Примеры стресса в психологии

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания

Человек — сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс — внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно — анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.
  • Какие виды этого психического процесса бывают?

    Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

    По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).
  • В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

    Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

    Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее — человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее — процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное — это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.
  • Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера — очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  • Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых — даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  • Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример — выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  • Послепроизвольное, другими словами — переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам — сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.
  • Что такое свойства внимания в психологии?

    Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

    Направленные на один объект:

  • Концентрация — с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость — отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность — проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.
  • Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение — человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость — это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем — количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания — ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.
  • Взаимосвязь памяти и внимания

    Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

    Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

    Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

    Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

    Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно — мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

    Особенности внимания детей

    Ребенок рождается как чистый лист — беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку — он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс — малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания — непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

    Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

    В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

    Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

    В юношеском возрасте основной вид деятельности — учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

    Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться — вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

    Психический процесс у пожилых людей

    Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

    Диагностика внимания

    Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

    Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

    Как развивать этот процесс психики?

    Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

    В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

    www.syl.ru

    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое «СТРЕСС (в психологии)» в других словарях:

    СТРЕСС — в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

    Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… … Википедия

    Стресс — (от англ. stress  давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение)  неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    Стресс (в технике, в психологии) — Стресс (от англ. stress ? давление, нажим, напряжение), 1) в технике ? внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине ? состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

    Стресс (эустресс и дистресс) в ПД — Всякое событие, которое требует от человека тех или иных приспособительных реакций физиологических, мыслительных, эмоциональных или поведенческих. Поэтому, невозможно (и нежелательно) пытаться полностью избегать стресса. Он неизбежный спутник тех … Энциклопедия современной юридической психологии

    Стресс — I (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) в технике внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. 2) в психологии, физиологии и медицине состояние психического напряжения, возникающее у человека при… … Большая советская энциклопедия

    Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напряжение) 1) общее внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его изменение; 2) в психологии, физиологии, медицине, биологии состояние напряжения (прежде всего, психического), возникающее у человека при… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

    Стресс-менеджмент в зарубежных ПОО — Зарубежный опыт психологического сопровождения сотрудников служб, в т.ч. полицейских, которым по роду их деятельности приходится принимать участие в локализации последствий экстремальных ситуаций, убедительно доказывает, что своевременные… … Энциклопедия современной юридической психологии

    СТРЕСС — стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии… … Словарь терминов по психологическому консультированию

    psychology.academic.ru

    Примеры стрессовых ситуаций в жизни и на работе

    Состояние стресса изматывает человека, снижается качество жизни. При этом каждый организм обладает адаптационным запасом энергии. У каждого человека запас сил и возможности психологического преодоления последствий напряженной ситуации индивидуальны.

    Существуют примеры стрессовых ситуаций, которые наиболее сильно воздействуют на личность. Любое изменение жизненных условий вызывает напряжение, к которому человек приспосабливается. Рассмотрим наиболее значимые стрессовые ситуации в рабочей и личной сфере, составленные психологами по результатам исследований.

    Стресс в повседневной жизни

    Любое стрессовое событие стоит рассматривать как взаимодействие человека и его окружения. Одни и те же ситуации для кого-то станут критическими, а другой с ними справляется. Что может влиять на степень напряжения?

    1. Характер, темперамент, самооценка. Тревожные люди более подвержены влиянию критических обстоятельств. Человек со слабым потенциалом в жизни быстрее истощается, у него не хватает ресурсов для борьбы.
    2. Возрастные периоды. На каждом этапе жизни существуют моменты уязвимости и ранимости. В критическую группу входят подростки, беременные женщины, пожилые люди.
    3. Человек, истощенный во время болезни, испытывает стресс более остро, так как заболевание относится к критическому фактору.
    4. События, которые ведут к социальным, финансовым и физическим изменениям вызывают напряжение. Психологи разработали ситуации, которые значительно влияют на здоровье, моральное самочувствие и адаптационные возможности. Существует специальный рейтинг наиболее травмирующих моментов.

      Шкала стрессовых событий из жизни по мере убывания

      Разные авторы работали над разработкой стрессовых примеров, но самыми первыми были американские психиатры Холмс и Рей. Их анализ связан с зависимостью заболеваний от происходящих в жизни травмирующих событий. Ученые работали с большой базой пациентов, были обработаны данные пяти тысяч человек.

      Выводы психиатров были представлены в специальной таблице, где описаны сильные стрессовые ситуации из жизни.

