бедствия, крупные катастрофы. По мнению ученых, данная группа чрезвычайных обстоятельств создает психотравмирующие воздействия пролонгированного характера, что может в значительной мере изменить образ жизни людей, их сознание, ценностные и мировоззренческие установки и даже личностные характеристики.

Исследуя проблему управления функциональными состояниями в ситуации стресса, ученые выделяют два направления.

Первое направление – профилактическое. Преодоление стресса может быть достигнуто путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, посредством взаимной адаптации субъекта и объекта. Профилактическое (превентивное) направление преодоления стресса может происходить за счет изменения стрессорной реакции в результате повышения устойчивости организма и психики к воздействиям стрессора, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне, снижения чрезмерных функциональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функционального состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Оно связано с созданием рациональных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рассчитанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий протекания и организации) к особенностям, возможностям людей (как правило, достаточно широкого их контингента).

Второе направление предусматривает решение задачи преодоления стресса у конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей реакции на стрессор с помощью использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.

Также необходимо учитывать, что определение путей, приемов и методов противодействия (профилактики и коррекции) стрессу должно основываться на представлении о стрессе как о функциональном состоянии, отражающем системный ответ организма и психики на воздействие внешней и внутренней среды. Основными элементами этого системного ответа организма являются функции и процессы следующих уровней:

1) физиологического – обеспечение двигательного и вегетативного компонентов состояния;

2) психологического – проявление психических процессов, характерологических качеств, особенностей активации, эмоционально-волевой регуляции;

3) поведенческого – точность и скорость выполняемых действий, целенаправленность активности, деятельности в форме речевого и двигательного поведения.

Также, по мнению ученых, можно выделить и социальные формы управления стрессом, к которым, в первую очередь, относятся воспитание личности, формирование ее мировоззрения, целевых установок, ценностных ориентаций, идеалов и т.д.

Классификация приемов управления состоянием психологического стресса. Как отмечалось выше, зарождение и развитие психологического стресса определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов и зависит от индивидуальных (психологических, физиологических, профессиональных и пр.) особенностей конкретного индивида.

К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экстремальные воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и других характеристик окружающей среды. Вместе с тем, интенсивность влияния данных факторов обусловливается особенностями внутреннего мира индивида, его субъективной оценкой значимости того или иного события, степени неопределенности воздействия, уровня морально-нравственного развития личности (ответственность, дисциплинированность и т.д.), развития психологических характеристик (мотивация, способности, воля и т.д.), профессиональных качеств (подготовленность, опыт и т.д.). Совокупность этих факторов предопределяет характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, степень его устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т.д.

В связи с наличием разнообразных условий проявления стрессогенности в субъект-объектных отношениях в различных жизненных ситуациях, своеобразным характером причинно-следственных связей между различными факторами, особенностями механизмов регуляции состояний стресса учеными разработано большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса.

Изучив различные классификации методов и средств управления стрессом, А.Б. Леонова отмечает, что максимально радикальным направлением предупреждения состояния стресса является устранение причин его развития. Вместе с тем, исследователь предлагает две группы способов непосредственного воздействия на функциональное состояние.

Первая группа включает в себя:

— нормализацию режима питания и витаминотерапия;

— функциональную музыку и цветомузыку;

— коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

Вторая группа предполагает:

— гимнастику и массаж;

— специальную подготовку и обучение;

Перечисленные способы предполагают использование вербальных, невербальных, аппаратных, контактных, дистантных методик в режимах индивидуального и группового управления функциональным состоянием.

Такие ученые, как В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов предлагают также все методы регуляции психологических состояний делить на две группы:

1 – методы оперативного управления состоянием;

2 – методы программного (имеется в виду заранее запланированное) воздействия и управления.

Внутри каждой группы выделяются четыре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции):

— специальные приемы регуляции;

Второй класс (методы психофизиологической регуляции):

Третий класс (физиолого-гигиенические методы):

— организация рационального режима труда, отдыха и питания;

— регуляция окружающей среды.

