Программа воспитания детей с синдромом дауна

Воспитание детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это, вопреки обыденному мнению, не болезнь, но такое генетическое состояние, (обусловленное наличием лишней хромосомы), которое способствует развитию определенных заболеваний.

Главный принцип воспитания любого ребенка заключается в проявлении любви и заботы о нем.

Любить ребенка с синдромом Дауна непросто. По мере его взросления, все больше становятся заметны как внешние особенности, так и отставание в развитии на фоне приступов истерик. В социуме же принято оценивать родительскую успешность и состоятельность по двум критериям: внешний вид ребенка и уровень его развития. Не получая такой поддержки от общества родители детей с синдромом Дауна не имеют позитивного подкрепления своего отцовства и материнства, это внутреннее недовольство легко может выплеснуться на больного ребенка в виде обвинения в том что он не здоров. Последующее чувство вины перед ним начнет мешать проявлению и течению естественной родительской любви. Что же делать?

Прежде всего, вы, как родители должны понять, что для ваших детей работают другие нормы развития и ориентироваться надо именно на них, а не на общепринятые закономерности детского развития. Так для ребенка с синдромом Дауна будет нормальным начать ползать на четвереньках и в 9-10 месяцев, и в 1.5-2 года и даже немного позже. И не стоит начинать сравнивать эти нормы с общепринятыми показателями. Это путь ухода от реальности, и, следовательно, не развития ребенка. Да, вашему ребенку потребуется больше времени на освоение определенных умений и навыков, но ведь главное, что он развивается! Пусть иначе и непривычно для окружающих, но развивается. Запомните эту мысль, пусть она всплывает в вашем сознании всякий раз, когда вы почувствуете усталость от ожидания очередного возрастного новообразования.

Как же объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо? Как донести до него мысль чего нельзя делать, чтобы самому не пострадать и быть принятым в социуме?

Несмотря на достаточное количество ограничений, дети с синдромом Дауна хорошо овладевают механической памятью, а также у них развита подражательная деятельность.

Поэтому, чтобы объяснить и донести нужную мысль до своего ребенка родителю нужно по мере возможностей наглядно демонстрировать необходимую модель поведения и последовательность действий. Особенности механической памяти заключаются в том, что для заучивания необходимы многократные повторения одного и того же материала. Если в своих объяснениях вы допустите ошибку, ребенок ее заучит и будет с точностью воспроизводить ее. Помимо этого родителю нужно максимально продумывать формулировки, т.к. механически заученный материал не учитывает возможных нюансов ситуации. И тогда ребенок может просто не знать, что делать.

Еще одной отличительной особенностью детей с синдромом Дауна является их необычайная доброта и ласковость. Многим родителям приходится немало потрудиться, чтобы научить ребенка быть добрым, преодолеть природную эгоцентричность (представление о мире через призму своих желаний, действий и мыслей). Ваш же ребенок умеет быть им с рождения. Зачастую окружающие отмечают, что общаясь с особым ребенком, они сами становятся более заботливыми, чуткими и менее эгоистичными.

Как и любой человек, дети с синдромом Дауна подвержены изменениям в настроении. Но из-за неразвитости речи не всегда могут об этом сказать в общепринятой форме. Поэтому выражают его в доступной для них форме – истерике. Как помочь родителю своему ребенку в этих ситуациях?

1. Нужно понять каким образом демонстрируемое ребенком поведение помогает ему удовлетворить его потребность.

2. Продумать и предложить другой способ достижения цели, используя метод позитивного закрепления желательных поведенческих реакций.

Наблюдательность – качество, необходимое всем родителям для правильного выстраивания процесса воспитания ребенка. А для родителей детей с синдромом Дауна оно является одним из основных способов получения информации о своем ребенке. С развитием наблюдательности развивается чувствование и как следствие предугадывание желаний и потребностей ребенка – очень важное умение для родителей детей с проблемами речи.

Говоря о воспитании невозможно не затронуть тему наказаний. Нужно не только положительно подкреплять хорошее поведение, но и негативно фиксировать плохое. Детям с синдромом Дауна доступны элементарные переживания и эмоции, поэтому если в виде наказания вы лишите его каких-то выученных уже им поощрений, он вполне ощутит себя наказанным. Главное соблюдать последовательность действий и временной промежуток. Если вы решаете, что поступок требует наказания, то пусть оно следует непосредственно за проступком, а не спустя время. Ребенок не удерживает в памяти на долгий период времени информацию. Поэтому лишив его, например, вечером любимого печенья за событие, которое произошло днем, вы не достигните желаемого результата. Более того ребенок соотнесет ваши действия с хорошим поведением.

Родитель должен помнить и настроить себя на то, что закрепление желательного поведения у ребенка не происходит за один прием. Не забывайте, что вашему ребенку сложно усвоить не только цепочку последовательных действий, но и одно действие, для выполнения которого требуется несколько последовательных движений. Потребуется несколько раз наглядно продемонстрировать нужные действия, прежде чем механизм запоминания и принятия сработает.