    5. На первом месте стоит смерть любимого или близкого человека. Стадии переживания смерти длительны, иногда человек не может оправиться от нее до конца жизни.
    6. После переживания смерти наиболее тяжело переносится развод. Стресс в период развода превышает допустимые нормы, так как человеку приходится справляться с напряжением на всех уровнях.
    7. Попадание в тюрьму оценивается как сильный стрессовый фактор. В некоторых случаях попадание под суд члена семьи затрагивает и его родственников. Это сильная эмоциональная нагрузка для семьи.
    8. Остро переживается болезнь или получение травмы. Ситуации, связанные с болезнью, критичны из-за потери работоспособности, а сознание собственной ущербности, например, при травмах – это сильный стресс для современной личности.
    9. В жизни бывают не только негативные события, ученые обнаружили, что и положительные ситуации влияют на уровень напряжения. К позитивным ситуациям в шкале напряжения относятся:

      • свадьба;
      • примирение с любимым человеком;
      • уход на пенсию;
      • беременность;
      • отпуск, проведение праздников.
      • Снижают ресурсы и влияют на стресс сексуальные проблемы, сложности с коллекторами из-за просроченных долгов, конфликты в отношениях, переезд и смена места жительства. В современной жизни примеров стресс-факторов прибавилось. В таблицу добавилось напряжение из-за автомобильных пробок, потери мобильного телефона, новостей о катастрофах и терактах.

        Каждый фактор оценивается баллами, если накладывается несколько событий, то стресс становится высоким и может нанести угрозу здоровью.

        Помимо повседневной жизни, стоит выделить отдельную группу стресс-факторов на работе. Рабочие ситуации, вызывающие напряжение, стоят в стрессовой шкале на начальном уровне. Проблемы на работе сказываются на здоровье, психологическом климате в коллективе, общем моральном самочувствии. Рассмотрим примеры рабочих травмирующих моментов.

        Сотрудник перегружен рабочими задачами, он не укладывается в отведенный промежуток времени, вынужден задерживаться на работе. Основные чувства человека при этом – постоянное беспокойство, страх не успеть вовремя, усталость.

        Интересно, что бездействие на работе может вызывать такие же эмоции.

        Конфликт поручений. Такой стресс фактор складывается из-за несогласованности руководства. Работнику дают указания, противоречащие друг другу. Требования могут кардинально противоречить, это вызывает напряжение, человек не может эффективно выполнить ни одно из поручений.

        Нестабильность, ожидание плохих известий. Некоторые компании время от времени испытывают кризисные ситуации или находятся на грани банкротства. Сотрудники таких организаций подвержены постоянному страху. Волнения связаны с возможностью задержек заработной платы, сокращения, необходимости искать новое рабочее место.

        Скучная деятельность на работе. Неинтересные задачи сказываются на эмоциональном состоянии. Человек использует любые варианты, чтобы не выполнять рабочие поручения. При этом одна и та же деятельность для одного будет интересной, а для другого нет. Это вопрос профессиональных предпочтений.

        Плохие условия труда. Плохое освещение, сырость, холод, шум – эти ситуации негативно влияют на человека и заставляют его испытывать стресс.

        Моббинг в коллективе. Травля в коллективе – одно их самых сильных переживаний на работе. В ситуации психологического дискомфорта человек может заболевать, моббинг – одна из самых частых причин увольнения.

        Часть стрессовых событий можно предвидеть и попытаться подготовиться к ним. Например, в ситуации беременности женщина ходит на курсы, читает литературу, чтобы быть готовой к новой роли. Иные ситуации нельзя предсказать, они становятся ударом и вызывают сильный стресс. Это смерть члена семьи или болезнь. Часть негативных моментов человек может преодолеть, они становятся для него жизненным уроком. К примеру, сотрудник сумел построить систему тайм-менеджмента и справился с нагрузкой на работе.

        Видео: Психологическая мастерская Евгения Якушева «Как бороться со стрессом»

        ostresse.ru

        Фрустрация в психологии это

        Фрустрация в психологии это определение психического состояния, которое создается при невозможности удовлетворения своих желаний. Это состояние вызывает агрессию. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Давайте подробнее рассмотрим эту тему и ее важность для нас.

        Состояние фрустрации

        Фрустрация – что это простыми словами?

        Значение слова фрустрация идет от латинского слова frustratio, что переводиться как “обман”, “неудача”, “тщетное ожидание”, “расстройство замыслов”.

        Фрустрация это эмоциональное состояние характеризующееся как переживание одной или нескольких неприятных эмоций. Простыми словами фрустрация это раздражение. Оно появляется когда вы не получаете того что хотите.

        Самое интересное в том, что в большинстве случаев люди на самом деле не знают, что они на самом деле хотят, и из-за этого они очень легко и постоянно раздражаются. Мы переживаем фрустрацию по несколько раз в день или даже в час.

        Например, жена рассказывает мужу о платье, которое она увидела в магазине, которое она хочет купить. Муж слушает ее, но ничего не говорит, он думает о своем. Жена внезапно сильно раздражается и начинает злиться на него.

        Произошло то, что у жены не удовлетворилась какая-то потребность во время этого разговора. Возможно, она хотела поддержки от мужа, а он ничего не сказал. Именно это и вызвало состояние фрустрации. Фрустрация спровоцировала злость.

        Это может быть одна сильно проявленная эмоция или несколько эмоций. Обычно человек не испытывает только одну конкретную эмоцию. Обычно это целый ряд эмоций. В случаях когда это несколько эмоций, эмоции будут организованны «слоями» или иерархией.

        Первые эмоций которые будет испытывать человек, будут самые поверхностные.