Четвертый класс (фармакологические средства):

— стимуляторы центральной нервной системы;

Индивидуальная профилактика стресса. Исследованиями ученых установлено, что сущность «борьбы» со стрессом, его развитием и проявлением, а также «противодействия» ему заключается не только в его профилактике, но и в его коррекции.

Как показывают исследования ученых, для того, чтобы поставить стрессу надежный заслон, обеспечить истинную психологическую защиту, необходимо применять методы, приемы, основанные, в первую очередь, на знании человеком законов, управляющих работой его собственного организма.

В качестве одного из наиболее эффективных методов ученые предлагают систему психологической саморегуляции.

В основе методов саморегуляции положены следующие практические навыки:

Расслабление мышц, позволяющее добиться снятия напряжения (как физического, так и психологического). Необходимо помнить, что стресс, как и любые отрицательные эмоции человека, практически всегда сопровождается длительно сохраняющимся «застывшим» напряжением различных групп мышц. Не случайно результатом стресса являются всевозможные болезненные состояния, основанные на спазмах органов и систем. Для того, чтобы достичь состояния расслабления, рекомендуется большим и указательным пальцами хорошо промассировать на обоих ушах мочку. Перед массажем целесообразно нанести на кончики массирующих пальцев немного мятного масла или въетнамского бальзама «Звездочка». Большое значение как фактор индивидуальной профилактики стрессовых состояний имеет и самомассаж всего тела (от макушки головы до кончиков пальцев ног) с небольшим количеством растительного масла. При этом ученые считают, что для большего эффекта снятия стресса людям с холерическим и сангвиническим типом темперамента следует использовать подсолнечное масло; меланхоликам – кунжутное; флегматикам – кукурузное или горчичное. После массаже следует принять горячий душ или ванну, что усилит эффект расслабления. Добиться эффекта расслабления помогут и специальные успокаивающие ванны. В горячую воду предлагается добавлять по 1/3 чашки имбиря и чайной соды или экстракта розмарина. После такой расслабляющей ванны целесообразно в течение 30 минут отдохнуть. Также в целях обеспечения расслабления можно использовать и аромотерапию (использование различных ароматических эфирных масел, таких как бергамотовое, гераниевое, мятное, ромашковое, сосновое и т.д.).

Успокаивающее дыхание, уравновешивающее душевное состояние человека. Рассматривая проблему индивидуальной профилактики стресса, Ю.В. Татура отмечает: «Научитесь оставаться спокойным и холодным в стрессовой ситуации. Дышите медленно и глубоко и представляйте, что выдыхаете свой стресс наружу» (31; С. 86).

Наблюдение за ощущениями и состояниями и управление ими, что поможет устранить болезненные, дискомфортные состояния, связанные с отрицательными эмоциями. Здесь имеется в виду способность человека анализировать ситуации, которые изначально являются причиной стрессового состояния. Как отмечает Ю.В. Татура, если возможно изменить ситуацию, приведшую к стрессу, необходимо это незамедлительно сделать. Если же сделать ничего нельзя, с ситуацией необходимо смириться, принять ее как должное. Кроме того, очень важно постоянно осуществлять рефлексию своих мыслей, постепенно заменяя негативные мысли на позитивные, что поможет обрести покой и избежать стрессовой реакции.

Создание положительного эмоционального настроя, душевного равновесия. Необходимо помнить, что психологический стрессор всегда состоит из двух частей: ситуации, вызывающей стресс, и отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из этих составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Вместе с тем, необходимо помнить, что чаще всего стрессовое состояние вызывают различного рода эмоции (в первую очередь, эмоции отрицательной модальности). Ю.В. Татура предлагает механизм «избежания» стрессовых ситуаций посредством анализа эмоциональный проявлений:

1) Необходимо определить самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последнего времени (в течение последних суток).

2) Необходимо сосредоточиться не этой эмоции.

3) Необходимо определить ситуацию, которая вызвала стрессовую реакцию (что происходило непосредственно перед тем, как у Вас данная сильная эмоция возникла?).