Строго говоря, различий в методах воспитания детей с синдромом Дауна от обычных детей нет. Только если родители будут помнить, что надо опираться не на возраст ребенка по документам, а на его фактическое развитие познавательной деятельности, двигательное и интеллектуальное развитие.

В заключение несколько слов о воспитании ребенка с синдромом Дауна в семье, где уже есть другие дети.

Не забывайте, что все ваши дети нуждаются в родительском участии: любви и заботе. Необходимость уделять больше внимания одному особенному ребенку не означает лишить его других домочадцев. Пусть оно будет меньше, но по количеству, а качеству. Большой помощью для родителя будет поддержка супруга/супруги и других близких ему людей. Если так случилось, что вам не у кого попросить помощи, не с кем разделить свои взрослые заботы, обязательно свяжитесь любым доступным способом со специализированными группами поддержки родителей детей с синдромом Дауна.

И пусть воспитание особенного ребенка будет наполнено для вас радостными переживаниями и открытиями, а не родительским самобичеванием.

www.masiki.net

Обучение и воспитание детей с синдромом дауна

Дети с синдромом Дауна: развитие и воспитание

Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:

  • уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
  • косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
  • деформированное строение ушной раковины,
  • запавшая переносица,
  • маленький «пуговкой» нос,
  • полуоткрытый маленький рот,
  • пятнистый румянец на щеках.
  • Болезнь Дауна встречается сравнительно редко. Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.

    Можно ли вылечить эту болезнь? Как развивать и воспитывать таких детей?

    Особенности физического развития

    Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.

    Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психо-моторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.

    Особенности умственного развития

    Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.

    Заметно и отставание в развитии речи: часто дети дауны начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.

    Обучение и воспитание

    Детям с болезнью Дауна оказывается медицинская помощь. Лекарственная терапия назначается очень рано, сразу после рождения ребенка. В результате лечения несколько убыстряется темп развития детей: они начинают раньше стоять, ходить, говорить. Лекарства регулярно применяются и позже. Однако коренного улучшения пока добиться не удается.

    Где бессильна медицина, на помощь приходит специальная педагогика. Но заметного успеха в обучении и развитии детей с синдромом Дауна можно ожидать лишь в случае, если своевременно (то есть возможно раньше) обращается внимание и на общее лечение и на правильное воспитание. При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

    Подробную консультацию по работе с такими детьми родители могут получить у дефектолога — специалиста по олигофренопедагогике; мы укажем лишь основные моменты этой работы:

  • Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
  • Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
  • Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
  • В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
  • Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
  • Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
  • И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.
  • Чаще всего целиком и полностью забота о воспитании таких детей ложится на плечи родителей. Занятия с ними требуют большого упорства, терпения, настойчивости, регулярности, — но такая работа не бесперспективна — ребенок с синдромом Дауна может значительно продвинуться в своем развитии .

    • Ночное недержание мочи у детей (энурез)
    • Почему дети боятся?
    • Детский онанизм: причины, лечение
    • Причины заикания у детей, профилактика
    • Ребенок в 2 -4 года сосет палец, что делать?
    • Если ребенок непоседа
    • Методики обучения детей с синдромом Дауна

      Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

      Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

      В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный. Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

      В научном мире это генетическое заболевание объясняется наличием в клетках человека 47-й хромосомы (вместо обычного набора в 46 хромосом). Такое явление встречается не так часто: по статистике, примерно один случай на 600-800 новорожденных.

      Двигательные навыки и навыки самообслуживания

      Жизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.

      Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).

      Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

      Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Например, анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

      В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

      Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

      В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

      Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

      Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

      Обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки»

      Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется также во многих странах.

      Программа охватывает определенные области развития:

    • общую моторику;
    • речь;
    • двигательную активность;
    • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
    • Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

      Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи

      «Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

      Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры,складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

      Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением.

      Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

      Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

      Обучение детей с синдромом Дауна в дошкольном учреждении и в школе

      В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

      Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

      Автор Милена Хурцаева, врач-педиатр

      Особенности развития и обучения детей с синдромом дауна

      Дети с синдромом Дауна, несомненно, по уровню интеллектуального развития отличаются от своих здоровых сверстников. Статья расскажет, как проходит развитие и обучение детей с синдромом Дауна, какие особенности имеет этот процесс.

      Появление на свет малыша – долгожданное и желанное событие. Но всегда ли это так? А если ребенок рождается с неизлечимым тяжелым заболеванием, при котором он будет внешне существенно отличаться от своих сверстников и отставать от них в психическом развитии? Для многих родителей диагноз «синдром Дауна», обнаруженный у крошечного чада, звучит, словно страшный приговор.