        Обычно это такие эмоции как агрессия, злость, гнев. Но, если у человека есть серьезные трудности с принятием в себе агрессии, как это характерно для людей которые выросли в агрессивных семьях, то поверхностная эмоция может быть совсем не агрессия. Поверхностная эмоция будет подменяться другой эмоцией и возможно совсем не агрессивным поведением.

        Если передо мной такой клиент, то я досконально слежу за его невербальным поведением.

        Чтобы не говорил клиент, как бы он не расхваливал свою жену, или руководителя, или кого еще угодно, его телу будет очень трудно врать. Фрустрация очень часто вызывает злость.

        Чтобы понять злиться человек или нет на самом деле, нужно смотреть на такие вещи как:

        1. мимику его лица;
        2. кусает ли он свои губы;
        3. начинает ли он чесаться когда разговаривает;
        4. начинает ли он активно двигать разными частями тела (руками, ногами, плечами, головой и т.д.).
        5. Наш ум обманывает нас все время, а вот нашему телу врать намного сложнее. Поэтому если вы хотите понять злиться человек или нет, на самом деле, не слушайте его слова, а смотрите на то как ведет себя его тело.

          Фрустрация это психическое состояние, со следующими первичными эмоциями:

          После первичных эмоций, начинают проявляться вторичные эмоции. Вторичные эмоции можно разделить на два типа. Первый тип, это ухудшение сознания. То-есть эмоции которые более болезненные для человека чем агрессия. Второй тип это улучшение сознания. То-есть эмоции которые более положительные для человека чем агрессия.

          Вторичные эмоции фрустрации при ухудшенном состоянии сознания:

          Вторичные эмоции при улучшенном состоянии сознания:

          Реакция на фрустрацию

          То есть реакция на фрустрацию это эмоции.

          Первичная реакция обычно агрессия. Вторичная реакция будет зависеть от уровня умственного и эмоционального развития человека. Человек с низким уровнем развития будет впадать в более неприятные эмоции чем агрессия (страх, тревога и т.д.). Человек с высоким уровнем развития будет проживать более приятные эмоции после первичной агрессии, обычно самые первые вторичные эмоции это удивление, возбуждение (не сексуальное).

          Также уровень напряжения первичной эмоции, тоже будет зависеть от уровня развития человека. Менее, умственно и эмоционально, развитые люди будут переживать намного сильнее и неприятнее первичную агрессию, чем более развитые люди.

          Так как много людей действуют от эмоций, это все очень сильно будет влиять на действия человека. Конкретно, на то, как он живет свою ежедневную жизнь. На то, что он говорит людям, которые с ним в контакте, во время его фрустрации, на то какие решения он принимает.

          По сути, жизнь человека полностью зависит от того как он проживает свои моменты фрустрации.

          Как выйти из фрустрации?

          Состояние фрустрации избежать невозможно, так как это автоматическая реакция, это инстинкт человека.

          Но вы можете подготовить себя заранее, чтобы ваш выход из состояния фрустрации был менее болезненным и негативным для вашей жизни.

          Делается это через постоянное развитие себя, своего эмоционального и умственного состояния.

          Конкретно, это такие вещи как изучение психологии, философии (западной и восточной), оздоровительные практики (йога, медитация, цигун), правильное питание, и все остальное, что улучшает ваше психическое и физическое здоровье.

          Ниже я не раз буду говорить об этом, когда мы будем рассматривать разные теории по этой теме.

          Фрустрация и депривация

          Очень похожие по смыслу термины в психологии это фрустрация и депривация, так как оба термина описывают неудовлетворение желаний человека.

          Депривация это когда желания человека не могут быть удовлетворены из-за его личности или других жизненных ситуаций которые его сильно ограничивают.

          Различие фрустрации и депривации в том, что фрустрация это кратковременная реакция, а депривация это уже более долгое состояние. Из-за этого, депривация несет более тяжелый характер и влияет на человека болезненнее, чем фрустрация. Фрустрация может длиться пару секунд, минут, дней, но депривация может длиться гадами. За эти годы, человек будет сильно деградировать в той сфере в которой он не удовлетворяет свои потребности.

          Самый яркий пример депривации, это тюремные заключенные.

          Заключенные лишены удовлетворения множества потребностей, которые важны для психологического развития человека. Поэтому не удивительно, что человек часто деградирует в тюрьме, а не развивается. Серьезные проблемы в тюремном подходе как метод реабилитации человека, это очень серьезная тема в психологии.

          Тест фрустрации Розенцвейга

          Один из самых известных в психологии тестов по фрустрации это методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.

          В 1945 году американский психолог Салом Розенцвейг выпустил метод тестирования фрустрации, который был основан на его теории. Метод достаточно интересный.

          Он заключается в том, что индивиду показывают разные картинки, на которых изображены 2 человека. На картинках эти люди, каким то образом взаимодействуют друг с другом. Например, один человек звонит другому по телефону.

          На картинках изображен текст, о том, что говорит один человек другому. Но, это только по отношению одного человека. То, что говорит второй человек в ответ, не написано.