4) Необходимо вспомнить свои мысли в ответ на эту эмоцию.

5) Необходимо определить, какая из мыслей может вызывать такие же эмоции в аналогичных ситуациях.

6) Необходимо изучать стрессогенные мысли на протяжении достаточно длительного времени (недели или двух). Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. Проанализируйте собранную информацию. Вы можете отметить, что определенные мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают стресс при определенных ситуациях.

7) Установив ту мысль, которая в конкретной ситуации вызывает стресс, необходимо постараться найти ее противоположность (мысль, стресс нейтрализующую).

Как фактор повышения стрессоустойчивости ученые выделяют и психологическую разрядку (самостоятельный поиск и создание ситуаций, стимулирующих положительные эмоции).

Еще одним способом индивидуальной профилактики стресса ученые выделяют коррекцию минерального обмена организма человека. Применение природных адаптогентов типа элеутерококка, золотого корня, заманихи, валерианы и т.д. Использование данных препаратов не только успокаивает нервную систему, тонизирует, но и повышает иммунитет (что также очень важно в ситуациях стресса). Не случайно рекомендуется использование данных растительных препаратов для повышения как физической, так и интеллектуальной работоспособности, а также для профилактики и даже лечения различных болезней. Также необходимо отметить, что для адаптогентов характерно отсутствие каких-либо отрицательных эффектов и привыкания к ним даже при условии достаточно длительного применения.

Также необходимо помнить, что реакция на стресс во многом обусловливается подходом человека к своему здоровью. Необходимо научиться максимально разумно реагировать на окружающую действительность, а также вести активный и здоровый образ жизни. Снижению стресса будет способствовать позитивное восприятие окружающего мира.

Также как сильнейший стрессовый фактор учеными рассматривается социальная изоляция. Именно поэтому необходимо избегать уединения с проблемами. Не следует стесняться, бояться сказать окружающим о том, что у Вас случились неприятности и в чем они состоят.

Также необходимо учитывать, что долговременный стресс, как и хроническое заболевание, вылечивается намного сложнее. Нельзя позволять конфликтам, которые зачастую являются причиной формирования стресса, затягиваться. Конфликтные ситуации необходимо разрешать как можно скорее. При этом, как считают многие исследователи, очень важно избавиться от раздражения, не затаивать обиды, самим найти способ урегулировать конфликтную ситуацию.

Методом индивидуальной профилактики стрессовых состояний является релаксация. Релаксация – это расслабление. Термин произошел от латинского слова, обозначающего уменьшение напряжения, ослабление, облегчение. В современной психологической науке термином «релаксация» обозначают состояние покоя, связанного с полным или частичным мышечным расслаблением. Релаксация, по мнению ученых, выключает или замедляет «внутренние часы» организма человека как функционирующей системы, ограждая его от тревог и волнений.

Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная релаксация возникает, например, во время сна человека, под воздействием транквилизаторов и т.д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению.

Исходя их того, что стресс – это физиологические или психологическое напряжение, а релаксация, – это расслабление, т.е. состояние, прямо противоположное напряжению, навыки быстрого расслабления позволяют быстро и эффективно снижать уровень стресса. Одним из самых надежных способов обучения релаксации является метод нервно-мышечной релаксации, который основывается на взаимозависимости между отрицательными эмоциями и мышечным напряжением. Если научиться правильно снимать избыточное мышечное напряжение, можно научиться и управлять своими эмоциями.

Обучение релаксации, как правило, осуществляется в три этапа. На первом (базовом) этапе необходимо научиться целенаправленно расслаблять все мышцы в максимально удобных, комфортных условиях при отсутствии помех.

Второй этап – обучение дифференцированной релаксации во время занятия какой-либо деятельностью (при чтении, письме и т.д.).

На третьем этапе необходимо научиться отслеживать напряжение разных групп мышц при различных эмоциональных состояниях (волнении, страхе, гневе и т.д.) и при помощи мысленной команды, незаметно для окружающих, расслаблять напрягающиеся мышцы.