      Ранее было принято считать, что все дети с синдромом Дауна не поддаются обучению, так как им присуща тяжелая степень умственной отсталости. Как показывают современные исследования, действительно, практически все больные этой болезнью имеют отставания в интеллектуальном развитии. Однако интеллектуальный уровень пациентов внутри этой группы значительно различается и может варьироваться от незначительного отставания до тяжелой его степени.

      Особенности развития

      Но все же многие дети с болезнью Дауна в состоянии научиться ходить, говорить, писать, читать и делать практически все то, что могут их здоровые сверстники. Но для того чтобы достичь этого, родителям необходимо обеспечивать своим больным деткам соответствующие программы обучения и адекватную среду жизни.

      При диагнозе синдром Дауна развитие ребенка имеет свои особенности. Так, речь появляется поздно и остается недоразвитой на протяжении всей жизни, понимание речи дается с трудом, словарный запас весьма скромный, часто наблюдаются звукопроизношения в виде дислании или дизартрии.

      Подобные сложности в освоении речи обусловлены снижением остроты слуха, маленькой полостью рта, пониженным мышечным тонусом. Также у больных деток узкие и маленькие ушные каналы, что отрицательно сказывается на умении слушать. Большое значение при развитии речи отводится тактильным ощущениям внутри ротовой полости. Больные с трудом могут распознать свои ощущения, плохо представляя, куда необходимо поместить язык для произношения звуков.

      Зрительное восприятие у детей с таким диагнозом также развито неполноценно. Маленькие пациенты предпочитают избегать сложных изобразительных конфигураций и фиксируют свое внимание, как правило, лишь на единичных зрительных образах. Дети не в состоянии искать и находить детали, внимательно рассматривать конкретные предметы.

      Несмотря на столь тяжелый интеллектуальный дефект, эмоциональная сфера остается сохраненной. Дети-дауны могут быть доброжелательными, послушными, ласковыми. Они способны любить, обижаться, смущаться, но вместе с тем бывают и упрямыми, злобными раздражительными. Многие малыши любопытны и им присуща хорошая подражательная способность, что имеет большое значение для привития трудовых процессов и навыков самообслуживания. Уровень умений, которого способны достичь детки с таким диагнозом, может быть различным и зависит от генетических факторов и социальной среды малыша.

      21-я дополнительная хромосома, являющаяся причиной развития даунизма, обуславливает возникновение некоторых физиологических особенностей, ввиду которых развитие ребенка происходит значительно медленнее, нежели у здоровых малышей.

      Особенности обучения

      Разработано множество различных методик, позволяющих развивать и эффективно обучать детей-даунов. Но родителям стоит настроить себя на то, что обучение детей с синдромом Дауна – довольно сложный процесс, занимающий много времени. Чем раньше были начаты занятия с малышом, то тем выше шансы добиться успехов. Основной дидактический принцип обучения таких пациентов – задействование различных каналов восприятия (органов чувств). Процесс познания должен идти достаточно медленно, а сами занятия должны быть приятными и интересными для ребенка.

      Ранняя помощь. Она должна оказываться с момента постановки соответствующего диагноза и до поступления маленького пациента в образовательное учреждение. Основная ее цель – обеспечение максимальной реализации возможностей ребенка, предупреждения развития вторичных нарушений, включение малыша в общий образовательный поток.

      Дошкольное обучение. Малыши-дауны могут стать учащимися дошкольного учреждения компенсирующего вида, созданного для деток с нарушениями интеллекта. В программу обучения входят следующие основные направления: «Социальное развитие», «Здоровье», «Формирование деятельности», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Эстетическое развитие» и «Познавательное развитие». Все занятия проводят квалифицированные педагоги, основываясь на общепризнанных методиках обучения и развития деток с нарушениями интеллекта.

      В современное время все большую популярность приобретает интегрированное обучение в учреждениях образования (как школьных, так и дошкольных). которое предусматривает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечивая последним социальную адаптацию и специальные условия. При посещении ребенком-дауном интегрированных групп в детских садах в соответствии с его возможностями разрабатываются индивидуальные учебные планы, что, несомненно, дает положительные результаты обучения.

      Школьное обучение. Обучение пациентов с диагнозом синдром Дауна может проходить в специальных коррекционных школах, где занятия организуются по специальной программе для деток с нарушениями интеллекта. Также школьники могут обучаться и в интегрированных классах, где так же, как и в детском саду, для каждого ученика, в соответствии с его уровнем развития, разрабатывается отдельный учебный план.

      Синдром Дауна представляет собой распространенное генетическое нарушение. На 600 — 800 новорожденных приходится 1 ребенок, страдающий этим недугом. Заболевание впервые было описано Джоном Лангдоуном Дауном в 1866 году и получило свое название от фамилии этого известного профессора. Лишь спустя почти столетие (в 1959 году) французскому ученому Жерому Лежену удалось выявить причину синдрома, которой является наличие лишней хромосомы.