          Вот именно эту часть и нужно дополнить индивиду, исходя из того как он воспринял картинку и представил ситуация которая в ней описывается.

          В картинках методики рисуночной фрустрации Розенцвейга специально очень мало информации. Это дает клиенту максимальную возможность использовать свое воображение о том, что там происходит. За счет этой возможности человек начинает проявлять себя.

          Психолог обрабатывает ответы клиента используя специальный “ключ” к этому тесту. Суть этого ключа это расшифровать, как клиент направляет свою реакцию (агрессию) и какой тип реакции в нем присутствует. Теория Розенцвейга подробно описывает эти пункты.

          Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, реально очень интересный и полезный метод. Но, чтобы взять из него пользу, или хоть что-то понять, вам нужно, либо подробно изучить ключ к тесту, а это очень сильно повлияет на то как вы будете выполнять сам тест, либо найти психолога опытного в этом инструменте.

          Стресс и фрустрация в психологии имеют очень близкие отношения. Когда повышается стресс, повышается и фрустрация, а значит и агрессия тоже.

          Во время стресса, психологическая адаптация человека понижается, так как его ум работает менее креативно и менее эффективно. Это значит, что человеку становится намного труднее удовлетворять свои потребности. Поэтому, его уровень фрустрации автоматически повышается.

          Подумайте о себе, когда вы в стрессе. Вероятно, в такие моменты вас очень легко раздражить и разозлить.

          Чего нуждается человек в стрессе? Какая у него главная потребность в этот момент? Конечно же, это расслабление. Но, так как человек не удовлетворяет эту потребность, не расслабляется, у него начинает повышаться уровень фрустрации.

          Можно смотреть на это немного по-другому. Можно считать что фрустрация, стрессы, конфликты и кризисы, это все одно и тоже психологическое состояние. Просто каждый термин, описывает разные стадии и отблески этого состояния.

          Фрустрация примеры из жизни

          Понятие фрустрации в психологии не будет полноценным без разных примеров. В отделе Теория, я приведу примеры относящиеся к разным стадиям потребностей, исходя из разных теорий.

          Сейчас, я опишу просто несколько примеров фрустрации из жизни. Возьмем мою личную жизнь как пример.

          Во вторник, я проснулся поздно, проспал, будильник не сработал. Появилась фрустрация, я в маленьком стрессе. Какая моя потребность была нарушена? Возможно несколько потребностей, одна из которых это успеть сделать то, что нужно было сделать утром. Это может быть либо потребность к самоутверждению, или потребность к социальному принятию (если мне нужно было сделать работу для клиента), или потребность к безопасности (если мне нужно было оплатить счета за квартиру и т.д.).

          Пришло время обеда, я очень занят работой, я не поел. Появилась фрустрация, и начала развиваться. Какую потребность я не удовлетворил? Базовую потребность к еде.

          Подходит вечер, а я чувствую себя как-то не так, что-то мне очень нервозно. Что произошло? А произошло то, что пока я работал во время дня, я пил коку-колу. От кофеина и сахара в коле у меня повысилась активность мозга. Но, это повышение также начало повышать состояние тревоги. И вот под вечер, я внезапно начал чувствовать что “что-то не так”. Где здесь потребность? Где здесь фрустрация? Потребность здесь в желании организма находиться в спокойствие и экономить энергию, так как уже вечер и я устал. Но тело наполнено кофеином и сахаром, оно не может расслабится. Из-за того что я не могу расслабиться, а телу это нужно, появляется фрустрация. Я чувствую себя раздраженным и нервозным.

          Вечер, моя девушка вернулась домой с работы, мы болтаем, смеемся, дурачимся. Я чувствую у меня начинает повышаться раздражение. Это фрустрация. Откуда пришла фрустрация? Какая моя потребность хочет, чтобы я ее удовлетворил? Могут быть разные потребности, но для примера, скажем это потребность в сексе.

          Теперь рассмотрим, несколько примеров на более развитых уровнях потребностей.

          Я на работе, сделал проект, мне заплатили очень мало, я ожидал намного большей оплаты. К этому меня еще и не похвалили за хорошую работу, а я люблю чтобы меня хвалили. Как я буду себя чувствовать? Хреновато. Что это? Это фрустрация. Какие мои потребности были проигнорированы? Скорее всего, это социальная потребность к самоутверждению через других людей, через финансы, через обратную связь от других людей.

          Корень этой потребности, скорее всего низкое мнение о себе. Это не потребность о саморазвитии, так как для этой потребности было бы все равно, что говорят другие люди и сколько они мне платят. Для этой потребности было бы достаточно того что я занимался своим делом и чувствовал что я развиваюсь во время этого занятия.

          Ну а теперь о самых сложных потребностях, о духовных потребностях.