Процесс релаксации может считаться освоенным, если Вы будете уметь полностью освобождаться от стрессового состояния, напряжения за 20-30 с.

Учеными (медиками, физиологами) разработано множество комплексов упражнений, которые позволяют в считанные минуты полноценно отдохнуть, забыть обо всех проблемах, найти нужное решение в критической ситуации.

Как пример приведем несколько таких комплексов.

Комплекс упражнений 1

Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение с ускорением, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Осуществляйте при этом рефлексию своих ощущений.

Зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд; затем – расслабьте (тоже на 10 секунд).

Наморщите нос на 10 секунд.

Крепко сожмите губы, расслабьте.

Комплекс упражнений 2

Сядьте удобно, руки сложите на коленях, ноги поставьте на пол, найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть значительно длиннее вдоха).

Закройте глаза. Снова просчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, что с каждым выдохом уменьшается и, наконец, полностью исчезает напряжение.

Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый Вами воздух окрашен в теплые пастельные цвета. С каждым выдохом цветной туман сгущается, постепенно превращаясь в облака.

«Плывите» по этим облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами. Дышите медленно, спокойно, отгораживаясь от всех Ваших волнений и проблем при помощи воображения.

Данный комплекс упражнений очень эффективен при стрессе. Первую неделю целесообразно считать от 10 до 1. Вторую – от 20 до 1. Третью – от 30 до 1 и т.д. постепенно доведя счет до 50.

При выполнении медитационных и релаксационных упражнений необходимо строго придерживаться режима времени. Их выполняют от 10 до 30 минут (не более).

Как метод индивидуальной профилактики стрессовых состояний ученые предлагают использовать и гипноз. Как показывают результаты клинических исследований, процессы внушения (в том числе и с помощью самовнушения и самогипноза) могут наделять человека огромной силой (как физической, так и моральной), которая поможет человеку справиться со сложными, проблемными ситуациями. Гипнотические воздействия могут привести к высвобождению чувств, мыслей, воспоминаний (исследования С. Криппнер, В.А. Райков, О.К. Тихомиров и т.д.). Рядом ученых проведены исследования по активации творческих способностей человека в состоянии гипнотического транса. При этом были получены весьма ощутимые результаты. В состоянии гипноза у человека как бы высвобождались резервные, потенциальные возможности, повышались самооценка и уверенность в своих силах (что не всегда присуще людям в обычном состоянии). Именно гипноз, в данном случае, способствовал программированию мозга человека на достижение определенных результатов, изменению негативного жизненного опыта на позитивный и т.д.

Вопросы для самоконтроля

В чем специфика методов изучения стрессовой реакции?

Назовите основные группы стрессовых ситуаций?

В чем сущность направлений противодействия стрессу?

Охарактеризуйте способы воздействия на стресс (согласно подхода А.Б. Леоновой)?

Раскройте специфику методов психологической саморегуляции как форму психологической защиты от стресса.

Каковы сущностные особенности релаксации как метода индивидуальной профилактики стресса?

В чем особенности гипноза как метода профилактики стрессовой реакции?

studfiles.net

"КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ"

• Как получить доступ к внутренней силе и быстро приобрести уверенность, спокойствие или смелость при помощи простой и эфективной методике НЛП.

• дыхание как метод уменьшения стресса

• Если в Вашей жизни есть прошлые события, которые не дают вам спокойно жить, так как время от времени всплывают в памяти и крепко держат вас, заставляя заново переживать неприятные события, Вы можете воспользоваться специальным приемом из арсенала НЛП, который называется «диссоциирование». Этим словом обозначают мысленное отстранение от нежелательного явления или поступка. Одно дело, когда человек всеми своими чувствами, эмоциями, ощущениями находится в стрессовой ситуации, воспринимая себя, как неразрывную ее часть, и совсем по-другому он относится к происходящему, наблюдая за всем со стороны. В этом случае и унижение переносится не так горько, и боль не такая сильная.