      Реабилитация детей с синдромом Дауна, несомненно, непростой и длительный процесс. Задача родителей – максимально помочь своему чаду и создать для него такие условия, в которых он бы чувствовал себя таким же, как все – полноценным членом общества. И тогда, несомненно, малыш сможет достичь больших успехов.

      kakvospitat-rebenka.ru

      аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

      Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

      Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

      1.1. Общие сведения о ребенке:

      Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.

      Дата поступления в группу: сентябрь 2015

      Срок реализации программы: 1 год

      Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

      1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

      (составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

      Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

      Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

      — Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

      — По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

      — Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

      — По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

      — узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

      — различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

      — машет рукой на прощание (11 мес.)

      — Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

      — Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

      Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

      Характеристика ребенка по итогам обследования:

      Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

      Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

      Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

      Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

      Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

      Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

      Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.

      Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

      Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

      1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

      (отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

    • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
    • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
    • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
    • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
    • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.
    • Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.

      Формы проведения организованной образовательной деятельности:

    • Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
    • Индивидуальные занятия
    • Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов
    • Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

      I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

      II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

      — социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).

      — физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)

      — познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)

      — развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

      III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

      2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

      Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

      2.1. Направление I. Социальное развитие

      Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

      1. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
      2. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
      3. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
      4. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
      5. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
      6. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.
      7. 7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.

        8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)

        9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)

        10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

        2.2. Направление 2. Физическое развитие

      8. Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
      9. Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
      10. Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
      11. Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

      2.3. Направление 3. Познавательное развитие

      Основное содержание работы

      1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);

      2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»

      3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.

      4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;

      5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)

      6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.

      7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);

      8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;

      9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.

      10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

      2.4. Направление 4. Речевое развитие

      Основное содержание работы:

      1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).

      2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»

      3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •

      4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;

      5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;

      6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;

      7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;

      8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.

      9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

      2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

      1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)

      2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)

      3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

      (Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

    • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.
    • Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

    • Ежедневные консультации родителями.
    • Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

    • Совместные индивидуальные игры-занятия.

    4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

    (по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

    Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

    Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

    Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

    Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

    Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

    5. Программно – методическое обеспечение:

    1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

    2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.

    3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.

    4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.

    5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.

    6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.

    7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.

    8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.

    9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

    logoportal.ru

    Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

    Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь:

    1. Преодолевайте страх и отчаяние.

    2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

    3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и

    вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

    медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

    психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

    Как развиваются дети с синдромом Дауна?

    С первых месяцев жизни дети отстают в психомоторном раз­витии. У большинства из них позднее развивается речь и имеются дефекты звукопроизношения. Дети недостаточно хорошо по­нимают обращенную к ним речь, их словарный запас беден.

    «Относительная сохранность эмоциональной сферы, хорошая подражательность детей с синдромом Дауна способствуют тому, что интеллектуальная недостаточность этих больных для родителей становится очевидной в несколько более старшем возрасте, обычно после 2—3 лет. Умственная отсталость при синдроме Дауна проявляется в разной степени. Больные отличаются конкретным, замедленным мышлением, у них нарушены внимание, смысловая память. Механическая память остается более сохранной.

    Дети приветливы, общительны, доверчивы. Обычно проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Однако некоторые из них могут быть повышенно возбудимы, расторможены, упрямы.

    Чем могут помочь родители своим детям?

    Если у ребенка синдром Дауна, следует тщательно обследовать малыша у специалистов. Прежде всего следует выяснить, нет ли у ребенка врожденного порока сердца, и, если он будет обнаружен, нужно решать вопрос со специалистами о возможности и целесообразности операционного лечения. Врожденные пороки сердца при синдроме Дауна наблюдаются в 30-40% случаев, и, как правило, эти дети отличаются небольшой соматической ослабленностью, у них часто может наблюдаться затрудненное дыхание, одышка. А потом надо особенно хорошо проветривать помещение, где находится малыш. В ряде случаев полезно использовать увлажнитель воздуха.

    Всем детям с синдромом Дауна необходимо обследовать слух, так как нарушения слуха у них достаточно частые. А невыявленные нарушения слуха значительно затрудняют развитие речи и общее психическое развитие ребенка. Малыша следует проконсультировать также у глазного врача и эндокринолога.

    У многих детей с синдромом Дауна имеются различные дефекты зрения, недостаточность функции щитовидной железы и других желез внутренней секреции.

    Внимательно наблюдайте за своим ребенком, не пропустите различные приступообразные состояния с мимолетным отклю­чением сознания, подергивания в различных частях тела. Известно, что примерно у 10% детей с синдромом Дауна наблюдаются эпилептические припадки.

    Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна?

    Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как рано и как упорно будут обучать малыша основным навыкам и умениям. Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна отстают в умственном развитии и требуют к себе очень много внимания, они – члены семьи, общества и благодарно откликаются на любовь и заботу.