          Время вечер, я устал, уже нет сил садиться медитировать, читать молитвы или заниматься йогой. Я просто ложусь спать. Но засыпая, я немного взволнован. Я не чувствую ощущения спокойствия за хорошо прожитый день. Почему? Потому что я не сделал то, что для меня очень важно, а именно мои духовные практики.Какая здесь потребность? Духовная потребность. А что это за потребность такая? Это потребность к чему? Что конкретно я удовлетворяю этой потребностью? Вот тут как раз и начинаются трудности. Духовные потребности не так легко объяснить как, например желание кушать или заниматься сексом.

          Если что-то непонятно по поводу примеров, пишите в комментариях ниже я попробую разъяснить.

          Теория фрустрации в психологии имеет несколько академических корней, от Долларда до Альдерфера. Сейчас мы рассмотрим самые главные из них.

          По сути, конкретной теории фрустрации нет, фрустрацию вписывают в другие теории. Обычно это теории по агрессии, потребностям, стрессу, аффекту и так далее.

          Теория фрустрации агрессии Миллера и Долларда

          Изначально механизм фрустрации был предложен Доллардом, Миллером и их коллегами в 1939 году. Они первые подробно описали концепция фрустрации агрессии.

          Теория фрустрации агрессии Миллера и Долларда гласила, что агрессия это нормальный результат фрустрации, которой избежать невозможно, и то, что любая фрустрация ведет за собой агрессию. Под словом фрустрация они имели в виду все, что блокирует исполнение желаний или целей человека.

          И тут важно понять одну вещь.

          Главная идея изначальной теории фрустрации Долларда, это то что фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

          Но, если мы с вами посмотрим на человека во время фрустрации, то мы увидим, что фрустрация не всегда влечет за собой агрессию.

          Коллега Долларда, Миллер, тоже заметил это, и достаточно быстро поменял свою точку зрения после публикации их изначальной работы. В 1941 году Миллер откорректировал их теорию, и сказал, что он считает, что фрустрация не всегда ведет к агрессии, а только иногда. Он утвердил, что агрессия это всего лишь один из многих метод реагирования на фрустрацию.

          Как показала история, другие исследователи, как Берковитз, Грин, Онеал, Бандура, поддержали эту идею. В разных работах, используя научные данные, они доказали что фрустрация не всегда ведет к агрессии, и что реакция агрессии зависит от человека. Если человек в среднем привык к агрессивному поведению, то фрустрация будет вызывать в нем агрессию. Но, у людей которые не привыкли к такому поведению, будут другие реакции, не агрессивные.

          Важно понять что все они имели в виду агрессивное поведение. То есть, человек начинает реально агрессивно себя вести. Если поведение не наблюдалось, то считалось что в нем нет агрессии. Я немного с этим не согласен. Поведение человека зависит от множества разных факторов. Люди часто фильтруют свое поведение, в зависимости от социальной сферы в которой они находятся, от норм и законов этой сферы. Если человек не ведет себя агрессивно, совсем не значит что в нем нет агрессии.

          В психологии и психотерапии есть такие понятия как ретрофлексия и дефлексия. Эти механизмы как раз повлияют на проявление агрессии в человеке. Человек может чувствовать агрессию, но не проявлять ее совсем, или проявлять ее искаженным образом, при котором она подменивается другими реакциями. Поэтому наблюдая за таким человеком, будет трудно увидеть агрессивен он или нет.

          Теория ERG Альдерфера

          Американский ученый Клейтон Альдерфер развил одну из известных теорий мотивации — ERG. Теория ERG стала популярной в основном в сферах менеджмента и бизнеса, но не в научных сферах. В научных сферах самая известная и исследованная теория мотивации остается теория Маслова. Но, теория Альдерфера очень похожа на теорию Маслова как вы ниже увидите.

          Теория ERG Альдерфера гласит, что человек имеет три ступени потребностей: экзистенциональные (E), социальные (R) и личностные (G) (личностный рост, развитие).

          Теория обычно обозначается латинской аббревиатурой ERG. ERG расшифровывается как Existence, Relatedness, Growth. Это и есть три ступени потребностей человека.

          Фрустрация в теории К Альдерфера характеризуется как движение вниз по ступеням потребностей человека. То есть индивид сталкивается с трудностями по удовлетворению своих более высоких потребностей, и из-за этого автоматически передвигается на более сильное удовлетворение своих ниже стоящих потребностей.

          Чтобы понять как это работает, давайте рассмотрим что это за 3 уровня про которые говорит Альдерфер и как человек двигается по ним в верх и вниз.

          Теория ERG уровень 1: Existence — экзистенциальные потребности.

          Это самые базовые потребности, без которых человек не может существовать. В это входят физиологические потребности как (еда, сон, секс) и потребности безопасности. Потребности безопасности человек обычно удовлетворяет разными методами, от спорта до финансов. Обычно один из самых распространенных методов это заработок денег. Чем больше у человека потребность в безопасности, тем важнее будут для него деньги и их заработок, тем сильнее он будет пытаться их заработать. Такие люди часто развивают стрессовый тип личности А.

          На этой стадии, фрустрация будет появляться, когда человек будет сталкиваться с трудностями по удовлетворению этих потребностей.