• В настоящее время в экономике страны спад, покупательная способность населения падает, вести бизнес становится все сложнее, в душах людей прочно поселилась тревога и неуверенность в завтрашнем дне. Следствием такого хронического состояния является нервное напряжение, которое может перейти в психологический стресс – а там недалеко и до психосоматических болезней. Давайте разберем, чем опасно состояние стресса, и какие методы снятия стресса предлагает наука в настоящий момент?

• Суть моего подхода состоит в том, что, только внутренняя работа над собой и своими комплексами не даст вам полного избавления от стрессов. Для того, чтобы стать автономной и самодостаточной личностью нужно понять психологию людей. И только изучив способы понимания и влияния на людей, мы можем добиваться в этом мире своих целей, и достигать как материального благополучия, так и расти как личность. Хотим мы или нет, но деньги в этом мире — это универсальный ресурс для реализации ваших потребностей. Умение продавать – свои товары, услуги, идеи или самого себя – важнейшая компетенция в современной жизни, и тот, кто в совершенстве овладел этими навыками, всегда будет более обеспечен и боле уверен в себе

Биологическая обратная связь (БОС)

Общие подходы преодоления стрессов

Управление стрессом — полезный навык, необходимый каждому человеку. Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент — максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, — счастье, для студента, привыкшего работать в пол-силы, удовлетворительная отметка– норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними. Например, стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь. Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или позитивное мышление ( когда мы сосредотачиваем свое внимание только на положительных моментах ситуации. Некоторые приемы позитивного мышления вы можете подчерпнуть из статьи рациональная психотерапия.

Вторая категория — это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске. О правильном использовании ресурсов вы можете прочитать ЗДЕСЬ.

Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника», в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха. Для тех, кто склонен излишне усложнять свою жизнь и видеть все в мрачных чертах я советую прочитать другой, менее известный, рассказ Чехова — «Жизнь прекрасна (Покушающимся на самоубийство», в котором писатель дает великолепный пример того, что спустя десятилетие американцы назовут «рефреймингом» и «позитивным мышлением».

В качестве практического задания я бы посоветовал читателям взять лист бумаги и в произвольном порядке перечислить основные источники ваших переживаний. Затем следует проранжировать все проблемы — то есть расставить их в порядке значимости, после чего проанализировать, к какому типу относится тот или иной стрессор. Если это стрессор первого типа (вы никак не можете на него повлиять) то есть смысл заняться спортом, аутогенной тренировкой, медитацией или мышечной релаксацией. Если вы отнесли стрессор к третьему типу, то попробуйте взглянуть на него с другой стороны, применив «методом Робинзона». Герой романа Д.Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком «Зло» записал: «Я заброшен судьбой на необитаемый остров», а рядом под заголовком «Добро» отметил: «Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам». Если вы постараетесь, то наверняка обнаружите немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах вашей жизни.

Для нейтрализации стрессоров второго типа важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться — то есть вместо стратегии «Бегство ОТ…» применить стратегию «Движение К…». Например вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Недостаток ресурсов, необходимых для преодоления стрессоров второго типа (чаще всего, это чувство уверенности, спокойствия, решительности и т. д.), можно получить при помощи техник НЛП, но эта тема заслуживает отдельного разговора, мы вернемся к ней позже на страницах нашего сайта.

«Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить, дай мне силы исправить то, что я могу изменить, и самое главное — дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго».

Аутогенная тренировка

Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения ( Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В. 1998). В основе АТ лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе — на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Механизмы происходящих при этом явлений пока остаются неясными, а созданная еще в начале века «периферическая теория эмоций» Джеймса — Ланге до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, связывающих наши мысли и наше тело. Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У.Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому, что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если у человека плохое настроение, печаль и горе, то ему очень трудно усилием воли заставить себя испытывать радость или хотя бы умиротворение. Но если он изобразит на лице улыбку и удержит это выражение в течение пары минут, то его эмоции автоматически изменятся и сдвинутся в позитивную сторону.