    Поскольку эти дети малоактивны, следует поощрять прояв­ленную ими самостоятельность в различных видах деятельности, в игре, навыках самообслуживания.

    При обучении ребенка с синдромом Дауна навыкам самообс­луживания необходимо использовать его подражательность. Создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за вашими действиями при одевании, раздевании, умывании, уборке помещений и т. п. Если в семье есть еще дети, предоставьте ему возможность как можно больше наблюдать за их действиями и игрой. Постепенно обучайте этим действиям и больного ребенка. Делайте это систематически и обязательно увидите результат своего труда.

    Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия – музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с синдромом Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Поэтому им полезны специальные игры под музыкальное сопровождение, например, катание мяча, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок и т. п. С ними можно разучивать простые стихотворения, считалки. Важное значение имеют специальные игры, направленные на развитие общей моторики, координации движений. Детей следует учить бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, скатываться с горки. При проведении всех этих занятий следует использовать характерную особенность этих детей – их подражательность и музыкальность. Чаще ласкайте, обнимайте своего ребенка, и он таким же способом будет выражать свое отношение к близким.

    Показывайте малышу большие яркие картинки, учите его рассматривать их, кратко объясняйте их содержание.

    Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом опять же необходимо опираться на большую подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи сделайте для себя правилом комментировать свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения­ми типа: «я мою руки», «надеваю пальто», «режу хлеб», «мою чашку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка. Делая это постоянно, добьетесь значительного прогресса в развитии его речи.

    Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.

    Для ребенка с синдромом Дауна очень важным является со­блюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. И как бы вам ни было трудно, какое бы отчаяние ни охватило вас, помните: главное – это терпение и любовь.

    У каких специалистов следует проконсультировать ребенка с синдромом Дауна?

    Важным является объективное обследование зрения и слуха, так как до 60% детей с синдромом Дауна имеют различную патологию зрительной системы и 40% — слуха.

    Также ребенок с синдромом Дауна должен наблюдаться у пси­хоневролога, педиатра и эндокринолога; следует помнить, что у этих детей имеют место пороки сердца, недостаточность функций щитовидной и половых желез.

    Нужно ли вступать в ассоциацию родителей?

    Целесообразно вступить в Ассоциацию родителей детей, стра­дающих синдромом Дауна, где можно получить ценные практи­ческие советы и предложения от других родителей, которые сами прошли через подобную ситуацию, преодолели ее и способны поделиться опытом. Необходимо включить ребенка в нормальную жизнь семьи. Родителям, которые сближаются со своими особыми детьми, удается гармонизировать отношения в семье и развить в себе особую чуткость. Это влияет и на отношение братьев и сестер к ребенку с синдромом Дауна. Воспитание такого ребенка должно быть делом всей семьи. Замечено, что, когда братья и сестры общаются с таким ребенком, они утрачивают обычную эгоцентричность, становятся добрыми, заботливыми и чуткими с родителями. Этот ребенок может поднять на более высокий уровень отношений всех членов семьи.

    С другой стороны, в отношениях с ребенком необходимо соблюдать меру и не забывать про остальных членов семьи. В таких семьях мать может считать, что муж может сам о себе позаботиться, но на самом деле для сохранения супружеских отношений супругам необходимо заботиться друг о друге, тогда и воспитание ребенка будет эффективнее. Родственникам и знакомым не следует унижать ребенка и родителей своей жалостью.

    Полезно ли детям с синдромом Дауна грудное молоко?

    Дети с синдромом Дауна легко простужаются, особенно часто у них болят уши – грудное молоко повышает у них иммунитет.

    Также они подвержены кишечным инфекциям – грудное молоко способствует размножению в кишечнике полезных бактерий, а это облегчает течение болезни.

    Дети с синдромом Дауна часто страдают запорами – грудное молоко оказывает послабляющее действие.

    Также у них часты пороки сердца – грудное молоко содержит меньше солей и более физиологично.

    Дети с синдромом Дауна часто вяло сосут – грудному кормлению свойственен ритм, облегчающий сосание.

    Дети с этим синдромом отстают в умственном развитии, грудное молоко – хорошая пища для развития мозга.

    Как правило, дети с синдромом Дауна – гипотоники , слабо сосут, им нужно помогать, обучать. Нужно терпение и еще раз терпение, пока мама и ребенок не поймут друг друга.

    Почему важны ранняя диагностика и помощь?

    В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важны для развития двигательных функций. С помощью ранней диагностики и лечебной гимнастики ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для умственно отсталых. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и расширяют возможности ребенка.

    Дети с синдромом Дауна, как и другие дети, нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей с нормальным развитием, это доставит много удовольствия и ребенку, и его партнерам по игре.

    Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

    Воспитание детей с синдромом Дауна в семье несколько облегчается тем, что большинству из них присуще дружелюбие, они по мере своих сил и возможностей стараются заслужить одобрение взрослых. Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм.