          Самый простой пример, это если человек хочет спать, но не может заснуть, то у него начнет повышаться раздражимость (фрустрация). Чем дольше он не сможет заснуть, тем сильнее будет его фрустрация. По теории Альдерфера, человек тогда начнет направлять свою энергию на более активное удовлетворение других потребностей, этого или нижестоящего уровня. Так как это уже базовый уровень потребностей, ниже уровня нет. Поэтому человек будет удовлетворять другие потребности этого уровня, как например еда. Он не может заснуть, и внезапно у него появляется мысль “может немного покушать чего-нибудь вкусненького”. Он встает с кровати, идет к холодильнику, находит там вкусняшку, и садится ее хомячить.

          В этом примере, трудности с засыпанием создали фрустрацию которая мотивировала человека удовлетворить совсем другую потребность, потребность к еде.

          Более трудный пример, это если человеку, по каким то причинам, становится трудно зарабатывать деньги. В такой ситуации он начнет двигаться вниз по лестнице потребностей, и более сильно удовлетворять такие потребности как секс, еда, сон. Мы это часто видим в клиентах с депрессией. Человек не может найти работу, впадает в депрессию, и начинает фиксироваться на сне, еде или сексе.

          Теория ERG уровень 2: Relatedness — социальные потребности.

          Это уже более развитый уровень. К этой группе относятся такие потребности, как:

          • иметь друзей;
          • создавать семью;
          • создавать команду на работе;
          • быть членом команды на работе;
          • руководить на работе;
          • участвовать в социальных кружках и организациях;
          • участвовать в командном спорте (любительском или профессиональном) и др.

        Все эти потребности пытаются помочь человеку в самоутверждении, самовыражению, самопознанию и так далее.

        На этом уровне потребностей, человек исследует его роль и место в обществе. Он начинает познавать себя через общество.

        На социальном уровне потребностей ERG, появляется социальная фрустрация. Социальная фрустрация в психологии это неудовлетворение своих социальных и общественных желаний.

        Например, не принятие человека социумом, сильная критика от других людей, трудности в росте по карьерной лестнице, трудности в личных отношениях, развал личных отношений и др.

        Если потребности этого уровня фрустрируются (не удовлетворяются) то по теории Альдерфера, человек начинает более активно удовлетворять потребности более низкого уровня, а значит уровня Existence, экзистенциальных потребностей.

        Социальная фрустрация и ожирение.

        Если мы посмотрим вокруг, то мы это легко увидим в себе или других людях. Например, возьмем коррумпированных чиновников или типичных мафиози. Это не странно, что такие люди обычно страдают от ожирения.

        Потому что они много едят, питаются не правильно и потому что у них уровни стресса повышенные, что нарушает обмен веществ в организме. Еда это базовая потребность. Они вкладывают в нее очень много энергии.

        Помимо этого, часто у них еще и сильные искажения, фетиши и извращения в сфере секса и разного вида сексуальные зависимости.

        Потому что у этих людей фрустрируются социальные потребности.

        Социальная фрустрация и друзья.

        Да, они могут быть очень активными в обществе, иметь множество друзей, высокий социальный статус и даже жертвовать большие суммы на благотворительность, но все это не удовлетворяет их социальные потребности.

        Если бы они были удовлетворены тем, что они делают, то они бы не фиксировались так сильно на удовлетворении более низких потребностей (еда, секс, безопасность, деньги).

        Ведь энергия не стоит на месте. Она все время в движении. Если человек не может направить энергию в одно русло, то она потянет его в другое.

        На этом уровне также часто встречается любовная фрустрация.

        Любовная фрустрация это нехватка внимания и любви другого человека. Из-за этого мы впадаем в разные неприятные психологические состояния. Иногда эти состояния агрессивные, иногда депрессивные.

        Любовная фрустрация близость.

        Если на первом уровне ERG любовная фрустрация больше относится к нехватке секса, то на втором уровне это нехватка близости и внимания другого человека.

        Если у нас долгое время нет серьезных отношений, то может выработаться любовная депривация. Это когда мы так сильно отвыкаем от жизни с другим человеком, что нам становится очень трудно создать серьезные отношения.

        У нас может быть много несерьезных отношений, но несерьезные отношения не будут удовлетворять потребность к любви, так как это сделают серьезные отношения. Уровень имменно любовной фрустрации, а не сексуальной, будет высоким.

        Любовная фрустрация и работа.

        В таких случаях люди обычно сильно погружаются в работу или другие интересы. Повышенная фрустрация заставляет их направить энергию в какое-то русло, слава боду если это русло позитивное а не разрушительное для них.

        Теория ERG уровень 3: Growth — потребности саморазвития.

        Сюда можно отнести потребности к самоутверждению, самовыражению, самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию.

        По сути человек это делает и на втором уровне теории. Но второй уровень, акцентирован на социуме. На втором уровне человек развивает себя за счет и с помощью других людей и социальных сфер (работа, друзья, групповой спорт).

        На третьем уровне, социум не так важен для реализации потребностей человека. Человек как бы начинает реализовывать их вне зависимости от других людей. Поэтому на этой стадии, люди обычно начинают сильно интересоваться такими темами как духовность, бог, религия, психология, философия и так далее. Такие темы как деньги, власть, друзья, семья, интересуют их намного меньше, так как это темы второго уровня.