Многочисленные исследования установили, что если усилием воли, во-первых, изменить характер возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а, во-вторых, изменить свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет. Примером первого из вышеназванных подходов по воздействию на собственное тело может служить метод Джекобсона (Jacobson Е., 1930), а образцом второго способа — метод Е. Куэ (Coue Е., 1922).

В основе метода, предложенного Джекобсоном, лежит представление о том, что между мозгом и скелетными мышцами существует тесная взаимосвязь, при которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению Джекобсона образующийся при этом порочный круг можно разорвать только с «периферического конца», то есть путем специальных упражнений, направленных на полное расслабление скелетной мускулатуры. Исходя из этого, автором была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях (страх, тревога, смущение и т. д.), что способствовало снятию эмоциональной напряженности, а так же использовалось для предупреждения возникновения этих состояний. А. Свядощ (1997) рекомендует использовать данный метод в качестве симптоматического средства при тревожных состояниях, неврозе тревожного ожидания, неврозе страха и различных фобиях.

В отличие от метода мышечной релаксации, в котором имеет место косвенное влияние мышц на сознание человека, предложенный более ста лет назад метод Куэ предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. Для этого человек должен представить, что зачатки нужной эмоции (спокойствия, радости и т. д.) уже есть в организме и внушать себе, что сила этих чувств постепенно нарастает. В принципе, достаточно несколько десятков раз повторить фразу «Я чувствую себя хорошо», сопровождая эти слова яркими и детальными представлениями, как бывает вам хорошо, чтобы ваше состояние на самом деле улучшилось. Куэ рекомендовал делать подобные упражнения дважды в день — утром (сразу после пробуждения) и вечером (перед засыпаением).

В 30-х годах нашего века J. Schultz, проинтегрировав опыт как западной, так и восточной психотерапии (в частности, систему йогов), создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (Schultz J.H., Luthe W. 1961). Упражнения АТ по Шульцу разделяются на две ступени — начальную и высшую. В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа АТ является умение вызывать ощущение тяжести и тепла в конечностях, регулировать ритм сердечной деятельности и дыхания, вызывать ощущение тепла в области солнечного сплетения и прохлады в области лба. На высшей ступени АТ больные учатся вызывать у себя «особые душевные состояния» Пациенты, осваивающие классический вариант АТ, на данном этапе последовательно учатся способности ярко представлять перед внутренним взором какой-нибудь цвет, затем заданный объект, и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т. п.). В заключение, занимающиеся АТ, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов. В дальнейшем метод аутогенной тренировки широко применялся различными психотерапевтами и был значительно модифицирован в соответствии с прикладными задачами (Алексеев А.В., 1967; Uchiyama K.,1967; Ромен А., 1970; Панов А.Г. и соавт. 1973; Лобзин В.С., Решетников М.М., 1986; Шайхтдинов Р.З., 1987; Цзен Н.В., Пахомов Ю.В., 1988; Щербатых Ю.В., 1988; Карвасарский Б.Д., 1990; Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., 1997; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., 1997б и др.).

В соответствии с канонами АТ на первой стадии занятий формулы самовнушения группируются на шесть групп, суть которых можно схематично выразить следующим образом:

1. Мои руки становятся тяжелыми.

2. Мои руки становятся теплее и теплее..

3. Мое дыхание спокойное и ритмичное.

4. Мое сердце бьется ровно и спокойно.

5. Мое солнечное сплетение излучает тепло.

6. Мой лоб прохладный.

При этом формулировка этих формул может быть различной, но суть происходящих изменений остается именно такой: тяжесть и тепло в руках, ровное дыхание и сердцебиение, разогрев солнечного сплетения и охлаждение головы. В разных модификациях АТ эта последовательность видоизменялась, некоторые исследователи меняли местами 1 и 2 шаги, некоторые убирали 4 шаг, некоторые вводили свои формулы. Главным итогом первой ступени АТ должно явиться полное расслабление организма, а достичь эту цель можно по-разному.