    На втором году жизни особенно необходимо развивать речь. Этому помогают детские песенки и книжки с картинками и простой игровой материал. Любая книжка помогает узнать, рассмотреть и назвать уже известные картинки, а это лучше, чем бессмысленное рассматривание.

    Ребенок синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи будут отно­ситься к нему с терпением и любовью. Конечно, помощь родителей будет более действенной, если в семье будут согласие и понимание. Если родители попытаются раз и навсегда решить взаимоотношения, будут заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.

    В России сейчас создаются группы взаимопомощи родителей и группы общения для детей. Такие службы содействия семье успешно работают при общественных организациях, они помогут присмотреть за ребенком, чтобы у родителей появилось свободное время.

    У большинства семей со временем появляется опыт поведения с умственно отсталым ребенком и умение воспринимать его таким, какой он есть.

    Особенности зрения и слуха у детей с синдромом Дауна

    В настоящее время установлено, что у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, значительно чаще, чем в общей по­пуляции, встречаются нарушения зрения и слуха, которые могут осложнять основной дефект либо являются ведущим дефектом. Знать об особенностях поражения органов зрения и слуха у таких детей необходимо не только специалистам, работающим в области коррекционной и специальной педагогики, но и родителям, которые также могут способствовать своевременной медицинской коррекции и специальной адаптации ребенка. Ушные раковины у детей с синдромом Дауна меньше, чем обычно, округлой формы, с расплющенным завитком, выступающим противозавитком, слабовыраженным козелком, противокозелком и мочкой, в некоторых случаях с кожными бугорками впереди ушной раковины. Деформация различной степени ушной раковины почти всегда сочетается с сужением наружного слухового прохода. Кожа его сухая, со слущивающимся эпидермисом и серой, которые, задерживаясь в наружном слуховом проходе, образуют серные пробки. Сухость наружного слухового прохода есть результат сухости наружных покровов, так же как и сухость слизистой оболочки губ, из-за чего на них образуются поперечные трещины.

    Благоприятно на состояние кожи и особенности наружного слухового прохода действуют закапывание капель персикового, абрикосового, подсолнечного (простерилизованного) масла. Достаточно три-четыре дня в месяц закапывать по две капли подогретого до температуры тела масла. При этой процедуре ушная раковина оттягивается вверх и немного назад, чтобы выпрямить наружный слуховой проход. В последующем при каждом мытье волос ушная раковина с наружным слуховым проходом промывается мыльной пеной, после чего тщательно вытирается. Промывание ушной раковины водой ни в коем случае нельзя делать ребенку с хроническим отитом среднего уха. Чтобы не допускать попадания воды в наружный слуховой проход, перед каждым мытьем волос надо закладывать в него промасленную ватку, которая не пропускает жидкость к барабанной перепонке Уходу за кожей лица и рук хорошо помогает водный настой аптечной ромашки, череды и мяты обыкновенной.

    Трава заваривается кипятком из расчета одна столовая ложка на пол-литра воды, отстаивается, после чего настоем можно умываться. Возникновению воспалительных процессов в среднем ухе во многом способствуют форма черепа (увеличенный поперечный размер по сравнению с переднезадним), обуслов­ливающая более горизонтальное положение слуховых труб, что облегчает проникновение инфекции из полости носа, носоглотки в барабанную полость.

    Полости носа и носоглотки у детей с синдромом Дауна сужены, первая – из — за высокого готического твердого неба, которое является дном полости носа, а вторая – за счет увеличения носоглоточной миндалины (аденоидов) и лимфоидных валиков вокруг устья слуховых труб, которые часто воспаляются вследствие воспалительных изменений полости носа. Сужение носоглоточного пространства и полости носа затрудняет процессы аэрации носоглотки и слуховых труб, что создает условия для возникновения воспалительных процессов в слуховой (евстахиевой) трубе и среднем ухе.

    Нарушение носового дыхания сопровождается наличием сли­зистых отделений в носовых ходах, что негативно влияет на со­стояние кислородного обмена. Недостаток кислорода в организме ведет к нарушениям работы сердца, изменению внутричерепного, спинномозгового и внутриглазного давления. В связи с этим увеличение аденоидов второй-третьей степени является показанием для их хирургического удаления. Важно научить ребенка освобождать полость носа, сморкаться, поочередно закрывая то одну, то другую ноздрю. Это препятствует попаданию слизи в трубу.

    Наличие частых катаров среднего уха, острых и хронических гнойных отитов приводит к нарушению слуха, что затрудняет и без того ограниченные коммуникативные возможности ребенка, неблагоприятно сказывается на развитии речи в раннем детском возрасте.