        По теории Альдерфера, если у человека появляется фрустрация по поводу этих потребностей, то его энергия и внимание перейдет на более активное удовлетворение более низких, социальных потребностей. Фрустрацию третьего уровня, я называю духовной фрустрацией.

        Так как я не просто психолог но еще и очень много работаю и взаимодействую с людьми из религиозных и разных духовных сфер, то я могу поделится моим опытом о том как выглядит эта фрустрация на этом уровне.

        А выглядит она примерно так.

        Человек доходит до уровня удовлетворения социальных потребностей, удовлетворяет их в большей степени или наоборот понимает, что полное их удовлетворение невозможно, и начинает переходить на третий уровень саморазвития, третий уровень потребностей ERG.

        На третьем уровне он сталкивается с новыми барьерами, трудностями и проблемами.

        Третий уровень самый трудный для удовлетворения потребностей, так как вам нужно начинать меня себя. Это не первая стадия, где чтобы удовлетворить потребность вам просто нужно что-то покушать (еда), или поспать (сон), или заняться сексом.

        Также это не вторая стадия, где чтобы удовлетворить потребность вам нужно просто позвонить другу и поболтать с ним, или прийти на работу.

        На третей стадии все намного сложнее. Для того чтобы почувствовать реальное удовлетворение, вам нужно начать сильно менять себя, в лучшую сторону.

        Трудно поменять свою жизнь.

        Чтобы удовлетворять потребности третьего уровня, нужно буквально начинать менять всю свою жизнь.

        Избавляться от вредных привычек, прорабатывать свои страхи, прощать других людей, начинать полезно питаться, медитировать, изучать разные философии будь они восточные (буддизм, даосизм, йога) или западные (платонизм и д.р.) или любые другие.

        Но, чтобы реально удовлетворять потребности этой ступени, нужно очень сильно вкладываться, это очень трудно. У многих людей на это нет ни времени, ни сил, ни терпения.

        Стадии и фрустрации третьего уровня потребностей

        Я разделяю третий уровень на 3 стадии. Вам будет легче понять роль и результат фрустрации если вы будете смотреть на него через эти стадии.

        1 Стадия духовного пути: Влюбленность.

        Это когда люди только открывают для себя духовность. Обычно это происходит через какие-то книги. Они читают книгу и просто начинают влюбляться в то как там описан мир, роль человека в этом мире, смысл существования и так далее.

        Некоторые влюбляются в духовность после опыта в какой-нибудь практики, будь это йога, цигун или медитация.

        На стадии влюбленности, человек наполнен интересом и энтузиазмом, фрустрации мало или она вообще отсутствует.

        Человек читает разные духовные книги, смотрит разные видео, ходит на разные практики, ретриты, эко фестивали и так далее. Ему все это очень нравиться, он полон энергии и мотивации.

        Часто на стадии влюбленности люди начинают очень сильно переоценивать свой уровень духовного развития. Они начинают считать себя реинкарнированными мастерами, супер йогами, мудрецами, целителями, сильными экстрасенсами и так далее. Да, возможно многие из них реально способны на что-то серьезное, но моя практика показывает, что это очень большая редкость для человека который на этой стадии духовности.

        2 Стадия духовного пути: Реальность.

        Стадия влюбленности начинает проходить когда человек начинает немного осознавать что, для того чтобы дальше удовлетворять свои духовные желания и мечты, ему нужно начинать очень сильно впахивать.

        И это будет не легкие занятия как он делал на предыдущей стадии, как например съездить на ретрит, сходить на урок по йоге, или сходить на приятный мастер-класс по медитации в воскресенье.

        Это будут такие трудные занятия, как садиться, каждый день, одному, в темноте, и повторять одну и туже молитву по несколько часов, или делать долгую медитацию каждый день, или тратить по несколько часов каждый день на изучение правильного (полезного) питания и потом категорически менять свою диету или что угодно другое.

        Суть в том, что человек начинает немного понимать что для того чтобы дальше удовлетворять свои духовные потребности, ему нужно начинать серьезно практиковать, то о чем он до этого просто читал или делал когда ему этого только хотелось.

        Теперь все наоборот. Если до этого он медитировал только по воскресеньям, полный энергии, с друзьями, в приятной комнате которую снял учитель по медитации, то теперь ему это нужно делать одному, каждый божий день, не важно полон он энергией или падает ли он с ног.

        Это очень трудно.

        Человек сталкивается с серьезной духовной фрустрацией.

        Большинство людей сходят с духовного пути. Некоторые из них делают это осознанно. Как например, у меня есть много знакомых которые вместе со мной обучались в духовной школе по медитации, и через пару лет обучения уходили из школы.