Особый психологический настрой, свойственный занятиям аутогенной тренировки, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления сами по себе уже способствуют уменьшению эмоционального напряжения. Эта важная особенность самовнушения может быть использована для того, чтобы устранить тревогу, беспокойство, страх, чрезмерную эмоциональную напряженность (Клейнзорге, Клюмбиес, 1965; Ромен, 1970; Шайхтдинов Р.З., 1987; Свядощ, 1997; Щербатых Ю.В. и соавт., 1996; Щербатых Ю.В., 1997б). Имеются работы, в которых описаны хорошие результаты по снятию экзаменационного стресса при помощи упражнений йоги, весьма близких к аутотренингу (Malathi A., Damodaran A., 1999), а также приемов психической медитации (Shapiro S.L., Schwartz G.E., Bonner G., 1998).

При состояниях тревожного ожидания, эмоциональной напряженности, при предоперационных волнениях, неврозе страха, фобиях А.Свядощ (1997) рекомендовал вызывать мышечную релаксацию и проводить систематическое самовнушение типа: «Я спокоен», «Всегда спокоен». Таким образом, по мнению этого автора, удавалось достаточно эффективно предупредить, смягчить или устранить тревогу. В стрессовой ситуации А. Свядощ рекомендовал вызвать изолированное расслабление мышц плечевого пояса, сделать глубокий вдох и перейти на спокойное, ровное дыхание, что позволяет снизить страх публичных выступлений, волнения на экзамене и т. д.

Как отмечают многие исследователи, применение АТ ограничено особенностями данного метода, основанного на активном участии индивидуума в решении своих проблем. Регулярные занятия аутотренингом требует волевых усилий, высокой концентрации внимания, настойчивости и других качеств, зачастую отсутствующих у невротичных личностей. В связи с этим, хорошие результаты по применению аутотренинга в коррекции уровня экзаменационного стресса показывают, в основном, сознательные, организованные и высокоинтеллектуальные студенты. Лица со слабым типом высшей нервной деятельности, пассивные и склонные к конформным реакциям предпочитают прямое внушение со стороны психолога.

Помимо релаксации, АТ позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность экзамена: так называемые «формулы цели». Смысл их состоит в том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние, более восприимчиво к голосу сознания. Поэтому цели успешной деятельности в состоянии аутогенного погружения воспринимаются, запоминаются и реализуются гораздо лучше, чем в обычном (бодрствующем) состоянии (Шайхтдинов Р.З., 1987; Линдеман Х., 1992). Опыт Х. Линдемана, в одиночку пересекшего Атлантический океан на надувной лодке, может оказаться полезным при составлении «формул цели». При составлении этих формул терапевт, намечающий стратегию коррекции страха перед экзаменом у студента, должен руководствоваться следующими принципами: формулы цели должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять.

(Из книги Ю.В.Щербатых «Экзаменационный стресс». Воронеж. Студия ИАН. 2000.)

Что такое «биологическая обратная связь»?

Биоуправление, Биологическая обратная связь, БОС, biofeedback — все это разные синонимы одного процесса: управления самыми сокровенными биологическими функциями человека при помощи специальной аппаратуры.

Проблема, которую решают все БОС-системы, состоит в следующем. Весь организм человека можно условно разделить на две части — то, что подчиняется его сознательному контролю, и то, что функционирует непроизвольно. Мы можем по своему желанию поднять или опустить руку, высунуть язык, расслабить наружный сфинктер мочеиспускательного канала и помочиться, но мы, как правило, не можем заставить свой желудок выделять соляную кислоту, замедлить свое сердцебиение или повысить температуру кожи. Да, некоторые индийские йоги могут это делать, но для этого им требуется многие годы медитаций и упорнейших тренировок. А как же обычные люди? Оказывается, почти любой человек, может воздействовать на свой организм, если он получит оперативный наглядный отчет о результатах своих усилий, другими словами, если его обеспечить обратной связью о производимых им изменениях. Так в конце 60-х годов ХХ века появились первые сообщения о йогических способностях животных, которые могли управлять своим пульсом, если они могли отслеживать показатели частоты сердцебиений, причем «нужные» изменения подкреплялись положительными стимулами, а нежелательные наказывались. И подопытные крысы довольно быстро научились регулировать свои вегетативные функции, а вслед за ними — и люди.