    Нарушения слуха могут быть обусловлены и аномалиями слу­ховых косточек в барабанной полости, изменением их конфигу­рации, слиянием двух косточек, например, молоточка и наковальни. Иногда косточки срастаются с костной стенкой надбарабанного пространства или происходит окостенение связок с молоточка. Такая аномалия как окостенение связки вокруг овального окна может быть обусловлена нарушением обменных процессов, характерных для синдрома Дауна. Изменения, подобные описанным, преимущественно в зоне низких и средних частот от 16 до 1000 Гц в пределах от 30 до 60 Дб. по воздушной проводимости, не влияют на костное восприятие звука. Таким образом, снижение слуха может иметь различную степень (шепотная речь воспринимается с расстояния от одного до пяти метров). Снижение слуха может усугубить как речевое недоразвитие, так и нарушение понимания обращенной речи и сказаться на коммуникативной и познавательной деятельности.

    Нейросенсорная тугоухость, которая также характерна для детей с синдромом Дауна, проявляется на аудиограмме повышением слуховых порогов как по костной, так и по воздушной проводимости (кривые идут рядом) преимущественно на высоких частотах – с 2000 до 20 000 Гц. Вероятность нейросенсорной тугоухости повышается с возрастом, что связано не столько с длительно текущим хроническим гнойным процессом в среднем ухе, сколько с необычайно ускоренным процессом старения улитки, что сочетается с общим преждевременным старением. Нельзя исключить нейросенсорную тугоухость центрального происхождения в связи с дисплазией извилин мозга, в том числе верхней височной, где располагается центр слуха, поскольку симптом нарушения разборчивости речи также характерен для детей с синдромом Дауна.

    Таким образом, снижение слуха как по звуковоспроизводящему, так и звуковоспринимающему типу характерно для детей с синдромом Дауна. Из этого следует, что необходимо аудиометрическое обследование таких детей, тем более что родители не всегда обращают внимание на то, что у ребенка снижен слух.

    Утолщенный и удлиненный язык (покрытый трещинами — «географический»), замедляющий жевание, корригируется с помощью операции – резекции его части. Это способствует также снижению аппетита, а, следовательно, и избыточного веса, что связано, по-видимому, с уменьшением числа вкусовых сосочков на языке.

    Операционное удаление части языка, а также удаления части увеличенной носоглоточной миндалины (аденоидов) позволяет детям держать рот закрытым, благоприятно сказывается на развитии челюстей, исправлении прикуса; кроме этого, уменьшается слюноотделение.

    Ребенок, перенесший эти операции, меньше подвергается риску респираторных заболеваний. Дети с легкой степенью умственной отсталости осознают, что в результате улучшился их внешний вид, а это ведет к повышению самооценки и улучшению психического самочувствия.

    Для детей с синдромом Дауна характерен косой разрез глаз (наружный угол выше внутреннего), эпикант – вертикальная складка, скрывающая внутренний угол глаза, широкое плоское переносье, светлые пятна на радужной оболочке (пятна Бруш-фильда) за счет уменьшения содержания в ней пигмента.

    Изменения со стороны роговой оболочки проявляются ее выпячиванием в виде конуса, который называется кератоконусом. Кератоконус чаще проявляется в период полового созревания, имеет прогрессирующий характер, возможна его связь с эндокринной патологией, которая сказывается как гипофункция щитовидной железы. Процесс начинается с размягчения роговицы в результате ее прорастания сосудами. Под влиянием мигательных движений роговица приобретает, как уже говорилось, форму конуса, верхушка которого постепенно истончается, мутнеет вследствие разрыва наиболее плотной и эластичной части роговицы, защищающей от инфекции и увлажняющей ее. Помутнение роговицы и кератоконус значительно изменяют рефракцию (преломляющую способность глаза), возникает различного вида астигматизм и снижается зрение. Кератоконус часто сочетается с катарактой и глаукомой.

    Катарактой в детском возрасте страдают не менее половины детей с синдромом Дауна, а в возрасте старше 10 лет ее признаки выявляются у большинства детей. При врожденных формах катаракты (1 -5% всех случаев) уже в роддоме или на первом году жизни при осмотре обнаруживают «серость» в области зрачка. Патологию хрусталика связывают с аномалией сосудов капсулы хрусталика (происходит на втором месяце утробной жизни), что проявляется его помутнением. Поскольку хрусталик является второй по силе рефракции после роговицы преломляющей средой глаза, его помутнение снижает зрение и требует как можно более раннего оперативного удаления с заменой на искусственную линзу.

    Жалобы ребенка на боли в глазах после длительного зрительного напряжения (телевизор, компьютерные игры), периодически проявляющееся затуманивание зрения, радужные круги перед глазами, головные боли, желание потереть глаза – все это указывает на возможность возникновения повышенного внутриглазного давления – глаукомы. Возникает глаукома в результате нарушения оттока внутриглазной жидкости. Врож­денная глаукома – результат недоразвития или неправильного развития дренажной системы в углу передней камеры глаза. При повышении внутриглазного давления ухудшается циркуляция крови по сосудам глаза и особенно страдает внутриглазная часть зрительного нерва, что может привести к атрофии нервных волокон.

    Детей с глаукомой необходимо выделить на занятиях в от­дельную группу, так как им противопоказаны наклоны; такому ребенку нельзя поднимать тяжести, нельзя нырять в воду. Врожденную глаукому (гидрофтальм, буфтальм) лечат хирур­гически – воссоздают дренажную систему в углу передней камеры глаза для оттока внутриглазной жидкости.

    У 1/3 детей с синдромом Дауна развивается выраженная миопия (близорукость), сочетающаяся с астигматизмом (разные виды преломления – рефракции – в одном глазу или разные степени одного вида рефракции). При миопии световые лучи собираются перед сетчаткой, их главный фокус не достигает сетчатки. В этом случае говорят о сильной рефракции, которая усугубляется увеличением длины глазного яблока. Удаленные предметы близорукие видят расплывчато, как в тумане; чтобы яснее их рассмотреть, они вынуждены прищуриваться.

    Близкорасположенные предметы им видны отлично. Имеются данные о врожденном характере близорукости. Развитию близорукости способствует длительная зрительная работа на близком расстоянии, при плохом освещении рабочего места, например чтение текста с мелким шрифтом на расстоянии менее 30 см. Этому же способствует чрезмерное удаление оси глаза, вызванное эндокринными расстройствами, свойственными детям с синдромом Дауна.

    Необходимо соблюдать меры, направленные на оздоровление детского организма и, следовательно, зрительной системы: выдерживать режим занятий, режим дня в целом, создавать хо­рошие условия быта и питания. В целях компенсации близору­кости при синдроме Дауна назначают очки, при слабой степени близорукости (до 3,0 диоптр.) очки назначают только для дали и пользуются ими в театре, на выставке.

    При выраженной близорукости (от 3 диоптр. и более) очками пользуются постоянно. В целях предупреждения развития бли­зорукости рекомендуют делать упражнения, тренирующие ос­лабленную аккомодационную мышцу. Можно рекомендовать и хирургические способы лечения. Наиболее распространенные из них в настоящее время – насечки на роговице с целью уменьшения ее преломляющей силы или укрепление склеральной оболочки заднего полюса глазного яблока. К сожалению, линзы в этом случае неэффективны, поскольку дети с синдромом Дауна не могут ухаживать за ними.

    Резкое снижение зрения на один или оба глаза в результате нарушения рефракции, в частности миопия, а также изменения со стороны ЦНС, которые всегда наблюдаются у детей с синдромом Дауна, и частые воспалительные заболевания вызывают изменения в глазодвигательной системе: возникают неправильное положение глаз, ограничение их движения и непроизвольные ритмические движения глазных яблок – нистагм. При косоглазии нарушается бинокулярное (обоими глазами) зрение, снижается центральное зрение косящего глаза. Косоглазие может быть сходящееся, если глаз отклоняется к носу, и расходящееся, если глаз отклоняется к виску, а также косоглазие, при котором глаз направлен к верху или низу. При этом косоглазие может быть односторонним, когда постоянно отклоняется один и тот же глаз, и двусторонним, при котором попеременно отклоняется то один, то другой глаз в зависимости от того, какой из них в данный момент является фиксирующим. Так как при косоглазии затрудняется совместная работа глаз, происходит непроизвольное подавление функций одного из них – как правило, хуже видящего. Хуже видящий глаз начинает чаще отклоняться, а через какое-то время косоглазие становится постоянным, и зрение на этом глазу ухудшается. Такое снижение зрения, возникающее от «неупотребления» зрительной функции глаза, носит название амблиопии. Амблиопия наблюдается в 60—80% случаев содружественного косоглазия и является его следствием. Успех коррекции косоглазия и амблиопии во многом зависит от своевременности, правильности и активности индивидуального лечения, а также настойчивости и самих больных, и их родителей.

    Если ребенку установлен диагноз «синдром Дауна», есть основания предполагать возможность возникновения в дальнейшем нарушения слуховой и зрительной функций. Это следует учитывать при разработке коррекционно-психолого-педагоги-ческих мероприятий. При таком подходе в дальнейшем удается преодолеть возникающие у ребенка или подростка реактивные состояния. Для долгого выявления сложного дефекта у детей с синдромом Дауна необходимы обязательное периодическое комплексное медицинское обслуживание, включающее отори-ноларингологическое, аудиометрическое, офтальмологическое обследование с исследованием глазного дна, регулярные повторные экспериментально-психологические исследования. Проведение таких исследований позволяет обнаружить все дефекты функций у ребенка, что необходимо для оказания своевременной и адекватной медицинской, психологической и педагогической помощи.

    Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

    (Составители: О.Ю.Пискун, Т.В.Волошина НГПУ, Новосибирск 2009)

    azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Navigation