        Я спрашивал их “Почему ты ушел, ты ведь так любил духовный путь и практики?”, обычно их ответы были что-то вроде:

      • “У меня нет прогресса”
      • “Я не чувствую пользы”
      • “Это все очень трудно”
      • “Я хочу сначала много денег заработать и только потом уже серьезно заняться духовностью”
      • Эти люди осознанно уходили с духовного пути. Многие из них возвращались на духовный путь, обычно примерно через 4 года. Человек, который серьезно делал духовные практики, если бросил их, то все равно к ним вернется. Это может произойти через несколько лет, или пару десятков лет, но в большинстве случаев это происходит.

        Почему? Потому что те уровни спокойствия и удовлетворения, которые человек чувствует во время и после духовных практик (молитв, медитаций, йоги, цигун и т.д.), не сравнить ни с какими другими удовлетворениями своих потребностей.

        Виним других в своих ошибках.

        Второй тип людей, сходит с духовного пути не осознавая того что они на самом деле делают. Такие люди часто винят своих учителей, духовную школу в которой они учились, эгрегор, практики, религии или что еще угодно что придумает их эго и ум как оправдание своих слабостей.

        Их эго трудно признать реальность. Реальность такова, что проблема в них самих. Что фрустрацию которую они испытывают, они сами и создают. Что это не вина их учителей, школы или религии. Это их собственная вина.

        Это им очень трудно принять. Они винят во всем, всех других. Агрессия присутствует, и она направлена на других людей, идей или систем.

        Вторая стадия духовного развития, как и в стадии любовных отношений, это стадия трудности. В духовности есть такое понятие как “Dark night of the soul”. Это переводится как “Темная ночь души”. Это самый трудный период, через который проходит человек на духовном пути. У некоторых он длится всего пару лет, у других он длится несколько десятилетий.

        Все зависит от того сколько усилий будет принимать практикант в своем духовном развитии, каждый божий день.

        На второй стадии, человеку нужно быть очень честным с самим собой. Чем честнее он будет, тем легче и быстрее он пройдет эту стадию.

        Что происходит на третей стадии духовного пути, когда человек прошел вторую стадию?

        Что происходит после многих лет трудных ежедневных практик, смен приоритетов, смен работ, смен привычек, поведения, друзей, социальных сфер и много другого, которое длится на протяжении десятков лет?

        Что происходит после всех этих фрустраций, агрессий, депрессий, страхов, тревог, панических атак, темных ночей души, которые так характерны второй стадии?

        Если честно, то я не знаю.

        Вернее я знаю теорию, из моего общения с разными монахами, йогами и серьезными практикантами из разных направлений. Но, я не знаю реальность, так как я не дошел до этой стадии, и мне еще идти и идти до нее.

        Если я когда-нибудь дойду до нее, я вам обязательно расскажу, как она будет проявляться в моей жизни.

        Как я использую фрустрацию в терапии

        В терапии психологи используют фрустрацию как инструмент для вызова сопротивления человека. Без этого инструмента ни как.

        Психологическое сопротивление это то, как человек сам себе блокирует удовлетворение своих потребностей. Это такие вещи как конфлюэнция, дефлексия, ретрофлексия, эготизм и др. У меня есть статьи и видео на эти темы на этом сайте.

        То есть сначала идет сопротивление, когда человек блокирует свои собственные желания, потом появляется фрустрация из-за этой блокировки, потом появляется агрессия или другие эмоциональные состояния.

        Как это все выглядит в реальности?

        Примерно вот так.

        Ко мне пришла клиентка, которая жалуется на мужа, говорит, что он ее все время выводит из себя.

        Я говорю ей что-то вроде следующего “Я сейчас стану твоим мужем. Научи меня как мне себя вести, чтобы я начал выводить тебя из себя.”

        С моей помощью и объяснениями как все делать, она начинает меня обучать, я начинаю становится ее мужем.

        Выводим клиента из себя.

        Дальше, мы проигрываем одну из ситуаций из ее жизни, где ее муж вывел ее из себя. Я становлюсь ее мужем, и начинаю выводить ее из себя, также как это сделал он. То есть, я намеренно, начинаю создавать в ней фрустрацию.

        Она “выходит из себя”, у нее появляется фрустрация. За этой фрустрацией обычно стоит агрессия, за этой агрессией боль из прошлого и т.д.

        ОСВИ — острая ситуация высокой интенсивности.

        И таким образом мы выходим на то, что в психотерапии некоторые называют ОСВИ. ОСВИ – это острая ситуация высокой интенсивности. Это ситуация из ее прошлого, которая причинила ей сильную эмоциональную боль. Эта ситуация может быть из недавнего прошлого, как например пару недель назад. Но, обычно эта ситуация из далекого прошлого, как например детства.

        И именно эта ситуация, сейчас отравляет ее отношения с ее мужем.

        И таким образом мы начинаем прорабатывать именно эту ситуацию. И прорабатывая ее, у девушки начинают сильно улучшаться ее отношения с ее мужем.

        Если бы клиентка была спокойна и расслаблена, то мы не вышли бы на эту ситуацию так легко как если бы она была в состоянии фрустрации.

        На некоторые ОСВИ очень трудно выйти без создания конкретных фрустраций в клиенте.

        nikolai-lu.com

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Navigation