Свои первые БОС-устройства я создал в начале 80-х годов ХХ века — это были электрические термометры, которые помогали моим пациентам быстрее осваивать методы мышечного расслабления. Если при использовании классической методики аутогенной тренировки на произвольное нагревание руки уходило в среднем 6-7 занятий, то с помощью простейшего БОС-устройства рука разогревалась уже на первом или на втором сеансе.

Сейчас техника ушла далеко вперед. В качестве датчиков используют термисторы, замеряющие изменения кожной температуры, фоторегистраторы пульса, датчики напряжения мышц, детекторы биопотенциалов головного мозга и т. д. Полученная информация обрабатывается на компьютере после чего предоставляется пациенту в удобном виде. Человек смотрит на экран монитора и четко отслеживает, в каком направлении меняются его физиологические процессы.

Если вас попросят замедлить свой пульс, вы вряд ли сможете это сделать, и даже если у вас это случайно получится, то вы не сможете зафиксировать и повторить результат. Другое дело, если вас снабдить устройством БОС. Тогда вы быстро научитесь связывать изменения своего организма с изменениями на экране компьютера.

Великолепные игровые приставки, основанные на принципе биологической обратной связи, выпускает Институт медицинской и биологической кибернетики в Новосибирске. Играя в эти чудо-игры, клиент при помощи своего пульса может управлять погружением водолазов в глубины океана или движением автомобиля по гоночной трассе. Работа с таким тренажером благотворно (без таблеток!) влияет на работу сердечно-сосудистой системы, нормализуя работу сердца и снижая артериальное давление.

Впрочем, лучше предоставить слово таким признанным мировым авторитетам в области биоуправления, как экс-президенту Американского общества БОС Марку Шварцу и академику РАМН, директору Института медицинской и биологической кибернетики М.Б.Штарку. Вот что писали они в предисловии к монографии «Биоуправление-4»:

«Игровые варианты биоуправления заслуживают более подробного упоминания, ибо, с нашей точки зрения, характеризуют новы этап технологии, которая нуждается в очень широком исследовании как в целях лечебно-реабилитационных, так и в научных. Здесь следует сказать несколько общих слов.

Увлеченность людей компьютерными играми вызывает необходимость разобраться, в чем же причина их привлекательности, что заставляет детей и взрослых часами просиживать за этим занятием. Простое объяснение этому — попытка создать «псевдореальность», дающую возможность хоть на время уйти от необходимости решения насущных проблем. Но в этой псевдореальности человек превращается в героя, он командует и повелевает, сражается и побеждает, он чувствует себя смелым и ловким, шаг за шагом улучшая свои результаты, овладевая мастерством игры.

Одним словом, играя, человек получает то, чего зачастую лишен в своей обычной жизни. В процессе компьютерной игры такой человек ощущает себя «успешным», осознает собственную способность управлять ситуацией, преодолевая в себе самые разнообразные комплексы. Выражаясь психологическим языком, человек приобретает навыки самоэффективности. Как же помочь пациенту перенести эти навыки в обычную жизнь, сделать так, чтобы ощущение завершенности волевого усилия, осознание способности к достижению цели, преодоление собственного безволия не остались в мире игр или пассивных фантазий?

Известно, что мысли, образы, чувства, испытываемые пациентом, имеют физиологические и биохимические корреляты. Так возникла идея соединить обучение саморегуляции вегетативных функций с теми несомненными достоинствами, которыми обладают компьютерные игры, и тем самым поставить их на службу здоровью, превратить их в оригинальный и эффективный без лекарственный метод лечения разного рода расстройств.

Еще один интересный метод — ВИЗУАЛИЗАЦИЯ. Онем Вы можете почитать на другом моеем сайте — ЗДЕСЬ

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation